в) Основания надежды и побуждения к ней. К побуждению и укреплению надежды служит размышление о совершенствах Божиих, преимущественно размышление а) о верности Бога, Который обещает нам различные блага; да держим, говорить ап. Павел, исповедание упования неуклонное; верен бо есть обещавый ( Евр. 10, 23 ); б) о всеведении Божием и премудрости Божией по коим весть Господь благочестивые от напасти избавляти ( 2Петр. 2, 9 ); в) о всемогуществе, по коему Бог силен исполнит все Свои обещания: яко не изнеможет у Бога всяк глагол ( Лук. 1, 37 ); г) о благости Божией, простирающейся на все твари: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его ( Псал. 144, 9 ). Особенно же основанием упования нашего должен быть Иисус Христос, т. е. то, что Бог благ и милостив к вам ради заслуг Господа Иисуса, в Котором все обетования Божии делаются для нас несомненными: елика бо обетования Божия, в том ей и в том аминь ( 2Кор. 1, 20 ); Иже Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам царствует ( Рим. 8,32 )?По естественному нашему отношению к Богу, мы, как чада гнева, должны ожидать от Него наказания и бедствий как в сей, так и в будущей жизни. Но Иисус Христос Своею кровию угасил гнев Отца небесного, примирил нас с Богом, очистил наши грехи, принял нас в Свою любовь и соделал вечно блаженными. г) Свойства истинной надежды на Бога. Истинная надежда на Бога имеет следующие свойства: 1) Она ожидает от Бога только сообразного с волею Божиею, только истинных благ, а не того, что более вредит нашему спасению, нежели способствует ему; а посему временных благ ожидает по той мере, как они могут способствовать в достижению спасения ( Евр. 13, 14. 2 Кор. б, 6); к такой надежде побуждает нас слово Божие ( Кол. 3, 1 . Фил. 3, 20 ). 2) Истинная надежда на Бога требует, чтобы мы, с одной стороны, ожидали благ от Бога, а с другой употребляли дарованные нам от Бога силы и средства к достижению тех или других благих целей. Первое требуется потому, что и свободная воля наша и все обстоятельства внешние зависят от вседействующей воли и благодати Божией, как говорит апостол Иаков: всяко даяние благо и всяк дар совершен, свыше есть сходяй, от отца светов ( Иаков. 1, 17 ), и апостол Павел: Бог есть дейтвуяй в нас и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Фил, 2, 13. сл. 1Кор. 4, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2) Любовь Божия нас создала, любовь Божия нас искупила, любовь Божия нас и назначила для вкушения любви здесь и за гробом; обе скрижали закона суть скрижали любви для любви; без действий любви, мы, сами по себе, всегда слабые и немощные, может быть, давно уже и не существовали бы. Так любовь божественна, священна, спасительна! Водвори же в сердце своем эту достопокланяемую и еще из начала заповеданную тебе, святыню; начинай и совершай все дела свои, по образу создавшего и искупившего тебя: тогда горечь зависти будет известна тебе разве по чуждым опытам; ибо сама любы не завидит ( 1Кор.13:4 ). 3) В мире все суета: величие, богатство, слава, почести – все это суета и только крушение духа; поверь сему учению небесной мудрости, и, как рожденный и воспитанный на уповании высшего звания, оставь думать о земном, мудрствуй только о горнем: тогда изумишься, как слепа зависть, как она напрасно и почти за ничто мучит себя – тогда не дашь ей места в сердце своем!» 22 345. Как должно мыслить о воздержании? Вопрос прихожанина. Как должно мыслить о воздержании? Ответ священника. Не надобно отказывать природе в том, что необходимо для сохранения жизни и сил. Посему грешат те, которые по скупости, по тщеславию, по отвращению к жизни и т. п. лишают себя необходимого; а если же делают сие нарочно для ускорения смерти, то делаются виновными в самоубийстве. Но не должно во всем следовать только естественному влечению при употреблении пищи, надобно обуздывать и направлять его по закону разума и правилам веры. Воздержание облегчает тело, предохраняет его от болезней, продолжает жизнь и укрепляет характер, оживляет душу и делает ее способной к молитве и к принятию небесных утешений, покоряет плоть духу. Воздержание преимущественно состоит в сохранении тех постов и ограничений в пище, которые церковь возлагает на нас для очищения наших грехов и для умерщвления наших страстей. 346. Какие пороки, противоположные воздержанию? Вопрос прихожанина. Какие пороки, противоположные воздержанию? Ответ священника. Пороки, противоположные воздержанию, суть: лакомство и многоядение. Люди невоздержанные разрушают силы души и тела, возбуждают в себе сладострастие и унижаются почти до скотского состояния. Слово Божие угрожает таковым тяжкими наказаниями. Во мнозех брашнах недуг будет и пресыщение приближит даже до холеры ( Сир.37:33 ). По свидетельству апостола, несомненная погибель ожидает тех, имже бог чрево и слава в студе их ( Фил.5:9 ). Св. Исаак Сирин безвременное и частое насыщение чрева называет делом свиней (Сл. 67, стр. 416) и говорит, что тот, кто угождает чреву, лишается премудрости и разума Божия (Сл. 58, стр. 345). 347. Полезно ли читать Священное Писание для семейства?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Ихже бо предуседе, тех и предустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях. Апостол говорит здесь о предопределении к блаженству, и основанием предопределения к оному известных людей полагает Божие о них предведение: ихже предуведе, тех и предустави. Кто сии избранные? Выше апостол отличил их именем любящих Бога ( Рим.8:28 ); и в другом месте замечает, что Бог неизречённые блага Своего царствия уготовал любящим Его ( 1Кор.2:9 ; слич. Иак.2:5 ). Поскольку же любовь к Богу в том и состоит, да заповеди Его соблюдаем ( 1Ин.5:3 ); поскольку и сам Господь, вводя избранных в царство, уготованное им от сложения мира, и торжественно объявляя, за что они получают сию награду, указывает прямо на дела их: взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене, и проч. ( Мф.25:35–36 ): посему Св. Церковь , согласно с словом Божиим, учит, что предопределение Божие о каждом из людей зависит от предведения дел их свободы. Так, в изложении веры восточных Патриархов сказано: «поскольку Бог предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил». Чл. 3. Сообразных быти образу Сына Своего. К сему предопределил Бог тех, о которых предвидел, что они хорошо будут пользоваться своей свободной волей. Под сообразностью образу Сына разумеется уподобление Христу, Сыну Божию, которое избранными отчасти достигается ещё в сей жизни – чрез усыновление их Богу ( Еф.1:5 ; Рим.8:15–17 ) и чрез духовное облечение во Христа ( Рим.13:14 ; Гал.3:27 ), когда Христос воображается в их духе и нравах ( Гал.4:19 . Фил.2:5 ), когда внутренний человек их обновляется по вся дни, чтобы достигнуть в мужа совершенна, в, меру возраста исполнения Христова ( Еф.4:13 ). Тех, которые в настоящей жизни достигают духовного и нравственного уподобления Христу, ожидает высшее и совершеннейшее уподобление Ему – в жизни будущего века. Сие уподобление состоит в прославлении всего человека, какое описывается ( 1Кор.15:48 ): яков Небесный, то есть Христос уже прославленный, тацы же должны быть и небеснии, то есть все Его избранные. Точно так же и в других местах изображает апостол сие уподобление. В Послании к филиппийцам ( Флп.3:21 ) он говорит: Иже, то есть Христос, преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его. В послании к колоссянам ( Кол.3:4 ): егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся во славе. Так же говорит и апостол Иоанн: егда явится, подобны Ему будем ( 1Ин.3:2 . сл. 5). Сии изречения ясно показывают, что уподобление избранных Сыну Божию, начинаясь в сей жизни, достигнет предопределённой полноты уже при конце мира, когда Господь приидет прославитися во святых Своих, и дивен быти во всех веровавшив Ему ( 2Сол.1:10 ). Тогдато святые совершеннейшим образом облекутся во образ Небесного ( 1Кор.15:49 ), то есть Иисуса Христа, и нося в себе образ Его славы, просветятся, яко солнце, во царствии Отца их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отцы церкви также распространяли действие воскресения на всех вообще 816 . § 330 Свойства воскресших тел, a) по учению писания 1) Самое ужо понятие о восстании или воскресении αναςασις,. равно как о прославлении тела, показывает, что будущее тело по сущности будет тоже, которое соединено было с душою во времени. Ясные наставления писания говорят тоже. Сущии во гробех услышат глас Сына Божия (Иоан, 5, 29. ст. Апок. 20, 13 ). Оживотворит мертвенная телеса ваша ( Рим. 8, 11 ). Из мысли о воскресении тела апостол ( 1Кор. 6, 14. 15 ) выводит правило не употреблять тела на нечистоты, чего не было бы, если бы будущее тело не было то же, которое носим в земной жизни. Он же ( 1Кор. 15, 36 ) доказывает нужду того, чтобы нынешнее тело, прежде чем воскреснет, подверглось тлению и потом (ст. 53) прямо говорит: тленное сие облечется в нетление ( Фил. 3, 21 ); называет тело, которое имеет преобразиться, телом смирения нашего. Итак несправедливо было бы думать, что будущее тело будет совершенно другое, или будет тело неземное, а какое-то небесное. Хотя апостол ( 1Кор. 15. 50 ) и говорит, что тление не наследует нетления: но он не заменяет земного тела небесным, а только нетленным. Что же касается до того, что он говорит ( 2Кор. 5 , и. 2.): создание от Бога ( κ Θε) имамы храмину не рукотворенну, вечну на небесех – в жилище наше небесное ( κ ραν) облещися желающе: то слова: от в Бога, небесное не означают места, откуда взято будет вещество для будущего тела, а ту причину, которая устроит будущее тело. Так (Мат. 21, 25.) κ ραν означает Богом устроенное (сл. Иоан. 3, 27 . 2Мак. 7, 11 ). Иначе же апостол противоречил бы себе самому, когда так часто говорил о тождестве будущего тела с земным 2) Будущее тело хотя будет тоже, которое на земле соединено было с душою, но преобразится, во еже быти ему сообразну телу славы Его ( Фил. 3, 21 ). По описанию апостола ( 1Кор. 15, 41 – 54 ), оно будет а) тело нетленное φθαρτον (ст. 49. 52. 54), т. е. не подверженное никакому разрушению и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

δεδρηται средн. зал. ср. Мк. 15:45 . Своими силами мы не могли бы достигнуть новой жизни, возродиться и жить благочестиво. Εσβεια у Филона противоп. εδολατρεα; 1Тим. 3:16 : τ τς εσεβεας μυστριον: истинное благочестие возможно только в христианстве в общении со Христом и чрез него с Богом (см. словарь Кремера). – Призвавшего, ф.-Зоден: т. е. Иисуса Христа. Ко всему стиху ср. 1Пет. 1:5 . 321  Некрасов: „так как всё потребное для жизни и благочестия Божественная сила Его даровала нам чрез познание Призвавшего нас (со) славой и великой милостью». – Sin. СА , Grisb. Tisch. Gebh.: δ δξ (своею славою) κα ρετ; В. Κ. Recept: δι δςης κτλ.; δι внесено, вероятно, вместо δ, – ρετ милость (Гофман, Некрасов); еп. Михаил: добродетель, сила. Ср. 1Пет. 2:9 : ρετς, славу, святое милосердие Призвавшего (ср. 2:4 и сл. 2:10), как свойство Его существа, которое есть свет ( 1Пет. 2:10 ) и обнаруживается в любви и милости. 322  Еп. Михаил: „чрез которые, т. е. славу и силу». δεδωρ... прошедшее совершенное время, по сделал нас наследниками благ спасения μγιστα παγγλματα то, что нам обетовано, блага обетования (еп. Михаил): здесь блага будущего спасения (Ср. 3:13; Исх. 65:17; 24:20; 34:4; 11:9; 25:8; 35:8–10 ), которыми верующие, по первому посланию, владеют теперь в живой надежде (1:3) и которые, как сохраняемые уже на небесах, готовы открыться ежечасно (4 ст.). 323  Гофман и другие со слов: чтобы вы чрез это и т. д. начинают вторую половину увещания. По-видимому, действительно, выражение κα ατ τοτο δ (5 ст.) связывает причастия ποφυγντες (4 ст.) и παρεισενγκαντες в одно целое, как предшествующие сказуемому πιχορηγσατε. – В настоящей жизни мы пока имеем душевное тело (σμα ψυχικον) и причастники плоти и крови (σαρκς κα αματος κοινονο), в будущей жизни мы будем иметь естество (φσις) духовное, славное ( Фил. 3:21 ; 1Кор. 15:42–44, 49 ). Еп. Михаил: „речь об истинном общении по естеству (с Христом), которое начинается в возрождении и совершается в блаженной вечности».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

И изссеши млеко зыквъ и богатство царей снси, и уразмеши, к азъ гдь спсай т и избавлй т бгъ 16. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. Ст. 16 ср. Ис.49:23 . Сион будет питаться производительностью царей и народов, сознавая в то же время, что Спаситель и Искупитель его есть Господь. И вмст мди принес т злато, и вмст желза принес т сребро, и вмст древесъ принес т мдь, и вмст желзо: и вдамъ кнзи тво въ миръ и надзиратели тво въ правд. 17. Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими – правду. Ст. 17. Для устроения нового Сиона будут привлечены Господом более совершенные элементы, нежели для устроения Сиона древнего; мир и правда будут владычествовать в нём. Св. Кирилл Александрийский по поводу сл. с. ст. говорит, что «пророк обозначает ими косвенно нечто духовное и глубокое: он желает сказать, что всё изменится на лучшее и последующее превзойдёт прежнее. Воспитание в законе совершенно уступит воспитанию во Христе, т. е., евангельским положениям; и различие здесь такое, как между медью и золотом. Устроение жизни в законе можно сравнить с железом, имеющим умеренный блеск; а устроение жизни по евангелию во Христе – лучше с серебром, ибо оно, разумеется, имеет совершеннейшую светлость (ср. 1Кор.3:12 ; Фил.3:8 ); – учение книжников и фарисеев или вообще басни неверующих иудеев, совершенно неразумеющих тайны Христовой, можно сравнить с деревом и камнями; евангельское Христово учение настолько лучше их, насколько медь лучше дерева, железо – камня; учения и измышления их непрочны, а учение Христа – твёрдо и несокрушимо». И не услышитс посемъ неправда въ земл твоей, ни ни бдность во предлхъ твоихъ, но прозоветс забрала тво и врата тво хвала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

По оным-то причинам и на твое письмо от 28 июля я еще не отвечал, но есть еще и с половины июля так лежат. Описанное тобою обстоятельство, случившееся 22 июля, оставь без тонкого испытания сущности его; а из сего усматривай свои немощи и прибегай к твердыни - смирению. Пожалуй, враг не перестанет раздувать искры, доколе произведет в сильный пламень. 25 августа 1845 года.  Письмо 39 Спрашиваешь меня, что делать в немощи твоей? - Покой телесный помогает тебе, но совесть обличает. В этом случае возверзи на Господа печаль твою (Пс.54:23), и выше силы своей не простирайся на подвиг; ибо мы " не телоубийцы, но страстоубийцы " должны быть. Есть у св. Исаака в 85-м слове: " Тело немощное, аще понудиши выше силы его, то впадеши в помрачение " (стр.456, изд. 1854 г.). Ежели укрепляет тебя телесное успокоение, не от лености, но от немощи происходящее, то можешь попустить себе на оное. А сожаление о неисправлении Бог силен вменить тебе в делание (Исаак, сл.89, стр.464). Конечно, бывши в храме, когда не в силах стоять, то можно и сидеть, кроме некоторых важнейших действий службы; и в этом будь спокойна. За попечение об С-е Сам Господь да воздаст тебе Своею милостию. Она воспользуется, и ты не повредишься; ибо спасение наше в ближнем нашем состоит; и повелено искать не своего си, но еже ближняго к созиданию (1Кор.10:24,33; Фил.2:4). Что ж бы было, когда бы оставить ее идти своим путем и, видя тонувшую, не отвести от пропасти? Приходящие ей на тебя помыслы происходят явно - это от врага, хотящего отвратить от полезного пути. Хорошо, что она не таит их от тебя, тем они и упраздняются. Приходящие ей мнения на N. тоже от врага, имущего приступ к ней за высокоумие и самонадеянность. Так как и на общих послушаниях лжет ей ее помысл и смущает, - и все это от того же источника проистекает, но для этого не надобно оставить послушания, а укорять себя за неправость мнения. Но, хотя бы и подлинно оскорбили ее, то и это ей полезно: пусть святость ее унижается перед нею, и химера прогоняется. Праздность ведет ко многим порокам и в уныние ввергает; то надобно ей о сем внушать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Спасение и жизнь – это преимущественно действие Бога, Который один и тот же, производящий всё во всех, а человек потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия ( 1Кор. 12:6, 15:10 ; Фил. 2:13 ; Еф. 3:20 ; Кол. 1:29 ) 897 . В этом богочеловеческом синергизме состоит спасение и духовная жизнь христианина. Но, конечно, невозможно определить точно, как велика и какова роль и участие благодати Божией, с одной стороны, а с другой стороны – насколько велики роль и участие человека 898 . Не делает этого и апостол Павел, но важно подчеркнуть, что необходим другой «делатель» 899 . Но правильнее и лучше сказать, что для спасения и вечной жизни человека, которая начинается уже здесь, на земле, во Христе, в Церкви, – необходим весь Бог и весь человек, согласно богочеловеческому, христологическому, мерилу апостола Павла (в Кол. 2:9–10 ): В Нём (Христе) обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём ( ν Αυτ – можно перевести и: Им – Христом Богочеловеком) 900 . Великий апостол является лучшим примером содействия Божией благодати и человеческой воли к жизни и спасению в Церкви. Хотя апостол и трудился больше, чем кто-либо другой (см. 1Кор. 9:25–27 ; 2Кор. 11:23–31, 6:1–10 ; Фил. 3:12–17 ), он смиренно говорит: Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая 901 со мною ( 1Кор. 15:10 ; ср. Фил. 2:13 ). На эти слова апостола святой златоустый экзегет (который и сам был лучшим примером сотрудничества благодати и воли) говорит: Апостол «более всех потрудился», поэтому и «благодать была больше; больше получил благодати, ибо и старание большее показал» 902 . В Послании к Ефесянам ( Еф. 2:8–10 ) сам апостол пишет христианам об этом сотрудничестве: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (в них жить). Согласно этим словам апостола Павла, спасение и духовная жизнь 903 обретаются благодатью через веру, а вера, по апостолу есть и дар Божий, и подвиг всецелой личности человека: сердца, ума, духа, воли, души, тела, энергии (деятельности).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Но необходимо заметить, что апостол вместо «добродетелей» обычно говорит о праведности как совокупности всех добродетелей и о плодах Духа: и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:24 ); или: исполнены плодов праведности Иисусом Христом ( Фил. 1:11 ); или: приемлющие обилие благодати и дар праведности ( Рим. 5:17 ); или: не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере ( Фил. 3:8–9 ). А также: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14:17 ). И снова: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5:22–23 ). И в другом месте опять: потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине ( Еф. 5:9 ). Всеми этими выражениями апостол хочет сказать, что христианские добродетели являются не просто человеческими достоинствами (добродетелями), как например, у философов-стоиков или им подобных, но преимущественно плодами искупления и оправдания во Христе, то есть плодами Духа Святого в верующих во Христа, которые начинают жить обновлённой жизнью во Христе и в Церкви. Те обычные достоинства, человеческие, философские, представляют собой человеческое достижение, в то время как христианские добродетели – «плод Духа Святого» или «духовный плод» 873 , «плод света» (энергии, благодати) Божьего ( Еф. 5:9 ) или «плод оправдания» (праведности) Иисусом Христом» ( Фил. 1:11 ; Кол. 1:6 ; ср. Ин. 15:2–16 ) 874 . Поэтому святой Златоуст добавляет: «Ведь неразумно, если вы совершаете ( ργζεσθε – осуществляете) правду (оправдание, праведность) не для Христа, и не через Него» 875 . Всё наше существо, и жизнь в Церкви, обретает свою ипостась от Христа и от тайны искупления, оправдания ( Рим. 5:17–21 ) 876 и спасения, которые нам Христос Спаситель, «Царь Правды» и «Сама Правда» ( ατοδικαιοσνη), даровал (ср. Евр. 7:2–3 ) 877 . Апостол Павел благовествует нам не какую-то этическую истину, он проповедует Евангелие спасения во Христе, и поэтому говорит, что Сам Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением ( 1Кор. 1:30 ). А искупление нашей природы во Христе, и оправдание и праведность, состоит не просто в освобождении от грехов, но и в даровании Духа Святого ( 1Кор. 6:11, 19 ; Гал. 4:4–6 ) 878 . Ибо, как говорит святой Иоанн Златоуст : «без Духа Святого душа человеческая мертва. Как тело тогда умирает, когда душа оставляет его лишённым своей силы, так и душа тогда умерщвляется, когда Дух Святой оставляет Её без Своей силы» 879 . И поэтому справедливо говорят святые Отцы, что «грешит ли душа или нет, без Духа Святого – мертва, и вообще не может жить вечной жизнью» 880 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

2 . Итак, если мы уразумели, в чем заключается опьянение святых и как преподносится оно им в обещаниях радости, то посмотрим теперь, как Спаситель наш не пьет вина «до того дня, когда» будет пить со святыми «новое вино» в Царстве Божьем (ср. Мф.26:29 ). Спаситель мой и теперь плачет о моих грехах. Спаситель мой не может веселиться, пока я пребываю в нечестии. Почему? Потому что Он – ходатай пред Отцом за грехи наши, как говорит Его священник Иоанн, утверждая, что «если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.2:1–2 ). Как же может Тот, Кто есть ходатай за мои грехи, пить вино веселья, если я огорчаю Его своими прегрешениями? Как может Тот, Кто приступает к жертвеннику, чтобы принести Себя в жертву за мои грехи, радоваться, когда скорбь грехов моих непрестанно восходит к Нему? Он говорит: «Буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ). И пока не поступаем мы так, чтобы сподобиться нам взойти в это Царство, не может Он один пить вино, которое обещал пить с нами. И потому печалится Он, пока пребываем мы в своих заблуждениях. Ибо если Его Апостол оплакивает «многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте» ( 2Кор.12:21 ), что же говорить о Том, Кто назван «Сын любви» (ср. Кол.1:13 ), Кто из любви к нам «опустошил 47 Себя Самого» (ср. Фил.2:7 ), «не ищет своего» (ср. 1Кор.13:5 ), но нашего, и, будучи «равным Богу» (ср. Фил.2:6 ), ради этого «опустошил Себя» (ср. Фил.2:7 )? А так как Он ищет нашего, не взыскует ли Он нас и теперь, не печется ли о нашем благополучии, не скорбит ли о наших заблуждениях и не плачет ли над нашими несчастиями и нашей погибелью, как плакал об Иерусалиме, говоря ему: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф.23:37 )? Так как же может Тот, Кто принял на Себя наши раны и страдал за нас как врачеватель наших душ и телес, безучастно взирать на гноящиеся раны наши? Ибо и пророк говорит: «Смердят, гноятся раны мои от безумия моего» ( Пс.37:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010