05(18)03.1923 Ахтырская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Ахтырка (Харьковская область УССР). Харьковское викариатство. Упразднена в 1930 г. 11(24)05.1924 21.05(03.06)1925 Филарет Яценко 10.1930 Николай Поликарпов 198 По неофициальным, но достоверным сведениям, в начале революции перешел в Англиканство; был отлучен от Церкви; раскаялся и, в 1919 г. в Новороссийске, был воссоединен. 200 На епархии не был, проживал в Москве. Здесь был использован «инициативной группой прогрессивного духовенства» в своих целях, как единственный тогда в Москве полноправный епархиальный архиерей, необходимый для возглавления самочинного живоцерковного ВЦУ (Высш. Церк. Управления), в апреле-мае 1922 г. Скончался вне общения с Церковью (погребен на Ваганьковом кладбище в Москве). 201 Совратился в обновленческий раскол; с 17(30)07.1927 откомандирован обновл. Синодом в распоряжение Сибирского Митрополичьего Управления. 202 Епископ Пишпекский, викарий Алма-Атинской епархии. По ММЛ РПИ одновременно с Мелхиседеком (Аверченко) числится и Августин (Беляев), назначенный сюда будто бы с 18.09(01.10)1929, но который в действительности на этой кафедре никогда не бывал. 203 По ПЭ Т. 9. С. 718, в 1929–1930 гг. Алма-Атинским епископом был сщмч. Августин (Беляев) (повторена ошибка ММЛ), но труд архиеп. Тихона (Шарапова) «Алма-атинская епархия в 1937 году» (см. Приложение 10) это не подтверждает. Арестован 02(15)07.1929 г. в Алма-Ате, осужден 16(29)08.1929 и с сентября 1929 г. отбывал 3-летний срок заключения в Таджикистане и Казахстане. Освобожден в 1933 г. (см. Ставропольская). 204 Вторая дата – дата ареста. Затем осужден последовательно на два срока – 8 лет, затем 10 лет ИТЛ. Характеристика в концлагере: «Убежденный сторонник культа. Не исключена религиозная пропаганда среди заключенных». Скончался в лагерном госпитале «Командировки Акмолинское» Карлага от «падения сердечной деятельности» 11(24)5.1942. 205 Управление им епархией прервано арестом перед Пасхой 1936 г. Вторая дата – формальное «увольнение на покой». Сведения из труда архиепископа Тихона Шарапова (см. Приложение 10). По 1943 г. – в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1918–1918: Леонтий фон Вимпфен, в. у. 1919–1920: Анатолий Соколов, в. у. 10 .1920–12.1920: Палладий Соколов 1920–1921: Анатолий Соколов. в. у. паки 1921–1923: Анатолий Соколов 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 25 .12(07.01).1921–06.1927: Фаддей Успенский 06(?).1927–1927: Иннокентий Ястребов 1927–1928: Стефан Гнедовский, в. у. 31 .05(13.06).1928–17(30).08.1933: Филипп Ставицкий 15(28).10.1929–30.09(13.10).1930: Андрей Комаров, в. у. 1931–1931: Алексий Орлов, в. у. 30 .09(13.10).1933–14(27).04.1939: Андрей Комаров 1939–1942: 1942–1943: Григорий Чуков , в. у. 12 .1943–17(30).10.1947: Филипп Ставицкий, паки Астраханская (григ.) 06 (?).1931 –1932: Иоасаф Рогозин, в. у. Астраханская (обн.) 1923–23.06(06.07).1927: Анатолий Соколов 1926–1926: Анатолий Левицкий 1927–1928: Модест Никитин 13(26).01.1928–02(15).04.1931: Гервасий Малинин 1931–: Макарий Быстров 08 .1932–1935: Александр Шубин 22 .03(04.04).1935–03(16).10.1935: Павел Масленников, в. у. Аткарская 05(18).03.1923–1925: Николай Парфёнов Ахтырская (обн.) 11(24).05.1924–1925: Филарет Яценко 08(21).09.1923–1927: Серафим Лядэ 1928–10.1930: Николай Поликарпов Ахтырская (укр.) Сергий Лубенцов (Лабунцов) Ачннская 03(16).01.1934–20.04(03.05).1934: Дионисий Прозоровский 20 .04(03.05).1934–27.08(09.09).1935: Антоний Миловидов 1935–01(14).04.1936: Серафим Зборовский, в. у. 01(14).04.1936–04(17).11.1937: Сергий Куминский Ачинская (григ.) 1941–1946: Феодосий Григорович-Борисов Ачинская (обн.) –07(20) .01.1928: Иоанн Житов Байкинская 02(15).11.1923–: Вениамин Фролов Бакинская 13(26).12.1912–13(26).11.1917: Григорий Яцковский 1917–1919: 01 .1919–1923: Павел Вильковский 05(18).12.1920–13(26).09.1923: Димитрий Добросердов, в. у. 1923–1924: 1924–08.1924: Митрофан Огиенко 27 .08(09.09).1924–1928: Арсений Соколовский 23 .11(06.12).1928–03(16).04.1930; Серафим Протопопов 03(16).04.1930–11(24).10.1930: Никон Пурлевский 29 .10(11.11)1930–16(29).09.1931: Валериан Рудич 1931–1933: 03(16).02.1933–29.07(11.08).1933: Александр Раевский Бакинская (обн.) см. Закавказскин митрополитанский округ (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Скончался, не примирившись с Церковью (1935). Платонов, Николай Фёдорович «Митрополит» Ленинградский Снял сан и ушел из Обновленческой церкви (1938), чтобы заняться антирелигиозной деятельностью. Перед смертью принес покаяние, вернувшись в лоно Православной церкви как мирянин (1942). Соловей, Николай Григорьевич «Архиепископ всея Южныя Америки» Обращался с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, прося принять его «залётного соловья» в свою юрисдикцию, но ответа не последовало. Данных о том, что скончался (1953), примирившись с Церковью, нет. Смирнов, Константин Александрович «Митрополит» Ярославский Скончался, не примирившись с Церковью (умер в лагере в 1941). Титлинов, Борис Васильевич Видный идеолог обновленчества, профессор и ректор обновленческого Высшего богословского института в Ленинграде Данных о том, что скончался (после 1944), примирившись с Церковью, нет. Красницкий, Владимир Дмитриевич «Первый протопресвитер всея Руси», идеолог и лидер «Живой церкви» Скончался, не примирившись с Церковью (1936). Евдоким (Мещерский) «Митрополит» Одесский Скончался, не примирившись с Церковью (1935). Попов, Михаил Степанович «Архиепископ» Лужский, викарий Ленинградской епархии Данных о том, что скончался (после 1935), примирившись с Церковью, нет. Попов, Николай Григорьевич «Протопресвитер» Скончался, не примирившись с Церковью (1932). Серафим (Мещеряков) «Митрополит» Белоруссии Принес покаяние (1924) и был принят в церковное общение в сане архиепископа (расстрелян в 1933). Серафим (Руженцов) «Митрополит» Ленинградский Скончался, не примирившись с Церковью (1935). Филарет (Яценко) «Митрополит» Крутицкий, последний обновленческий иерарх (ум. 1951) Получив отказ на переход в Московскую Патриархию, обратил свой взор на старообрядчество (умер в 1951). Филевский, Иоанн Иоаннович «Протопресвитер», доктор богословия Скончался, не примирившись с Церковью (1925).   Причины распада обновленческого движения Развернуть таблицу Причины Описание Отсутствие поддержки народа

http://azbyka.ru/shemy/obnovlencheskoe-d...

В 1945–1946 гг. окончательно сошел со сцены обновленческий раскол. Летом 1945 г. «митрополит-благовестник» Александр Введенский вел переговоры с протопресвитером Николаем Колчицким. Введенского, как трижды женатого, не могли принять не только архиереем, но и диаконом. Поначалу допускалась возможность, что самый скандальный персонаж обновленческого раскола может быть принят мирянином с предоставлением ему должности профессора богословского института, однако в результате ему была предложена лишь должность сотрудника издательства Московской Патриархии. Введенского такая перспектива не устроила – он предпочел остаться в расколе в качестве «Первоиерарха». В послевоенные годы число обновленческих храмов было ничтожно и исчислялось единицами. Оставшиеся в глубинке обновленческие священники, с войны не имевшие связи со своим центром, переходили в Православную Церковь . Фактически единственным обновленческим храмом оставалась Свято-Пименовская церковь в Москве. Здесь и служил «Первоиерарх» Введенский. «Лицо Пименовского прихода того времени, – вспоминал Левитин-Краснов, – это лицо умирающего, слабо тлеющего, догорающего обновленческого раскола. Я вспоминаю об этих последних днях обновленчества как о каком-то кошмаре. Кошмарное впечатление производил даже самый внешний вид храма: долгие годы не ремонтировавшийся, с осыпавшейся штукатуркой, с потускневшей живописью, храм носил на себе печать «мерзости запустения». Еще более кошмарное впечатление производил причт Пименовского храма». В июле 1946 г. Введенский умер от инсульта. Отпевание проходило в Пименовской церкви, возглавлял службу «митрополит Крутицкий» Филарет (Яценко). Раскольники уже не скрывали стремления поскорее закончить обновленческую авантюру и открыто поминали на службах патриарха Алексия I. В октябре 1946 г. Совет по делам РПЦ предписал оставшемуся в Пименовском храме обновленческому духовенству передать здание Московской Патриархии. Принесший Церкви столько зла обновленческий раскол прекратил существование. Еще одним важным событием стало преодоление униатства в Западной Украине. Униатство установилось здесь после Брест-Литовской унии 1596г. Мощная греко-католическая община в Галиции в годы войны управлялась митрополитом Андреем Шептицким, поначалу воспевавшим оккупантов, а затем приветствовавшим Красную армию. Готовый на широкие компромиссы митрополит претендовал на роль лидера униатов и при коммунистической власти. Однако смерть Шептицкого в 1944 г. изменила ситуацию – советское руководство решило упразднить греко-католичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В числе изданных писем царевича Алексея Петровича одно есть следующее: « Милостивейший Государь Батюшка! Сего дня под вечер приехал ко мне отец наш духовный Тимофей и просил меня, чтоб мне послать его письмо к тебе Государю с нарочным курьером тайно, не мешкав ни часу. А сказал, что письмо о самых нужных делах. И я то письмо послал к тебе Государю в сем пакете с нарочным курьером; а его письмо не подписано. Сын твой Алексей. Из Преображенского села, 24 д. в вечеру 1708». Одно письмо объясняется другим, и оба объясняют одно из самых важных дел. Свояк, о котором говорит царь, есть Петр Яковлев, или Яценко, усердный агент Кочубея в доносе на Мазепу. Кочубей, решась донесть царю об изменнических замыслах Мазепы, открыл предприятие свое полтавскому полковнику Искре и родственнику Искры Спасскому священнику Святайле. Сей последний дал совет отправить с доносом Петра Яценка, крестившегося еврея, как человека умного и добросовестного, и притом родственника царскому духовнику. Последнее обстоятельство важно было потому, что посланный мог употребить царского духовника посредником при докладе дела царю. Записка царя показывает, что расчет малороссов был верен. К сожалению, Петр не совсем поверил доносу и поручил произвесть следствие покупным друзьям Мазепы Головкину и Шафирову. О Яковлеве сказано было в решении их: «Яценка освободить, но с тем, чтобы он никогда не возвращался в Малороссию». Царской грамотой 1710 г. Петру Яковлеву дана была в отчину Радомля, и она поныне находится во владении потомков его Якубинских. Прекрасный каменный храм во имя Архангела Михаила построен здесь в 1811 г. отцом нынешнего владельца Радомли. Тростянец подарен был о. Тимофею, конечно, по уважению к его долгой и верной службе и, в частности, за искренность его по делу Мазепы. Надобно только прибавить, что о. Тимофей много покупал участков земли в 1719 и 1720 г.г. у вольковских боярских детей и присоединил к Тростянецкому имению. Тростянец и Радомля. Филарет (Гкмилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии».

http://sobory.ru/article/?object=58989

С 1953 г. в К. м. служил свящ. Николай Ганкевич, с 1959 г.- свящ. Тимофей Яценко. В кон. 50-х гг. XX в. уполномоченный по делам РПЦ при СМ УССР Г. Пинчук разработал комплексный план мероприятий по закрытию мон-ря. Предусматривалась, в частности, подготовка общественного мнения посредством публикаций в периодике с обличением монастырских нравов, образа жизни насельниц, их семейных и родственных связей с «контрреволюционными» деятелями. Игум. Елевферия обвинялась в сотрудничестве с оккупантами, в причастности к выселению в 1942 г. из монастырских зданий проживавших в них граждан. Пинчук поставил перед митр. Киевским и Галицким, экзархом Украины Иоанном (Соколовым) вопрос о переселении «руководящей ячейки монастыря» - игум. Елевферии, казначеи Августы, благочинной Макарии и ризничей Мефодии в киевский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь . В июле 1960 г. под давлением властей митр. Иоанн подписал указ о переселении сестер в киевский в честь Вознесения Господня и святых Флора и Лавра и в Покровский мон-ри. Некоторые монахини переселились к родным. Последняя настоятельница К. м. игум. Елевферия приняла постриг в схиму с именем Михаила, скончалась в Покровской обители, похоронена на Зверинецком кладбище Киева. 16 сент. 1960 г. останки основательницы мон. Димитры (Егоровой) были изъяты из склепа в Димитриевском домовом храме и перезахоронены на Зверинецком кладбище. После 1960 г. в помещениях мон-ря разместились районная больница и склады. 1992-2013 гг. 15 июня 1992 г. ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы была передана в ведение УПЦ МП как приходская. После образования в 1992 г. раскольнической структуры т. н. Киевского Патриархата на корпуса обители стал претендовать лишенный сана бывш. Киевский митр. Филарет (см. Денисенко М. А.). Добившись регистрации в Киевском горисполкоме фиктивной «общины киевского Введенского женского монастыря», Денисенко назначил настоятельницей обители свою келейницу, бывш. мон. Варвару (Боронину). Однако раскольникам не удалось захватить монастырь. В том же году при Введенском храме была организована муж. монашеская община канонической УПЦ МП - скит Киево-Печерской лавры.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Вскоре из числа обновленческого епископата осталось три человека: митрополит Северо-Ураль-ский Филарет (Яценко), архиепископ Алексий (Ку-рилев) и арехиепископ Гавриил (Ольховик). Из этих трех архиеереев самой колоритной и характерной фигурой был митрополит Филарет. К этому времени ему было уже около 60 лет, однако владыка почему-то любил преувеличивать свой возраст и говорил, что ему 86 лет. Бывший гусарский офицер, принявший монашество задолго до революции, Филарет Яценко в течение долгого времени был архимандритом в различных украинских монастырях. Присоединившись в 1923 году к расколу, он был рукоположен во епископа. В 1931 году он совершенно исчезает с арены – что он делал, где он в это время был – никому не ведомо. Появляется он вновь лишь в 1942 году в Ульяновске. Здесь происходит характерный эпизод – митрополит Филарет подает заявление А. И. Введенскому о том, что он просит призвать его с покоя и предоставить ему кафедру. Тут же он был назначен митрополитом Свердловским и Северно-Уральским. Впоследствии, однако, выяснилось, что одновременно с заявлением А.И. Введенскому Филарет Яценко подал заявление и патриаршему местоблюстителю. Не знаю почему: вследствие ли этого опрометчивого шага или впо-следствие каких-либо других причин, – но когда Филарет Яценко после развала Северо-Уральской епархии постучался в двери патриархии, он нашел их наглухо запертыми. Поэтому-то он и оказался единственным обновленческим архиереем, которому было категорически отказано в приеме в Православную Церковь . Приехав в Москву, Филарет занял вакантное место, оставшееся после ухода Виталия, он стал также безместным священником при Пименовском храме – с громким титулом митрополита Крутицкого. В это время неожиданно появился в Москве Алексий Курилев (бывший епископ Петропавловский) . Типичный сельский священник и по своему характеру, и по своему кругозору), о. Алексий совершенно случайно в двадцатые годы попал в провинциальные обновленческие епископы, а в 1930 году-в эпоху колхозного переворота – тихо и незаметно покинул архипастырскую работу и занимался где-то в глуши физическим трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, митрополит Корнилий очень поддерживал мои суждения и мысли, вполне во всём согласился, но, позднее, будучи вызван в Ульяновск, он явил себя сторонником Введенского. Об этом он мне писал в Ташкент. Мне казалось удивительным, что митрополит Корнилий проявил двоедушие, хотя он сам видел авантюризм Введенского и неминуемую катастрофу обновленчества. Он сам на себе испытал «прочность» обновленческой платформы и убедился, что теперь и правительственные органы отвергали обновленчество. Когда в апреле месяце 1942 года Александр Введенский назначил митрополита Корнилия на Воронежскую кафедру, Воронежский облисполком отказал ему в регистрации, заявив ему в глаза, что облисполком не знает Первоиерарха Введенского и не может регистрировать назначенных им лиц. Исполком знает Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и зарегистрирует с удовольствием назначенного им епископа. Почти то же произошло и с архиепископом Филаретом (Яценко), назначенным тогда же в Свердловск. Ему пришлось жить в Ирбите, так как в Свердловске обе церкви были зарегистрированы за православными. Правда, Яценко был более ловким, чем митрополит Корнилий. Со свойственным обновленцам авантюризмом он иногда делал вояжи по епархии, выдавая себя за православного иерарха и служа в православных церквах. Иначе говоря, обманным путем входил в ограду Церкви. Многие из таких обманутых им священников писали в Ульяновск Блаженнейшему митрополиту Сергию, жалуясь на самоуправство Яценко. Но некоторые принты им были запуганы и невольно находились в его подчинении. Желая поставить его под контроль, в Ирбит к архиепископу Филарету Введенский назначил ключарем и секретарем своего сына, Андрея Введенского, перед отъездом возведённого в протоиереи. В 1943 году, ко дню св. Пасхи, архиепископ Филарет был возведён в сан митрополита, с титулом Свердловского и Уральского. Митрополиту Корнилию было также известно, что об обновленцах почти все забыли, их даже игнорировали при составлении комиссий по расследованию преступлений гитлеровцев, что одиозность их стала всеобщей. И всё-таки он остался в стане Введенского.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Ф. 6991. Оп. 2. Д. 59. Л. 22). Кафедральным собором митр. Николая стал Преображенский (Петропавловский) храм на Преображенской пл. в Москве. Митр. Николай занимал деревянное церковное здание в Бауманском пер., в к-ром ранее жил и работал митр. Сергий (Страгородский) до 1943 г., когда Московской Патриархии было передано здание в Чистом пер. К янв. 1945 г. в ведении Крутицкого митрополита состояли 31 церковь в Москве и 138 храмов в Московской обл. Были зарегистрированы помимо митр. Николая 2 епископа, 242 священника, 43 диакона, 11 псаломщиков (ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 2. Л. 36). В июне 1946 г. Рязанской обл. отошли Октябрьский, Горловский, Михайловский, Скопинский и Чапаевский районы, в связи с чем число приходов в ведении Крутицкой митрополии уменьшилось на 12. В 1947 г. 2 священника в Московской обл. ушли за штат из-за «непосильных налогов» (Там же. Д. 1. Л. 138). В 1944-1947 гг. Церкви были переданы в Москве Всехсвятский храм на Соколе, Успенский собор Новодевичьего мон-ря, Малый собор Донского мон-ря, Гаврииловская и Феодоровская церкви в Телеграфном пер. и Всехскорбященский храм на Ордынке. В окт. 1946 г. была воссоединена с РПЦ община Пименовского храма в Нов. Воротниках, где до 1946 г. на регистрации состояли обновленческий «первоиерарх» Александр Введенский († 8 авг. 1946) и его трое сыновей: «протопресвитер» Александр, «протодиакон» Александр, «диакон» Владимир, а также обновленческий «протопресвитер» Никита Федотов. Без регистрации в Пименовском храме служили «митрополит» Филарет Яценко (титуловался с 1946 как Крутицкий, хотя не имел на то время в своем подчинении ни одного действующего прихода), «архиепископ» Алексей Михайлов, «священник» Борис Морозов, «священник» Иван Попов. Двое последних в 1944-1946 гг. безуспешно пытались зарегистрировать обновленческие приходы в селах Московской обл., в чем их поддерживал лжемитр. Яценко. Попов и Яценко отказались соединиться с Московской Патриархией (Там же. Л. 10-11). Еще 2 обновленческих клирика Москвы - «священник» Дмитрий Ивлев и псаломщик Федор Тимофеев 28 мая 1945 г.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Федотов Николай, протоиерей см. Николай (Федотов), обн. митрополит Федченко см. Вениамин (Федченко), митрополит Фейхтвангер Лион, немецкий писатель 404 Феликс, прокуратор 386 Феодор (Баженов), обн. епископ 967–968 Феодор (Бекаревич), обн. епископ 504, 968 Феодор (Лукин), обн. епископ 968–969 Феодор (Поздеевский) , архиепископ 249 Феодор (Преображенский), обн. епископ 969 Феодор (Турбин или Трубин), обн. архиепископ 970 Феодор, епископ, настоятель Данилова монастыря см. Феодор (Поздеевский) , архиепископ Феодорит Критский 415 Феодосий (Алмазов), архимандрит, автор воспоминаний 45 Феодосий (Сергеев), обн. епископ 970–971 Феодосий (Феодосиев), архиепископ 74, 782 Феодосий (Шахов), иеромонах 472 ’ Феодосий, епископ см. Феодосий (Феодосиев), архиепископ Феодосий, иеромонах 52 Феодосий, обновленческий епископ Полтавский 115 Феофан (Адаменко Василий Иванович), архимандрит 994–997, 1013, 1017 Феофан (Брюханов), обн. архиепископ 971 Феофан (Туляков), архиепископ см. Феофан (Туляков), митрополит Феофан (Туляков), епископ 45, 245 Феофан (Хомжа), обн. епископ 499 Феофан Затворник Вышенский, свт. 178 Феофан Прокопович , проповедник и государственый деятель 176 Феофан, епископ Калужский см. Феофан (Туляков), епископ Феофилакт (Клементьев), епископ 310, 313, 972–973 Феофилакт, епископ см. Феофилакт (Клементьев), епископ Фесвитянинов Дмитрий, обн. протоиерей г. Кушвы 570 Фетингор 140 Фетисов Н. Н., проф.-прот. 423, 496 Фетисов, проф. 363 Фивейский, обн. проф.-прот. Харьковской епархии 242 Филарет (Домрачев), обн. архиепископ 422, 531, 973–974 " Филарет (Дроздов) , свт., митрополит Московский и Коломенским 99, 178 Филарет (Лебедев), архиепископ 242 Филарет (Романов), патриарх Всероссийский 176, 481 Филарет (Яценко), обн. митрополит 48, 56, 499, 530, 555, 578, 598, 599, 601, 602, 974–975, 1016 Филарет, патриарх Московский см. Филарет (Романов), патриарх Всеросиийский Филарет, митрополит Ростовский см. Филарет (Романов), патриарх Московский Филарет, митрополит см. Филарет (Дроздов) , митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010