Выслушав сие, все ужаснулись и зарыдали. Святой повелел им умолкнуть и утешал их. В то время, как он беседовал с своим собором, пришли посланные от Феофилова собора, призывая Иоанна на суд, чтобы он дал ответ против возводимых на него обвинений. Находившиеся с Иоанном епископы чрез тех послов сказали Феофилу: — Не вызывай святителя, как Каин Авеля на поле, но явись к нам, чтобы оправдаться пред нами. Мы имеем письменные свидетельства о беззакониях, которые ты сделал. Итак, приди сюда, так как нас, собранных благодатью Божиею не для разорения Церкви, но для мира, гораздо больше, чем на вашем соборе. Святой Иоанн с своей стороны сказал послам: — Не могу идти к явным врагам моим. И не пошел. Призываемый на беззаконный суд во второй и в третий раз, святой угодник сказал посланным: — К кому я пойду? к врагам моим, или к судьям? Я готов стать пред судом всего мира, но при условии, чтобы вместе со мною судились и соперники мои, судьями же были иные. А теперь судьями моими являются мои враги, которые хотят не судиться со мною, но судить меня. На такой суд я не пойду. Но пусть соберутся из всех церквей епископы, — тогда и я предстану пред судом. Сказав это, он послал вместо себя трех епископов с двумя пресвитерами, чтобы они говорили за него. Собор Феофила, увидав Иоанновых послов и не давая сказать им ни одного слова, подверг их поруганиям, а на одного из них возложил те железные вериги, которые были приготовлены для Иоанна. Затем участники этого собора стали читать ложные обвинения, составленные в обличение невинного и чистого сердцем Иоанна, и, выставив лжесвидетелей, совершили над ним суд. Святой Иоанн в то время находился в патриаршей церкви со своими епископами, и обратился к ним с такими словами: — Велики волны, свирепо волнение, но мы не боимся потопления, ибо стоим на скале. Пусть пенится и ярится море, но оно не может сокрушить скалы. Пусть вздымаются волны, но Иисусова корабля они не смогут потопить. Скажите мне: чего нам бояться? смерти ли? Но «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил.1:21). Изгнания ли бояться, скажите мне? Но «Господня — земля и что наполняет ее» (Пс.23:1). Лишения ли имений трепетать? Но мы ничего не принесли в сей мир; очевидно, что ничего не можем и вынести. Словом, что есть в сем мире страшного, сего я не страшусь и всем, что имею, пренебрегаю. Я не боюсь бедности, не желаю богатства, не трепещу смерти, но молю, чтобы вы преуспевали в добре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Ибо, по благодати Божией, он обнаружил, что некоторые из них знают греческий язык, и подготовил их для перевода Нового Завета и Псалтири на их собственные языки, чтобы они получили знание Божественных Писаний 1294 . Приказал он им изучить и Псалтирь, чтобы в церквах они воспевали ее песни, сказав: «Они частично содержат в себе Ветхий Завет , чтобы сделать его понятным для вас». В течение немногих дней они расцвели для спасительной веры, чтобы превзойти многих уверовавших раньше. Блаженный же Иоанн радовался, видя их ревность и усердие в вере. И привели к нему многих, охваченных различными болезнями, и он, исцелив всех именем Господа нашего Иисуса Христа, отпустил их.  60. Гонения на сторонников Златоуста, После того, как блаженный Иоанн был сослан в Кукуз, епископы из числа его сторонников и борцы за истину 1295 , как вначале ходила молва, были утоплены в море А вот это мы написали о том, о чем не имели возможности узнать. Смогли кто-нибудь рассказать со всей точностью, сколь многие из числа других епископов ради блаженного Иоанна были изгнаны из церквей и поселились в самых отдаленных местах вселенной и сколь многие из возлюбивших подвижническую мудрость подверглись таким же несчастьям? Ибо они были высланы не из одного или из другого места, чтобы можно было точно написать о том, что произошло с ними, но почти изо всей вселенной.  61–63. Друзья и враги Иоанна пишут папе. Короткий епископат Арсакия, незаконного наследника Иоанна. Аттик заменяет Арсакия. Низложение Ираклида. Порфирий Антиохийский 1296 . Акакий и Антиох 1297 , увидев, что народ уходит от них, и испугавшись, что император разгневается и призовет Иоанна из ссылки, смогли убедить некоторых царедворцев подготовить императора издать указ по всему городу против тех, кто избегал общения с Арсакием, Феофилом и епископами 1298 , которые были их сторонниками. Итак, когда они были изданы, полные устрашений и угроз, имевшие вражду к Иоанну возрадовались и устремились в церковь , а те, кто воистину был противником зла, будучи преданы правителям, держась веры святых мучеников и их исповедания, остались непреклонными, получив с ними равные венцы веры; иные же, склонившись перед страхом пыток, предались бегству и в этом были верны тому, что возвещено Спасителем: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф. 10:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Лк.1:3 . извóлися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писáти тебе, держáвный Феофиле, Лк.1:4 . да разумееши, о нихже научился еси словесех утверждéние. (То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.) Последовавшу выше вся испытно (по тщательном исследовании всего сначала) поряду (по порядку). Следовательно, Евангелие свое писал св. Лука не просто, без разбора, как гласила народная молва о событиях жизни Спасителя и как писали те, о коих упомянул он выше; а тщательно исследовав и проверив все слышанное рассказами очевидцев. Сначала т. е. со времени самых первых евангельских событий, – со времени благовестия о зачатии Предтечи Господня (ст. 5). По порядку, т. е. последовательно, точно и подробно, а не так, как писались записи тех многих, о которых говорит евангелист. Державный (достопочтенный) Феофил. (О нем чит. выше в предисловии). Да разумевши и проч. Тут указывает св. Лука ту цель, для которой написал свое Евангелие, разумея вместе с Феофилом и других христиан (См. предисловие). Здесь он называет евангельскую историю, как историю жизни и учения Христа. Спасителя, твердым основанием христианской веры, христианской Церкви. Евангелист Лука значительно пополняет начало евангельских сказаний свв. Матфея и Марка. Он, напр., начинает свое Евангелие сказанием о рождении предтечи Христова, о чем не написали те; также повествует о благовестии пресв. Богородице о рождении от Нея Спасителя и т. п., о чем не повествуется у них; так как св. Лука поставил себе задачею – писать по порядку (ст. 3). Лк.1:5 . Бысть во дни Ирода царя Иудéйска, иерéй некий, именем захáриа, от дневныя чреды Авиáни: и женá егó от дщéрей Аарóновех, и имя éй Елисавéт. (Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.) Во дни Ирода царя Иудейска. С одной стороны, этим указывается время события, о котором повествует евангелист; с другой – показывается то, что у евреев уже прекратились князья и цари из колена Иудина: поэтому надлежит придти Христу, как пророчествовал патриарх Иаков ( Быт.49:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Местные епископы, которые находились в общении с Феофилом по всему Востоку, дошли до столь великой жестокости, как сказал пришедший монах, что многие из них не только не выказывали должного благоразумия, но, поднося дары, убеждали солдат префекта быстрее изгонять узников из городов. Особенно отличились епископы Тарса, Антиохии 748  и Евлогий, епископ Кесарии Палестинской 749 . Но впереди всех оказались епископ Анкирский и Аммоний, епископ Иелузы 750 . Они, с одной стороны, дарами, а с другой – угрозами еще более ожесточили против них солдат, чтобы они не соглашались допускать к ним желающих помочъ мирян, подобно тому, как и блаженный Иоанн в соборных посланиях пишет Гаию против некоего епископа, вверяя Гаию странноприимницу и умоляя его не подражать порочным епископам. Слово Иоанна содержало следующее: Возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда некоторые пришли и засвидетельствовали, как ты ходишь в истине и каким образом ты упокаиваешь святых. Для меня нет большей радости. После этого он добавляет: Я писал церкви, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Затем он советует: Возлюбленный, не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога ( 3Ин. 1–4, 9–11 ). Мы вспомнили все сказанное о злых делах прежних времен, чтобы показать намерения нынешних Диатрефов.  Однако диакон (который сопровождал епископов), похвалил и восхищался епископами Второй Каппадокии, которые со слезами весьма сострадали сосланным епископам, особенно кротчайший Феодор, епископ Тианский 751 , Боспорий Колонейский 752 , сорок восемь лет находившийся в епископском сане, и Серапион Острацинский 753 , который пребывает в епископском служении уже сорок пять лет. Потеряв дар речи на долгое время, Феодор , наконец сказал: Зачем мы спрашиваем об этом, отче? Разве не последние времена ( 1Ин. 2:18 ) и отступление, по словам Павла, входят через эти события, да, наконец, откроется сын, погибели, противящийся (2Фес, 2:3–4)? Ибо порочные благоденствуют и достигают своей цели, остаются на своих местах, обладают силой, угнетают добрых, грабят их. Меня бросает в дрожь от близости этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Но этот рассказ дает нам имя только одного из учеников — Клеопа. О том, что вторым был сам Лука, говорят в предположительном тоне некоторые толкователи (например, блаженный Феофилакт Болгарский). Но высказывалось и много других идей — что это мог быть апостол Нафанаил (версия Епифания Кипрского), Петр или Симон Зилот (версии Оригена и Кирилла Александрийского), а может быть, и какой-то вовсе неизвестный нам ученик (версия Амвросия Медиоланского). Все это, как писал известный русский библеист и профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904), «одни предположения». Повторим еще раз: будь апостол Лука свидетелем событий земной жизни Иисуса Христа, он наверняка вставил бы об этом какое-нибудь упоминание (как он сделал это в Деяниях святых апостолов). А не ссылался бы на других очевидцев и служителей Слова . Кто такой Феофил, для которого писал свое Евангелие Лука? С этим Феофилом тоже много неясного. Лука обращается к нему и в Евангелии: рассудилось и мне… по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен  (Лк 1:3), — и в Деяниях: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся … (Деян 1:1,2). Из этого некоторые толкователи сделали вывод, что Феофил был неким высокопоставленным человеком, возможно, чиновником, которого Лука желал познакомить с истоками христианской веры. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) считал, что Феофил был игемон, то есть римский наместник, правивший в какой-то области Римской империи. «Находясь в должности», он, по мнению Златоуста, «принял проповедь (евангельскую); как некогда проконсул Кипра последовал проповеди Павла во время своего проконсульства, так и Феофил, будучи игемоном, был обращен (ко Христу) проповедью Луки». Но в переводе с греческого (на котором, напомним, Евангелие и создавалось) имя Феофил имеет еще и конкретное значение — «боголюбец», «тот, кто любит Бога». Поэтому высказывались предположения, что Лука обращался вовсе не к конкретному Феофилу, а ко всякому боголюбцу, желавшему узнать твердое основание того учения, в котором был наставлен . Как писал британский святой Бéда Достопочтенный (672/673–735), «всякий любящий Бога может верить, что это написано о нем, и обрести здесь спасение своей души».

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

Обратите внимание на это очень краткое, но емкое сообщение святого апостола Луки: «Многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях». Два предыдущих Евангелия — от Матфея и Марка — нельзя назвать «многими», значит, речь идет не о них (и тем более не об Евангелии от Иоанна, потому что оно было написано позже). Видимо, многие не из апостолов пытались составить какие-то повествования, не имея на то благодати свыше. Это было опасно, потому что они могли внести в них нечто, так сказать, человеческое и уже потому ошибочное. Тогда сам апостол Лука предпринимает попытку, конечно не без содействия Святого Духа, изложить известные события, тщательно их исследовав и проверив. Из слов «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ясно, что повествование о событиях, хорошо известных среди первых христиан, передали ближайшие ученики Христа. Апостол Лука не был среди них, он записывал с чужих слов, но записывал даже хорошо известное после тщательного исследования, рассуждения и не без содействия благодати Святого Духа. Так поступали и святые отцы: они тщательно исследовали то, что было хорошо известно Святой Церкви, не добавляя ничего нового, наоборот, тщательно изучая, что же из устного учения Церкви действительно относится к учению святых апостолов, а что привнесено позже, по вине человеческой ограниченности, каких-то человеческих слабостей и ошибок. Затем, по тщательном исследовании, они излагали это по порядку. Наверное, святой апостол Лука был в этом смысле первым и показал нам пример того, как нужно действовать, чтобы сохранить апостольское Предание. Далее он говорит: «Рассудилось и мне… по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Имя Феофил обозначает «боголюбец», и, хотя апостол обращается к реальному историческому лицу, это обращение можно отнести и к каждому из нас, потому что каждого истинно верующего христианина можно назвать феофилом, боголюбцем. Отсюда можно сделать вывод о том, что Евангелие нужно воспринимать не как книгу вообще, а как слова, адресованные непосредственно к каждому человеку, к каждому, кто любит Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Основные свидетельства откровения о троичности Бога 1. Свидетельства Ветхого Завета Впервые термин «Троица» введен в богословие апологетом II века святителем Феофилом Антиохийским , но это не означает, что до того времени Святая Церковь не исповедовала троичной тайны. Учение о Боге, Троичном в Лицах, имеет основание в Писании Ветхого и Нового Заветов. Однако в ветхозаветные времена Божественная Премудрость, приспосабливаясь к уровню восприятия еврейского народа, склонного к многобожию, открывала, прежде всего, единство Божества. Святой Григорий Богослов пишет: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом, и подвергать опасности утратить последние силы, как бывало с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремлять на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, поступлениями от славы в славу» 304 . Тем не менее прикровенные указания на троичность Божества имеются в ветхозаветных текстах. Например, перед сотворением человека Бог говорит о Себе во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт. 1, 26 ) – и далее в той же книге Бытия: Вот, Адам стал как один из Нас ( Быт. 3, 22 ) ... сойдем же и смешаем там язык их ( Быт. 11, 7 ). Согласно этим текстам, Лица Святой Троицы как бы советуются между Собой, прежде чем предпринять нечто важное относительно человека. Вторая группа свидетельств указывает на Три Лица. Более ясное свидетельство о троичности Бога усматривается в явлении Аврааму Бога у дуба мамврийского в виде трех мужей, которым Авраам, по толкованию Блаженного Августина , поклонился как Единому. И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Свет, который просвещает всех Благодатный Огонь подводит нас ближе к тайне Воскресения 10 мая, 2021 Благодатный Огонь подводит нас ближе к тайне Воскресения Интервью с Блаженнейшим Феофилом, православным патриархом Иерусалимским. 30 апреля 2021 г. ( Osservatore Romano , di Roberto Cetera)   — Каждый год Благодатный Огонь приводит в Иерусалим множество христиан. Как Вы объясняете то, что такое отношение к нему сохранилось и даже усилилось на протяжении веков?  — Чин Благодатного Огня имеет свои корни в ранних годах церкви, когда только начинали развиваться литургические практики. И он является одним из самых древних выражений богослужебной традиции Иерусалимской церкви. У нас есть свидетельства об этом от таких древних паломников, как Эгерия (конец IV века). Год за годом местные христиане и паломники собирались в этот день, в который мы предвкушаем воскресение. И который в нашей традиции мы даже называем «Первым Воскресением». И он несет тот свет, который жены-мироносицы увидели сияющим из гроба. Мы читаем об этом в Евангелии от Матфея: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; виде его был, как молния, и одежда бела, как снег» (Мф. 28:1-3). Этот опыт Нетварного Света, сияющего от Святого Гроба, отображается в зажженных свечах, которые несут свет не только в церкви, но и по всему миру. В каждом православном храме в начале пасхальной литургии люди зажигают свои свечи от свечей священника, и обычай этот идет из Иерусалима. Даже во времена гонений и сложностей для Иерусалимской церкви в прошедшие века, продолжалось это свидетельство о Благодатном Огне.  Есть несколько причин, объясняющих важную роль чина Благодатного Огня для многих. Во-первых, Благодатный Огонь является важным знаком продолжающейся веры Церкви в воскресение Иисуса Христа. С того самого места, с которого ежегодно появляется Благодатный Огонь, Сам Господь восстал после трехдневного погребения, провозглашая то, что смерть навеки уничтожена, а новая жизнь воскресения открыта всем. Живое пламя является свидетельством о Живом Боге, «Отце светов» (Иаков 1:17)

http://pravmir.ru/svet-kotoryj-prosveshh...

Тоже случилось и со старцем Феофилом. И как задавленный чем-либо тяжелым ищет простора и свободы, так и угнетаемая постоянными нападками начальника Иова боголюбивая душа блаженного немолчно стала вопиять к Богу; «Отыми от мене понос и уничижение, Господи!» И стараясь вразумить строптивого и неразумного начальника, он ограждался от него различными юродствами и даже позволял себе иногда обращаться небрежное достоинством его сана. Но что же из того? Разве не святитель Николай ударил некогда по лицу злочестивого Ария на одном из Вселенских Соборов?.. И вот начальник Иов, сознавая, что поношениями и уничижениями ничего старцу не сделаешь, придумал иной план: он стал собирать различные клеветы на него, надеясь хоть этим удалить старца из пустыни. Премудрый Соломон, указывая на такие совещании недобрых людей, говорит: «Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания. Он пред нами обличение помыслов наших. Тяжело нам смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других и отличны пути его. Он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших как от нечистот.» (Прем. 2, 12, 14– 16). Не знаю, сознавал ли Иов напраслину гнева своего на праведника, но по донесению его видно только одно, что из желания придать клевете вид настоящей правды юродственная жизнь блаженного старца Феофила истолковывалась совершенно превратно. Он писал митрополиту, что иеросхимонах Феофил «наносит поношение монашеству и своим небрежением о сане совершенно отвергает себя от оного, распространяет суеверие и ханжество, а сокрытием внутреннего быта своей жизни, дерзостью и буйством подает сомнение в самом его веровании и здравом состоянии умственных способностей...» Что же может быть ниже подобного ослеплении человеческого ума? Не таким ли точно образом, как поступали враги Феофила, собирали лжесвидетельства и на Иисуса Христа? Но души праведных в руке Божией. Сколько ни старались недоброжелатели блаженного старца, они не могли достигнуть желаемого успеха.

http://pravicon.com/info-3800

Эти братья дружили с «великим страннопреемцем» Исидором, который имел несчастье обратить на себя несправедливый гнев Феофила, александрийского архиепископа, по делу, в котором Бог и совесть оправдывали поведение Исидора. Феофил был злым гением своего века. Он обладал громадными богословскими познаниями и авторитет его, как ученого, был весьма высок. Его церковная деятельность была длинным рядом злодеяний. Феофил был мстителен, честолюбив и корыстолюбив и для удовлетворения сих страстей употреблял хитрость, лесть, насилие, клевету, подкуп и прочие недозволенные средства. Клирики его не любили. Епископов он притеснял. Церковное имущество присваивал себе. Исидор Пелусиот называл Феофила «пламенным другом драгоценных камней, усердным почитателем золота». Пользуясь в Константинополе уважением, Феофил всегда принимал сильное участие в замещении Александрийской префектуры. Феофилу шпионы усердно (за деньги) доносили, что делается в императорском дворце и в среде высшей столичной знати. Палладий называет Феофила «христианским фараоном» Египта. Вражда между Исидором и Феофилом возникла из-за корыстолюбия последнего, которое было безмерно. Исидор, по просьбе одной женщины, не заявил Феофилу, что от нее получил сумму денег для раздачи бедным. Деньги были розданы без участия Феофила, которому ничего не досталось. Во второй раз Исидор не подтвердил ложного показания, которого требовал от него Феофил, чтобы присвоить себе наследство, предназначенное через его сестру в пользу церкви. Исидор был предан суду Феофилом, но не за эти поступки. «Долгим» братьям приказано было подтвердить взведенные на Исидора Феофилом клеветы. Но «Долгие» монахи сказали, что «не знают в Египте человека более достойного», чем Исидор. Исидор, все-таки осужденный, должен был искать спасения от преследований мстительного Феофила и ненадолго нашел покой в Нитрийском ските у Долгих братьев. Они старались испросить ему прощения у Феофила, но сие не удалось. Феофил обвинил Долгих братьев в ереси Оригена , в оригенизме 27 , заковал в цепи, а Аммонию избил лицо до крови, заключил несчастных иноков в тюрьму, а потом, выпустив их по настоянию любившего их народа, отправил в места их суровых подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010