549 . Следуя примеру крещения Господа ИисусаХриста, апостолы крестили уверовавших в Него тоже в воде, как об этом весьма ясно свидетельствует книга Деяний апостольских в повествовании о крещении диаконом Филиппом евнуха царицы Ефиопской. Когда диакон Филипп благовествовал этому евнуху 0б Иисусе Христе и приехали они к воде, то «евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно... и сошли оба в воду, Филипп и евпух; и крестил его» ( Деян. 8:35–38 ), очевидно, в чувственной, стихийной воде. Ччобы ослабить силу этого свидетельства, некоторые из сектантов говорят: Филипп не сказал евнуху, что для спасения непременно нужно креститься в воде, а предоставил крещение водой на его добрую волю, сказав: «если веруешь от всего сердца, можно креститься», – это не повредит спасению. Если же он все-таки крестил евнуха, то потому лишь, что тот сам захотел креститься. Но согласиться с такими доводами нельзя. Словами: «если веруешь от всего сердца, можно креститься» диакон Филипп выразил, с одной стороны, ту мысль, что крещению должна предшествовать искренняя вера, а с другой–ту, что крещение совершается не насильно, а по добровольному желанию. Затем, если бы евнуху не была доказана необходимость крещения водой, то едва ли бы он выразил желантие креститься. Наконец, сам Филипп неужели бы решился исполнить его желание, если бы считал крещение необязательным? В 10-й главе кн. Деяний апостольских указывается еще другой подобный случай –крещение Корнилия сотника с семейством и родственниками, из которого также видно, что крещение водой необходимо и обязательно для каждого верующего. Когда ап. Петр, рассказывается здесь,проповедывал о Христе Корнилию сотнику и его родственникам-язычннкам, а те, слушая его проповедь, уверовали во Христа, и «Дух Св. сошел» на них, то апостол сказал: «кто может запретить креститься водой тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (ст. 46– 48). Таким образом, ап. Петр не считал возможным обойтись без водного крещения даже по принятии Корнилием и сущими с ним даров Св. Духа. Причина этого заключается в том, что только в крещении подается благодать Св. Духа, воссоединяющая все существо крещаемаго и возвращающая ему то состояние праведности, в котором находился человек до грехопадения, почему ап. Павел к говорит, что Христос спас нас «баней возрождения и обновления Святым ( Тит. 3:5 ); что до омовения в этой бане люди были грешниками, но «омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Это сказал Он, испытывая его, ибо знать, что негде достать хлеба; знал Он вперед и то, что ответит ему Филипп. Для того и спросил Он Филиппа об этом, чтобы тот более познал себя самого и, устыдившись своего маловерия, исправился. И действительно, Филипп не вспомнил о всемогуществе Божием и не сказал: «Ты, Господи, все можешь, не подобает Тебе кого-либо о том спрашивать: только пожелай и все тотчас насытятся: «Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом» (Пс 103, 28). Не сказал этого Филипп, но, помышляя о Господе своем, как о человеке, а не как о Боге, сказал: «Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу» (Ин 6,7). Потом вместе с другими учениками добавил: «Отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и купили себе пищи» (Мк 6, 36). Когда же Господь преломил пять хлебов и две рыбы для пяти тысяч народа (Лк 9, 6), Филипп увидел, что от руки Господней, как из неистощимой житницы, все получали довольно пищи, пока весь народ не насытился. Тогда апостол сильно устыдился своего маловерия и, утвердившись в вере, прославил вместе с другими в Иисусе Христе силу Божью. Впоследствии Филипп был причтен Господом к лику двенадцати избранных апостолов, получил благодать от Него и удостоен был близкого с Ним общения. Однажды в праздник собрались в Иерусалим некоторые из еллинов и не могли приблизиться к Иисусу, будучи неверующими язычниками; поэтому, приступив к Филиппу, умоляли его, говоря: «Господин, нам хочется видеть Иисуса!» Он же, прежде всего, сказал о том Андрею и вместе с ним уже осмелился известить Иисуса о желании Еллинов, радуясь тому, что и язычники ищут увидать и услыхать Господа его и Учителя. Тогда услышал он от Иисуса дивное учение и пророчество о язычниках, которые имели уверовать в Него не тогда, но после Его смерти. «Если, — сказал Он, — зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, то останется одно; если же умрет, то принесет много плода» (Ин 12, 24). Этим Христос как бы так говорил: «Пока Я живу на земле, то имею только часть дома Израильского, верующего в Меня; если же умру, то не один только дом Израилев, но и многие язычники уверуют в Меня».

http://pravicon.com/info-3577

Вскоре за тем последовало новое обращение иудеев. Апостол Петр с Иоанном пришел в храм иерусалимский на молитву в 9 часу дня. В эту пору у дверей храма сидел хромой отрождения и просил милостыни. Он попросил её и у Апостолов. «Серебра и золота нет у меня, – сказал ему Петр, – а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И хромой тотчас же встал и вошел за Апостолами в храм. Это внезапное исцеление привело в изумление бывших там людей. Петр объяснил им, что не они своею силою совершили это чудо, а имя Иисуса Христа, распятого иудеями, и, указав на пророчества о Христе, призвал их к покаянию испасению верою во Христа. Эта проповедь обратила ко Христу до пяти тысяч человек. Из Иерусалима христианство стало проникать в другие места Палестины. Так в Самарии первый начал проповедовать о Христе апостол Филипп. Его проповедь , сопровождаемая многими чудесами, обратила ко Христу многих, в числе которых был и Симон, известный в то время волхв. Филипп крестил самарян, а апостол Петр и Иоанн, для сообщения крещенным даров Св. Духа возлагали на них руки. Симон волхв, заметив, что через возложение рук апостольских дается Дух Святой, хотел купить у Апостолов этот дар, и, предложив им деньги, сказал: «Дайте мне такуюсилу, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Св. Духа». Апостол Петр с негодованием отверг его просьбу. – После того апостол Филипп, по повелению Ангела, отправился в южные пределы Самарии, именно в город Газу, и на этом пути обратил ко Христу вельможу Эфиопской царицы Кандакии. Вельможа этот, едучи в коляске, читал книгу пророка Исаии. Филипп спросил его: «Понимаешь ли то, что читаешь?». Нет, отвечал вельможа и попросил Филиппа к себе в коляску и объяснить непонятное для него место (Исаии 53, 7–8). Филипп охотно исполнил его просьбу, огласил его благовестием о Христе, и, по вере, крестил. Расставшись с вельможей, – он проповедовал потом в Азоте и Кесарии. Обращение Савла Жил в Иерусалиме некто Савл, – молодой, одаренный пылким и отважным характером и непоколебимою силою воли, фарисей из колена Вениаминова, ученик знаменитого учителя иудейского Гамалиила.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

После того как во время бывшего на иерусалимскую церковь гонения, святой Стефан был убит, и все христиане, за исключением двенадцати Апостолов, рассеялись по областям иудейским и самарийским, в Самарию [ 3 ] прибыл в то же время и святой Филипп. Здесь он проповедовал Христа, и все жители Самарии единодушно внимали его проповеди. Проповедь свою святой Филипп подтверждал многими чудесами, исцеляя всякие болезни и изгоняя лукавых духов, кои, выходя из людей, вопили громким голосом. И была тогда радость великая в том городе, потому что принимавшие проповедь Филиппа и уверовавшие в истинного Мессию исцелялись не только от телесных, но и от душевных недугов. Находился же там и некоторый весьма знаменитый и прославленный волхв, по имени Симон, который удивлял всю Самарию своими волшебствами, и все считали его за кого-то весьма великого. Видя великие знамения и чудеса, совершаемые руками Филиппа, и слыша благовествование святого Апостола о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, Симон уверовал и крестился вместе с другими (Деян.8:5–13). Однажды Апостолу Филиппу явился ангел Господень, повелевая ему идти на юг, на дорогу, ведущую из Иерусалима в Газу [ 4 ]. Идя по сей дороге, святой Филипп встретил Ефиоплянина, евнуха Кандакии, царицы Ефиопской [ 5 ], возвращавшегося из Иерусалима, куда он ездил на поклонение, в Газу, которая находилась под его управлением. Сидя на колеснице, евнух читал пророческие книги. Апостол научил его вере в Господа нашего Иисуса Христа и, продолжая с ним путь, тут же на пути крестил его [ 6 ]. После крещения евнуха, Апостол Филипп был восхищен ангелом и перенесен в Азот [ 7 ] и, проходя, проповедовал слово Божие по всем городам, пока не пришел в Кесарию. Здесь он имел собственный дом, в котором и прожил некоторое время вместе с своими четырьмя дочерьми, девами — пророчицами. После сего он снова возвратился в Иерусалим. Будучи здесь поставлен святыми Апостолами во епископа, он послан был затем на проповедь в Малую Азию в город Траллию [ 8 ]. Обратив там многих ко Христу и сотворив великие чудеса, Апостол Филипп отошел ко Господу в глубокой старости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Молоканин . – Готов сознаться, что согрешил пред Богом, дерзнув отвергать Слова Его. Но мне желательно видеть прямое указание Слова Божия на то, что апостолы крестили других не только «учением», но и «водою». Православный . – Я мог бы привести тебе много примеров из Слова Божия, из которых видно, что апостолы крестили водою. Но думаю, что достаточно и одного, самого ясного. Читал ли ты в книге Деяние св. апостолов о крещении ап. Филиппом евнуха царицы Эфиопской? Вот что повествуется об этом в главе 8 книги Деяний. – По повелению Божию св. ап. Филипп отправился из Самарии на дорогу, ведущую в Газу, и здесь встретил мужа Ефиоплянина, вельможу царицы Эфиопской, который, сидя на колеснице, читал книгу Исаии пророка. Филипп, по его просьбе, взошёл в колесницу и благовествовал ему о Христе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказали ему; если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же вышли из воды, то Дух Святой сошёл на евнуха ( Деян. 8:36–39 ). – Так поступали и другие святые апостолы. Когда Корнилий сотник и весь дом его уверовали в Господа Иисуса Христа и, по особому устроению Божию, получили дар Духа Святого, то апостол Пётр сказал: Кто может запретить креститься водою тем, которые, как мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Господа Иисуса ( Деян. 10:47, 48 ). Если бы апостол Пётр был одних мыслей с вашими молоканскими стариками, то он не только не крестил бы никого, но и сам удержал бы от этого желавших креститься. Как ты полагаешь, – кто прав, святые ли апостолы Христовы, которые считали необходимым крестить водою уверовавших в Господа Иисуса, или же старики ваши, отвергающие св. крещение? Молоканин . – Как можно помыслить, чтобы св. апостолы могли ошибаться в этом! Они научены Самим Господом... Но я всё-таки не уразумеваю того, будто бы крещение безусловно необходимо. Вот и св. Филипп не сказал евнуху, что он «должен» непременно креститься, а только – «можно»; и ап. Пётр о Корнилии сотнике и его доме сказал так: «Кто может запретить креститься»... Значит, им можно было и не креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/razgovor...

Молоканин. – Готов сознаться, что согрешил пред Богом, дерзнув отвергать Слова Его. Но мне желательно видеть прямое указание Слова Божия на то, что апостолы крестили других не только «учением», но и «водою». Православный. – Я мог бы привести тебе много примеров из Слова Божия, из которых видное что Апостолы крестили водою. Но думаю, что достаточно и одного, самого ясного. Читал ли ты в книге Деяний св. апостолов о крещении ап. Филиппом евнуха царицы Ефиопской? Вот что повествуется об этом в гл. 8 книги Деяний. – По повелению Божию, св. ап. Филипп отправился из Самарии на дорогу, ведущую в Газу, и здесь встретил мужа Ефиоплянина, вельможу царицы Ефиопской, который, сидя на колеснице, читал книгу Исаии пророка. Филипп, по его просьбе, взошёл в колесницу и благовествовал ему о Христе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же вышли из воды, то Дух Святой сошел на евнуха ( Деян.8:36–39 ). – Так поступали и другие святые апостолы. Когда Корнилий сотник и весь дом его уверовали в Господа Иисуса Христа и, по особому устроению Божию, получили дар Духа Святого, то апостол Петр сказал: Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Господа Иисуса ( Деян.10:47, 48 ). Если бы апостол Петр был одних мыслей с вашими молоканскими стариками, то он не только не крестил бы никого, но и сам удержал бы от этого желавших креститься. Как ты полагаешь, – кто прав, святые ли апостолы Христовы, которые считали необходимым крестить водою уверовавших в Господа Иисуса, или же старики ваши, отвергающие св. крещение? Молоканин. – Как можно помыслить, чтобы св. апостолы могли ошибаться в этом! Они научены Самим Господом… Но я все-таки не уразумеваю того, будто бы крещение безусловно необходимо. Вот и св. Филипп не сказал евнуху, что он «должен» непременно креститься, а только – «можно»; и ап. Петр о Корнилий сотнике и его доме сказал так: «Кто может запретить креститься»… Значит, им можно было и не креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать, о ком пророк это говорит? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. – И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил ангел Господен, и евнух уже не имел его и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте; и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришёл в Кесарию» ( Деян.8:26–40 ). Здесь прожил он некоторое время в своём доме, в котором посетил его Апостол Павел и провёл у него «многие дни», о чём также упоминается в Деяниях Апостолов, равно как и о том, что у Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, «были четыре дочери девицы пророчествующие» ( Деян.21:8–9 ). Потом Ап. Филипп был епископом в Лидийском городе Траллии, в Мал. Азии, и, проповедуя всю свою жизнь, причём утверждал проповедь свою многочисленными чудесами, скоичался в глубокой старости. Преп. Феофана исповедника и творца канонов, именуемого начертанным Феофан, вместе с старшим братом своим Феодором (пам. 27-го декабря), иноки Палестинской обители св. Саввы, именуются начертанными, потому что на лицах их после жестоких истязаний, которым они были подвергнуты, как защитники иконопочитания, император Греческий Феофил велел начертать позорные стихи, мучительным начертанием которых посредством раскалённых игл были выжжены лица исповедников до самых веждей. Феофан родился в Аравии от благочестивых родителей, отличавшихся в особенности страннолюбием. Воспитав свою душу под хорошим семейным влиянием, получив и научное образование в доме богатого отца, Феофан вместе с братом довершили то и другое в лавре св. Саввы – под руководством одного благочестивого и учёного пресвитера. Плоды благодатного воспитания сказались в подвиге целой жизни. Во время иконоборства в продолжение 25-ти лет Феофан был ревностным защитником и исповедником православия; претерпел различные истязания: оковы, голод, ссылку; брат и сподвижник его Феодор в ссылке и скончался; Феофан же дожил до прекращения смущавшего Церковь иконоборства и был посвящён в митрополита Никейского. Когда же нашлись недовольные этим поставлением, возражавшие, что Феофан – Сирианин и некому поручиться в том, что он – православный, то св. Мефодий, поставивший Феофана в митрополиты, указывая на лицо его, сказал: «после такой надписи не нужно и желать лучшего свидетельства в его православном исповедании» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Приказывай, господин. Чего бы ни пожелал ты, сделаю для тебя. Говорит Филипп судье: – Вели всех иудеев, в этом городе находящихся, сюда собрать, ибо есть у меня, в чем обличить их перед тобой. Послал немедля судья служителей своих и собрал к себе всех старейшин иудейских. И сказал тогда игемону 474 Филипп: – Воссядь в городском совете в кресло судейское и разбери дело между ними и мной. И когда занял царь (sic!) кресло свое судейское, говорит Филипп иудеям: – Где Ханания, который из Кесарии Палестинской со мною на корабле прибыл и христианином Мессии сделался? Достоверно ведомо мне через Господа нашего Иисуса, что понуждали его вы исповедовать Моисея и Мессию отринуть. Отвечали Филиппу иудеи: – Разве стражи мы Ханании-отступнику? Говорит иудеям Филипп: – То-то назвал вас Господь сынами Каина! Ведь и Каин думал, убив брата своего Авеля, что не видел его ни один человек. И спросил Каина Бог: «Где же брат твой Авель?» Отпирался Каин, подобно вам, и говорил: «Не знаю, не страж я ему». И сказал Каину Бог: «Что наделал ты! Вот, взывает ко Мне с земли кровь брата твоего Авеля. Проклята из-за тебя земля. Скитальцем и странником быть тебе на земле, коя отверзла уста свои и приняла кровь брата твоего от рук твоих» 475 . А теперь, убийцы, признавайтесь мне, где Ханания-мученик, и тогда попрошу я за вас Мессию, чтоб простил Он вам беззакония ваши. Иудеи ему в ответ: – Уж сказали тебе мы: не объявлялся у нас Ханания и не знаем мы вовсе, что сталось с ним. Говорит Филипп иудеям: – Скажите ж мне, где исповедник Мессии Ханания, жизнь за Учителя своего отдавший? И не лгите, и предо мною не отпирайтесь, ибо не мне лжете, но сущему во мне Духу Святому. Говорят ему иудеи: – Если б пребывал с тобой Дух этот, было б ясно тебе, что не знаем мы ничего о Ханании. Но лжец и обманщик ты, и нет в тебе правды, оттого-то стоишь и поносишь нас. Говорит им снова апостол: – А, случись, нашелся б у вас Ханания, что бы сделать с вами тогда по заслугам следовало? Отвечали иудеи Филиппу: – Окажись он у нас, все мы смерти были б достойны перед Богом и цезарем.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Слабые и мнимые чувства куют себе серебряные трубы из громких и пышных слов, дабы показать себя более сильными и правдивыми, чем они суть. Конечно, Филипп и Нафанаил и прежде беседовали друг с другом об Обетованном, о Прореченном, о Долгожданном. Это была обычная тема разговора всех истинных израильтян, всех чистых и жаждущих душ. Мы нашли Того, - говорит Филипп. То есть: " Он не явился подобно молнии, сотрясающей тучи и устрашающей землю; Он не упал на землю внезапно, как метеор; и не взошел на царский престол в Иерусалиме, куда были обращены взоры близоруких фарисеев, неразумных книжников и прочих, ожидающих Мессию. Он рос и жил здесь, в Галилее, среди нас, вот уже тридцать лет, и мы не познали Его; рос, как благородная виноградная лоза среди диких лоз, и Его трудно было узнать, пока Он не созрел и не начал приносить плоды. Он был еще подобен сокровищу, закопанному в землю; земля раскрылась - и заблистало сокровище. Он не выставлял Себя и не навязывал Себя: мы сами увидели Его и познали. Как агнец, Он кроток, как солнце, прозорлив, как весна, любезен, как Бог, силен. Он из Назарета, сын Иосифов " . Кто может знать в полноте, как Филипп описывал Христа Нафанаилу? Кто может воспроизвести весь их разговор? Евангелист сообщает вкратце только самое главное. И все, что Нафанаил слышал от Филиппа, могло его только обрадовать. Но одно смутило его и сделало маловерным, а именно: как же это Мессия появился из Назарета? Филипп называет Иисуса сыном Иосифовым, может быть, потому, что и сам еще не ведает о превеликой тайне зачатия Богоматери от Духа Святаго; а может быть, и просто для того, чтобы сделать свою речь наиболее краткой и понятной человеку, коего еще только надлежало постепенно ввести в тайну Боговоплощения. Может быть, Филипп здесь уже поступает по-миссионерски, по методу апостольскому, позднее описанному апостолом Павлом: для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор.9:22). Нафанаил был еще немощным, несведущим, непосвященным, и апостол обращается с ним как с немощным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Это сказал Он, испытывая его, ибо знал, что негде достать хлеба; знал Он вперед и то, что ответит ему Филипп. Для того и спросил Он Филиппа об этом, чтобы тот более познал себя самого и, устыдившись своего маловерия, исправился. И действительно, Филипп не вспомнил о всемогуществе Божием и не сказал: «Ты, Господи, все можешь, не подобает Тебе кого-либо о том спрашивать: только пожелай и все тотчас насытятся: «Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом» ( Пс. 103:28 ). Не сказал этого Филипп, но, помышляя о Господе своем, как о человеке, а не как о Боге, сказал: «Им на двести динариев 7403 не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу» ( Ин. 6:7 ). Потом вместе с другими учениками добавил: «Отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и купили себе пищи» ( Мк. 6:36 ). Когда же Господь преломил пять хлебов и две рыбы для пяти тысяч народа ( Лк. 9:16 ), Филипп увидел, что от руки Господней, как из неистощимой житницы, все получали довольно пищи, пока весь народ не насытился. Тогда апостол сильно устыдился своего маловерия и, утвердившись в вере, прославил вместе с другими в Иисусе Христе силу Божью. Впоследствии Филипп был причтен Господом к лику двенадцати избранных апостолов, получил благодать от Него и удостоен был близкого с Ним общения. Однажды в праздник собрались в Иерусалим некоторые из эллинов и не могли приблизиться к Иисусу, будучи неверующими язычниками; поэтому, приступив к Филиппу, умоляли его, говоря: «Господин, нам хочется видеть Иисуса!» Он же, прежде всего, сказал о том Андрею и вместе с ним уже осмелился известить Иисуса о желании эллинов, радуясь тому, что и язычники ищут увидать и услыхать Господа его и Учителя. Тогда услышал он от Иисуса дивное учение и пророчество о язычниках, которые имели уверовать в Него не тогда, но после Его смерти. " Если, – сказал Он, – зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, то останется одно; если же умрет, то принесет много плода» ( Ин. 12:24 ). Этим Христос как бы так говорил: «Пока Я живу на земле, то имею только часть дома Израильского, верующего в Меня; если же умру, то не один только дом Израилев, но и многие язычники уверуют в Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010