Месецослов Асемановог и cmapje зидно сликарство у Makeдohuj//ЗЛУ. 1985. 21. С. 13-27; Гавлик Л. Представления о родственности слав. народов в древней Моравии и Чехии//ССл. 1969. 3. С. 27-40; Райков Б. Два новооткрити преписа от службата на Кирил Философ и няколко бележки върху нейния състав//Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. София, 1969. С. 203-218; он же. Светото Кирило-Методиево дело в отец Паисиевата история//Междунар. симпозиум 1100 год. от блажената кончина на св. Методий. София, 1989. Т. 1. С. 257-261; он же. Старата слав. служба на Константин философ//Слав. филология. София, 1993. Т. 21. С. 5-13; Филарет (Вахромеев), еп. Церковно-служебное почитание св. братьев Кирилла и Мефодия в России//ЖМП. 1969. 6. С. 51-52; 7. С. 41-46; М. Одраз култа и Memoдuja у бaлkahckoj уметности//Симпозиум 1100-годишнина од смртта на Кирил Солунски. Ckonje, 1970. Т. 1. С. 123-130; Пандурски В., Босилков С. Кирил и Методий в Рим. София, 1970; Dvornik F. Byzantine Missions among the Slavs: SS. Constantine-Cyril and Methodius. New Brunswick, 1970; Vlasto A. P. The Entry of the Slavs into Christendom: An Introd. to the Medieval History of the Slavs. Camb., 1970; Иванова К. Някои моменти на бълг.-визант. лит. връзки през XIV в.: Исихазмът и неговото проникване в България//Старобълг. лит-ра. София, 1971. 1. С. 209-242; она же. Житийно-панегиричното наследство на Търновската книжовна школа//Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2. С. 193-214; она же. Новоизводните Търновски сборници и въпросът за ролята на патриарх Евтимий в техния превод//Старобълг. лит-ра. 1991. Т. 25/26. С. 124-134; она же. Успение Методиево//Palaeobulgarica. София, 1999. Т. 23. 4. С. 7-24; она же. Успение Методиево//КМЕ. 2003. Т. 4. С. 231-233; Константин-Кирил Философ: Докл. от симп., посветен на 1100-година от смъртта му. София, 1971; Дуйчев И. Връзки между чехи, словаци и българи приз Средновековието// Он же. Бълг. средновековие. София, 1972. С. 322-373; он же. Климент Охридски и неговото дело в научн. книжнина: Критико-библиографски преглед// Он же.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

К зрителю с экрана обращается владыка Филарет (Вахромеев), митрополит Минский и Белорусский: «Как относиться к войне? Как ее оценивать? Это Промысл Божий. Мы судить о нем не можем. Всякое испытание дается, посылается для духовного и нравственного совершенствования. Поэтому и это испытание, безусловно, было таким поучительным явлением». Время вспомнить «…22 июня 1941 года тогдашний глава Русской Православной Церкви митрополит Сергий (Страгородский) обращается с посланием к верующим и благословляет их на защиту священных границ Родины: “Господь нам дарует победу!”. Иосиф Сталин лично обращается к стране 3 июля. В качестве одного из приветствий он выбирает церковнославянское обращение “братья и сестры”… Красная армия в это время терпит одно поражение за другим. Солдаты Вермахта мерят захваченные территории сотнями, даже тысячами километров…» Такое стремительное, молниеносное (Blitzkrieg) продвижение немецких войск было причиной нескольких случаев, когда эшелоны с невооруженными новобранцами, прибывшие в пункт назначения, попадали, так сказать, «тепленькими» в руки неприятеля. Поскольку этот пункт назначения к моменту прибытия поезда находился уже за линией фронта, пассажиры этих злополучных поездов поголовно уничтожались эсэсовцами. По радио и в газетах об этом позоре не сообщалось, и было известно лишь органам НКВД. Нацисты действительно поголовно уничтожали этих несчастных, видимо, недоумевая, в какую графу следует вносить внеплановых пленников, попавших им в руки не в ходе сражения, а столь удивительным, непредвиденным и нелогичным способом… «Надежная соломинка» Вот рассказ одного чудом уцелевшего очевидца. «Всех выгрузили из вагонов и построили в колонну. Потом отделили от колонны небольшую партию и заставили копать яму. Когда работа была закончена, землекопов построили на краю ямы и расстреляли из автоматов. После этого остальных тоже стали планомерно, партиями подводить к яме и уничтожать. Я увидел, что от людей ждать помощи было нельзя. Можно было ждать помощи только от Бога

http://pravoslavie.ru/146152.html

Кстати, следует отметить, что он много-много лет служил с белым крестом, не имея наград. И только когда прибывший в Белоруссию митрополит Филарет (Вахромеев) узнал об этом – сразу наградил его крестом с украшениями. II. Московская духовная академия Это сказ особый, так как он ближе к нашему времени. Слава Богу, есть ещё в живых немало свидетелей, которые могут дополнить любую мою строку, а при нужде и исправить. За всё буду только благодарить. В сопоставлении с Минской Духовной Семинарией Московская Духовная Академия предстала, хотя и в хорошем, но несколько ином виде: там скромность – здесь торжественность, там простота – здесь величественность, там обыденность – здесь парадность, там деревня – здесь центр... Правда, при всём блеске была и здесь теплота, но какая-то иная... 1. Подготовка к вступительным экзаменам Серьезно готовиться к поступлению в Духовную Академию начали мы (мы – значит мои одноклассники и я) с третьего класса Семинарии. Всем подававшим надежды на продолжение учёбы давались и дополнительные задания. Более других преподавателей отличался в «заданиях» сам отец Ректор архимандрит Митрофан, занимавший кафедру Священного Писания Нового Завета. Он требовал от нас не только уверенного знания содержания священных новозаветных книг, но и правильного понимания, и цитирования наизусть целых зачал и глав. Из них труднее всего было запомнить всю Прощальную беседу Христа Спасителя со Своими Учениками – начиная со слов: «Ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися в Нем...» и кончая Первосвященнической Молитвой ( Ин.13:31–17 ). Мало отставал от архим. Митрофана и преподаватель по Священному Писанию Ветхого Завета, требуя заучивания наизусть ряда псалмов и глав из пророческих книг, напр., ( Ис.53 ) (Как оказалось, на экзаменах не потребовалось цитирование наизусть целых глав). Более того, хотя все готовившиеся к поступлению в Духовную Академию окончили Семинарию почти с отличием, всех в обязательном порядке оставили на лето при Семинарии, чтобы ещё и ещё раз повторили изученное и углубили свои богословские знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В 1990-1995 гг. — депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.  В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики. 16 июля 1990 г. назначен председателем комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С января по декабрь 1991 г. — народный депутат СССР. С 18 февраля 1992 г. — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Успенской Жировицкой обители. 28 декабря 1993 г. назначен председателем Синодальной богословской комиссии, образованной из Комиссии по вопросам христианского единства. С 3 февраля 1994 г. — священноархимандрит Благовещенского Ляденского монастыря. С 28 декабря 1996 г. по 17 июля 1997 г. являлся временно управляющим Полоцкой епархией, с 28 февраля по 4 июля 2002 г. являлся временно управляющим Могилевской епархией. С 27 июля 2009 г. — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 21 марта 2010 г. награжден правом преднесения креста за богослужением в пределах Белорусского экзархата. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал 100) освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии на основании собственного прошения. Синод постановил выразить глубокую благодарность митрополиту Филарету за многолетнее и бессменное председательство Синодальной комиссией, «благодаря которому развилась на высоком уровне внутрицерковная и международная богословская дискуссия, организовался серьезный диалог между церковным научным миром и миром светской науки, получали свое решение богословские вопросы, направляемые в комиссию Священноначалием». Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал 125) почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Синод назначил Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

http://radonezh.ru/2021/01/12/otoshel-ko...

Как отметил митрополит Филарет (Вахромеев), «Добровольное движение стало для мирян формой осознания своего места и своего значения в мистическом теле Церкви. Для поддержания и развития их деятельности в Белорусском Экзархате создан Союз сестричеств, благодаря которому во многом стихийное движение обрело форму и статус системно организованного и научно скоординированного процесса». Данный статус позволял иметь юридический адрес, счёт в банке, нанимать работников, а также сотрудничать с зарубежными организациями. По словам Елены Зенкевич, «Деятельность Союза сестричеств осуществлялась на добровольной основе, акцент делался не на количестве, а на качестве работы, и тесное сотрудничество осуществлялось с теми сестричествами, которые обращались за консультациями, принимали участие в общих проектах и т.п. Поэтому сведения о количестве довольно приблизительные». Аппарат Уполномоченного отказался предоставить список этих братств и сестричеств, поэтому нет возможности указать их территориальное происхождение. Сведения за 2008 год. К сожалению, автору не удалось получить в Экзархате более свежие данные о братствах. Сама Жанна Воронис отмечает также большой вклад протоиерея Алексия Глинского, духовника сестричества. Лидский детдом был расформирован в 2015 году. По словам Жанны Воронис, сейчас сёстры помогают детскому социальному приюту в Лиде. Ранее школа Духовник сестричества. На данный момент мне не удалось получить уточняющей информации, несмотря на сделанные запросы. Аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей отказывается предоставлять имеющиеся в его распоряжении сведения. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/6165122

4 Половинкин С. М. Иерархический персонализм Н. О. Лосского. Часть II.//Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2006. 15. С. 99–129, здесь: с. 129. 5 См.: Котиранта М. Владимир Лосский (1903–1958). Доклад на VI Сретенских чтениях, 19.02.2012. Хельсинки (Финляндия). URL: обращения 15.03.2023). 10 Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.: Издательская группа Прогресс, VIA, 1992. С. 180. 11 Лосский Н. О. Мир как органическое целое. М.: Издательство Г. А. Земана и С. И. Сахарова, 1917. С. 23. 12 Лосский Н. О. Идеал-реализм//Он же. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Сост. А. П. Поляков; Подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1995. С. 310. 17 Цит. по: Старченко Н. Н. Субстанциальный деятель//Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. М., 2014. С. 619–620. 18 Половинкин С. М. Лосский Николай Онуфриевич//Православная энциклопедия. М.: Издательство Православная энциклопедия, 2016. Т. 41. С. 507–516, здесь: с. 510–511. 19 Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1953. С. 220. 22 Лосский В. Н. Искупление и обожение//Он же. Богословие и Боговидение. С. 273–288, здесь: с. 283–284. 26 Лосский Н. О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей//Он же. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. С. 284. 28 Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты: Основы эстетики. М.: Прогресс–Традиция, 1998. С. 210. 33 «Мне представляется, что в современном православном богословии речь постоянно заходит о чем-то другом: некая “личность” здесь непонятным и потому удивительным для меня образом вторгается в самое существо основных догматических положений Православия», Шичалин Ю. А. О понятии «Личности» применительно к Триединому Богу и Богочеловеку Иисусу Христу в православном догматическом богословии//Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия, 2009. Вып. 1 (25). С. 47–72, здесь: с. 47. См.: Филарет (Вахромеев), митр. Владимир Лосский – богослов от Бога//Журнал Московской Патриархии. 2003. 12. C. 51–57, здесь: с. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

«Пасха долгожданной победы». Интервью митрополита Минского и Слуцкого Филарета газете «НГ—Религии». 18 мая 2005 г. 12:29 «НГ—Религии», (161), 18 мая 2005 г. Марк Смирнов. Митрополит Филарет (Вахромеев) , Патриарший Экзарх всея Беларуси — один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, постоянный член Синода и председатель Синодальной Богословской комиссии. В интервью ответственному редактору «НГ-религий» митрополит поделился своими воспоминаниями о тяжелых днях войны, дал свою оценку тому периоду нашей истории, который мы называем «перестройкой», и рассказал о том, как развивается сейчас межправославный и межхристианский диалог. — Ваше Высокопреосвященство, каждая семья в России и Белоруссии помнит о Великой Отечественной войне. Как сохранились в вашей памяти эти годы испытаний для нашей страны и Русской Православной Церкви? Чем запомнились вам дни 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года? — К началу войны мне исполнилось всего шесть лет, и я не без труда вспоминаю свои личные ощущения; во многом они переплетаются с рассказами родителей. Помню наши сборы на летний отдых — отец получил очередной отпуск как раз накануне войны. У нас даже сохранилась справка из училища Московской консерватории: «…разрешается очередной отпуск с 21 июня по 15 августа». Родители собирались провести отпуск в своем любимом Кореневе Клепиковского района Рязанской области, что возле села Тумы. Но при этом они замечали много симптомов, которые заставляли их, как и всех внимательных людей, быть начеку. Всю весну 1941 года проводились учебные светомаскировки, газетные сообщения были очень разноречивы, Германия к тому времени уже оккупировала Польшу, к апрелю английский Ковентри был разбомблен, англичане сами стали совершать налеты на Берлин… В воскресенье 22 июня отец взял меня с собой в магазин на Добрынинскую площадь, чтобы исполнить мое давнишнее желание — купить мне большой мяч. Здесь, на площади, мы и услышали выступление Молотова с сообщением о том, что немецкие войска нарушили нашу западную границу и бомбят многие населенные пункты.

http://patriarchia.ru/db/text/98571.html

«Шкурка» необходима и в тех случаях, когда человек отказывается дать подписку о сотрудничестве с КГБ. «Бывают трудные случаи, – жаловались комитетчики. – Поговорили, хорошо поговорили, источник даёт агентурную информацию. В конце говоришь ему: надо дать подписку. Он отказывается. Разъясняешь: «Подписка необходима, чтобы не было разглашения факта сотрудничества». Он ни в какую. Тогда просишь: «Коротко запишите мне фамилии, факты, чтобы нам не ошибиться, никого зря не наказать». Это часто срабатывает. Агентурного сообщения вполне достаточно, чтобы завести на агента карточку. Подписка затем последует». Или не последует. В последние годы она стала необязательной. Обходились и без подписки. Нередко и устных бесед с комитетчиками было достаточно, чтобы в оперативные архивы КГБ легла ещё одна карточка агента. Это к тому, что, идя на самые, казалось бы, безобидные отношения с чекистом (дескать, дам им информацию общего свойства), надо отчётливо сознавать, что за этим может последовать 442 . Осенью 1983 г. «органам» не удалось моими руками исключить из академии трёх неугодных им студентов. Вскоре мне это «аукнулось», и выезд на зарубежные конференции был перекрыт. На моё имя из-за рубежа по-прежнему приходили приглашения принять участие в богословских конференциях, выступить с докладом и т. п. Но беспокоить руководство ОВЦС уже не было смысла – всё равно власти выездную визу не дадут. И как отвечать на письма? Чем мотивировать отказ? Будучи в Москве, зашёл в ОВЦС. Тогдашний председатель Отдела – митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) – по-отечески заключил меня в объятья и воскликнул: «Что они там, в Питере,– с ума посходили?». ... А тем временем «рыжий» «набирал очки», и хозяева продвигали своего фаворита в «номенклатурную обойму». С «кумом», который курировал академию, они были полными тёзками. «ФИО» «кума» большим секретом не были: в качестве наблюдателя он участвовал в миротворческих конференциях, и его «закрытые» данные открыто фигурировали в списках участников форумов. Но в академии он был «фигурой умолчания», и те, кто были у него «на контакте», держали язык за зубами.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С 1982 года председателем Отдела на неполные девять лет стал  митрополит Филарет (Вахромеев) . На период его председательства пришлось время подготовки Русской Православной Церкви к празднованию 1000-летия Крещения Руси и само это торжество. Отдел под руководством митрополита Филарета внес исключительный по объему, сложности и важности вклад в общецерковный процесс, связанный с празднованием в июне 1988 года юбилея этого значимого для русского народа и всей Православной Церкви события. Празднование приобрело широкий общественный характер и явилось сильнейшим импульсом к восстановлению должного места Русской Православной Церкви в жизни страны, к постепенному возрождению вековых традиций ее служения. В 1990 году Отдел возглавил архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, вскоре возведенный в сан митрополита. Он является ровесником Отдела, и Промыслом Божиим ему было предначертано связать свою жизнь с этим старейшим синодальным подразделением. Его участие во внешней церковной деятельности началось при митрополите Никодиме, когда он был включен в состав делегации Русской Церкви на IV Генеральной ассамблее ВСЦ в Уппсале (Швеция) в 1968 году. Без малого двадцать лет он возглавлял Отдел. В этот период произошли качественные изменения в его структуре и деятельности. На принципиально новый уровень вышел диалог с государственной властью, была достигнута оптимизация церковно-государственных отношений, расширилось и упрочилось сотрудничество с общественными, научными, политическими и культурными организациями. На базе подготовленных кадров Священный Синод Русской Православной Церкви образовал новые отделы:  религиозного образования и катехизации ,  по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями ,  по работе с молодежью ,  по социальному служению  и другие. На базе библиотечного фонда Отдела была создана  Синодальная библиотека Русской Православной Церкви . Спектр обязательств Отдела был крайне широк, и потому образование новых синодальных учреждений, комиссий и иных церковных организаций, а также передача им зон ответственности за деятельность на этих направлениях позволяли Отделу вести работу в других сферах взаимодействия с внешним миром, которые были еще не освоены.

http://patriarchia.ru/db/text/5854199.ht...

Что касается проблем церковного строительства, то мы стоим в начале его нового этапа. Все те формы жизнедеятельности Церкви, которые на сегодняшний день восстановлены или вновь учреждены, - я имею в виду храмы и монастыри, Духовные Школы и службы милосердия, братства и диаконические учреждения, - все они должны быть наполнены глубоким христианским содержанием. Пришло время углубленного личного размышления каждого члена Церкви о миссии христианина в семье и в обществе; наступил этап глубокого и систематического изучения богословия и истории Церкви уже не на основе массовых популярных брошюр, но на твёрдом научно­богословском основании. Энтузиазму внешнего церковного строительства должна сопутствовать более высокая личная ответственность за соблюдение и исполнение евангельских заповедей. Официальная статистика утверждает, что из года в год растёт общая религиозность белорусов. Этот факт, несомненно, не может не радовать главу Православной Церкви. Какие другие тенденции в нашем обществе вызывают у Вас чувство удовлетворения? Что тревожит? - Радость по поводу возрастающей религиозности общества должна быть, на мой взгляд, весьма осторожной. Согласитесь, что ещё совсем недавно общество испытывало большую тревогу в связи с тем, что образовавшийся в начале 90-х годов духовный вакуум стал заполняться псевдорелигиозными веяниями, а всевозможные секты, «паранормальные» школы, оккультные кружки и весьма сомнительные целители и проповедники почти пленили массовое общественное сознание. Порою казалось, что сотни и тысячи наших соотечественников вовлечены в некий глобальный сеанс психотерапии с непредсказуемо ужасными последствиями. Проблема психического здоровья нации оказалась в числе самых серьёзных. Давайте же вспомним, что в наибольшей степени послужило рассеянию этих «сумерек разума». Во-первых, традиционные религиозные, исторические и культурные ценности белорусского народа стали подниматься из-под спуда ценою больших усилий Церкви, государства и здравомыслящих людей в научной, творческой и гуманитарной сферах жизни общества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010