В связи с этим хотелось бы привести некоторые факты, показывающие исключительную абсурдность подобных обвинений. Делаем мы это не потому, что эти обвинения являются чем-то заслуживающим внимания, а из любви к нашим соотечественникам, соблазненным неоязыческими теориями. Одно из клеветнических поползновений неоязычников - это обвинение князя Владимира в том, что он крестил Русь не потому что познал Истину, а потому, что сам якобы был евреем и хотел «насадить чуждую славянам культуру»! Этим «бредом воспаленного воображения», заполнены все неоязыческие Интернет ресурсы, снято множество роликов и лекций. Зиждется эта ложь на следующих «доказательствах»: Эти три постулата, разбавляются множеством не менее экзотической клеветы. Итак, рассмотрим их. Ложь 1 а . Каган Ложь рассчитана на необразованную часть населения, которой лень посмотреть на сохранившиеся исторические свидетельства. Слово каган (или хаган ) в понимании царь, правитель, князь - алтайский титул символизировавший верховную власть у древних тюрок. Согласно арабо-персидской " Книге путей и государств " ученого Ибн-Хордадбеха (ок.820-890г.г.) титулом хаган именовались правители Тибета, уйгур, аваров, хазар. Распространился этот титул и среди славян, причем его употребление было повсеместным еще за несколько веков до правления князя Владимира. Так уже в конце VI века (!) в диалоге с императором Византии славяне прибывшие с посольством называют своего правителя каганом . Об этом пишет историк Феофилакт Симокатта (ок. 580-х гг. - после 641 г.), императорский секретарь написавший «Вселенскую историю»: На вопрос императора по какой причине они находятся в ромейских пределах они отвечали, что по племени они славяне, что каган их отправил к ним послов с тем, чтобы собрать военную силу, и прислал почетные дары их племенным владыкам. Византийский историк Феофан Исповедник в " Хронографии " пишет: 732/733г. В этом году василевс Лев женил сына Константина на дочери хагана, властителя скифов, обратив ее в христианство и назвав Ириной.Она же, изучив священное писание, отличалась благочестием, порицая их нечестие.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Прежде всего Анастасию нужно было покончить с исаврами в столице, которые, как известно, при Зеноне получили преобладающее влияние. Их исключительное положение раздражало население столицы. Когда же после смерти Зенона среди исавров обнаружилось движение против нового императора, Анастасий быстро изгнал их из столицы, конфисковав имущество и лишив должностей, а затем в упорной шестилетней войне с исаврами окончательно смирил их уже в самой Исаврии. Многие из исавров были переселены во Фракию. Так закончился сравнительно короткий период варварского исаврийского засилья в Византии. В решении исаврийского вопроса в пользу правительства заключается большая заслуга Анастасия. Из внешних событий, кроме изнурительной и безрезультатной войны с Персией, имеют крупное значение для последующей истории отношения на дунайской границе. Северная граница, после удаления остготов в Италию, подвергалась в течение всего царствования Анастасия опустошительным набегам болгар, готов и скифов. Нападавшие с конца V века на византийские пределы болгары были народом тюркского происхождения. Впервые имя болгар на Балканском полуострове упоминается при Зеноне в связи с остготскими передвижениями на северной границе. Что касается несколько неопределенных названий гетов и скифов, то, принимая во внимание неосведомленность хронистов того времени в этнографических наименованиях северных народов, в этих именах можно видеть понятие собирательное, и наука считает возможным среди них находить славян. Византийский писатель начала VII века Феофилакт Симокатта даже прямо отождествляет гетов со славянами. Таким образом, при Анастасии впервые славяне начали производить вторжения вместе с болгарами на Балканский полуостров. " Гетские всадники " , как говорит источник, опустошив Македонию, Фессалию и Эпир, доходили до Фермопил. В науке высказывались мнения о заселении славянами Балканского полуострова в более раннее время. Профессор Дринов, например, на основании изучения географических и личных имен полуострова, возводил начало его заселения славянами к концу II века н. э. В настоящий момент эта теория отвергнута.

http://sedmitza.ru/lib/text/434277/

189 Grant R. M. The Case against Eusebius, or Did the Father of Church History write History?//St P 1975 Vol 12 P 413 192 Например, виднейшие представители ранневизантийской церковной историографии были людьми светскими, получившими классическое образование Сократ Схоластик , например, по мнению большинства исследователей, был адвокатом, а не священником (Подробнее см. Кривушин И. В. Ранневизантийская С 16). Ермий Созомен также занимался адвокатской практикой и, по всей вероятности, был человеком светским (Там же С 19–20). Однако, несмотря на свое классическое античное образование и род деятельности, и тот и другой посвятили свою творческую жизнь написанию именно «Церковной истории». 193 Досталова Р. Византийская историография (характер и формы)//ВВ Вып. 43, 1982 С 30 Кривушин И. В. Время в «Истории» Феофилакта Симокатты//Вестник ЛГУ, Серия 2, 1991 Вып 4 23) 194 Подробнее об этом см. Rousset P. La conception de l " histoire à l " époque feodale//Mélanges d’histoire du Moyen Age dedies à la memoire de Lowis Halphen Pans, 1951 P 629 197 Momighano A. Pagan and Christian Historiography in the Fourtn Century AD//The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century Oxford, 1963 P 85 Евсевия довольно часто обвиняли в утаивании своих источников и в плагиате. Хотя «Хронография» Юлия Африкана сохранилась только во фрагментах и была восстановлена только в XIX веке Г. Гельцером, долгое время упорно держалось мнение, что именно с нее Евсевий «списал» свою «Хронику». Однако Г. Гельцер, первоначально придерживавшийся того же мнения, восстановил в 1898 году и впервые издал сочинение Юлия Африкана и, сопоставив его с «Хроникой» Кесарийского епископа, пришел к выводу, что «Евсевий – даже более значительный историк, который самостоятельно проверил и критически разобрал источники Африкана. Он соотнес вавилонскую хронологию Бероса, египетскую хронику Манефона и греческий список правителей Кастора Родосского с иудейским летоисчислением» (Gelzer Н. Sextus Julius Africanus und die Byzantinische Chronographie Leipzig, 1880–1885 Цит. по Dempf A. Eusebios als Historiker S 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Подавляющая часть светских вариантов «истории», писавшихся в Византии – это «истории империи». На протяжении всего времени своего существования, историческое прошлое для византийской цивилизации имело значение только как «нечто» предшествовавшее самой империи, как «... рынок всего знания, которое даёт каждому то, что в чём он нуждается... Одним словом, это сокровище, которое содержит различные драгоценности, это аптека, которая предлагает любой род лекарства, это как разнообразная библиотека, как живой наставник»/71:26/. Философия прошлого» византийской историографии рассматривает прошедшие эпохи исходя из острой актуальности их для настоящего, незаменимости их будущего. Без знания прошлого т.е. без знания истории невозможно, как сказал Феофилакт Симокатта «пройти истинным путём в жизни»/113:27/. Точка зрения, представляющая историческое прошлое, как много раз уже реализованное настоящее и будущее, была распространена среди византийских светских историков, философское осмысление данной ситуации составляло обязательный элемент исторического повествования. Византийская «философия прошлого» – это разархивированный арсенал исторических типов, снимающий уникальность любого явления, низводящий его до тривиального плагиата, обесценивающий самые высокие достижения, заслуги, подвиги и разного рода выдающиеся деяния. Не случайно все византийские «истории» наполнены предостерегающим пессимизмом, обращённым к читателю и самому автору. Воплощённая в фигуре императора или простого человека, облачённого государственной властью, «имперская» византийская история реализуется как индивидуальная судьба человека. В судьбе императора «имперская» история находит своё истинное бытие, все смыслы и предназначения получают свою реализацию именно здесь. Без фигуры императора нет византийской «истории». Христианизация истории – это один из ключевых моментов конфессиональной византийской философии истории. В «Пасхальной хронографии» (7 век) происходит процесс «упорядочивания» времени, сведения к одному критерию многообразных хронологических систем, замена многочисленных эр, веков и эпох одним единым временем, освящённым христианской традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В столице настроение чиновников и знати по отношению к правителю было в высшей степени враждебное. Только с помощью кровавого террора мог Фока удерживать свою власть. В это время способнейший генерал Приск, которого Фока сделал своим зятем и возвысил в степень comes excubitorum, вошёл в сношения с экзархом Африки Ираклием и его братом Григорием. Эти последние с некоторого времени уже приготовились к борьбе. Сын Григория, Никита, двинулся сухим путём в Египет и завладел после упорной битвы Александрией; в то же время сын экзарха, Ираклий, поплыл с африканским флотом прямо к столице. В начале октября 610 года флот вошёл в гавань Византии, не встретив серьёзного сопротивления. Фока пал жертвой народной ярости; с ним вместе погибли руководящие люди его правления Доментиол, Вонос и Леонтий. 5 октября 610 года сенат и народ торжественно провозгласил Ираклия августом и он был коронован патриархом Сергием. С Ираклия мы опять можем начать новый исторический период: его царствование одновременно и последняя плита на гробнице умирающего времени и начало новой эпохи. Эллинская классическая культура, проявившая ещё свои жизненные силы особенно в исторической литературе (Приск, Малх, Прокопий, Агафия, Менандр), дала свой последний отпрыск в Феофилакте Симокатте, клиенте гениального покровителя науки патриарха Сергия. Вскоре за этим наступает полуторавековой период полного варварства. Ужасная борьба за существование с Востоком, продолжавшаяся всё это время, заставила замолчать и муз и законы. Конечно, только педанты могут презрительно думать и говорить о подобном бесплодном в литературе времени; но с древнегреческим великолепием тогда было надолго покончено. К этому моменту мы лучше всего можем отнести начало новой эпохи. Мы покидаем классическую древность и вступаем на порог переходного времени. III. Династия Ираклия и борьба с исламом (610–717 гг.) Со времени отречения племянника Юстиниана пурпурная мантия доставалась почти исключительно военным. Ираклий (610–641 гг.) 12 был тоже военным; он происходил из семьи, уже в течение двух поколений занимавшей высокие посты на военной и гражданской службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Pasch. 701. 11-13) [Speck 1988: 27-28]. Фока, успевший утопить в Босфоре «золотой запас» империи, был арестован и подвергнут мучительной казни, подробно описанной коптским епископом Иоанном Никиусским, рассказ которого сохранился в древнеэфиопском переводе и был составлен по воспоминаниям очевидцев (Zotenberg 1883: 432). Как отмечает армянский историк VII века епископ Себеос (или же, что более вероятно, Псевдо-Себеос), первоначально Хосров II отказался признавать узурпацию Ираклия и заявил послам Ираклия о своей полной поддержке самозванца Лже- Феодосия (Ps. Sebeos 1904: 57). Ираклий не был признан в качестве императора не только Хосровом II, но даже некоторыми византийскими военачальниками. В частности, брат Фоки, Коментиол, командующий экспедиционной армии, сосредоточенной в Сирии, перезимовав в Анкире, в начале 611 года поднял мятеж против Ираклия и начал наступление на Константинополь. Во время ночного привала в одной из провинций Малой Азии Коментиол был убит патрицием Юстином, командиром армянского подразделения (Festugière 1970: I 121-123) [Мехамадиев 2018: 1384-1401]. Мятеж Коментиола нашел отражение в литературном агиографическом произведении, созданном в эпоху императора Константа II (641–667) и известном как «Житие Феодора Сикеота». Автор «Жития» опирается на источники, относящиеся к началу правления Ираклия и рассказывает читателю не только о мятеже Коментиола, но и о захвате персами Кесарии Каппадокийской, который произошел вскоре после убийства Коментиола Юстином (Festugière 1970: I 123-124). Возможно, Коментиол и Хосров II поддерживали связь через гонцов и действовали синхронно. Был ли связан мятеж Коментиола с его личной верностью свергнутому брату, или же в действительности Коментиол, узнавший о его свержении, решил встать на сторону Лже-Феодосия? Этот вопрос остается открытым. Пауль Шпек утверждал, что повествование Феофилакта Симокатты об убийстве истинного Феодосия так же, как и рассказ о самозванце Лже-Феодосии, представляет собой фальсификацию, элемент придворной пропаганды Ираклия, который спустя многие годы после описываемых событий, мягко говоря, не был заинтересован в том, чтобы признавать факт спасения в Иране старшего сына Маврикия, являвшегося законным императором, и тем самым расписываться в собственной узурпации престола [Speck 1993: 175-254].

http://bogoslov.ru/article/6192254

4 . Каган, услыхав об уходе ромейского войска, очень удивился. Затем он отправил послов к Приску, желая узнать о причине обратного похода. Приск, насколько было возможно, убедительными словами обманул кагана. 5 . Дня через три Приску было дано знать, что каган хочет напасть на ромейские земли и что он приказал толпам славян переправиться через Истр; в страшном гневе он едва мог перенести, что ромейские войска покрыли себя столь великой славой. 6 . Таргитий и наиболее знатные из варваров советовали кагану не затевать войны с ромеями; они говорили, что он сердится на них несправедливо. 7 . И Приск с большой находчивостью отправил кагану посла (имя ему было Феодор), по своим природным дарованиям человека ловкого и остроумного, по специальности – врача, умевшего свободно говорить. Он пришел к кагану в сознании своей силы. 8 . Варвар, полный гордости вследствие сопутствовавших ему удач, держал себя очень надменно; он говорил, что является владыкой всего племени и что, где бы ни сияли лучи солнца, нет никого, кто бы осмелился ему сопротивляться. 9 . Поэтому ромейский посол, обладавший большими знаниями в истории, осадил хвастливого варвара, приводя примеры из прежних веков – ведь бывает очень кстати рассказать эпизоды из истории. И вот он сказал: «Выслушай, каган, один древний и очень мудрый рассказ». Такое вступление склонило варвара к вниманию, и рассказ продолжался без всяких затруднений: 10 . «Говорят, что Сесострис 261 был человеком очень счастливым и самым славным среди египетских царей. В старинном рассказе говорится, что он блистал богатством, а его военные силы были совершенно непобедимы. 11 . От всего этого он, так сказать, настолько опьянел, что, сделав себе золоченую колесницу и украсив ее драгоценными камнями, восседал на ней. Не пожелав иметь в упряжке ни лошадей, ни мулов, Сесострис наложил ярмо повозки на шеи побежденных им царей и заставил этих несчастных тащить на себе колесницу по площади. 12 . А так как египетский царь не соблюдал умеренности в своем счастье и не раз открыто оскорблял побежденных в их несчастном положении, то, говорят, во время великого и славного праздника, когда собралась большая толпа египтян, один из царей, на которых было наложено ярмо колесницы, не захотел тащить повозки, но часто оборачивался назад и смотрел на движение колес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Тогда каган, прежде чем император узнал о чем-либо случившемся, отправил послов к Маврикию, пытаясь получить назад пленников. 2 . Маврикий, пораженный угрозами варвара и обманутый их словами, приказал Приску возвратить кагану взятых в плен аваров. Таким образом, варвары были выданы из Томиса кагану. 3 . Коментиол, как будто пробудившись от какого-то долгого сна, решил избавиться от болезни. Поэтому он отправился в Девы и, желая пройти так называемой Траяновой военной дорогой 326 , собрал там некоторых из местных жителей и потребовал, чтобы они дали проводника; он торопился провести зиму в Византии. 4 . Местные жители отсоветовали Коментиолу идти этой тропой. Придя в гнев, двоих из тех, которые ему это говорили, он велел казнить. Тогда жители Нов сказали Коментиолу, что нет у них человека, который смог бы показать ему этот путь, но что за двенадцать миль отсюда остался еще глубокий старик ста двух лет от роду; они утверждали, что он знает военную дорогу императора Траяна. 5 . Отправившись в эти места, стратиг Коментиол велел этому старику стать его проводником. Старик сильно колебался и выражал неудовольствие; он предупреждал стратига, что это тяжелое предприятие, подробно рассказывая ему о трудности пути, о бывающих там холодах, о том, насколько дик этот путь: ведь по этой дороге не ходили вот уже лет девяносто. 6 . Но стратиг настаивал, не слушая старика. Дурное решение одержало верх, и ромейские войска приступили к этому переходу. 7 . И вот случилось, что в эти дни ударил необычайно сильный мороз, все покрылось глубоким льдом, а так как еще поднялся сильный и резкий ветер, то многие из ромейского войска погибли; погибла и большая часть вьючных животных. 8 . В крайне плачевном состоянии Коментиол с трудом добрался до Филиппополя. Там он провел все зимнее время, а с наступлением весны отправился в Византию 327 . Летом император Маврикий вновь назначил его стратигом. 9 . На девятнадцатом году царствования императора Маврикия 328 у ромеев и варваров не произошло ничего замечательного. На двадцатом году 329 император Маврикий назначил своего родного брата Петра стратигом войск в Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Когда император закончил эти речи, раздался шум рукоплесканий подданных и сильный поток восхвалений, как частый дождь, излился на него. И действительно, это избрание кесаря было вполне заслуженным. 2 . Соблюдая обычай провозглашения императором, кесарь написал об этом извещение и переслал его персидскому царю. 3 . С наступлением весны 155 он отправил послов и во всеуслышание объявил через них о прекращении войны. Этим он преследовал достойную цель: он просил перемирия. Ведь нет ничего драгоценнее мира для людей разумных и помнящих о своей смертной судьбе и краткости жизненного пути. 4 . Но одновременно он собирал боевые силы и потоком золота склонил души воинов на всякие опасности, стыдом за полученную плату покупая у них готовность умереть. 5 . Благородное великодушие цезаря сгладило память о бесчинствах варваров, был обуздан страх перед опасностями, погас гнев, вызванный неудачами, получили отпор излившиеся на города бедствия, и все зло его разумной прозорливостью было изгнано. 6 . На этот год стратигом был назначен Юстиниан, сын Германа, считавшийся в числе самых высших чиновников 156 . 7 . Этот стратиг старательно стал исправлять прежде недисциплинированное войско, придавая определенную форму тому, что было бесформенным, и нестройному сообщая стройный вид. 8 . А император продолжал собирать силы и от многих племен набирал военные отряды за большие суммы денег, добиваясь непобедимости своих войск. Он знал, что крупные суммы денег, разумно израсходованные, в случае если даже раньше были неудачи, дадут возможность делам прийти в лучшее положение. 9 . Когда истек срок перерыва в военных действиях и перестала существовать граница перемирия, установленная персами и ромеями 157 , персидское войско прибыло в места, соседние с Дарой. Так решил Тамхосро, который в это время управлял персидским войском, муж многочтимый у персов. Против него стали лагерем и ромеи. 10 . Но ни то, ни другое войско не начинало боя. Долгое время оба лагеря глядели друг на друга, в конце концов военные предприятия перешли в разговоры о заключении договора. Перемирие было заключено на тех условиях, чтобы на востоке в продолжение трех лет было полное спокойствие, чтобы не было никакой войны и страны вели мирную жизнь; в Армении же борьба должна была продолжаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 . Начальнику гарнизона было имя Проб. Ранним утром Проб пригласил Хосрова в город, принял его с почетом и любезностью, к его женам, имевшим при себе грудных детей, проявил особенное человеколюбие, а его телохранителей и окружавшую его свиту – их с Хосровом было тридцать человек – он устроил в высшей степени прилично. 8 . На другой день Хосров, царь персов, попросил у Проба позволения послать кесарю письменное извещение и, написав свое царское письмо, отправил его ромейскому самодержцу через посредство Проба. 9 . На другой день Проб уведомил Коментиола, который как главнокомандующий находился в Иерополе, о пребывании у него Хосрова; он послал к нему и письма от Хосрова к императору, написанные им с мольбой о помощи. Получив такие извещения, сообщенные ему в Иерополе Пробом, Коментиол поручил одному из скороходов доставить их императору. 10 . Услыхав об этом, император Маврикий проникся радостью и окрылился великими надеждами; сломав персидские печати, он пожелал прочитать то, что было написано в самом этом послании. 11 . Просьба персидского царя была высказана в следующих выражениях; я приведу здесь это прошение буквально в неприкрашенной форме его выражений, чтобы в простоте его слов мы как в зеркале могли увидеть его безыскусственную искренность. Глава XI 1 . «Хосров, царь персов, мудрейшему царю ромеев, благодетельному, любителю мира, властному, любителю благородства, ненавидящему насилие, деятельному, исполненному справедливости, спасителю обиженных, милостивому, не помнящему зла, – привет. 2 . Как два глаза, освещающие мир, так по изначальному божественному установлению существуют могущественнейшая ромейская держава и земли персидского государства, управляемые разумнейшими скиптроносцами. 3 . В этих величайших державах племена непокорные и склонные к войне превращаются в прах и жизнь людей все время идет в порядке под надлежащим руководством. Это можно видеть в последовательности событий, соответствующей нашим словам. 4 . Но поскольку некие преступные и злые демоны, вращаясь в мире, стремятся все прекрасные божеские установления привести в беспорядок, то, хотя их попытки и не получают благоприятного результата, следует, чтобы угодные богу и благочестивые люди боролись против них, имея от бога сокровище мудрости, руку справедливости и оружие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010