Наряду с увеличением количества воспитанников возрастает и штат семинарии. В 1947–1948 учебном году административный и обслуживающий персонал семинарии состоял из ректора, бухгалтера, завхоза, уборщицы и сторожа, причём часть должностей была распределена «по совместительству». Одна из главных проблем того времени – недостаток учебных пособий. Студенты вынуждены изучать богословские науки по старым дореволюционным учебникам, которых не было в нужном количестве: Русская Православная Церковь ещё не имеет возможности вести широкую издательскую деятельность. Студенты, обучавшиеся в семинарии в то время, вспоминали, что достать Священное Писание было очень тяжело, некоторые брали его на время и переписывали от руки. В Музее истории Саратовской митрополии хранятся учебники и методические пособия того времени, переписанные от руки и распечатанные на пишущих машинках. Однако студентов и преподавателей не пугают подобные сложности. Учебный процесс продолжается. Вскоре семинария получает крупное отчисление из Патриархии, для нужд духовной школы в конце 1948 года переводят 100 тысяч рублей. В отчёте за 1949–1950 год указано, что после перечисления денежных средств в жизни Саратовской семинарии происходят значительные изменения, которые коснулись организации внутренней жизни и оборудования учебного процесса 582 . Третий учебный год оказался одним из самых сложных. В 1949 году по благословению епископа Бориса (Вика) на Волге было совершено Великое водосвятие, в котором приняли участие более 10 тысяч человек. Сразу же в прессе появляется фельетон «Саратовская купель», а после него последовали репрессии, которые коснулись не только владыки Бориса – он был снят с должности и переведён в другую епархию. Позже владыка очень тепло отзывался о Саратове, в письмах Патриарху и ректору говорил, что скучает по городу, так как это его родина. В крестном ходе активное участие принимали семинаристы. Представители власти были недовольны, в этот период появилась прямая угроза закрытия СПДС. После крестного хода был введён ряд мер, ограничивающих деятельность семинарии. Ректор семинарии был вынужден запретить доступ верующих в семинарскую церковь (на несколько месяцев). Организации отказываются централизованно снабжать семинарскую столовую продуктами питания; в учебном корпусе и общежитиях отключён телефон; в зданиях семинарии под разными предлогами отключается электрическая энергия 583 . В 1949 году управляющим Саратовской епархией был назначен архиепископ Филипп (Ставицкий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Освобожденные из ссылок и лагерей архиереи заняли епархиальные кафедры и другие церковные вакансии. Среди них архиепископы: Казанский – Андрей (Комаров), Ставропольский – Антоний (Романовский), Тульский – Иоанн (Братолюбов), Астраханский – Филипп (Ставицкий), Краснодарский – Фотий (Топиро) и Уфимский – Стефан (Проценко). Помимо замещения вдовствующих кафедр, перед церковным руководством остро стояла проблема нехватки приходского духовенства. Стараясь решить эту проблему, Патриархия дала разрешение на замещение должностей приходских священников самоучкам из числа мирян. 28 ноября 1943 года Совнарком СССР принял постановление за 1325 «О порядке открытия церквей» и предоставил на этот счет значительные права верующим, соответствующие полномочия местным органам власти и Совету по делам Русской Православной Церкви 47 . В то же время В. Молотов в откровенной беседе с Г. Карповым заявил: «Пока не давать никаких разрешений на открытие церквей... В последующем по вопросу открытия церквей входить за санкцией в правительство и только после этого спускать указания в облисполкомы». Затем В. Молотов заключил: «Открыть церкви в некоторых местах придется, но нужно будет сдерживать решение этого вопроса за Правительством». По данным на 1 июля 1945 года в Советском Союзе было 10 243 действующих церквей. Правительство приняло 6 постановлений об открытии церквей и 14 распоряжений 48 . До 1 июля 1945 года в Совет по делам Русской Православной Церкви поступило 5 770 заявлений об открытии церквей, но удовлетворено было только 414 ходатайств, а отклонено на местах 3 850 и находилось на рассмотрении 1 506 заявлений. При проверке Советом было установлено, что в отдельных случаях принятые решения оказывались необоснованными и являлись результатом нежелания удовлетворить ходатайства верующих 49 . В июне 1944 года в стенах московского Новодевичьего монастыря прошло торжественное открытие Богословского института 50 и пастырских курсов. В нашем сборнике представлены документы по подготовке к открытию, утверждению учебных программ, составу учащихся и преподавателей этих учебных заведений 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перед началом занятий в полной академической форме Коля посетил родителя. «А, святая Академия», – встретил отец Иоанн. И в дальнейшем, когда в восторге от своих успехов Коля приезжал домой, отец Иоанн, видя его самодовольство, говорил ему во смирение: «А, тень-тень-претитень – выше города плетень!» Еще в детские годы воспитывал он сына примерами. Как-то позвал он его в переднюю, где на вешалке висело два пальто: одно заношенное потертое, другое блестело качеством сукна и атласом подкладки. «Как думаешь, Коля, кто важнее из обладателей этих пальто?» Коля указал на блестящее. «Ты ошибся. Это потертое пальто профессора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова, мировой известности человека. А это – приказчика, человека невысокого положения. Василию Ильичу не нужен лоск, своими способностями он представляет великую особу, а сему труженику надобно выказать себя. Не от пальто зависит положение в обществе». Товарищами Коли в Академии был одноклассник по Заиконоспасскому училищу Николай Кудрявцев и новые друзья: Виталий Ставицкий (будущий епископ Аляскинский и потом Смоленский Филипп), Владимир Либерман, окончивший Академию иеромонахом Христофором, Полиевкт Назаркевич, Виктор Машковский (будущий епископ Тульский Ювеналий), Гавриил Богоявленский (будущий Новоторжский епископ Феофил), Илья Гумилевский (в будущем протоиерей храма Христа Спасителя в Москве), Илья Четверухин из церкви Святителя Николая в Толмачах, принявший священнический сан в Академии, Владимир Троицкий (будущий епископ Верейский Иларион) и другие. Первым по своим дарованиям был Николай Павлович Кудрявцев, строго настроенный, умный. Отец Иоанн, любивший благонравных и трудолюбивых, советовал Коле держаться тезки. Учился Коля успешно, хотя первым учеником никогда не был. Занимался серьезно и усердно, очень много читал, делал выписки; малые крохи из этих юношеских записей сохранились: «Кто тщеславится, тот и не мирствует с самим собою и с другими. Тщеславие – ржавчина в добром деле. Тщеславие – червяк, разъедающий самые корни добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Под омофор патриарха возвращались и иерархи, среди них митрополит Сергий (Страгородский) , архиепископ Серафим (Мещеряков), епископы Филипп (Ставицкий), Севастиан (Вести), Софроний (Арефьев), Никон (Пурлевский). Возвращаются в Церковь и лжеархиереи обновленческого поставления Антоний (Панкеев), Петр (Савельев). 11 сентября 1924 г. в храме Иоанна Предтечи в Москве Серафим (Мещеряков), обновленческий лжемитрополит всея Белоруссии, принес перед патриархом и народом покаяние: «В настоящий торжественный священный момент я, бывший архиепископ Серафим, всенародно каюсь в своих церковно-дисциплинарных преступлениях… Святой Отец наш! Прости меня, блудного твоего сына, за мое пребывание на стороне обновленческого раскола и приими в молитвенно-каноническое общение… Прости меня, окаянного, за признание беззаконного Высшего церковного управления, собора 23-го года и обновленческого синода. Прости меня, многогрешного, за мои недостойные выступления против твоей Святыни… Простите меня… ивы, архипастыри и пастыри, и своей всепрощающей любовью согрейте и озарите закат моей жизни… Простите меня… и вы, братья и сестры, вы – непоколебимые представители исконного русского благочестия, примите от меня земной поклон за то, что своей стойкой преданностью и верностью Православной Церкви сохранили нам драгоценную жизнь ее законного главы патриарха, и помолитесь обо мне Господу Богу…» – «Бог простит, Бог простит», – отвечал ему народ. Оказавшись у разбитого корыта, обновленцы лихорадочно ищут способ избежать полного провала своей авантюры. В Высшем церковном совете, в который было реорганизовано на лжесоборе прежнее ВЦУ, возобновляются грызня и распри, стихшие на короткое время перед созывом лжесобора. Протопресвитер В. Красницкий выходит из ВЦС. Вслед за этим ВЦС увольняет на покой своего председателя Антонина, который в знак протеста снимает с себя подаренный ему раскольниками сан митрополита и впредь именует себя скромнее – епископом. В начале августа 1923 г. в Москве состоялось совещание обновленческих лжеепископов и уполномоченных Высшего церковного совета, на котором ВЦС был упразднен, а вместо него образован синод, составленный для придания ему видимости законности в основном из епископов старого поставления. Председателем синода был избран лжемитрополит Евдоким (Мещерский), но подлинным вожаком раскола стал Александр Введенский, успевший обзавестись архиепископским саном, несмотря на то что был женат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Положение патриарха Тихона в те годы охарактеризовал священномученик Петр (Полянский) : «Святейший в настоящее время находится в ужасных условиях, именно между молотом и наковальней. С одной стороны, нужно подчиниться гражданской власти, а с другой – в церковных делах ей никак нельзя подчиняться, ибо она безбожна и ведет к разрушению Церкви». Ради сохранения Церкви и возможности вести борьбу с расколом новый Синод заявил об отмежевании от контрреволюции и предписал поминать власть за богослужением. Удаление от политических вопросов способствовало сохранению единства Церкви и осуждению раскола. В посланиях от 15 июля и от 5 августа 1923 г. патриарх Тихон объявил обновленческую структуру раскольничьей, а все ее таинства безблагодатными. Восстановление патриаршего управления привело к массовому возвращению тех, кто отпадал в раскол. Кающиеся часто приносили покаяние перед всем народом. 27 августа 1923 г. принес покаяние перед патриархом митрополит Сергий (Страгородский) . Вернулись в Церковь и другие архипастыри – Анатолий (Грисюк) , Серафим (Мещеряков), Филипп (Ставицкий), Севастиан (Вести), Софроний (Арефьев). В 1924 г. вернулся в Церковь и отпадавший в обновленческий раскол епископ Александр (Трапицын). В Церковь переходили также архиереи обновленческого поставления. Вопрос о признании их сана решался в индивидуальном порядке. В 1924 г. был принят в сане игумена будущий священномученик Антоний (Панкеев), получивший «архиерейство» в расколе. Вскоре он был рукоположен патриархом Тихоном во епископа Мариупольского. В том же году были приняты в архиерейском сане Петр (Савельев) и Ианникий (Чанцев), а в 1925 г. – Александр (Белозор). В Петрограде успешно действовал рукоположенный в сентябре 1923 г. епископ Лужский Мануил (Лемешевский) , кафедральным собором которого стал поначалу маленький храм святых Косьмы и Дамиана. Под влиянием епископа Мануила в Церковь вернулись из раскола монахи Александро-Невской лавры. К концу года из 113 петроградских обновленческих церквей 85 присоединились к Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После выступления 80-летнего старца протоиерея Алексия Станиславского от лица нескольких членов Поместного Собора 1917–1918 гг., приглашенных на Собор 1945 г., и доклада ректора Богословского института и Богословско-пастырских курсов протоиерея Тихона Попова о духовных учебных заведениях Поместный Собор приступил к важнейшему своему делу – избранию Патриарха. Голосование по принятому порядку началось с младшего по хиротонии преосвященного. На вопрос, с которым обращался к архипастырям протоиерей Н. Колчицкий, все епископы, облаченные в мантии, дали один и тот же ответ: «Избираем Патриархом Московским и всея Руси высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского» 457 . Подошла очередь подавать голос самому митрополиту Алексию. И тогда митрополит Крутицкий Николай обратился к членам Собора: «Ввиду единодушия, проявленного всеми преосвященными при избрании Патриарха Московского и всея Руси, разрешите, преосвященные собратья, нам освободить от личного голосования патриаршего Местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия» 458 . Когда голосование завершилось, в храме раздалось многоголосое «Аксиос» и хор воспел торжественный гимн «Тебе, Бога, хвалим». В заключение митрополит Крутицкий Николай огласил грамоту об избрании Патриарха. Ответом новоизбранного Патриарха Алексия были положенные по чину слова: «Избрание меня Поместным Священным Собором Русской Православной Церкви в благодарении приемлю и нимало вопреки глаголю» 459 . К избраннику Собора со словом приветствия обратился старейший по епископской хиротонии член Собора архиепископ Астраханский Филипп (Ставицкий): «В великих исторических условиях мировой жизни и небывалых еще в истории Церкви Русской обстоятельствах, когда вся Вселенская Православная Церковь в лице своих предстоятелей и представителей соединилась с нами в духовном, молитвенно-братском общении, здесь, в сердце нашей дорогой Родины, изволением Святого Духа, десницею Всевышнего, одними устами, одним сердцем, одной волей епископов, представителей клира и мирян Церкви Русской избран ты на престол первосвятителей Московских Патриархом Московским и всея Руси» 460 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Последний год в Академии... Товарищ Коли Виталий Стефанович Ставицкий принял монашество с именем Филипп, исполнив данный у раки преподобного Сергия обет. А намерения Полиевкта изменились: обет казался ему необдуманным. Он решил жениться и просить о рукоположении во священника. Летом 1908 года Полиевкт отдыхал в Киеве, где собирался и обвенчаться. Назначили день свадьбы. Все готово: жених одет к венцу, осталось зашнуровать ботинки, но... внезапный приступ болезни остановил его. Невеста в церкви ждет, смотрит на открывающиеся двери: вот войдет жених. А вместо жениха ей приносят весть об отмене венчания. Полиевкт оказался в больнице. К нему приехал его духовник, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) . Он рассказал, сколько на его памяти было случаев, когда студенты, нарушившие обет пострига, скоропостижно умирали. Но Полиевкт не внял предостережению Владыки и не вернулся к намерению пойти по монашескому пути. Дней через семь-десять после этого разговора, 30 июля 1908 года, он умер. Невеста его, посвятив себя Богу, исполнила монашеский обет своего обручника. Событие поразило Академию. В годовщину кончины Полиевкта преосвященный Антоний написал в академический журнал «Христианин» статью «Господь есть Бог Ревнитель»: «Итак, Бог взял к Себе уклонившегося от всецелого посвящения себя Богу. Он... преставляет к вечной жизни, «да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его». Отнимая жизнь у боязливых, Он, как бы против их воли, отнимает их от мира, лежащего во зле. Страшно прогневать Бога слабой жизнью в монашестве, но не менее страшно уйти от его призвания, как Иона» 20 . Внимание сосредоточилось на Николае Звездинском, которому надлежало исполнить свой обет. Настало время напряженных раздумий и колебаний, окончательного выбора жизненного пути, духовного борения. Нелегко дался ему этот шаг. Вспоминая события и переживания, предшествовавшие постригу, Николай писал брату: « внутреннее решение быть иноком внезапно созрело и утвердилось в душе моей 27 августа. 1 сентября я словесно сказал о своем решении Преосвященному ректору, оставалось привести решение в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1992 года. 107 Зенкевич Стефан (впоследствии – епископ Рыбинский Сергий). 31 октября 1927 года хиротонисан в Ленинграде во епископа Детскосельского, викария Ленинградской епархии (1885–1937). 110 11 февраля 1921 года митрополит Новгородский и Старорусский Арсений, согласно приговору Новгородского революционного трибунала, был обвинён «в противодействии мероприятиям советской власти, во внесении сим дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении декрета об отделении Церкви от государства и последующих его разъяснений» и приговорён к уголовному наказанию сроком на пять лет (условно, согласно амнистии ВЦИК от 6 ноября 1920 года). Далее в приговоре говорилось: «Кроме того, в целях ограждения завоеваний Октябрьской революции и в интересах трудящихся масс трибунал постановляет: избрать постоянным местопребыванием митрополита Арсения город Архангельск». 112 Киприан (Шнитников Алексей Яковлевич), епископ Сердобольский, викарий Финляндской епархии (1879–1914). 118 Евдоким (Мещерский Василий), архиепископ, бывший Нижегородский (1869–1935). С 16 июля 1922 года уклонился в обновленчество. Скончался, не соединившись с Православной Церковью. 121 Пётр (Полянский Пётр Фёдорович), митрополит Крутицкий, местоблюститель Патриаршего престола (1862 – расстрелян 10 октября 1937 года в Челябинской области). Погребён в Магнитогорске. Причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1997 года. 122 Филипп (Ставицкий), архиепископ Астраханский и Саратовский. С 5-го октября 1920 года – епископ Смоленский (1884–1952). «Иван Алексеевич Чуриков представлял собой необыкновенно цельный тип народного богоискателя. В 90-х годах XIX века он выступил с проповедью трезвости и религиозного обновления. Формально проповедовал трезвость, однако на самом деле проповедь его была гораздо шире: Иван Алексеевич призывал обновить жизнь на христианских началах; отсюда его призывы к соединению в общины, к совместному ведению хозяйства, к широкой имущественной взаимопомощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филипп (Ставицкий Виталий Стефанович; 1884–1952), архиепископ. В 1916 г. хиротонисан во епископа Аляскинского. С 1917 г. находился в России. Арестован в 1918 г. С 1920 г. епископ Смоленский. Арестован в 1922 г., кратковременно примыкал к обновленчеству. После освобождения из тюрьмы, ушел в затвор, покаялся. Арестован в 1923 г., до 1928 г. в ссылке. С 1928 г. епископ Астраханский и Енотаевский. Арестован в 1929 г., в ссылке до 1931 г., где был вновь арестован, до 1937 г. в ссылке в Омской обл. С 1937 г. архиепископ Омский, арестован в 1937 г., был в ссылке до 1940 г., до 1943 г. проживал в г. Борисоглебске Московской обл. на покое. С 1943 г. архиепископ Астраханский и (временно) Сталинградский; с 1949 г. архиепископ Астраханский и Саратовский. Филофей, Патриарх Константинопольский. Флоран, кардинал. Флятон, западный богослов. Фомин Ц., протоиерей. Фомин П., протоиерей. Фотий (Нечепоренко), иеромонах. Фотий (Пероглу Георгиас; 1853–1925), Патриарх Александрийский и всея Африки с 1900 г. Фудель Иосиф, протоиерей, член Братства святителей Московских. Харитон (Дунаев), иеромонах. Харитонов, мирянин Брянской епархии, член обновленческого собора. Холмогоров Михаил Кузьмич (1870–1951), протодиакон. С 1910 по 1930 гг. служил в церкви Никиты Мученика на Старой Басманной ул. в Москве, в 1920 г. параллельно со службой в храме Михаил Кузьмич поступил в известный хор под управлением И. И. Юхнова, с 1930 г. служил в церкви Вознесения в г. Пушкино. В 1939 г. арестован. С 1943 по 1951 гг. служил в церкви св. Апостола Филиппа на Арбате. Храмухина Аполлинария Михайловна, монахиня. Храмушина см. Храмухина Аполлинария Михайловна, монахиня. Хреновский Лев Митрофанович (1875–?), присяжный поверенный. Арестован в 1925 г. по «делу митрополита Петра». Приговорен к высылке в Казахстан на два года. Дальнейшая судьба неизвестна. Христофор (Смирнов Федор Алексеевич; 1842 – после 1918), епископ. В 1886–1887 гг. ректор МДА. В 1887 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии; с 1890 г. на покое; с 1892 г. епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; с 1897 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский; с 1900 г. епископ Подольский и Брацлавский; с 1903 г. епископ Уфимский и Мензелинский; с 1908 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1924–31.01(13.02).1925: Яранская (обн.) 31 .01(13.02).1925–1927: Лукояновская (обн.) 1927–: Курганская (обн.) Филарет Линчевский 31 .01(13.02).1910–1921: Черкасская 02(15).02.1923–13(26).05.1932: Чигиринская, в. у. 13(26).05.1932–1933: Винницкая 27 .03(09.04).1934–23.10(05.11).1934: Уманская 23 .10(05.11).1934–06(19).06. 1937: Житомирская Филарет Никольский 20 .03(02.04).1914–24.05(06.06).1916: Астраханская 1919–1921: Куйбышевская 1919–1919: Костромская, в. у. Филарет Раменский 03(?).1923–: Борисовская (обн.) Бобруйская (обн.) Филарет Яцеико 11(24).05.1924–1925: Ахтырская (обн.) 1925–1928: Сумская (обн.) 1928–1929: Черниговская (обн.) 1929–28.05(10.06).1935: Сумская (обн.), паки 11 .1942–1945: Свердловская (обн.) 1946–1949: Крутицкая (обн.) 1946–1946: Московская (обн.), в. у. Филарет 1938–: Можайская (григ.) Филипп Буцило –1923: Николаевская (укр.) Филипп Власов 02(15).05.1923–30.01(12.02).1924: Аксайская (обн.) 30 .01(12.02).1924–1924: Задонская (обн.) 1926–1927: Пятигорская (обн.) 1927–1929: Новороссийская (обн.) 1929–27.11(10.12).1930: Владикавказская (обн.) 12 .1932–03.1935: Ставропольская (на Кавказе) (обн.) Филипп Гарднер 1943–1944: Потсдамская (заруб.) Филипп Гумилевский 29 .11(12.12).1920–1925: Балахнинская 1927–1931: Звенигородская 05 .1927–1931: Московская и Коломенская, в. у. 1936–27.08(09.09).1936: Владимирская Филипп Перов 01(14).11.1920–29.11(12.12).1923: Валуйская 29 .11(12.12).1923–1927: Нижне-Ломовская 29 .11(12.12).1923–1927: Пензенская, в. у. 1927–27.10(09.11).1927: Пензенская 23 .01(05.02).1929–09.1936: Саранская 02(15).01.1937–: Волгоградская Филипп Ставицкий 06(19).08.1916–06(19).10.1920: Аляскинская 06(19).10.1920–31.05(13.06).1928: Смоленская 31 .05(13.06).1928–17(30).08.1933: Астраханская 23 .02(08.03).1937–08.1937: Омская 11 .1943–1943: Иркутская 12 .1943–17(30).10.1947: Астраханская, паки Филофей Нарко 1941–1942: Могилевская, окк, 1942–1944: Минская, окк. Флавиан Иванов (он же: Владимир Иванов, см.) 26 .12(08.01).1944–06(19).10.1949: Краснодарская и Кубанская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010