1) как Бог в начале сотворил небо и землю; 2) как земля была без вида и обустройства; 3) как Дух Божий носился [в серб, букв.: воздвизался. – Пер.] над водою . Проповедь об основании и краеугольном камне Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Еф. 2:20 Основание Апостолов и пророков – это, братья, жизнь и труды Апостолов и пророков. Это Ветхий и Новый Завет. Кто соединяет Апостолов и пророков? Христос Господь. Без Него ни пророк не понял бы апостола, ни апостол пророка. Христос же – это исполнение пророков и свидетельство Апостолов. Таким образом, Он краеугольный камень, связывающий пророков с Апостолами и держащий их воедино, как и вообще краеугольные камни стягивают стены воедино. И весь Ветхий и Новый Завет объединяются в Нем, обретают в Нем свой смысл, обращаются вокруг Него, вдохновляются Им, поддерживаются Им – Господом Иисусом Христом. Где бы могли сойтись и уразуметь друг друга язычники и иудеи, если не в Иисусе Христе, Господе? Нигде, кроме как в Нем. В Нем и через Него сплачиваются они в единого Нового Человека, в единое бессмертное тело, в единую Святую и Соборную Церковь . И тело, и душа сочетаваются в высшем, святом дружестве только посредством Господа Иисуса. Связь души и тела была враждебной вплоть до Его пришествия во плоти, и вражда сия способствовала погибели души. Христос примирил и освятил и душу, и тело. Так стал Он краеугольным камнем всякого бессмертного и богоугодного строения, будь то отдельный человек, или семья, или народ, или весь человеческий род, или настоящее, или прошлое, или будущее, или ветхозаветное, или новозаветное. Он – главная опора (в серб, букв.: скала. – Пер.) в любом сооружении, подобно тому как Он глава в теле Божией Церкви. О Господи Иисусе Христе, краеугольный камень спасения нашего, помилуй и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 14 ноября 1. Св. апостол Филипп . Родом из Вифсаиды близ Галилейского озера, как и Петр и Андрей. С малых лет наученный Священному Писанию , Филипп немедля откликнулся на призыв Господа Иисуса и пошел за Ним ( Ин. 1:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Когда вся вселенная была помрачена тьмою языческого многобожия и люди покланялись твари, а не Творцу, — в то время в Иераполе язычники почитали громадную и страшную ехидну 4 ], и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее и, принося ей многие и различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим ехидну. Единый истинный бог, желая просветить мир светом Своего познания и наставить заблудших людей на истинный путь, послал во все земли святых Своих учеников и Апостолов проповедовать Евангелие всем людям. Двое из Апостолов — святой Иоанн Богослов и св. Филипп, — придя один в Ефес 5 ], а другой в Иераполь, трудились там в благовествовании Христовом. В это время в Ефесе находился чудный храм и идол известной языческой богини Артемиды 6 ]. Вооружившись духовным мечом, — словом Божиим, на служителей и поклонников сей богини, св. Иоанн Богослов победил их: силою имени Христова он разрушил храм и превратил в прах идола, и чрез сие привел весь город ко святой вере. После разрушения идола Артемиды, св. Иоанн Богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь к сотруднику своему, св. Апостолу Филиппу; там же находились в то время св. Апостол Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия. Вместе с ними св. Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, коей безумные люди приносили жертвы, почитая сию тварь за Бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю. Ставши на некотором месте, называемом «Херотопа», они пророчествовали, что на нем воссияет благодать Божия, что сие место будет посещать Воевода небесных сил, св. архистратиг Михаил, и что здесь будут совершаться чудеса. Всё сие вскоре и сбылось. Когда св. Иоанн Богослов отправился на проповедь Евангелия в другие города, а св. Апостол Филипп пострадал от нечестивых, Варфоломей же и Мариамия также разошлись в другие страны, — тогда на том месте, по пророчеству святого Апостола, появилась чудотворная вода. Так исполнились слова Писания: «Пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым» 7 ] (Ис.35:6-8.). К сему источнику стали приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали сюда всех; и все пившие и умывавшиеся из сего источника исцелялись от своих недугов и многие, получив здравие, крестились во имя Св. Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мне иногда приходится общаться со «свидетелями Иеговы». Они приходят, чтобы со мной поговорить, у них есть интерес. Я задаю им вопрос: – Почему вы называете себя «свидетелями Иеговы», кто для вас Иегова? Они говорят: – Это Отец Небесный. Я им говорю: – Разве вы не знаете, что есть только один Свидетель Иеговы – это Его возлюбленный Сын Иисус Христос? Потому что сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). То есть, об Отце может свидетельствовать Кто? Только Его Сын! Потому что Бога никто не видел. Даже Ангелы не видели Бога, они закрывали свои лица и только восклицали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф…». Поэтому у Бога Отца есть только Один Свидетель – это Его Сын. Помните, когда апостол Филипп просил Иисуса Христа показать Отца Небесного? Иисус Христос сказал ему: «…столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» ( Ин.14:9 ). Видите, как заблуждаются эти мужчины и женщины, которые ходят по домам и говорят, что они «свидетели Иеговы»! Мы можем свидетельствовать только о том, что Господь сделал с нами. Иоанн Богослов имел свидетельство Иисуса Христа. Апостолы не называли себя свидетелями Иеговы, они называли себя свидетелями Иисуса Христа. И Сам Христос говорил им: «…и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Почему они были свидетелями Иисуса Христа? Потому что они видели Его своими глазами, они осязали Его своими руками, они слышали Его своими ушами. Они были свидетелями – в смысле самоочевидцами – Слова, то есть они непосредственно с Ним общались. Поэтому здесь одной строкой сказано об Иоанне Богослове: «который свидетельствовал слово Божие (то есть проповедовал Слово Божие, – О.С.) и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (то есть проповедовал о Христе)» ( Откр.1:2 ). Евангелие от Матфея написал апостол Матфей – он был один из числа двенадцати. Евангелие от Марка написал Марк – он не был апостолом из числа двенадцати, он был личным секретарем апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. ( Деян. 8:14–17 ) В таинстве Миропомазания каждый человек входит в благодатное общение и, соответственно, освящение Святым Духом — третьей Ипостасью Триединого Бога. Животворящее воздействие Святого Духа в мире началось с момента начала бытия мира ( Быт. 1:2 ) и будет совершаться в течение всей его истории ( Откр. 22:17 ). Однако только на пятидесятый день после Христова Воскресения Дух Святой — Утешитель, как Его назвал Спаситель ( Ин. 14:16 ), впервые сошел явно на учеников в виде огненных языков ( Деян. 2:1–4 ). Тогда каждый из них получил знаменательные духовные дары соответственно своим возможностям и предназначению. После Пятидесятницы ученики Христовы, ставши апостолами (посланниками) и получивши различные дары Единой благодати Святого Духа, стали распространять по всей земле благодать истинной веры и жизни, потрудившись каждый в свою меру в благовестии и создании церковных общин. По этой причине Церковь именует одних из них первоверховными, других — евангелистами, иных — апостолами от двенадцати, а прочих — от семидесяти, тем самым указывая не на различие апостольского достоинства (так как все они — посланники и благовестители), а на различие дарованной им власти. Например, апостол Филипп, один из семи диаконов, но не из двенадцати, призывает в Самарию апостолов Петра и Иоанна для того, чтобы они «придя, помолились о них [самарянах], чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:15–17 ). Таким образом, ясно, что апостол Филипп мог благовествовать и крестить во имя Господа Иисуса Христа, но не «не сообщал крещаемым Духа, так как не имел такой власти» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – так начинали свою проповедь как Иоанн Креститель ( Мф. 3, 2 ; ср. Мк. 6, 12 ), так и Спаситель Иисус Христос ( Мф. 4, 17 ). «И весь народ, – сказано об Иисусе Христе, – слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым» ( Лк. 7, 29 ), сущность же последнего составляла покаяние, которое здесь само собой подразумевается. Требованием исповедания грехов заключил свою проповедь в день Пятидесятницы апостол Петр, когда велегласно взывал к своим слушателям: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 38 ; ср. Деян. 3, 19–20 ). Отсюда справедливо полагать, что в апостольской проповеди требование покаяния от желавших сделаться христианами как условие спасения находилось в непосредственной связи с крещением их. Затем, на некоторую связь между христианским и Иоанновым крещением указывает требование исповедания веры в Иисуса Христа с тем важным различием, что пред совершением Иоаннова крещения покаяния требовалась вера в грядущего Мессию, а в христианском крещении требуется вера в пришедшего Мессию Иисуса – Сына Божия и сознательное усвоение Его учения. Так, евнух царицы эфиопской, по изъяснении ему апостолом Филиппом тайн Царства Божия, произнес исповедание пред самым своим крещением: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» ( Деян. 8, 37 ). Далее. Между крещением Иоанновым и христианским можно находить близкое соотношение и по материи и по форме. Предтеча приходивших к нему иудеев крестил водой, которая была символом законного очищения. Христианское крещение одинаково совершается водой, которая, однако, не есть только символ, но и самое средство благодатного возрождения и очищения от всякого греха, при чем на крещаемого нисходит Дух Святой. Что касается формы, в какой совершалось самое христианское крещение водой, то, имея в виду замечание святых евангелистов о том, что Иисус Христос по крещении «вышел из воды» реки Иордана ( Мф. 3, 16 ), также повествование Дееписателя о том, что евнух эфиоплянин и апостол Филипп «сошли оба в воду … и [Филипп] крестил его» ( Деян. 8, 36–38 ), должны признать, что христианское крещение, как и Иоанново, несомненно совершалось чрез погружение в воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Понимаешь ли что читаешь?    АП. ФИЛИПП, по рассказу книги Деяний Апостольских, увидел при дорожной встрече книгу пророка Исаии в руках евнуха царицы Кандакийской. Он спросил евнуха: «Разумеешь ли, что читаешь?» Тот ответил: Как могу понимать, если кто не наставит меня? Филипп наставил его христианскому пониманию читаемого настолько, что за этим, тут же при воде на дороге, последовало крещение евнуха. Апостол истолковал читаемое в свете христианской веры. Так и мы, исходя из христианской веры, должны приступать к чтению Ветхого Завета. Он нуждается в новозаветном понимании, в освещении, исходящем от Церкви. Для этого Церковь предлагает нам святоотеческие толкования, чтобы мы из них лучше усваивали содержание священных книг. Нужно помнить о Ветхом Завете, что он есть «тень будущих благ.» Иначе читающий может не получить должного назидания, как предупреждает ап. Павел. Он пишет об иудеях: «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердцах их;» оно у них «доныне остается не снятым при чтении Ветхого Завета,» т.е. они не просвещаются духовно для веры. «Но когда они обращаются ко Господу, это покрывало снимается» (2 Кор. 3:15—16). Так и нам нужно читать эти книги под углом зрения христианства, помня слова Господа: «Они свидетельствуют о Мне.» Они требуют не только чтения, но и исследования. В них заключены подготовительные действия к пришествию Христа, обетования, пророчества, прообразы и предзнаменования о Христе.    По этому принципу избраны и чтения из Ветхого Завета для богослужения в храме. И даже если отсюда Церковь предлагает нам нравственные назидания, она избирает такие, которые как бы написаны в свете Евангелия, говорящие, например, о «вечной жизни» праведников, о «праведности по вере,» о благодати. При таком подходе к книгам Ветхого Завета открывается огромное богатство назиданий для христиан. Как капли росы отражают солнце, так и эти Писания отражают в себе то, чему предназначено быть в будущем, – события, деяния, учение Евангелия. Но зашло солнце, капли остались теми же, но уже не ласкают наш глаз. То же и с ветхозаветными Писаниями. Без света Евангельского солнца они становятся ветхими, как сказал о них апостол Павел (Евр. 8:13), как назвала их и Церковь, а «ветшающее и стареющее близко к уничтожению. Царство избранного народа закончилось, пришло Царство Христово: «закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3675...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Как понимать слова Христа: «Отцом себе не называйте никого на земле»? Здравствуйте! Читал Евангелие, дошел до 23 главы Евангелие от Матфея. Там Спаситель обращается к учиникам и к народу, обличает фарисеев. " А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос " . Объясните, как правильно истолковать данные слова, чтобы из за пытливого мозга не впасть в еретические рассуждения? Сергей. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Сергей! Буквализм в понимании этих слов может привести к абсурду: неужели мы отца родного не сможем тогда назвать отцом, и как его тогда называть-то!?… И апостол Павел, например, пишет коринфянам: «хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4, 15). То есть он для коринфян отец духовный, что и подразумевается в данных словах. Апостол Иоанн тоже пишет в соборном послании «»Дети мои…» и т.д. Но вообще всякое отцовство и отечество, безусловно, от Бога. И это дар, который нужно заслужить и раскрыть его. У нас очень часто называют отцами тех, кто явно еще не дорос до этого дара и этого служения, быть отцом для множества, в духе, поэтому это превратилось в некий условный титул. Поэтому здесь нужна, конечно, золотая середина с рассуждением. На практике у нас есть в употреблении слова «отец» определенный перекос, подобный тому, как это было во времена Христа среди иудейских учителей, это надо признать. С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/kak-ponim...

Св. апостол Варфоломей – одно и то же лицо с Нафанаилом 16 , о котором упоминается в Евангелии св. Иоанна Богослова ( Ин.1:45  и дал.; Ин.21:2 ). Нафанаил родом был из галилейского города Каны. Господь призвал его одним из первых следовать за Ним. Вот как это было. Когда Господь призвал Филиппа, он исполнился высокой радости и сердце его стремилось разделить эту радость с другими. Тогда он пошел к знакомому своему Нафанаилу. «Мы нашли Того, – с радостным лицом спешил он передать величайшую новость Нафанаилу, – нашли Того, о Ком писали Моисей в законе и пророки: это – Иисус, сын Иосифа, из Назарета». Но Нафанаил усомнился: странными показались ему слова Филиппа. Назарет был город в Галилее, и в Галилее жило много язычников, с которыми природные евреи, населявшие Галилею, были в постоянных близких отношениях. За это они находились в презрении у прочих иудеев 17 , и Нафанаил разделял это общее предубеждение против галилеян. Знаком он был и с книжной мудростью иудеев, знал, что Вождь, Который упасет Израиля, произойдет из земли Иудейской (см.: Мих.5:2 ). «Разве из Назарета может выйти что доброе?» – возразил он Филиппу. «Пойди сам посмотри», – ответил Филипп. Он был уверен, что Нафанаил, как только увидит Господа и услышит Божественные слова Его, сразу уверует, что Он – обетованный в Ветхом Завете Мессия. Нафанаил пошел. «Вот настоящий израильтянин, в котором нет страстей», – сказал Христос, увидев приближающегося к Нему Нафанаила. «Почему Ты меня знаешь?» – удивился Нафанаил. «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя». Должно быть, что-нибудь особенное для Нафанаила случилось под смоковницей: один только намек на это обстоятельство поразил его. «Учитель! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» – в умилении воскликнул он. «Ты веришь тому, что Я сказал тебе: “Я видел тебя под смоковницей”, – увидишь больше этого, – продолжал Христос и торжественно сказал: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих – то восходящих, то нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1:45–51 ). Нафанаил с этого времени крепко уверовал во Христа и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов он под именем Варфоломея был также причислен Господом к их лику ( Лк.6:14 ; Мк.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергей. Дорогой Сергей! Не могу ответить за того, кто составлял эту молитву – это мог быть вполне обычный человек, вроде нас с вами. Возможно, составитель посчитал, что наши ближние – это единоверцы, православные, за которых прежде всего стоит молиться. Но это вовсе не противоречит словам апостола Павла (есть неизбежно более ближние к нам люди, за которых мы молимся чаще и регулярнее, а есть более дальние). К примеру, на каждом православном богослужении есть молитвенные прошения «о властех и воинстве» нашей страны. Или «о мире всего мира»… Но среди них далеко не все могут быть православные. С уважением, священник Филипп Парфенов В Новом Завете говорится, что всякая власть от Бога, и ее необходимо принимать беспрекословно и подчиняться ей (Послание к римлянам, гл.13), ибо в противном случае — ГРЕХ. А если у власти стоят «не совсем правильные христиане», и сама власть преступна по своему отношению к народу? Как быть в этом случае? Может ли быть исключение в подобном случае, ибо меня это волнует, т.к. власть свою я почитать никак не могу и не хочу, а грешить не могу согласно Святому Евангелию и Божьим заповедям. Спаси и сохрани Вас Господь Бог наш Иисус Христос! Виктор. Священник Филипп Парфенов Дорогой Виктор! Известная мысль апостола Павла о том, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1) часто понимается превратно, поскольку вырывается из дальнейшего контекста. Здесь апостол акцентирует внимание не на частных случаях злоупотребления властью, которые всегда бывали, и которые он вовсе не думал оправдывать, но на предназначение людей, занимающих властные должности: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13: 3-4). Иоанн Златоуст по этому поводу комментирует: «Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости… Так и Премудрый, когда говорит, что  от Господа сочетавается жена мужеви  (Прит. XIX, 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу» (беседа 23-я на послание к Римлянам).

http://pravmir.ru/zachem-prosit-o-hristi...

Стефан же, объятый Духом Святым, возводит очи свои к небу и видит «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога», что сейчас же и изрекает вслух, как смелый исповедник, называя Иисуса тем именем, которое Он Сам любил употреблять, – «Сыном Человеческим», в согласии с общеизвестным пророчеством Даниила (7:13–14). Это довело ярость присутствующих до последней степени. Они увидели в этом богохульство и, затыкая уши свои, чтобы не слушать его, устремились на исповедника и, выведя за город, стали побивать его камнями. Это было своеволием возмущённых фанатиков, так как мы не видим, чтобы синедрионом был произнесён формально смертный приговор, на который требовалось к тому же утверждение римских властей. Синедрион, однако, несомненно, сочувствовал этому и, наверное, даже подстрекал фанатиков. Римский гарнизон, обычно небольшой в Иерусалиме, вероятно, не мог справиться с внезапно вспыхнувшим сильным возмущением, прокураторы же обычно жили в Кесарии, и нужно было время, чтобы известить их и получить подкрепление для усмирения возмущения. «Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла» – свидетели, по закону, должны были первыми бросить камни в обвинённого ими в преступлении, а чтобы широкие восточные одежды не мешали, их снимали. Савл впоследствии стал великим «апостолом языков» – Павлом. Но злоба врагов Христа имела своим последствием ещё большее распространение веры Христовой. Рассеявшиеся христиане всюду сеяли семена Христова учения. Из 11:19 видно, что они прошли до Финикии, Кипра и Антиохии. С самого начала, таким образом, стало оправдываться замечательное изречение Тертуллиана : «Кровь мучеников – семя христиан». Дееписатель передает, прежде всего, об обращении самарян в результате проповеди диакона Филиппа. Что это был диакон, а не апостол Филипп из двенадцати, видно по тому, что после обращения самарян к ним были посланы апостолы Пётр и Иоанн для возложения на них рук и низведения Духа Святого. Кажется, Филипп имел дом и семейство в Кесарии и шёл туда, а по дороге остановился в городе Самарии, переименованном Иродом Великим в Севастию.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010