Арх. Св. Синода, д. 1786 г. 52 с приложением двух книг: кн. I, лл. 1–522, кн. II, лл. 1–571. Тут масса данных и о введении духовных штатов в великорусских епархиях. Кстати заметить, что с 1786 г. Киево-Печерская Лавра имела первенствующее значение среди киевских епархиальных монастырей. Межигорский монастырь собственно монашествующие из него, был переведен в Таврическую область после того, как монастырь в 1787 г. сгорел и был упразднен. Он заметно пал после того, как пал его главный приход – Запорожская Сечь (1775 г.). Киево-Межигорский монастырь восстановлен совсем недавно в 1886 г. митроп. Платоном. Он находится в 20 верстах от Киева на правом берегу Днепра. 1012 Проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия, стр. 73–77. В 1793 г. числилось 702 церкви, в 1795 г. – 703 церкви, но в это число не входят церкви, находившияся в то время во вновь присоединенных от Польши областях, еще не приведенных в известность. 1013 Арх. Св. Синода, д. 1790 г. 45. К. Арсеньев г. Градижск в 1784 году помещает в числе городов Екатеринославского наместничества (Статистические Очерки... стр. 119); между тем при образовании Екатеринославского наместничества 22 янв. 1784 г. в числе его 15 уездов не было ни Градижского, ни Голтвинского уездов (Записки Одесского общества истории и древностей… III, стр. 126–127). Проф. Ф. И. Титов пишет, что г. Градижск с уездом только в 1789 году по высочайшему указу отошел из Киевского наместничества в Екатеринославское (Киевская митрополия епархия... стр. 66). Киевский митроп. Самуил (Миславский) в 1790 г., после указа Св. Синода 5 февр. 1790 г. об отписке Градижска и Голтвы с частями уездов к Екатеринославской епархии, доносил Св. Синоду, что Градижск и Голтва еще в 1785 г. по указу от 31 марта отошли к Екатеринославскому наместничеству, только по церковному управлению они с частью уездов остались в ведении киевского митрополита, вероятно, потому, что естественные границы их с юго-запада Днепр, с юго-востока левый приток его Пеел отделяли Градижск (ныне Градище, Кременчугского у.) и Голтву (ныне Замостье Кобеляц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

До того времени, по словам новейшего специалиста-исследователя по истории Киевской митрополии проф. Ф. И. Титова, в актах упоминаются только отдельные монастыри и церкви Киевской епархии и при том всегда частично. 913 В 1722 году в ней, без Киево-Печерской Лавры, Киево-Софийского кафедрального и Киево-Межигорского ставропигиального 914 монастырей было 34 монастыря с пустынями, без заграничных монастырей, а именно: в Киеве было шесть мужских монастырей: 1. Михайловский Златоверхий, 2. Никольский Пустынный, 3. Богоявленский Братский, 4. Троицкий-Кирильский (Кирилловский), 5. Михаиловский-Выдубецкий и 6. Петропавловский Подольский, женских три: 1. Флоровский, 2. Иорданский и 3. Богословский; заднепровские монастыри, т. е. по левую – русскую сторону Днепра, мужские: 1. Козелецкий-Георгиевский, 2. Нежинский-Благовещенский 3. Батуринский Никольский, 4. Максаковский Спасский, 5. Глуховский Петропаловский, 6. Густынский Троицкий, 7. Мгарский Преображенский, 8. Гадяцкий Никольский, 9. Полтавский-Крестовоздвиженский, 10. Нехворощанский Успенский, 11. Скитский-Крестовоздвиженский, 12. Пивский Николаевский, прозываемый городище; женские: 1. Гамалеевский Харлампиевский, 2. Глуховский-Успенский, 3. Новомлинский Успенский, 4. Нежинский Введенский, 5. Козелецкий-Богословский, 6. Ладинский Покровский, 7. Полтавский Покровский-Вознесенский; пустыньки за Днепром: 1. Мутинская, 2. Чарнуцкая, 3. Сорочинская,       4. Сокульская, 5. Деймановская и 6. Гаеванская (Гневанская). 915 По ведомости (неполной) от начала 30-х гг. ХИШ в. в Киевской епархии вместе с Киево-Печерской Лаврой, но без Межигорского монастыря, названо 19 мужских обителей, в том числе 14 мужских монастырей, 1 пустынь и 2 скита; в вотчинах Киево-Печерской Лавры было пять монастырей – Свенский, Чолнский, Змиевский, Синявский и Омбышский. 916 У митрополита Евгения за 1743 год в Киевской епархии показано уже 45 монастырей, из них 20 мужских, приписных к ним скитков или пустынек – 13, женских монастырей – 12. 917 В 1756 году в собственной Киевской епархии было 46 монастырей, включая в то число Киево-Софийский кафедральный монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Рукопись об отце Паисии, к сожалению, не сохранилась. Владыка Феодосий писал, что во время свирепствования чумы в 1750 году келья настоятеля была сожжена. Кроме того, по словам Феодосия в эти же времена монастырь подвергался всевозможным разорениям. И только к 1672 году обитель вновь возродили. Существует также предание, которое привёл архиепископ Гавриил. Согласно ему на месте будущего монастыря поселились два пустынных инока (имена не сохранились). В то время здесь был густой лиственный лес, преимущественно дубовый. Как-то этих иноков обнаружили местные разбойники. Узнав, кто перед ними (а разбойники были верующими), стали они часто приходить к инокам, приносить пищу. Впоследствии они же начали возводить келью для них. Спустя некоторое время иноки узнали правду, кто был перед ними. И захотели покинуть это место, то разбойники силой их удержали. Они полагали, что иноки, молясь, уменьшат и их грех разбоя. Когда казаки захватили разбойников, иноки-пустынники снова обрели покой. В период с конца XVII столетия и до 1775 года (год ликвидации Запорожской Сечи) нынешний Пустынный Самарский Свято-Николаевский мужской монастырь был единственной такой обителью на землях всего Нижнего Поднепровья. Она (обитель) входила в триаду церковной жизни запорожских казаков: Киево-Межигорский монастырь – Покровская церковь Коша (главная крепость) – Самарский Пустынный монастырь. По словам епископа Феодосия, запорожцы в то время часто употребляли для обозначения Самарского монастыря такие метафоры, как «Запорожская Палестина», «Новый Иерусалим», «Самарская Палестина». Это говорит о его роли и процветании в тот период. В то время Межигорский монастырь регулярно посылал в Сечь иноков на послушание. Управлял же ими через наместника Самарского монастыря и настоятелей сечевой Покровской церкви. Послушание тогда было довольно трудным, но считалось среди священнослужителей особо почётным. Настоятель Самарского Пустынного монастыря и «начальник» Покровской церкви в Сечи числились по значимости в первых сразу после настоятеля Киево-Межигорского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=04878

А для вящшего утверждения нашея Царского Величества к нему Богомольцу нашему Преосвященному Захарии Корниловичу, Епископу Переяславскому, милости, сию нашу Великого Государя, нашего Царского Величества, жалованную Грамоту нашего Царского Величества Государственною большою печатью утвердить повелели. Дана сия наша Великого Государя нашего Царского Величества, жалованная Грамота Государствия нашего во Дворе, в Царствующем Великом граде Москве, лета от Рождества Христова 1702 месяца Марта 4 Дня, Государствования нашего 20 году. Внизу подписано: Великого Государя, его Царского Величества, Государственной Посольской Канцелярии Дьяк Борис Михайлов. – Справил Иван Петров. На обороте надпись: Божиею поспешествующею милостию мы, Пресветлейший, Державнейший Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексиевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец. Списано с хранящегося в Киево-Софийской ризнице подлинника, писанного на пергаминном листе с золотыми прописьми титула и с рисованною разными цвтами каймою; печать большая на золотом шнуре в сребряном ковчеге при парчевой кустодии. 32. Грамота Царская, Преосвященному Варлааму Ясинскому, Митрополиту Киевскому, о подчинении Межигорского Монастыря Игумена и братии во всем ему Митрополиту Киевскому, жалованная 1705 года Божиею Милостию от Пресветлейшего и Державнейшего Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и многих Государств и Земель Восточных и Западных и Северных, Отчича и Дедича, и Наследника, и Государя, и Обладателя, нашего Царского Величества Богомольцу, Преосвященному Варлааму Ясинскому, Митрополиту Киевскому и Галицкому и Малыя России, наше Царского Величества милостивое слово: – Нам Великому Государю, нашему Царскому Величеству, известно учинилось по доношению Богомольца нашего, Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского, что Киевского Межигорского монастыря Игумен и братия имеют к тебе Богомольцу нашему противность и непослушание, являя себя Ставропигии Патриаршей, Престол же Киевской Митрополии уничижая.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Межигорье, урочище. Межигорский Спасо-Преображенский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1350 и 1400. Год утраты:1935 Адрес: Украина, Киевская обл., Вышгородский р-н, с. Новые Петровцы Координаты: 50.618611, 30.465278 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Межигорский мужской монастырь в честь Преображения Господня в с. Новых Петровцах Бориспольской епархии Изредка Межигорским называется Междугорский Иоанно-Предтеченский монастырь в близ Тобольска. Расположен в селе Новые Петровцы. До разорения XX века монастырь находился в урочище Межигорье, невдалеке от Днепра в глубокой прибрежной долине, в 14 км на север от Киевской Оболони и 2 км на север от Вышгорода. Межигорская обитель вела свою историю от одного из древнейших монастырей на Руси. Существует предание, согласно которому обитель была основана монахами прибывшими из Царьграда вместе со святителем Михаилом в конце X века. Этот монастырь разместился на горе и именовался обителью " Белого Спаса. " В середине XII века благоверный князь Андрей Боголюбский перевел монастырь в уединенную долину Межигорье, окруженную с трех сторон лесом и горами, и построил в тут каменный храм в честь Преображения Господня. Нашествие Батыя и набеги крымских татар привели монастырь в запустение. Известно что в конце XIV века монастырь был восстановлен. К началу XVI века обитель была богата, владела обширными имениями и угодьями, находилась под защитой Польских королей и под покровительством магнатов, проживающих на Волыни и в Киевской области. Затем началась борьба православной Малороссии с насаждаемой поляками унией, страшные казацкие войны разыгрываются во всей степи. В 1592 году казаки ворвались в Межигорский монастырь, убили игумена, избили братию, ограбили келии, сорвали и втоптали в грязь хранившиеся в монастырской церкви универсалы королей польских и жалованные грамоты усердных жертвователей. Затем, после бесплодной борьбы со стороны православных, уния восторжествовала в этом краю и Межигорская обитель претерпела крайнее разорение и поношение.

http://sobory.ru/article/?object=36130

По воле князя Василия-Константина Острожского, в 1599 г. игуменом обители стал о. Афанасий Московитянин, который управлял ею до кончины в 1612 г. (по данным историка Михаила Максимовича, он пришел в Украину отроком, пленником из Московии, и до монашества воспитывался при Острожском дворе). Синодик 1625 г. приписывает о. Афанасию создание храмов свв. апп. Петра и Павла (1607), свт. Николая при трапезной (1609) и Преображения (1611). Их освящение совершил в 1612 г. Софийский архиеп. Неофит из Болгарии (современный историк Алексей Кузьмук допускает, что это могло быть обновление уже существующих церквей, поскольку храмы с такими же названиями известны здесь с сер. XVI в.). Широко известен облик деревянной Межигорской обители, запечатленный в 1651 г. голландцем Абрагамом ван Вестерфельдом и утраченный ею при пожаре 1665 г. В 1676-1690 гг. в монастыре построили каменный Преображенский храм. На 1687 г. обитель имела также 3 деревянные церкви: привратную – свв. апп. Петра и Павла, трапезную – свт. Николая, больничную – Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1717 г. монастырь вновь выгорел, а в 1724-1726 гг. его описания вновь указывают каменную и 3 деревянных церкви. После пожара 1764 г. в обители возвели каменный храм свв. апп. Петра и Павла с колокольней (1772-1774, на средства последнего кошевого запорожских казаков Петра Калнишевского) и каменный корпус келий. В XVIII в. на горе Пекарницкой к востоку от монастыря был пещерный скит с подземной церковью прпп. Онуфрия Великого (историки XIX в. упоминают о пещерном граффити с датой «1700» и дарственных надписях 1723 г. на кресте и подсвечнике подземной церкви). О жизни межигорских иноков похвально отзывалось православное братство г. Вильнюса (в посвящении печатной книги «Духовные беседы прп. Макария Египетского» 1627 г. игумену Межигорья о. Коментарю: «Не утаивается весть о честном вашем житии, достигающем вершин подвижничества, хотя вы его… аккуратно скрывать умеете… Многие, слыша о нем, из далеких стран, от Иерусалима и святой Синайской горы, приходят для лицезрения и подражания вашего жития, и обитать с вами желают… Ежедневно встретишь у вас кузнеца с молотом, плотника с топором, и иных мастеров из разных далеких мест, со всякими инструментами, говорящих с покорностью: «Отче, скажи, что сделать: мы обещали ради спасения души поработать для этого святого места») и митрополит свт. Петр Могила («Лифос», 1644: «Не говорю о монастырях, наделенных фундушами, – обрати свои взоры на монастырь Межигорский, где более ста пятидесяти иноков живут в общежитии, трудами рук своих, подражая примеру пустынника Антония Великого»).

http://azbyka.ru/palomnik/Межигорский_Пр...

Это запутанное положение чрезвычайно тяготило и расстраивало отца Иону. Кроме того, возбуждался даже вопрос о переводе о. Ионы на жительство в Межигорье, что лишило бы громадную часть богомольцев возможности бывать у старца и получать у него утешение. Из Лавры редкий богомолец не заходил в Троицкий монастырь к старцу за благословением, и просветительное значение монастыря было громадно. Многие священники выражали старцу благодарность, что раздаваемые им на общем благословении листики нравственного содержания оказывали самое благодетельное влияние. Часто они, как говорится, попадали прямо в точку. Можно было видеть в монастыре плачущего малороссиянина, который, всхлипывая, говорил: «Що я робив, то против його мени и дав (Что я делал, против того и дал)». И всему этому благотворительному воздействию на народ теперь был бы положен конец. Старец никак не мог согласиться с предложением митрополита Иоанникия устроить в монастыреМежигорье) свечной епархиальный завод с отводом под завод дома и двух десятин земли. Отцу Ионе было не жалко ни дома, ни земли, но он знал, что завод с его рабочим мирским людом внесет только разлад в монастырскую жизнь. Старец говорил протоиерею, который прислан был митрополитом выудить у него согласие: «Подумали ли Вы о том, что фабрика не подходящее для монастыря дело? Раз фабрика, то там и гармоника, и скрипка, и водочка, и табак, и женщины. Хотите, так забирайте себе все Межигорье совсем». Так старец своего согласия и не дал. Все эти обстоятельства заставили о. Иону стремиться к тому, чтобы совсем избавиться от Межигорья. Конечно, старец возносил ко Господу свою скорбь и был услышан. Как-то приехал в Киев князь С. Васильчиков, сын первой вкладчицы на Троицкий монастырь, своими щедрыми приношениями обеспечившей начало обители, княгини Е. А. Васильчиковой. Он посетил могилы своих родителей, похороненных в семейной усыпальнице Ближних пещер Лавры. При посещении старца о. Иона объяснил князю, что многолюдная обитель, возникшая при содействии и на пожертвования его матери, теперь является хутором Межигорского нового монастыря с сомнительной будущностью. Князь вошел в положение и взялся ходатайствовать перед государем о восстановлении Троицкого монастыря в его прежней самостоятельности, с отделением его от Межигорского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В деле развития и распространения религиозных сказаний украинские церковнослужители достаточно потрудились, в то время как священнослужители потрудились по части составления религиозно-полемических сочинений, проповедей и мистерий. Апокрифические сказания и религиозные легенды проникали в народ посредством церковных служителей и богомольцев-странников, в особенности посредством пономарей, стоявших по своему общественному положению между священством и простолюдьем. Народные странствующие певцы и благочестивые странники-богомольцы, толкаясь на церковных папертях и странствуя по монастырям, воспринимали религиозные сказания и разносили их по всей Украине. В думе про Алексея Поповича находится замечание, что Алексей Попович «по тричи на день письмо святее бере, та и читаи, козакив простых на все добре научае». 27 В древнее время переход воинственного казака в благочестивого монаха и обратно священника, или монаха в воина совершался легко, и та рука, которая проливала кровь, при изменившихся обстоятельствах превратной казацкой жизни, превращалась в благословляющую десницу. «Межигорский Дид» Стороженка представляет верную в историческом отношении картинку старика запорожца, переходящего от чтения евангелия к пению воинственной песни и от неумеренного употребления водки в приятельском кругу к горячей молитве. «Вин лит пятьдесят був сичовиком, бывся с ордою, та вже як сстарився, приихав на байдаку з кошовым у Межигорья та зробывсь у ченцив пасишником... Поки ще не выпье, то було и многи лита спива и... Апостола чита. Як же выпив чарку, другу, то вже годи з писания, зараз почне писни спивать, балясы точиг, та таке выгадувать, хоч з хаты тикай...» Такие разносторонние богатыри и пройдысьвиты, как Алексей Попович малорусской думы и Межигорский дид Стороженка, многое видели и слышали, обо многом могли порассказать, начиная от песни-думы про землю турецкую, веру басурманскую, и кончая исполненной благочестия религиозною легендой про местную икону или местную церковь . То старина, то и деяние, и Стороженко благоразумно назвал свой рассказ про Межигорского дида оповиданнем бабуси.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Когда происходило это объяснение и чем оно кончилось, из дела не видно; но видно, что князь Г. А. Потемкин стал усвоять себе некоторыя права под церковною движимостию монастыря, не принимая в тоже время на себя соответстующих обязанностей. Ризница и утварь межигорскаго монастыря, перевезенная на время в киево-софийский собор, по письменному требованию князя Потемкина, вся без изъятия, 20 апреля 1787 г., отдана присланному от его светлости коллежскому ассессору Михаилу Завьялову с копиею описи и роспискою. А летом 1789 г. кпязь Потемкин предписалъ киевскому обер-комменданту Вигелю 14 взять и препроводить водою до Койдан колокола упраздненного киево-межигорскаго монастыря; почему те колокола все без изъятия и взяты были присланным от обер-коменданта сержантом Филиппом Вороновымъ 15 . Куда делась ризница, утварь и колокола – нам неизвестно. Очень вероятно, что князь Потемкин, любивший все делат в широких размерах и притом сам собиравшийся когда-то быть монахом, действительно задумывал устроить в Тавриде монастырь на славу, – но сначала 2-я турецкая война, а потом смерть самого князя Потемкина – помешали исполнению предприятия. Какая была дальнейшая судьба монастырских зданий, архимандрита и иноков? Строения межигорского монастыря предназначались правительством сначала для янвалидного дома дряхлым и больным офицерам, а потом для госпиталя. Как бы то ни было, но монахам предложено было выбраться оттуда, а храмы монастырские, из которых было вынесено все ценное, переданы в заведевние соседнему священнику. При этом повторились сцены разгрома и опустошения, какие всегда бываютъ, когда дом остается без хозяина. Теже бывшие крестьяне монастырские», доносил архим. Амфилохий еще от 25 июля 1786 г., „начали уже и утеснять монастырь, занимая сами собою землю до самаго монастыря без уважения, лес и сады монастырские опустошая крайне». Не уцелели и самые храмы. „Апреля 23 дня», докладывал св. синоду митр. Самуил от 24 апр. 1787 г., „определенный для надсматривания бывшего межигорского монастыря священник доношением мне представил, что по случаю учинившагося в том бывшем монастыре пожара и церкви божии деревянная, а именно 1) Сошествия св. Духа, 2) Благовещения пр. Богородицы и 3) трапезная святителя Николая сгорели со всею, что в них находилось, утварию, исключая св. антиминсы и сосуды, которые он успел вынест; да и в настоящей каменной церкви паперть под железною крышкою вся обгорела, даже что жар касался и самой церкви, почему и из оной все было выносимо». – Сгорели ли кельи и другие монастырские строения, переданные в ведомство приказа общественного призрения, из дела не видно. Народная молва приписывала причину пожара поджогу со стороны людей, раздраженных закрытием монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Определение св. синода было исполнено. 6 августа 1786 года игумен Иаков был произведен в архимандриты, при чем (доносил св. синоду митр. Самуил) «за неимением в греческом монастыре для священнослужения архимандричьего ризничных вещей, снабден оными из упраздненного киево-кирилловского монастыря, оставшимися после бывшего там архим. Николая». К рапорту митрополита был приложен и реестр вещей для священнослужения архимандричьяго, переданных из кирилловского в греческий монастырь, кои были: четыре митры, мантия архимандричья краснаго канавоту, посох архимандричий и четыре наперсных креста. Красная мантия обратила па себя внимание св. синода. В указе от 30 сент. 1786 г., на имя митрополита Самуила, содержалось следующее: «св. синодом усмотрено, что архим. Иакову между прочими ризничными вещами выдана мантия архимандричья краснаго канавиту, каковых архимандритам употреблять возбранено; для того, буде подлинно та данная архим. Иакову мантия состоять из краснаго цвету, оную от него архимандрита отобрать и употребить на прочие ризничныя вещи по усмотрению преосвященнаго, – а ему, архимандриту, велеть носить мантию чернаго, а не инаго какого цвета непременно. А притом справиться: нет ли и в других тамошниъ монастырях подобных сему непристойностей, и ежели окажутся, то употребление оных немедленно пресечь и св. синоду о всем том репортовать». Митр. Самуил от 28 октября того же года репортовал, что красная мантия создана ошибкою писца; на деле же мантия черного цвета и свидетельствована им самим. IX. Последние судьбы киево-межигорского монастыря 13 Киево-межигорский монастырь имел запорожскую сечь – так сказать – в своем приходе. Из монастыря отправлялись в сечь иеромонахи для совершения треб и богослужения; из сечи приходили в монастырь старые израненные казаки доживать век в качестве ченцов. Монастырь сеял духовное, жалъ с избытком вещественное; ибо казаки, в иную пору очень богатые воинскою добычею, были усердными и щедрыми вкладчиками. Казаки ущедряли не только киево- межигорский монастырь, но и его колонию Николаевскую самарскую обитель, находившуюся поближе к сечи запорожской, в нынешней Екатеринославской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010