Града Радонежа святыя 192. Преподобный отец Сергий игумен Троицкаго монастыря, преставися в лето 6900 месяца сентября в 25 день Заступник Русской земли, великий чудотворец и насадитель иночества в северо-восточной России, родился 3 мая 1319 года в Ростове и в крещении наречен Варфоломеем (Митр. Макарий, Ист. Рус. Церкви, т. IV, стр. 352). Родители его, Ростовские бояре Кирилл и Мария, по скорбям и притеснениям, принуждены были оставить родину и переселились в Радонеж, не ранее 1328 года (Опис. Серг. Лавры, А.В. Горского, стр. 1) и окончили жизнь в иночестве в Хотькове монастыре. По кончине их, юный Варфоломей избрал себе место для пустынного жития и подвизался сначала вместе с старшим своим братом Стефаном, а потом один. Когда собралось к нему несколько братий, он с благословения св. митрополита Феогноста построил деревянную церковь во имя Пресвятыя Троицы (около 1340 г.); 7 октября 1342 года он пострижен в иночество с именем СЕргия, а в 1354 г. посвящен в сан игумена. Уважаемый в. князем Димитрием Твановичем, преп. Сергий благословил его на брань против полчищ Мамая и своими молитвами помог ему одержать победу 8-го сентября 1380 года. Имел видение о судьбе учеников своих и удостоился посещения Богоматери с апостолами Петром и Павлом. Ум. 25 сентября 1392 года (Житие преп. Сергия, издан. иеромонахом Никоном, стр. 226). Святые мощи преп. Сергия обретены 5 июля 1422 года (А.В. Горский, стр. 67), и почивают открыто в Троицком соборе основанной им Лавры. Память празднуется в день преставления и в день открытия мощей. Над составлением жития и описанием чудес преп. Сергия потрудились: ученик его Епифаний, прозванный Премудрым в 1418 году, Пахомий Логофет в XV веке, келарь Лавры Симон Азарьин в 1615 г. (Обзор Рус. Д. Литерат., стр. 120, 143 и 320). А в новейшее время: московские митрополитв – Платон и Филарет и соборный иеромонах Лавры Никон. По «Иконописному Подлиннику»: «Сергий чудотворец, подобием сед, брада Афанасиева подоле, на главе схима празелень, ризы преподобнические, испод дтчь» (Филимонов, стр. 159, 381). 193. Преподобный Никон игумен и ученик бысть святаго Сергия чудотворца преставися в лето 6935 месяца ноября в 17 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Ф Фабри Иоганн 153 Февр Люсьен (1878–1956), французский историк 41, 471 Федор, дьякон 147, 468 Федор Алексеевич, царевич З12, 365, 367, 369 Федоров Анания 159, 203 Федоров Афанасий, крестьянин 217 Федоров Колистрат (упом. 1648–1649), суздальский иконописец 182 Федоров Михаил (упом. 1772), иконописец из Холуя 182 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), религиозный философ, историк культуры 13, 50–52, 73, 115, 135, 145, 215, 345, 450, 471 Федор, иконописец; архиепископ Ростовский (XV в.), святой 130 Феодор Стратилат 312, 435 Феодор Студит (759–826), богослов, святой 100 Феодора, императрица 129 Феодосий Печерский (ум. 1074), святой 47 Феодосий Пустынник, святой 134, 137 Феодосий Тотемский (ум. 1568), святой 330 Феодосий Углицкий (ум. 1696), архиепископ Черниговский, святой 221, 241 Феофил, византийский император (829–842) 129 Фесенко Е.П., владелец типографии в Одессе 64, 254, 255 Филарет (Дроздов Василий Михайлович (1783–1867), митрополит Московский 40, 44, 46, 55, 56, 77, 79, 93, 96, 104, 105, 144, 217, 218, 234, 237, 270, 471 Филарет (Романов Федор Никитич, ок. 1554–1633), патриарх Московский и всея Руси (1619–1633) 92, 118 Филатьев Тихон (последняя четверть XVII-haчaлo XVIII в.), иконописец Оружейной палаты 379, 381 Филимонов Георгий Дмитриевич (1828–1898), историк искусства, археолог, один из основателей Общества древнерусского искусства в Москве, хранитель Оружейной палаты 168, 176, 196, 197, 248, 249, 251, 253, 259, 270, 314, 315, 367, 387, 471 Филипп (Колычев Федор Степанович, 1507–1569), митрополит Московский 188, 216, 407 Филипп, старец 124 Филонов Павел Николаевич (1883–1941), художник 444 Филофей, старец (ок. 1465–1542), писатель, монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию и царю Ивану IV 10, 83 Флайер М.С. 273, 471 Флоренский Павел Александрович (1882–1943), богослов, историк искусства, филолог 62, 63, 128, 172, 198, 199, 238, 290, 295, 306, 410, 471 Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979), историк церкви, богослов, профессор Парижского Богословского института 12, 19, 20, 142, 221, 240, 271, 471

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

377.  Войди в комнату твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6. 6). 378. 1 Сол. 5. 17. 379.  Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2 Кор. 10. 4–5). 380. Лествица. Слово 28, гл. 46. 381. Слово 2. 382. Слово 28, гл. 55. 383. Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч. 2. 384. Добротолюбие. Ч. 4. Об авве Филимоне. 385. О третьем образе внимания и молитвы святого Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1. 386. Лествица. Слово 4, гл. 2. 387. Лествица. Слово 28, гл. 31. 388.  Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Приступай к ней как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее (Сир. 6. 18–20). 389. Иак. 1. 6–8. 390.  Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 391.  Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17). 392. Пс. 50. 19. 393. Мф. 5. 3. 394. Мф. 5. 4. 395. Лк. 18. 1–8. 396.  Весь день сетуя хожу (Пс. 37. 7). 397.  …ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей (Пс. 37. 8). 398.  Служите Господу со страхом и радуйтесь [ пред Ним] с трепетом (Пс. 2. 11). 399.  На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66. 2). 400.  …призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их (Пс. 101. 18). 401. Ср.: …оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57. 15). 402. Преподобный Исаак Сирский. Слово 55. 403. Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году. 404. Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 89. 406. Он же. Слово 11. 407. Преподобный Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. «Егда видит кого диавол, — говорит святой Григорий, — плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

378. 1 Сол. 5:17. 379. Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2 Кор. 10:4–5). 380. Лествица. Слово 28, гл. 46. 381. Слово 2. 382. Слово 28, гл. 55. 383. Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч. 2. 384. Добротолюбие. Ч. 4. Об авве Филимоне. 385. О третьем образе внимания и молитвы святого Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1. 386. Лествица. Слово 4, гл. 2. 387. Лествица. Слово 28, гл. 31. 388. Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Приступай к ней как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее (Сир. 6:18–20). 389. Иак. 1:6–8. 390. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). 391. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). 392. Пс. 50:19. 393. Мф. 5:3. 394. Мф. 5:4. 395. Лк. 18:1–8. 396. Весь день сетуя хожу (Пс. 37:7). 397. …ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей (Пс. 37:8). 398. Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом (Пс. 2:11). 399. На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66:2). 400. …призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их (Пс. 101:18). 401. Ср.: …оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57:15). 402. Преподобный Исаак Сирский. Слово 55. 403. Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году. 404. Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 89. 406. Он же. Слово 11. 407. Преподобный Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. «Егда видит кого диавол, — говорит святой Григорий, — плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся». 408. Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3); Лествица. Слово 28, гл. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

381. Сергеева, Е. III Международная конференция «Этические и правовые проблемы здравоохранения» [Текст]/Елена Сергеева//Тамб. епарх. ведомости. 2014. 6. С. 8. Конференция посвящена теме: «Духовное и научное наследие святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого): значение для современности». 382. Войно-Ясенецкий. Одна судьба. Вера. Поиск. Служение [Текст] / И. В. Андрианова [и др.]// Рос. оториноларингология. 2014. 4 (71). С. 138–144. 383. Калининская, А. А. Общественный и духовный подвиг врача В.Ф. Войно-Ясенецкого – архиепископа Луки [Текст]/А. А. Калининская, Л. А. Лозбинёва// Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2014. 4. С. 5–10. 384. Филимонова, М. В. Войно-Ясенецкий, архиепископ Лука [Текст]/М. В. Филимонова//Архив внутренней медицины. 2 (16). С. 68–73. 385. Яковлев, А. Е. Вклад профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого в развитие отечественной гнойной хирургии [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед. наук: специальность 14.01.17 – хирургия/Андрей Евгеньевич Яковлев; [Воен.-мед. акад. им. С. М. Кирова]. Санкт-Петербург, 2013. 22 с.: ил. Библиогр.: с. 19–22. 386. Бобин, А. Н. Патологоанатомическая практика хирурга и учёного В.Ф. Войно-Ясенецкого. Мысли Святителя Луки о жизни после смерти [Текст]/А. Н. Бобин, В. В. Качер, Н. И. Черкашин//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 168–176. 387. Глянцев, С. П. «Очерки гнойной хирургии» профессора Войно-Ясенецкого: создание и судьба [Текст]/С. П. Глянцев//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 155–158. 388. Козовенко, М. Н. Вклад В.Ф. Войно-Ясенецкого в отечественную анестезиологию [Текст]/М. Н. Козовенко//Избранные страницы истории русской хирургии : учеб. пособие для студентов (курс лекций). Москва, 2013. С. 161–180. 389. Козовенко, М. Н. Вклад В.Ф. Ясенецкого-Войно (Войно-Ясенецкого) в развитие гнойной хирургии//Избранные страницы истории русской хирургии: учеб. пособие для студентов (курс лекций). Москва, 2013. С. 181–200.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

373 Поступив в Глинскую пустынь, архимандрит Макарий написал игумену Филарету подробную исповедь своей жизни, начиная с 10-летнего возраста (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 2. 25 об. — А.И. ). 374 Архимандрит Макарий... С, 22—23. (Следуя назиданиям и советам иеромонаха Филарета, о. Макарий, в сане архимандрита, проходил с терпением и смиренномудрием степени послушания (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 25—25 об.). — А. И. ). 375 Архимандрит Макарий... С. 24. 376 Там же. С. 25. 377 Изданы в Москве в 1860 г., в 2-х частях. 378 Странник. 1861. Июль. Библиография. С. 9. 379 Это передавал иеромонах Амвросий. 380 Странник. 1884. Март. Потом Макарий перевел Священное Писание на наречие сибирских инородцев. 381 Архимандрит Макарий... С. 25—26. (По словам Дмитрия Дмитриевича Филимонова, известного исследователя жизни о. Макария, «Глинская пустынь была для о. Макария последней пристанью, где он наконец нашел все, что искал, чтобы приготовиться к высокому и трудному подвигу миссионера» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 25 об.). — А.И. ). 382 Стихотворение архимандрита Макария «Первая лепта». Томск, 1902. С. 127. 383 Русский паломник. 1892. Кн. XI, XII. Архимандрит Макарий... С. 14, 15. 384 Письма архимандрита Макария. М., 1860. Ч. I. С. 212. (Отец Филарет вел переписку с о. Макарием и подарил ему на память требник с собственноручной надписью: «1829 г. июня 5 дня. Усердствует в любви о Господе требник сей о. архимандриту Макарию, в память о его любви к обители нашей. — Глинской Богородицкой пустыни строитель о. Филарет» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 21). — А.И. ). 385 Странник. 1864. Май. Современная хроника. С. 48—49. 386 Русский паломник. 1897. Кн. XI. С. 92. (О неразрывной духовной связи о. Макария с Глинской пустынью свидетельствуют его слова: «Всегда сохраняю утешительную память моего пребывания в его (Филарета. — А.И. ) обители, опытных наставлений его и отеческих блаштворений и собираюсь писать к нему» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 2 6). — А.И ). 387 Архимандрит Макарий... С. 34.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Дионисий Александрийский , – говорят римские богословы 378 , в одном сомнительном случае просит мнения римского епископа Ксиста; а перед Дионисием, перед которым александрийцы обвинили его в савеллианизме, оправдывается посланием: очевидно, он признавал за римским епископом право решать окончательно все сомнительные и спорные дела. 1) Правда, Дионисий пишет 379 Ксисту: «я действительно имею нужду в совете и прошу твоего мнения любезный брат, чтобы при таком встретившемся мне случае не сделать ошибки….» Случай был странный: христианин, издавна считавшийся правоверным, объявил Дионисию, что он крещен у еретиков крещением полным нечестия и богохульств, и что совесть его не может быть спокойна, просил преподать ему крещение истинное; Дионисий в этом отказал и велел с сокрушением и доброй совестью приступить к святым тайнам; тот страшился и отказывался: Дионисий теперь и для успокоения совести этого человека, и для подтверждения мнения своего собственного, сносятся с епископом римским и просит его братского совета. Но просить братского совета разве значит признавать главенство? Разве мало в древней истории примеров, что один епископ просит совета и содействия у других, а эти подают? Сколько подобных случаев было с самим Дионисием Александрийским ? Судить о том, сколько разных лиц просили его совета и содействия, можно по многочисленным и разнообразным его посланиям. Сколько посланий написал он к самой римской церкви и ее епископам в их затруднительных обстоятельствах, по предварительному их вызову? В следствие раскола Новатианова, Дионисий, по предварительному вызову из Рима, пишет к Новатиану 380 , к Корнилию Римскому, к римской пастве, к римским исповедникам 381 ; по вопросу о крещении еретиков – к римскому Стефану несколько посланий 382 , к Ксисту так же 383 , к римским пресвитерам Филимону и Дионисию так же 384 . Пишет, именно, по предварительному вызову со стороны римских епископов. О римском епископе Корнилии, по крайней мере, это можно сказать с достоверностью: дела Новатиана он лично и письменно предал на рассмотрение епископам всей Церкви; и они, известно, словесно и письменно подавали ему свои голоса, во главе других и Дионисий Александрийский .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

1). Поручить т. Яковлеву и т. Каневскому составить проект постановления правительства, в котором предусмотреть постановку на заводах Прибалтики учебных машин: Таллин, завод 463 – в кооперации самолет УТ-3. Рига, завод 464 Срок 18. VI c. г. 2). Обязать тов. Баландина не позже 19.VI-c. г. составить проект постановления об обеспечении мотором МВ-6 учебной авиации, предусмотрев в проекте постановку его на заводе 451 (ст. Саперная). 5. О дизелях Выяснить вопрос о передаче части дизелей для использования на танки и катеры. Подготовить постановление правительства (3-дневный срок) о постановке на производство с сентября м-ца с. г. дизеля М-31–41 на заводе 82 и Кировском заводе. Поручить тов. Яковлеву произвести расчеты для определения характеристики машины 103 при постановке на нее дизелей и форсировать все работы, связанные с постановкой дизелей на самолеты. 7. О проекте постановления о зарплате заместителей наркома, руководящего состава Наркомата и директоров заводов. Поручить т.т. Хруничеву, Баландину и Воронину подготовить проект постановления об установлении зарплаты заместителям наркома, руководящему составу Наркомата и директорам заводов, предусмотрев в проекте зарплату директорам заводов в зависимости от качества продукции, регулярно выпускаемой заводом. Срок представления проекта 17.VI-c.r. 17. О повестке дня очередного заседания Коллегии Утвердить следующую повестку дня очередного заседания Коллегии 23.У1-с. г. 1). Работа заводов 380 и 381 по подготовке производства к выпуску самолетов Ил-2. Докладчики т.т. Ленкин, Филимончук, Жуков. Ответственный за подготовку – тов. Воронин. ... РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 485. Лл. 59. Машинопись, заверенная копия. 566. Агентурное сообщение «Рамзая» из Токио от 17 июня 1941 г. Начальнику Разведуправления Генштаба Красной Армии Американцы еще не предложили ответ японцам о детализации условий в отношении посредничества в Китае. Мацуока сообщил Отт, что он ждет сообщения Номура о поступлении первого ответа американцев на японскую ноту о готовности вести переговоры.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Это место особенно важно в том отношении, что в нем одновременно употребляются термины «пресвитер» и «сопресвитер». Только Зотик, который был епископом, является «сопресвитером» Антимонтаниста, но не все остальные пресвитеры. Мы не знаем, употреблялось ли выражение «сопресвитер» в апостольское время в применении к старейшему пресвитеру, но никаких особых возражений не имеется против допущения этой возможности. В третьем веке это выражение применяется к епископам, что свидетельствует об его жизненности, т. к. епископ III-ro века далеко не соответствует старейшему пресвитеру апостольского времени и епископу Игнатия Богоносца . Так, мы находим выражение «сопресвитер» у Дионисия Александрийского : «Возлюбленным нашим братьям и сопресвитерам Дионисию и Филимону...» 381 . У Киприана 382 выражение «сопресвитер» употребляется в двух смыслах: с одной стороны, он продолжает его прилагать к епископам наряду с выражением «coepiscopus – соепископ», а с другой стороны, он применяет его к пресвитерам, входящим в состав пресвитериума епископа 383 . В IV-м и V-м веках выражение «сопресвитер» становится фактически ненужным. Оно продолжает употребляться по инерции для обозначения священнического служения епископов и пресвитеров, как и выражение «sundiakonoj» для обозначения того же служения епископов и диаконов 384 . Словоупотребление IV-ro и V-ro веков не может служить никаким доказательством, в каком смысле употреблялось выражение «сопресвитер» в первом и втором веках. V. СЛУЖЕНИЕ СТАРЕЙШЕГО ПРЕСВИТЕРА Первый или старейший пресвитер первоначальной церкви не отличался по своему служению от остальных пресвитеров, как и они не отличались между собою. Он предстоятель, как и они; он пастырь, как и они. Он не имел никакого особого служения по сравнению с остальными пресвитерами, потому что другого служения управления, кроме того, которое совместно исполняли все пресвитеры, не существовало в первоначальной церкви. Он пресвитер, как и остальные пресвитеры, или он епископ, как и остальные епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Большинство цитат приведено из евангелий, но есть несколько из кн. Чисел и Псалмов. Выдержки из евангелистов почти тождественны с соответствующими местами Cod. Ardent, а это доказывает, что и прочие ссылки Skeireins должны вести к источнику, с коей была списана и сама серебряная рукопись 380 . Изучением второго ряда чисел Венского манускрипта уже после Гримма занялся Массманн и доказал, что эти цифры были взяты из разных глав изложенной на готском языке пророческой книги Иезекииля 381 . Таким образом легко убедиться, что во всяком случае из Ветхого Завета Улфилой были переведены: все Моисеево пятокнижие, книги Ездры и Неемии, Псалтирь и все пророческие книги. Никакого отрывка из готского перевода книг Царств доселе не найдено. Но принимая во внимание, что Улфила не находил ничего опасного в чтении Готами напр. книги Чисел, где также не мало говорится о войнах, выше приведенному сообщению Филосторгия едва ли может быть придано сколько – нибудь серьезное значение. При полной достоверности существования в переводческом труде скифского епископа большинства книг ветхозаветной части библии, заключение в том смысле, что этот труд содержал в себе и все прочие сюда же относящиеся канонические писания, не может, по нашему мнению, представлять ничего неестественного. Что же касается новозаветного канона, мы уже видели, что Готы имели у себя все четыре евангелия и послания Ап. Павла к Римлянам, 1 и 2 Коринфянам, Галатам, Ефесеям, Филипписеям, 1 и 2 к Солунянам, Титу, 1 и 2 к Тимофею и Филимону. Следовательно, судя по уцелевшим памятникам, Готам не доставало книг. Деяния Апостольских, всех соборных посланий, послания к Евреям и Апокалипсиса. Но решительно нельзя указать вполне основательных причин, почему бы Улфила хотел отстранить от себя перевод этих книг, тем более, что на первую из них мы находим у него ссылку в его предсмертном завещании. И очень может быть, что какая – нибудь счастливая случайность со временем докажет, что эти книги действительно были у Готов и Скифы пользовались ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010