3 . Копии с доставленных начальнику губернии из следственно-судной комиссии: разглагольствования старца Евфимия, писанные в 1784 году, с его послания, писанного в 1787 году, и с сочинения наставника Никиты Семенова: малый образ ересям раскольнической секты с переписки с начальниками тех губерний, куда проникло странническое учение, с показаний и постановлений о нравственности сектаторов и наставников страннического учения, с выписки из дополнительного показания наставника Дмитрия Егорова, копии с отношения начальника Олонецкой губернии за 154 о страннической секте и требованные от меня соображения и заключения. Акты ярославского секретного совещательного комитета заключаются предположениями о способах к уничтожению секты, так называемых, странников. Полагаю, что к разрешению сего вопроса должно клониться требуемое и от меня заключение. Для сего нужно рассмотреть происхождение сей секты, ее учение и дух, и дознанные доныне дела сектаторов. I. Секта странников ест дочь беспоповщинской секты, злое наследие своей матери, умножившая до крайности и нагло провозглашающая и приводящая в действие правила, которые та старается прикрывать. Доказательства сего находятся в показаниях сектаторов и в сочинениях начальника секты и его последователей. По показанию странника Ивана Васильева основателем страннического учения был Евфимий, последователь филипповского согласия. В сочинениях Евфимий упрекает филипповцев, федосеевцев и прочих, что хотя в душе не признают земной власти, почитая ее антихристовою, но ей повинуются, и тем обманывают Бога. То есть, он принимает их учение, но не хочет, чтобы власть государя не скрытно, а явно признавали антихристовою, и ей не повиновались. По показанию странника и наставника (следственно лучше других знающего) Мокея Евфимий по самовольной отлучке из Переславля в Москве скрывался у старцев филипповского согласия, в которую веру и крестился. Потом пойман, отдан в солдаты, бежал, скрывался, кажется, на преображенском кладбище, там пострижен, определен старцами в поморский скит. Взял с собою последовательницу филипповского толка Ирину Федорову, беглую. Поссорился с настоятелем Адрианом: сей сорвал с него монашеское одеяние. Евфимий огорчился, отправился с Ириною в Москву, но здесь у старцев не нашел защиты, вошел в споры с филипповцами. Из Ярославля обличал московских раскольников, в Малышеве в первую ночь окрестил себя в странствие, а в следующую ночь других из филипповского и федосеевского согласия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/doneseni...

Душа своей пищи дожидается. Душе надо жажду утолить. Потщися душу свою гладну не оставить. Вот и Евфимий с жаждой уяснения затронутых в душе вопро­сов, в порыве пытливости, любознательности, в молодом увлечении и экзальтации религиозного энтузиазма, бежит из дома отеческого, из Переяславля Залесского, приходит в Москву и скрывается у старцев филипповского согласия, в то время только-что появившегося в Москве. Старцы его вновь окрестили и назвали Евстафием, научили его не мо­литься за государей, не повиноваться никаким властям, ни граждан­ским, ни воинским, ни духовным, отвергать всякую, как граждан­скую, так особенно солдатскую службу и проч. В Москве Евфимия поймали и отправили назад в Переяславль. Мещанское общество отдало его в солдаты. Но солдатская служба была не только тягостна для Евфимия, но и противна его совести. Он знал, как тысячи в его время уклонялись от рекрутчины, бежали от солдатской службы. Он знал и учение такого раскольничьего согласия, которое основано было беглым солдатом, знал учение филипповского толка, что солдатская служба – есть служба антихристу. И вот, Евфимий бежал из солдатской службы, опять пришел к своим в Москву. Федосеевская община преображенского кладбища в то время составляла центр управления для самой большой части областных, местных беспоповщинских общин, упра­влялась своими выборными попечителями: развивала, устраивала, чрез своих агентов-наставников, областные, местные общины. В этой общине Евфимий нашел приют, постригся в иноки и скоро назначен был наставником в поморской скит филипповского согласия. Здесь-то, в Москве он взял с собою последовательницу филипповского же толка, беглую крестьянку Тверской губернии, Ирину Федорову. И вот она-то была его спутницей повсюду. С ней Евфимий прибыл в поморский скит. Здесь в то время настоятелем был беглый сержант, некто Адриан. В бытность свою в Ярославле, он взят был полицией, как беспаспортный, и лишен монашеской одежды; но потом как-то увернулся от полиции и пришел в поморской скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Всё это объяснил ему Филипповский, – и Саша радостно впитал, принял – и к действию. Ни «офицеров революции 27 февраля», ни офицеров-социалистов (каким оказался тут и прапорщик Знаменский, начальник караула бывших министров) не оказалось достаточно для заметных действий. Но вот была цель: расколоть офицерство, и ото всей его тёмной, монархической, затаённо-враждебной массы – отделить хотя бы тех, кто сознательно стоит за республику, и готов заявить об этом вслух. Заявивши вслух – они уже и отколоты от остальных, а те, оставшиеся, почувствуют себя за обречённой чертой. Итак, что ж? – «Союз офицеров-республиканцев», гласный. Но если просто так объявить запись – сейчас попрёт и всякая скрытая монархическая сволочь, приспособиться к новым обстоятельствам. А сделать вот как: члены-учредители – только офицеры революции 27 февраля, и никто больше. Для всех остальных вступающих – мало признавать республиканскую программу, но надо представить рекомендацию двух уже состоящих членов Союза. А желательно – и референцию нижних чинов той части, где он служит. И – завертелось дело! Во многом упало на Сашу: составлять обращение, отдавать его в газеты, сходить раза два в Дом Армии и Флота, наконец – собрать, это уже сегодня, общее собрание членов и принять общие положения Союза. Увы, собралось в Таврическом всего человек двадцать. Ну что ж, для начала. Трудны и условия приёма. Так даже и лучше. Председательствовал подвижный Филипповский. И он же будет представителем Союза в Исполнительном Комитете Совета. И он же заверяет офицеров-республиканцев в доброжелательности к ним Совета рабочих депутатов, откуда и будет делегировано в Союз несколько солдат и рабочих. Солдат и рабочих? К нам сюда? Были – поморщились, а Саша понимал вполне: именно так! в этом – время. Сплачиваться с народом – так сплачиваться! Итак, цель Союза? Саша предложил: продолжение и углубление революции! Некоторые испугались. – Но победа над царизмом разве закреплена? – искал он понимающих. Хладнокровный Филипповский отверг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Файл : Филипповская пустынь Соловецкого монастыря 6.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 600 × 450 (179 Кб) Филипповская пустынь Соловецкого монастыря Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры FUJIFILM Модель камеры FinePix AX230 Время экспозиции 1/80 с (0,0125) Число диафрагмы f/4,1 Светочувствительность ISO 200 Оригинальные дата и время 15:38, 12 августа 2012 Фокусное расстояние 8,5 мм Владелец авторского права Ширина 600 пикс. Высота 450 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop 21.0 (Windows) Дата и время изменения файла 23:49, 3 августа 2021 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Пейзажный режим (для пейзажных снимков, с фоном в фокусе) Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 15:38, 12 августа 2012 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Выдержка в APEX 6,3 Диафрагма в APEX 4,07 Яркость в APEX 4,39 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,7 APEX (f/3,61) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 810 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 6992 Разрешение по Y в фокальной плоскости 6992 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости 3 Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Ландшафт Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Дата последнего изменения метаданных 02:49, 4 августа 2021 Уникальный идентификатор исходного документа BDE1E3F9DBD6B1591A8DAFE7E643F1C3 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Филипповс...

Но что же делать? Мысли терялись. Что делать – это было самое трудное. Задержать – да, но – как? но – где? Мысли – разбредались, кто-то перескакивал на опасность великих князей, и, сравнительно, в каком порядке кто кого опасней. Да опасней всё это вместе было, чем у французов во время бегства Людовика! Тогда – только король бежал. Сейчас – изменяло само правительство! Тень вареннского бегства, королевской ночной кареты, – великие тени колыхались призрачно над неровным кружком исполкомовцев, в неполном кворуме вместо трёх дюжин. Они чувствовали себя – Конвентом, и ещё больше и ответственней того прежнего Конвента! И кому трюмо высокое попадало в глаз – от этого трюмо, охваченного бронзой, почему-то становилось ещё особенно зловеще. Задержать – да, но где и чьими силами? Всегда тяжеловесно-решительный Нахамкис тоже не мог предложить конкретно. Но тут появился чистенький Филипповский во флотском мундире (такой всегда странный среди профессиональных революционеров) и подал простую мысль: где бы сейчас ни находились царские поезда и направляются ли они через Торнео или через Архангельск, – им не миновать Петрограда. И значит, прежде всего надо: усиленными воинскими частями занять все петроградские вокзалы. А для того чтобы обеспечить их верность Совету – придать к ним комиссарами офицеров-республиканцев, из нового союза, который организовал Филипповский же. Кроме этого, можно чрезвычайных комиссаров выслать вперёд, по трём линиям – на станции Тосно, Званку и Царское Село, чтоб они организовали заставы там. Это сразу приняли – и Филипповский, по-флотски повернувшись, пошёл исполнять. Вослед ему ещё догадались: поставить под ружьё рабочие боевые дружины! по всей столице! Но об этом надо было просить большевиков – а не было сейчас тут ни Шляпникова, ни всей большевицкой верхушки. Только вёрткий толстенький Козловский. Просили его – идти, звонить своим, просить. Эти простые мероприятия облегчили головы – и стало легче думаться. А не послать ли ещё телеграмму на все-на все станции, всем железнодорожникам: задерживать царские поезда, где только ни заметят?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Файл : Филипповская пустынь Соловецкого монастыря 11.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1200 × 794 (588 Кб) Филипповская пустынь Соловецкого монастыря Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D300 Автор PHILIP FOMIN Владелец авторского права Время экспозиции 1/60 с (0,016666666666667) Число диафрагмы f/2,8 Светочувствительность ISO 320 Оригинальные дата и время 15:00, 31 июля 2011 Фокусное расстояние 31 мм Ширина 1813 пикс. Высота 1200 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop 21.0 (Windows) Дата и время изменения файла 23:50, 3 августа 2021 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Приоритет диафрагмы Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 15:00, 31 июля 2011 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Выдержка в APEX 5,906891 Диафрагма в APEX 2,970854 Компенсация экспозиции −1 Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала Доли секунд времени изменения файла 120 Доли секунд оригинального времени 07 Доли секунд времени оцифровки 07 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 46 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Нет Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Версия блока GPS-uhфopмaцuu 0.0.2.2 Серийный номер камеры 3175300 Использованный объектив 24.0-70.0 mm f/2.8 Дата последнего изменения метаданных 02:50, 4 августа 2021 Уникальный идентификатор исходного документа E2FD743ECD66FE757BD4836921423720 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Филипповс...

Каковы последствия такого учения? Крайне вредные. Своим «диавольским» рассуждением федосеевцы заменили нравственную обязательность телесной чистоты учением о возможности нравственной распущенности, последствием чего явился крайний разврат, соединенный с детоубийством, вытравлением плода и т. п. Подрывая основы нравственности, это учение федосеевцев подрывает основы семейной и государственной жизни. Какие согласия выделились из федосеевского толка? а) Титловцы , которые строго хранят предание Феодосия Васильева, что на кресте Христовом нужно писать титлу I. Н. Ц. I. (Исус Назарянин Царь Иудейский) и что пищу, покупаемую на рынке нужно освящать молитвою: б) аристовцы (называются так по имени основателя согласия купца Аристова) – это строгие, первобытные феодосеевцы, не допускающие никаких послаблений по вопросу о браке; в) польские феодосеевцы , которые не допускают новоженов 11 до общения с собою в пище и питии до тех только пор, пока у них родятся дети и г) рижские , которые молятся за царя и совершают браки в молельне с пением. Филипповский толк Где, когда и кем основан филипповский толк ? Филипповский толк получил начало в Поморье в первой половине 18 столетия. Основателем его был беглый стрелец Фотий (в иночестве Филипп), который, отчасти из-за самолюбия, а отчасти из-за введения выговцами моления за царя, отделился от них и положил начало особому толку. Какие особенности учения филипповцев? Те же, что и у федосеевцев; разница в том, что филипповцы не допускают открытого новоженства, не учат о потворстве разврату, к «внешним», т. е. не принадлежащим к их толку, относятся фанатичнее и не поклоняются иконе Божией Матери «Скорбящим радосте», так как она явилась после патр. Никона. Все-ли филлиповцы согласны между собою в учении? Нет, некоторые из них требуют, чтобы староженов 12 после чадородия не принимать в общение без разлучения от однодомовного сожития, другие-же этого не требуют, а лишь наказывают за чадородие епитимией, постом, и поклонами (чадородные и нечадородные филипповцы); одни считают грехом носить модную одежду (орловские филипповцы), а другие – нет и т. п. Аароново согласие и толк странников или бегунов (безденежники, статейники, противостатейники и брачные)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Имеются, конечно, в сочинении о. Филипповского и недостатки. Так, говоря о судьбах древних народов Палестины, он главным образом останавливает свое внимание на начальной истории этих народов, пытается отмечать преимущественно первые моменты их появления в истории и мало интересуется их исторической судьбой, что он обязан был сделать как библеист. Его общее замечание о Промысле Божием в истории древних народов является довольно поверхностным. Нельзя согласиться также с его разграничением влияния на судьбу древних народов сначала Вавилона и потом Египта (стр. 37 и дал.). Современные панвавилонисты говорят об исключительном и постоянном влиянии на палестинские народы одних только вавилонян, тогда как более беспристрастные историки устанавливают факт одновременного влияния на народы древней Палестины как Вавилона, так и Египта. Его заключение о том, что Телль-амарнская клинопись (стр. 177) говорит о безусловном влиянии на народы древнего мира Вавилонян, может быть оспариваемо на том основании, что язык дипломатических сношений не всегда ручается —367— за культурное преобладание народа, язык которого принят дипломатами. Но отмеченные нами недочеты, в виду указанных ранее достоинств сочинения о. Филипповского, который всегда является в своей работе убежденным и вдумчивым богословом-апологетом, не могут быть поставлены ему в серьезную вину. Его трудолюбие и способность к ориэнтировке в сложных вопросах дают основание надеяться, что он работал не только ради степени кандидата богословия, которую он вполне заслужил, но и ради нашей богословской науки. Ради этого же он должен приложить и новое усердие, чтобы его труд, после обработки и дополнений, появился в печати». б) Сверхштатного заслуженного ординарного профессора М.Д. Муретова: «Предварительные замечания о методе и плане сочинения, географическое значение термина “Палестина” и невозможность точной хронологии по первоистории человечества (глава первая, стр. 1–21), – влияние географического положения Палестины на историю ее народов (глава вторая, стр. 22–40), – допотопная Палестина (глава третья, стр. 41–74), – Палестина послепотопная: Рефаимы (глава четвертая, стр. 75–106), Хананеи (главы пятая и шестая, стр. 107–208), Хеттеи (глава седьмая, стр. 209–221) и Филистимляне (глава восьмая, стр. 222–241) – на основании Библии, данных археологии и свидетельств истории: таково содержание сочинения о. Филипповского, добытое путем тщательного изучения многочисленных, иностранных и русских, трудов, относящихся к данному предмету (в приложении к тетради автором названы 52 пособия). Определение рас Палестины до завоевания ее Евреями, – раскопки и археологические остатки каменных изделий, – сходство облика Аккадян с Хеттеями по египетским и аккадским изображениям, – сравнение китайского языка с древне-аккадским и сближение русского “китаец” с древним “хеттей”, – египетские папирусы, иероглифы, клинопись и др. многое в том же роде: все это такие области научные, в коих трудно быть пол-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Н. Субботин I. Начало познания феодосеевских и филипповских заблуждений 2      Когда я еще был малолетним, слепо с усердием следуя феодосеевскому учению, многажды видел у своих родственников и в своем доме, что когда захворает младенец, тогда только стараются его присоединить к обществу феодосиян, а дотоле пребывает разъединен от общества. Почему же? Вот почему. У федосиян, также и у филиповцев, брак законным не признается и жена, соживущая мужу, а особенно венчанная православным священником, блудницей именуется и нечистой. Потому младенцу, просвещенному крещением, питаться от ее сосцов не достоит, а должно питать его млеком кравиим; но ежели мать, жалеючи младенца, будет его кормить своими сосцами, младенец за то считается отлученным, или, по их короче сказать, «замирщенным», и если прилучится ему в таком положении умереть, должен лишиться надгробового пения и всего обычного поминовения. Поэтому-то федосияне, когда видят такого «замирщенного» младенца больным, скоро идут к настоятелю, полагают за младенца прощение, начал, и молятся за него несколько лестовок по приказу наставника: тогда уже младенец будет присоединен к их церкви; но от того часа младенцу больному млеком матерним уже питаться никак нельзя, а надобно отнять от груди. Таково рассуждение стариков федосеевских и филипповских! Того не рассуждают, что младенец, коли был не приспособлен ни какой иной пище, но только питался от сосцов матерних, то и без болезни тяжело ему лишиться сей единственной его пищи, а во время болезни – без смерти смерть. Но что делать! – Старики ревнители на это не взирают, – говорят: Небо земли дороже. Лишь только поднялся я маленько на ноги и наклонность моя явилась к духовной жизни, скоро пришлось мне коснуться дел настоятельских, ибо весьма у нас на родине 2 скудно наставников, как и везде у федосеевцев, и за большие нужды по многим местам правят женщины. Сколько я ни был ревностный федосеевец, однако же такая ревность стариков и строгость к младенцам казалась мне и тогда вышемерной, и не был я точным ее наблюдателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Секта филипповская. Гораздо упорнее и важнее по своим последствиям было другое противодействие заправителям Выговской общины и начальникам секты, – противодействие, начавшееся по личным счетам, по честолюбивым замыслам, но тут же получившее характер религиозного раздора. Некто Филипп, один из наставников Выговской пустыни, по смерти Данилы Викулина, захотел стать во главе общины, и не стал оказывать должного послушания избранному настоятелю Семену Денисову. Когда же собрание стариков обвинило за это Филиппа, то он покинул Выг, огласив выговцев еретиками. Целая толпа его привержевцев последовала за Филиппом, и в 50 верстах от Выговской пустыни он основал отдельный скит. Если бы все дело ограничивалось только одними честолюбивыми целями, то, по утешении страстей, новый скит вошел бы снова в состав поморско-даниловской секты. Между тем этого не случилось: в новом скиту положено начало и новой секте. История не дает нам точных указаний, в чем именно, по мнению Филиппа и его приверженцев, состояло неправославие выговцев, по последующия события дают понять общий характер обвинения. Когда выговцы, вследствие доноса Ивана Круглого (1738 г.) и прибытия комиссии Самарина, ввели в своем богослужении молитву за царя, – Филипп и его последователи не сочли этого возможным, обозвали выговцев самарянами и предались самосожжению. Фанатическое отношение не только к церкви, но и к общественному строю легло в основу филипповской секты, окончательно образовавшейся после упомянутого обстоятельства. Самосожжение, которое еще Аввакум называл «блаженным изволом о Господе», возведено было в догму, и ни одна секта не представляет столько самоумерщвлений, как филипповская. Считая молитву за царя самарянством, филиповцы находили соблазнительною и запись под двойной оклад, и потому большею частью предпочитали оставаться незаписпыми раскольниками. Затем, вследствие снисходительных отношений правительства Екатерины II многие раскольники стали селиться в городах и свыкаться с городской жизнью; в это время и многие беспоповцы переставали не только гнушаться обыденными сношениями с православными, но и стали заимствовать у них обычаи: бывали в гостях у православных родственников или знакомых и не только ели на одном столе и из одних сосудов, но и целые ночи проводили в танцах и «прочих бесотешных забавах, не стеснялись слушать музыки и варганы, следовали богомерзким модам, шили платье немецкое и туркообразные салопы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010