молились за других: молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Uak. I, 16 ). жертвовали собою за других: я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, не смотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами ( 2Kop. XII, 15 ). – (Так) мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны ( 1Сол. 11, 8 ). – Любовь позвали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои ва братьев ( 1Uoah. III, 16 ). 3. Мысли о любви к ближним I. «Как печь без огня не может быть теплою: так и человек, чуждый Бога, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним». (Иаков, архиеп. нижегор.). II. «В круге радиусы связуются в центре, и чем они ближе к нему, тем ближе друг к другу: по мере удаления от центра, они делаются более и более далекими и разобщенными между собою. Так и люди, чем дальше от Бога, тем дальше друг от Друга». («Дух. цв.», т. I, стр. 184). III. ,,Кто искренно любит Бога, тот не может не любить ближнего». (Филарет, архиеп. черниг.). IV. «Если мы будем пит из сосуда, наполненного водою и поставленного в водохранилище, то сколько бы ни пили, сосуд не оскудеет; но если вынем его из водохранилища и станем утолять жажду, то вода постепенно станет убывать, и наконец сосуд опустеет: никогда не иссякнет в нас и любовь к ближнему, если не будем отделять ее от неиссякаемого Источника любви и совершенства». («Дух. цв.», т. I, стр. 135). V. «Люби Бога в Нем Самом и во всех тех, которые носят на себе образ Его». (Филар., архиеп. черниг.). VI. «Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Которого образ на себе носит; достоин Христос, Который кровь Свою за него излиял». (Св. Тихон задон.). VII. «Видя груду золотоносной земли, незнающий презрит ее, а знающий не презрит, ради крупиц золота, в ней заключенных: подобно cevy, смотря на человека, представляющего неприятный вид необразованности, грубости, беспорядка, порока, невнимательный презрит его, а внимательный пожалеет, но не презрит, потому что и в сей неблагообразной глыбе есть золото – существо человека, и особенно его душа». (Филарет, м. моск.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Неделя святой Пасхи. 1. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. В день Светлаго Воскресения Христова скажем несколько слов о сем всерадостном событии. Когда воскрес Господь? По предречению пророков и самого Господа ( Матф. 12, 40 ) в третий день, «не ранее первых после полуночных часов дня после субботняго» (Сл. на Пасху Митр. Филарета). Какою силою Господь возстал от мертвых? Славою Отчею ( Рим. 6, 4 ) и собственною силою, как Бог ( Иоан. 10, 18 ). Как совершилось и открылось воскресение Господне? Совершилось в глубочайшей тайне, запечатану гробу. Только внезапное сильное потрясение земли могло бы сказать умеющему разуметь глас природы, что из сердца ея исходит Первенец умерших. После сего сошел с неба ангел и возвестил людям о воскресении Господа. Вид Его был, как молния, одеяние бело, как снег ( Матф. 28, 3 ). «Отвалив камень от гроба, он привел в ужас и тем удалил Стражей, чтобы открыть свободный доступ ко гробу мироносицам и апостолам» (Митр. Филар.). Утром рано, еще сущей тьме, спешили несколько благочестивых жен ко гробу, чтобы помазать благовонным миром тело Спасителя. Любовь к Господу придавала слабым бодрость, мужество, силу. Оне не знали не только о совершившемся событии, но даже и о печати архиерейской и страже римской. Их смущала только мысль: кто нам отвалит камень от дверей гроба? Бе до велий зело! Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария Магдалина далеко упреждает прочих, первая приходит к пещере и видит: камень взят от гроба! Подавленная тяжкою мыслию: где Господь, она устремляется к апостолам Петру и Иоанну. Унесли Господа, сказала она им. Те пошли осмотреть пещеру и нашли только одежду Его, и не знали, что бы это значило. Прочия же мироносицы, пришедши ко гробу вскоре после Марии Магдалины и бывшия ранее сих апостолов, входят во гроб и слышат от Ангела: «что вы ищете живаго между мертвыми? Его нет здесь; Он воскрес. Вот место, где он был положен. Идите скорее, скажите ученикам его и Петру, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» ( Матф. 28, 1–7 ; Марк. 16, 1–7 ; Лук. 24, 1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Словам: Аз успокою выравносильны дальнейшие слова: обрящете покой душам вашим (ст. 29). 29. возмите иго мо на себ и начитес к кротокъ и смиренъ срцемъ: и брщете покой дшамъ вашымъ: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим Под игом и бременем (ст. 30) разумеется здесь иго учения и бремя заповедей Христовых: потому что религия Христова, как и всякая другая религия, обыкновенно налагает на человека известные обязанности, которые составляют для него как бы иго и бремя. Возьмите иго Мое на себе, это значит сделайтесь Моими учениками. Господь присовокупляет, что Он кроток и смирен сердцем, частью для нашего ободрения и поощрения, чтобы мы не усомнились приступить к Нему, Учителю, частью указуя на смирение, как на один из важных предметов учения, которое должны принять от Него для обретения покоя душам (Филар.). 30. иго бо мо блго, и брем мо легко ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко Иго Христовой религии благо и бремя её легко, т. е. если сравнивать их с игом ветхозаветного Моисеева закона и преданий старцев, с игом языческих религий и с бременем, которое налагает на человека грех . Благо и легко, потому что 1) облегчается любовью Бога к человеку верующему и самого человека к Богу; 2) человек, приходящий к Богу, получает прощение грехов, и таким образом наслаждается миром ( Фил. 4:7 ) и не терпит мучений совести. Легко и благо еще тем, что верующий имеет благодатную помощь от Бога к совершению заповедей. Наконец, благо и легко по причине надежды и воздаяния в будущей жизни. Если иго Христово благо и легко, то как согласить с этим сказанное И. Христом прежде: Как тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь вечную (7:14)? Св. Златоуст отвечает на это так: «Шествие по такому пути и такими вратами Господь всячески облегчает и обещаемою пользою: найдете покой душам вашим, и щедротами Своими: Я упокою вас, и облегчением ига: иго Мое благо. Труден путь добродетели, но знай, что порок еще тягостнее, ибо ничто так не обременяет душу, как сознание греха». Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Матфея/Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф " Насл. бр. Салаевых " , 1899. - 306, IV с. : карт. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

стави т даръ твой пред лтаремъ и шедъ прежде смирис съ братомъ твоимъ, и тогда пришедъ принес даръ твой. оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой Дар – то, что приносилось в жертву Богу по закону Моисееву. Ко олтарю – к жертвеннику в храме, где священник, положив принесенное для жертвы, молился вместе с принесшим. Имать нечто на тя (имеет что-нибудь против тебя), т. е. обижен или огорчен тобою, или сам по себе, почему-либо сердится на тебя, оскорбил тебя (Феоф.) Остави ту дар и проч., т. е. помедли приносить жертву, а прежде пойди примирись, и потом уже приходи приносить жертву. Это значит, что Господь не принимает нашей молитвы, когда мы молимся, не примирившись с тем, с кем мы находимся в ссоре, во вражде. У Иудеев, особенно у фарисеев и книжников, мало ценили внутреннее расположение духа, потому что они более были привязаны к наружным делам закона, и потому, по их мнению, кто исполнял внешние обряды религии, напр., постился, приносил жертвы и т. п., тот считался праведником, хотя бы в душе он имел много худого: и зависть и ненависть, и мстительность и т. п. в отношении ближнего. Господь же учит, что более нужно и важно иметь правое сердце, чем исполнять только обряды, что последние без первого не имеют цены у Бога, и что они важны пред Богом только при мире и любви к ближним (Мих.), что Господь любовь почитает величайшею жертвою, и без неё даже и других жертв не принимает. Бывает иногда так, что невозможно лично примириться с ближним, или по отсутствию его или по нежеланию его мириться; в таком случае для нас достаточно примириться с ним в сердце, пред Богом, и молиться за него, чтобы и он оставил вражду (Филар.). Сам Господь в другом месте ( Мк.11:25 ) учит, чтобы мы отпущали другим прегрешения во время самой молитвы, разумея, конечно, отпущение в сердце. И апостол Христов пишет: если возможно, с своей стороны будьте в мире со всеми людьми ( Рим.12:18 ). 25. Бди увщавас съ соперникомъ твоимъ скор, дондеже на пт съ нимъ, да не предастъ теб соперникъ и т предастъ слз, и въ темниц вверженъ бдеши: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Читается в неделю о блудном сыне. Лк.15:11 . Речé же: человек некий име двá сына: (Еще сказал: у некоторого человека было два сына;) В этой притче Господь пред фарисеями, которые роптали на Него за Его любвеобильное обращение с мытарями и грешниками (ст. 2), с особенною наглядностию и трогательностию изображает любовь Божию к кающемуся грешнику, каковыми были мытари и грешники, окружавшие Господа во время земной Его жизни, и отношение к грешнику людей, считавших себя праведниками, каковыми были книжники и фарисеи. Под образом отца здесь разумеется Бог – Отец всех человеков, Который хочет всем спастись и в разум истины приити ( 2Тим.3:9 ); под двумя сыновьями его – люди: грешные, под именем младшего, и мнимые праведники, еврейские книжники и фарисеи, под именем старшего. Как сын имеет жизнь от отца по рождению, так и всякий человек имеет бытие и жизнь от Бога, по сотворению. Как сын при отце все, что имеет, имеет от отца, так и всякий человек все, что имеет, первоначально имеет от Бога. Некоторые толкователи разумеют под сыновьями иудеев и язычников, – две части рода человеческого до пришествия Христова, первых под старшим, а вторых под младшим. Лк.15:12 . и речé юнейший ею отцý: óтче, дáждь ми достóйную чáсть имения. И раздели има имение. Лк.15:13 . И не по мнóзех днéх собрáв всé мний сын, отъиде на странý далéче, и тý расточи имение своé, живый блýдно. (и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.) Юнейший ею (младший из них), как более легкомысленный и неопытный. Достойную – следующую по закону Моисееву ( Втор.21:17 ) – часть имения. Под имением разумеются дары Божии, получаемые человеком, – естественные, как-то: ум, воля, здоровье и т. п. и духовные, благодатные, получаемые в таинствах, – напр, в крещении очищение грехов, в миропомазании помощь к христианской жизни, в причащении освящение. Удаление сына от отца, который не мог дать ему свободы жить так, как хочется, означает удаление человека от Бога, или оставление пути спасения, который кажется ему тяжел, своеволие и забвение своих нравственных обязанностей. «Удаляемся мы от Бога, пишет Златоуст, не местом, но делами: ибо первое невозможно. Но грехи наши отлучают нас от Бога». Жизнь блудная (распутная) в дальней стране и расточение имения частию буквально изображают жизнь и состояние грешников в удалении от Бога. Вообще же этим означается то, что грешники, перенося свою любовь от предметов духовных и святых к чувственным и греховным, и прилепляясь к ним мыслями, чувствами, желаниями и делами, чрез это прелюбодействуют от любви Божией; и сластолюбивый расточает сокровище здоровья, имение, гордый – злато душевных сил даже до лишения ума (Филар.), теряют свою чистоту и силы Духа Святого, а с этим и надежду на небесное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Что же тогда делают враги Христа? Вместо сознания и раскаяния они, воспылав еще большей злобой к Нему, по св. Матфею, – совещались как бы уловить Его в слове (ст. 15), т. е. заставить Его высказать что-либо такое, за что можно было бы обвинить и погубить Его. И для этого с хитрым вопросом посылают к Нему некоторых из фарисеев и Иродиан. О фарисеях чит. объясн. 16 ст. 2 гл. Иродиане, это – приверженцы царя Ирода. Когда Иудеи подпали под власть язычников Римлян, и из Рима прислан был им царь, не еврейского происхождения, тогда между ними образовались две партии. Одни утверждали, что должно платить подать Кесарю, и противников сего мнения почитали мятежниками; другие же, преимущественно фарисеи, полагали, что Иудеи, как народ Божий, должны, в отличие от языческих народов, платить только одну дань Богу, в Его храм, по полсиклю ( Мф.17:24 ) с души, как предписано в законе Моисеевом, а что платить римскому Кесарю идолопоклоннику – значит оскорблять истинного Бога (Фил. митр. Моск.). Так как римским правителем Иудеи был Ирод, то приверженцы его и назывались Иродианами. Фарисеи ненавидели Иродиан, как сторонников ненавистной им власти. Но вот теперь, когда кипели злобой по отношению к Иисусу Христу, они забывают свои отношения к Иродианам, и не гнушаются войти с ними в соглашение. Фарисеи, по Матфею, не сами идут к Господу с вопросом, а посылают своих учеников. И это делают они с целью – в случае неудачи пусть лучше на лицо учеников падет стыд, а сами учителя останутся в стороне (Филар.). Мк.12:14 . Они же, пришедши говорят Ему: Учитель! Мы знаем, что ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? давать ли нам, или не давать? Учителю, вемы (мы знаем), яко истинен еси (что Ты справедлив), и пр. Это – хитрая и лицемерная подготовка к хитрому вопросу. Достоит ли (позволительно ли) кинсон (подать) Кесареви дати или ни (нет) и пр. Кесарю, т. е. римскому императору, – имя Кесарь было усвоено римским императорам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Это предположение до некоторой степени подтверждается сопоставлением пророчества Исаии о Кире с содержанием его указа об освобождении евреев. Пророчество Исаии о Кире таково: Так говорит Господь: Я – Господь..., Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен» и храму: «ты будешь основан». Так говорит Господ помазаннику Своему Киру: я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы и т. д. (44, 24. 28; 45, 1). В указе Кира об освобождении евреев из плена читаем: так говорит Кир, царь Персидский», все царства земли дал мне Господ Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее (1 Ездр., 1,2). Содержание указа Кира достаточно ясно напоминает пророчество Исаии, которое могло сделаться известным Киру через евреев, служивших при царском дворе (Нипт I, 40–49). Иосиф Флавий свидетельствует, что Кир, по завоевании Вавилона, был ознакомлен с пророчествами о нем Исаии (Antt. XI, 1, 2). Отношение исследователей к этому свидетельству не одинаково: одни относятся к нему совсем отрицательно; другие не признают его вполне достоверным и основательным, но и не отвергают его вероятности; некоторые же считают его вполне правдоподобным. Указывают определенно на пр. Даниила, побудившего будто бы Кира отпустить евреев, считая также по большей части его влияние на Кира в указанном отношении вероятным, но не точно установленным фактом 29; Филар., стр. 491–492: Попов, 22 и 33; иер. Иосиф, стр. 174 и пр. 1; Благонр., 199–201 и 208; Хр. Чт. 1896, II, стр. 282–284; В. Болотов, Валтасар и Дарий Мидянин). По Грэтцу, факт освобождения евреев представляется в таком виде: занимавшие высшие должности при вавилонском Дворе евреи, в особенности происходившие из царского рода, по завоевании Вавилона Киром, сделались приближенными и нового повелителя Вавилона и ходатайствовали пред ним за пленников; в число этих лиц включается и Зоровавель (Благонр., с. 205). Существуют и другие подобные предположения. Во всяком случае, вывод из сопоставление этих предположений может быть таков: вполне допустимо, что евреи, воодушевленные пророческими предвещаниями о конце плена и о своем избавителе, нашли средство обратить внимание Кира на пророчество о нем Исаии; а для победителя было весьма важно, чтобы укрепить за собою авторитет божественного посланничества, поступить с евреями так, как писали пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

80 Записки Фотия напечатаны в извлечениях в Чтен. в Общ. Люб. Д. Просв. за 1868 г. кн. IV. Мы имели под руками и полный рукописный экземпляр ихъ изъ библиотеки Моск. дух. академии. 82 Сушков, упом. соч., стр. 144–145. Здесь же автор добавляет, что сама диаконша рассказывала о сем благодеянии семье Сушкова, будучи вхожа в дом его. 87 Подробнее об этом можно читать в нашей статье: Лира Филарета м. Моск., помещенной въ 11-й кн. Русского Вестника за 1884 год. 88 См. Высочайший рескрипт м. Филарету в день его юбилея 5 Авг. 1867 г. в Правосл. Обозр. 1867, XXIII. 148–149 «Изв. и Зам.» и в других период. изд. 89 Выражение преосв. Леонида (Красноцевкова) См. Чтения в Общ. Истор. и древн. росс. 1877, I, 53. 90 Слова протоиерея А. О. Ключарева (ныне высокопреосв. Амвросия, архиеписк. Харьковского). См. в Правосл. Обозр. 1868, XXV, 42. 92 О многих случаях такой силы молитвы святителя Филарета можно читать в Душеп. Чтении за 1875, 1892 и др. годы. 93 См. кроме упомянутых выше годов Душепол. Чтения, о силе убеждения в устной беседе святителя Филарета проф. Н. И. Субботина в его брошюре: Двадцатипятилетие присоединения Церкви раскольнических епископов и других членов Белокриницкой иерархии. Москва, 1890. 96 Эта проповедь произнесена в Сентябре 1842 года после прискорбных событий с проповедником в С.– Петербурге. См. текст в Соч. м. Филар. IV, 195 и дал. Срав. II, 343; также Приб. к Твор. Св. Отц. 1872, XXV, 431; Письма м. Филар. к Ант. II, 14 и др. 100 Слова М. Н. Каткова, по случаю кончины святителя Филарета. См. передовую статью Моск. Ведомостей за 1867 г. 262. 101 Слова святителя Филарета в речи при открытии Общества любителей духовного просвещения. См. Сочин. м. Филар. V, 559. Москва, 1885. Срав. Собрание мнений и отзыв. м. Филар, IV, 366. Москва, 1886 и др. 102 Слова святителя Филарета из той же речи его в Обществе любителей духовного просвещения. См. Сочин. м. Филар. V, 558. Читать далее Источник: Корсунский И.Н. Гармоническое развитие и проявление сил и способностей души в святителе Филарете, митрополите Московском. М.: О-во любителей духов. просвящения, 1893. – 39 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

117  Все подчёркнутые слова в этой длинной тираде г. Виноградского подчёркнуты митрополитом Филаретом, который, кроме того, против некоторых из них поставил знак вопроса. 118  Эти и все другие замечания г. Виноградского, равно как и копии его прошений на Высочайшее имя и письма к митрополиту Филарету и проч., а также подлинная записка А.В. Горского, правленая рукою митрополита Филарета до последнего времени хранилась в архиве А.В. Горского в МДА, а ныне находится в распоряжении Г. Обер-Прокурора св. Синода. 119  Т. е. в упомянутой раньше записке А.В. Горского, которую при сем письме святитель Филарет препровождал в св. Синод. 120  Подлинник этого письма находится в бумагах того же архива А.В. Горского. Любопытно сличить добытое в рассматриваемое время из проверки замечаний Виноградского с замечаниями самого святителя Филарета на русский перевод Нового Завета, ныне изданными от св. Синода. Сличение это показало бы неизменность начал, которыми при сем руководился в своих соображениях святитель и, напротив, шаткость основ, на которых опирался г. Виноградский. 123  Из последующих Синодских изданий русского перевода Евангелия со славянским текстом и без этого текста видно, что признанные нужными из вызванных делом г. Виноградского исправлений в них сделаны, а большинство замечаний его оставлены без последствий. 125  Ср. о сем в Чтен. в Общ. люб. дух. просв. 1877, III, 169: Сбор мнений и отзыв. м. Моск. Филар. II, 418: т. доп. стр. 151; Письма м. Филар. к Антон. IV, 332. 337; Письма к м. Филар. к Высоч. Особ. и друг. лицам, II, 212. 258–259, об участии его в упомянутом переводе Павского см. Собр. мн. и отзыв. м. Моск. Филар. III, 78–80; Письма к Антон. IV, 332 и др. 127  Письмо доселе не напечатано. Писанная письмоводителем митрополита Филарета копия его хранится в библиотеке МДА, в архиве А.В. Горского. 129  Вот самый текст этого письма: «Высокопреосвященнейший владыко! Милостивый отец и архипастырь! Почтительнейше поднося вашему высокопреосвященству копии с просьбы и рукописи, представленных мною 25 сего июля Святейшему Правительствующему Синоду, – о недостатках современных изданий и перевода святого Евангелия на русское наречие, – униженно испрашиваю отеческого снисхождения к той смелости, с которою дерзаю беспокоить священную особу вашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

е) Мысли о любви к отечеству. I. «Бывают у государств враги опаснее внешних неприятелей, – это разврат и пороки, ведущие глухую и медленную, но живую и всегдашнюю войну против добрых нравов, и эта война тем страшнее и губительнее, что без соединенным усилий каждого честного человека, ее ни избежать, ни прекратить невозможно». («Дух. цв., ч. II). II. «Лучшее средство к исправлению общества есть исправление самого себя каждым членом общества». («Духовн. цветник», ч. II). III. «Устрояющие свою жизнь для неба – и на земле лучшие деятели и лучшие члены общества». («Дух. цв.», ч. II). IV. «Тоть воин истинно непобедим, которому венец мученичества за веру, царя и отечество так же любезен, как и венец победы». (Фил., м. мос.). V. «Мир, любовь, единодушие – самые твердые основы общества и самые крепкие узы, связующие между собою членов общества». («Дух. цв.», ч. II). VI. «Правосудие в отношении к телу общества есть род врачевания; если членам, потерпевшим лишение, блюстители правосудия не доставят восполнения, поврежденным исправления, и не отсекут зараженных смертоносною язвою; то могут сделаться виновными в смертоносном заражении всего тела». (Филар., м. москов.). VII. «Избирайте не того, кто ищет должности, но кого должность ищет.» (Филар., митр. моск.). VIII. «Вода, хотя и есть в ней ил, является чистою, когда он лежит на дне: но когда каким-нибудь неправильным движением ил поднимается вверх, – вся, чистая дотоле, вода теряет вид чистоты и является мутною. Подобно сему общество человеческое, хотя и есть в нем часть людей недобрых, является чистым, благолепным и благополучным, когда сия несчастная стихия лежит на дне, когда люди недобрые, по справедливости уничиженные в общем мнении, не достигают власти, почета и влияния на других; но когда недобрая стихия поднимается вверг, когда люди недобрые достигают власти, почета и влияния на других, тогда они мутят и чистую воду, и добрых людей, – или своим влиянием вводят в соблазн, или своею силою подвергают затруднениям и скорбям, и возрастая в силе, вредят целому обществу». (Филар., м. м.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010