Как тогда, так и теперь очень важно, чтобы в сердце своем пережил человек покаяние, чтобы пересмотрел свою прошедшую жизнь в свете Евангелия, безжалостно осудил в себе то, о чем стыдно и вспоминать, принял твердое решение строить свою жизнь по Евангелию. Разумеется, это едва ли возможно, если человек даже не знаком с Евангелием. Крещение и вера В книге «Деяния святых Апостолов» рассказывается, как апостол Филипп встретил по пути эфиопского вельможу и долго беседовал с ним о Христе. Когда они, продолжая путь, приехали к воде, эфиоплянин сказал: «Вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно» ( Деян.8:36-37 ). Так мы подошли к тому, что отличает наше крещение от того, которым крестил приходящих к нему Иоанн Креститель. И там и здесь необходимо покаяние. Это — общее. И там и здесь — вера. Но приходившие к Иоанну верили в Грядущего Спасителя. Так же веровали их отцы и деды. Веровали и ждали. Мы же веруем в Того, Кто уже пришел, в Того, Кто, будучи вечно Богом Сыном, воплотившись от Девы Марии и Духа Святого, стал Сыном Человеческим, жил как Человек среди людей, умер за наши грехи на кресте, воскрес из мертвых. Кто, пребывая на Небесах «одесную Отца», не оставляет и нас, пообещав Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Обо всем этом беседовал Филипп с эфиопским вельможей и когда спросил его о вере, услышал в ответ: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» ( Деян.8:37 ). Только услышав этот ответ, Филипп счел крещение возможным. Прошедшие с тех пор века ничего здесь не изменили. Эти же слова необходимо в сердце своем произнести каждому, желающему креститься. К каждому живущему обращены слова Спасителя: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со мною» ( Откр.3:20 ). Христос никогда не взламывает никакие двери, не входит ни во чье сердце непрошенным гостем. Он стучит и ждет, не отворят ли. Если мы пришли креститься, значит решили отворить Христу дверь своего сердца. Верую

http://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin

Пытливый ум царедворца искал объяснения этим удивительным пророческим словам. Конечно же, ему хотелось познать слово Божие. И вот перед ним стоял человек, который мог дать соответствующее объяснение. Поэтому евнух, с трепетом и душевным благоговением перед глубиной Божественной истины, попросил Филиппа: …прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Преисполненный Духа Филипп отверз уста свои и начал, поясняя Писание, благовествовать ему об Иисусе. Семя веры упало на добрую почву. Душа царедворца готова была распахнуться навстречу Истинному Богу. Она возрадовалась и возликовала, узнав блаженную правду о Царстве Небесном и о спасении. Велико было внимание, с которым слушал Филиппа эфиоплянин. Сама жизнь открывалась перед ним в новом, лучезарном свете. И более всего на свете захотелось этому человеку приблизиться к Господу, стать настоящим последователем и исповедником Христа Спасителя. Всем сердцем уверовал он в Иисуса Христа, и потому, подъехав к воде, попросил у Филиппа величайшей милости: …вот, вода; что препятствует мне креститься? И Филипп понял его стремление, сказав: Если веруешь от всего сердца, можно. И в ответ из уст царедворца прозвучало благословенное признание: Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. Колесница была остановлена у воды, Филипп совершил над эфиоплянином Таинство Святого Крещения. То, что это было правильно, засвидетельствовал Сам Отец Небесный, потому что, когда они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха. Филипп был чудесным образом восхищен в другую местность, а царедворец, как сказано было в сегодняшнем Апостольском чтении, продолжал путь, радуяся. Величайшая, небесная радость пребывала в его сердце! Та радость, которая есть преддверие радости блаженной вечной жизни. Отныне он соединился со Христом навеки. Через Святое Таинство, погружаясь в воду, эфиоплянин как бы умер с Господом, духовно разделил Крестную смерть Господню, а возведенный затем из воды, он воскрес для жизни новой вместе со Спасителем мира. Именно об этом пишет в своем Послании апостол Павел: Итак мы были с Ним погребены чрез крещение в смерть, чтобы, как был воздвигнут Христос из мертвых славою Отца, так и мы ходили бы в обновлении жизни. Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем сращены и подобием воскресения (ср. Рим.6:4-5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Церковь показывает нам это только ради того, чтобы мы устрашились и избегали их заблуждений, чтобы мы не погибли вместе с этими людьми, которые отвержены Богом и Церковью, а правильнее сказать, которые сами себя отторгли от Бога и Церкви. Почему сегодня читается евангельское зачало, которое, на первый взгляд, как будто бы совсем не имеет отношения к празднику? «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри» (ст. 43–46). Славянский перевод Евангелия, как это обычно бывает, звучит гораздо красивее и имеет более глубокий смысл, потому что он ближе к греческому оригиналу, чем русский. Если можно так выразиться, славянский перевод является более духоносным, и я советую всем приучить себя по возможности читать Евангелие по-славянски. «Прииди и виждь», — говорит Филипп Нафанаилу. В этих словах: «Прииди и виждь» — и заключается тот смысл, ради которого в день Торжества Православия читается именно это евангельское зачало. Увиденное своими глазами бывает убедительнее многих объяснений, о чем говорит и русская поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». По этой причине Святая Церковь с первого столетия до наших дней хранила изображения Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и некоторых величайших угодников Божиих: апостолов Иоанна Богослова, Петра и Павла. Первые иконы этих великих святых были написаны их современниками (первым иконописцем стал апостол Лука) и сохраняют портретные черты лица. Хотя до нас дошли изображения не всех апостолов, иконы некоторых пишут лишь по приблизительному словесному описанию, но и то, что сохранилось, — уже немало. Если бы Святая Церковь в лице своего первого иконописца, евангелиста Луки, не изобразила Господа, Божию Матерь и некоторых апостолов, то мы бы и не знали, как они выглядели.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Люди, видя, что апостолы чужды всякой напыщенности, живут без пищи, бледны, ходят с обнаженными ногами в сандалиях и одеты только в хитоны, а между тем изливают богодухновенное слово и совершают хвалы Богу вечером, утром и в полдень и подают исцеления, изумлялись и не хотели отходить от них. Между тем каждодневно прибавлялись верующие Господу, множество мужчин и женщин. Андрей повелел ученикам наставлять их, а сам с двумя учениками ходил по окрестным местам, посещая тех, кои не могли прийти к нему. Огласив их в продолжении многих дней, крестили их в большом множестве. Уверовали и крестились многие и из начальствующих; ибо в то время цари Тиверий, Гаий и Клавдий не возбраняли этого; уверовали также и многие из благородных женщин и иудеянок. Крестив их во имя Отца и Сына и Святого Духа, апостол освятил алтарь и храм святой Богородицы, который доселе видят все; из них же рукоположил он пресвитеров и диаконов. И была великая радость в городе том, ибо апостол причастил верующих Божественных Тайн Христовых, сообщил им литургию и правило псалмопения, заповедал собираться вечером и утром, преклонять колена на восток и в таком положении молиться, петь псалтирь Давида, петь прочих пророков и не внимать эллинским басням, но поучаться в законе Моисеевом и соблюдать постановления апостолов. Поступая так и уча, Андрей привел ко Христу многие города и села. Оставив Амисос, апостол пришел в Трапезунт, город лазикийский. Здешние люди глупы и несмысленны как скоты. Отправившись отсюда, он пошел в Иверию, и, просвещая многих на пути подле моря, прибыл в Иерусалим по причине Пасхи. После Пятидесятницы Петр, Андрей, Иоанн Заведеев, Филипп, из двенадцати, и Варфоломей удалились в верхнюю Фригию. Филипп пришел в Антиохию сирскую. Но Петр остался и вместе с Павлом рукоположил Маркиана и Панкратия в епископов Сицилии. Прочие, разошедшись, обходили города средиземные. Филипп, из двенадцати, и Варфоломей остались в верхней Фригии и Писидии, а Андрей и Иоанн пребывали и учили в Ефесе. Господь сказал Андрею: «Иди в Вифинию; куда бы ты ни пошел, Я с тобою; тебя ожидает Скифия».

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

Одиннадцатый день. Поучение 2-е. Св. апостол Варфоломей. (О лести). I. Святый апостол Варфоломей, память коего ныне, в Евангелии называемый Нафанаилом, отличался прямым и открытым характером. Он говорил то, что чувствовал. Сам Иисус Христос засвидетельствовал это. Это было так. Только что Иисус Христос начал Свою проповедь, к Нему стали стекаться ученики. Явились два брата Андрей и Петр, – потом последовал за Христом Филиппп. Филипп встретил Нафанаила и говорит ему: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета». Нужно знать, что Назарет и вообще вся область Галилейская были в презрении у иудеев от того, что там находилось много язычников. Нафанаил был такого же понятия о Назарете, и говорит Филиппу: «разве из Назарета может быть что-нибудь доброе?» Он сказал, что чувствовал. «Приди и посмотри», сказал ему Филипп. Пошли они к Иисусу Христу. Издалека увидал его Христос и, указывая на него, сказал: «вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». – «Почему ты меня знаешь» спросил Нафанаил. «Прежде нежели позвал тебя Филипп, Я видел тебя, когда ты был под смоковницею» сказал Господь. Под смоковницею вероятно происходило что-либо особенное с Нафанаилом. Он был поражен этим всеведением Господа и воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Какой быстрый переход от сомнения к вере, и с каким твердым убеждением высказывается эта вера! Спаситель одобрил его за это и обещал ему великие блага. «Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что видел тебя под смоковницею; увидишь более сего, отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому». С этих пор Нафанаил сделался неотступным учеником Иисуса Христа, а по вознесении Христа на небо неумолкаемым и ревностным проповедником Его учения, а за тем и мучеником. Вот чего удостоился Нафанаил за прямой и открытый характер свой, и за искреннею веру свою! II. Хорошо говорить то, что есть на душе – в уме и сердце, говорить то, что чувствуешь и думаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На следующий день Иоанн снова указал на Спасителя, и два ученика Иоанновы последовали за Ним. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Равви, где живешь? «Господь ответил им: «Пойдите и увидите». Двое учеников пошли и оставались с Ним целый день. Затем один из них, Андрей, отправился искать своего брата Симона Петра и взволнованно сказал ему: «Мы нашли Мессию». Он повел Симона к Иисусу Христу, а Господь, взглянув на него, сказал: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». На следующий день Спаситель решил идти в Галилею, где Он нашел Филиппа, бывшего из Вифсаиды, города Андрея и Петра. И ему Он сказал: «Следуй за Мною». Филипп отправляется к своему другу Нафанаилу и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил сказал ему: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Назарет был маленькой, незначительной деревушкой, и Нафанаил должно быть удивился, как может кто-либо значительный, не говоря уже о Мессии, прийти из такого захолустья. Филипп же ответил ему: «Пойди и посмотри». Когда Иисус Христос увидел идущего к Нему Нафанаила, то сказал о нем: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил говорит Ему: «Почему Ты знаешь меня?» Иисус ответил: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Когда Нафанаил понял, что Иисус знает его, он сказал Ему: «Равви! Ты Сын Божий!» Иисус сказал ему в ответ: «Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею? Ты увидишь больше сего». Андрей и Симон Петр были рыбари. Спаситель сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Иисус также призвал двух других рыбаков – Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, которых Он увидел у моря Галилейского, занимавшихся починкой рыболовных сетей вместе со своим отцом. Когда Иисус позвал их, они тотчас, оставив свою работу, последовали за Ним. Апостол Андрей Апостол Андрей, «первозванный» из апостолов, он принадлежит к тем ученикам, кого Спаситель призвал прежде других. Память его отмечается в Церкви 12 декабря (30 ноября ст. стиля). Перед тем как стать апостолом Иисуса Христа Андрей был учеником Иоанна Крестителя. Святого Андрея высоко чтут во многих странах. Церковное предание сообщает, что св. ап. Андрей проповедовал в Греции и дальше на севере, в том числе в Невской Руси. Андрея распяли на кресте, сколоченном в виде буквы X, ныне его так и называют – крест святого Андрея или .Андреевский крест. Кончина апостола произошла около 60 года после Рождества Христова в греческом городе Патры.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. ( Деян.8:17 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня нашему вниманию был предложен отрывок из книги Деяний святых апостолов (см. Деян.8:5-17 ), о том, как диакон Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Апостолы, как мы знаем, в это время не покидали Иерусалима. Название самого города апостол Лука не указывает. Вполне возможно, что это была столица страны — Самария, или другой замечательный самарийский город — Сихем, в котором, как описано в Святом Евангелии, бывал Сам Господь наш Иисус Христос. И вот на земле Самарийской появился в качестве проповедника и благовестника молодой, вдохновенный, благочестивый диакон Филипп. Он с такой силой и убежденностью начал свою проповедь, сопровождаемую удивительными знамениями, что народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Верный последователь Христов не только вещал слова истины, он, как свидетельствует Апостольское чтение, исцелял расслабленных и хромых, очищал бесноватых, ибо, по его пламенным молитвам ко Господу, нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем. Люди, ставшие непосредственными свидетелями всех этих чудес, преисполнились глубокой веры в Господа нашего Иисуса Христа, Чьим благословенным Именем все совершалось. И, как пишет апостол Лука, была радость великая в том городе. Чему радовался народ? Радовался тому, что наконец-то на каждого из них сошла Божественная благодать, ибо они сумели познать Истинного Бога и услышать правду о жизни и о себе. Духовное ликование переполняло их, и не было ничего выше и светлее этого явного знака Божественной любви. Любовь есть сладчайшая добродетель, без радости она ощущаться не может. Любовь переполняет сердце и душу, озаряет жизнь человеческую новым, неизреченным светом, дает силы, вдохновляет на добрые свершения.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

531 По-видимому, трудно установить точную преемственно-хронологическую последовательность событий, описанных св. Дееписателем в VIII, 4–XI, 24 (Архим. (впосл. Еписк.) Михаил. Толковый Апостол. Книга I-я: Деяния свв. Апостолов. Москва. 1876. Стрр. 296. 297. Cf. Lange. Cit. op., S. 63). Дело в том, что слова XI, 19. 20: Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии, Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили эллинам, благовествуя Господа Иисуса – эти слова суть не что иное, как Продолжение ранее начатой речи св. Луки (8:4); между тем рассеявшиеся ходили благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. В средине между этими двумя известиями св. Дееписатель помещает рассказ о следующих событиях описав проповедь в Самарии Филиппа, Петра и Иоанна (8:5:25), он говорит о благовествовании Филиппа евнуху (26–40), об обращении Савла. (9:1–25) о первом его путешествии в Иерусалим (26–30), о деятельности св. Петра в Лидде (31–35) и Иоппии (36–43), об обращении св. Петром Корнилия (X) и о впечатлении, произведенном этим событием в Иерусалиме (11:1–18). – Многие из этих событий начались и совершались одновременно одно с другим, хронологически параллельно, только – в разных местах; так, св. Филипп пошел в Самарию, несомненно, тогда же, когда и другие проповедники пошли к Финикии, Кипру и Антиохии; в это же время, т. е. непосредственно почти за убиением Стефана, Савл, под сильным возбуждением от этого события еще дышавший угрозами и убийством на учеников Господа с письмом первосвященника отправился в Дамаск. Но, несмотря на сложность путей, по которым расходится повествование св. Дееписателя, рассказ, однако, как это не трудно, на самом деле строго последователен в хронологическом отношении: св. Филипп уходит в Самарию; находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услыхав что самаряне приняли от Филиппа слово Божие, посылают к ним св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостолы, однако, оставались в Иерусалиме. Рассеяние верующих из Иерусалима послужило на пользу Церкви, так как они сделались распространителями Христова учения во всех тех местах, через которые проходили из Иерусалима или в которых поселялись на жительство. Одни из них проповедовали в Иудее и Самарии, другие же прошли с проповедью Евангелия даже до Финикии, Кипра и Антиохии; впрочем, все они распространяли учение Христово только между иудеями, самарянами и пришельцами правды 10 . Так, один из семи диаконов, Филипп, пришел в Самарию и проповедовал жителям ее о Христе. Свои слова он подтверждал чудесами, изгоняя нечистых духов из одержимых ими и исцеляя расслабленных и хромых. «Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса». Следствием проповеди Филиппа было то, что многие из са­марян крестились; между прочими крестился некий Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне уверовали во Христа, послали к ним Петра и Иоанна, чтобы низвести на них Святого Духа. Петр и Иоанн, пришедши в Самарию, возложили на новокрещенных руки, и они получили благодатные дары Святого Духа. Симон волхв, видя, что чрез возложение апостолами рук подается Дух Святой, предложил им деньги с просьбою дать и ему такую же власть низводить Святого Духа. Симон крестился не по убеждению, а с тайною целью получить возможность творить чудеса, чтобы еще более изумлять народ, почему и обратился к апостолам с такой просьбой; как маг он считал апостолов своими собратьями, только более его искусными. Апостол Петр ответил ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия». На возвратном пути в Иерусалим апостолы Петр и Иоанн прошли с проповедью Евангелия по многим Самарийским селениям, а диакон Филипп, по указанию ангела, отправился на дорогу из Иерусалима в Газу и, встретивши здесь одного вельможу эфиопской царицы, приезжавшего в Иерусалим на поклонение и возвращавшегося домой (очевидно, последний был пришельцем правды), обратил его ко Христу и крестил 11 . В это же время один из 70-ти учеников Спасителя, Анания, пришел в Сирию и положил начало Церкви в Дамаске. Вообще, при посредстве рассеявшихся из Иерусалима верующих христианские общины появились на пространстве всей Палестины и отчасти в Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(впосл. Еписк.) Михаил. Толковый Апостол. Книга I-я: Деяния свв. Апостолов. Москва. 1876. Стрр.296.297. Cf. Lange. Cit. op., S.63). Дело в том, что слова Деян.11:19,20 : Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили еллинам, благовествуя Господа Иисуса – эти слова суть не что иное, как продолжение ранее начатой речи св. Луки ( Деян.8:4 ): Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. В середине между этими двумя известиями св. Дееписатель помещает рассказ о следующих событиях описав проповедь в Самарии Филиппа, Петра и Иоанна ( Деян.8:5,25 ), он говорит о благовествовании Филиппа евнуху ( Деян.8:26–40 ), об обращении Савла ( Деян.9:1–25 ), о первом его путешествии в Иерусалим ( Деян.9:26–30 ), о деятельности св. Петра в Лидде ( Деян.9:31–35 ) и Иоппии ( Деян.9:36–43 ), об обращении св. Петром Корнилия ( Деян.10 ) и о впечатлении, произведенном этим событием в Иерусалиме ( Деян.11:1–18 ). Многие из этих событии начались и совершались одновременно одно с другим, хронологически параллельно, только в разных местах; так, св. Филипп пошел в Самарию, несомненно, тогда же, когда и другие проповедники пошли к Финикии, Кипру и Антиохии; в это же время, т.е. непосредственно почти за убиением Стефана, Савл, под сильным возбуждением от этого события еще дышавший угрозами и убийством на учеников Господа с письмом первосвященника отправился в Дамаск. Но, несмотря на сложность нитей, по которым расходится повествование св. Дееписателя, рассказ, однако, как это не трудно, на самом деле строго последователен в хронологическом отношении: св. Филипп уходит в Самарию; находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли от Филиппа слово Божие, посылают к ним свв. Петра и Иоанна ( Деян.8:14–24 ); затем Апостолы Петр и Иоанн идут обратно в Иерусалим ( Деян.8:25 ), а св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010