На этом фоне особенно интересно сохранение в первой половине VII в. традиций газской риторской школы, представителем которых был Феофилакт Симокатта. Уроженец Египта, блестяще образованный и талантливый, Феофилакт составил два небольших сборника: фиктивные письма и рассказы «О непонятных явлениях в природе». По большому количеству сохранившихся рукописей можно судить о большой известности этих сборников в средние века; оба они написаны в живой и увлекательной форме. Для одного сборника образцом послужили «Рассказы о животных» Элиана, для другого – эпистолярная беллетристика II–III вв., в большинстве своем сохранившаяся под именами Алкифрона и Филострата. Феофилакт заимствует у Алкифрона манеру вводить исторические и мифологические имена авторов писем и их адресатов – у него, например, Аталанта обращается к Коринне, Сократ к Платону, Фемистокл к Хрисиппу. Заимствована также и манера заключать каждое письмо нравоучительной сентенцией, среди которых встречаются чисто христианские мотивы. Так, после изящной подделки эзоповской басни автор помещает следующую мораль: «Брось заботу об имуществе своем и о плоти, а окружи попечением бессмертную душу, так как она невидима и нетленна» (письмо 34). О большой осведомленности Феофилакта в области античной литературы свидетельствует также и его «История» в восьми книгах, где описано царствование Маврикия (582–602 гг.). Первые же ее страницы говорят о любви автора к риторическим фигурам, олицетворениям, аллегориям; вступление представляет собой витиеватый и пространный диалог Истории и Философии. Последующее изложение пестрит цитатами из Гомера, Платона, Фукидида, трагиков. При этом Феофилакт обнаруживает склонность к словотворчеству, к сложным, порой даже запутанным стилистическим построениям. Его аллегории, затемняющие содержание, уже в IX в. раздражали знатока и ценителя литературы – патриарха Фотия («Мириобиблион», гл. 65). После Феофилакта Симокатты на протяжении почти двух столетий (вплоть до Македонской династии) византийская литература не дала ни одного сколько–нибудь значительного исторического сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

289 Βαρσηλτ και Ουνουγοροι και Σαβροι – γ уннские племена, жившие на Северном Кавказе. Оногуры первоначально селились по рекам Сырдарье, Или, Чу. Продвигаясь на запад, часть их осела на Северном Кавказе, другие же, пройдя вдоль северных берегов Черного моря, вторглись в Дакию, Мезию, Фракию. Местом расселения сабиров был Дагестан. G. Moravcsik. Byzantinoturcica, т. I , S. 40; H. W. Haussig. Theophylakts Exkurs…, S. 364. 291 «Золотая гора» ( Χ ρυσον ορος), ν азываемая Менандром « Ε κτλ («Excerpta de legationibus...», p. 207), » Εκτγ (ibid., p. 193), – π езиденция кагана тюрок, находилась близ г. Куча, к северу от р. Тарим. 292 Χουβδν ( Χουμαδν). Ο о мнению ряда исследователей, этим словом источники обозначали г.Чанг-ан, столицу Китая. Н.В. Пигулевская . Византия на путях в Индию, стр. 211; A. C. Moule. Christians in China before the year 1550. 1930, p. 45, 48; Heyd. Histoire du commerce de Levant, 1885, p. 16 . Хауссиг («Theophylakts Exkurs…», S. 391–394) полагает, что слово «хубдан» не относилось к какому-либо определенному китайскому городу, но означало резиденцию китайского императора вообще. 293 ... εις Σιγγαν την νησον. Ο о данным югославских исследователей, этот остров находился поблизости от селения Винче под Белградом. (Ф. Баришич. Византиски Сигиндунум, стр. 11, н. 46). 295 Симокатта допускает неточность. В данном случае речь может идти о Саве и Дунае, так как Драва впадает в Дунай значительно выше Сингидуна. 297 ... εις τας λεγομνας Βγκεις – γ ород в провинции Далмации. Этот поход аваров датируется 597 годом. 302 ... ππερι τε εξπεμψε και φλλον Ινδικον κασαν τε και τον λεγμενον κστον. Κασα – κ орица; κ στον – κ орень растения, вывозимого, как и «индийский лист», из Индии. О торговле пряностями в Византии см. Н. В. Пигулевская. Византия на путях в Индию, стр. 97, 106–107. 303 Νικπολις – γ ород в Нижней Мезии, стоявший близ современного селения Стари Никип в Болгарии. («Византиски извори…», стр. 122, н. 76). 305 Димы представляли собой организации населения, создававшиеся по территориальному принципу (по городским кварталам).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

143 В 571 г. в Персидской Армении вспыхнуло восстание против господства Ирана, возглавленное Варданом Мамиконяном. Формальным поводом восстания были религиозные мотивы, а именно – протест против постройки храма огня в г. Двине, центре Персидской Армении. Иранские войска были разбиты восставшими, и ставленник Ирана Сурен казнен. С целью подчинения Персидской Армении создавшимся положением воспользовалась Византия, что послужило одной из причин войны, описываемой Симокаттой. Подробно о восстании в Армении см. «История армянского народа», ч. 1, Ереван, 1951, стр. 99–100. Н. В. Пигулевская. Сирийские источники…, стр. 88–90. 144 Имеется в виду договор 562 г. При заключении мира Юстиниан уплатил деньги вперед за семь лет. Юстин II отказался от уплаты дани. 149 επ τν Κολην Συραν... – у античных авторов этим именем называлась южная часть Сирии с центром в Дамаске. N. Kahrstedt. Syrische Territorien in hellenistischer Zeit. Berlin, 1926, S. 14–34. 164 Иоанн Эфесский дает иную версию: после разгрома Арзанены Маврикий переселил более 10 тыс. местных жителей-христиан в пределы империи на о. Кипр. (Johannis Ephesini. Historiae ecclesiasticae, pars tertia, ed. E. W. Broons, Parisiis, 1935, VI, 14–15, 27, 34). 165 Σιγγρων, Σιγγρα – крепость в провинции Бет-Арабайе, к юго-востоку от Нисибиса. Из рассказа Менандра о встрече византийских послов с Хормиздом в 579 г. (Exc. de legat., p. 241) можно, однако, сделать вывод, что Сингарон оставался в руках персов. 173 о τ ων νομδων βαρβρων ηγομενος Αλαμονδαρος νομα... Симокатта имеет в виду главу арабского княжества Гассанидов, занимавшего области к юго-востоку от Дамаска. Приняв христианство в его монофизической форме, Гассаниды с начала V в. активно участвовали в войнах в качестве союзников Византии. Об Аламундаре см. Н. В. Пигулевская. Арабы VI в. по сирийским источникам. – Труды второй сессии ассоциации арабистов 19–23 октября 1937 г., М.-Л., 1941, стр. 49–70; P. Goubert . Byzance avant Islam, t. I, p. 249–260. 176 Маврикий возвратился в Константинополь весной 582 г. Его победы были отмечены в столице пышным триумфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

210 Χαρχς, Χρχας – κ репость близ Нисибиса. Ее название происходит от сирийского «карка» – крепость, укрепленное место. Слово это сохранилось в некоторых названиях: Кархароман – Karka romiae (см. прим. 43 к книге I), Карка-де-бет – Селох. См. Н. В. Пигулевская. Города Ирана…, стр. 138–139. 213 Нарсес, – возможно, родственник полководца Нарсеса, прославленного соперника Велизария. До назначения магистром войск Востока он был эгемоном Константины (588 г.), а впоследствии служил при главнокомандующем войск Востока. 215 " Αμμδιος – γ ород к югу от Дары. Симокатта допускает неточности в расстояниях. Крепость Мардис он располагает на расстоянии 3 парасангов (18 км) от Дары (Theoph. Sim., V, 3, 1 ) , тогда как Аммодий стоявший гораздо ближе к этому городу, находится, по его представлениям в 14 парасангах (около 84 км). 222 Нанисины ( Ν ανισηνν – β некоторых списках Симокатты – " Α νισηνν) – ν ародность, жившая по рекам Большой и Малый Заб. 226 Однако арабские и сирийские источники утверждают обратное. Арабский хронист Табари приводит огромную цифру в 20 млн. дирхемов (около 9 млн. руб.), которые были переданы Хосровом Маврикию для раздачи войскам (Th. Nöldeke. Geschichte…, S. 287) . О том, что византийское войско было щедро вознаграждено, рассказывает и Михаил Сириец (Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobit e Antioche (1166–1199), ed. Et trad. J.-B. Chabot, v. II, Paris, 1910, p. 372). 227 Крест был послан Григорию, патриарху Антиохийскому, для возложения на гробницу Сергия в храме Сергия Русафского. Этот храм, построенный среди пустыни, пользовался особым почитанием среди христиан Ближнего Востока. 231 В 592 г. О Сейрем ( Σ ειρμ, Š irin) подробно см. Н. В. Пигулевская . Византия и Иран…, стр. 240–241; P. Goubert . Byzance avant Islam, t. I, p. 176–178. 232 Наряду с официальной государственной религией – зороастризмом в Иране VI в. большое распространение приобрело христианство . Источники содержат много сведений о религиозной терпимости Хосрова вплоть до предположений о тайном принятии им христианства. Наиболее важным актом следует считать издание Хосровом II закона о прекращении гонений на христиан. По его разрешению восстанавливались старые и строились новые христианские церкви, влиятельное положение приобретали высшие слои христианского клира. Однако вопросы религии для Хосрова были прежде всего вопросами политики. Разрыв с Византией в начале VII в. повлек за собой изменение и религиозной политики, возобновление гонений на христиан, вмешательство в дела клира и другие направленные против христианства действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

352 Хотя нам неизвестно, какую часть военной добычи полагалось отдавать императору, членам императорской семьи, а какую часть оставлять армии, текст Феофилакта подразумевает существование определенного порядка ее распределения. Согласно Кодексу Юстиниана, стратегу шла 1/12 часть трофеев. См.: Kaegi W. E. Op. cit. P. 105. А. Дэнсчитает, что в VI в. доля стратега была ниже, чем в более позднюю эпоху, когда она составляла 1/6 (согласно «Эклоге» Льва III и «Тактике» Льва VI); ученый определяет ее в 1/10 (Dain A. Le partage du butin de guerre d’après les Traités juridiques et militaires//Actes du VIe Congrès International des Études Byzantines. Paris, 1950. T. 1. P. 347–352). Если это так, то становится понятным, почему попытка Приска передать в 593 г. всю захваченную у славян добычу членам правящей династии вызвала такое негодование в армии, увидевшей в этом акте посягательство на свои законные права. Если принять интерпретацию У. Кэги, особая острота реакции солдат в 593 г. на требование зимовать к северу от Дуная объясняется существованием XIII Эдикта Юстиниана, трактовавшего зимовку во вражеской стране какнаказание (Kaegi W. E. Op. cit. P. 111–113). Поэтому нельзя считать возмущение воинов простым капризом. Вспомним, что это была армия, только что одержавшая крупную победу над славянами (Theoph. Sim. VI. 9). 353 Об этом см.: Кривушин И. В. Городские мятежи в Византии в конце VI – начале VII вв.//Социально-политические конфликты в древних обществах. Иваново, 2001. С. 103. 354 См.: Кривушин И. В.История между порядком и хаосом: Концепция политических конфликтов Феофилакта Симокатты. Иваново, 1996. С. 42–56. 355 О роли этого фактора см.А. Byzantium in the VIIth century. London, 1968. Vol. 1. P. 40; Winkelmann F. Zum byzantinischen Staat (Kaiser, Aristokratie, Heer)//Byzanz im 7. Jahrhundert... S. 215. 357 См.: Tinnefeld F.-H . Kategorien des Kaiserkritik in der byzantinischen Historiographie von Prokop bis Niketas Choniates. München, 1971. S. 51. 359 Joan. Eph. Hist. eccl, V. 20; Theoph. Sim. VIII. 7. 2–3; John Nic. Chron. XCV. 1; Theophanis Chronographia. S. 260. См.об этом комментарий М. Уитби к переводу “Истории” Феофилакта (The History of Theophylact Simocatta/Transl. M. and M. Whitby. Oxford, 1986. P. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В середине 6 в. в европейские степи из глубин Азии проникает еще один народ, спутавший старые карты международной политики и дипломатии. Имя этого народа – авары. Как считали некоторые из писателей, заставших его внезапное появление, они присвоили себе это имя, принадлежавшее другому народу и ставшее грозным и устрашающим. Эту своеобразную кражу они совершили для того, чтобы внушить ужас своим новым соседям. Похоже, что подобные подозрения и инвективы в адрес лжеименных аваров основательны и справедливы. Феофилакт Симокатта в своей «Истории» так рассказывает об этом подлоге: «Когда император Юстиниан занимал царский престол, некоторая часть племен уар и хунни бежала и поселилась в Европе. Назвав себя аварами, они дали своему вождю почетное имя кагана. Почему они решили изменить свое наименование, мы расскажем… Барселт, уннугуры, сабиры и, кроме них, другие гуннские племена, увидав только часть людей уар и хунни, бежавших в их места, прониклись страхом и решили, что к ним переселились авары. Поэтому они почтили этих беглецов блестящими дарами, рассчитывая тем самым обеспечить себе безопасность. Когда уар и хунни увидали, сколь благоприятно складываются для них обстоятельства, они воспользовались ошибкой тех, которые прислали к ним посольства, и сами стали назвать себя аварами. И до нашего времени эти псевдоавары… присвоив себе первенствующее положение в племени, сохранили различные названия: одни из них по старинной привычке называются уар, а другие именуются хунни» 1210 . Феофилакт писал это через три четверти столетия после появления аваров в южно-русских степях, где они столкнулись с уже основательно обжившимися там тюркоязычными и угроязычными ордами, которые, как это видно, трепетали перед одним только именем подлинных аваров. Рассказ историка побуждает к прояснению сразу нескольких вопросов: что за народ были подлинные авары, внушившие ужас степнякам Поволжья и Северного Кавказа, и каково происхождение псевдоаваров, то есть уар и хунни, усвоивших себе чужое и грозное имя, что побудило псевдоаваров бежать из Азии в Европу, и наконец о более определенной локализации исходного региона и конечного места поселения азиатских беглецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Что же касается собственно угров, то часть их – прямые предки современных ханты и манси, которые, как и прежде, обитали на территории современной Башкирии, а также в сибирском Зауралье, вероятно, несколько южнее того региона, где они проживают ныне, оттесненные в таежные и болотистые дебри тюркоязычными ордами, в то время как предки венгров уже в V столетии были вовлечены гуннами, в этногенезе которых они участвовали, хотя и не в главной роли, которая принадлежала тюркоязычному элементу, в продвижение на запад. Своим образом жизни племена угроязычных хуннугуров (оногуров) и сарагуров, или белых угров, не отличались от тюркоязычных племен – недаром греки стали впоследствии называть их потомков венгров турками. Уже в 5 в. они поселились в степи, примыкающей к Кавказским горам, в соседстве с аланами, результатом контактов с которыми явились многочисленные лексические заимствования – слова иранского происхождения в венгерском языке. Оногуры, потесненные тюркоязычными савирами, «заняли, – по словам знаменитого тюрколога М. В. Артамонова, – западную часть степей Азовско-Каспийского междуморья» 1150 . Известные из источников уроги, то есть собственно угры, в середине 6 в. оставались в родном им лесостепном пространстве Среднего Поволжья и Южного Приуралья. По словам византийского историка Феофилакта Симокатты, «это одно из самых сильных племен в силу своей многочисленности и благодаря военным упражнениям – в полном вооружении. Они живут на востоке, там, где течет река Тиль, которую тюрки обыкновенно называют Черной» 1151 . «Тиль» Феофилакта – это Итиль, как и по сей день называют Волгу тюркоязычные народы. В 560-е гг. угры были разбиты и покорены тюркютами, которые принудили их платить дань. Впоследствии, воспользовавшись междоусобицей в тюркютском каганате, угры, как и их соседи хазары и аланы, «восстали против тюркютов и сбросили их иго», так что «тюркютам пришлось их вновь завоевывать. Тюркютские послы, в 598 г. явившиеся к императору Маврикию от хана Дяньгу для того, чтобы закрепить союзные отношения… уведомили греков о полном разгроме тюркютами восставших против них угров» 1152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Наибольшее признание и распространение получило предание, в котором Л. отождествляется с Луп(п)ом, слугой вмч. Димитрия Солунского (пам. 26 окт.). Согласно этой традиции, Л. жил на рубеже III и IV вв. и принял мученическую кончину при имп. Максимиане Галерии (293-311) в Фессалонике. В Житии вмч. Димитрия сказано, что Л. присутствовал при казни своего господина, собрал капли его крови в орарь и омочил в ней его перстень. От этих реликвий стали происходить чудеса, молва о к-рых разнеслась по городу. Император приказал казнить Л. (BHG, N 497 и 497b - ActaSS. Oct. T. 4. P. 65, 94-95, 102-103). Вероятно, почитание Л. распространялось вместе с почитанием вмч. Димитрия. На рубеже VI и VII вв. о почитании Л. в Византии свидетельствует историк Феофилакт Симокатта. По его сведениям, брат имп. Маврикия (582-602) стратиг Петр оказался по долгу службы в г. Новы (визант. пров. Н. Мёзия, близ совр. г. Свиштов, Болгария); местные жители просили остаться с ними на праздник в честь Л., в канун которого Петр и прибыл к ним. После нек-рых колебаний, вызванных спешной служебной надобностью, Петр остался в Новах на 2 дня ( Theophyl. Sym. Hist. 1887. P. 249). Исследователь Т. Дьюкет предполагает, что Л. мог быть покровителем солдат дунайской армии, от ветеранов к-рой Феофилакт много лет спустя и получил эту информацию ( Duket T. A. A Study in Byzant. Historiography: An Analysis of Theophanes " Chronographia and its Relationship to Theophylact " s History: Diss. Boston, 1980. P. 79). В стихе, помещенном в календаре гимнографа XI в. Христофора Митилинского, Л., о к-ром сказано только, что он был усечен мечом, упомянут вместе с ап. Титом, чья память также совершается 23 авг. ( Christoforo Mitileneo. Calendari. T. 1. P. 455; T. 2. P. 423-425). Ист.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 593-595; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2014. Т. 12. С. 58. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 335-336; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. Р. 161-301; Gordini G. D. Luppo//BiblSS. T. 8. P. 383-384; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 380-381; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Τ. 9: Αυγουστος. Αθναι, 2009. Σ. 245.

http://pravenc.ru/text/2110904.html

От мятежей в армии страдало местное население, особенно сельское. Согласно Феофилакту Симокатте (Theoph. Sim. III. 2. 10) и Евагрию (Evagrius. Hist. eccl. VI. 5), насилие над мирными жителями рассматривалось в тот период как одна из худших форм политической анархии. Не случайно Герман в своем желании сохранить возможность для будущего компромисса с властями заставляет мятежных солдат, принудивших его стать их стратегом, дать клятву воздерживаться от насилий над подданными империи (Theoph. Sim. III. 2. 5). Несмотря на это, восстание 588–589 гг. открыло путь всеобщей анархии в восточных провинциях. Вот в каком драматическом ключе рисует ситуацию Феофилакт Симокатта: «Вследствие этого мятежа поднялись для Востока целые волны бедствий: “отовсюду беда за бедой восставала”, говоря теми словами, какими описывают такие бедствия поэты; 381 одни теряли все свое имущество, другие в пути подвергались нападению разбойников и насилию, у иных опустошались поля; всюду процветало насилие, и преступлениям предоставлялась полная свобода» (Theoph. Sim. III. 2. 10). 382 Набрасывая столь мрачную картину, Феофилакт стремится подтвердить негативную характеристику восставшей армии как безрассудной и склонной ко злу толпы. Стратегов же в ситуации конфликта с армией он пытается представить как сильную сторону, как воплощение разумности. Однако данные его «Истории», позволяющие изучить реакцию военачальников на мятеж, свидетельствуют, что необходимым условием его прекращения было удовлетворение ими солдатских требований. Каким бы запутанным ни казался текст Феофилакта и какие бы споры он ни вызывал, 383 он со всей очевидностью показывает, что власть постоянно шла на уступки. Лишь в ходе восстания 593 г. Приску удалось убедить воинов согласиться на передачу всей захваченной у славян добычи императору и императорской семье (Theoph. Sim. VI. 7. 9–8. 3). У. Кэги, безусловно, прав в том, что неоднократная демонстрация слабости власти усиливала у солдат чувство безнаказанности и силы и создавала почву для новых конфликтов. 384 В то же время можно сделать вывод, что в условиях постоянно существовавшей угрозы возникновения военных мятежей и их перерастания в государственный переворот особое значение приобретали быстрота и характер реакции военачальников. 385 История восстания в Монокарте свидетельствует, как запоздалая уступка лишь обостряет противостояние. В целом поведение военачальников в ситуации военных мятежей может рассматриваться как одно из ярких проявлений прогрессирующего кризиса системы политического управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Впечатление ужаса, который переживали свидетели гибели Маврикия, вызвало рассказы о чудесных явлениях, случившихся в то время. Так, Феофилакт Симокатта сообщает, что в день этого страшного события епископ Халкидона собрал на мощах св. Евфимии, покоившихся в храме ее имени, свежую кровь на губке, которой он их обтирал. Истечение свежей крови из этих мощей было чудом, в которое верили в то время. С полной верой и очень подробно рассказал о нем антиохиец Евагрий, когда в своем изложении о Халкидонском соборе помянул о храме св. Евфимии. Он имел случай посетить этот храм и дал точное его описание и вид аркосолия, в котором покоились мощи, описал также и способ, каким происходило чудо. 1176 Феофилакт сообщает, что император Маврикий не верил в это чудо и в 12-й год своего правления приказал опечатать мощи св. Евфимии. Но в день его смерти чудо произошло на глазах многих лиц, и свежая кровь была выжата из губки в стеклянный сосуд. 1177 В Александрии, родном городе Феофилакта, произошло также чудо. Один ученый человек, проведший ночь на пиру у приятеля, который праздновал по александрийскому обычаю седьмой день по рождении сына веселой пирушкой, затянувшейся на всю ночь, возвращаясь домой через площадь, где стояли статуи, увидел, что они двигаются и услышал от них весть о гибели Маврикия. На следующее утро он сообщил об этом префекту Египта Петру, который приходился родственником автору, и тот, подивившись чуду, приказал ему молчать до времени. Когда на девятый день после того было получено известие о том, что произошло в Константинополе, префект позвал к себе того человека и заставил его при свидетелях рассказать, что ему сказали статуи. 1178 Начавшееся с кровавых ужасов правление Фоки, вознесенного на трон сцеплением роковых случайностей, имело такое же кровавое течение. Придворная знать старалась к нему примениться и в первое время это кое-как удавалось. Но вскоре грубый солдат, почувствовавший власть в своих руках, отплатил ей за это кровью и вписал свое имя в скрижали истории страшными несчастьями, постигшими империю за краткое время его правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010