He смотря на мудрое управление вверенным блажен. Феофану обществом иноков и на святую подвижническую жизнь, он должен был однако подвергнуться испытанию. Его родной племянник попал в плен к туркам, был отведен в Константинополь и там обращен в магометанство. Горько было душе Феофана переносить это бедствие; поэтому он немедленно отправился в Константинополь и, успел выручить из беды несчастную жертву изуверства турок. Возвратившись в монастырь вместе с юным племянником своим, блаж. Феофан вскоре удостоил его иноческого образа и сопричислил к братству обители. Но отцы монастыря, боясь, чтобы через огласку не потерпеть им каких-либо бедствий от турок за обращение людей из их веры в христианскую, стали выражать неудовольствие на своего игумена, выказывая неприязнь как ему, так и его племяннику. Феофан, видя происходящее из-за него в обители нестроение, счел за лучшее оставить монастырь и удалился вместе с своим племянником не только из обители Дахиарской, но даже и с Афона и пришел в Веррию. Здесь в ските Предтечи он создал храм во имя Богоматери; потом собрал значительное число иноков и дал им правила жизни иноческой. Через несколько времени, оставив здесь настоятелем своего племянника, сам удалился один в Наусу. В Наусе, нашедши удобное место, он воздвиг превосходный храм в честь архангелов и, построив монастырь, собрал значительное число иноков, сделался их игуменом и мудро руководил их на пути подвижничества. Прожив здесь довольно времени, блаж. Феофан возвратился в созданную им в Веррии первую обитель. Наконец, достигши глубокой старости и узнав, по откровению свыше, о времени скорой своей кончины, он созвал всех своих иноков, объявил им об этом и вместе утешал плачущих, обещая им никогда не разлучаться с ними духом; затем мирно отошел в вечность. Мощи преп. Феофана доныне находятся в Наусе. За святую и добродетельную жизнь Бог прославил пр. Феофана многими знамениями и чудесами как при его жизни, так особенно по смерти. Когда пр. Феофан возвращался из Константинополя на Афонскую гору, случилось всем находящимся с ним на корабле терпеть жажду, за недостатком пресной воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перенесение мощей мученика Епимаха. Он был пустынником в Египте, скончался около 250 г. Во время гонения на христиан пришел в г. Александрию и сокрушил идолов в одном из идольских капищ, за что был сожжен. Впоследствии времени останки мощей его, 11 марта, были перенесены из Александрии в Константинополь. 12-е число Преподобный исповедник Феофан Сигрианский происходил из Константинополя, родился в 758 г. от супругов, состоявших в родстве с императором Копронимом. Лишившись отца еще трехлетним ребенком, под руководством добрых наставников и надзором своей благочестивой матери он был воспитан в благочестии. Не хотел вступать в супружество, но император принудил вступить. Бог послал Феофану и супругу благочестивую, и он в первый же день брака склонил ее к тому, чтобы хранить целомудрие, жить как брат с сестрой, имение употреблять на бедных, а по времени совсем оставить мир и поселиться в пустыне. Но император и тесть Феофана препятствовали удалению его из мира. Со смертью же их обоих, Феофан и его супруга, с именем Ирины, приняли монашество. Ирина поступила в одну из обителей на Принцевых островах и так угодила Богу, что удостоилась дара чудотворений. Феофан же поступил Сигрианскую пустынь, в Малой Азии, где построил два монастыря, из которых в одном был настоятелем. И он удостоился дара чудотворения. Во времена св. Феофана возникла иконоборческая ересь, и он явил себя строгим защитником иконопочитания, защищал оное на 7 Вселенском Соборе, за что царь Лев Армянин заключил его на два года в темницу, монастырь его сжег, а затем, после мучений за непреклонность, сослал в заключение на Самофракийский остров, где он около 818 г. скончался. Св. Феофан был церковным писателем. Св. праведный Финеес был сыном второго еврейского первосвященника Елиазара и внуком первого, Аарона. Однажды, когда евреи уже были близки к земле Ханаанской, моавитяне под видом дружбы вовлекли их в беззаконный брак со своими дочерями, а вместе с тем и в идолопоклонство. Господь поразил народ язвой. Тогда Моисей, для отвращения всеобщей погибели, повелел убивать всех, кто принимал участие в идолопоклонстве и пороке беззакония. Несмотря на это, некто Замврий на глазах всего общества ввел в свою палатку бесчестную моавитянку. Тогда Финеес поразил их обоих копьем и тем приобрел народу помилование, а себе – потомственное священство. Финеес скончался около 1500 г. до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Л. 16. Всем православным царем грецкым иже по благочестию поборавшим им, вечная память. – Следует очень полный перечень цареградских патриархов, затем антиохийских, наконец греческих митрополитов; этот перечень идет до 20-го листа. На 20-м л. Феофану, Иакову, Дорофею, Поликарпу, Нилу, Иакову, Исидору, Марку Ефесскому , посрамившему папежа Евсевиа 187 и ученика его, митрополита русского Исидора, и крепко поборовшему по православней христианской вере, блаженным и приснопамятным митрополитом, вечная память. Павлу исповеднику, патриарху Царяграда, Кириллу патриарху Иерусалимскому, Феодору архиепископу Едесскому и ученику его Михаилу, Ивану Белаграцкому мученику, пострадавшему за христианскую веру, Егорию новому страстотерпцу, пострадавшему за имя Христа Бога нашего и за веру от турок, вечная память. Святым новоявленным мученикам Антонию, Ивану, Евстафию, нарицаемому Круглецу, и сродником его, иже в Литве пострадавшим за веру христианскую от безбожного великого князя Ольгерда, вечная память 188 . Великому в мучениках царю Ивану перьскому, ученику Феодора епископа Едесского, пострадавшему за христианскую веру от безбожных персов, вечная память. С л. 22. Вечная память русским митрополитам. – Последним, на обороте 23-го л. назван Иона. С л. 24 синодик убитых в разных боях с неприятелями, как в Московском синодике. С л. 41 на обороте наш список начинает выдавать свой переводный с византийского характер. И вси еретицы да будут прокляти. Григорию святейшему митрополиту Солуньскому иже соборне посреде великия церкве Варлаама же и Акиндина и проч. Словом, следует переводная статья, существующая и в Московском синодике 189 . За нею другая: Славящим свет Господня Преображения. Из этого видно, что 41–42 л., как часть Греческого синодика, должна на самом деле предшествовать всем предыдущим и стоять впереди 1-го листа. Но листы 43–47 опять попали не на свое место. Здесь идет возглашение вечной памяти Константину и Елене, Стефану мученику Сербскому, Михаилу и Феодоре; преподобным отцам: Вассиану Волоцкому, Геннадию Костромскому, Левкею архимандриту, Иосифу игумену, Александру Каргопольскому, Антонию, Макарию Желтиновскому, Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Так антропологические схемы святителя Феофана Затворника определяют его космологические воззрения. Думаем, излишне говорить, что у названных древних экзегетов св. Павла, не различающих воскресения человека нынешнего, мы не найдём высказываний хоть о каком либо здешнем «прославлении» твари. Итак, в антропологической модели Феофана Затворника , развиваемой при экзегезе апостола Павла, воскресение человека требует оживления всех трёх его природных составляющих, умерщвлённых грехом. Если человек в земной жизни в Крещении не воскрес духом, а затем и душой от страстей, то, воскреснув телом, он будет мёртв. Если на земле человек воскрес духом, но не воскрес душой, то по воскресении тела также будет мёртв, ибо воскрес не весь человек. Наконец, если воскрес духом, оживил душу, то, воскресши телом, человек воскрес, ибо ожил весь. Тем самым воскресение человека для святителя Феофана зависит от трёх условий. Для Феофана Затворника воскресение человека целостно, оно требует оживотворения его духа, души и тела в совокупности. В заключение отметим, что в представлении человека воскресшего, как в некоем фокусе, сходятся все узловые моменты антропологической экзегезы святителя Феофана Затворника . Человек воскресший, или прославленный, – это итог, следствие и подлинная мера человека первозданного, падшего и подблагодатного. О рукописи «Искатель непрестанной молитвы», посланной на отзыв епископу Феофану Затворнику А. Н. Свирин, преподаватель Университета Российской академии образования Сборник духовных рассказов «Искатель непрестанной молитвы», более известный под названием «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», имеет давнюю и запутанную издательскую историю. Несмотря на то, что у рассказов есть автор, известно его имя, это произведение почти никогда под этим именем не публиковалось, неся на обложке указание «автор неизвестен». В трудах исследователей текста книги И. В. Семененко Басина и А. Пентковского признается авторство рассказов за архимандритом Михаилом (Козловым).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

742 Первая публикация этого произведения под именем автора состоялась в 1992 г. в парижском журнале «Символ». 743 Отец Михаил, в миру Макарий Косьмич Козлов, родился в 1826 г. в семье старообрядцев-беглопоповцев Смоленской губернии. Достигнув совершеннолетия, юноша Макарий переживает духовный кризис. Он начинает сомневаться, является ли истинной Церковью старообрядческая община, в которой он с рождения был воспитан, и в двадцать лет решает присоединиться к Православной Российской Церкви. После столь решительного шага Макарию не удаётся ужиться со старообрядцами в родном городе, он покидает его в 1854 г. и поступает послушником в Климовский Покровский монастырь Черниговской епархии. В тридцатилетнем возрасте Макарий отправляется на Афон в Русский Пантелеимонов монастырь, где был по стрижен в рясофор с именем Мелетий. В 1860 г. по поручению монастыря Мелетий на шесть лет уезжает в Россию, где собирает пожертвования в пользу обители, издаёт книги, а также совершает путешествие в Иркутск. По воз вращении на Афон Мелетий тяжело заболевает и 29 октября 1866 г. принимает малую схиму с именем Михаил. В 1867 г. – первой половине 1868 г. он, выздоравливая, пишет книгу «Искатель непрестанной молитвы». В 1874 г. инок Михаил, известный миссионерскими трудами среди старообрядцев, прибывает в Казанскую епархию по приглашению архиепископа Антония (Амфитеатрова) , нуждающегося в опытном проповеднике для своей епархии. Вполне возможно, что во время одной из поездок по епархии отец Михаил встречался с уже знакомым ему по Афону настоятелем Черемисского монастыря 744 игуменом Паисием (Федоровым), также иногда упоминаемым под именем Паисия Саровского. В 1879 г. отец Михаил направляется Синодом в Забакалье под начало архиепископа Иркутского Вениамина (Благонравова) 745 и епископа Селенгинского Мелетия (Якимова) , где продолжает заниматься обращением старообрядцев. 746 Прибыв в Иркутск, отец Михаил ознакомил архиепископа Вениамина с рукописью своей книги «Искатель непрестанной молитвы». Спустя некоторое время владыка послал рукопись в Вышенскую пустынь своему брату отцу Феодосию 747 с просьбой представить сочинение отца Михаила для отзыва епископу Феофану Затворнику .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Как в житейских сделках задаток значит, что торг состоялся, покупка решена и задаток дан в удостоверение, что и все остальное будет уплачено, так и Бог, благоволив вступить с нами в Завет, с обетованием вечного блаженства верным Завету, даруя Духа Святого верующим во Христа, задаток только даёт в удостоверение, что и все наследие обетованное отдаст, или даст блаженство вечное. Ибо затем и веру ем во Христа, затем и прилепляемся к Нему и всем жертвуем для Него, чтобы иметь в Нем живот вечный». 720 Тем самым благодать, получаемая в Крещении и Миропомазании, или обручение Духа, является уже началом воскресения человека. Так трихотомическая схема, а именно выделение в человеке духа, позволяет святителю Феофану онтологизировать значение вступительных церковных таинств. И сам св. Павел удостоверял христиан в будущем воскресении указанием на их нынешний благодатный опыт носительства Духа. В Рим. 8, 11 слышим следующее его светлое благовестие: Аще ли же Дух Воскресившаго Иисуса от мертвых живет в вас, Воздвигий Христа из мертвых, оживо творит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас. Святитель Феофан в логике своей интерпретации поднимает снова вопрос о соотношении уже совершившегося вселением Духа воскресения духа человека и оставленной ему смерти тела: « пал человек духовно и подпал смерти; но теперь он восстановлен духовно: за чем же смерть? Зачем смерть оставлена, Апостол не разъясняет, а удостоверяет только, что и смерть будет упразднена, говоря как бы: не беспокойтесь! оживотворены будут и мёртвые тела ваши, силою того же Духа, Который живёт уже в вас, по примеру и в силу воскресшего Христа Господа, Который тоже в вас. Кто воскресил Господа Иисуса, Тот воскресит и ваши телеса после смерти; а что действительно так будет, берите удостоверение из воскресения Христова и из дарования вам Духа Святого. Связь дара Духа Святого с нашим воскресением Апостол всюду выражает тем, что называет Его обручением наследия нашего – наследия Царства со Христом воскресшим, следовательно, после того, как и воскрешены будем (см.: Еф. 1, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Обращаясь к оценке жизни и творчества святителя Игнатия Брянчанинова , протоиерей Г. Флоровский называет его очень строгим ревнителем аскетической традиции, а его «Аскетические опыты» считает написанными «с большим вдохновением и очень выразительно» 231 . Глава 13. Учение о спасении святителя Феофана Затворника Святитель Феофан Затворник , в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого района Орловской губернии в семье священника. Кроме него в семье было шестеро детей, воспитанием которых в основном занималась мать будущего святителя, также происходившая из семьи священника. После окончания Ливенского духовного училища как один из лучших его учеников в 1829 году Георгий был переведен в Орловскую духовную семинарию. В 1837 году он направляется на учебу в Киевскую Духовную Академию. Здесь формируется интерес будущего архипастыря к богословию, философии, психологии и риторике. 15 февраля 1841 году он принял монашеский постриг с именем Феофан («Богом явленный») в честь преподобного Феофана Исповедника . Стоит заметить, что вместе с Феофаном постригся в монашество его сокурсник по академии Макарий (Булгаков) , впоследствии митрополит Московский. После окончания академии недолго отец Феофан работал в качестве ректора Киево-Софиевского духовного училища. Уже в 1842 году он был переведен в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора и преподавателя логики и психологии, а в 1844-м – в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на должность преподавателя. С 1847 по 1853 год иеромонах Феофан служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, главной целью которой было представительство Русской Православной Церкви на христианском Востоке. Пребывание в Русской Миссии в Палестине дало возможность отцу Феофану побывать во многих святых местах Ближнего Востока, посетить Святую гору Афон. За свои труды в Миссии иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и в 1854–1855 годах вновь преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии. В сане архимандрита он продолжал служить сначала в должности ректора Олонецкой духовной семинарии (1855–1856), затем в должности настоятеля посольской церкви в Константинополе (1856–1857) и, наконец, в должности ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии (1857–1859).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кондак, гл. 8. Взбранному и крепкому адаманту, прогонителю бесов, новому чудотворцу побудительная, страстей злых свободившеся, благодарственная восписуем ти, отче наш Кирилле; но яко имея дерзновение у престола Христова, верою чтущих тя, град же и люди, молитвою твоею сохраняй: ты бо еси Императору крестоносному и стаду твоему похвала и утверждение. Парем. (Утр. Ев., Ап. и Ев. на лит. см. 10 янв.). Совершается собор его во обители его. Пр. исповедника Нїколаа, игумена Студийского. Он родился на острове Крите, в г. Кидонии, в 793 г. Будучи 10 лет, он послан был своими родителями в Константинополь к дяде своему иноку Феофану, в Студийскую обитель. Поступив в монастырское училище, он, по окончании учения, 16-ти лет, принял иночество и чрез несколько лет был удостоен сана священства. В царствование императора Льва Армянина, св. Николай вместе со св. Феодором Студитом (см. 11 нояб.), как защитник иконопочитания, потерпел заточение (с 814–820 г.). Так как свв. исповедники своими писаниями укрепляли христиан в православии, то их подвергали тяжким мучениям, жестоко били и морили голодом. С воцарением благочестивой Феодоры (см. 11 фев.), пр. Николай возвратился в Студийскую обитель и сделался настоятелем последней. При императоре Михаиле III, когда св. патриарх Игнатий (см. 23 окт.) был лишен кафедры, пр. Николай удалился на остров Приконесс (около Кизика), потом в Митидену и на полуостров Херсонес. Чрез 7 лет он, по воде императора, возвращается в свой монастырь и заключается на 2 года в монастырской темнице. По воцарении императора Василия I Македонянина, пр. Николай, по воле царя, снова принял настоятельство и вскоре скончался в 868 г., на 75 году от роду. Господу благоугодно было, за страдальческую жизнь св. Николая, даровать ему благодать исцелений. Муч. Іадра, пострадавшего за Христа при императоре Декии. 48 Священномуч. Аврамїа, епископа Арвильского. Он был епископом в г. Арвиле, в Персии. Отказавшись отречься от Христа и поклониться солнцу, он был жестоко мучен персами и потом обезглавлен в пятый год гонения Сапора ΙΙ, около 344 или 347 г., в селении Фелман.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Марк , монах Лавры св. Саввы, эконом Царьградской Великой церкви и, наконец, епископ Идрунтский или правильнее Отрантский (в Южной Италии), известен как составитель тропарей канона Великой Субботы. Ирмосы этого канона от 1 до 6 песни принадлежат Кассии Инокине; тропари же к ним написал монах Марк, а к этим песням прибавился четверопеснец Косьмы Маиумского, что в общем дало известный канон «Волною морскою...» Марком же написана молитва Святой Троице из недельной полунощницы. Но больше всего известен этот автор, как составитель богослужебных, уставных примечаний о правилах сочетания служб в тех случаях, когда совпадают несколько праздников. Это т.н. «Марковы главы», обозначаемые особым значком, сокращением его имени «МРК» на полях нашего Типика. Остальные Писатели Греческой Церковной Поэзии Кроме трех указанных направлений, в последнем периоде греческого церковного песнетворчества было немало авторов, которых нельзя причислить ни к одной из указанных школ, но которые, тем не менее, оставили известный след в истории нашего богослужения. Сюда относятся следующие. Кассия " или Кассиана, Икассия, монахиня IX века, единственная, по-видимому, женщина, произведения которой удостоились быть включенными в богослужебные книги. Предание приписывает ей несостоявшееся сватовство с царем Феофилом (829–842). Она написала следующие песнопения: Упомянутые ирмосы 1–6 песен канона Великой Субботы; Стихиру на Рождество Христово: «Августу единоначальствующу»; Стихиру на Великую Среду: «Господи, яже во многия прегрешения впадшая жена...»; Стихиры на дни: муч. Гурия, Самона и Авива; рождество Иоанна Крестителя; муч. Авксентия, Евгения, Ореста. Мефодий Исповедник и патр. Константинопольский (†846) написал чин торжества Православия и стихиры в честь свв. Константина и Елены. Патр. Фотий Константинопольский (†891) написал канон св. Феофану исповеднику и чин малого освящения воды. Георгий, митр. Никомидийский написал ряд канонов: предпразднества Благовещения, Недели Мытаря и Фарисея, Введения, Предпразднества Богоявления и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

4– «Днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго яко единаго от умерших; сего бо держати отнюдь не могу, но погубляю с ним, имиже царствовах; аз имех мертвецы от века, но сей (се) всех воздвизает. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему». 5– «Днесь ад стеня вопиет: пожерта моя бысть держава, пастырь распятся, и Адама воскреси; имже царствовах, лишихся, и яже пожрох возмогий, всехизблевах. Истощи гробы распныйся, изнемогает смертная держава. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему» 593 . Слово св. Епифания Кипрского , как показывают начальные слова его «что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит», посвящено крестной смерти Богочеловека. Христос, на кресте страдающий, умирающий и как мертвец погребаемый, – таково содержание всех песнопений Великой Пятницы и Великой Субботы. И большая часть их написана св. Феофаном Исповедником . Перечисляю их: 2– «Вся тварь изменяшеся страхом» – 2– я стихира на стиховне утрени в Великую Пятницу и на «Господи, воззвах» вечерни в тот же день; 3– «Людие злочестивии и беззаконнии» – 1, я стихира на указанных выше службах;-«Господи, восходящу Ти на крест» – славник на утренней стиховне в Великую Пятницу; 58– «О, како беззаконное сонмище» – славник на «Господи, воззвах» вечерни в Великую Пятницу; 59– «Тебе одеющагося светом яко ризою» – на «Слава, и ныне» стиховне в Великую Пятницу; 60– «Днесь содержит гроб» – 78 я стихира на хвалитех в Великую Субботу; 61– «Что зримое видение»- 79, я стихира на хвалитех в тот же день; 108 «Приидите, видим живот наш во гробе лежащь» – 80, я стихира на хвалитех в тот же день; 109, «Проси Иосиф тело Иисусово» – 111 я стихира на хвалитех в тот же день; 10) «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя» – славник на хвалитех в Великую Субботу и на «Господи, воззвах» на вечерне в тот же день 594 . Преп. Феофану, кроме перечисленных 10 стихир в службах Великой Пятницы и Великой Субботы, принадлежат еще каноны и стихиры самогласны для отдельных воскресных служб Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010