Астрахань. Церковь Спаса Преображения. Подворье Николо-Угрешского ставропигиального монастыря Карта и ближайшие объекты Эта церковь являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, которая в 1893 году была переименована в Атаманскую, что сейчас составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. Первый деревянный храм в Городофорпостинской станице начат был строительством в 1863 году, закончен в 1865 году и в том же году освящён в честь Преображения Господня. Этот храм просуществовал до 1879 года, когда возникло дело о его расширении. При начале строительных работ в 1882 году жители станицы решили вместо расширения старого деревянного храма соорудить новый каменный, о трёх престолах. Основные строительные работы были закончены к 1885 году. Главный престол в честь Преображения Господня был освящён 3 ноября 1885 года, а боковые приделы: южный - в честь иконы Божией Матери " Достойно есть " 30 ноября 1883 года, а северный - в честь Святого Пророка Ильи 6 августа 1890 года. Храм был построен в древнерусском стиле с двухъярусной колокольней в одной связи. Купол храма венчали пять главок с куполами в виде луковичек. В 1899 году, благодаря старанию церковного старосты Иосифа Ефимовича Рябицева, храм был значительно расширен. Купол его поднят, пол углублён. В результате работ по обновлению храма в 1899 -1900 годах Спасо-Преображенский храм был приведён в такое благолепное состояние, что, по отзывам современников, он мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе. В 1923 году обновленцы попытались захватить Спасо-Преображенский храм. Но приехавшего сюда обновленческого епископа Анатолия (Соколова) православные не пустили в церковь. До 1938 года храм продолжал действовать, пока новая волна сталинских гонений на Церковь не достигла этих мест. Храм закрыли, обезобразили, снеся купола с церковных глав и колокольни. Прибывший в Астрахань в декабре 1943 года Астраханский архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Православной Церкви нескольких ранее отобранных у неё храмов, в том числе и Спасо-Преображенского. 13 января 1945 года этот храм был передан общине верующих.

http://sobory.ru/article/?object=08633

Филипп (Ставицкий), архп.·Астраханский и Саратовский Родился 14 апреля 1884 года в семье священника г.Новоград- Волынского. Окончил Волынскую духовную семинарию и в 1910 году Московскую духовную академию. В академии был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. По окончании академии был назначен противосектантским миссионером Черниговской епархии, а через год – Киевской епархии. В 1915 году был направлен в Америку ректором Нью-Йоркской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 6 августа 1916 года хиротонисан во епископа Аляскинского. Хиротония состоялась в Нью-Йоркском кафедральном соборе. В 1917 году возвратился в Россию. Был участником Российского Собора 1917 г. по избранию Патриарха. С 5 окт. 1920 года – епископ Смоленский. В самом начале обновленческого раскола примкнул к этому течению и открыто выступал против Патриарха Тихона. О нем была брошюра В.Сережникова «Епископ Филипп и Православная Церковь ». Покаяние принес пред Святейшим Патриархом Тихоном. В 1925 году, в ответ на приглашение обновленцев, руководители духовенства во главе с епископом Филиппом выпустили обращение полемического содержания, в котором отказывались от участия в епархиальном собрании, т.к. обновленцы – лжеобновленцы, а не православная церковь . То же самое они декларативно заявили через своих представителей и лично епархиальному собранию. С 13 июня 1928 года – епископ Астраханский. С 1929 года епархией не управлял. 30 августа 1933 года уволен на покой. С 23 февраля 1937 года – архиепископ Омский. С августа 1937 года епархией не управлял. В 1943 году в ноябре месяце назначен архиепископом Иркутский, но на епархию не поехал. В декабре 1943 года – архиепископ Астраханский и Сталинградский. 13 февраля 1945 года награжден правом ношения креста на клобуке. 30 окт.1947 года назначен архиепископом Херсонским и Одесским, но на Одесскую кафедру не поехал и с 12 декабря 1947 года снова оставлен архиепископом Астраханским и Сталинградским. В 1947 году награжден медалью “3а доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Комаров Анатолий Андреевич; 26.06.1879, с. Андросовка Николаевского у. Самарской губ.-17.07.1955, Днепропетровск), архиеп. Днепропетровский и Запорожский. Род. в семье священника Самарской епархии. В 1901 г. окончил Самарскую ДС, 8 авг. 1901 г. рукоположен во священника, служил настоятелем прихода в с. Хворостянка. Овдовев, в 1904 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1908 г. студентом, в следующем году, после сдачи дополнительных экзаменов, получил степень канд. богословия, служил законоучителем средних учебных заведений и настоятелем храмов при них. С 15 авг. 1921 г. настоятель саратовской Спасо-Преображенской ц. Много потрудился в собирании средств на нужды голодающих и беспризорных детей, за что получил благодарственное письмо от председателя об-ва «Друг детей» Н. К. Крупской. Когда в 1922 г. архиеп. Саратовский Досифей (Протопопов) был арестован и Саратов стал одним из центров обновленчества , свящ. Анатолий Комаров мужественно противостоял раскольникам. В 1923 г. за твердость в Православии удостоен сана протоиерея. По благословению находившегося в заключении свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, 29 дек. 1923 г. о. Анатолий принял постриг с именем А., 30 дек. возведен в сан архимандрита, а 31 дек. Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. С 1 янв. 1924 до 1926 г. временно управлял Саратовской епархией. С 1926 г. последовательно был викарным еп. Новоторжским (Тверская епархия), Петровским, Вольским (Саратовская епархия). В окт. 1929 г. в связи с арестом Астраханского архиеп. Филиппа (Ставицкого) А. переехал в Астрахань. Будучи епископом Вольским, в 1929-1931 гг. управлял Астраханской епархией. После издания Свящ. Синодом указа об увольнении на покой сосланных и заключенных архиереев А. прекратил возношение на богослужениях имени архиеп. Филиппа, находившегося в тюрьме. Оскорбленные верующие неск. раз не допускали А. в храмы на службы, а архиеп. Филипп запретил А. служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г. А. находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. сщмч. Алексий (Орлов) . 30 сент. 1933 г. А. был назначен епископом Астраханским, 3 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа. Никогда не уклонялся в расколы и не отделялся от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , хотя не всегда одобрял его решения, о чем сообщал ему при встречах и в переписке.

http://pravenc.ru/text/115248.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь все побеждает Сегодня в рубрике «Подвижники ХХ столетия» - рассказ о замечательном духовнике и духовном писателе архимандрите Тихоне (Агрикове) 15.11.2017 1131 Время на чтение 9 минут «...Помню как сейчас: шел я по улицам Москвы и спрашивал Большую Пироговскую улицу. Одет я был в военную форму... Причем в одной руке чемодан среднего размера, а в другой - сетка с огромнейшим арбузом. Этот большущий арбуз я купил на одной из станций, кажется, в Мичуринске, купил просто для того, чтобы угостить московских студентов, да и начальников, сладким волжским арбузом»... Осенью 1946 года астраханец Василий Агриков, прошедший всю войну и недавно демобилизованный, приехал в Москву для того, чтобы поступить на Богословские курсы, только что открытые в Новодевичьем монастыре. Через несколько лет эта духовная школа будет преобразована в Московскую семинарию и Академию и переведена в Троице-Сергиеву Лавру. К Лавре преподобного Сергия навсегда будет привязано сердце нашего героя - будущего архимандрита Тихона, несмотря на все испытания, которые ему доведется пережить... Родился он в 1916 году в селе Одоевщино Саратовской губернии (ныне на территории Ульяновской области), в крестьянской семье. В то время он мог получить только начальное образование - окончил четырехклассную сельскую школу. С 1934 года семья жила в Астраханской области, Василий работал шофером в рыболовецком совхозе. С 1938 года служил в армии. В годы войны он не раз был на волосок от смерти и лишь чудом - молитвами глубоко верующей матери, которую он считал настоящей русской праведницей, «мученицей жизни» - остался в живых. В свое время, еще в Саратовской губернии, духовным наставником благочестивой семьи Агриковых был иеромонах Нифонт (Выблов). В своих воспоминаниях отец Тихон называет его «монахом святой жизни» и рассказывает, что тот имел огромное влияние на его близких. Ныне преподобномученик Нифонт входит в состав Собора Саратовских святых. И еще один подвижник, благодаря которому созрело решение Василия стать священником,- архиепископ Астраханский и Саратовский Филипп (Ставицкий), прошедший через две длительные ссылки. Именно благодаря рекомендации владыки Филиппа Василия приняли в семинарию, хотя четырехклассного образования для поступления было недостаточно.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/15/ly...

Храм святителя Николая (Астрахань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святителя Николая на Заячем острове в Астрахане был построен и освящён в 1903 году. Содержание История [ править править код ] Храм святителя Николая Чудотворца был выстроен деревянный, небольшой, стоял он на самом берегу, на мысу, на территории механических мастерских, и все суда, шедшие как из Астрахани вниз по Волге, так и в Астрахань, могли видеть храм с сияющий позолотой крестов. По своём построении храм был приписан к Спасо-Преображенской церкви Атаманской станицы, причет которой по воскресным и праздничным дням совершал здесь богослужения. Чуть позже к храму был приставлен особый священник – законоучитель, одновременно служивший и преподававший в церковно-приходской школе. В 1923 году Никольский храм, как и многие другие, оказался в руках обновленцев. Они поддерживали здесь лишь видимость церковной жизни, тогда как большая часть населения Орловского посёлка стала ходить в православные храмы: Спасо–Преображенский в посёлке им. Трусова и Покровский в Ново–Покровском посёлке. В начале 1930–х годов власти храм у обновленцев отобрали, колокольню на нём снесли, а само помещёние храма переделали под складское помещение. Прибывший в Астрахань в 1944 году архиепископ Филипп (Ставицкий) представил на рассмотрение местных властей список храмов, некогда отобранных у Православной Церкви, для их возвращения церковным общинам верующих. В этом списке была и Никольская церковь, как одна из двух сохранившихся в Трусовском районе города Астрахани. Но с её передачей у церковной общины сразу возникли проблемы. Храм находился на территории мастерских, которые в военное время были приспособлены для ремонта военных судов, а значит, являлись стратегическим предприятием. По мнению местных властей, наличие «культового сооружения» на таком объекте было нежелательным. А главное – храм находился на виду у всей Волги, и, если бы на нём вновь засияли кресты и вновь зазвучали колокола, какой бы был «соблазн» для всей округи. В передаче храма категорически отказали.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Астрахань. Церковь Иоанна Предтечи на старом кладбище. Карта и ближайшие объекты Приписной храм был построен в 1907 году известным астраханским благотворителем – купцом Иваном Ивановичем Губиным как семейная усыпальница купцов Губиных. В 1907 году здесь был погребён его брат – Александр Иванович Губин. В связи с построением этого храма бытует интересное предание. Оно повествует, что Александр Иванович Губин в дни своей молодости пострадал от казаков, побивших его нагайками со свинцовыми наконечниками, отчего голова его тряслась. В один из приездов в Астрахань святого праведного отца Иоанна Кронштадтского (в начале XX столетия) Александр Иванович подошёл к нему за духовной помощью и утешением. «На твоем теле будет храм», – произнес отец Иоанн, благословляя добродетельного купца. И так действительно свершилось. Вскоре после смерти своего брата под сводом новопостроенного храма в специально устроенном под алтарём склепе почил сном праведника и сам его устроитель – Иван Иванович Губин. Назван был храм в честь небесного покровителя Ивана Ивановича, родившегося в день Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи. 29 августа 1907 года храм был освящён ректором астраханской духовной семинарии архимандритом Иоанном (Левицким). Построен он был каменный, однопрестольный, небольшой, без колокольни. Богослужения в храме совершались только летом, так как он не отапливался, и только по особому заказу купцов Губиных. После революции 1917 года Иоанно-Предтеченский храм использовался очень редко и стоял почти всегда закрытым. Прибывший в Астрахань в декабре 1943 года Астраханский архиепископ Филипп (Ставицкий) стал деятельно добиваться возвращения епархии кладбищенской Иоанно-Предтеченской церкви и открытия её для богослужений. В связи с приездом в 1949 году в Астрахань Святейшего Патриарха Московского Алексия местные власти зарегистрировали кладбищенскую церковную общину. Сейчас старое кладбище уже не функционирует, здесь никого не хоронят, но в кладбищенскую церковь, по старой привычке, по-прежнему везут отпевать людей. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=21502

Храм Преображения Господня (Астрахань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Преображения Господня был построен по инициативе казачества. Первый, деревянный, храм был построен в 1865 году, а второй, - каменный, трехпрестольный – в 1885 году. Содержание История [ править править код ] Храм Преображения Господня был построен по инициативе казачества. Первый, деревянный, храм был построен в 1865 году, а второй, - каменный, трехпрестольный – в 1885 г. Храм был построен в древнерусском стиле, с двухъярусной колокольней. Внутренне убранство было роскошным. По отзывам современников, «Спасо-Преображенский храм мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе». 1923 г. храм пытались захватить обновленцы, но обновленческого епископа не пустили в церковь прихожане. В 1938 храм закрыли, уничтожили иконостас и роспись. В 1943 г. архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Церкви отобранных храмов. 13 января 1945 года Спасо-Преображенский храм был передан общине верующих. После возвращения решением местных властей на главах храма вместо прежних куполов-луковиц, а также вместо второго яруса колокольни были установлены бесформенные колпаки. В 1992 г. храм Преображения Господня был передан в ведение Николо-Угрешского монастыря г. Москвы и до недавнего времени был монастырским подворьем. За это время был восстановлен облик куполов храма, приближенный к историческому. В 2011 г. храм был возвращён Астраханско-Енотаевской Епархии. Из святынь храма можно отметить хранящийся в алтаре металлический крест-мощевик, внутри которого находится деревянный крест, содержащий в себе частицы мощей святых: апостолов Варфоломея и Варнавы, свт. Василия Великого, прп. Серафима Саровского, вмчц. Варвары и др; а также икону прп. Пимена Угрешского с мощами святого. В настоящее время в храме Преображения Господня ведутся работы по реставрации. Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: 414006 Астраханская область, Астрахань, ул.Печенегская/ул. Аристова/пер. Чугунова, 20/36/21 Телефон: +7 (8512) 56-18-48 Электронная почта: ecclesia.forpost@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Пн, вт, ср, чт, пт: часы, литургия в 8.00; вечерня и утреня в 17.00 Сб, вс: часы, литургия в 6.30 и 8.30; вечерня и утреня в 17.00 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Преображе...

1918–1918: Леонтий фон Вимпфен, в. у. 1919–1920: Анатолий Соколов, в. у. 10 .1920–12.1920: Палладий Соколов 1920–1921: Анатолий Соколов. в. у. паки 1921–1923: Анатолий Соколов 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 25 .12(07.01).1921–06.1927: Фаддей Успенский 06(?).1927–1927: Иннокентий Ястребов 1927–1928: Стефан Гнедовский, в. у. 31 .05(13.06).1928–17(30).08.1933: Филипп Ставицкий 15(28).10.1929–30.09(13.10).1930: Андрей Комаров, в. у. 1931–1931: Алексий Орлов, в. у. 30 .09(13.10).1933–14(27).04.1939: Андрей Комаров 1939–1942: 1942–1943: Григорий Чуков , в. у. 12 .1943–17(30).10.1947: Филипп Ставицкий, паки Астраханская (григ.) 06 (?).1931 –1932: Иоасаф Рогозин, в. у. Астраханская (обн.) 1923–23.06(06.07).1927: Анатолий Соколов 1926–1926: Анатолий Левицкий 1927–1928: Модест Никитин 13(26).01.1928–02(15).04.1931: Гервасий Малинин 1931–: Макарий Быстров 08 .1932–1935: Александр Шубин 22 .03(04.04).1935–03(16).10.1935: Павел Масленников, в. у. Аткарская 05(18).03.1923–1925: Николай Парфёнов Ахтырская (обн.) 11(24).05.1924–1925: Филарет Яценко 08(21).09.1923–1927: Серафим Лядэ 1928–10.1930: Николай Поликарпов Ахтырская (укр.) Сергий Лубенцов (Лабунцов) Ачннская 03(16).01.1934–20.04(03.05).1934: Дионисий Прозоровский 20 .04(03.05).1934–27.08(09.09).1935: Антоний Миловидов 1935–01(14).04.1936: Серафим Зборовский, в. у. 01(14).04.1936–04(17).11.1937: Сергий Куминский Ачинская (григ.) 1941–1946: Феодосий Григорович-Борисов Ачинская (обн.) –07(20) .01.1928: Иоанн Житов Байкинская 02(15).11.1923–: Вениамин Фролов Бакинская 13(26).12.1912–13(26).11.1917: Григорий Яцковский 1917–1919: 01 .1919–1923: Павел Вильковский 05(18).12.1920–13(26).09.1923: Димитрий Добросердов, в. у. 1923–1924: 1924–08.1924: Митрофан Огиенко 27 .08(09.09).1924–1928: Арсений Соколовский 23 .11(06.12).1928–03(16).04.1930; Серафим Протопопов 03(16).04.1930–11(24).10.1930: Никон Пурлевский 29 .10(11.11)1930–16(29).09.1931: Валериан Рудич 1931–1933: 03(16).02.1933–29.07(11.08).1933: Александр Раевский Бакинская (обн.) см. Закавказскин митрополитанский округ (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После захвата обновленцами в 1923 году в Астрахани многих православных храмов Покровская церковь продолжала оставаться в числе тех немногочисленных приходов, к которым обновленцы так и не смогли подобраться. Приехавший в декабре 1923 года в Астрахань архиепископ Фаддей (Успенский) поселился рядом с Покровским храмом, на улице Республиканской (дом 11), откуда постоянно утром и вечером ходил на богослужение в эту церковь. Покровский храм стал нечто вроде крестовой церкви для астраханского архипастыря.Архиепископ Филипп (Ставицкий), прибывший в Астрахань в 1928 году, полуофициально делает Покровскую церковь своим кафедральным собором, но в 1929 году архипастырь был арестован и храм снова превращён в обычный приход. Покровская церковь не подвергалась такому варварскому ограблению и разрушению со стороны советских властей, как другие астраханские храмы. Хотя эту церковь тоже закрывали в 1941 году на девять месяцев и здесь находился склад (хранился сахар), но внутренняя обстановка храма: иконостасы, роспись, большая часть икон – по милости Божией не была тронута. В 1942 году храм вернули верующим, а в декабре 1943 года вернувшимся из заключения архиепископом Филиппом Покровская церковь была уже официально объявлена кафедральным собором. При этом архипастыре было много сделано для восстановления былого величия и красоты Покровского собора. В 1930 году с колокольни храма были сняты колокола и он лишился своего голоса. Вскоре по своём прибытии архиепископ Филипп обратился к верующим с просьбой пожертвовать на отливку колокола имеющиеся у них медные, бронзовые и серебряные предметы. Прихожане с радостью откликнулись на призыв владыки, и скоро новоизготовленный большой колокол был поднят на колокольню. При архиепископе Филиппе (1943 – 1952 гг.) в Покровском соборе была подновлена настенная роспись и написано для храма множество замечательных иконописных изображений. Здесь необходимо перейти к описанию святынь Покровского собора, составляющих его главную духовную ценность. Посетивший Астрахань в 1949 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий I преподнёс в дар Астраханской епархии и Покровскому собору большую икону Преподобного Сергия Радонежского (в полный рост), со вставленной в неё частицей мощей святого.

http://sobory.ru/article/?object=01041

4 октября 1946 года храм Преображения Господня был открыт. Архиепископ Филипп Ставицкий вновь его освятил. Вновь начались здесь службы. В 60-х годах настоятелем храма был иерей Иоанн Никульшин, затем – протоиерей Михаил Пруцков, протоиерей Геннадий Мальцев, иерей Геннадий Бураков. Подлинное преображение храма началось с конца 90-х годов. В 1998 году при храме открыта библиотека. Увеличилось число прихожан. В 2001 году произошло большое и знаменательное событие. Храм спустя несколько десятилетий вновь обрёл свой голос. На колокольне благодаря усилиям возродившегося казачьего движения, прихожан и районной власти был установлен колокол весом 210 килограмм. Торжественно и празднично, как в старые времена, поплыл над станицей колокольный звон, призывающий живущих на земле не забывать истинное отечество. В 2003 году впервые после 1917 года проведены реставрационные работы. С левой стороны от входа восстановлен список с иконы Божьей Матери известного русского художника В. Васнецова, которая называется “Благодатное небо”. Справа – икона Спасителя, именуемая Господь Вседержитель, на которой он изображен с развернутым Евангелием со словами: “Новую заповедь даю вам: да любите друг друга…” Работы по реставрации храма активно развернулись с назначением настоятелем храма иерея Константина Кутепова. В 2010 году в храме работали художники-реставраторы из города Владимира. Супруги Маргарита и Дмитрий Мищенко занимались реставрацией настенной церковной живописи и иконописи. Они утверждают, что занимались росписью храма два человека. Возможно, один мастер и его ученик. Использовалась масляная краска. У художников есть правило оставлять свою подпись в углу картины. Современные реставраторы прошлись по некоторым и обнаружили такую надпись. Действительно, на картине с изображением Святого Сергия Радонежского тонкой вязью написано: «Живописец Феодор Лукич Диаконов. г. Новохопёрск с. Новогольское 1909г.» Более 130 лет простоял храм без капитального ремонта, вот так надёжно строили наши предки. Но время берёт своё. Специалисты осмотрели купола и крышу и сделали заключение: надо менять. Был создан попечительский совет, в который вошли руководители сельхозпредприятий Киквидзенского района. Вначале был установлен самый большой центральный купол, затем четыре средних купола, барабан и малый купол для алтаря, барабан и купол для колокольни, а также шесть крестов. Кстати, про крест, который хотели снять в 1932 году. Его сняли в 2010 году как старый и поржавевший, но решили установить перед храмом как свидетельство и напоминание о предках, оставившим нам в наследство веру православную.

http://sobory.ru/article/?object=26448

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010