Свт. Феофан Затворник в своих произведениях часто обращался к антропологическому образу дух-душа-тело, утверждая, что как сам человек в силу своего внутреннего устроения и расположения может находиться на трех онтологических уровнях – духовном, душевном и телесном, так и любое человеческое творчество распределяется в соответствии этими ступенями бытия. Таково христианское осмысление любого творчества – через призму духовного. Лучше всего это выразил св. ап. Павел в послании к Коринфянам: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор. 2.14-16). В этих словах проповедника христианской свободы содержится ответ на вопрос, почему не имеющие Духа Божия даже талантливые художники так нелепо и жалко выглядят, когда дерзают описывать в своих произведениях область того, что от них закрыто плотной завесой их собственного невежества и духовной слепоты. Становитесь духовными, художники слова и мастера искусства, дерзайте иметь ум Христов, тогда и Писания откроются вам во всей глубине, красоте и полноте. А если уж вы неисправимо душевные и плотские, не смешите Бога, не пытайтесь описывать свет, будучи сынами тьмы. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть ШОК: у всех умных людей есть именно это число в дате рождения В России пропавшего грудничка нашли в холодильнике семьи Ужас: Куклачев не успел отметить свой юбилей СМИ: На прощании с Кунгуровым рассказали новую версию смерти Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/08/ne...

Свт. Феофан Затворник также говорит о том, что конец мира наступит по завершении проповеди Евангелия всем способным его услышать и войти в Царство Божие: «Когда Евангелие пройдет по всем народам, обитающим на земле, и выберет из них всех способных принять его, и ради того освятиться и переродиться благодатию Святого Духа, тогда не для чего будет более оставаться настоящему порядку вещей, придет кончина мира, или последние дни, в кои определил Господь снова прийти сотворить суд над всеми живущими на земли, чтоб одних ввесть в царство славы Своея, а других предать горькой участи, ими изволенной» 271 . Поэтому не будет ошибкой толковать пророчество о проповеди Евангелия перед концом дважды: и при апостолах, и перед концом вселенной. Вместе с тем, апостолы кровью засвидетельствовали свою верность Христу, но не подчинили себе ни одного государства. Истинная проповедь последних времен точно так же будет находить немногих внимательных слушателей. Так и ап. Павел, описывая апостольскую проповедь, говорит: Но не все послушались благовествования… Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их ( Рим. 10:16–18 ) 272 . Нельзя сказать, что последняя проповедь будет совершенно безуспешной: в церковь войдет полное число язычников, многие из иудеев вновь вернутся к истинной вере и спасутся ( Рим. 11 ). Однако общий вектор веры и нравственности, скорее, будет носить антихристианский характер (ср., напр., Иуд. 18–19 , 1Тим. 4:1–3 , 2Тим. 3:1–9 ). Итак, проповедь будет для избранных – во спасение, а для ожесточенных сердцем – во свидетельство. Что касается приводимых постмилленаристами ветхозаветных пророчеств, то они не подтверждают их выводов. Так, в этих пророчествах говорится о будущем познании Бога всеми народами. Однако, как было показано, это не означает принятия истинной веры всеми без исключения людьми. Например, в Ис. 45:22  содержится не утверждение об обращении всех людей, а лишь призыв к ним, который не имеет эсхатологического характера: ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли. Пророчество Ос. 2:23  ( скажу не Моему народу: «ты Мой народ» ) уже исполнено в Церкви, как то показал ап. Павел ( Рим. 9:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Сергей, можно Вам только посочувствовать. Крест одиночества весьма тяжек. Однако одиночество высвобождает для нас достаточно свободного времени, которое можно потратить на помощь ближним и собственное спасение. Ап. Павел говорит: Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. ( 1Кор.7:29–35 ) Толкуя выделенное место, свт. Феофан Затворник пишет: И безбрачный может не иметь попечения о Господних; но брачный, хотя бы и хотел попещись о сем, не может, как бы хотел, ибо мешает жена, дети, дом, кои все требуют забот и попечения. А оженивыйся печется о мирских, како угодити жене. Где жена, там семья и дом: и тут поприще забот. У самой жены и необходимых нужд немало; а если к этому привьется суетность и желание идти в уровень с требованиями века, то их и перечислить нельзя. От всех таких забот безбрачие делает свободным и развязывает человеку руки на дела богоугождения,– разумеется, если он хочет того. Если хочешь, говорит, угождать Господу, то безбрачное состояние есть самое к тому пригожее. Свои потребности удовлетворить легко, и затем все время может он посвящать Господу. А у брачного большую половину времени отнимают заботы, суета и мир, даже при лучших направлениях брачной жизни. Оттого брачные никогда не могут дойти до такой степени совершенства духовного, как безбрачные. «Сам Апостол указал на цель девства; ибо у девственника душа свободна от излишних и неразумных забот, и он, сколько возможно, подражает будущей жизни» (Феодорит).

http://azbyka.ru/vopros/kak-byt-esli-raz...

См. подробнее:  Святитель Иоанн Златоуст о чтении Священного Писания . Священное Писание – истинное Слово Божие, облечённое людьми в письменную форму! Подлинным автором священных книг является Сам Бог ( Евр. 1:1 ). «Священным Писанием называются книги, написанные Святым Духом через освящённых от Бога людей, называемых пророками и апостолами» (свт. Филарет Московский . Катехизис). Однако, принимая Божественное откровение, люди не лишаются свободы и остаются в полном сознании, их индивидуальные особенности заметны при сравнении текстов разных книг. Лука пишет, что сам пожелал точно исследовать учение Иисуса и по порядку изложить Его деяния ( Лк. 1:1-3 ). См. подробнее:  Богодухновенность . При чтении Писания без духовного руководства можно впасть в заблуждение! Не всякий христианин может понять Священное Писание полностью. Понимание может искажаться страстями. Кроме того, сам Апостол Пётр свидетельствует, что есть в Писании трудные места: «как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пётр. 3:15–16). Самонадеянно понадеявшись самостоятельно изъяснить смысл Писания, протестанты породили множество сект, противоречащих друг другу. Поэтому нужно обращаться к толкованиям людей, просвещённых Святым Духом. См. подробнее:  Послание Восточных Патриархов 1723 г. Божественное Новозаветное откровение первоначально существовало в форме устного Предания! В первые годы существования Христианской Церкви ещё не было письменных изложений вероучения, 12 апостолов проповедовали устно. Уже позже, лет через 20, во время миссионерских путешествий Апостол Павел писал послания, причём зачастую это было связано с тем, что необходимо было устранить беспорядки, а Павел не мог вскоре прибыть туда лично. См. подробнее:  Святитель Феофан Затворник. Письмо 946 . Ветхий Завет также необходимо читать!

http://azbyka.ru/quiz/svjashhennoe-pisan...

Такие «подвиги», которые связаны с нарушением заповедей Божьих (как, например, например, самоубийство из-за страха попасть в плен; героический захват крепости стороной, начавшей несправедливую войну; вообще любые дела совершенные из греховных побуждений), не могут считаться добром, даже если они приносят кому-то временную славу и выгоду. Цитаты о подвиге «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Гал.5:24 «Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш». свт. Феофан Затворник «Подвигоположник наш Господь Иисус Христос прямо заповедует совершенство как цель, назначение и смысл христианской жизни: Мф.5:47 , “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”. Но для поврежденного грехом, падшего и смертного человеческого естества исполнение этого сыновнего долга или, иными словами, шествие в жизнь вечную этим спасительным путем не может не быть превосхождением обычного устроения жизни “по стихиям мира сего”, т.е. не может не быть подвигом. ( 1Пет.1:13-16 ) “Посему, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят”. ( Лев.11:44 ) “Ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят”. Священное Предание нашей Церкви, святоотеческая, аскетическая и житийная литература преисполнена не только вдохновляющими описаниями образцов исполнения этого Божественного призыва обожения, но и практическими – даже можно сказать, техническими – указаниями, наставлениями и советами для дерзающих подвизаться в “искусстве святости”». иерей Георгий Белькинд Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста:

http://azbyka.ru/podvig

Тварь, не имеющая в себе бытия, а к бытию воззванная из ничего, и продолжать бытие сама собою не может, а висит над бездною ничтожества, в каждое мгновение готового поглотить ее. Держит ее над этою бездною всемогущая воля Триипостасного Бога, вызвавшая ее к бытию. Восхотел Бог — и явились твари; и продолжают быть твари потому, что Бог хочет, чтоб они продолжали существовать. Продолжение бытия тварей есть непрерывное их творение. Воля Божия о продолжении бытия тварей есть основа их жизни: на ней утверждается все».         ( Святитель Феофан Затворник, Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)   Христос – наш Творец Почему же мы вспоминаем о творении мира в связи с Рождеством Христовым? Потому что, согласно Священному Писанию, Слово Божие, с помощью которого Бог творит мир, – это тоже Бог. Бог Отец творил всё через Своего Сына, Которого мы знаем под именем Иисуса Христа. Послушаем Евангелиста Иоанна: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь и жизнь была свет человеков» (Ин 1:1-4).   «Вся Тем быша». Этим то же сказано, что и у апостола Павла: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано (Кол 1:16). Или в другом месте: «Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр 1, 10). Или еще: «один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (ср.: 1 Кор 8, 6). Творить, давать бытие может только Тот, Кто Сам, по естеству, есть Сущий, — Бог безначальный и бесконечный. Но чтоб опять не подать повода отделять Его от Отца и Духа Святого, святой Иоанн, углубляя мысль о Божестве Слова, прибавляет: «и без Него ничтоже бысть, еже бысть». Ни одна тварь не получила бытия без Него, помимо Его, без участия Его (свт. Иларий в трактате о Троице). Сын Божий есть Творец не особо от других ипостасей Божества, но единодейственно с Ними. Бог Слово все сотворил в общении единого Божеского творческого естества со Отцом и Святым Духом. Действия Божества вовне суть действия трех ипостасей неразделимые».

http://blog.predanie.ru/article/sotvoren...

Точно в таком же духе объясняет это место и блаженный Феофилакт: «Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет то есть в ничтожество, но спасется, то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне. И у нас о том дереве, которое не легко сгорает и обращается в пепел, говорят обыкновенно, что оно остается целым в огне, так что для сожжения его употребляется довольно много времени. Итак, грешник несет потерю от того, что трудился над такими делами, от которых погибает, и все свои усилия употребил на то, что не имеет бытия и не существует (ибо всякое зло есть нечто несуществующее), подобно тому, как если бы кто за большую цену купил себе труп вместо живого тела. Между тем сам, то есть грешник, спасется, то есть сохранится целым для вечных мучений» 13 . Следующая цитата опять взята Осиповым из того же 1го Послания к Коринфянам: Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем ( 1Кор.15:28 ). По поводу этих слов свт. Феофан Затворник пишет: «И будет Бог всяческая во всех». И теперь Он во всех: о Нем бо живем, движемся и есмы. Но тогда это совершится и проявлено будет особым некиим образом, столько совершеннейшим, что настоящее исполнение всяческих Богом сравнительно с тем есть будто неисполнение. И это непонятно, но так должно быть и будет. Ибо такие всемирные изменения, как упразднение всех врагов добра, истребление всех следов зла из всех областей бытия, с заключением производителей его в одно неисходное место где-то, как говорит святой Златоуст, на последних границах сущего, а в заключение всего покорение Сына Отцу и предание Ему Царства (хотя это действие мы не можем хорошо представить), – такие изменения не могут не сопровождаться приискреннейшим Бога приобщением ко всем могущим вмещать Его общение. …Когда облекутся все в нетленные тела, тогда и с человечеством Спасителя сочетаются полнее, а чрез Него и с Божеством приискреннее. Господь Спаситель, как глава, все тело спасаемых проникнет и с Собою сочетает, а оно все чрез сочетание с Его человечеством к Божеству ближе, живее и существеннее прикоснется. – Вот это и есть: будет Бог всяческая во всех» 14 .

http://azbyka.ru/o-vechnosti-zametki

Увидев Господа Иисуса Воскресшего, эммаусские путники, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк. 24:33–35). Выводы Итак, на основании проделанного исследования вопроса локализации первых явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа можно сделать следующие выводы.    Хотя в современной библеистике существует теория о невозможности гармонизировать разрозненные свидетельства евангелистов о явлениях Воскресшего Христа. См.: Raymond E. Brown S. S., John R. Donahue S. J., Donald Senior C. P., Adela Yarbro Collins. ASPECTS OF NEW TESTAMENT THOUGHT//THE NEW JEROME BIBLICAL COMMENTARY/Editors: Raymond E. Brown S. S., Joseph A. Fitzmyer S. J., Roland E. Murphy, O. Carm. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1990. P. 1375–1377.  См.: Августин, блж. О согласии евангелистов//Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: «Харвест», 2017. С. 893–894.  См.: Феофан Затворник, свт. Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов. М.: «Правило веры», 2014. С. 430–454.  Синаксари Постной и Цветной Триодей. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. С. 161.  См.: Беннетт Ричард. Введение в библейскую археологию и археологию Иерусалима/Пер. с англ. В. Куриленко. Изд. 2-е. Одесса: Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, 2017. С. 134–136.  Беннетт Ричард. Указ. соч. С. 135.  Там же. С. 131.  См.: Там же. С. 131–134.  Там же. С. 135–136.  См.: Храм Воскресения Христова. Голгофа и Гроб Господень/автор-сост. А. Логвиненко. К.: ООО «АДЕФ-ПРИНТ», 2016. С. 8.  Храм Воскресения Христова. Голгофа и Гроб Господень. С. 24.  См.: Паломничество во Святую Землю. 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. М.: Изд-во «ЭКОМ-ПРЕСС», 1997. С. 284–285.  Беннетт Ричард. Указ. соч. С. 120.

http://bogoslov.ru/article/6174022

Христианин должен вести подвижническую жизнь не от случая к случаю, а на постоянной основе. Христианский подвиг должен совершаться со смирением и соизмеряться с частными обстоятельствами и возможностями человека. Чрезмерное, непосильное взваливание на себя подвижнических обязательств (как то: особенные молитвенные правила, ночные бдения, дополнительный пост, ношение вериг и т.п.) может привести к плачевным и даже трагическим последствиям. На совершение особых христианских подвигов следует испрашивать благословения духовника. Важно особо внимательно относиться и к тем видам подвижничества, которые мог причинить вред здоровью. Свт. Феофан Затворник пишет о воздержании: «Последний предел воздержания есть — не заходить за ту черту, за которой воздержание начинает расстраивать здоровье тела, и еще — не простирать воздержания до изнеможения, лишающего сил исполнять лежащие на ком обязанности. Соблюдая эту меру, воздержание может являться в очень сильной степени и не быть укорным. Укорным здесь может быть только то, если кто обратит в неотложный закон для всех одну меру воздержания; потому что по разной крепости телесной у людей это определение может оказаться для иных разрушительным. Почему оно оставлялось и оставляется всегда на свободу». Не может быть богоугодным подвиг, противоречащий каким-либо обязанностям христианина по отношению к другим людям и нарушающим их богоугодные права. Например, Слово Божие запрещает самовольное разлучение супругов: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в [посте и] молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор.7:5 ), а церковное правило осуждает тех, кто под предлогом подвижничества, оставляет собственных несовершеннолетних детей: «Если кто-то бросит своих детей и не будет их воспитывать и приводить, насколько от него зависит, к подобающему благочестию, но под предлогом подвижничества станет нерадеть о них, да будет анафема» (15й канон Гангрского собора).

http://azbyka.ru/podvig

– Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия! – А что ты делаешь против него? – Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает. – А в чем же заключается твое тщеславие? – Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая! Я улыбнулся и сказал: «А знаешь что, это правда!» Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула: – Что же тогда мне делать? Я погибла! – Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность – это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту. – А как же это сделать? – говорит она. — Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице. Цитаты о самоуничижении «Одно познание своего окаянства и бессилия, с ответственностью и страхом за жизнь и судьбу вечную, безотрадно. Оно приносит только скорбь и тоску, которые, если не растворяются другими утешительными чувствами, расслабляют, а не оживляют, и, что недалеко, оно может ввергнуть в отчаяние неисходное. Кто на этом одном останавливается, тот останавливается как бы на половине дела и, следовательно, не делает ничего. Истины нет здесь, ибо на самом деле не беден только есть человек и погибающ, но есть и обогащаем, и спасаем; есть такое устроение от Господа и Бога нашего, по которому над человеком гибнущим простерто Божественное осенение благодати». свт. Феофан Затворник « “Грешная, я самая великая грешница… ” Если она грешница, то должна быть самой великой. “ Да, действительно, ты поросенок ”, — говоришь ей на исповеди. Удивляется: “ Кто, я?.. ” Только что была “самая великая грешница”, а когда конкретно об этом сказали — уже нестерпимая обида, удар по самолюбию. Поэтому укорять себя надо не на словах, а искренне. Многие из нас укоряют себя, но искренность и глубина осознания своей греховности есть только у единиц.

http://azbyka.ru/samounichizhenie

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010