Какие надежды Вы возлагали тогда на Семинарию, и оправдались ли они за годы её современного существования? - Я думаю, что наши надежды оправдались. Семинария работает полноценно. Наши выпускники поступают в Высшие Школы Русской Церкви: в Москву, в Санкт-Петербург, в Киев, а также в зарубежные богословские Школы. Но на достигнутом останавливаться нельзя. Всякая остановка - это шаг, а то и два назад. Всегда присутствовала надежда, что не только Семинария возродится, но мы будем иметь и высшую Духовную школу. Слава Богу, и это осуществилось. Состоялось уже несколько выпусков Академии. Особую благодарность хочется выразить нашим старшим, историческим высшим Духовным школам за то, что они помогают нам осуществить наш академический курс. Владыка, каково значение Семинарии для современной Беларуси? - Я бы сказал, не столько значение, сколько ответственность. Общество всегда переоценивает наши возможности. «Вот у вас Семинария, у вас система, у вас ответственные люди». Всегда в таких случаях вспоминаются дореволюционные времена, когда Семинарии и Академии действительно были высшими учебными заведениями. Семинариста принимали в государственный университет без экзаменов, поскольку знания действительно были серьёзными. Всегда, когда в обществе заговаривают о наших Духовных школах - я сужу и по Москве, и по Беларуси, - люди самого разного положения дают слишком высокую оценку. Не хотелось бы разочаровывать в этом общество. Значение же Семинарии для Беларуси, конечно, огромное. Мы - малое стадо, малое общество, но - с большим духовным потенциалом. Каждый наш студент должен очень ответственно готовиться к своему служению в Церкви и в обществе. Всегда, и особенно сейчас, важно воспитать пастыря Церкви. В свою очередь, и пастырь должен будет воспитывать свою паству. Хотелось бы ещё отметить и место традиции в воспитании. Очень важно, чтобы в нашей Школе складывалась традиция во всём. Действительно, вопрос о воспитании очень сложный и тонкий. Трудно сразу найти правильный путь. Не секрет, что между студентом, с одной стороны, и преподавателем, дежурным помощником инспектора, с другой, часто возникает недопонимание. А что бы Вы сказали преподавателям и инспекции?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В этом отношении есть одно очень хорошее правило – не ищи и не отказывайся. Всякими путями искать церковных званий нельзя, но если Господь призывает, надо брать этот крест. – А в чем заключается этот крест для епископа? В чем его задача? – Епископ – это «козел отпущения». Вы, конечно, знаете этот ветхозаветный образ козла, на которого возлагались грехи всего народа. Это, кстати, и один из прообразов Спасителя. Я помню, когда меня рукоположили в священника, владыка Филарет (Вахромеев) собрал всех новоиспеченных пастырей в Жировичах и сказал, что священнику надо очень многое брать на себя. Если мы будем причащать по закону – мы никого не допустим к чаше. Епископа это касается еще в большей степени. Именно он разрешает вопросы канонического порядка. А еще я где-то читал рассказ о том, как пастухи сохраняют свои стада от волков. Они в стадо овец внедряют несколько козлов. Во время опасности овцы группируются вокруг этих «инородных тел», а не разбегаются в разные стороны. Одним словом, задача епископа – это в первую очередь пастырство. И только потом он администратор или управляющий епархией, как мы называемся в официальных документах. – Совсем недавно исследовательская служба «Среда» провела опрос, чтобы выяснить, хорошо ли население России знает своего местного епископа. Оказалось, что по результатам опроса только 8% россиян знают своего архиерея. Выходит, что епископ слишком отдален от народа? Как вы можете прокомментировать эту ситуацию? – Мне кажется, что это обусловлено исторически. В наших странах территория епархии порой бывает настолько огромной, что епископ за много лет служения даже не успевает посетить все ее приходы. А еще одна примечательная черта народного менталитета: если человек начальник, значит, от него надо прятаться. В простом народе нет веры в начальство. В том числе и церковное. Поэтому, конечно, ситуацию нужно менять. Я стараюсь побывать в каждом храме хотя бы раз в году. И, по правде сказать, даже в отдаленных, деревенских приходах, я не чувствую этой отдаленности. Всегда встречают с цветами, храмы всегда переполнены. Даже детишек отпускают из школы.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-grodnenski...

5. 50-летие убийства Дж. Кеннеди 22 ноября 1963 года в родной стране был прилюдно убит американский президент Джон Кеннеди. Как ни странно, но по прошествии 50 лет убийство руководителя сверхдержавы, претендующей на мировое господство, зияет черными дырами и белыми пятнами. Более 60% американцев не верит в официальную версию случившегося . Даже самые большие противники конспирологии склоняются к теории заговора, но Шарль де Голль еще полвека назад сказал, вернувшись с похорон убитого президента: «Мы никогда не узнаем правды». 6. Уход на покой митрополита Минского Филарета Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев)      Выдающиеся, харизматические личности всегда наперечет. Уход на покой митрополита Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, в связи с повторным его прошением и состоянием здоровья не стал неожиданностью. Ему 78 лет, из которых почти полвека – архиерей, почти 40 лет – митрополит, больше 30 лет – постоянный член Священного Синода. Вот уже 24 года он возглавлял Белорусский экзархат, а в 2009 году был одним из трех кандидатов на Патриарший престол. Переходный этап облегчается решением Синода сохранить за митрополитом Филаретом статус «почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси». 7. 400-летие Дома Романовых Очередь на выставку. Фото: Photoxpress/Комсомольская правда      Первоначально государство никак не планировало отмечать эту дату, и официального празднования как будто не было. Тем не менее, этот славный юбилей не прошел незамеченным. Вначале на центральных улицах Москвы появились замечательные стенды с краткими рассказами о достижениях России к 1913 году, о вкладе Романовых в «сбережение народа», с цитатами современных властителей дум о наших царях. Затем в ноябре прошла грандиозная выставка «Романовы» в Манеже, которая несколько раз продлевалась и стала, наверное, самой посещаемой экспозицией последних лет. По сути, это новый тип выставки, который наиболее соответствует восприятию современного человека. Нельзя не упомянуть также замечательную экспозицию «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле», которая продлится до 22 января.

http://pravoslavie.ru/67137.html

В 1990-1995 гг. — депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.  В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики. 16 июля 1990 г. назначен председателем комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С января по декабрь 1991 г. — народный депутат СССР. С 18 февраля 1992 г. — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Успенской Жировицкой обители. 28 декабря 1993 г. назначен председателем  Синодальной богословской комиссии , образованной из Комиссии по вопросам христианского единства. С 3 февраля 1994 г. — священноархимандрит Благовещенского Ляденского монастыря. С 28 декабря 1996 г. по 17 июля 1997 г. являлся временно управляющим  Полоцкой епархией , с 28 февраля по 4 июля 2002 г. являлся временно управляющим  Могилевской епархией . С 27 июля 2009 г. — член  Межсоборного присутствия  Русской Православной Церкви. 21 марта 2010 г. награжден правом преднесения креста за богослужением в пределах Белорусского экзархата. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 100 ) освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии на основании собственного прошения. Синод постановил выразить глубокую благодарность митрополиту Филарету за многолетнее и бессменное председательство Синодальной комиссией, «благодаря которому развилась на высоком уровне внутрицерковная и международная богословская дискуссия, организовался серьезный диалог между церковным научным миром и миром светской науки, получали свое решение богословские вопросы, направляемые в комиссию Священноначалием». Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. ( журнал 125 ) почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Синод назначил Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

http://patriarchia.ru/db/text/5749520.ht...

Архиепископ Кирилл не сразу дал положительный ответ на предложение Патриарха Пимена занять пост Председателя ОВЦС. «Мне нужно было подумать, – вспоминает он. – Я понимал, что страна входит в эпоху радикальных перемен, и возникал вопрос, нужно ли приходить на этот высокий пост до того, как эти перемены произойдут, потому что люди теряют такой пост во время перемен. И кто-то из мудрых людей мне говорил: „Ты подожди год-два и посмотри, что будет, и тогда уже соглашайся». Но были и люди, некоторые из них и сегодня работают, несут свое служение, в том числе и в Синоде Русской Православной Церкви, кто сказал мне, что если Бог призывает, то я нужен в этот момент. И не нужно думать ни о чем другом. Это совпадало с моими собственными убеждениями, что никогда не нужно думать о том, что ты можешь сделать в будущем. Нужно делать сейчас. Это принцип моей жизни. И я до сих пор стараюсь придерживаться именно этого принципа, и потому я принял тогда приглашение Святейшего Патриарха Пимена и занял этот пост». К концу 1980-х гг. ОВЦС сохранял в Русской Православной Церкви роль мозгового центра, которую он приобрел еще при митрополите Никодиме (Ротове), возглавлявшем отдел с 1960 по 1972 г. С 1972 по 1981 г. пост Председателя ОВЦС занимал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), а с 1981 по 1989 г. – митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), который руководил отделом в период подготовки Русской Православной Церкви к празднованию 1000-летия Крещения Руси и во время проведения торжеств. Придя в ОВЦС на должность Председателя, архиепископ Кирилл занялся его реструктуризацией: «Нужно было думать и о том, чтобы учреждение становилось более дееспособным, ведь оно было создано в советское время и вписано в существовавшую тогда систему бюрократических ценностей. Значит, надо было его радикально реформировать изнутри, чтобы оно могло справляться с теми задачами, которые сегодня общество ставит перед Церковью». Кадровая реформа отдела включала освобождение его от того балласта, который остался от эпохи застоя: «Нам пришлось отказаться от услуг некоторых людей, которые пришли к нам работать еще в советское время, но которые не способны были перестроиться... и понять новые задачи, стоящие перед внешней церковной деятельностью». В первую очередь из отдела уволили сотрудников, внедренных в его структуру советскими властями и выполнявших функции информаторов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

– Эти его первые слова, его голос я буду помнить до смерти, – говорит матушка Гавриила. – «Откуду начну плакати о горьких моих деяниях?» Эти слова глубоко ложились на сердце не только монахиням, но и людям глубоко верующим, подвижникам, страдающим, понимающим бред того безбожного периода. – Мне, девчонке, он тоже западал в душу. Во время чтения Великого канона, особенно когда читал владыка Ермоген и отец Михей, я как вкопанная стояла. Я знаю эти слова, неоднократно слышала их, сама читала. Владыка Филарет (Вахромеев) великолепно читал Канон. И Патриарх Пимен (Извеков) прекрасно читал. И Патриарх Кирилл читает великолепно, когда он был митрополитом Смоленским и Калининградским, я слушала его. Но чтение этих первых слов владыкой Ермогеном было такое мягкое, проникновенное, глубокое… Только услышишь первые слова – и ты поймался. Действительно, с какого момента надо плакать? С пеленок? С пяти лет? С десяти? Наверное, точно с пеленок. С этого момента тебе надо плакать о своих деяниях. Так глубоко и проникновенно написал царь Давид. Ни одной службы владыка Ермоген не совершал без проповеди, поэтому власти упорно пытались ограничивать его в этом, понимая, какую опасность для «атеистического воспитания трудящихся» могут представлять исполненные горячей веры и искренней любви ко Господу, простые и понятные всем слова владыки-проповедника. Именно наместнику архимандриту Михею было вменено в обязанность запрещать архиепископу Ермогену служить и проповедовать. Им обоим недвусмысленно намекали о нежелательности произнесения проповедей, однако, несмотря на все внешние притеснения, сосланный в Жировицкую обитель владыка продолжал ревностно исполнять свой пастырский долг. Тогда проповеди можно было говорить только на тему Евангелия, и без всяких аналогий с днем сегодняшним. Несмотря на все притеснения, сосланный владыка продолжал ревностно исполнять свой пастырский долг В 1969-м последний год наместничества отца Михея власти поставили условие, чтобы архиепископ Ермоген не проповедовал. Ведь ссыльный владыка говорил не только на тему евангельского отрывка. Он призывал. Он обращался к прошлому, к совести. Когда он рассказывал об иконоборчестве, то волей-неволей напрашивались сравнения с политикой советского государства.

http://pravoslavie.ru/131163.html

Изд.: Нядзельныя Эbahreлii. Лёндан, 19482; Новы Закон Спадара а Спаса нашага Icyca Хрыста/Пераклад з грэцкай Я. Cmahkebiчa. 1959; Напрастольнае сьвятое Евангельле: Новы Запавет Госпада й нашага Icyca Хрыста. Таронта, 1988; Паводля сьв. Яна Эвангеле Госпада нашага Icyca Хрыста/На беларускую мову з грэцкага тэксту Я. Mihck; Лёндан; 1991; Дзiцячaя Бiблiя/Пераклад з рускай мовы ahahiмhы. Стакгольм, 19923; Бiблiя: Быццё. Эkлeзiяcm/Для дзяцей nepakaзaлi М. Kлiмkobiч i М. Шайбак; Пад рэд. прот. С. Гардуна. Mihck, 1995; Евагельле павовле Мацьвея й Марка/Пераклад М. М. Miцkebiчa/Рэд., склад i друк М. Прускага. Grand Rapids (Mich.), 1998; Лит.: Карский Е. Ф. Западнорус. переводы Псалтири в XV-XVII веках. Варшава, 1896; Тиховский Ю. И. Новые данные о западнорус. переводах Свящ. Писания в XVI в.//Тр. 14-го археол. съезда в Чернигове, 1909. М., 1911. Т. 3. С.124-125; Филарет (Вахромеев). «Они ведь тоже не манкурты»: (Язык богослужения, слова. Mihck, 1994. 10. С. 2; Nikapдa Г. Нябеснае полымя: Досьлед беларускага перакладу Новага Запавету i (1931)//Спадчына. 1995. N 4. С. 152-175; Orthodox Church and Bible Society Sign Transl. Agreement//UBS World Rep. 309, May 1996. P. 21; Яскевич А. С. Библия: переводы, язык. Минск, 1999; Чарота I. А. Беларуская мова i Царква. Минск, 2000. И. А. Чарота Болгарский В 1819 г. экзарх Молдавии митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) , заместитель председателя Бессарабского отделения РБО, поручил перевод НЗ греку архим. Феодосию, настоятелю Бистрицкого мон-ря (в у. Вылча). Не обладая достаточным знанием болг. языка, тот воспользовался помощью неизвестного болгарина, к-рый знал только разговорный язык, поэтому перевод был отвергнут болг. интеллигенцией в России и Румынии. В 1823 г. в С.-Петербурге при поддержке РБО был отпечатан этот перевод Евангелия от Матфея ( Попруженко М. Г. Очерки по истории возрождения болгарского народа//ЖМНП. 1902. Нояб. С. 6; Теодоров-Балан А. Блгарски книгопис. 1893. 304; Чистович И. А. История перевода Библии на рус. язык. С. 47).

http://pravenc.ru/text/209473.html

Владыки Филарет (Вахромеев), Питирим (Нечаев) и Василий (Родзянко). Фото автора Однажды, когда я нес послушание у митрополита Питирима, в Издательский отдел пришли люди, разодетые в дореволюционную офицерскую форму. Их мундиры украшали царские медали и ордена, в том числе и Георгиевские кресты. Я удивился и спросил: – Как вы решились одеть на себя эти награды? Ведь они давались только за личную храбрость на поле боя. Гости заверили меня, что с наградами у них все в полном порядке и пожелали немедленной встречи с митрополитом. Владыка, к моему удивлению, принял их, и внимательно, не без любопытства, выслушивал целых полтора часа. Тема визита гостей была незатейливой – они требовали, чтобы владыка немедленно начал всячески помогать им в деле незамедлительного восстановления монархии. Прощаясь, владыка Питирим задумчиво произнес: – А ведь дай вам сейчас царя, вы его через неделю снова расстреляете! С тех пор всякий раз, когда Владыка Василий прилетал в Россию, он заранее звонил мне. И я с радостью отправлялся с ним в какое-нибудь очередное захватывающее приключение. А поводов для них у Владыки было море. Хотя, как это ни покажется странным, Владыка никогда не предпринимал ни одного путешествия по своей воле. Об этом он рассказал мне особую историю. В тысяча девятьсот семьдесят восьмом году умерла его супруга, Мария Васильевна. Смерть матушки стала для отца Владимира страшным потрясением. Он бесконечно любил ее. И произошло то, что нередко происходит с искренними русскими людьми. Отец Владимир запил. Супруги Владимир и Мария Родзянко на площади Сан-Марко. Венеция, Италия. Фото: bishop-basil.org Владыка чистосердечно рассказывал об этом отрезке своей жизни как о тяжелом испытании, которое ему довелось пережить. Запил отец Владимир по-настоящему. Хотя благодаря недюжинному здоровью, огромному росту и силе это до поры до времени не сказывалось ни на его священнической деятельности, ни на работе в радиопередачах. Утешался батюшка Владимир по своей сербской привычке ракией – крепкой балканской водкой. И неизвестно, чем бы все это закончилось, поскольку ни духовник, ни родные, ни друзья ничего поделать с отцом Владимиром не могли, если бы не сама покойница, матушка Мария Васильевна, которая и при жизни, как говорят, была великой подвижницей и молитвенницей, не явилась с того света и не приструнила своего супруга.

http://pravoslavie.ru/44113.html

Синодальная библейско-богословская комиссия Дата создания: 28 декабря 1993 г. Описание: Синодальная библейско-богословская комиссия является богословско-доктринальным органом Священного Синода. Образована решением Священного Синода от 28 декабря 1993 г. Является преемницей Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства (создана в 1979 г.), которая, в свою очередь, была преемницей Комиссии Русской Православной Церкви по межхристианским связям (создана 28 августа 1960 г.). В 2009 г. круг вопросов, относившихся к компетенции Патриаршей библейской комиссии , включен в сферу ответственности Синодальной богословской комиссии, которая в связи с этим была переименована в Синодальную библейско-богословскую комиссию (решение Священного Синода от 27 августа 2009 г., журнал 73 ). Комиссия коллегиальный орган, избираемый Священным Синодом, состоящий из представителей епископата, общецерковных учреждений, духовных школ, ученых, экспертов. Первый председатель комиссии со дня основания —  митрополит Филарет (Вахромеев) . Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 100 ) освобожден от занимаемой должности, председателем комиссии  назначен   митрополит Волоколамский Иларион . Состав комиссии был  утвержден на заседании Священного Синода от 16 апреля 2016 г. ( журнал 25 ). Решением Священного Синода от 24 августа 2023 г. ( журнал 78 ) состав комиссии был изменен . Комиссия ответственна за: Для решения задач, поставленных перед комиссией высшей церковной властью, созываются пленарные заседания Комиссии, а также заседания ее рабочего президиума. Комиссия один раз в два года проводит общецерковные богословские конференции, посвященные фундаментальным богословским темам, а также научные конференции и семинары, на которых рассматриваются актуальные проблемы богословской науки и церковной жизни. Темы общецерковных конференций утверждаются Священным Синодом Русской Православной Церкви. Комиссия осуществляет ряд исследовательских и издательских проектов. В 2013-2022 гг. при комиссии действовал Координационный центр по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви . Из Положения о Синодальной богословской комиссии Страна: Россия Город: Москва Адрес: 115191, г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22 Телефон: +7 (495) 230-2549 Факс: +7 (495) 230-2549 Web-caйm: www.theolcom.ru E-mail: theolcom@mospatr.ru Председатель: Иларион, митрополит Будапештский и Венгерский (Алфеев Григорий Валериевич) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244258...

Его уход в украинский раскол – это же трагедия. Это обида, мне кажется, и ожидания большие. Тем более что он стал митрополитом Киевским. Но когда это касается событий церковных, конечно, это уже недопустимая вещь. Обида здесь может быть? Да, личная обида может быть: «я так старался, а тут у меня не получилось». Видимо, не сумел преодолеть. Видимо, здесь чисто житейские ожидания, которые не осуществились… Кто-то скажет, это мелочь. Это сила борется с человеком, преодолеть себя очень сложно. Кого из ректоров ХХ века больше всего вспоминаете? При ком в ХХ веке Академия была в наибольшем расцвете? Вы знаете, до расцвета еще далеко. А так… конечно, Филарет (Вахромеев). Это очень талантливый человек, он администратор, умел хорошо контактировать с людьми. И как-то это незаметно происходило. Он мог на ходу подхватить какого-то студента во время прохаживания по дорожке, поговорить с ним и также уйти от него незаметно, деликатно: «Я сейчас пойду, у меня там дела». Очень деликатный человек. Скажу Вам, что и мне он помог в финансовом отношении – заниматься греческим языком с преподавателями греческого языка университета. Почему я и начинал с греческого языка преподавать. Он пошел на такие траты, не жадничал. При нем многие студенты приезжали, сознательно или нет, без ботинок. «Нет ботинок? Купим тебе ботинки». Естественно, молва студенческая разносила это быстро. Да-да. Ружицкий, скажу Вам, немножечко замкнутый был человек и не очень коммуникабельный. Как-то смущался, когда задавал вопросы, а никто не брался отвечать. Он в растерянности искал выход из положения: задал вопрос, а все молчат почему-то. Надо это все уметь делать. Видимо, этого таланта у него не было. А потом Вы застали и смену Филарета (Вахромеева) на архиепископа Владимира (Сабодана)? Да. Он не хуже Вахромеева был. Конечно, у каждого владыки есть свои любимцы, без этого никак нельзя. Он достаточно добросовестно свой пост занимал. Объективно рассматривал студентов, если кто-то нарушал, он не доверял помощнику или кому-то, а сам проводил беседу. Это мне нравилось в нем. При нем я начал преподавать и был помощником инспектора. И как-то ближе стал к нему. В 1981 году была возможность посетить Афон, он взял из Московской академии меня, молодого преподавателя. Был еще переводчик при ректоре Борис Александрович Нелюбов. Ездили мы на Афон. Конечно, для меня это было великое счастье. Знаете, за что? Я организовал богослужение на Трех Святителей на греческом языке. Владыка хотел, чтобы все богослужение – и литургия, и всенощная – служились на греческом языке, что и сделали. Как можно организовать чтение или пение на греческом? Не будешь же передавать русскими словами, русскими буквами греческий текст. А он посоветовал: «А вот что сделай: если канон читать, то сколько там тропарей, по тропарю раздай на человека, и пусть учат». Канон читали где-то 24 человека.

http://bogoslov.ru/article/6177551

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010