Эпоха И.- это одновременно и эпоха киевской нотации. В укр.-белорус. книжной культуре эти явления тесно связаны: время активного применения И. и 5-линейного «киевского знамени» в целом совпадает. Они взаимодействуют т. о., что одно проявляется через другое: запись 5-линейной нотацией дает возможность проследить все этапы исторического развития И., а материалы этих книг разного времени демонстрируют динамику видоизменения нотации. Составители И. кон. XVI - нач. XVII в. транскрибировали песнопения из знаменной нотации в линейную и записывали со слуха греко-балканские песнопения, более поздние - копировали уже имеющиеся протографы. Одновременно переписчики были редакторами словесных и нотных текстов, корректирующими в своих списках (осознанно или неосознанно) графику и орфографию в соответствии с древнерус. или южнослав. правилами или предписаниями «Грамматик» кон. XVI - нач. XVII в. Функция И. как учебного певч. пособия предполагала, что освоение репертуара невозможно без понимания нотации. С этой целью в поздние И. (начиная с Почаевского 1766 г.) стали включать т. н. азбуки-ирмологисания, составленные по образцу партесных музыкально-теоретических трактатов-«грамматик» XVII в., где излагался звукоряд на 5-линейном стане, названия нот, длительностей, ключей поздней киевской нотации. Верхняя временнáя граница применения И. (кон. XIX в.) примерно совпадает со временем постепенного отхода от «квадратной» ноты к круглой итальянской, а также на западе Украины - к западноевропейской ноте-ромбу. В самых поздних западноукр. печатных И. (Львов, 1904) использована круглая нотация. Составители И.- чаще всего священно- и церковнослужители: иеромонахи (Феофилакт - Унев, 1650 (НМ(Л). F. 58), Садоф - Мошногорский мон-рь, 1787 (НБУВ ИР. Ф. I. 7466)), иеродиаконы (Феофан - Межигорский монастырь, 1763 (Там же. Ф. 30. 14) и Савва - Киево-Печерская лавра, 1820 (НКПИКЗ. Кн. 2082)), иногда епископы (вик. Антоний - Супрасль, 1674-1676 гг. (см.: Ясиновський. 1996. 238)), монахи (Феофил - Супрасль, 1662 (БАН Литвы.

http://pravenc.ru/text/674075.html

По Казенному Приказу 4013 руб. 54131/3 коп. 10259 руб. 33121/2 коп. Да безнадежной доимки, подлежащей сложению 6376 руб. 36121/2 коп. В 1763 году, после уничтожения Канцелярии С. Э. Правления, заступившая ее место Коллегия Экономии к началу 1764 года составила для доклада Императрице Екатерине II «Генеральную Ведомость» того, что ею с 22 мая 1763 г. учинено, что собрано и издержано и постановлено 525 . В этой ведомости сообщаются сведения, как о доимке, накопившейся в 1764 году на отдельных архиерейских домах и монастырях, так и вообще о движении сумм Канцелярии в момент сдачи их Коллегии Экономии. В виду того, что цифры недоимки на каждом из архиерейских домов или монастырей служат к их своеобразной характеристике, приводим ниже и эти детальные сведения. Доимка прежнего оброка, остаточных за определением доходов и с заопределенных вотчин рублевого оброка. Архиерейские дома и монастыри, запустившие недоимку За какие годы Копейки Архиерейские дома Ростовский 1744–1764 Вологодский 1762–1764 Суздальский 1744–1764 Крутицкий Белгородский 1749–1764 Рязанский 34121/2 Тверской 1761–1763 82343/4 Нижегородский 1761–1763 Коломенский 78343/4 Вятский 34131/3 Ставропигиальные монастыри Воскресенский «Новый Иерусалим» 1744–1763 27343/4 Саввино-Сторожевский 1744–1763 54121/2 Новоспасский 1752–1763 55343/4 Симонов 1762–1763 Высокопетровский 1748–1763 Архиерейские дома и монастыри, запустившие недоимку За какие годы Копейки Епархиальные монастыри Московской епархии Богоявленский в Москве 1748–1763 Знаменский 1744–1762 Николо-Угрешский 1744–1763 Пафнутьев-Боровский 1760–1763 67343/4 Новодевич в Москве Высоцкий в Серпухове 1756–1764 Масальский Боровенский 1760–1763 28121/2 Страстной 1744–1757 Спасоярославский 1757–1763 79141/4 Александровская пустынь 1762–1763 Борисоглебский в Ростове 1762–1763 Толгский в Ярославле 1762–1763 Троицкий у Варниц 1762–1763 Богоявленский Островской 1762–1763 Афанасьевский в Ярославле Богоявленский Авраамиев Алексеевский в Угличе Петровский что на Посаде Воскресенский в Угличе

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

193. Образ Божьей Матери с частями мощей апостолов Луки и Тимофея, святых Кириака и Иустины, Ермолая, Феодора Тирона, Варлаама и Стефана. 194. Образ святого Иоанна Предтечи с частями мощей святого Лазаря, апостола Евтихия, мученика Евстратия, преподобной Евфросинии, великомученицы Варвары, святого Нифонта и архидиакона Стефана. 195. Образ благоверных князей Александра и Феодора с мощами их. На иконе внизу надпись: «Благослови Боже везде вход и исходы Елисаветы Петровны в больше сотые годы». Написан в 1748 году. 198. Образ Божьей матери Тихвинской с мощами святых. 199. – Божьей Матери Ватопедской со следующей надписью: «В лето 7027–1519 индикта 7-го я раб Божий князь Матвей Никитин поставил есть сию святость Пречистой Богоматери сребром оправлено, позлатив ту с каменьями над телом славной памяти королевы Елены в соборной церкви Пречистой Богоматери, и кто сию святость со святого места рушит, тот вместе со мною судится на страшном суде праведным судиею. Аминь. От сотворения мира 7027–1519». Поступил вместе с предыдущими в 1763 году. 201. Спасителя, именуемый Еммануил (Принадлежал по надписи царевне Анне Иоанновне. Поступили в 1763 году.) 203. Пресвятой Богородицы Владимирской. (Принадлежал по надписи царевне Анне Иоанновне. Поступили в 1763 г.) 207. Пресвятой Богородицы Казанской. (Принадлежал по надписи царевне Анне Иоанновне. Поступили в 1763 г.) 208. Благоверного князя Георгия Владимирского. (Принадлежал по надписи царевне Анне Иоанновне. Поступили в 1763 г.) 204. Образ Пресвятой Богородицы Тихвинской. (Принадлежали Царевне Екатерине Иоанновне. Поступил в 1763 г.) 212.– Преподобного Варлаама. (Принадлежали Царевне Екатерине Иоанновне. Поступил в 1763 г.) 226. – Пресвятой Богородицы. (Принадлежали Царевне Екатерине Иоанновне. Поступил в 1763 г.) 218. Введения во храм Пресвятой Богородицы, принадлежал царевне Параскеве Иоанновне. 224. Образ Пресвятой Богородицы Владимирской. По времени писания принадлежал царю Михаилу Феодоровичу. Принят в 1764 году от подпоручика Голохвастова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

3 февр. 1764 г. Святитель рассылает по епархии «Реестр, что требуется от священника для благочиния церковного» и приказывает его прибить в алтарях на пристойном месте. В руководство к совершению исповеди он рассылает книжку «О тайне покаяния (13 окт. 1764 г.). Затем он составляет «Наставление или образец увещателям» подсудимых, «Инструкцию о совершении браков», «Книжицу, сочиненную в десяти пунктах, в которой некие примечания из Св. Писания, возбуждающие грешника к покаянию, прописаны и к концу увещание к покаянию». Затем следует целый ряд указов, побуждающих духовенство исполнять свои пастырские обязанности, о неотлучном пребывании священников на своих приходах (10 дек. 1763 г., 9 авт. 1766 г.), о совершении ими преждеосвященных литургий в среды и пятницы великого поста (9 окт. 1763 г.), о нехождении духовных лиц в кабаки (августа 28 и 2 сентября 1763 г.), о содержании в чистоте св. алтарей (27 августа и 2 сентября 1763 г.), церквей (22 дек. 1764 г.), церковной ризницы (1 окт. 1763 г.), запасных св. даров (28 августа и 2 сентября 1763 г., 1 июля 1768, 6 окт. 1763 г.), о хранении чистого вина для совершения литургии (12 мая 1765 г.). Все эти и другие распоряжения, свидетельствуя о страшной запущенности в разных сторонах пастырской жизни и деятельности духовенства, в тоже время говорят о необычайной, кипучей административной деятельности Св. Тихона. Всюду Святитель является наставником пастырей, своими указами давая им правила священнослужения, коих они не знали и не могли узнать иначе, по свой необразованности и небрежению. Но духовенство холодно относилось к распоряжениям Святителя. Его инструкции и наставления рассылались консисторией, но часто даже и не вывешивались в надлежащих местах и не прочитывались. Убеждаясь в этом равнодушии, Святитель однажды даже выдал 40 р. переписчикам инструкций, с тем чтобы раздавать ее бесплатно, лишь бы она дошла по назначению. Равнодушие пастырей очень огорчало Святителя, и он являлся не только обличителем, но и карателем этого небрежения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

В февр. 1764 г. разослано было составленное им наставление священнослужителям о их главных обязанностях, с тем, чтобы оно прибито было в каждом алтаре 96 . В том же году разосланы были (31 мая) наставление о браках и (13 окт.) наставление об исповеди 97 . Затем предложены: наставления священникам о седми тайнах и дополнение о исповеди 98 , образцы увещания больным 99 и подсудимым 100 . Для возбуждения ревности к долгу разослал он священникам окружное послание, с увещанием жить во взаимной любви трезво и благоговейно, назидать народ богослужением жизнию и наставлениями 101 . Не раз предписывалось духовенству – не совершать незаконных браков и разослана была особая «инструкция» по сему предмету 102 . Узнав, что некоторые из священников уезжают в воскресные в праздничные дни на ярмарки, верст за сто, святитель строго предписал не отлучаться от прихода без разрешения начальства 103 . Предписано было (9 окт. 1763 г.) непременно отправлять литургию преждеосвященных даров в Великий пост , чего некоторые не делали за леностию. Подтверждено было (сент. 6-го 1763 г.) запрещение входить в шинки. – Святитель много заботился о том, дабы храмы Божии содержались в чистоте; где есть диаконы, велел он (2 окт. 1763 г.) поручить им ризницу и попечение о ее чистоте. Особенно подвергал он строгому наказанию священников за небрежное хранение св. Таин: у одного (6 окт. 1763 г.) велел отобрать ставленную грамоту, другого отослал (6 сент. 1763 г.) на год в монастырь. Таким небрежением, писал святитель (июл. 1-го 1763 г.) «Самому Христу Спасителю, в тайнах под видом хлеба и вина присутствующему, не малое непочтение, паче же в бесчестие наносят». Он употреблял все зависящие от него меры и для того, чтобы вино для св. евхаристии употреблялось свежее и лучшее; в местах отдаленных от торговли благочинные обязаны были покупать бочонками вино для всего благочиния; относительно же городов сносился с гражданским начальством, «дабы губернская канцелярия, так как дело касается самого нужного для церкви, предложила указами магистратам – продавать церковное вино самое чистое и не окисшее» (мая 12-го 1763 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

725 . Феофан Затворник , св. Заметки о духовной жизни//ДС 1900. 4. 114–115. 726 . Феофан Затворник , св. Об осьми главных страстях святого отца нашего Иоанна Дамаскина //ДС 1900. 12. 359–362. 727 . [ Феофан Затворник , св.] Три письма преосв. Феофана Затворника к К Н. Б. Сообщил Высоцкий Н. Г.//БВ 1900. 2:8. 572–578. 728 . Феофан (Говоров), еп. Небесный над нами покров святых. Слова епископа Феофана. М. 1900. 126. 729 . Феофан Затворник , св. На высоте истинной и чистой христианской нравственности. 3 М. 1901. 39. 730 . Феофан Затворник , св. Душеполезное слово о добродетелях и страстях душевных и телесных//ДС 1903. 2. 38–42. 731 . Феофан Затворник , св. В дни говения//Афонский листок. 1904. 50. 1–4. 732 . Феофан Затворник , св. Как жить? Мудрые советы святителя Феофана, Вышенского затворника. М. 1904. 50. 2 М. 1906. 48. 3 М. 1909. 48. 4 М. 1912. 48. 733 . [ Феофан Затворник , св.] Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве. М. 1904. 47. 2 М. 1910. 40. 734 . Феофан Затворник , св. Страсти – ад для души//Афонский листок. 1904. 109. 1–4. 735 . Феофан Затворник , св. Письма к схимонаху Агапию Валаамскому//Полтавские епарх. ведомости. 1905. 4. 151–154; 5. 187–190; 6. 248–255; 7. 203–208. же: Девять неизданных писем//Символ. 1985. 13. 177–193. 736 . Феофан Затворник , св. Достойно причащающийся соединяется со Христом//ДС 1906. 2.41–43. 737 . Феофан Затворник , св. В день сошествия Святого Духа (Слово)//ДС 1907. 6. 172–177. 738 . Феофан Затворник , св. Значение храма Божия//Афонский листок. 1907. 59. 1–4. 739 . Феофан Затворник , св. Трудись во спасение, но Царствие себе не присваивай//Афонский листок. 1907. 73. 1–4. 740 . Феофан Затворник , св. Духовное состояние преуспевших//Русский инок. 1911. 7. 13–14. 741 . Феофан Затворник , св. Четыре неизданных письма, хранящихся в одной из Афонских обителей/Публ. Мосина А. М.//Символ. 1985. 13. 194–203. 742 . Феофан Затворник , св. Взыщите Господа: Из писем святителя Феофана Затворника . Загорск 1990. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . М.: Паломник, 1996. 6 . Петр (Алексенко), иерод. О соотношении категорий дух и личность в антропологии святителя Феофана Затворника (на материале толкований св. апостола Павла)//Феофановские Чтения. Рязань, 2019. Вып. 12. 7 . Платон (Игумнов) , архим. Православное нравственное богословие. СТСЛ, 1994. 8 . Феодорит Кирский , блж. Толкование на Послание к Ефесянам//Творения блаженного Феодорита , епископа Киррского/общ. ред. проф. А.И. Сидорова . М.: Паломник, 2003. 9 . Феофан (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры. 2010. 10 . Феофан (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. Т. 1, 2. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 11 . Феофан Затворник , свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений/сост. Игум. Феофан (Крюков). Изд. 2-е. М.: «Даниловский благовестник», 2009. 12 . Феофан (Говоров), свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008. 13 . Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. Выпуск II. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 14 . Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001. С. 234–235//Цит. по: Феофан Затворник , свт. Православие и наука/сост. игум. Феофан (Крюков). М., 2009. 15 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Коринфянам. М.: Правило веры, 2006. 16 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Солунянам. М.: Правило веры, 2005. 17 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Тимофею. М.: Правило веры, 2005. 18 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Галатам. М.: Правило веры, 2004. 19. Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Ефесянам. М.: Правило веры, 2004. 20 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Колосянам. М.: Правило веры, 2004. 21 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Римлянам (главы 1–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Воронежский архипастырь проявлял особую заботу о благолепии церковном. Узнав, что в некоторых церквах нет причетников, а потому некому сохранять чистоту в храме, он приказал представить ведомость обо всех причетниках его епархии, даже внештатных. На основании этого документа было издано 2 указа (от 2 октября 1763 г. и от 22 декабря 1764 г.), в которых предписывалось за чистотой церковных ризниц следить диаконам, а внештатных причетников зачислить в штаты тех храмов, где в них остро нуждаются. Святитель Тихон также требовал, чтобы запасные Святые Дары всегда хранились на престоле в серебряных или чистых оловянных сосудах (28 августа и 2 сентября 1763 г.). Нарушителей этих предписаний святитель подвергал строгому дисциплинарному взысканию 135 . Причину этого бедственного положения он видел в “нерадении их, которым… Самому Христу Спасителю нашему в Тайнах под видом хлеба и вина присущему, не малое непочитание, паче же бесчестие наносят” (1 июля 1763 г.). Например, за небрежное хранение Святых Тайн и беспорядок в алтаре святой отец у одного священника велел отобрать ставленническую грамоту (6 октября 1763 г.); двоих отослал в монастырь на исправление (6 сентября 1763 г. и 15 января 1765 г.) 136 . Как строгий ревнитель церковного благочиния святой отец предписал вынести из церквей домовые иконы, которые в большом количестве приносились в храмы и ставились в беспорядке (2 октября 1765 г.). Он запретил хоронить в церквах и делать склепы выше помоста, а где таковые есть – сломать, потому что они занимали много места и создавали неудобства для присутствующих (13 мая 1765 г.). Предписывалось также возвести вокруг храмов деревянные ограды, и притом как можно скорее, а где невозможно их построить – там окопать храмы канавой или огородить диким камнем, чтобы домашний скот и другие животные не могли пройти и что-либо, повредить около храма или даже в самом храме (2 октября 1763 г.). Кроме того, в указе говорилось о необходимости обносить оградой и те места, где прежде были церкви, а особенно место св. престола, которое непременно должно быть ограждено и покрыто 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Димитрий (в миру — Даниил Андреевич Сеченов; 1709–1767) — митрополит Великоновгородский и Великолуцкий с 1762 г. Димитрий (в миру — Даниил Андреевич Сеченов; 1709–1767) — митрополит Великоновгородский и Великолуцкий с 1762 г. Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708–1771) — архиепископ Крутицкий и Можайский с 1764 г. Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708–1771) — архиепископ Крутицкий и Можайский с 1764 г. Пс. 40:10. Пс. 40:10. Афанасий (в миру — Петр Волховский; 1712–1776) — епископ Тверской (1758–1763), затем Ростовский (1763–1776). Афанасий (в миру — Петр Волховский; 1712–1776) — епископ Тверской (1758–1763), затем Ростовский (1763–1776). Арий (256–336) — пресвитер александрийской церкви, богослов, в 325 г. был осужден вселенским собором как еретик. Арий (256–336) — пресвитер александрийской церкви, богослов, в 325 г. был осужден вселенским собором как еретик. Гавриил (в миру — Георгий Федорович Кременецкий; 1708–1783) — архиепископ Петербургский с 1762 г. Гавриил (в миру — Георгий Федорович Кременецкий; 1708–1783) — архиепископ Петербургский с 1762 г. Гедеон (в миру — Криновский; 1726–1763) — епископ Псковский (а не архиепископ Крутицкий) с 1761 г. Гедеон (в миру — Криновский; 1726–1763) — епископ Псковский (а не архиепископ Крутицкий) с 1761 г. Фрагмент со слов «Арсений предстал на суд» поданное место — раскавыченные цитаты из книги: Снегирев И. М. Арсений Мациевич. М., 1862. С. 23–24. Фрагмент со слов «Арсений предстал на суд» поданное место — раскавыченные цитаты из книги: Снегирев И. М. Арсений Мациевич. М., 1862. С. 23–24. Иона (в миру — Сысоевич; ок. 1607–1690) — митрополит Ростовский с 1652 г. Иона (в миру — Сысоевич; ок. 1607–1690) — митрополит Ростовский с 1652 г. Авессалом — в Библии третий сын царя Давида. Спасаясь после поднятого им против отца неудачного восстания, он запутался своими длинными и густыми волосами в ветвях дуба и был убит. Авессалом — в Библии третий сын царя Давида. Спасаясь после поднятого им против отца неудачного восстания, он запутался своими длинными и густыми волосами в ветвях дуба и был убит.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

«Являются ко мне, писал он 9 августа того же года, многие священники и диаконы, которые крайне не знают евангелия и апостола чести. Не читаючи нового завета не можно знать воли Отца небесного, а не знаючи не возможно исполнять, а не от неисполнения воли Его святой следует явная погибель. Того ради приказывается всем», начиная с монаха до священника «иметь каждому у себя новые заветы и читать их с благоговением и прилежанием». В февр. 1764 г. разослано было составленное им наставление священнослужителям о их главных обязанностях с тем, чтобы оно прибито было в каждом алтаре. 935 В том же году разосланы были (31 мая) наставление о браках и (13 окт.) наставление об исповеди. 936 Затем предложены: наставление священникам о седми тайнах и дополнение о исповеди, 937 образцы увещания больным 938 и подсудимым. 939 Для возбуждения ревности к долгу разослал он священникам окружное послание, с увещанием жить во взаимной любви, трезво и благоговейно, назидать народ богослужением, жизнью и наставлениями. 940 Не раз предписывалось духовенству – не совершать незаконных браков и разослана была особая «инструкция» по сему предмету. 941 Узнав, что некоторые из священников уезжают в воскресные и праздничные дни на ярмарки, верст за сто, святитель строго предписал не отлучаться от прихода без разрешения начальства. 942 Предписано было (9 окт. 1763 г.) непременно отправлять литургию преждеосвященных даров в великий пост, чего некоторые не делали, за леностью. Подтверждено было (6 сент. 1763 г.) запрещение духовным входить в шинки. – Святитель много заботился о том, дабы храмы Божии содержались в чистоте; где есть диаконы, велел он (2 окт. 1763 г.) поручить им ризницу и попечение о ее чистоте. Особенно подвергал он строгому наказанию священников за небрежное хранение св. тайн: у одного (6 окт. 1763 г.) велел отобрать ставленную грамоту, другого отослал (6 сен. 1763 г.) на год в монастырь. Таким небрежением, писал святитель (1 июл. 1763 г.) «самому Христу Спасителю, в тайнах под видом хлеба и вина присутствующему не малое непочтение, паче же и бесчестие наносят».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010