Простите, что я разговорился. Для Вас сие не нужно; но, может быть, сим возбудится Ваше внимание, чтобы ближнему, могущему принять, подать совет Премудрого: Вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй. Яже ти повеленна, сия разумевай: несть бо ти потреба тайных: во избытцех дел твоих не любопытствуй: вящшая бо разума человеческаго показана ти суть: многи бо прельсти мнение их, и мнение лукаво погуби мысль их ( Сир.3:21–24 ). Ноябрь 1853 года Письма к М. П. Погодину 151 Милостивый государь Михаил Петрович! Издали мне слышно, что Вы сетуете на меня за неизъявление согласия, чтобы напечатано было известие о Гефсимании 152 . Не имея теперь удобства сказать, пишу Вам мое оправдание. Есть предметы, которые не могут и не должны избежать известности, но есть другие, которым больше свойственно уклоняться от нее. Без сомнения, к сим последним должно принадлежать пустынное жилище, которое Вы называете Гефсиманиею, если только существует учреждение сего имени, потому что начальство не объявляло о сем. Узнав сие изъяснение моего поступка, надеюсь, Вы облегчите меня от мысли, что Вы на меня сетуете. Призывая Вам Божие благословение и мир, с истинным почтением пребываю Ваш смиренный, почтительный слуга Филарет, м[итропояит] Московский 4 июля 1846 года 153 Милостивый государь Михаил Петрович! Добрые слова выписали Вы мне из письма графини, чтобы в настоящее время 154 приносимы были особенные молитвы за благочестивейшего государя императора, и дом его, и воинство его, и за единоверных страждущих и ожидающих избавления. Могу сказать на сие, что прежде услышания сих слов уже взято за правило, что и сверх поведенных при общем богослужении молитв при мощах преподобного Сергия первый [молебен] о сем совершаем ежедневно пред утренею. И призванным к оружию и невооруженных подобает вооружить себя молитвою ко Господу сил. Призываю Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю Вашего превосходительства покорнейший слуга Филарет, м[итропояит] Московский 9 декабря 1853 года М. П. Погодин. В. Перов. 1872 г. ГТТ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

9 . В житии преп. Евпраксии девы говорится: «мать игуменья поведала видение так: – я, взявши Евпраксию, приведена была светлыми мужами к некоторым пречудным вратам, они сами отворились; мы вошли внутрь, увидели палату нерукотворённую неописанной красоты и высокий престол; на нём сидел светлый Царь: я не могла войти на средину, а Евпраксию ангелы взяли и привели к Царю, они поклонились Ему и поцеловали Его ноги; я видела там тьмы тем ангелов и бесчисленное множество святых; все стояли и смотрели на Евпраксию; я видела Матерь Божию, Которая взяла Евпраксию за руку и показала ей чертог прекрасный и уготованный венец, сияющий славой и чистотой, и слышала глас: «Евпракския! Вот воздаяние твоё и покой, ныне возвратись и через 10 дней насытишься всех сих бесконечных благ " ». (Июля 25). 10 . По смерти Филарета милостивого один благочестивый муж удостоился видеть нерукотворную обитель его. Он так рассказывал: «в восхищении я узрел себя в пресветлом месте, где видел пресветлого и благообразного мужа, который показал мне реку огненную, текущую с таким шумом и страхом, что человек стерпеть не может. По ту сторону реки виден был прекрасный рай, исполненный неизреченной радости и веселия, всё то место было наполнено благоухания; прекрасные большие, многоплодные деревья колебало тихим ветром, и было там прекрасно всё, что Бог приготовил любящим Его. Там, среди людей в белых одеждах, радующихся и веселящихся и плодами наслаждающихся, я увидел и Филарета милостивого, но не узнал его; он был в светлой одежде и сидел на золотом престоле посреди садов; с одной стороны предстояли ему дети, державшие свещи в руках, а с другой – теснились нищие и убогие. Явился тут один юноша, светлый лицом, с золотым жезлом в руке, и я осмелился спросить его: «господин, – кто это сидит на пресветлом престоле среди тех светлообразных мужей, не Авраам ли?». Юноша ответил: Филарет аниатский, любитель нищих, честным своим житием подобный Аврааму. Св. Филарет посмотрел на меня и начал тихо звать меня, говоря: «чадо! прииди и ты сюда, да насладишься сих благ». Я ему сказал: не могу, огненная река возбраняет и устрашает меня, через неё путь узок и мост неудобен, боюсь, чтобы и мне туда не попасть. Филарет сказал: «иди безбоязненно, все этим путём пришли сюда и нет иного пути; я помогу тебе», и простёр руку. Я начал было проходить огненную реку без вреда и, когда подошёл к его руке, видение кончилось, и я проснулся. («Четьи-Минеи», 1 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Усердно призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 14 октября 1853 г. Дело Канц. Об. Прокурора. 1852. 1 отд. 2 ст. 150. 109. Письмо Митрополита Филарета с изъявлением согласия на напечатание выписки из письма его к действительному тайному советнику В. Д. Олсуфьеву о стологадании 24 Ноября 1853 г. В Ноябре 1853 года граф Протасов писал Митрополиту Филарету: «действительный тайный советник Олсуфьев сообщил мне выписку из письма, полученного им от Вашего Высокопреосвященства относительно стологадания 86 . Письмо сие было читано членами Св. Синода, которые, по важности и убедительности заключающихся в нем пастырских предостережений признают весьма полезным дать ему гласность, и с сею целью напечатать оное в Христианском Чтении, но для исполнения сего предположения находят необходимым иметь на то предварительное Ваше согласие. Вследствие сего, препровождая копию с упомянутого письма, обращаюсь к Вам, Милостивый Государь и Архипастырь, с покорнейшею просьбою не оставить меня уведомлением о Вашем согласии на помещение оного в вышеозначенном повременном издании». В ответ на это письмо, Митрополит Филарет писал: Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Угодно Вашему Сиятельству требовать моего согласия на напечатание в Христианском Чтении выписки из письма о стологадании. Написав о сем к В. Д. О, по представлявшемуся случаю, и вместе потому, что меня озабочивало распространение стологадания в Москве, я почел себя обязанным дать сие предостережение приходским священникам, для предостережения прихожан, в которых они усмотрят любопытство, к сожалению, слишком возбужденное ведомостями и журналами. Не желая выставлять сие дело с официальной формальности, я воспользовался готовою формою выписки из письма, в какой случилось мне изложить мои мысли, и напечатал оную, и роздал священникам в Москве. При сем переменились только некоторые выражения о упомянутых опытах, чтобы не стали доискиваться лиц, как например, по указанию, что гадатель был муж, а предмет гадания жена. Посему вместо слова: муж я поставил гадатель; а вместо слова жена поставил близкая особа. Некоторая гласность о сих лицах в Москве уже есть, но я не должен в ней участвовать. Итак с моей стороны не представляется ни малейшего препятствия тому, чтобы вышеозначенная выписка из письма о стологадании была напечатана в Христианском Чтении; только не угодно ли, чтобы она была напечатана в том виде, в каком напечатана в Москве. Для сего и прилагаю при сем несколько печатных экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

483 К этому дню святитель Филарет обыкновенно приурочивал и «свой подвиг покаяния» 484 , с приобщением св. Таин. За тем, в этот день, как бы в подражание св. праведному Филарету Милостивому, митрополит Филарет нарочито и особенно щедро раздавал милостыню нищим и оказывал помощь бедным. И так как сам в этот день, как мы заметили, наблюдал безмолвие и уединение, то обыкновенно поручал такую раздачу доверенным лицам. По одним письмам митрополита Филарета к его наместникам в Сергиевой Лавре архимандритам Афанасию († 1831) и Антонию (1831–1867) можно проследить, как были велики и щедры эти его милостыни и пособия. При этом он, если не делал устных распоряжений о выдаче их, то обыкновенно писал наместникам в роде следующего: «В 1 декабря раздайте от меня служителям и богаделенным в Лавре и Вифании» столько-то «и нищим» столько-то 485 ; – или: «в первый день декабря раздайте от меня с отцом казначеем» по стольку-то (от 30 р. до 500 р.) «служителям, богаделенным и прочим бед- —509— ным " 486 , и под. 487 И по одним отмеченным в помянутых письмах распоряжениям святителя Филарета, в течение Московского периода (1821–1867) его архипастырской деятельности, таких раздач милостыни и пособий на 1 декабря было исполнено всего на сумму до 4.000 рублей. А сколько осталось не отмеченного, это знает один Бог . К тому же знаменательно в этих распоряжениях то, что распоряжавшийся почти никогда не наблюдал точности счета деньгам; а в 1849 году писал даже так: «В 1 день декабря раздайте от меня служителям и прочим по-прежнему. Не помню, что прежде назначалось; но ежели вы сделаете меня щедрее, нежели есмь, это не будет худо». 488 – Иначе сказать, даже при невозможности, по разным, весьма уважительным причинам, избежать случаев поручения раздачи милостыни тем или другим доверенным лицам, святитель Филарет в душе своей исполнял заповедь Господа Спасителя: тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творить десница твоя ( Мф.6:3 ). Благоговение к дню памяти св. праведного Филарета Милостивого митрополит Филарет выразил между прочим и живейшим участием, какое принял (в 1852 году) в рассмотрении и одобрении к печати представленной в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства Милостивого Государя покорнейший слуга Филарет М. Московский . Января 24, 1862 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1862 г. I отд. 35. 148. Письмо Митрополита Филарета об избрании Преосвященного Мисаила первенствующим членом Афинского Синода 30 Января 1862 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! По случаю кончины первенствующего члена Афинского Синода сказал я мое мнение в записке, к Вашему Сиятельству препровожденной. Относительно избрания на его место Преосвященного Мисаила могу сказать только, что Св. Синод, без сомнения, примет сие избрание с удовольствием. Вероятно, Преосвященный Мисаил известит Св. Синод о своем избрании: и тогда Св. Синод, без сомнения, будет ответствовать с сочувствием. Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Января 30, 1862 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1862 г. II отд. 19. 149. Письмо Митрополита Московского Филарета к Обер-Прокурору Св. Синода А. П. Ахматову об ускорении разрешения построить колокольню при Московской Софийской церкви 7 Июня 1862. Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! Сим представляю Вашему Превосходительству, Московской Софийской, что на набережной, церкви старосту г. Котова и его дело Вашему вниманию. От 5 мая с. г. за 174 представлено мною Св. Синоду о разрешении построить при означенной церкви колокольню и помещение для богадельни. Хозяйственные соображения побуждают церковного старосту ходатайствовать об ускорении, если можно, просимого разрешения. Благоволите обратить благосклонное внимание. Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейший слуга Филарет М. Московский . В Москве. Июня 8, 1862 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1862 г. II отд. 144. 150. Мнение Митрополита Филарета о проекте Мариинского Человеколюбивого Общества 14 Июня 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В то время арабы вторглись в Пафлагонию, грабя и разоряя её жителей. Вместе с другими жителями этой страны пострадал и праведный Филарет. От прежнего богатства у него осталось два вола, лошадь, корова и небольшое поле (нива), которое он сам должен был возделывать на своих волах. Подобно праведному Иову Филарет не возроптал, не впал в отчаяние от понесённых потерь, не замкнулся в себе. Нет, он продолжал милосердствовать, хотя, казалось бы, уже и нечем было милосердствовать. Теперь он перешёл к особо высокому и богоугодному милосердию. Ведь одно дело милосердствовать от избытков своих, как было раньше. Другое дело, когда он сам стал бедняком, призванным питаться от дел рук своих. Милосердие теперь творилось им из того немногого, что осталось у него, творилось по принципу той евангельской бедной вдовицы, которая каждый раз бросала в кружку при храме свою последнюю лепту, последнюю копейку. Дело началось с того, что Филарет отдал сначала одного вола, а потом и другого поселянину, у которого свои волы пали в поле за работой, и он слёзно просил помочь ему. Много упрёков от своей семьи пришлось выслушать праведному Филарету за его милосердие. Но такова уж природа, такова благодатная сила милосердия, такова неизреченная щедрость милующего сердца, что оно не знает предела милосердию. Вспомним евангельского милосердного самарянина. Всё, что он имел при себе в пути, всё это предоставил он израненному при дороге: и своё пропитание (вино и елей) и своего осла, и деньги гостинщику, а главное – своё сердце, которое сжалось и восскорбело о несчастном, изувеченном иноплеменнике. То, что сделал самарянин в течение дня, в отношение одного впавшего в беду человека, то праведный Филарет делал в течение многих дней и не одному, а многим впавшим в беду из своих каждый раз, казалось бы, уже последних средств. Так после волов отдан был телёнок, а когда ему плохо оказалось без матери, то вслед за ним отдана и его мать-корова, чтобы не разлучать их. После коровы был отдан конь солдату, отправлявшемуся на войну. Затем была отдана беднякам взятая взаймы пшеница, а потом и последняя верхняя одежда самого Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Предания, воспринятые Владыкой от наставников, почти неотличимы от его личных воспоминания… XVIII век был очень беден собственно русской богословской литературой. Переводили с латыни — католических авторов, с немецкого — протестантских, редактируя их под наше православное учение. Но с начала XIX века, с выходом на церковную работу архимандрита, впоследствии митрополита Филарета (Дроздова), возникло новое направление богословской мысли. Он не был кабинетным ученым, — он был иерархом. Но каждая его проповедь была богословским исследованием. Как вспоминали современники, близко знавшие его, каждую проповедь он писал гусиным пером, она занимала целую тетрадку, но произносил он лишь небольшую ее часть. Те, кто его слушал, вдохновлялись его необычайно красивым слогом. Ему мы обязаны и созданием Московской Духовной Академии, и переводом Библии на понятный русский язык, но более всего — как молитвеннику и мудрому наставнику. Сотни священников вышли из под его руки и десятки епископов вспоминали его как духоносного старца. Его стиль, отточенный в богословских произведениях, проявился и в его письмах, и в отдельных резолюциях. Те, кто занимаются церковной работой, просто изучают слог, которым были написаны обычные консисторские бумаги, постановления о том или ином священнике. Список его трудов велик — одни только консисторские резолюции занимают пять крупных томов. Он был наставником не только для церковных людей, но и для власти, и освобождение крестьян связано непосредственно с его именем: он писал государю манифест о прекращении крепостного права на Руси. Современники называли его Филаретом Мудрым. Кроме того, он был аскетом, высокой духовной жизни подвижником. Император Николай I говорил: «Пока у меня в Москве Филарет «Мудрый», а в Киеве Филарет «Милостивый»   — я за державу спокоен». Филарет Мудрый был человек очень живой, с хорошим, острым юмором. Однажды некоему сановнику, с которым вел переписку, он сказал: «Ваше Высокопревосходительство! Вы почтовое ведомство уважаете больше, нежели митрополита Московского». Тот выразил недоумение. И тогда Филарет показал ему: конверт был подписан каллиграфическим почерком, а письмо написано скорописью так, что с трудом можно разобрать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

По назначении митрополитом, Филарет 2 мая 1837 г. уволен в епархию для обозрения оной с июня по октябрь, когда он должен был возвратиться в Синод. С этого времени Филарет ежегодно отъезжал на время в Киев и возвращался в Синод. 25 марта 1842 г. митрополит Филарет обратился к тогдашнему обер-прокурору графу Протасову со следующим письмом: «Милостивый государь, граф Николай Алексеевич! По преклонности лет моих и слабому здоровью, я чувствую себя не в силах делать ежегодные поездки из Киева в С-Петербург и совместить управление вверенной мне епархии Киевской с присутствованием в Св. Синоде. Сверх сего, здешний климат производит неблагоприятное влияние на мое здоровье, истощенное на поприще сорокачетырехлетней службу. Почему покорнейше прошу ваше сиятельство испросить Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на увольнение меня от присутствования в Св. Синоде и отправление в Киев в первых числах мая сего года, для всегдашнего пребывания в пастве и окончания там последних дней моей жизни. С совершенным почтением и таковою же преданностью имею честь быть вашего сиятельства покорнейший слуга Филарет, митрополит Киевский». По всеподданнейшем о сем письме докладе государь император 11 апреля 1842 г. Высочайше соизволил на увольнение Филарета киевского, согласно его прошению, в Киев «к исполнению лежащих на нем по вверенной ему епархии обязанностей» 348 . По увольнении обоих Филаретов в Синоде остались членами: митрополиты Серафим и Иона, архиепископ рязанский Гавриил и обер-священники: Музовский и Кутневич. Из них Иона вступил в Синод в 1832 г., когда он по слабости сил просил уволить его от управления епархиальными делами, -но Св. Синод, приняв во внимание знакомство бывшего экзарха Грузии с делами последней, и нуждаясь в его опытном совете, исходатайствовал у государя разрешение сохранить ему звание члена и присутствовать в Св. Синоде. Рязанский архиепископ Гавриил был вызван в Синод 13 апреля 1841 года на один год, но по отъезде митрополитов ему продлен срок присутствования еще на один год, 5 июля 1842 г., по личному докладу обер-прокурора.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В Вологде пришлось служить Гавриилу довольно долго. До 1814 года он был префектом семинарии; в 1814 году, по определению комиссии духовных училищ, в которой Филарет, не будучи еще членом ее, уже имел великое значение, определен был ректором Вологодской семинарии, и служил в этом звании до 1819 года, когда вызван был на чреду богослужения и проповедания слова Божия в С.-Петербург. Мы не видим и теперь, была ли какая переписка между друзьями и товарищами во весь этот период служения о. архимандрита Гавриила в Вологде, хотя Филарет и не упускал из виду учебной деятельности своего друга. Может быть, усиленные занятия в С.-Петербургской академии и частые поездки по ревизии духовных семинарий и училищ С.-Петербургского и Московского округов, а также двукратные ревизии Московской и С.-Петербургской академии, и другие важные дела и труды Филарета мало оставляли ему времени для переписки, когда сам о. архимандрит Гавриил, занятый тоже своею должностью, не вызывал его на эту переписку; – как бы то ни было, только ни одного письма не видно от Филарета в Вологду к Гавриилу. Правда, в одном письме, и то в Ярославль (письмо под 13), встречаем несколько слов по делу, относящемуся к ректорской службе Гавриила в Вологде, именно, когда Гавриил просил наставления у преосвященнейшего Филарета, – тогдашнего архиепископа Ярославского, – как поступить ему по случаю требования от него Вологодским полицмейстером возвратить отношение полиции, присланное к нему еще в Вологде и им затерянное. Преосвященный Филарет дает ему такой совет: «В Вологду так и можно ответить, что отношение полицмейстера было бы представлено в свое время, если бы было требовано; а как сего не признано нужным, то и вы не признали нужным пещись о хранении оного; и потому за бывшими переездами не можете отыскать и представить оного» 3 . Сам же Гавриил впоследствии, в письмах своих к Иннокентию Борисову , знаменитому проповеднику нашему, неоднократно выражал свою любовь к Вологде и указывал на свои литературные и богословские труды, которыми он занимался в Вологде и к которым поощряем был Филаретом. Так, когда Иннокентий из ректоров академии назначен был во епископа Вологодского, преосвященный Гавриил писал ему из Одессы: «Лечу вслед за вами, милостивый архипастырь, лечу я туда мыслями моими, сожалея, что не могу быть тамо телесне. По пострижении моем в С.-Петербурге, тамо начат мой подвиг иноческого жития; тамо заслуживал я и то, что теперь имею... Эту страну я люблю, потому что и сам был любим тамо» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

«Нам из рассказов наставников наших известно было, – пишет Автор сейчас помянутых воспоминаний 276 , – что наш Владыка Филарет ночью выезжал с келейным своим монахом очень часто, чтобы в окна тех домов, где, – как узнавал он, – водворялась нищета и неразлучные с ними страдания, – класть нескудные милостыни. Еще свидетельствуют многочисленные письменные данные, что он никогда не отказывал даже и тем, о коих совершенно не знал и не слышал ни от кого. Замечательны, в самом деле, в высшей степени эти факты. – К высокопр. Филарету очень часто присылались письма или прошения из разных мест и сторон такого рода и содержания, что как будто он был поставлен опекуном над ними или заведовал кассою какого-нибудь Попечительства. При подобных письмах или прошениях прилагались свидетельства о состоянии нуждающихся и нередко обозначалась сумма, потребная на вспомоществование. И то несомненно, что высокопр. Филарет никогда не оставлял подобных прошений без удовлетворения, что видно из пометок, деланных отсылателями денег, на самых бумагах. По нескольким же из оставшихся писем и прошений, – как нам за подлинное известно, – сделано было удовлетворение даже и после его кончины. Спрашивается: что же служило основанием к этому со стороны обращавшихся с такими просьбами, и почему сам в Бозе почивший не отрицал их? Ответ на последний вопрос находим, между прочим, в последних днях жизни в Бозе почившего. Когда высокопр. Филарет повторял, бывало, частовременно обычные свои возгласы: «Ах! Не удерживайте меня, отпустите меня... Храмина тела моего разрушается... Возьмите себе землю, а дайте мне небо... На что я вам? Кому нужен? и т. п., и когда заметили ему однажды, что жизнь его ещё нужна и драгоценна для многих, особенно для бедных, вдов, сирот, – он отвечал: «Да, да, правда, – многие кричат за меня, особенно бедные. Заболею, они начинают молиться. Видно, вопль этот доступен к Богу и имеет силу. Видно Господь слышит этот вопль. Когда я выхожу и они видят, что я едва двигаюсь, то начинают кричать: Поддержи тебя Господи! Продли твою жизнь Господи!» Видно было, что душа его чувствовала живейшую отраду в творимой им ежедневно милостыне и ещё здесь предвкушала то блаженство, которое обещано в Евангелии милостивым» 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010