Конечно, главными трудами преподобного в первые годы его уединенной жизни стала вырубка леса и очищение места для возделывания нив: «И на многы дни труды къ трудомъ прилагаа блаженный, лсъ разскаа по ближним мстомъ и землю разчищаа». Монастырь строился, как и всегда, молитвой и трудом, терпением лишений и упованием на Божью помощь. В скором времени весть о пустыннике привлекает в его обитель постников из ближайших весей и городов, Ферапонт выстраивает кельи в два и три этажа, ставит церковь и освящает ее в честь праздника Рождества Богородицы. Удивительно, но даже тогда, когда монастырь вполне благоустроился, его основатель не хотел принимать священство и игуменский сан. Вот почему, за неимением рукоположенного иерея, обитель долгое время была лишена литургической жизни, и, когда однажды в общину Ферапонта пришел священник, преподобный «с радостию приатъ его и достойн упокоивъ, велми почиташе , акы отца». Впрочем, не имея священнического сана, Ферапонт мог принимать помыслы своих учеников и всякий раз находил нужные слова, чтобы утешить каждого из смущенных вражескими кознями иноков: «Вси же братиа, приходяще бяху к нему, велику ползу и утшение от него приемлюще, с радостию отхождааху в келиа своа, якоже нкыми крилы въспаряхуся на предниа подвигы». Неизвестно, принял ли Ферапонт священнический сан и позднее: конечно, можайский князь устраивает монастырь при непосредственном участии преподобного, по правилам ставит в нем игумена, однако агиограф нигде напрямую не говорит, что этим игуменом (а после и архимандритом) стал Ферапонт! Если преподобный до конца дней остался простым иноком, то перед нами свидетельство его глубокого смирения, которое, как и прежде, сочеталось в нем с активной и плодотворной хозяйственной деятельностью. Из дальних стран приглашал Ферапонт в свою обитель «певцы церковныя и служебникы всякого чина», со временем храмы обители обретали благолепное убранство. Монастырь жил по законам строгого общежительного устава, согласованного с уставом Кириллова монастыря: «Заповдь же сихъ преподобных сицева (и не вмъ, господие, аще изволите ми рещи): по келиамъ братиамъ питиа не дръжати, такожде и ядениа, — кром трапезнаго покоа и уставнаго времене, кром немощи и разв нужда ради, — токмо едины иконы божественыа, а книжицъ мало божественаго ради пниа, и орудиа рукодлникомъ». Братия занимались монастырскими службами (заготовкой дров, приготовлением пищи) и рукоделием (плетением рыболовных сетей, переписыванием книг), выручка от продажи рукоделий поступала в общую монастырскую казну.

http://pravoslavie.ru/109780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), Островские, Новгородские, ученики прп. Александра Свирского († 1533). В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) содержатся сведения о том, что мощи учеников прп. Александра Свирского (прп. Афанасия Островского и др.) покоились в Оятском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре (ныне в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл.; возобновлен в 1993): «Преподобные отцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий, ученицы преп. Александра Свирскаго, в Задней пустыни на Ояте реце в монастыре Введения Пресвятыя Богородицы, от Свиры реки 5 поприщь по Ояте реце вверх села Архангельскаго Сермакса, идеже отец и мати Александровы погребены» (С. 264). Биографические данные об Островских преподобных и сведения об их почитании в XVI-XIX вв. отсутствуют. Святые не упоминаются в Житии прп. Александра Свирского (ок. 1545) и в рукописных синодиках Александрова Свирского мужского монастыря XVII в. (в нек-рых списках синодиков (напр., БАН. Собр. Александро-Свирского мон-ря. 55-57) назван Дионисий Александровский, игум. Александрова Свирского мон-ря до 1608). Преподобные Феодор и Ферапонт Островские. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Преподобные Феодор и Ферапонт Островские. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) По сообщению Жития прп. Александра Свирского, во Введенском Островском мон-ре принял монашеский постриг отец преподобного. Т. о., мон-рь был основан во 2-й пол. XV в. Однако в описании Обонежской пятины 1582 г. Введенский Островский мон-рь упомянут как недавно возникший (возобновленный?) на месте Введенского погоста ( Зверинский. Т. 2. С. 91. 706). В лит-ре встречается утверждение, что ученики прп. Александра первоначально жили в Важеозерской пуст. (см. Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня мужской монастырь ), позднее перешли во Введенскую пуст., где умерли и были погребены. По-видимому, в XVII-XVIII вв. существовало местное почитание святых, поскольку описание их внешности встречается в иконописных подлинниках XVIII в.

http://pravenc.ru/text/293495.html

03.10.1745 г. преосвященный Серапион, викарий Переяславский освятил антиминс для церкви преподобного Ферапонта, но к 1752 г. она сильно обветшала и в 1752 г. была разобрана до основания, в 1752-53 гг. была построена вновь вчерне, а в 1755 г. была отделана внутренность церкви и 26 мая церковь была освящена. О том, каков был нововыстроенный храм, дает представление выдержка из " Описи имущества монастыря " за 1764 г. Видимо, эта перестройка была не очень удачной, потому, что в " Описании монастыря N 3 за 1784 г. говорится, что " ...церковь преподобного Ферапонта - вся расщелилась и к падению клонится " , - и это несмотря на то, что в 1780 г. были заделаны трещины в стенах восьмерика и исправлены 2 деревянные стены при входе в церковь. 10.06.1768 г. в Лужецком монастыре скончался настоятель монастыря архимандрит Евфимий, завещавший положить себя в заготовленном им дубовом гробе и похоронить при входе в новую паперть храма преподобного Ферапонта, что и было исполнено. Кроме него в 1900 г. при храме, у северной стены крытой паперти, похоронен другой настоятель монастыря - архимандрит Макарий, скончавшийся на 70-м году своей жизни. Могила его была огорожена железной решеткой и обозначена каменной плитой, перед могилой у восточной стены было поставлено живописное распятие, перед которым горела неугасимая лампада. В декабре 1810 г. Елизавета Петровна Савелова сделала заявление о пожертвовании ею на поминовение мужа, похороненного под колокольнею Лужецкого монастыря. 5000 руб. в пользу церкви преподобного Ферапонта, для служения в ней ранних литургий заупокойных, а для удобства совершать их круглый год назначено ею же еще 1000 руб. на устроение сей церкви теплою, но последнее желание вкладчицы не состоялось почему-то в то время, и только в 1855 г. было получено разрешение устроить теплую церковь преподобного Ферапонта и с этого года по 1858 г., произведено в ней следующее изменение: свободное узкое пространство между соборною и преподобническою церковью загорожено каменными стенками с восточной и с западной стороны, в стене восточной сделаны два окна, а с западной - два полу окна и одна дверь, пространство это покрыто крышей и потолком, и обращено в притвор при церкви преподобного; из него для отопления сей церкви устроены пол полом печь и трубы духовые; прежняя входная дверь в церковь заложена кирпичом, и такая же дверь из паперти соборной церкви тоже заложена кирпичом, - а ход в преподобническую церковь сделан в новом притворе, у которого снаружи устроено крыльцо с каменными ступенями и колоннами, крытое железом в 1876 г.

http://sobory.ru/article/?object=00447

За ним скоро скончался и Павел, оставив братии в наследие строгую подвижническую жизнь и смирение в пример на долгое время. 4. Белоозерские монастыри Белоозерская страна была крайним пределом подвигов нашего северо-восточного монашества. На северные окраины России монашество занесено было Ферапонтом и Кириллом, воспитавшимися в строгой подвижнической жизни, под руководством Феодора в Симоновом монастыре; здесь они пользовались неоднократно и наставлениями пр. Сергия. Почти одновременно поступив в Симонов, Ферапонт и Кирилл скоро познакомились между собою: монастырская пекарня так тесно сблизила подвижников, что они открывали друг другу все сокровенные желания и мысли. Первый узнал о дальнем севере Ферапонт, будучи послан туда по монастырским делам. Пленясь красотами северной природы, и тишиной лесов, Ферапонт по возвращении в монастырь, спешил сообщить своему другу о местоположениях на севере. С восторгом слушал Кирилл рассказы Ферапонта о тишине лесов Белоозерских: и они порешили удалиться на Север. В свое время они исполнили глубоко запавшее в них желание это. Преподобный Ферапонт Можайский Ферапонт родился в Волоколамске от дворян Поскочиных и в мире назывался Феодором. С юного возраста исполненный страха Божия, он думал только о том, как бы избавиться ему мятежного мира. Он любил беседовать о благочестии и молил Господа – сподобить его ангельского жития. Избрав благоприятное время, он тайно ушел из родительского дома и в Симоновой обители упросил настоятеля постричь его в иночество. Здесь с безукоризненным послушанием выполнял он черные работы и вместе с тем всегда бывал на бдениях в храме и на молитве келейной. Тайные помыслы свои искренно открывал он старцу своему и тем соблюдал чистоту душевную и телесную. Но временами слушал он наставления пр. Сергия и соблюдал все слова его в сердце своем. Настоятель, заметив его способности и усердие к выполнению послушаний, давал ему разные поручения, между прочим, послал и в дальнюю белоозерскую сторону. С странническим посохом ходил он по пустыням севера и пленился тишиной лесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Кирилл исполнился от этого голоса и видения великой радостью. Понял он по этому голосу и видению, что не отвергла Пречистая его прошения, и всю ночь удивлялся случившемуся видению и голосу, и была для него эта ночь не ночь, а словно пресветлый день. А после этого вскоре пришел с Белоозера Ферапонт, постриженник того же монастыря, что и святой. И стал блаженный Кирилл спрашивать его, есть ли там, на Белоозере, места, где можно было бы иноку безмолвствовать. Ферапонт отвечал: «Конечно, есть; очень много там мест для уединения». Блаженный же о видении ему не рассказал, но будто так просто спрашивал его. Но затем, через некоторое время, договорившись, они вдвоем ушли из монастыря, где жил святой. Итак, с Божьей помощью пустились они в путь и, пропутешествовав много дней, пришли на Белоозеро. Там они много ходили, но нигде святой не мог облюбовать себе место для жития: все искал он то, указанное ему, на которое еще в прежней обители был зван Пречистой. О ПРИХОДЕ СВЯТОГО НА БЕЛООЗЕРО Обойдя множество мест, они пришли, наконец, туда, где ныне стоит монастырь. И тотчас святой узнал прежде указанное ему место и очень его полюбил. И, сотворив молитву, он сказал: «Вот покой мой во веки веков. Здесь поселюсь, ибо выбрала это место Пречистая. Благословен Господь Бог отныне и вовеки за то, что услышал мое моление». И затем он водрузил крест на том месте и спел благодарственный канон в похвалу Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Тогда же блаженный Кирилл все открыл своему спутнику Ферапонту, – как Пречистая явилась ему в старой обители и как он услышал обращенный к нему голос, повелевший ему уйти из старой обители и прийти в эти места. «Что я и выполнил, – сказал он, – с помощью наставляющей меня Пречистой Богородицы». Ферапонт выслушал это, и они вдвоем прославили Бога и Пречистую Его Мать. И начали они затем копать в земле келью и первым делом установили навес. И за этим делом некоторое время провели они вместе. Но не согласовались их обычаи: Кирилл хотел жить тесно и жестко, Ферапонт же пространно и гладко, и потому они расстались друг с другом: блаженный Кирилл остался на том месте, а Ферапонт ушел оттуда – не очень далеко, поприщ за пятнадцать или чуть больше, и, найдя там подходящее место близ озера, называемого Паское, поселился там и возвел церковь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в честь славного ее Рождества. Собралась к нему и братия. И стоит по сей день на том месте очень красивый монастырь со многими братьями, работающими для Господа. Потому этот монастырь называется и поныне Ферапонтовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава, глас 2: Приидите днесь, лицы иночестии,/притецем ко гробу Ферапонта преподобнаго,/молящеся Христу Богу нашему,/просяще грехов прощения,/стране нашей на враги победу и одоление,/и плененным свобождение,/и миру устроение,/и церквам соединение,/и душам нашим велию милость. И ныне, Богородичен: Все упование мое: Славословие великое. И отпуст. На Литургии служба вся преподобническая. Преподобный Ферапонт Монзенский начал свои подвиги в Москве, затем перешел в город Кострому в Воздвиженский монастырь и там принял монашеский постриг. Еще при жизни он прославился чудотворениями. Однажды преподобный Ферапонт явился во сне двум благочестивым инокам Павло-Обнорского монастыря Адриану и Пафнутию и повелел основать обитель на берегу местной реки Монзы близ Соли Галицкой (Корежская волость). Преподобный жил в отшельничестве после ухода из Воздвиженского монастыря. Когда был построен монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, преподобный Ферапонт прославил его двумя чудесами. Он явился во сне рыбаку из Соли Галицкой и кузнецу из Буя, у которых болели сыновья, и предсказал, что их дети исцелятся в новоустроенном Благовещенском монастыре на реке Монзе. И действительно юноши исцелились, положив начало паломничеству в эту обитель. Через некоторое время преподобный сам пришел в Благовещенский монастырь. Все, кому прежде являлся неизвестный старец, признали его. На расспросы о своей жизни он отвечал немногословно: «Сожительствовал блаженному Василию в Москве». Из этого можно заключить, что в Москве он нес подвиг юродства. Преподобный Ферапонт просил игумена, старца Адриана, стать его духовным отцом. Во время исповеди старец Адриан был потрясен душевной чистотой преподобного Ферапонта, силой его веры, его духовной мудростью. Пав на колени перед преподобным, он умолял его о духовном руководстве. Но преподобный Ферапонт взял со старца Адриана обещание ничего не рассказывать о нем братии и обращаться с ним как с обыкновенным монахом. Два года пребывания преподобного Ферапонта в монзенском Благовещенском монастыре были временем великого смирения, кротости и аскетических подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Основателем Лужецкого монастыря был прп. Ферапонт. В мире он именовался Феодором Поскочиным. От юных лет он возымел склонность к созерцательной жизни и помышлял только о том, чтобы послужить Господу в иноческом чине. Но благочестивое свое намерение Феодору пришлось исполнить нескоро. Лишь 40 лет от роду он тайно оставил родной дом и пришел в Москву, где принял пострижение в Симоновым монастыре. Духовное общение Ферапонт разделял с другом своим прп. Кириллом и нередко навещавшим Симонову обитель прп. Сергием. Новый инок скоро обратил на себя внимание всей братии и настоятеля обители своей подвижнической жизнью. Но душа Ферапонта жаждала пустынного уединения. Однажды прп. Кириллу последовало откровение, в котором велено было вместе с Ферапонтом оставить Симонову обитель и отправиться на Белоозеро, чтобы там основать обитель. Подвижники вняли откровению и, придя в Белозерские пустыни, поселились здесь в небольшой келье. Через год подвижники разлучились. Ферапонт ушел на 15 верст от Кирилла в местность между Пасским и Бородавским озерами и здесь основали знаменитый Ферапонтов Белозерский монастырь. Белоозеро же находилось тогда во владении Можайского князя Андрея, сына Димитрия Донского. Однажды этому князю донесено было, что в его вотчине живет некий подвижник. Князь же давно желал устроить иноческую обитель в своем стольном городе Можайске, но только не находил способного на то человека. Услышав о Ферапонте, Андрей отправил милостыню в его обитель и письмо к преподобному, в котором просил подвижника прийти к нему по делу, о котором можно сказать только наедине. Устрашился угодник Божий такой просьбе. Собрав братию на совет, он отправил посланного князю с письмом, в котором писал о том, что не может оставить дарованного ему Божественным изволением уединенного места. Но посланный и братия все же умолили преподобного побывать у князя, и Ферапонт отправился в Можайск. Здесь он встречен был с великими почестями и радостью. Князь же, увидев великую духовную опытность подвижника, открыл ему свое намерение относительно построения монастыря. Долго отказывался преподобный от трудного предприятия, но, наконец, согласился. Князь предоставил старцу самому избрать место для новой обители. Преподобный избрал местность в версте от Можайска среди лугов. Скоро здесь поставлена была церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Основание обители совершилось в 1408 году. Провидению Божественному угодно было, чтобы Ферапонт был светочем и для Лужецкой обители своим личным примером. Он жаждал возвратиться по устроении этой обители в Белозерский монастырь, но Господь судил иначе. Остаток дней своих он провел в Можайском монастыре. Здесь и преставился преподобный в 1426 году, на 90 году своей жизни. Московский собор святителей в 1547 году причислил его к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вот что происходит с человеком, который идет по пути обожения. Отец Илиан всегда прятался от фотографов, от каких-то лишних глаз, от внимания других, но сейчас я о нем рассказываю и мне просто хочется еще и еще о нем думать и говорить — послевкусие хорошее какое-то от этого.  Игумен Ферапонт (Апполонов) Архимандрит Ферапонт (Аполлонов) умер 15 мая на 62 году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией.  «Отец Ферапонт ушел в монастырь словно для того, чтобы на деле показать значимость следующих слов святого апостола: «Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Флп. 4:5), — пишут об игумене на сайте Троице-Сергиевой Лавры. — Он был поистине смиренным и кротким монахом. И теперь, когда мы разлучились с ним, эти слова можно приложить к его жизни во всей полноте. За христианскую кротость его любили многие братия и паломники, а теперь его добродетель станет известна всем человекам». Игумен Ферапонт (в миру Игорь Юрьевич Апполонов) родился 4 декабря 1959 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в городе Королев Московской области. Крещен был в детстве в храме мучеников и бессребреников Космы и Дамиана. В 1996 году Игорь был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры в качестве послушника. Через год наместник Лавры архимандрит Феогност (Гузиков) совершил в Троицком соборе монашеский постриг над Игорем с наречением ему имени Ферапонт, в честь преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского, собеседника преподобного Сергия Радонежского. Иеромонах Модест (Панченко) Иеромонах Модест 14 мая он скончался от осложнений, вызванных Covid-19, в возрасте 45 лет. Иеромонах Модест (в миру Роман Николаевич Панченко) родился 6 июня 1974 года в городе Днепродзержинск (Украина). Принял таинство Крещения в младенчестве в Свято-Покровском храме села Таромское Днепропетровской области. По окончании средней школы обучался в Днепродзержинском техническом университете. В 1996 году успешно поступил в Московскую духовную семинарию.  4 декабря 1999 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, ректор Московских Духовных школ епископ Евгений (Решетников) совершил над Романом хиротесию во чтеца. На последнем курсе Семинарии Роман вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и продолжил обучение в Московской духовной академии уже на заочном секторе.

http://pravmir.ru/lavra-uhodit-v-nebo-pa...

Вскоре пришел к нему с тех самых мест знакомый ему инок Ферапонт (раньше живший в Симонове), которого и стал расспрашивать Кирилл о Белозерских окрестностях, внимательно слушая его рассказы. Когда же Ферапонт снова собрался в обратный путь, покинул и Кирилл Симоновскую братию, оставил монастырь, покинул родную Москву, взял с собою святую икону, пред которой молился, когда Богоматерь явила ему благодать Свою, взял костыль паломника и, будучи уже 60 летним старцем, пустился с Ферапонтом в дальний путь. В Белозерской стране, тогда глухой и малолюдной, долго ходили странники (Ферапонт и Кирилл) и взошли на гору Мяуру. Это самая высокая гора в окрестности Белозерской. Подошву ее омывают волны озера Сиверского. Леса, луга, воды соединились здесь на огромном пространстве и образовали одно из прекраснейших мест России. С одной стороны Шексна разливается извилинами по лугам необозримым, с другой – несколько синих озер разбросано среди густых лесов. Препод. Кирилл увидел здесь то место, которое в видении назначено было для его пребывания, и пал благодарною душою пред Пречистою. Сойдя с горы на площадь, окруженную лесом, и, предварительно воспев хвалебный канон Пресвятой Богородице, поставил он большой деревянный крест на избранном месте, а близ него пустынники выкопали землянку 24 . Тогда рассказал он свое видение спутнику своему Ферапонту, и вместе они прославили Бога и Пречистую Богородицу. Однако Ферапонт вскоре удалился за 15 верст в другое место 25 и поселился между двух озер, для пребывания наедине с Господом. В последствие препод. Ферапонт устроил в 1398 г. свою обитель и учредил в ней общежитие. По удалении Ферапонта, Кирилл жил один в молитвенных подвигах и благоговейном природы созерцании, и когда прославлял Бога, его голос сливался лишь с говором волн и с шумом деревьев. Но между тем как он бежал от людей, люди отыскали его. К нему пришли сначала два крестьянина из окрестности, а потом два любимые им инока из Симоновой обители, – Заведей и Дионисий. Это было первое утешение, которое имел в своей пустыне преподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Насколько справедливой оказалась эта жалоба, сведений об этом мы не нашли. Возможно, что она была всецело подсказана негодованием за те утеснения, среди которых очу­тились старец Ферапонт и его сторонники. Несомненно, что она не повлияла на положение в монастыре старца Феоктиста Колединского, но с другой стороны, вероятно, достигла того, что облегчила и участь старца Ферапонта. По крайней мере в 1623 году старец Феоктист и братия еще раз жало­вались царю и патриарху, что «старой» мятежник черный поп Ферапонт царского указа и грамот не слушает, живет самовольством и чин монастырский нарушил, к церкви Божией выходит временем, а в трапезе есть с братией не ходит и в господские празники и на государские кормы и в простые дни годом ни одного в трапезе с братьею не едал, а по службам и в больницу и на меньший монастырь и на швалну и в острог ходит мало не по вся дни и на монастыри стоя бесчинствует и братью смущает, и которые служебники хо­дят в службах, а ему дети духовные, и он у тех служебников прошает себе в келью покоев больше яств и питья сверх братские яства и они давать ему без указу не смеють, и он тех своих дитей духовных проклинает и от святыни отлучил, и те служебники, а его дети духов­ные, приходят к вам докучают, чтобь их из тех служеб переменить для его проклятия и от святыни отлученья, а у того попа Ферапонта те его дети духовные многажды отпрашивалися со слезами, что у него быти в духовенстве невозможно для того, что душ их не ползует большую тщету творит, а те де служебники, которых поп Ферапонт от святыни отлучил живут по Бозе и в службах потребны, в которых они ныне ходят». Когда умер игумен Савватий († 22 сентября 1623 года), и состоялся собор о выборе ему преемника, Ферапонт с советниками бранил келаря и казначея, и служебников, и хотел их заменить своими единомышленниками. Братию Ферапонт и его советники «лаяли» и позорили всякою неподоб­ною бранью» 266 . В ответ на жалобу Феоктиста Колединского и соборных старцев им были посланы из Москвы одновременно (18 де­кабря 1623 года) две грамоты (одна – от патриарха, другая – от царя и патриарха), в которых им поручалось еще до прибытия игумена водворить в монастыре порядок и заста­вить старца Ферапонта жить по монастырскому чину и по преданию чудотворца Кирилла. А так как на Ферапонта жаловались и дети его духовные «в отпуске, что их от себя в духовенстве отпустил», то патриарх писал об этом епархиальному владыке – ростовскому митрополиту Вар­лааму, которому велено было «взять его (Ферапонта) к себе»: кирилловским же властям предписал отправить и Фера­понта и его отца духовного в Ростов к митрополиту Вар­лааму 267 .  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010