Однако, этим открытым призывом в послании бывший Патриарх Тихон не ограничился и, в целях осуществления намеченных планов организации противодействия изъятию ценностей, принял ряд подготовительных мер к возможно более успешному проведению кампании. К числу этих мер относятся: 1) организация связи между Москвой и церковными братствами в разных городах Сов. Республики через особо доверенных лиц, коим были преподаны соответствующие инструкции для проведения единства и цельности действий составленного плана; 2) подготовка общественного мнения по вопросу об изъятии ценностей в определенные моменты перед самым изъятием (обычно за неделю и за день [до] приезда специальных комиссий) и 3) выработка общих лозунгов для агитации. К числу таких особо доверенных лиц по организации связи относится ныне осужденный на смоленском процессе профессор и ректор Московского Археологического института Успенский, с которым Тихон был знаком «домами». От этого близкого патриаршего знакомого епископ Смоленский Филипп [Ставицкий] и получил в своё время пачку воззваний, переданных ему от гр. Тихона-Беллавина. По этому поводу на суде епископ Филипп [Ставицкий] показал; «Послание я получил от этого Успенского в первых числах марта. Профессор Успенский явился ко мне и сказал, что привёз мне послание от Патриарха Тихона на предмет вынесения постановления по приходам Смоленской епархии об отмене декрета по изъятию ценностей, причём сказал, что когда он, Успенский, будет обратно возвращаться через Смоленск, то зайдёт и эти ходатайства возьмёт с собой». Телеграммой Витебского Губревтрибунала установлено, что тот же профессор Успенский привёз данное послание Тихона и Витебскому архиепископу Иннокентию [Ястребову] с тем же предложением от имени Патриарха распространить их по приходам епархии для составления коллективных протестов, что Иннокентием и было сделано. Кроме самих посланий, Патриархом были одновременно разосланы и образцы коллективных протестов, что с несомненностью установлено показанием самого профессора Успенского. Точно так же на суде выяснилась и картина подготовки «общественного мнения» по вопросу об изъятии ценностей, производимой [в документе: производимая] путём проведения общих и специальных собраний верующих, с заранее намеченными докладчиками, на которых постановление ВЦИК подвергалось резкой критике представителями интеллигенции из числа членов церковных братств города. Такие собрания в Смоленске были устроены за неделю и за день до приезда в собор комиссии по изъятию ценностей, а именно: 7 и 12 марта 1922 года [н. ст.], тогда как комиссия должна была приступить к изъятию 13 и 14 числа [н. ст.].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНДРЕЙ (КОМАРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Андрей (Комаров) в 1940-е годы Андрей (Комаров), епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. Кузнецк, 1927 г. С 26 июля 1927 г. - епископ Новоторжский , викарий Тверской епархии . Саратовский викарий С 29 января 1928 г. - епископ Петровский , викарий Саратовской епархии . 12 ноября 1928 г. назначен епископом Вольским , викарием той же епархии. На Астраханской кафедре 28 октября 1929 г. назначен управляющим Астраханской епархией с оставлением епископом Вольским, ввиду ареста архиепископа Филиппа (Ставицкого) . Сначала епископ Андрей вел себя скромно, часто совершал богослужения, на которых неизменно поминал имя владыки Филиппа, как управляющего епархией. Но епископ Андрей не мог не видеть, что астраханская паства насыщена христианским энтузиазмом владык Фаддея (Успенского) и Филиппа (Ставицкого). Владыка Андрей выглядел довольно бесцветно на фоне этих двух, своих ярких предшественников. Он сам, конечно, сознавал это, оказавшись перед своего рода духовной блокадой, которую нужно было разрушить, чтобы не был закрыт путь к верующим. Вероятно, это обстоятельство озадачивало епископа Андрея, и он искал пути, если не к сближению с паствой, то, по крайней мере, к обновлению влияния на нее своих предшественников. На этом пути он сделал первый неверный шаг, прекратив возношение за богослужением имени архиепископа Филиппа . Оскорбленные верующие несколько раз не допускали вл. Андрея в храмы на службы, а архиеп. Филипп запретил ему служить в Астраханской епархии. В письме владыки Филиппа, написанном им в Астраханской тюрьме 14 января 1930 года, есть такие строки: «С епископом Андреем духовного церковного общения не могу иметь, пока не восстановит церковную правду». Узнав о послании архиепископа Филиппа, осуждающем епископа Андрея, верующие заволновались. Но на владыку Андрея это послание не оказало никакого воздействия, напротив, он допустил критику послания с амвона Покровской церкви, чем вызвал беспорядки среди верующих.

http://drevo-info.ru/articles/19589.html

Владыка Филипп ответил отказом на все предложения «обновленцев», отказавшись посетить как «их сборище, так и обсуждать поставленные там вопросы». В ответ «обновленческое» Епархиальное управление в своих посланиях к пастве нарекло его «старорежимным» архиерем. Владыка повел борьбу с «обновленцами»: «Православные, я признаю только староправославную церковь, которая осуществляет до настоящего времени все заветы Патриарха Тихона и поэтому, православные, у кого есть подозрение считать меня живоцерковником, то прошу прийти ко мне на квартиру и убедиться, что я не живоцерковник, а староцерковник». Вслед за этим из села Ватажное к владыке прибыл представитель от прихода и подал постановление общего собрания о желании присоединиться к староцерковному течению, о признании владыки своим духовным руководителем и с просьбой дать им сейчас же какого-либо священника. В местной астраханской газете «Коммунист», в 224 (3458) от 1 октября 1929 года, в особой заметке, посвященной мне и 4 астраханским священникам, приводится несколько выражений из моих, якобы, церковных проповедей. Выписываю их с буквальной точностью. Сделавши предварительное замечание, что в Астрахани де этот ловкий архиепископ окружил себя попами, вместе с которыми проповедовал необходимость свержения Советов и т.д., автор приводит и сами выдержки из моих, якобы, проповедей. «13-го, в том же апреле месяце, — говорит заметка, — Филипп проповедовал в Покровской церкви: «Настали тяжелые времена, советчики притесняют православную веру и это притеснение видно и в Астрахани, потому что антирелигиозники мобилизовали всех жуликов и не хотят допустить освящение куличей. Комсомольцы предполагают пустить отравляющие газы и забрать церкви под клубы». В этой проповеди Филипп призывал верующих «организоваться и выступить единым фронтом против антирелигиозников и их чад». В конце проповеди Филипп уже совершенно открыто призывал к восстанию против Советской власти: «Выступим единым фронтом для борьбы с сатаной и его детьми, которые ведут весь мир к низложению религии, благодаря Советской власти, которая заинтересована в разложении». Или, например, следующее выражение: «В июле, говорит автор заметки, когда международное положение СССР осложнилось в связи с событиями на КВЖД, во время проповеди в Покровской церкви Филипп говорил: «Православные! Для нас наступают хорошие времена, скоро мы расцветем, как в поле розы…» Конечно, нужно быть совершенно сумасшедшим, чтобы говорить сейчас с церковной кафедры подобные вещи. Эти и подобные им выражения, приписываемые мне, настолько нелепы и бессмысленны, настолько невежественно грубо сфальсифицированы, настолько не вяжутся ни с моим образованием и общим развитием, ни с моими убеждениями, ни с пройденною мною школой жизни, что приходится только поражаться смелости автора заметки, приписавшего мне то, что я никогда не говорил и не мог говорить.

http://drevo-info.ru/articles/17494.html

С 1943 по 1952 год были открыты церкви и молитвенные дома в селах: Черный Яр, Никольское, Капустин Яр, Соленое Займище, Кочковатка, Пироговка, Разино, Ильинка, Владимировка (г. Ахтубинск), Бертюль (Красные Баррикады) и в городе Степном (сейчас Элиста в Калмыкии). Открыт был молитвенный дом в селе Сероглазка, хотя здесь находился в хорошем состоянии Петропавловский деревянный храм, но местные органы власти, несмотря на настойчивые просьбы сельчан, этот храм так и не передали. Открыт был приход и в селе Ушаковка, но тут же этот приход был закрыт. Всего было открыто около 20 сельских приходов. Неподалеку от Астрахани лежал в руинах Сталинград . 26 июня 1944 года Сталинградская область была также поручена владыке Филиппу, и он стал успешно возрождать тут церковную жизнь. В июле 1945 года стараниями владыки возобновились богослужения в Сталинградской Казанской церкви и в молитвенном доме, к 1947 году число действующих церквей и молитвенных домов Сталинградской области достигло 42. Как старейший по хиротонии архиерей, от имени Поместного Собора 2 февраля 1945 года архиепископ Филипп приветствовал новоизбранного патриарха Алексия I (Симанского) . 30 октября 1947 года назначен архиепископом Херсонским и Одесским с последующим возведением в сан митрополита. Архиепископ Филипп посылает телеграмму в Астрахань: " Известие о моем перемещении в Одессу глубокой скорбью наполнило сердце мое. Если бы не страх оказаться ослушником Церкви, нарушителем воли Божией, молил бы Святейшего Патриарха не разлучать с любимой паствой. Да творит Господь Свою святую волю! Привет и благословение бесконечно дорогой навеки незабвенной пастве моей, постараюсь в субботу прибыть. Архиепископ Филипп " . В Москву же тем временем уже мчались просители, летело множество телеграмм от приходов и отдельных прихожан с мольбами не разлучать, пощадить, не отвратить милости от тяжко болеющего возможной скорой разлукой астраханского православного люда. Патриарх, еще раз рассмотрев дело, и как говорят, произнеся: " Что же, глас народа - глас Божий " , 12 декабря издал новый указ, об оставлении архиерея на прежнем месте. Святейший, желая общения лицом к лицу с астраханской паствой, принял приглашение владыки и посетил Астраханскую епархию в 1949 году.

http://drevo-info.ru/articles/17494.html

В ответ на это бесстыдную ложь следует прежде всего сказать, что и самих-то «разъездов по инструктированию епархии» у меня не было. Не было их по той простой причине, что на таковые местной властью не давались разрешения. Еще большее возмущение вызывают такие полные омерзительной лжи следующие строки: «Кое-что мы можем сказать и о аморальном облике этих героев контрреволюции. В начале января Филипп и Стефановский были на Трусове на квартире у одного торговца, где пропили сто пять рублей церковных денег и напились «до положения риз». По дороге в город Филипп, совершенно пьяный, орал: «Коммунисты — большевики в начале революции кричали водки, вина не будет, а теперь что… но это ничего, пусть — время придет, и мы счеты сведем. Это время скоро придет, и мы покажем, кто ученей и честнее…» Или еще в таком же роде пера: «Ездивший на ревизию и отдых в Харабалинский район Филипп, останавливавшийся на квартирах исключительно у кулаков и торговцев, вел там разгульный образ жизни в обществе монашек…» Удивляюсь, как автор для полноты картины и остроты впечатления не написал, что я кого-либо ограбил или убил. Каковы бы не были мои убеждения, мое социальное положение, но я прежде всего человек, личность, имеющий свое человеческое достоинство и свои общечеловеческие права. Во имя этих прав человека я прошу расследования этого публичного поругания, издевательства над человеческой личностью». 3 января 1930 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к ссылке на три года в Северный край. 1 марта 1930 года архиепископа Филиппа под конвоем отправляли из Астрахани к месту ссылки. Многие верующие астраханцы пришли проводить своего владыку: у вокзала огромный пустырь за железнодорожными путями был заполнен людской толпой. Местом высылки была назначена деревня Чукчино Усть-Цыльмского района Коми области. Невзирая на дальнее расстояние от Астрахани, владыка по-прежнему считал себя ответственным за поддержание порядка в епархии и за наставление верующих. На место служения, к астраханцам, от владыки открыто и тайно шли письма, в которых он беседовал с паствой так живо и просто, как будто имел каждого у себя перед глазами. Астраханцев утешали и ободряли его письма, тем более, что нового архиерея, чтобы заместить ариеп. Филиппа, в Патриархии не нашлось, и кафедра оставалась не занятой. (Астраханскую кафедру временно принял на себя епископ Саратовский Петр (Соколов) , в ведении которого в те годы и без того находилась громадная территория на Юге России). В ссылке архиепископ приступил к литературно-богословской деятельности. Он составил для своих чад руководство в духовной жизни " Путь, и Истина, и Жизнь " , которое переслал в Астрахань.

http://drevo-info.ru/articles/17494.html

Филарет (Гранин) (?–1948), архимандрит, ученый византолог. Преподаватель Белградского богословского факультета. Филипп (Гарднер Иван Алексеевич) (1898–1984), епископ. Родился в Севастополе в семье юриста. Эмигрировал в 1920 г. в Югославию. Окончил богословский факультет Белградского университета (1928). В 1936 г. поступил в Ладомирский монастырь в Чехословакии, где принял монашеский постриг с именем Филипп. Приходской священник в городе Хуст. Был возведен в сан игумена. Служил на Святой Земле (1934–1938), в Вене (1938–1942), Берлине (1942), где был возведен в сан епископа и работал в управлении Русской Зарубежной Православной Церкви. Переехал в Австрию, а оттуда в Баварию. В 1945 г. женился, сняв с себя епископский сан. В 1950 г. на короткое время получил место регента в русской эмигрантской церкви Зальцбурга (Австрия). С 1952 г. работал в хоре св. Иоанна Дамаскина под руководством Карла Линке (г. Эссен, Германия). С 1954 года преподавал русское литургическое музыковедение в Мюнхенском университете. Доктор философии Мюнхенского университета (1965). Филипп (Морозов Павел) (1890 – не ранее августа 1944), архимандрит. В 1924 г. автокефальным Польским Синодом возведен в сан архимандрита, поставлен ректором Виленской духовной семинарии. В 1924 г. уволен от должности и низведен в число братии Свято-Духова монастыря. В 1925 г. перешел в унию и в сане архимандрита назначен миссионером в Вильну. Указом Виленской Духовной Консистории в сентябре 1925 г. извергнут из священного сана с исключением из монашества и духовного звания, и всенародно (за Богослужением в храме Свято-Духова монастыря) предан анафеме. В 1927 г. вернулся в Православную Церковь , принят в сущем сане. В 1940 г. подал в Москву прошение о принятии его в юрисдикцию Московской Патриархии. Однако из-за начала войны это дело не было доведено до конца. Во время Великой Отечественной войны – на оккупированной территории, в Вильно. В августе 1944 года арестован органами НКВД. Дальнейшая судьба неизвестна. Филипп (Ставицкий Виталий Стефанович) (1884–1952), архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С отцом-инспектором у Спиридона Тарасова сложились особенно доверительные отношения. Однако особенно теплые и благоговейные воспоминания хранит митрополит Ювеналий об архиепископе Филиппе (Ставицком), назначенном на Саратовскую кафедру в том же 1949 г. Возведенный в епископское достоинство еще в предреволюционном 1916 г., архиепископ Филипп проходил пастырское и архипастырское служение в России и Америке: миссионерствовал, разоблачая сектантов в Малороссии, руководил духовной семинарией в Нью-Йорке будучи архимандритом, управлял Аляскинской епархией в сане епископа. Вернувшись в 1917 г. в Россию, архиепископ Филипп участвовал в работе Всероссийского Поместного собора, избирал святителя Тихона на патриарший престол. Переживший заточение и поношения в годину лютых гонений на Церковь Христову, архиепископ Филипп являл образец пастыря доброго, сочетавшего в себе строгость и взыскательность с отеческой заботой и любвеобилием. Такие люди окружали будущего митрополита в его семинарские годы! Когда в 1953 г. Спиридон Тарасов вернулся на Дон, в родные Шахты, Ростовской епархией управлял митрополит Вениамин (Федченков), один из известнейших иерархов ХХ столетия. Будущего священника удивило то, что митрополита, человека исключительной образованности, мало заинтересовал его семинарский диплом: " Начнешь служить, тогда узнаем, чему ты научился " , - ответил он Спиридону, собиравшемуся предъявить документ. В день памяти пророка Божия Илии, 2 августа 1953 г. митрополит Вениамин рукоположил Спиридона Тарасова во диакона, а 4 августа во пресвитера. Началась приходская жизнь… Сперва иерей Спиридон служил настоятелем в Михаило-Архангельском молитвенном доме г. Шахты, затем в Покровском храме г. Ново-Шахтинска, Вознесенском молитвенном доме… Своим чередом шла жизнь семейная, родились дети: сын, а уже через год дочь… К концу подходили пятидесятые годы, менялось отношение властей к Церкви. Об этом времени обычно вспоминают как о " хрущевской оттепели " , а для людей верующих, прежде всего для священнослужителей, это было время " хрущевских гонений " . Тысячами закрывались и разрушались храмы, упразднялись монастыри, во всем Советском Союзе удалось сохранить только три семинарии и две Духовные академии. Правда, священников и монахов больше не расстреливали, но издевательства применяли самые изощренные. Так, священника вызывали в соответствующие органы и, шантажируя, угрожая, подкупая, требовали отречься от веры Христовой. Были такие, кто не выдерживал, правда, по всей стране их были единицы. Через это испытание прошли практически все священнослужители, те из них, кому сейчас за шестьдесят, хорошо помнят, что значило быть вызванным " на отречение " , как отзывалось это на нервах, на здоровье, на близких людях. А ведь некоторых вызывали больше десяти раз!

http://pravoslavie.ru/9610.html

По благословению архиепископа Филиппа известной иконописицей того времени монахиней Агнией (Стародубцевой), была написана икона (в размер иконы Преподобного Сергия) астраханского угодника священномученика Иосифа. Обе эти иконы были помещёны в деревянные киоты искусной резной работы и поставлены в центре по обе стороны выхода на амвон, ниже солеи. В икону Священномученика Иосифа была вставлена частица от его благодатной власяницы. Большая часть этой власяницы, в которой священномученика Иосифа пытали и жгли на огне, хранится в алтаре Покровского собора, в особом ковчеге. Монахиня Агния, по благословению архиепископа Филиппа, написала ещё несколько икон для Покровского собора, которые особо почитаются верующими. В первую очередь, это храмовый образ Покрова Божией Матери, стоящий у южной боковой двери, перед которым каждую пятницу вечером, соборне, совершается служение, с чтением акафиста. Из других написанных монахиней Агнией икон можно отметить образ Божией Матери «Взыскание погибших», находящийся на переднем правом столпе. Нельзя не сказать и о находящейся в соборе у северной боковой двери древней иконе Покрова Пресвятой Богородицы. По рассказам прежних священников, служивших в этом храме, эта икона до революции каждый год обносилась крестным ходом вокруг города Астрахани. Пришла эта икона в Покровский собор в 1939 году из храма в честь Донской иконы Божией Матери, что на Казачьем бугре, после его закрытия и разрушения. В Донскую церковь эта икона, по преданию, попала из Покрово-Болдинского монастыря после его закрытия в 1920 году. Икона эта была особо чтимой и чудотворной, о чём говорят свидетельства, оставленные в летописи этого монастыря. Самой великой святыней, хранящейся в соборе, является икона-мощевик, с частицами мощей многих святых и частью от Честного Древа Креста Господня. Этот мощевик был принесён в дар собору в 1955 году архиепископом Сергием (Лариным) и сейчас находится в ряду прочих икон за левым клиросом. Большим почитанием среди верующих астраханцев пользуется могила архиепископа Филиппа (Ставицкого) (1874 – 1952 гг.), погребённого в стене под левым приделом. За свою благочестивую жизнь, исповеднический подвиг в сталинских лагерях, а также неоднократную, посмертную, молитвенную помощь он почитается астраханцами как месточтимый угодник Божий. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01041

3 янв. 1946 г. Н. был перемещен на должность управляющего Ижевской и Удмуртской епархией; в Удмуртской АССР тогда насчитывалось всего 15 приходов. В 1946-1947 гг. удалось открыть еще 9 церквей, в т. ч. Преображенский собор в г. Глазове. Были завершены восстановительные работы в кафедральном ижевском Троицком соборе, осуществлен капитальный ремонт храмов в Ижевске, Воткинске и Сарапуле. При Н. была возобновлена работа Ижевского епархиального управления, открыты свечная мастерская и епархиальная б-ка. Н. попытался учредить в Ижевске богословские курсы, но встретил категорический отказ со стороны уполномоченного по делам РПЦ. В сент. 1946 г. по инициативе Н. была возрождена правосл. миссия среди удмуртов. Обязанности епархиального миссионера были возложены на настоятеля ижевской Успенской ц., где сохранялись традиции совершения богослужений на удмурт. языке. 30 окт. 1947 г. Н. был назначен епископом Астраханским и Сталинградским в связи с переводом прежнего правящего Астраханского архиерея архиеп. Филиппа (Ставицкого) на должность управляющего Херсонской и Одесской епархией. В Астрахани Н. столкнулся с сопротивлением клира и верующих, недовольных перемещением любимого ими архиеп. Филиппа, к-рый и сам выразил желание остаться на прежней кафедре. 12 дек. 1947 г. Синод РПЦ принял решение о возвращении архиеп. Филиппа к управлению Астраханской епархией и о назначении Н. епископом Орловским и Брянским. На короткий период управления Н. Орловской епархией пришлось очередное усиление давления властей на Церковь. Уполномоченные по делам РПЦ получили в 1948 г. право не регистрировать священнослужителей, имевших судимость по 58-й ст. Уголовного кодекса («антисоветская деятельность»). Из 50 священнослужителей епархии 16 чел. имели судимость по 58-й статье, а еще 16 чел., хотя и не были судимы, но были включены «в разряд неблагонадежных», поскольку возвратились на церковную службу во время нем. оккупации. Т. о., большая часть епархиального духовенства могла быть отстранена властями от службы, а их приходы закрыты. Продолжались и прямые репрессии. В 1949 г. в Орловской обл. были арестованы и осуждены за антисоветскую деятельность 2 священника, псаломщик и монахиня.

http://pravenc.ru/text/2566024.html

В кон. 1923 г. архиеп. Фаддей, вернувшись из заключения, приехал в Астрахань. К 1924 г. в его подчинении находилось всего 10 храмов, остальные были в руках обновленцев. Пустующие обновленческие храмы власти начали закрывать и сносить. Соборным храмом архиеп. Фаддея стала ц. во имя св. равноап. кн. Владимира, Покровская ц. была крестовой. Владыка оказывал на верующих в это трудное время огромное нравственное влияние, участвовал в проводившихся в Астрахани в 1924-1925 гг. публичных диспутах на тему «Есть ли Бог?». После ссылки в нояб. 1926 г. архиеп. Фаддея в г. Кузнецк Саратовской обл. Астраханской епархией временно управлял Енотаевский еп. Стефан (Гнедовский). В 1928 г. на кафедру был назначен вернувшийся из обновленчества Смоленский еп. Филипп (Ставицкий) , в следующем году возведенный в сан архиепископа. 13 сент. 1929 г. архиеп. Филипп и 5 астраханских священнослужителей были арестованы по обвинению в контрреволюционном заговоре и в марте 1930 г. сосланы. В 1929-1931 гг. епархией временно управлял Вольский еп. Андрей (Комаров) , объявивший войну «фаддеевщине» и «филипповщине» и прекративший возношение за богослужением имени правящего архиеп. Филиппа. Действия еп. Андрея вызывали протесты со стороны верующих, неск. раз не допускавших архиерея в храмы, архиеп. Филипп запретил еп. Андрею служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г., когда еп. Андрей находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. Алексий (Орлов) . В 1933 г. Андрей (Комаров) был назначен еп. Астраханским, в 1934 г. возведен в сан архиепископа. В 1935 г. он был обвинен в злостной неуплате налогов и приговорен к штрафу, после суда архиепископ устранился от управления епархией и вскоре уволился на покой. Астраханская кафедра осталась вдовствующей. В 30-х гг. XX в. в Астрахани были снесены: старый собор Рождества Богородицы, церкви Воздвиженская, Смоленская, Троицкая, в честь сошествия Св. Духа, во имя св. Афанасия Афонского, единоверческая Вознесенская, Никольская, ц. в Спасо-Преображенском мон-ре, колокольня в Благовещенском мон-ре. Снесено неск. глав и колокольня Казанской ц., Знаменская ц. переделана под хлебозавод, ц. во имя свт. Николая Гостинского - под архив, в ц. Павла Исповедника разместился народный суд, архиерейский дом в кремле с 30-х гг. XX в. использовался как Дом офицеров, с колокольни кремля в 1934 г. был снят крест.

http://pravenc.ru/text/76736.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010