За пределами Италии и Франкского королевства культ Е. зафиксирован в мосарабских календарях в Испании XI-XII вв. Относительно раннего почитания Е. и его мощей в К-поле имеется 2 свидетельства. Первое принадлежит прп. Иосифу Песнописцу (IX в.), к-рый в каноне Е. говорит о «токах исцелений», идущих от его раки. Второе свидетельство приведено в Синаксаре К-польской ц. кон. X в., где упоминается о ц. во имя Е. в квартале Ксиролоф. Этот храм был построен при имп. Аркадии (395-408) патрикием Василием ( Janin. Églises et monastères. P. 110). Однако оба этих упоминания не исключают того, что свидетельства IX-X вв. могут быть исторически неточными. С К-полем был связан мч. Елевферий Кувикуларий , пострадавший в Вифинии, однако погребенный скорее всего в К-поле (тогда Византии), откуда, согласно Житию, он был родом. Видимо, в честь этого мученика и была построена ц. патрикия Василия и именно его мощи издревле в ней хранились. С распространением в IX-X вв. в Византийской империи почитания Е. Римского оно могло смешаться с культом мч. Елевферия Кувикулария. В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что синаксари семейства M (по классификации И. Делеэ) указывают под 15 дек. память не рим. мч. Е., а Е. Кувикулария. Сщмч. Елевферий Иллирийский. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Сщмч. Елевферий Иллирийский. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Относительно дня памяти Е. зап. и визант. традиции расходятся. Согласно 1-й, восходящей к Мартирологу блж. Иеронима, память Е. празднуется 18 апр. Эту же дату сохраняют каролингские мартирологи и мосарабские календари. В нек-рых рукописях также засвидетельствованы 24 нояб., 6 сент. (вместо папы Елевферия). В визант. синаксарях память Е. и Анфии помещается под 15 дек. со сказанием и 20 (или 21) дек. без него. Устав Великой ц. указывает синаксис (собор) в честь Е. дважды - 15 дек. и 20 июля. Подобным образом в греч. печатных Минеях указано 15 дек. как память Е. и 20(21) июля - как синаксис Е. В слав. Минеях сохранился только день памяти 15 дек., где помещена служба с каноном Иосифа. Имеется и др. греч. канон, приписываемый Георгию (AHG. Vol. 4. P. 299-309). Мраморный Неаполитанский календарь дважды упоминает Е.: под 18 апр. по зап. традиции и 15 дек. по византийской. Однако из-за отсутствия в этом календаре к.-л. пояснений нет уверенности, что речь идет об одном и том же лице. В ранних лат. и визант. памятниках как святые упоминаются Е. и Анфия. РПЦ добавляет к ним префекта Корива по традиции, идущей от Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского, к-рый вслед за кард. Цезарем Баронием поместил Корива среди мучеников.

http://pravenc.ru/text/189703.html

IV. Каин и Авель. Наиболее ярким прообразом Церкви в святоотеческой лит-ре является прав. Авель. Свт. Амвросий Медиоланский аллегорически интерпретирует образы Каина и Авеля, сопоставляя первого с иудеями, второго с христ. народом из язычников, в принесенном Авелем в жертву ягненке видит прообраз таинства Евхаристии (De Cain et Abel I 2, 3). Блж. Августин считает Авеля образом «Града Божия» - странствующей Церкви, гонимой миром, т. е. Каином (De civ. Dei. 15. 1, 18; 18. 51). Для свт. Киприана Карфагенского он является прототипом первого мученика (Ep. 56; Exhort. mart. 5). Согласно истолкованию Павлина Милостивого, еп. Ноланского, это образ страждущего праведника - Христа (Ep. 38. 3). Свт. Иоанн Златоуст (In Gen. 19. 6) и блж. Феодорит Кирский (Quaest. in Gen. 45) рассматривали его как совершенный образ христианина, который засвидетельствовал истину своей кровью. В творениях мн. св. отцов прав. Авель предстает прообразом страждущего Христа ( Ambros. De incarn. Dom. 1. 4; Aug. Con. Faust. 12. 9-10; Greg. Nazianz. Or. 25. 16; Ioan. Chryst. Adv. Iud. 8. 8), у свт. Кирилла Александрийского наиболее ярко показано, что убийство невинного праведника содержит в себе прообраз жертвы Христа, превосходящей собой все ветхозаветные жертвоприношения (Glaph. in Pent. 1. 1). Праотец Ной. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1374 г. Мастер Феофан Грек Праотец Ной. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1374 г. Мастер Феофан Грек V. Ной и потоп. Типология этих образов широко разрабатывалась в святоотеческих творениях. Так, свт. Амвросий Медиоланский сопоставляет акт Крещения с потопом, в к-ром так же уничтожаются грехи, как в водах потопа Господь уничтожил развращенное грешное человечество (De myster. 3. 10-11); ковчег является прообразом Церкви, потому что только внутри нее возможно спасение (De Noe et Arca 8). Подобно тому как Ной с помощью деревянного ковчега спас человечество от уничтожения, Христос посредством крестного древа спас людей от вечной смерти ( Iust.

http://pravenc.ru/text/153739.html

13. 9 (13. 6); ср. то же у аввы Дорофея: Doroth. Doctrinae. 1963. XI 113, XII 133). Особый акцент на препобеждении пороков свидетельствует о том, в каком состоянии трезвения и внимательности пребывали монахи Синая во времена И. Л. Всякий день, который прошел без борьбы, почитался потерянным для монаха. Монах, вступив на подвижнический путь, должен начать жизнь, полную горения, рвения и желания: «Кто монах верный и благоразумный? Кто сохранил горячность свою неугасшею и до исхода своего не переставал всякий день прилагать огонь к огню, горячность к горячности, ревность к ревности, любовь к любви?» (Scala. 1. 27 (1. 48)). В описании деятельного подвижничества «Лествица» не ограничивается наставлениями, касающимися телесных подвигов и лишений, но требует душевного отклика на христ. призвание: «Не постился я, не предавался бдению, не возлегал на голой земле,- говорит псалмопевец,- но «смирихся, и вскоре спасе мя Господь» [Пс 114. 6 слав.]» (Scala. 25. 14). Святое смирение - это основа спасения. «Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и чудес, но без смирения никто не внидет в небесный чертог» (Ibid. 25. 52 (25. 47)). Орудия аскетической брани разнообразны и всесильны: спасительные слезы, размышление о смерти, безгневие, воздержание и т. д. Все эти средства необходимы подвижнику в совокупности, поскольку к нравственному совершенству не может привести к.-л. одна добродетель: «Не из одного камня делается царская диадема, и бесстрастие не достигнет совершенства, если вознерадим об одной, какой бы то ни было, добродетели» (Ibid. 29. 13 (29. 16)). Прп. Иоанн Лествичник. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Прп. Иоанн Лествичник. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. В «Лествице» анализируется целый ряд страстей. Наиболее опасным (гневу, лжи, чревоугодию, сребролюбию, тщеславию, гордости и др.) посвящены отдельные ступени. О каждой из них И. Л. стремится дать читателю целостное представление, разбирает причины возникновения страсти, ее отношение к другим недугам души, описывает тяжкие последствия укоренения страсти в душе, приводит многочисленные примеры и указывает средства как для предупреждения развития страстей, так и для их уврачевания.

http://pravenc.ru/text/471351.html

Николай с избранными святыми. Икона. Кон. XII – нач. XIII в.145х94 см. ГТГ Таким образом, мы можем признать за русской иконописью конца XIV в. своеобразную характерность, жизненное разнообразие в выборе образцов и самостоятельную их переработку. Почва для появления талантов возделывалась определенно в Суздальской области. Ист.: Кондаков Н. П. Русская икона. III. Текст. Часть первая. Прага, Seminarium Kondakovianum, 1931. С. 109–125. Московская икона XV–XVI веков Русская икона XIV–XV вв. и частично XVI в. тесно связана с духовным движением исихазма. Богословие исихазма отразилось и на духовном содержании иконы, и на ее характере, и на его теоретическом осознании. Искусство этого периода направлялось людьми, которые или сами были проводниками исихастской жизни, или в той или иной мере связаны с ней. Среди них история искусства выделяет 3 имени, которые с большей или меньшей степенью вероятности связаны с известными произведениями искусства: Феофан Грек (XIV в.), Андрей Рублев (1360г. или 1370–1430гг.) и мастер Дионисий (родился. в 30–40-хгг. XV в., умер в первые годы XVI в.). Феофан Грек, по словам Епифания Премудрого , в работе «умом дальняя и разумная обгадоваше, чювственныма бо очима разумныма разумную видяше доброту си», т.е. умом постигал далекое духовное, ибо просвещенными, одухотворенными чувственными очами видел духовную красоту. Об Андрее Рублеве и его окружении прп. Иосиф Волоцкий писал: «Чуднии они и пресловущии иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и инии мнози таковы же, и толику добродетель имуще и толико тщание о постничестве и о иноческом жительстве, яко им Божественныя благодати способитися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных вапов написанным образом Владики Христа и Пречистыя Его Богоматере и всех святых». Богословием исихазма и, в первую очередь, учением об умной молитве руководствовался в своем творчестве и мастер Дионисий. Инии мнози таковы же; это были и русские, и греки, и южные славяне, сформировавшиеся в орбите непосредственного влияния или наследия прп. Сергия, поколения иконописцев, стоявших на необычайно высоком духовном и художественном уровне. В этих поколениях некоторые имена известны, но не связываются с определенными достоверными произведениями, большинство же мастеров остаются анонимными.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Искусство этого периода направлялось людьми, которые или сами были проводниками исихастской жизни, или в той или иной мере связаны с ней. Среди них история искусства выделяет три имени, которые с большей или меньшей степенью вероятности связаны с известными произведениями искусства: Феофан Грек (XIV век), Андрей Рублев (1360 или 1370—1430) и мастер Дионисий (род. в 30—40 гг. XV века, умер в первые годы XVI века). Феофан Грек, по словам Епифания Премудрого, в работе «умом дальняя и разумная обгадоваше, чювственныма бо очима разумныма разумную видяше доброту си» , то есть умом постигал далекое духовное, ибо просвещенными, одухотворенными чувственными очами видел духовную красоту. Об Андрее Рублеве и его окружении преподобный Иосиф Волоцкий писал: «Чуднии они и пресловущии иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и инии мнози таковы же, и толику добродетель имуще и толико тщание о постничестве и о иноческом жительстве, яко им Божественныя благодати сподобитися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводи™ ко еже от вещных вапов написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Богоматере и всех святых» . Богословием исихазма и, в первую очередь, учением об умной молитве руководствовался в своем творчестве и мастер Дионисий . Инии мнози таковы же; это были и русские, и греки, и южные славяне, сформировавшиеся в орбите непосредственного влияния или наследия преподобного Сергия, поколения иконописцев, стоявших на необычайно высоком духовном и художественном уровне. В этих поколениях некоторые имена известны, но не связываются с определенными достоверными произведениями, большинство же мастеров остаются анонимными. На Руси подъем духовной жизни и расцвет святости совпал с распространением ересей, и расцвет церковного искусства — с проявившимся в этих ересях иконоборчеством . Около середины XIV века в северо-западной Руси возникает ересь стригольников (по мнению одних — в Пскове, по мнению других — в Новгороде). Это было первое движение, направленное против Церкви, проникнутое критическо-рационалистическим духом. Стригольники отрицали иерархию, церковные догматы и таинства . Хотя о их иконоборчестве нигде прямо не говорится, однако по общему характеру этой ереси можно заключить, что они не могли почитать икон.

http://sedmitza.ru/lib/text/440356/

Мн. композиции Б. с. по иконографии близки росписям Ферапонтова мон-ря, выполненным в 1500-1502 гг. Дионисием, но усложнены и наполнены бытовыми деталями. В росписи сохраняются свойственные нач. XVI в. пропорциональные соотношения, формы архитектурных построек, стройные и изящные фигуры, насыщенность колорита, что особенно заметно в росписях алтаря. В то же время живопись на стене, ограждающей хоры, с характерными плотными крупноголовыми фигурами и темным приглушенным колоритом, близка произведениям 60-х гг. XVI в. И. Я. Качалова Иконное убранство Спас в силах. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) Спас в силах. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) складывалось на протяжении всей истории Б. с. В интерьере собора иконы располагались в алтаре, за престолом, в иконостасе, на стенах и столпах, на аналоях. Об отдельных иконах сохранились свидетельства в летописях и др. письменных источниках. О составе и особенностях иконного убранства Б. с. в целом можно судить лишь с 1634 г., когда была сделана первая известная нам опись собора, сохранившаяся в составе описи 1680-1681 гг. Неизвестно, как выглядел и каких размеров был древнейший иконостас Б. с., насколько параметры и состав сохранившегося иконостаса соответствуют ранним строительным периодам в его архитектуре. Вероятно, к нач. XVI в. были определены его совр. размеры и устройство: в 1508 г. в Б. с. вел. кн. Василий III «повеле иконы все церковные украсити и обложити сребром и златом и бисером, деисус, праздники и пророки». Иконостас собора был обновлен после пожара 1547 г. Из летописей известно, что в 1566 г. царь Иоанн IV «образы златом и камением повеле украсити». Со временем могли изменяться количество и состав икон в разных рядах, они могли располагаться на стенах собора («в заворот») рядом с иконостасом. Подобное их размещение сегодня сохранилось только в его нижнем ярусе. В наст. время в иконостасе находятся иконы XIV-XVII вв., представляющие большей частью выдающиеся памятники искусства.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 авг.), чудотворный образ XIV в. Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914-1919 гг. поступила в ГИМ; с 1930 г. хранится в ГТГ (инв. 14244). Икона 2-сторонняя (размер 86×68 см): на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Успение Пресв. Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для св. мощей, закрытое воском после реставрации. Иконография, художественный образ, происхождение Д. и.- один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Д. и.- согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече - широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые. Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Близкие к Д. и. варианты «Умиления» встречаются в визант. искусстве. Ее возможный прототип - мозаичный образ Богоматери в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. ( Гусева. 1991. С. 420-421; eadem. 1996. P. 103-108; она же. 2005. С. 277-278. Примеч. 50-53). До 80-х гг. XX в. Д. и. атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисусного чина Благовещенского собора ( Грабарь. 1922. С. 3-20. Переизд.: 1966. С. 93, 95), к-рый также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г.

http://pravenc.ru/text/178950.html

В следующем году расписана в Москве церковь Спаса на Бору: тут мастерами были “русские родом, а греческие ученики” – Гойтан, Семен и Иван с своими учениками и дружиною 2404 . В 1378 г. Спасскую церковь в Новгороде на Ильине улице расписывал мастер-грек Феофан. Этот самый Феофан вскоре затем переехал в Москву и здесь расписывал три церкви: Рождества Пресвятой Богородицы (1395) вместе с Симеоном Черным и учениками. Архангельский собор (1399) с учениками своими и Благовещенский собор (1405) вместе с старцем Прохором из Городца да чернецом Андреем Рублевым 2405 . В 1408 г. по повелению великого князя Василия Димитриевича расписали великую Владимирскую соборную церковь мастера Даниил иконник да Андрей Рублев. Они же расписали потом Троицкий собор в Сергиевой лавре, построенный (1422) над гробом преподобного Сергия, Радонежского чудотворца 2406 . Лучшими из всех этих, исчисленных нами, иконописцев были Феофан Грек, Даниил иконник и Андрей Рублев. Первый, по свидетельству лично знавшего его современника, был преславный мудрец, весьма искусный философ и “книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех”. Он более сорока каменных церквей расписал своею рукою – в Константинополе, Халкидоне, Галате и Кафе, а потом в Великом и Нижнем Новгородах и три в Москве. Когда писал он, то никогда и нигде не видели его взирающим на образцы, как делали тогда некоторые наши иконописцы, которые вследствие своих недоумений принуждены были беспрестанно обращаться то к тем, то к другим образцам. Казалось, что не он писал, а другой, потому что, изображая что-либо руками, он ногами стоял неспокойно, а языком беседовал с приходящими. С самого незначительного рисунка, набросанного им случайно и наскоро, наперерыв спешили снимать для себя копии московские иконописцы 2407 . Иконника Даниила и Андрея Рублева называет “чудными и пресловущими иконописцами” преподобный Иосиф Волоцкий († 1516), свидетельствуя, что последний был учеником первого, что оба они были иноки московской Андрониковой обители и отличались духовною, подвижническою жизнию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2000. С. 82-84). «И явление монашества есть одно из благодеяний Божественного Промысла для Церкви... Для всех христиан открылся безопасный приют для благочестивой жизни, огражденный от искушений и соблазнов мира» (Там же. С. 86). В первые века христианства мужчины, торжественно перед епископом принимавшие обет Д., именовались девственниками (ο παρθνοι), они становились клириками и занимали в Церкви высокие места. Епископы в эту эпоху нередко состояли в браке, но могли и не быть в браке, а уклониться от него ради воздержания, что считалось заслугой, т. о., мысль о безбрачии епископа, к-рую Трулльский Собор (см. в ст. Вселенский VI Собор ) возвел в закон (прав. 12), с самого начала присутствовала в Церкви ( Никодим [Милаш]. Правила. Т. 1. С. 460). Девственницы Сщмч. Киприан Карфагенский, говоря, что «не одному только мужескому полу усвояет Господь благодать целомудрия (continentiae gratiam)», особенно восхваляет девственниц, ибо «девство предназначается для Царствия Божия» ( Cypr. Carth. De habitu virginum. 4//PL. 4. Col. 444). В общем созвучном хоре церковном девы, согласно сщмч. Киприану, занимают особое место; «это светозарнейшая часть стада Христова. Ими радуется, в них обильно красуется славное чадородие Матери-Церкви: и чем более девство увеличивается в числе своем, тем более возрастает радость Матери» (Ibidem). Свт. Амвросий Медиоланский замечает, что девственницы (virgines) удостоились первыми видеть воскресшего Христа (ср.: Мф 28. 9-10), прежде апостолов ( Ambros. Mediol. De virginit. 3. 14). Мц. Фекла. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Мц. Фекла. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Девственницы, избравшие вместо брачных уз служение Господу, существовали уже в первые века христианства. О них упоминает сщмч. Игнатий Богоносец в приветствии, направленном к христианам Смирнской Церкви ( Ign. Ep. ad Smyrn. 13). Тертуллиан, обращаясь к жене с увещанием в воздержании, приводит в пример тех, кто «отвергают брак и предпочитают святость: они - Божии невесты, для Бога их красота и невинность.

http://pravenc.ru/text/171553.html

Ист.: PG. 65. Col. 87-108 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 18-28); ActaSS. Iul. T. 4. P. 617-631; ЖСв. Май. С. 244-268; Garitte G. Une «lettre de saint Arsène» en géorgien//Muséon. Louvain, 1955. N 68. P. 259-278; Lettres des Pères du désert: Ammonas, Macaire, Arsène, Serapion de Thmuis. Begrolle-en-Mauges, 1985. Р. 85-113; Les Apophthegmes des Pères : Collection systématique. Т. 1/Éd. par J.-Cl. Guy. P., 1993. P. 74-77. (SC; N 387). Лит.: CPG, N 5545-5554; Guy J. -Cl. Le centre monastique de Scéte au IVe et au début du Ve siècle: Prosopographie et histoire. R., 1963. P. 154-158; idem. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1963. P. 20. (SH; N 36). А. И. Сидоров Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Спаса на Ильине в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Спаса на Ильине в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. На основе древней повести, возможно рим. происхождения, о деятельности А. В. в качестве воспитателя Аркадия и Гонория (текст сохранился в рукописи Хроники Георгия Монаха - Paris. Coisl. 305. Fol. 249об.- 251об., XI в.), а также Apophthegmata Patrum и Скитского патерика были составлены греч. пространные жития А. В. (2 анонимных и приписываемое Симеону Метафрасту ), а также похвала А. В. прп. Феодора Студита. Краткие жития входят в состав Минология Василия II (PG. 117. Col. 441-444) и в Синаксарь К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 665-666). Хотя А. В. завещал после смерти не предавать его тело земле и не воздавать никаких почестей, по сообщению «Анонима Меркати» (лат. паломничество XII в.), мощи преподобного находились в к-польской ц. Богородицы Триаконтафиллос (Перивлепты), построенной имп. Романом III Аргиром в 1034 г. (Описание святынь К-поля. С. 452). Где ранее находились мощи А. В., неизвестно. О первоначальном незначительном почитании А. В. в К-поле свидетельствует отсутствие его памяти во всех списках Типикона Великой ц . IX-X вв. Начиная со 2-й пол. XI в. его память отмечается 8 мая в большинстве визант. календарей.

http://pravenc.ru/text/76280.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010