П.А. Смирнов Глава I. Время домашнего воспитания и школьного образования " Я с молодых дней этого просил и искал, чтобы никто не мешал мне пребывать непрестанно с Богом». Преосвящ. Феофан Преосв. Феофан, в мире Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии. Отец его, священник этого села, от природы человек очень способный, получил хорошее образование и отличался строго благочестивой жизнью. Он кончил курс родной семинарии с званием студента и оставлен был при ней в должности воспитателя юношества, так называемого «сениора». Как выдающийся среди духовенства деятель, он скоро был замечен епархиальной властью и назначен на важную и ответственную должность благочинного, каковую с честью проходил в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать преосвященного была женщина глубоко религиозная, в высшей степени скромная и трудолюбивая; отличительной чертой ее характера была мягкость и доброта сердца, особенно ярко выражавшаяся в ее сострадательности и всегдашней готовности прийти на помощь всякого рода нуждающимся. Получив от отца в наследство сильный и глубокий ум, Преосв. Феофан от матери унаследовал весь свой нравственный склад вместе с наружностью. Будучи от природы очень живой, впечатлительный и резвый, он вместе с тем еще с раннего детства отличался нежным, любящим сердцем и вообще имел много женственного в своей природе. В кругу столь счастливо составленной семьи прошли первые годы жизни мальчика, и здесь же началось его книжное обучение. Несколько механичное, не всегда достаточное в отношении умственного развития, наше старинное элементарное образование имело неоцененное нравственное качество в его церковном направлении. Молебном начиналось оно, по церковным книгам совершалось, а храм Божий и богослужение, под обильным воздействием которых всегда находилось дитя, благотворно заканчивали и закрепляли его, имея самую благоприятную окружающую среду в благочестивом семействе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Письма к разным лицам... ...в «Душеполезном собеседнике» 340. Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях. 20 июля 1892 г. Милость Божия буди с вами! Просите молитв и совета. Молюсь, да устроит Господь быт рабынь своих. Что касается до совета, то его трудно найти для вас. У вас один человеческий источник пособия – ваш дядя. Его и располагайте, чтоб не оставлял вас. – Божий источник неоскудевающий – благое Промышление о всех. К Нему прибегайте. Он пошлет вам уроки – и пойдет у вас спорынья... Благослови вас, Господи, и успокой! Е. Феофан. 341. Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях. 4 июля 1893 г. Милость Божия буди с вами! Вам угрожает опасность остаться беспомощными... хорошо делаете, что наперед подумываете о том скорбном времени. – И думайте, и наперед подыщите там между своими, кто бы расположился помогать, или все родные понемногу. Возверзите на Господа печаль свою, и Той попечется о вас. Упование на Господа не посрамит. Приискивание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием. А между тем молитесь и молитесь. Больше этого ничего не имею вам сказать... Благослови вас, Господи, – и утеши и помоги. Е. Феофан. ...в «Тамбовских епархиальных ведомостях» 342. О вражьих нападках. Об осквернении, о чистоте телесной О вражьих нападках. О том, как утишать внутренние смятения. Об осквернении, о чистоте телесной. [Без даты] Милость Божия буди с вами! Ревностно бороться со всем противным делу спасения – начали?! Надо держаться своего намерения. А что враг нападает, этому дивиться нечего и ничего тут особенного нет... Надо только стоять. Внутренние смятения утишать надобно молитвою и помышлениями святыми, особенно о смерти, суде, аде и рае. И утихнет. Осквернение, по омытии водою, слезами омыть душу... изгнать сочувствия, если остались, стать решительно в противоборство плотским движениям и духовному отцу сказать. Ревнуйте святою ревностью о чистоте сердца и тела... Тело надо истощать малоястием, малоспанием, трудом, а у вас нет его... до утомления бы надо. Но главное, Вам надо теперь же укрыться в монастырь... и отдаться на тамошние послушания, чтобы хорошенько промяли вам бока.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Письма Скачать epub pdf Предисловие Настоящее собрание писем Архиеп. Феофана Полтавского является самым полным из известных. В него вошли все уже опубликованные письма, но ряд писем – 7, 11, 15, 62 – публикуются впервые. Основой для собрания писем послужило Джорданвилльское издание 1976 г., которое начиналось следующим введением: «Высокопреосвященнейший Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский получил свое монашеское имя в память глубоко почитавшегося им приснопамятного святителя Феофана, Вышенского Затворника. В них обоих чрезвычайно много общего, сродного по духу. И Архиепископ Феофан, подобно святителю Феофану Затворнику , был таким же глубоким богословом и вместе с тем непоколебимым и пламенным ревнителем Православия, неподкупным и бескомпромиссным стражем Правды Божией, столь многими попираемой в наши лукавые дни. И он выше всякого другого дела ставил духовную жизнь – «умное делание», как говорили наши благочестивые предки, и неуклонное последование Святым отцам. И у него было множество духовных чад, разбросанных не только по всей России, но и в силу печальной катастрофы, постигшей нашу Родину, по всему земному шару. Если бы была возможность собрать все письма Владыки Феофана к его духовным чадам, они составили бы целые объемистые сборники огромной духовной ценности. Здесь мы можем предложить вниманию читателей только немногие из этих писем, которыми мы имеем счастие располагать, и отрывки из других писем, имеющие общий интерес». Письма расположены в хронологическом порядке. К большому сожалению, адресатов Архиеп. Феофана по большей части установить не удалось. Источники и примечания помещаются после каждого письма. Источник не указан для тех писем, которые взяты нами из первого издания: Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского. Jordanville , NY , 1976 . Джорданвилль, 1976 Р. Вершилло 1. Выдержки из писем к М.А. Новоселову «Новые данные, открывающиеся из деятельности Г. еще более подтверждают, что он заблуждается более и более и подпадает под власть бесовскую, помрачился окончательно и упорствует в неправде всяческими неправдами».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

(По творениям святителя Феофана Затворника ) Слово «благодать», означая вообще благодатный мир, употребляется в Священном Писании в различных значениях. В Новом Завете благодать иногда означает любовь, благоволение, милость Божию, проявляющуюся в различных дарах и благодеяниях Божиих к людям. Но чаще всего благодатью называется полнота любви Божией, явленная в искуплении, изливающаяся в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды искупления. Святитель Феофан Затворник в своих творениях раскрывает святоотеческое учение о значении благодати в деле спасения человека с особой ясностью и доступностью. «Благодать, – говорит он, – есть сила Святого Духа, даруемая людям для усвоения спасения во Христе, которая производит в человеке духовную жизнь, возрождение и обновление, просвещение и освящение» (1, с. 363). Как особый дар Божий, как сила, совершающая спасение, благодать действует в мире после искупительного подвига Христа Спасителя. «Благодать определена, присуждена, дана нам предвечно, – пишет епископ Феофан, – но доныне пребывала сокровенною. Знали о ней пророки, но знали лишь то, что она несомненно будет, а что такое она будет, об этом только гадали. И ангелы Божии не знали, что она будет, а только напрягались проникнуть в нее. Никто, однако же, не постиг, что она такое, пока не явился Спаситель, Сын Божий воплотившийся» (2, с. 498 – 499). Божественная благодать составляет большую драгоценность и великий дар Божий для рода человеческого. Эту мысль подтверждает и евангельская притча о купце, «ищущем хороших жемчужин» ( Мф. 13, 45 ). Под драгоценной жемчужиной, ради которой купец продал все свое имение, чтобы обладать ею, епископ Феофан разумеет «образ благодати Божией, в нас сокрытой и неведомой нам, пока не сознаем того. Кто сознает, тот вместе убеждается, что ничего нет драгоценнее ее» (3, с. 105). Божественная благодать даруется человеку независимо от положения и заслуг со стороны самого человека, она безвозмездный дар Господа, изливающийся в души людей по любви Божией и действию искупления Христова. Дух Святой, живущий в людях, и составляет основание благодати. Само явление благодати есть действие Святого Духа. Но, именуясь силою Святого Духа как непосредственного ее Подателя, благодать есть дар Святой Троицы, вообще – дар Божий, ибо Святая Троица единосущна и нераздельна. Изливается благодать в сердца людей «по воле Бога Отца чрез Сына во Святом Духе. Во Святой Троице – источник всех даров, подаваемых человеку, естественных и сверхъестественных. Все Лица Святой Троицы участвуют и в раздаянии благодати» (4, с. 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Скачать epub pdf Содержание Краткое житие Два слова о святом таинстве крещения Пять поучений о пути ко спасению Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения Жизнь под руководством Жизнь по правилам Путь тесный и прискорбный Ревность о спасении Три слова о несении креста Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы, числом 162 Внутренния жизнь Не внешно только надо держать добрую исправность, но и в сердце содержать то. Это главное дело Каков кто в сердце, таким имеет его Бог и так относится к нему Вводит внутрь и показывает, что там Признак внутреннего благодатного оживления о Господе Как блюсти, питать и возращать духовную жизнь, начатую в силу покаяния и святого причастия Общее начертание течения духовной жизни по наведению от восхождения царей к воцарению Жаждания нашего естества и верный способ утоления их Чем и как питать душу, чтоб росла духовно В силу Вознесения Господня надо нам сознавать себя вышними и вышних искать Подражай святой Марии Египетской в покаянии и самоисправлении Надлежит взять крест самоисправления; в чем он? Завещание Господа со Креста: перечень христианских чувств и расположений Главное – знать и чувствовать свою бедность и богатство Христово и пребывать в сочетании со Христом Свет ведения, свобода действий и покой сердца в Господе Иисусе Христе: к Нему и идите Разные состояния и проявления благодати Божией в нас, верующих Образ и подобие Божии в нас – в творении и восстановлении Требуется самораспятие для восстановления нас в первобытное состояние Брань со страстьми и опытность духовная Монашество – жизнь страстеистребительная, путь к сердечной чистоте Обитель в городе – открытая борьба с страстьми и похотьми мира пред лицом мира Всеоружие для духовной брани Как исполнить заповедь апостола: как работали греху, так поработайте правде?     Краткое житие Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815–1894), был епископом Тамбовским, затем Владимирским, впоследствии оставил епископскую кафедру и жил в Вышенской пустыни затворником. Выдающийся духовный писатель, святитель Феофан составил толкования на воскресные Евангелия, послания апостола Павла, на 118-й псалом. Значительное место в его наследии занимают труды по нравственному богословию. Собранные в настоящем сборнике поучения посвящены духовному деланию православного христианина, идущего по пути спасения. Два слова о святом таинстве крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Часть первая. Отрицание М. Антонием юридического взгляда на искупление Глава первая Несостоятельность учения М. Антония об искуплении, вследствие его необоснованности на Священном Писании и святоотеческих творениях. Ссылки М. Антония на труды лиц, не имеющих богословского авторитета. Неправильность взгляда на Еп. Феофана Затворника , как на схоластического толковника в учении о первородном грехе. Отрицательное отношение М. Антония к понятиям: «удовлетворение» и «искупительные заслуги Христа». Сущность учения М. Антония о догмате искупления заключается в том, что наше искупление будто совершилось не на кресте Голгофскою жертвою, а душевными страданиями Христа в саду Гефсиманском 9 . Такой взгляд нельзя назвать иначе, как новшеством, ибо он не имеет основ ни в Священном Писании , ни в святоотеческих творениях. Одно это обстоятельство уже показывает несостоятельность данного догматического взгляда, ибо православное учение всегда в своей основе имеет Божественное Откровение и святоотеческое учение. О такой несостоятельности свидетельствуют и ссылки М. Антония, для подтверждения своего учения, на архимандрита Сергия, ныне М. Московского , профессора протоиерея Светлова, иеромонаха Тарасия и архимандрита Иллариона, профессора Московской Духовной Академии 10 . Все эти лица, как нами было уже сказано, не могут быть богословским авторитетом, в силу отступления их от Богооткровенного и святоотеческого учения и проистекающих отсюда заблуждений, которые содержатся в рассмотренных нами ниже их сочинениях. Не говорит в пользу новой теории М. Антония и ненадлежащее его отношение к Еп. Феофану Затворнику , как к богослову, допускающему будто схоластическое толкование апостольского учения о первородном грехе 11 . Здесь, как и в толковании других мест Священного Писания , Еп. Феофан Затворник строго держится святоотеческого учения. Для нас Еп. Феофан есть благодатный толковник, благодаря своей святой жизни и в силу того, что он был весь проникнут учением и духом Святых Отцов, и в своем толковании Божественного Писания ничего не говорил от своего собственного разума, а говорил словами святоотеческого учения. Утверждать, что Еп. Феофан держится схоластического толкования в указанном тексте Священного Писания, это значит давать повод думать, что и Святые Отцы Церкви, толкование коих здесь приводится Еп. Феофаном, были схоластическими толковниками, и, таким образом, унижать святоотеческий авторитет. Мы с этим никогда не согласимся. По нашему глубокому убеждению, мы только тогда будем правильно понимать Священное Писание и не погрешать против истины, когда будем держаться Святых Отцов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В.В. Каширина Семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие Святителя Феофана Затворника» (в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений) Климент, митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. Служение святителя Феофана в Палестине в первом составе Русской Духовной миссии (1847–1853) Посещение Святой Земли – тех мест, где вочеловечился, жил, проповедовал, творил чудеса, принял смерть и воскрес Господь Иисус Христос – занимает особое место в жизни любого верующего христианина. Пребывание в Палестине иеромонаха Феофана (Говорова) имеет большое значение не только для духовного становления его как аскета и будущего Вышенского затворника, но для всех, кто прибегал и до наших дней прибегает к мудрому совету и душеспасительным сочинениям святителя. Именно в период своего служения на Святой Земле святитель Феофан получил редкую для своего времени возможность изучать творения древних христианских аскетов в подлинниках и ранних списках. Получив доступ к сокровищнице святоотеческой мысли, он не только укреплял свой личный опыт подвижника, но и обогатил всю отечественную духовную традицию, поведав своим современникам о верном пути достижения цели христианской жизни – спасения во Христе. Данный период жизни святителя Феофана можно восстановить по многочисленным официальным документам из крупнейших российских архивохранилищ РГИА и АВПРИ, а также по опубликованным мемуарам первого главы РДМ 1 . Часть неофициальной переписки, которая сосредоточена в основном в фондах НИОР РГБ, ЦИАМ СПбФ АРАН, АРДМ и других, помогает уточнить ряд биографических фактов и понять мотивы отдельных поступков и решений святителя Феофана, связанных с его пребыванием на Святой Земле. В первую очередь, это два письма святителя, написанные из Иерусалима в 1851г.: А.Н. Муравьеву от 9 апреля 2 и тогда ещё иеромонаху Антонину (Капустину) от 20 июня. 3 Основной массив документов, связанных с копированием и переводом греческих рукописей святителем Феофаном на Ближнем Востоке, хранится на Афоне в архиве и библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Успенский Вышенский монастырь Святитель Феофан глазами детей Итоги Всероссийского детского конкурса «Учитель благочестия» Вера (Ровчан), игумения, настоятельница Успенского Вышенского монастыря В 2015 г. исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося богослова и учителя Русской Православной Церкви святителя Феофана, Затворника Вышенского , который является небесным покровителем Успенского Вышенского монастыря. В преддверии этого значимого не только для Вышенского монастыря, но и для всей Православной России юбилея, прошли разнообразные мероприятия, направленные на то, чтобы как можно больше людей узнали о жизни и духовном наследии святителя Феофана. В рамках этих мероприятий 1 октября 2014 г. стартовал Всероссийский детский творческий конкурс «Учитель благочестия». Основными целями конкурса было познакомить юных россиян с жизнью и духовным подвигом святителя Феофана, чтобы молодое поколение знало лучших людей России, училось у них благочестию, правильному пониманию смысла нашей земной жизни, любви к Отечеству, чтобы пример жизни Вышенского подвижника способствовал формированию правильных понятий о человеческих и христианских ценностях. Как было отмечено в Положении о конкурсе, основными его задачами были: прославление подвига святителя Феофана, Затворника Вышенского , ознакомление широких кругов с его духовным наследием; привлечение внимания подрастающего поколения к духовным подвигам отечественных подвижников благочестия и изучение их роли в формировании личности, общества, а также влияния на укрепление и развитие основ российской государственности. Отрадно отметить, что организаторами конкурса вы ступили не только церковные, но и светские структуры – Министерство образования Рязанской области, Рязанская митрополия, Успенский Вышенский монастырь. Председателем оргкомитета стал митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, а сопредседателем – министр образования Рязанской области Елена Ивановна Буняшина. Название конкурса «Учитель благочестия» было выбрано не случайно. Это фраза из тропаря святителя Феофана, так его прославляет Святая Православная Церковь : «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вступительная статья 1 Аннотация. Публикуются письма свт. Феофана Затворника И. Д. Андрееву. Иван Дмитриевич Андреев (21 июня 1867, с. Малиново Ливенского уезда Орловской губ. – 28 июня 1927, Ленинград) – правнук старшей сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой). Историк Церкви, византинист, переводчик. В переписке затронуты вопросы духовного образования, богословия, аскетики. Заслуживает внимания позиция свт. Феофана относительно заимствований, которые делают отечественные авторы у западных богословов. В переписке содержится отзыв свт. Феофана на известные монографии А. П. Лебедева «История святых Вселенских Соборов» и «История Константинопольских Соборов IX века (861–880 гг.)», а также на труд архимандрита, будущего митрополита, Антония Храповицкого «Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания». В публикуемых письмах Вышенский Затворник касается этих и многих других вопросов. Иван Дмитриевич Андреев (21 июня 1867, с. Малиново Ливенского уезда Орловской губ. – 28 июня 1927, Ленинград) – правнук старшей сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой), историк Церкви, византинист, переводчик. Окончил Орловскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1892 г.). С 3 июня 1893 г. – преподаватель философских предметов в Таврической духовной семинарии. С 25 ноября 1895 г. – магистр богословия. Его магистерская диссертация: «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия. Выпуск I-й: Хронология константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия и очерки жизни и деятельности свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника » была удостоена премии митрополита Макария (Булгакова) . По отзыву проф. А.П. Лебедева , «...все сочинение г. Андреева представляет плод редкого усердия и трудолюбия и обнаруживает обильный запас церковно-исторических сведений у автора» С 4 сентября 1895 г. И.Д. Андреев работал в Московской духовной академии, где занимал следующие должности: помощник инспектора, доцент по кафедре новой гражданской истории, экстраординарный профессор, лектор английского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

иерей Андрей Кретов «Seed of life»: sacraments in the parenting of man Аннотация. Педагогическая система святителя Феофана – одна из самых разработанных частей его наследия. Учение святителя имеет своим основанием святоотеческое наследие. Основной принцип – синтез. Начало духовной жизни полагается в таинстве Крещения. Спасение – сохранение благодати через развитие свободы в человеке и его труд. Учение раскрывается через образ – «семя жизни». Этому образу посвящено данное исследование. В письмах, проповедях, книгах святитель Феофан изложил евангельское учение о человеке и его спасении, раскрытое святыми отцами. Каждая часть этого учения добывалась кропотливым трудом: чтением, переводами, изложением. Кто есть человек? Что есть в нём? Как развить свойства человека? Какой плод воспитания? Этим вопросам в учении святителя посвящены многие исследования. Мы обратимся к началу антропологии Затворника. Цель жизни человека – блаженная жизнь за гробом, как неоднократно пишет святитель в письмах, а начало такой жизни – восприятие благодати в таинстве Крещения. С этого момента начинается воспитание человека: как младенца, так и взрослого. «Плод доброго воспитания есть сохранение благодати святого крещения», – вот предел воспитания человека, сохранить благодать, данную в Крещении. Однако святитель эту благодать называет в своих трудах «семенем жизни» и предлагает взращивать это семя. В Церкви есть все необходимое, по учению Затворника. Проповедь слова Божьего в храмах в виде поучения и пения – свет, Божественные таинства – влага, молитвословия и богослужебные чинопоследования – чистый воздух, покров для защиты – Господь, Божия Матерь и все святые, поддержка ствола и по времени отсечение лишних ветвей – пастыри и учителя церковные. Таким образом, святитель понимает под «семенем жизни» дарованную в таинствах благодать. С одной стороны, её нужно сохранить. С другой, – чтобы сохранить эту благодать, свойства человеческие должны развиться. Не только посредством внешних воздействий, но прежде и внутренними делами. Если росток, принимая в себя инородные элементы, возрастает, то плод спасения принесёт дерево духовное, которое питается порождёнными ею элементами: мыслями, чувствами, желаниями, богоугодными делами. Это «развить, чтобы сохранить» напоминает бег Алисы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010