архиерейским домом); композицию венчает образ Спасителя в облаках (ГМИР; Русское искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 164. Ил. 249). Существование аналогичной иконы с Распятием в руке князя (частное собрание) свидетельствует о том, что произведения такого типа не были уникальными; возможно, они создавались в расчете на посещение тверских святынь представителями столичной элиты, проезжавшими через город по пути из С.-Петербурга в Москву, или были косвенно связаны с пребыванием в Твери вел. кнж. Екатерины Павловны - супруги тверского, новгородского и ярославского генерал-губернатора принца Георгия Петровича Ольденбургского. К подобным памятникам, по-видимому, восходят произведения 2-й пол. XIX - нач. XX в. с образом М. Я., молящегося на фоне тверского кафедрального собора. Известны и др. иконы М. Я., написанные в академическом стиле; они принадлежали членам разных дворянских семейств: таков образ в серебряном окладе 1817 г. с.-петербургского мастера, вложенный в собор ап. Андрея Первозванного в с. Грузине (усадьбе А. А. Аракчеева) М. М. Волынским (вероятно, носившим имя святого князя), на нем М. Я. изображен в мантии и короне, со скипетром, молящимся в классицистическом интерьере (ГЭ; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Под ред. О. Баддлей, Э. Брюннер, Ю. Пятницкого. СПб., 2000. Кат. R-167c. С. 383-385). На иконе с изображением ап. Филимона и М. Я. (ГИМ) сохранилось сообщение о написании образа в память о выздоровлении Н. В. Обресковой, урожденной Шереметевой, 22 нояб. 1798 г.- в день празднования обоих святых; образ князя наделен признаками условной иконографии государей, характерной для искусства Нового времени (мантия, корона с крестом, скипетр и держава). Акцент на подобного рода атрибутах заметен и в иконе 2-й четв. XIX в. с поясной фигурой молящегося святого (Гос. музей палехского искусства), при этом большой крест со скульптурным Распятием в руках князя напоминает и о его мученической кончине. Важным этапом в развитии тверского направления иконографии М.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Аз дверь Тя божию прозвах затворену, и никто же пройде сквозь ея, токмо един Господь Бог израилев» ( Большаков. Подлинник иконописный. 1903. С. ). Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова//СбОДИ на 1873 г. Отд. 2-е. С. 36; Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977. С. 45, 46, 68-72; Лазарев В. Н. Визант. и древнерус. искусство. М., 1978. С. 146-147; он же. История визант. живописи. М., 1986. Т. 1, 2 (Табл.); Gravgaard A.-M. Inscriptions of Old Testament Prophecies in Byzant. Churches. Copenhagen, 1979. P. 40; Сковран А. Искусство средневек. Сербии//Худож. наследие сербов: (Из монастырских сокровищниц, частных и музейных собраний): [Кат. выст.]. Белград, 1984. С. 43-66; Popovich L. D. Hitherto Unidentified Prophets from Nova Pavlica//Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. T. 8/9. P. 25-43; idem. Compositional and Theological Concepts in Four Prophets Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321)//Ibid. P. 290; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерус. декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. Л., 1985. Кат. 111. С. 210-211; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988. С. 319-320; Этингоф О. Е. Эрмитажный памятник визант. живописи кон. XII в. (стиль и иконография)//Вост. Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв.: Сб. ст. Л., 1988. С. 140-159; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода. М., 1989; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine. Athens, 1990; Логвинов Е. В. Иконы «строения именитых людей» Строгановых//Искусство строгановских мастеров: Реставрация, исслед., пробл. М., 1991. Кат. 24. С. 60, 64; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. выст. М., 1991. С. 38-43; Cutler A. Ezekiel and the Politics of Resurrection in 10th Cent. Byzantium//DOP. 1992. Vol. 46. P. 47-58; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era A. D. 843-1261. N. Y., 1997; Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI в.//Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1999. С. 164-217; София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. С. 310-311. Кат. 113; Шалина И. А. Придел Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде: Путев. М., 2001. С. 24; История иконописи: Истоки, традиция, современность. М., 2002; Журавлева И. А., Качалова И. Я. Благовещенский собор: Путев. М., 2003. С. 130 [публ. иконы после реставрации]; Орецкая И. А. О миниатюрах греч. рукописи IX в. Sacra Parallela//ВВ. 2003. Т. 62. С. 133-140; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 300-303; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007; Athos: Monastic Life on the Holy Mountain. Helsinki, 2007. P. 78.

http://pravenc.ru/text/293573.html

Николаев А. Б. Отрезанные головы Февральской революции//90 лет Февральской революции в России. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2007. С. 33–42. Послание Святейшего Патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной (19 января 1918 г.)//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России/сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 82–85. Послание Святейшего Патриарха Тихона об отношении к существующей государственной власти (предсмертное завещание)//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России/сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 361–363. Послание Святейшего Патриарха Тихона с призывом к православному клиру и мирянам о невмешательстве в политическую борьбу (8 октября 1919 г.)//Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России/сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 163–164. Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский //Святые, подвижники и выдающиеся деятели Православной Церкви XX–XXI столетий: православный календарь 2017/сост. С. Девятова, А. Сушков. М., 2016. С. 98. Пророчества о России приснопамятного пастыря о. Иоанна Кронштадтского //50-тилетие преставления приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского : Юбилейный сборник, 1908–1958. Издание Благотворительного фонда имени о. Иоанна Кронштадтского в г. Ютика (N. Y., USA). Нью-Йорк, 1958. С. 154–159. Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России/сост. А. Маркова. М., 2013. Святой преподобный Серафим Вырицкий и русская голгофа/сост. В. П. Филимонов. СПб., 2006. Священномученик Симон, единоверческий епископ Охтенский. URL: http://www.edinoverie.com/img/159.pdf (дата обращения 12.06.2018). Серафим (Чичагов) , сщмч. Письмо от 14 ноября 1910 г.//Атеисты в мундирах: советские спецслужбы и религиозная сфера Украины/подг. к изд. Д. В. Веденеев. М., 2016. С. 30. Сергий Мечёв , сщмч. Письма общине из ссылки. Письмо 6 (1933 г.)//Он же. «Вы – мой путь ко Христу». М., 2009. С. 276–286. Софроний (Сахаров) , архим. Преподобный Силуан Афонский . Эссекс, 1990.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

132 Слово о трех образах молитвы св. Симеона Нового Богослова. Доброт,, ч. 1. 133 Прп. Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии, глава 8. Доброт., ч. 1. 134 Слово 12. 135 Требник или особая книга, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля. 136 Св. Исаак Сирин, Слово 21. 137 Antonii Magni Opera. Patrologiae Graecae. 138 Слово 4, гл. 17. 139 Collatio X, cap. X. 140 Житие преподобного Досифея в книге преподобного аввы Дорофея, также в Четьих-Минеях Февраля 19. 141 Канонник, Молитвы на сон грядущим. Также житие Преподобного. 142 Четьи-Минеи. 9 января. 143 Письменный патерик из библиотеки епископа Игнатия. 144 Слово 52. 145 15 глав о безмолвии, глава 2. Доброт., ч. 1. 146 Св. Исаак Сирин. Слово 72. 147 Слово 21, гл. 7. 148 Алфавитный Патерик Скитский, буква Н. 149 Слово 8. 150 Слово 69. 151 Cassiani callatio X, cap. X. 152 Доброт., ч. 2. Ксанфопулов гл. 21. 153 О авве Филимоне. Доброт., ч. 4. 154 Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, дому, отовсюду затворенному и заключенному. 155 Слово 28, гл. 17. О стоянии и приснодвижимости ума смотри главы святого Каллиста Катафигиота. Доброт., ч, 4. 156 Слово 28, гл. 31. 157 Лествица. Слово 28, гл. 25. 158 Преподобный Исаак Сирин. Слово 55. 159 Св. Исаак Сирин. Слово 5: “Не должно нам преждевременно искать великих мер, чтобы Божие дарование не потребилось по причине скорости приятия его. Все, легко приобретенное, легко и утрачивается; все же, приобретенное с сердечной болезнью, хранится тщательно”. 160 Прп. Симеон Новый Богослов. О первом образе внимания и молитвы. Доброт., ч. 1. Также: Аскетические Опыты, ч. 1. О Иисусовой молитве. Разговор старца с учеником его. 161 Слово 55. 162 Житие преподобного Досифея. Книга поучений прп. аввы Дорофея. 163 Слово 21. 164 Слово 41. 165 Слово 41. 166 Опыт показывает, что встреча с женским полом, с развратным обществом и с другими соблазнами действуют несравненно сильнее на инока, нежели на мирянина, всегда вращающегося среди соблазнов. Действие это на инока тем сильнее, чем внимательнее и строже его жительство. Страсти в нем измучены голодом и кидаются с неистовством и исступлением на свои предметы, когда не будет принята осторожность. Если возбужденная страсть и не совершит убийства, то может нанести страшную язву, для врачевания которой потребуются многие годы, кровавые труды, а более всего особеннейшая милость Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

Подобные практические выводы и требования находятся также у св. Григория Назианзина (от.16 ed. Colon. 1690, р.255 sq.). Если Златоуст сопоставляет с рабством наступившее, вследствие греха, подчинение жены мужу (IV, 290:659) и, как третью форму рабства, основанную Нимродом, тиранию (IV, 292, ср.661), то, прежде всего отсюда ясно, как мало он рабство ставит на одну пинию с учрежденным до греха браком, и не с государством вообще, а только с наличным государством, абсолютной монархией. При этом остается еще обратить внимание на тот факт, что великие проповедники и экзегеты антиохийские, в противоположность радикальным стремлениям, которые часто проявлялись в монашестве, указывали на не ниспровергнутое христианством продолжение рабства. Именно Феодор Мопсуестский (ad. Swete, II, 264) прямо указывает на то, что ап. Павел не повелевает Филимону отпустить своего раба, как этого настоятельно требовали некоторые в его время. 10 Такое толкование 1Кор. 7:21 , по-видимому, впервые Златоустом противопоставленное обычному толкованию, которое ему также известно, имеет против себя не только самое выражение, по прежде всего и контекст речи. Ср. в общем Hofmann, N.T. II 2 2/49 ff. 11 О героических подвигах отдельных лиц можно читать у Clem 1Cor.55 . То, что говорится в этом отношении в Hem.mand. VIII, 10; sim. I, 8, нельзя относить к действию общины. Тем определеннее высказывается за это Ign.ad. Polyc. 4, 3 cf. Smyrn.6. Все вообще требование христианских рабов на выкуп со стороны церкви, против чего выступает Игнатий, было бы совершенно непонятно, если бы в некоторых отдельных, особенно тяжелых случаях не совершалось чего-нибудь подобного. Римская церковь при епископе Дионисии (259–268) отправляла в Каппадокию посыльных с денежными средствами, чтобы выкупить многочисленных христиан, попавших там в военный плен (Basil. epist. 70 ed. Garnier, III,164). Разумеются, вероятно, разбойничьи набеги готов в Малой Азии около 265 года (ср. Schiller, Römische Kaiserzeit, II, 836), на которые указывает также и каноническое послание Григория Чудотворца (Reliquiae jur. eccl. graece ed Lagarde, p.62:11). К тому же веку относится сирийская дидаскалия (ed. Lagarde, p. 6, 19 – const, ар. IV,9). Ср. также d’Allard, Les esclaves chrétiens, 2 edit. pp.321–352, один из лучших отделов этой книги. Замечательно, впрочем, что апологет Аристид среди добродетелей которыми иудеи отличаются от язычников, указывает на выкуп пленных (с.14, 3, Forschungen, V.392). 12 Сюда нельзя причислять и того, если церковные учители признают и случайно свидетельствуют о деморализующем влиянии рабства, что рабы по большей части никуда не годны. 13 Возможно, что ап. Павел в 1Тим.1:10 под “похитителем людй“, которого он причисляет к самым злым преступникам, разумеет не работорговца, но, как переводит это Вульгата, преследуемого государственными законами плагиария. 14 Didascalia syr. ed. Lagarde p. 74 (ср. const. apost. IV, 6); канон 5 элвирского собора от 306 года (Hefele. Conciliongeschichte, I 2 ,157).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/hristi...

О почитании Г. свидетельствует Похвала прп. Прокопию Устюжскому (XVI в.): «Северная же страна по Двине реце, зовомая река Вага... тамо блажат и славят Георгия, Христа ради юродиваго» (Житие прп. Прокопия Устюжского. СПб., 1893. С. 225). В Месяцеслове и «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского Г. назван под 3 нояб. и 22 апр. (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 4 об., 11 об., 351, 1807-1811 гг.). Память Г. была внесена и в др. старообрядческие святцы, напр. Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 131 (164). Л. 177 об., 178, 1-я четв. XIX в.; 130 (163). Л. 189, XIX в.). Под 22 апр. в данных рукописях значится Георгий юродивый, «иже на Ваге», а под 23 апр. он же поминается как Шенкурский. По благословению Архангельского еп. Александра (Закке (Заккиса); 1890-1893) Г. поминался в шенкурских храмах на каждом отпусте. Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. (по-видимому, тогда имя Г. было включено в Собор). Иконография Первая икона Г. была выполнена с обретенных мощей святого в нач. 10-х гг. XVI в. по указанию кн. М. В. Хворостины («...восхоте видети мощи святаго, потщавшись раскопати землю... и повелев на его смотря написати образ святаго» или «плащаницу красками на кумаче») и положена на его каменную гробницу. Святой был изображен в полный рост, в натуральную величину, в одежде юродивого. В кон. XIX в. «плащаница» находилась в ц. вмч. Георгия Великониколаевского прихода близ Шенкурска ( Усердов. С. 12, 16). Упоминание об иконе святого встречается в Житии под 1640 г., в описании 9-го чуда исцеления Иоакима («И предста ему нощию чудотворец Георгий светел лицем, яко же и на иконе написан»). Описание внешнего облика Г., уподобляемого ап. Петру или блж. Иоанну Устюжскому, содержится под 22 апр. в неск. иконописных подлинниках XVIII - 1-й трети XIX в.: «Подобием сед, образом и брадою и власы, аки Петр апостол; риза вохряная с чернью, исподняя голубая, плечо голо, руки молебныя, ноги босы, колени голы» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 52); «сед, брадою и всем подобен Петру апостолу, риза вохра, испод колени голы, ноги босы» (БАН. Строг. 66. Л. 99); в др. добавлено: «...исподняя голубец, руки молебны, бос аки Иоанн Устюжский» (РНБ. Погод. 1931. Л. 143 об.). В тексте подлинников XVIII в., принадлежавших С. Т. Большакову и Г. Д. Филимонову, Г. назван «новым чудотворцем» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 91). Иконы святого практически не сохранились, изображение имеется, напр., в группе подвижников XV в. в росписи галереи рус. святых в почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/164233.html

мастерской А. В. Морозова в Москве (по рис. Румянцева, РГБ): М., с четками в руках, полностью закрывает кистями рук лицо. Некоторые произведения, особенно композиция акад. В. Е. Маковского 70-х гг. XIX в. в стенописи храма Христа Спасителя (эскиз 1876 г.- ГРМ; см.: Русские монастыри: Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 164), служили образцами для иконописцев и художников-монументалистов ( Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 117, 184, 191, 196-197, 406, 409). Одно из творческих повторений этой композиции - икона 1899 г. со штампом об освящении иконы на св. мощах прп. Сергия (Покровская ц. в с. Покров близ Рыбинска). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. такой сюжет особенно любили резчики Сергиева Посада (напр., И. С. Хрустачёв - ГИМ, ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 270-272), создававшие во множестве миниатюрные изделия для продажи паломникам. В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 4 мая изредка помещалось описание преставления преподобного. Так, в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова о М. сказано: «Подобием сед, брада аки Власиева, покороче, в клобуке черном, ризы преподобническия; а в видении Пресвятыя Богородицы преподобному Сергию пишется Михей рус, брада не велика, в клобуке же» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53). Такая же двойственность иконографии М. отмечена и в др. рукописях: «Сед, брада Власиева, в клабуке черном, а инде надсед, брада Сергиева, схима на плечах, а в Явлении Сергиевом рус, брада Козмина, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 108, 156 - в отдельном перечне; см. также: РНБ. Погод. 1931. Л. 149 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 94-95). Известно неск. единоличных икон М., на к-рых он предстает в полной схиме с покрытой куколем головой. Одна из них, работы М. И. Дикарёва (1893, ГРМ; см.: Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 284-285. Ил. 510; Святые земли Русской. 2010. С. 102-103. Ил.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

646 Аскетические опыты. Т. II. С. 263 647 Лествица. С 241 648 Приношение современному монашеству. С. 115 649 Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 285, 286; Марк Подвижник, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 484, 491—492, 530, 534; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 606; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 179, 199; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 36—38; Филимон, авва. сказание.//Добротолюбие. Т. 3. С. 364—366; Илия Екдик, пресв. Цветособрание.//Добротолюбие. Т. 3. С. 435—436; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 11 650 о трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 179 651 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 534 652 Слова подвижнические. С. 10 653 Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 23 654 Лествица. С. 240 655 Слова подвижнические. С. 11 656 Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь: Избранные поучения. М. 1998. С. 232—233 657 Аскетические опыты. Т. I. С. 271 658 Приношение современному монашеству. С. 116 659 Аскетические опыты. Т. II. С. 299 660 Приношение современному монашеству. С. 116 661 Аскетические опыты. Т. II. С. 356 662 Аскетические опыты. Т. II. С. 90—91 663 Духовные беседы. С. 28, 269 664 Там же. 665 Лествица. С. 238 666 Слова подвижнические. С. 19, 164, 165 667 Приношение современному монашеству. С. 274. Аскетическая проповедь. С. 87 668 Аскетические опыты. Т. I. С. 133 669 Аскетическая проповедь. С. 86 670 Аскетическая проповедь. С. 87 671 Аскетическая проповедь. С. 97. Об этом же смотри: Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 230; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 117, 118, 119; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 168, 183, 183 672 Аскетические опыты. Т. I. С. 263—264 Там же. Т. II. С. 174. Приношение современному монашеству. С. 101, 105. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 204—205, 526 673 Слова подвижнические. С. 51—52 674

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

PG. T.155. Col.348. Писания. Т.2. С.192. 28 См.: Служебник 15, в рукописях Московской духовной академии, Л.19, об.: " Священник же покажая третий покровец еже есть вздух, покрывает обоя " . То же. Л.41. 29 Est enim nomen αρ commune omni sindoni tenui et perspicuae, quales latini nebulas appellant, unde Graeci promiscue νεφλας et αρας dixerunt vocabula haec pro aequipollentibus habentes. PG. T.112. Col.164. Not.41. Проф. Н.П. Кондаков видит здесь особенную проницательность Рейске (Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С.259. Прим.7), но еще древний славянский переводчик толкования Германа выражение ειτουν ο αρ передал: еже есть тонкое платно (проф. Н.Ф. Красносельцев. Цит. соч. С.359). 30 См.: Glossarium Дюканжа, под словом νεφλη. Col.993. 31 Двукратного Собора правило 10. Герман. Писания. Т.1. С.399. Дюканж. Glossarium graecitatis. Col.611. Феодор Андидский. Православный собеседник. 1884. Т.1. С.327. 32 Еще: " То καταπτασμα, ο αρ, ητοι αμνς, το καταπτασμα των αγων δρων " . Герман. Писания. Т.1. С.373,396. Проф. Н.Ф. Красносельцев. Цит. соч. С.359. Еще выдержка из Евхология у Дюканжа под словом καταπτασμα. Glossarium graecitatis. Col.612: " τε δε αρθη το καταπτασμα εκ των αγων δρων " . 33  Иногда завес было числом восемь - на каждой стороне кивория делали по две завесы, чтобы раздвигать их на обе стороны, отчего завесы и назывались иногда αμφθυρα. См.: Glossarium Дюканжа, под этим словом. Col.64. Е.Е. Голубинский. История Русской Церкви. Т.1. Ч.2. 2-е изд. М., 1904. С.175. Прим.2. Археологический атлас ко второй половине 1 тома Истории Русской Церкви. М., 1906. Л.XLVI. Рис.1. Георгий Филимонов. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. М., 1859. С.29. μφθυρα встречается у свт. Иоанна Златоуста и у Евагрия (Там же. С.63). Так как завесы были у кивория, то наш паломник Антоний Новгородский и самый киворий называет " катапетазмой " или " катапезмой " . Изд. Савваитова. СПб., 1872. Стлб.20-21,73-74. О кивории и завесах у Е.Е. Голубинского. Цит. соч. С.168-172,174-176. 34

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Ч. 3. § 21. Окт. 2). В месяцеслове рус. иконописного подлинника по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) приведено описание облика святых: «Киприан подобием рус, брада доле Козмины, на конец космочки, риза святительская, во омофоре, в руце Евангелие; Иустина лицом красотою предивна, на главе наметка, спустила на правое плечо, риза верх празелень, испод лазоревый, власы вышли из-за уха, рука молебна, а в другой крест» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 164-165). То же в сводном Большаковском иконописном подлиннике (XVIII в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 35-36), но в части Лицевых святцев с прорисями левая рука (в зеркальном переводе) И. покровенна, правая открыта ладонью вовне в молитвенном жесте (Там же. С. 17). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон» (М., 1910) вносит колоритные дополнения к характеристике образа святых, давая точные указания в отношении их возраста: К.- «типа арабского, из северной Африки; средних лет; лицом очень смуглый, с небольшой курчавой черной бородой, разделенной на пряди. В руках у него хартия с его изречением: Жив Христос, Бог мой, сохранивый мя от диавола и девицу чисту соблюдый и помиловавый мя»; И.- «типа сирийского (из Антиохии сирской), лицом очень красива, средних лет; одежда на ней - белый хитон, перепоясанный через плечи крестом, как у дьякониссы, сверху епанча, на голове плат. В руке хартия с надписью ее изречения: Великое и неизреченное есть воздаяние в чистоте живущим и чудо есть велие, яко людие о сицевом сокровище великом чистоты ангельския не брегут ни мало» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 33-34). Лит.: Менолог. С. 47, 263, 291, 320, 346, 350, 363, 378; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 184-185; Евсеева. Афонская книга. С. 239; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург). М., 2004. С. 47. Кат. 34.2; С. 50. Кат. 35.2; Сщмч. Киприан в Менико/Науч. ред.: Х. Хаджихристодулу. [Эвриху], 2009. Э. В. Шевченко Гимнография Сщмч.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010