О, как вы были блаженны тогда, присовокупляет еще к сему апостол: ибо свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне (4:13–15). Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? (Галатов возмущали лжеапостолы). Но я уверен о вас в Господе, что вы не будете иначе мыслить, а смущающие вас подвергнутся суду, кто бы они ни были (5:10). Христиане Ефесские были запечатлены обетованным Святым Духом ( Ефес. 1:13 ). стали уже не чуждые пришельцы, но сожители святых и свои Богу (2:13); а с какой нежностью пастыри церкви Ефесской прощались с ап. Павлом в последний раз его пребывания в Ефесе! Они проливали обильные слезы, пишет Лука ( Деян. 20:37–38 ) и повергались на выю Павлову, целовали его, скорбя наипаче о том слове, которое он сказал, что они уже не увидят лица его, и провожали его до корабля. Держащий седмь звезд в деснице своей знал дела и труд и терпение Ангела Ефесской церкви, и что он не может сносить развратных ( Апок. 2:1, 2 ). Но никто так, кажется, не веселил сердца Павлова, как церковь Филиппийская, которая первая и была основана после призывания некоего македонянина в видении; всегда во всякой молитве моей говорит он, за всех вас приношу с радостью молитву мою – за участие ваше в Евангелии от первого дня даже до ныне.... я имею вас в сердце и во узах моих при защищении и утверждении благовествования, – вас всех моими соучастниками в благодати; далее – сообщает им об успехах своего благовествования; желание имея уже разрешитися и быти со Христом, он затрудняется нуждой своего пребывания во плоти для них и уверяет, что останется и пребудет с ними для успеха их и радости в вере ( Филип. 1:4, 5, 7, 12–15, 23–25 ). Наконец, говорит им: тем же братие моя возлюбленная и вожделенная, радость и венче мой, тако стойте о Господе, возлюбленнии (4:1). В Колоссянах слово истины благовествования с того дня, как они услышали и познали благодать Божию в истине, возрастало и приносило плод веры во Христе Иисусе и любви ко всем святым, как и во всем мире ( Колос. 1:4, 5, 6 ); Апостол приписывает им такое достоинство, в котором одном выражается верх совершенства христианского: вы умерли, говорит он, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (3:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Как я уже говорила в моем первом письме, протестантская церковь считает Библию единственным источником истины; она отказывается следовать традициям, переданным Церкви святыми апостолами не только в письменном виде, но и устно: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2 Фес. 2:15 ); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (И Кор. 11:2); и «Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, то исполняйте и Бог мира будет с вами» ( Филип. 4:9 ). В то время как св. апостол Павел говорит о Церкви как о теле, крепко соединенном и согласованно действующем ( Ефес. 2:19-22 ), мы видим, что в действительности протестантская вера состоит в том, что каждый отдельный верующий должен самостоятельно постигать истинное толкование Писания. Св. Павел также учит верующих покоряться своим церковным властям ( Евр. 13:7, 17 ), но большинство протестантов в действительности совсем не подчиняется своим пастырям. Последние и не требуют такого подчинения, а если они вдруг начинают его требовать, то многие верующие уходят из прихода и переходят в тот храм, где не предъявляются такие строгие требования. Прочитав мое первое письмо, вы решили, что вы должны подчиняться власти Вселенского Собора. В таком случае, вам следует принять поклонение иконам и чтить Деву Марию как Приснодеву. Но в большинстве протестантских церквей вам вряд ли позволят делать это, скорее всего они будут активно проповедовать против таких взглядов. Христос сказал, что Святой Дух будет вести апостолов к истине ( Ин. 16:13 ), а часть этой истины касается организации Церкви. Церковь была основана апостолами, руководимыми Святым Духом и ее епископы, священники и диаконы являются преемниками апостолов; если проследить историю и порядок их посвящения в сан, то в конце концов мы и придем к самим апостолам. Такой порядок установлен в канонах, данных Церкви святыми апостолами и писаниями отцов Церкви, но ни один протестантский священник не является преемником апостолов. Значит, в соответствии с канонами и всеми церковными традициями, власть этих священников и приносимые ими святые таинства не имеют никакой силы, а то, что они проповедуют не является истинным. Уже одно только это, помимо всего прочего, говорит нам о том, что протестантство является заблуждением.

http://azbyka.ru/way/pisma-protestantki-...

Как я уже говорила, решение о том, что должно войти в Священное Писание, было принято Церковными Соборами. Какими же критериями они руководствовались? Было два основных критерия: 1) Кто написал книгу (и насколько велика уверенность в том, что она действительно принадлежит предполагаемому автору), и 2) Согласуется или не согласуется содержание книги с апостольской традицией, называемой также Священным Преданием. Вряд ли вы будете отрицать правильность первого из этих критериев. Что касается второго критерия, то в первые годы существования Церкви канон Священного Писания еще не был полностью установлен; часто возникали ереси, вызывавшие в Церкви смуты. Некоторые из членов Церкви вводили неверные новые учения, приводившие к пагубным ересям и даже основывали свои собственные «церкви.» Иногда эти еретики писали свои собственные псевдоапостольские книги в попытке отвлечь верующих от истинной Церкви. В результате этого христианам приходилось судить о правильности своих верований и действий, сверяясь с учением апостолов, которое передавалось из поколения в поколение как в письменном, так и в устном виде. Ведь апостолы говорят, что христиане должны подчиняться всему, чему апостолы учат их, как своими писаниями, так и словом. Св. апостол Павел пишет: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2 Фес. 2:15 ), «Хвалю вас, братия, что вы… держите предания так, как я передал вам» ( 1 Кор. 11:2 ), «Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, то исполняйте» ( Филип. 4:9 ). Кто-нибудь может возразить, что материалы, передаваемые устно, были в конце концов включены в ту или иную книгу Нового Завета. Если бы это было так, то для чего стал бы Бог давать нам такие бесцельные указания в Священном Писании? Приведенные три изречения были бы в этом случае абсолютно излишними. Нет, совершенно очевидно, что эти слова относятся к тем поучениями апостолов, изложенным в их проповедях, которые не были записаны, а также к тем урокам, которые они давали людям всем своим образом жизни. Эти обстоятельства учитывались при вынесении решения об истинности различных книг.

http://azbyka.ru/way/pisma-protestantki-...

1:7; 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Ефес. 1:2; Филип. 1:2; Кол. 1и др.), и наставляя их единодушно и едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:6; Кол. 1:12; 3:17); б) Богом единым: но у нас один Бог Отец, из Которого все (1 Кор. 8:6; Ефес. 4:6); в) Богом благословенным: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Кор. 1:3; 1 Петр. 1:3; Ефес. 1и др.). Приводить еще доказательства этой истины из Священного Предания было бы вовсе излишне. Заметим только, что исповедуя ее, древние учители Церкви приписывали Богу Отцу разные выразительные названия, каковы: Само-бог, Всецело-бог, Сущий над всеми Бог, Бог всего, Отец всего, Творец всего, Вседержитель, Все-царь и под. §33. Доказательства из Священного Писания Божества Сына и Его единосущия с Отцом Не с меньшей ясностью изображено в Священном Писании и божество второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, равно как Его единосущие со Отцом. Относящиеся сюда священные тексты двух родов: одни говорят непосредственно о божестве Сына Божия; другие свидетельствуют о божестве Иисуса Христа. Но так как Иисус Христос есть не кто другой, а именно Сын Божий, ипостасно воспринявший естество человеческое: то и нет нужды разделять те и другие. В этих текстах, которых бесчисленное множество, Священное Писание усвояет Иисусу Христу или Сыну Божию все, что только может приличествовать истинному Богу, как то: 1) Именования Бога. Оно называет Его - а) Богом: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога (Иоан. 1:1—2). Здесь - аа) Слово называется Богом, очевидно, в том же самом смысле, в каком и Бог Отец, у которого оно было искони; следовательно, — в смысле собственном; бб) под именем Слова, без всякого сомнения, понимается Сын Божий, Иисус Христос; ибо, продолжая свою речь, Евангелист говорит: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ... ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (14,17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

2, 4). Христианин не может любить обольщений мира и не может участвовать в темных делах его, потому что он – сын духовного света, озарившего ему вечную жизнь во Христе и сделавшего для него настоящую жизнь на земле лишь временным странствованием его к вечному царству на небе (1 Иоан. 2, 15-17; Ефес. 5, 8; Евр. 12, 22-24). В силу этого, свободный подражатель святой жизни И.Христа, он уж естественно должен являться здесь и добровольным участником в неповинных страданиях Христа, потому что он ведь только странник в мире, т.е. чужой для мира, и стало быть – мир не может любить его. Поэтому апостолы прямо говорили верующим, что им суждено страдать (1 Фессал. 3, 3; срав. Филип. 1, 29) и что избежать этой участи, оставаясь верными последователями Христа, они не могут. Ведь истина, конечно, не может не обличать заблуждения, и свет не может рассеивать сумрака ночи, а христианская вера есть именно истина и свет, и потому, внесенная в мир, она естественно может только обличать его о грехе, и о правде, и о суде, а уж никак не согласоваться с языческим обиходом человеческой жизни в мире (2 Кор. 6, 14-16). Поэтому если бы христианин, из желания приятно пожить на земле, вздумал бы разделить свою жизнь и мысль между Христом и Велиаром, то он, очевидно, не пошел бы по следам Христа и потому, считая себя христианином, он в действительности не был бы им. Апостол решительно предписывает " не сообщаться с тем, кто, называясь братом (т.е. братом по вере во Христа, значит – христианином), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником; с таковым даже и не есть вместе " (1 Кор. 5, 11); потому что он не только не брат по вере, а, напротив, прямой разрушитель святыни веры, так как своей порочной жизнью он явно попирает Сына Божия и Духа благодати оскорбляет (Евр. 10, 29). Значит, христианин не тот, кто верит во Христа и желает услаждаться грехом, а тот, кто по вере во Христа желает бороться со грехом, чтобы действительно победить в себе грех; так что не только призраки мирских наслаждений, но и прямые страдания за истину христианской веры не могут заставить его изменить своей вере (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   · Сиракузы,    · ?игия,    · Потиолы, наконец    · Рим, где Павел уже сретается христианами, впрочем, два года проповедует за домашней от правительства стражей, в надежде совершенной свободы (Фил. 1:25, 26), и вносит Евангелие в самый дом Кесаря (фил. 4, 22; Деян. 18:23; -гл. 28).    От Рима можно полагать начало четвертого Апостольского путешествия Павлова, темного в его Истории. По сказанию Климента (в посл. к Коринф.) , он был в сие время на Западе, так как и верно намеревался быть в Испании (Рим. 15:24). По признакам, находящимся в его посланиях, догадываются, что он посетил вновь некоторые восточные Церкви (Филим.22; 2 Тим.4:13, 20) и основал новую в Крите (Тит.1:5). Возвратясь же в Рим к суду, всеми оставлен, но укреплен явлением Господа (2 Тим. 4:16—18). В сие время пиша к Тимофею, он предсказывал близость кончины своей (2 Тим. 4:6), которая последовала от меча, в гонение Нероново, не ранее 64-го года по Р. X. (Воскр. Чт. Г. II, стр. 127). Автобиография Апост. Павла    Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи.    Знают также обо мне издавна (ежели захотят свидетельствовать), что я жил по учению фарисейскому, строжайшему в нашем вероисповедании (Деян.26:4, 5).    Я иудеянин, родившийся в Киликии, в Тарсе, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе (Деян. 22:3).    Если кто думает на плоть надеяться, то я более: обрезан в осьмой день, от рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от Евреев, по закону фарисей, по ревности гонитель Церкви Божией, по правде законной непорочен (Филип. 3:4—6).    Я думал, что мне должно сильно действовать против имени Иисуса Назорея; и я делал это во Иерусалиме.    Получив от первосвященников власть, я многих Святых заключал в темницы, и когда убивали их, я подавал на то голос.    И по всем синагогам многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной ярости на них, преследовал их даже и в чужих городах (Деян. 26:9—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чем же объясняют сектанты свое непризнание православного священноначалия?   Сектанты говорят, что наши пастыри грешны, а поэтому они и не признают их. Что ответить сектантам на это?   Должно выяснить гордецам-сектантам, что безгрешных людей на свете нет, потому что, как говорит Апостол Иаков, «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2).    Также и Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Конечно, отрадно было бы, если бы священниками у нас были святые Ангелы, но Господь положил, чтобы Его благодать в созданное Им Церкви действовала и через грешных людей. Не уничтожают ли грехи пастырей благодати священства?   Нет, не уничтожают, так как, если бы благодать уничтожалась грехами, тогда и священства законного совершенно не было бы, потому что нет ни одного человека безгрешного. Иуда был, по свидетельству Евангелиста, вор (Иоан. 12:6), однако, и его Господь посылал на проповедь, и именем Господним он творил чудеса (Мф. 10:1—4). Ап. Павел и Варнава поспорили между собою (Деян. 15:37—41), однако, за этот грех они не лишились благодати священства.    Ап. Петр и Варнава «лицемерили, и когда Ап. Павел увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской», то обличил Петра. Однако, согрешившие Ап. Петр и Варнава не лишились благодати священства (Гал. 2:9—14).    Известно также, что многие, современные Ап. Павлу, пастыри были корыстолюбивы, поэтому он, посылая Филипийцам еп. Тимофея, говорит: «я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас; потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу» (Филип. 2:20, 21). Однако тогдашние пастыри, страдавшие недугом корыстолюбия, не лишены были благодати священства.    Не лишаются благодати священства и наши пастыри за то, что имеют человеческие недостатки. Какие еще обвинения возводят на пастырей сектанты?   Сектанты обвиняют пастырей за то, что они берут плату за совершение треб. Основательно ли это обвинение?   Нет, не основательно, потому что вознаграждение за требоисправление всегда было в христианстве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2) Во все времена христианства возникали ереси, т. е. уклонения от истинного познания Бога и отношения человека как твари к Творцу своему: еще во дни апостолов появлялись уже еретики-лжеучители и увлекали за собою других; так, писал Ап. Павел к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла… Берегись его и ты; ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим. 4:14–15 ). Или «имея веру и добрую совесть, которую, некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим. 1:19 ). «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих» ( Филип. 1:16 ; ср. 1Тим. 6:35 ; 2Тим. 3:5 ). 3) О возникновении последующих ересей и заблуждений апостолы многократно и ясно предсказывали ( 2Петр. 2:1–2 ; 1Кор. 11:19 ; 1Тим. 4:1 ; 1Иоан. 2:18–19 ; Деян. 20:30 ; 2Тим. 4:3 ). Первыми, на ком исполнилось печальное предсказание апостолов, являются еретики первых веков христианства, таковы: Ариане – нечестиво мыслившие о Сыне Божием, Македониане – нечестиво учившие о Св. Духе, Несториане, Евтихиане, Монофелиты и мног. другие. 4) Возникновение ересей у нас на Руси относится к разным периодам времени: первою по времени ересью-сектою возникло: хлыстовство, в половине 17 века. Из хлыстовства, как протест против безнравственной разнузданности этой секты, возникло скопчество и друг. мистического настроения секты, затем, около половины 18 века, появляется рационалистическая секта духоборцев. В 80-х годах – молоканство и штундо-баптизм со всеми его разветвлениями, далее идут пашковцы, толстовцы адвентисты и прочие крупные и мелкие секты, да и из прежних, старинных сект вырождаются новые, как, напр. из хлыстовства развивается секта «Новый Израиль» с явным и неприкровенным (не как у хлыстов) отвержением православного христианства. 5) Сущность заблуждения сектантского и совращение в сектантство можно выразить следующими словами ап. Петра: «Обещают им (совращаемым) свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди» ( 1Петр. 2:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

42. Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит к тебе ближний, имей к нему великое уважение, ибо в нем Господь. Часто через людей Господь выражает Свою волю: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филип. 2:13). Не жалей для брата ничего, как для Господа. Ко всем будь искренен, для всех добр и радушен. Помни, что иногда Господь и сердца неверных располагает к нам, как это случилось в Египте с темничным стражем, которого Господь расположил к Иосифу (Быт. 39:21). 42. Помни, что человек великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей. Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости — различные страсти и неблаговидные поступки — как слабости больного. Сказано: «Мы, сильные должны нести немощи бессильных и не себе угождать … Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Рим. 15:1, Гал 6:2). 42. Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, скупы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: «Все, — сказано, — согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23); все повинны перед Богом и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш небесный простил нам согрешения наши (Мт. 6:14). Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! 42. Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например, своей гордостью и раздражительностью. Но возложи свою печаль на Господа (Пс. 54:23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека.

http://pravmir.ru/zhizn-vo-xriste/

   Вопрос 66. Что такое ревность, и что такое рвение? Ответ. Ревность, когда старается кто сделать что-нибудь, чтобы казаться не ниже другого кого; а рвение, когда делает что-нибудь напоказ и из тщеславия, чтобы вызвать и возбудить на подобное других. Так и Апостол иногда, упоминая о рвении, присовокупляет к нему и тщеславие, говоря: «ничего (не делайте) по любопрению или по тщеславию» ( Филип.2, 3 ); а поставив на первом месте тщеславие, после него под другим именем запрещает и рвение, говоря: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать» ( Гал.5, 26 ).    Вопрос 248. Если «Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум» ( Прит.2, 6 ), и если «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания» ( 1Кор. 12, 8 ); то почему же Господь ставит в вину ученикам: «неужели и вы еще не разумеете?» ( Матф.15, 16 ) и Апостол винит некоторых, как «неразумных» ( Рим.1, 31 )? Ответ. Если кто знает благость Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 4 ), и дознал также попечительность Святого Духа в разделении и действе дарований Божиих; то он знает, что косность разумения бывает не по нерадению Благодетеля, но по неверию получающих благодеяние. И справедливо обвиняется неразумный, как смежающий очи при восхождении солнечном, чтобы жить во тьме, и не подъемлющий взора для принятия света.    Вопрос 222. Кто «соперник» каждому из нас, или как нам мириться с ним ( Матф.5, 25 )? Ответ. Здесь Господь называет соперником в собственном смысле того, кто намерен отнять что-нибудь принадлежащее нам. Помиримся же с ним, если соблюдем заповедь Господа, сказавшего: «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Матф.5 40), а подобно сему и во всяком деле.    Вопрос 249. Что такое преподобное ( οσιον), и что такое справедливое ( δικαιον)? ( Тит.1, 8 ) Ответ. По моему разумению, преподобное есть приличное и должное со стороны низших по отношению к высшему, на основании его преимущества; а справедливое есть то, что воздается каждому по достоинству дел. И в рассуждении преподобного имеет место благопризнательность и воздаяние за одно прекрасное: а в отношении к справедливому имеет место и рассмотрение худых дел, и воздаяние за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010