Архив Пн Представители Белорусского экзархата приняли участие в состоявшемся в Минске межрелигиозном семинаре « " Открытые проблемы " этики в душепастырской работе» 26 октября 2021 г. 13:44 25 октября 2021 года в Международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау в Минске в рамках цикла образовательных мероприятий «Душепастырская работа и духовное свидетельство в XXI веке» состоялся межрелигиозный семинар на тему « " Открытые проблемы " этики в душепастырской работе». Семинар прошел при организационной поддержке Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла», религиозных общин и организаций. Мероприятие было организовано с целью обмена опытом религиозных сообществ на основе традиционных духовно-нравственных ценностей с учетом новейших тенденций в решении так называемых открытых проблем этики. В ходе дискуссий и во взаимодействии в рабочих группах участники поделились примерами своего разнообразного духовного опыта, рассмотрели возможность наилучшего разрешения трудных этико-нравственных дилемм в повседневной жизни современного верующего через призму личной ответственности и осмысления таких феноменов, как покаяние, прощение, примирение. Программа семинара включала обсуждения докладов, дискуссии, мастер-классы, работу в группах. Со стороны  Белорусской Православной Церкви  на семинаре выступили: протоиерей Сергий Гордун, первый проректор  Института теологии БГУ , кандидат богословия, с докладом «Душепастырская работа в контексте вызовов современности»; священник Святослав Рогальский, председатель правления Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла», кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии БГУ, с докладом «Вклад  митрополита Филарета (Вахромеева)  в межконфессиональный и межрелигиозный диалог в Беларуси. Начало и продолжение сегодня»; протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия, доцент  Минской духовной академии , клирик Всехсвятского прихода г. Минска, с докладом «Христианский ответ на так называемые " открытые проблемы " экологической этики».

http://patriarchia.ru/db/text/5856044.ht...

Было оглашено приветствие председателя президиума Национальной академии наук Беларуси В.Г. Гусакова, в котором была дана оценка перспективам межрелигиозного диалога в стране и его вкладу в развитие государства. Был особо подчеркнут вклад приснопамятного первого Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) в формирование здоровой общественной и религиозной обстановки в этой стране. Ксендз Франтишак Рудь передал собравшимся приветствие митрополита Минского-Могилевского Католической Церкви Иосифа Станевского и указал на важную роль духовного фактора в общественной жизни, который ныне приобрел особую актуальность. Главный раввин объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси Григорий Абрамович в своем приветствии оценил многовековой опыт межконфессиональных и межрелигиозных отношений на территории страны и представил оценку его значимости и перспектив. Преподаватель  Минской духовной семинарии  архимандрит Никодим (Генералов) огласил приветствие ректора семинарии протоиерея Виктора Василевича, указавшего на необходимость сохранения мира между людьми, к чему христиане призваны Богом через Священное Писание. Пленарная часть конференции открылась докладом заместителя директора по научной работе Института Европы РАН Р.Н. Лункина на тему роли религии и духовных ценностей в современном многополярном мире и диалоге цивилизаций. Далее с докладом о месте белорусского Православия в контексте современных вызовов и трансформаций выступил проректор по научной работе Минских духовных школ А.В. Слесарев. Докладчик представил подробный анализ попыток вмешательства Константинопольского Патриархата в дела Русской Православной Церкви на территориях современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы в XX-XXI вв. и поддержку религиозного сепаратизма в первой половине XX века в соответствии с польской концепцией формирования т.н. Интермариума как «санитарной» зоны между Балтийским и Черным морями для отделения России от Западной Европы. Кроме того, было представлено осмысление попыток Константинопольского Патриархата по созданию церковных структур белорусских эмигрантов в США в XX столетии.

http://patriarchia.ru/db/text/6119414.ht...

Закрыть Славяне мы! Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий молятся и дышат рядом с нами Сергей Котькало   14:32 25.05.2023 482 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, – Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Как точны и созвучны нашему времени слова Федора Ивановича Тютчева в его обращении к «Славянам», подумалось мне, когда возлагал цветы к памятнику просветителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, где уже стояли корзины с цветами и венки от болгар и сербов, белорусов и словенцев, чехов и даже поляков… Лица у всех собравших сияли пасхальной радостью. На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской азбуки и письменности. По завершению молебна всем миром пропели «Вечную память» тем, кто стоял у истоков возвращения праздника в ХХ веке, приснопоминаемым Патриархам Московским и всея Руси Пимену и Алексию II, митрополитам Питириму (Нечаеву), Владимиру (Сабодану) и Филарету (Вахромееву), архимандритам Иннокентию (Просвирнину и Кириллу (Павлову), писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, Дмитрию Балашову и Валерию Ганичеву, Юрию Бондареву и Леониду Леонову, Петру Проскурину и Сергею Семанову, Анатолию Софронову и Владимиру Фирсову, Василию Белову и Валентину Распутину, Эдуарду (в крещении Иадору) Володину и Сергею Лыкошину, Юрию Юшкину и Борису Олейнику, Дмитрию Жукову и Анатолию Никонову, скульптору Вячеславу Клыкову, художникам Сергею Харламову, Юрию Селивёрстову, Илье Глазунову, Валентину Сидорову, академикам Никите Толстому и Борису Рыбакову, Олегу Трубачеву и Борису Раушенбаху, Игорю Шафаревичу и Федоту Филину, Николаю Скатову и Владимиру Волкову, композиторам Вячеславу Овчинникову, Георгию Свиридову и Валерию Гаврилину, архитекторам Петру Барановскому, Михаилу Кудрявцеву и Геннадию Мокееву, ученым Лидии Жуковской, Марине Громыко, Ксении Мяло, Петру Палиевскому, Вадиму Кожинову и всем, кто положил свою жизнь служению славянского братства…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/sl...

- Вы говорите, что РПЦ полностью обеспечивала себя, но ведь празднование 1000-летия крещения Руси не обошлось без поддержки государства? - Да, мы им помогли. Но как? Государство обеспечило площадку для проведения торжеств, охрану, предоставили льготные условия передвижения для гостей, гостиницы. Конечно, здесь без государства они просто не могли бы ничего сделать. Это был общенародный праздник. Но Церкви напрямую денег не давали. Большой банкет в «Праге» они организовали за свои деньги, оплачивали гостиницы. Концерт в Большом театре - да, организовало Министерство культуры. Но это было государственное мероприятие, там присутствовала супруга Горбачева - Раиса Максимовна. - Почему именно она? - Когда Совет разрабатывал план празднований, предполагалось начать праздник с крестного хода, который должен был начаться в Кремле, у Патриарших палат. Не прошло. Большинство, в том числе и иерархи Церкви, - за то, чтобы центром празднований стало торжественное заседание. В спокойном советском стиле. Было принято решение провести заседание в Большом театре. Планировалось присутствие генерального секретаря ЦК КПСС. Отвергли с порога. От правительства присутствовал Николай Талызин - первый запред правительства. В последний момент сенсация: будет Раиса Максимовна Горбачева. Я отправился к Яковлеву посоветоваться: с кем рядом ее сажать? Накануне торжественного дня мы весь день согласовывали этот вопрос и никак не могли согласовать. Я звонил Яковлеву, он с кем-то советовался наверху. В конце концов он мне сказал: подбери в первом ряду президиума самого видного епископа, чтобы ей как женщине было приятно. Самым импозантным оказался Минский митрополит Филарет (Вахромеев). Вообще вопрос рассадки гостей был важен. Куда сажать католиков, которых на дух не переносила советская власть? Куда - иудеев, чтобы не обидеть? Ведь от них во многом зависела помощь в контактах с американской стороной. Конечно, все косили глаза на Раису Максимовну. Присутствие первой леди государства придало торжествам особый колорит. Раньше я не встречался с Раисой Максимовной. Но всегда с большим уважением относился к ее представительской деятельности. Чем-то она была сродни Маргарет Тэтчер, с которой мне посчастливилось провести несколько незабываемых часов один на один. Я сопровождал ее в Сергиеву лавру накануне 1000-летия крещения Руси. Они обе были образцом женской привлекательности и царственно-державного поведения на публике.

http://ruskline.ru/opp/2015/6/5/predseda...

Может быть, со временем, удастся все это обобщить, представить на суд читателей и современников. Пока же у нас в душах и в сердцах звучат напевы Лаврского хора, которым руководил отец Матфей. Эти звуки незабвенны, они присущи именно этому хору, несмотря на то, что коллектив певцов постоянно обновлялся. Ведь, если вдуматься: кто были певцы хора отца Матфея? Семинаристы, продолжающие свое обучение в академии и семинарии, девушки из регентской школы, будущие матушки, священники и насельники Лавры, некоторые мирские (как мой отец, который пропел у отца Матфея почти четверть века). Все это, разумеется, не профессиональные музыканты, но великий Регент делал с ними настоящие чудеса. Отец рассказывал о первой записи Лаврского хора в Большом зале Московской консерватории. Хор записывали по ночам, и вот, когда они выстроились на сцене, послушать «этих монахов из Лавры» пришли даже уборщицы и рабочие!.. Он говорил, что и звукорежиссеры, и операторы были просто поражены (это были восьмидесятые годы!), что в Церкви возможно ТАКОЕ пение. Сейчас, когда слушаешь эти записи (70-80-е годы) отца Матфея, ты поражаешься, что в Церкви была ТАКАЯ молитва! И вновь Николай Григорьевич Денисов: «В хоре отца Матфея пели люди, которые день и ночь молились, они выполняли это как долг, как миссию. Они во время записи хотели запечатлеть это не для того, чтобы получить впоследствии большие гонорары, не для того, чтобы съездить на гастроли, а чтобы в будущем их потомки услышали, как они молились и как они вспоминали своих предков…» Завершая эту небольшую статью, хочу привести слова одного из тех, кто первым откликнулся на скорбную весть о кончине архимандрита Матфея (Мормыля): по телефону 15 сентября я связался с высокопреосвященнейшим митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым), в прошлом бывшим ректором Московской духовной академии, хорошо знавшим отца Матфея: «Отец Матфей был счастливым человеком, он отдал жизнь церковному пению, научал нас молитве. Сейчас, верим, он «воушию своею» узнал, что такое – Ангельское пение».

http://radonezh.ru/analytics/tekst-i-muz...

— Отче, у нас есть вопросы от читателей, три вопроса мы отобрали. Первый вопрос такой: «Почему священники ничего не говорят народу о грядущей чипизации? Теперь есть такая тема — жидкая чипизация, о ней в открытую заявляют, чип-прививка и так далее. Что нам делать, православным верующим христианам, которые это делать не желают?» Такой к нам грозный вопрос про грядущую чипизацию пришел. — Очень много об этом говорят. На самом деле мы сейчас, наверное, не можем об этом говорить, потому что мы еще не слышали официального заявления. Потом все-таки на эту тему должно говорить священноначалие, мы все ждем…  Я вспоминаю, как решался вопрос с паспортами. Это были 2000-е годы, я был в академии Московской, сдавал экзамены и попал на общение, где присутствовали митрополит Филарет Вахромеев Белорусский, он возглавлял эту комиссию, туда входил старец Павел, архимандрит Кирилл, Осипов Алексей Ильич — наши корифеи церковные. Они давали нравственную оценку всему этому процессу, потому что очень много было разговоров в отношении принятия паспортов, очень многие люди просто выбрасывали паспорта, уходили куда-то, образовывались какие-то общины вне Церкви. Как раз в эти дни Святейший Патриарх Алексий II дал благословение разобраться с этим вопросом и вынести этот вопрос на обсуждение этой большой умной, здравой, мудрой духовной аудитории, и была дана оценка.  Сейчас мы, наверное, в том состоянии, когда священноначалие озвучит, наверное. Если будет что озвучивать, потому что одно дело, если есть какие-то программы, кто-то говорит какие-то слова, кто-то что-то знает, кто-то — не знает. Получается, что мы еще стоим на пороге чего-то, а будем о чем-то говорить. Мне кажется, вот так, хотя, может быть, я заблуждаюсь.  — Я помню, когда речь шла про все эти незримые печати антихриста, то одно из объяснений, которые лично для меня были очень убедительными, состояло в том, что если что-то происходит без нашего на то согласия, то оно не может быть печатью антихриста. Правильно ли я понимаю? — Мы отдаем нашу свободу… Мне кажется, если нечто такое будет происходить, то должно быть отречение и сочетание с тем, к чему мы не стремились — именно свободная воля. Потому что тогда смысл утрачивается этого нахождения рядом. Вот такой короткий ответ, но если удовлетворит. 

http://pravmir.ru/protoierej-daniil-aziz...

В качестве приложений к «М. е. в.» были изданы: «Священная история Ветхого Завета» свящ. Ф. Миткевича (1877), «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (9 вып. (1878-1879), «Краткий исторический очерк столетия Минской епархии» Рункевича (1893), «Списки лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Минской епархии» (1899-1907), «Подготовка к польскому мятежу в Минской губернии в 1861 г.» П. М. Мейера (1907-1908), «О природе человека» Немезия Эмесского в сокращенном переводе Д. В. Скрынченко (1909), «Понятие о дидактике» Вержболовича (1911), «О главенстве пап» прот. А. Юрашкевича (1911), «300 лет в православии: (Исторический очерк существования Минского Екатерининского собора)» прот. П. Афонского (1912), а также нравоучительные, полемические (в основном посвященные римскому католицизму) и краеведческие листки и брошюры, в т. ч. листки: «Проповеднический листок» (1906. 1-22; 1915 1-12), «Православные ответы» (1907. 1-4), «Листок для народа» (1912. 1-8), журналы, определения, акты съездов духовенства; уставы, отчеты и др. документы братств, попечительств. Издание журнала было возобновлено по инициативе митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) в 1989 г., в 1997-2015 гг. журнал издавался ежеквартально, в 2016 г. переименован в «Ведомости Минской митрополии» и начал выходить ежемесячно; является одним из первых возрожденных епархиальных изданий и единственным, выходящим непрерывно более 27 лет. Лит.: Пастернацкий И., свящ. Хронологический и сист. указ. статей, напечатанных в Минских ЕВ (1868-1897 гг.). Мн., 1899-1900. 2 ч.; Андреев. Христианская периодика. 391; Дубяга В. Систематический библиогр. указ. Минских ЕВ с 1901 по 1907 гг.: Дипл. раб. Жировичи, 2004. Маш.; Стреха М. Систематический библиогр. указ. Минских ЕВ с 1908 по 1920 гг.: Дипл. раб. Жировичи, 2004. Маш.; Чистяков П. А., свящ. Церковно-краевед. проблематика епархиальных ведомостей, изд. в Беларуси во 2-й пол. XIX - нач. XX ст.: Канд. дис. Жировичи, 2004; Шимолин В. И. У истоков белорус. печати: Епархиальные ведомости 2-й пол. XIX - нач. XX в. Мн., 2010; Римко О. Г. Епархиальные ведомости 1863-1920 гг. на территории Беларуси в отеч. историографии//Вестн. Полоцкого гос. ун-та. Сер. А: Гуманит. науки. 2011. 9. С. 76-81.

http://pravenc.ru/text/2563286.html

чиновников. С 1 янв. 1959 г. Слонимский горпищеторг прекратил продажу хлеба и др. продуктов семинарии. На желавших поступить в Минскую ДС власти оказывали давление и препятствовали поступлению, вслед. чего резко сократилось число абитуриентов. С кон. 50-х гг. широко практиковался призыв семинаристов в армию. После 1959 г. власти препятствовали приезду и прописке семинаристов в Жировицах, старались убрать из семинарии и Жировицкого мон-ря «неугодных» преподавателей и монахов. В 1961 г. прием на 1-й курс в Минскую ДС уже не производился. Во время весенних и летних каникул партийные орг-ции на местах усилили работу с учащимися семинарии и добились того, что многие не вернулись на учебу. К нач. 1961/62 уч. г. прибыли всего 25 чел. В 1963 г. состоялся последний, 15-й, выпуск семинарии - 5 чел. Хотя духовная школа объявила новый набор, он не состоялся - власти предприняли усилия, чтобы не допустить абитуриентов до экзаменов. 10 марта 1964 г. Учебный комитет при Синоде принял решение о ликвидации Минской ДС. Здание семинарии перешло к монахиням закрытых Полоцкого и Гродненского мон-рей, часть архива и б-ки передали в МДА. Инициатором нового возрождения минских духовных школ стал митр. Филарет (Вахромеев). Постановлением от 14 окт. 1988 г. Совет по делам религий разрешил возобновить деятельность Минской ДС. 11 апр. 1989 г. вышло постановление Синода РПЦ о возрождении духовной школы в Жировицах. Семинария расположилась на территории Успенского мон-ря в здании, в к-ром до 1839 г. находилось Жировицкое униат. уездное духовное училище, в 1839-1845 гг. размещалась Литовская ДС, затем до 1917 г. Жировицкое ДУ, в советское время Жировицкий сельхозтехникум. 23 июля 1989 г. Антиохийский патриарх Игнатий IV освятил семинарию, 15 сент. в ней начался учебный процесс. В 1990 г. при семинарии открылось заочное отделение. В 1991 г. семинария обрела статус высшего учебного заведения с 5-летним сроком обучения, в 1996 г. при ней открылась регентская школа (в 2003 преобразована в регентское уч-ще, с 2007 регентское отд-ние семинарии, в 2015 отд-ние переведено в состав Слонимского ДУ).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

урочиста VIII читань 26 листопада 2022 р. 15:45 25 ноября 2022 года в Национальной библиотеке Республики Беларусь состоялась торжественная церемония открытия VIII Белорусских Рождественских чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». В мероприятии приняли участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , архиереи и священнослужители, представители государственных органов власти, приглашенные гости. В атриуме библиотеки были представлены: фотовыставка «Связь времен: 1030 лет Православию на белорусских землях», выставки «Открытый диалог: международная и образовательная деятельность митрополита Филарета (Вахромеева) » и «Социально-просветительская деятельность Центра поддержки семьи, материнства и детства " Покрова " и Благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства " Покров " ». Церемония началась с молитвы, после чего состоялись процедуры подписания соглашений о сотрудничестве Белорусской Православной Церкви с Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также Белорусским обществом Красного Креста . Доброй традицией Рождественских чтений стало награждение участников конкурсов. В этот раз наградами были отмечены победители республиканского конкурса «Свет милосердия». Его задачей является поддержка и распространение передового опыта сотрудничества государственных учреждений социального обслуживания с организациями Церкви, в том числе в волонтерской деятельности. Организаторы конкурса — Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви, Министерство труда и социальной защиты РБ, комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома. Дипломы вручили митрополит Вениамин и заместитель министра труда и социальной защиты М.Б. Артеменко. Также Патриарший экзарх вручил награды победителям VIII республиканского конкурса «Библиотека — центр духовно-нравственного просвещения и воспитания», который был учрежден Белорусской Православной Церковью для совершенствования деятельности церковных и светских библиотек, активизации работы по воспитанию патриотизма и гражданственности детей и молодежи на основе православных традиций. Соорганизаторами конкурса выступают Министерство культуры РБ, Министерство образования РБ и Национальная библиотека Беларуси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5980907...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «На чудо надеются те, кому недостает веры», — сильные цитаты почетного Патриаршего экзарха Беларуси митрополита Филарета 4 мин., 13.01.2021 12 января 2021 года в возрасте 85 лет отошел ко Господу митрополит Филарет (Вахромеев). Многие люди называют его человеком-эпохой: будущий владыка родился в 1935 году, пережил войну, а свое служение в Церкви начал сразу после школы, став иподиаконом патриарха Алексия I (Симанского). За свою долгую жизнь он сменил много послушаний: был ректором Московских Духовных школ, председателем отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), Патриаршим экзархом Западной Европы, а в 2009 году был одним из трех кандидатов на патриарший престол.  Отдельная и важная часть жизни владыки — управление Белорусской Церковью. С 1992 по 2013 год он был митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси. При нем были восстановлены все исторические епархии, возобновили деятельность монастыри, а также духовные школы, которым митрополит особо уделял внимание. «Фома» публикует подборку его цитат и высказываний о себе и Церкви.     ... В воскресенье 22 июня (1941 года) отец взял меня с собой в магазин на Добрынинскую площадь, чтобы исполнить моё давнишнее желание — купить мне большой мяч. Здесь, на площади, мы и услышали выступление Молотова с сообщением о том, что немецкие войска нарушили нашу западную границу и бомбят многие населённые пункты. Вместо мяча я получил маленький заплечный мешок, в который мама собрала самое необходимое для тех случаев, когда объявляли воздушную тревогу. В школе сидел за одной партой с Алёшей Ушаковым, с которым только мы вдвоём из всего класса носили на груди кресты. Мы их не снимали никогда, и все, в том числе и педагоги, знали, что мы — «верующие учащиеся». По этому поводу, правда, у нас не возникало никаких проблем… С большим драматизмом мое решение стать монахом восприняла мама — не смогла удержаться от слёз: «А я-то думала, что понянчу твоих деток», — и так далее… Но такие настроения, естественные материнские переживания, со временем сменились радостью. Однако, присутствуя на постриге, она горько плакала, — сердце её материнское чувствовало: не всё будет гладко и радостно, ещё предстоят скорби в нашей жизни, в жизни её сына… А отец принял эту новость, как и прежде, спокойно.

http://foma.ru/na-chudo-nadejutsja-te-ko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010