Кого еще можете вспомнить из преподавателей 60-х годов? Дмитрий Петрович Огицкий, отец Иоанн Козлов, я его больше всего запомнил по проповеди. Он был миссионером, преподавал сектоведение. Сектоведение, надо признать, не очень красивая тема, в этой грязи копаться. Он нам много разных примеров приводил. Он где-то в в Карелии миссионерствовал и всякие чудачества их рассказывал – как они изображали Божию Матерь и Духа Святого. К человеку, который изображает Духа Святого, можно было приходить на прием: пока посетитель ждет, обустраивается кресло с лампочками, как от елки. И тут разрешается входить просителю. Нажимают кнопку, зажигается сияние, и он в сиянии сидит. Спецэффект духовный. Чувствуете? Таких примеров немало… А проповеди он говорил действительно замечательные. Правда, не всегда качественные. Но однажды он говорил час, если не больше, время мы не чувствовали. Как на одном дыхании он сказал эту проповедь. Мы были где-то в другом мире, на седьмом небе. Это впечатление не только мое. Умение владеть словом у старых людей – это удивительно, насколько талантливые были. А мы сейчас косноязычные. Хотел такой пример привести. В свое время какой-то артист говорил: «Когда мы пришли в театр, то для нас Комиссаржевская, Аквин – это аристократы. Они недосягаемы были, а мы – разночинцы. А сейчас приходят пэтэушники…» Нечто подобное и сейчас у нас. Были аристократы, разночинцы, а сейчас пэтэушники... Может быть, еще будет золотая страница? Может быть. Но для этого нужна соответствующая культура. Вы же застали ещё отца Константина Ружицкого в качестве ректора? Да, застал. А потом как раз смена – пришел Филарет (Денисенко). Было такое, да. Интересно, что-то предвещало такой поворот его судьбы тогда? У меня самые приятные впечатления от него были. Дело в том, что два Филарета были в это время: Филарет (Денисенко), будущий митрополит Киевский, и Филарет (Вахромеев) – Минский. Минский был инспектором, по воспитательной работе. Они любили вдвоем уезжать на машине в поле в Переславль-Залесский, где-то останавливаться, свободно раздеваться, загорать, в шахматы поиграть. И брали двух студентов. И один раз мне удалось побыть в этой компании, а второй был владыка Вениамин (Пушкарь), он тогда еще Борей был. Смотрим, чтобы как-то прийти в себя, немножечко развеяться, кувырок сделал. Для нас он архиепископ – и вдруг кувыркается. Что это такое?! Доступный был человек, принимал просителей. Я был у него однажды на приеме, разрешение получил того, чего просил. И впечатление такое осталось – доступный и вполне современный человек, нет ничего напускного. Хотя церковная дисциплина накладывает отпечаток, потому что даже в расстриге каком-нибудь все равно виден священник. Эта атмосфера, в которой мы живем, – она дает знать о себе. А здесь именно такой коллектив сложился.

http://bogoslov.ru/article/6177551

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Патриарший экзарх всея Белоруссии призвал запретить в стране деятельность международных организаций, занимающихся «половым образованием» 29.05.2007 Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) призвал запретить в Белоруссии реализацию международных проектов по планированию семьи . " Белорусское государство должно отказаться от сомнительных международных проектов по планированию семьи " , - заявил Митрополит Филарет во вторник в Минске на заседании круглого стола " Нравственные аспекты демографической безопасности в Белоруссии " . По его словам, " тяжелая демографическая ситуация в Белоруссии - это результат деятельности специальных институтов и многочисленных представителей, которые незаметно изменили ценностные ориентиры молодежи " . " Среди таких организаций следует назвать Международную федерацию планирования семьи. Эта одиозная структура, возникшая в начале XX века, получила особое развитие и распространение в тридцатые годы минувшего века благодаря поддержке руководства " Третьего рейха " , - сказал Митрополит Филарет. " Тем не менее в нашей стране, как и в других постсоветских государствах, эта структура глубоко пустила свои корни. Деятельность подобных организаций в Белоруссии должна быть прекращена " , - подчеркнул Первоиерарх Белорусской Православной Церкви. Митрополит Филарет также считает, что " общество должно отвергнуть направленное против деторождения так называемое «половое образование», которое рассматривает ребенка как угрозу " . По его словам, " это искаженное образование распространяется теми же международными структурами, которые стремятся навязать ложный образ жизни, вызывая у молодых людей и детей страх перед угрозой перенаселения " . ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 29.05.2007 00:00:00 Новости 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ

http://drevo-info.ru/news/3053.html

Приходилось иногда злоупотреблять терпением и выключать все электрические пробки. Представьте, свет погас, и я спокойненько ушла спать. Владыка не трогает. Вот я бы точно позвонила или постучала: «Ну-ка немедленно вызывай мастера!» Утром открываю дверь, чтобы его разбудить, и чувствую — пахнет свечами. Он сидел, работал и не сделал мне ни единого замечания. Вот это любовь, вот это милосердие… Однажды снова смотрю — он еле живой. На этот раз я и свечи все спрятала, даже украшающие. Владыка потерпел полчасика, а потом не выдержал: «Немедленно включай свет. Немедленно». Что оставалось делать? У него не было никаких отпусков или выходных, для него отпуск — это послушание в церкви. Единственное, по требованию Патриарха Пимена и врачей он на десять дней уезжал лечиться в больницу. Первые полтора-два дня отсыпался, потому что было полное переутомление, а потом снова принимался за работу. Чем человек более воспитан, тем он более скромный. В жизни владыка был очень простым, хотя происходил из настоящего дворянского рода, этот титул Вахромеевым пожаловал император.  Он родился в 1935 году в Москве, в его послевоенном детстве самой любимой игрой был футбол: но гоняли не мяч, а консервную банку. Когда детей звали обедать, мальчикам, его друзьям, не полагалось садиться за один стол с людьми дворянского сословия, их кормили теми же блюдами, но отдельно в другой комнате. И владыку это всегда очень коробило. Став архиереем, он обязательно приглашал к столу всех — и водителя, и сторожа, и дворника. Он показывал, что для него нет людей выше или ниже рангом, все дети Божьи. Он ребенку поцелует ручку, бабушку обнимет, нищему даст копейку, за обиженного заступится… Как-то мы говорили с его сестрой Ольгой Варфоломеевной, она рассказала, как их семья прятала гонимого астраханского епископа Федора. «Береги! Береги! Ты золотой сосуд носишь под сердцем. Будет великий перед Господом», — кивнул он маме будущего митрополита Филарета, когда она носила его под своим сердцем. Блаженная Валентина Минская еще в 60-х годах предсказывала: «Придет в Белоруссию такой черный, — а у него тогда была действительно черная борода, ему ведь всего-то 43 года исполнилось, когда он здесь оказался. — Придет, столько сделает! Храмы, монастыри откроет, поднимет всю православную Белую Русь на высоту духовную, а потом…» — и закрыла глаза. Ничего не сказала больше.

http://pravmir.ru/vladyka-mozhno-s-vami-...

Делал он это по прямому указанию КГБ и уполномоченных по делам религии. Он, не скрываясь, иногда цинично насмехался над христианским терпением и смирением. – Что же Вы сердитесь, обижаетесь, защищаете себя? – с издевательством говорил он очередному, с его же помощью уволенному священнику. – Вас ударили по правой щеке? Подставьте левую. Христа гнали, так будут гнать и вас. Почему Вы недовольны? В 50-е и 60-е годы КГБ приглашало к себе в агенты только одних безбожников и подлецов, а позже, уже при Брежневе, записали в агенты КГБ в обязательном порядке почти всё высшее духовенство, настоятелей больших церквей. Это приняло такой массовый характер, что потеряло всякий практический смысл. Потеряло потому, что представители высшего духовенства при этом часто делали не злые, а добрые дела, они сумели провезти в СССР газету на арабском языке, где было описано подлинное чудо, происшедшее в Зейтуне, в Каире, в то время, как советские власти буквально бесновались в панике в 1968-м году, скрывая это событие, боясь больше смерти, как бы у нас в стране не узнали об этом всенародном неоднократном явлении Божией Матери в Зейтуне и явно происшедших там исцелениях, о которых свидетельствовали местные медики. Исцелялось множество людей, вплоть до страдавших раком! Минский Митрополит Филарет Вахромеев, например, постоянно использовал во благо свои связи с высшим руководством КГБ, когда был Председателем внешних церковных сношений. Я помню рассказ священника из г. Дмитрова Московской области, дочь которого никак не хотели допустить в медицинский институт, хотя она отработала санитаркой и всё у нее было законно, однако ей прямо сказали, что поскольку она дочь попа, в институт её не примут. Митрополит Филарет позвонил куда следует, и девушка в институт поступила. Когда я освободилась из заключения за церковное издательство в 1982-м году, мне буквально не давали проходу кагебисты, уже отнюдь не дружественно настроенные и совсем незнакомые. Они грозились опять арестовать за то, что за моё освобождение хлопотали за границей. Приставали на улице, лезли в квартиру. Я написала прошение на имя владыки Филарета с просьбой о помощи. И от меня действительно тут же отстали! Такова была сила его гражданского могущества, которое опиралось на его связи с КГБ. Но, как видите, служила ко благу!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовному подъему способствовало возрождение Минской духовной семинарии и открытие Минской духовной академии. Появились духовные училища в Минске, Слониме и Орше, Школа звонарей при Минском епархиальном управлении и Школа катехизаторов Минской епархии. Была открыта семинария в Витебске и учрежден теологический факультет, преобразованный со временем в Институт теологии БГУ. На новый уровень вышла издательская и просветительская деятельность. В эти годы была заложена традиция проведения ежегодных форумов и конференций с участием богословов, творческой и научной интеллигенции, религиозных деятелей Белоруссии, России, Украины, ближнего и дальнего зарубежья, а также представителей государственных органов. Митрополит Филарет инициировал проведение церковно-научных изысканий по истории Православия на Белорусской земле и благословил труды по переводу Священного Писания на современный белорусский язык. Митрополит Филарет принял активное личное участие в разработке проекта Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», в новой редакции Закона была зафиксирована формулировка об определяющей роли Православной Церкви в развитии духовных, государственных и культурных традиций белорусского народа». Заключенное в 2003 году Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью заложило основу церковно-государственных отношений в Беларуси и не имеет аналогов на постсоветском пространстве; на его основе заключаются соглашения и подписываются программы сотрудничества последних десятилетий. Знаковым событием новейшего этапа церковной жизни в Белоруссии стало воссоздание Креста преподобной Евфросинии Полоцкой. Освященная в 1997 году святыня стала символом духовного возрождения белорусских земель. Решение о возведении памятника в столице, чтобы увековечить память митрополита Филарета, было принято в феврале 2021 года. В июне 2021 года Белорусской Православной Церковью и Минским городским исполнительным комитетом был объявлен открытый конкурс на создание памятника архипастырю.

http://pravoslavie.ru/145984.html

01.10.2022 «Звонок с номера мужа. Отвечаю — а там женский голос»: день, когда наш брак стал другим Рассказывает Марина Кищенко: Дождливым утром я ехала на работу. День с самого начала не задался: пробки, непогода, да еще и с мужем снова поссорились. Тогда, полтора года назад, мне казалось, что наш брак вот-вот рухнет. Мы стали как будто уставать друг от друга. Нас взаимно раздражало всё: и проблемы в семейном бизнесе, и общение почти… 21.08.2022 Как я фиктивно вышла замуж, и чем это кончилось Что такое распределение, помнит каждый советский студент, особенно из тех, кто учился в столице. Каждому хотелось получить место получше, а в идеале — остаться в Москве. Применялись и «блаты», и фиктивные браки, и прочие, как сейчас говорят, лайфхаки. Были, конечно, и счастливые случаи. 05.07.2022 «Перед химиотерапией 12-летний мальчик сказал мне поразительные слова»: случай в онкоцентре Когда-то, до замужества, я была волонтером в детском онкоцентре в Минске. С одной стороны, там — как на войне. Некогда, да и неуместно раскисать, хотя боли через край. А с другой — нигде больше я не видела столько мужества, любви к жизни, выстраданной мудрости. 27.06.2022 «В первые секунды я не могла поверить, что это произошло»: история женщины, с которой в храме случилось чудо Около пяти лет назад я неожиданно начала быстро терять слух, и скоро погрузилась в почти полную тишину. Причину врачи так и не установили. Но поставили диагноз «нейросенсорная тугоухость» и не скрывали, что шансов на улучшения очень мало. 13.06.2022 «На душе было неспокойно. В епархию я приехала окоченевшая»: этот случай я никогда не смогу забыть Рассказывает Мария Нецветаева: C митрополитом Филаретом (Вахромеевым), первым Патриаршим экзархом всея Беларуси, который отошел ко Господу в 2021 году, я познакомилась еще в своей юности. Владыка умел любить по-христиански каждого, кого встречал на своем пути. Человек всегда был для него величайшей ценностью. Был в моей жизни случай, связанный с митрополитом Филаретом, который потряс меня и…

http://foma.ru/authors/marchuk-anastasij...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха долгожданной победы Светлая седмица 1945 года принесла весть об окончании войны, вспоминает митрополит Минский и Слуцкий Филарет 18.05.2005 390 Время на чтение 14 минут Митрополит Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Беларуси - один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, постоянный член Синода и председатель Синодальной Богословской комиссии. В интервью ответственному редактору " НГ-религий " митрополит поделился своими воспоминаниями о тяжелых днях войны, дал свою оценку тому периоду нашей истории, который мы называем " перестройкой " , и рассказал о том, как развивается сейчас межправославный и межхристианский диалог. - Ваше Высокопреосвященство, каждая семья в России и Белоруссии помнит о Великой Отечественной войне. Как сохранились в вашей памяти эти годы испытаний для нашей страны и Русской Православной Церкви? Чем запомнились вам дни 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года? - К началу войны мне исполнилось всего шесть лет, и я не без труда вспоминаю свои личные ощущения; во многом они переплетаются с рассказами родителей. Помню наши сборы на летний отдых - отец получил очередной отпуск как раз накануне войны. У нас даже сохранилась справка из училища Московской консерватории: " ...разрешается очередной отпуск с 21 июня по 15 августа " . Родители собирались провести отпуск в своем любимом Кореневе Клепиковского района Рязанской области, что возле села Тумы. Но при этом они замечали много симптомов, которые заставляли их, как и всех внимательных людей, быть начеку. Всю весну 1941 года проводились учебные светомаскировки, газетные сообщения были очень разноречивы, Германия к тому времени уже оккупировала Польшу, к апрелю английский Ковентри был разбомблен, англичане сами стали совершать налеты на Берлин... В воскресенье 22 июня отец взял меня с собой в магазин на Добрынинскую площадь, чтобы исполнить мое давнишнее желание - купить мне большой мяч. Здесь, на площади, мы и услышали выступление Молотова с сообщением о том, что немецкие войска нарушили нашу западную границу и бомбят многие населенные пункты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Мы постоянно бывали с ним в районных центрах и самых дальних закутках, благодаря ему я объездил всю Белоруссию. Часто совершали богослужения в храмах, которые не отапливались или отапливались слабо, все это его не смущало.   Интересно, как люди светские отзывались о владыке Филарете. Они пытались выразить словами его духовную мощь. Может, эти фразы и режут слух, но хорошо отражают общее впечатление. «Духовный гигант», «духовная глыба». «Это такая вот порода», — отмечали, зная, что владыка из дворянского рода. Когда я учился в Швейцарии, многие там его называли князем Церкви.   И двери его кабинета отворялись Священник Илия Соловьев, кандидат богословия, кандидат исторических наук, директор Общества любителей церковной истории: Священник Илья Соловьев — Мы познакомились с владыкой на научной конференции. Неожиданно в перерыве между заседаниями он подошел ко мне и задал несколько вопросов по моему выступлению, что было для меня, конечно, удивительно. Меня только рукоположили в диаконы, а митрополит вот так запросто спрашивает, какие есть книги по теме моего доклада.  Я увидел перед собой не просто неравнодушного, а живо интересующегося историей нашей Церкви человека. И эта его черта меня всегда очень радовала и утешала на протяжении всего времени нашего знакомства. Он был открыт, приходил почти на все заседания конференций в Минске, что было несколько неожиданно. Обыкновенно архиерей посидит первые полчаса или до обеда и уходит, а владыка Филарет всех внимательно слушал. Во время моей работы в издательстве Крутицкого подворья митрополит Филарет часто приезжал в наш книжный магазин: там было представлено много разных изданий, в том числе и по истории Церкви, русской религиозной философии, русскому религиозному искусству, и владыка всегда что-то покупал для своей библиотеки и для библиотеки Минской духовной школы. Он спрашивал о наших планах, давал какие-то советы. И я знал: те книги, которые он купил, он не просто коллекционирует, а читает, потому что очень часто он высказывал свое мнение о прочитанном. Это был настоящий просвещенный иерарх.

http://pravmir.ru/vladyka-mozhno-s-vami-...

Далее выступил глава Синодальной богословской комиссии РПЦ, митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), который разъяснил концепцию конференции и ее задачи: они заключаются в том, чтобы дать современное изложение церковного учения о таинствах, выявить наиболее острые проблемы в этом разделе богословия, а также в церковно-практических аспектах сакраментологии. Собственно богословский доклад митрополита Филарета был посвящен доктринальным вопросам учения о таинствах. Выступавший считает, что необходимо говорить не столько о различных «пластах» богословского осмысления таинств и не о «смене эпох в развитии вероучения», но о «различии подходов к истолкованию церковного учения о таинствах». Он приводит примеры трех таких подходов, условные названия которых связаны с «точкой отсчета»: это «индивидуальный» (где первое таинство – крещение), «экклезиальный» (Евхаристия – центр жизни Церкви) и «клерикальный» или «ориентированный на раздаяние благодати» (здесь отправной точкой является таинство священства). Митрополит Филарет показал, что эти подходы не только не исключают, но «взаимодополняют» друг друга, и призвал отказаться от признания какого-либо одного толкования « в качестве единственно верного». Предложенная в докладе методология сакраментологии позволяет ставить вопрос о «новом синтезе» в этой области богословия, в котором учитывались бы и достижения современной науки – сведения о жизни ранней Церкви, о литургических особенностях совершения таинств в различных церковных традициях, об истории богословского осмысления таинств. В заключение иерарх поставил задачу поиска особого языка, который бы позволил «выразить сакраментальный опыт Церкви современным, удобопонятным образом». С докладом «Святоотеческие основания православного учения о таинствах» выступил известный православный богослов, профессор Оксфордского университета, представитель Константинопольского патриархата, митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). Он остановился на значении слова «таинство», на двойной природе церковных таинств, затронул вопрос о совершителе таинств и об их числе. Так, сравнивая латинское sacramentum и греческое mysterion, докладчик показывает более глубокий смысл восточного обозначения таинства, которое в святоотеческом богословии «нигде не обозначает литургический обряд», но указывает на «нечто открытое нашему пониманию, но не полностью, не до конца». В вопросе о видимом и невидимом характере церковных таинств митрополит Каллист подчеркнул, что православное богословие продолжает святоотеческую традицию. По его словам, «материальная сторона таинств», подчеркивающая особую ценность сотворенной Богом природы, «сохраняется без умаления» именно в православии: «Мы настаиваем на крещении через полное погружение…; мы используем в Евхаристии квасной хлеб и красное вино; во время отпевания мы оставляем гроб открытым и целуем тело усопшего».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С благодарностью вспоминаю прежних руководителей ОВЦС. Особо хотел бы выделить первых из них, которые неустанными жертвенными трудами заложили основу нынешней многосторонней, масштабной деятельности Отдела. Это устроитель и первый председатель ОВЦС митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и его преемник на этой должности митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). Эти иерархи создали тот Отдел, на который впоследствии легла непростая ноша выстраивания церковно-государственных, церковно-общественных отношений. Нельзя не вспомнить продолжателей их трудов — ныне здравствующего митрополита Ювеналия (Пояркова) и недавно почившего митрополита Филарета (Вахромеева), которые внесли весомый вклад в укрепление христианской солидарности, социальной справедливости, добрососедских отношений между народами. Особое испытание выпало на долю нашей Церкви в момент распада Советского Союза, разрушения устоявшихся общественных связей, породивших расколы и разделения. Именно на это труднейшее время политического и государственного перелома пришелся период моего руководства Отделом. Вспоминая те годы, еще раз убеждаюсь, что мы смогли пережить их, сохранив целостность нашей Церкви по милости Божьей, благодаря молитвенному заступничеству за нашу землю сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской, вере людей и их ответственности за судьбы грядущих поколений. Однако и сегодня время не только церковного возрождения, но и новых вызовов. Среди них самыми злободневными и животрепещущими являются раскол всемирного Православия, учиненный Константинопольским Патриархом, и порожденная этим необходимость дополнительных усилий для отстаивания целостности нашей Церкви. Вмешательство политиков в церковные дела, которое мы видели на Украине, попытка разрушить единство Русской Церкви в угоду геополитическим замыслам и сиюминутным выгодам является преступлением перед народом, перед будущими поколениями. Ведь это единство — исторический факт, важнейшая и неотъемлемая составляющая духовной и культурной общности наших братских народов — русских, украинцев, белорусов, молдаван, латышей, эстонцев и многих других.

http://radonezh.ru/2021/05/25/svyateyshi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010