Епископ Феофан (Быстров) полностью изменил свое мнение о Распутине, но повлиять на царя уже не мог. Вместе с отцом Вениамином (Федченковым) епископ собрал массу документов, подтверждающих недостойное поведение временщика. Но императрица не желала ничего слушать. Епископ Феофан впал в немилость и был удален от двора. Что говорить? – царица ради Распутина прекратила общение даже с собственной сестрой – будущей преподобномученицей Елисаветой. Выступивший против Распутина митрополит Владимир (Богоявленский) был переведен из Санкт-Петербурга в Киев. Для некоторых обличение «старца» имело более печальные последствия. Так, Распутин донес на будущего священномученика епископа Гермогена (Долганева), который пытался вразумить его. Архипастырю вся эта история в конечном итоге стоила кафедры – он был отправлен на покой и до 1917 г. проживал в монастыре. Николай Соболев еще в студенческие годы был убежден, что Распутин несет России беду, и считал, что отчасти в его влиянии на царскую семью виноват архимандрит Феофан. Архиепископ Серафим вспоминал одну из своих юношеских встреч с праведным Иоанном Кронштадтским в алтаре Андреевского собора. «Отец Иоанн был очень внимателен ко мне. Но когда я сказал великому праведнику, что ему кланяется наш инспектор, отец архимандрит Феофан, то у отца Иоанна вдруг резко изменилось выражение лица. С недовольным взором он очень резко спросил меня: «Это маленький, черненький, худенький?» Я ответил, что да. Сразу после этого отец Иоанн перестал со мной разговаривать и отошел от меня, не удостоив послать своего привета отцу Феофану. А между прочим, когда пред этим я сказал, что ему кланяется наш ректор, отец Иоанн просил меня передать ему от него поклон. У меня тогда же мелькнула мысль, что это за Распутина. Иной причины и не могло быть для такого отрицательного отношения отца Иоанна к отцу Феофану». В последующие годы, когда отец Серафим стал тесно общаться с оптинскими старцами, его антираспутинская позиция еще более окрепла. В 1913 г. «Воронежские епархиальные ведомости», редактором которых был архимандрит Серафим, опубликовали статью священника Петра Петрова «Наши «пустосвяты " ». В статье резко критиковались различные аферисты и лжеюродивые, которые под маской Православия наживались на доверчивых или экзальтированных людях. Среди таких аферистов автор статьи дважды упомянул и Распутина, назвав его одним из наиболее известных «пустосвятов-шарлатанов».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Митрополит Вениамин (Федченков) назвал эту речь единственной в своем роде. Он совершенно точно указал и на то «главное, что отличает эту речь: это и вера в Пресвятую Троицу – от Нее все в мире! Вся мысль нарекаемого кружится около Троицы! Он Ею живет, радуется и ждет благ… Так может говорить только тот, который живет Ею! Здесь – сущность жизни отца Феофана» 77 . И уже в этой речи он, как бы предвидя свое будущее призвание к охранению чистоты главнейшего православного догмата о спасении, на первое место среди испрашиваемых дарований, «потребных для нового служения», ставит отверзение ума «к разумению Божественных Тайн». По окончании хиротонии возглавлявший ее С.-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) , вручая жезл новопоставленному епископу Феофану, произнес речь 78 , в которой отмечал: «… Вместе со всеми архипастырями, рукоположившими тебя ныне в сан епископа, приветствую тебя, новорукоположенного архиерея, и мысленно молюсь, да сотворит тебя Господь делателя на ниве Своей непостыдна, право правяща слово Христовой Истины. Своих учеников Господь научил разумевать, что Он в Себе Самом даровал им радость и жизнь, которых никто отнять не может… Тебе, брат возлюбленный, ведома эта жизнь во Христе и со Христом… В сей жизни пребывай, в сей радости преуспевай. Благодать Божия, в архиерейском рукоположении на тебя сошедшая, да укрепит тебя в сей жизни и да утвердит и да сотворит тебя в живом общении со Христом, приносяща плод мног…» 79 . Как видно, эта речь пронизана глубоким уважением Первенствующего члена Священного Синода к новому епископу. Свою любовь и радость принесли епископу Феофану и его ученики – «феофаниты». От имени Златоустовского кружка поздравлял владыку Сергей Виноградов, который «сравнил его со святым архиепископом Солунским Григорием Паламой » 80 . Ректорские труды теперь уже епископа Феофана продолжались. Положение духовных школ того времени было чем-то похоже на современное их состояние – ожидание реформ. С назначением нового ректора С.-Петербургской Духовной Академии в 1909 году «указом Святейшего Синода от 4 февраля отменены «Временные Правила» по управлению духовными Академиями» 81 , ввиду чего была образована специальная синодальная комиссия 82  по выработке нового Устава Духовных Академий, Епископ Ямбургский Феофан трудился в ней наряду с архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским) , архиепископом Псковским Арсением, архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) , с которым ему впоследствии будет предстоять серьезная догматическая полемика.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Здоровье его было слабое… Вероятно, ещё потому, что в начале своего монашества он неумеренно постился. И дошёл до такой степени истощания, что у него очень сильно болела голова. И вообще, он был очень бледнолицый. Спасаясь от болей, Еп. Феофан туго-натуго завязывал голову полотенцем: ему чувствовалось, что она может «расколоться». Господь послал ему в это время добрых людей, которые по совету врачей начали усиленно лечить его и питать. Кроме того, он должен был и заниматься телесным трудом. Из него вышел хороший плотник – под руководством учителя. Всё это, в общем, помогло ему, и головные боли прекратились. Лечился он около трёх лет. А до этого доктор о нём сказал печально: – Это уже не человек, а мощи! Не то от болезненности, не то от «профессоров» – от их неправославия (иногда Еп. Феофан плакал от последних) он приходил в уныние. В один из подобных случаев ему в Уфимском монастыре рассказали следующий чудесный факт. В той самой комнате, где он жил тогда, жил в своё время Митр. Филарет (Амфитеатров) , тогда ещё бывший в провинциальной епархии: за что-то он попал в опалу. И не знал даже, чем она кончится. И потому впал в уныние. И вдруг на одной стене чудесно появилась надпись: «Судьба Филарета – в руках Божиих!». Это его ободрило. Судьба его кончилась Киевской митрополией! Вот об этом чуде и рассказал Еп. Феофану игумен монастыря о. Мартиниан, и этим очень, очень утешил Еп. Феофана. Вспоминаю про смерть моего брата Михаила в Японскую войну (1905 г.). Это меня весьма расстроило, в слезах я пошёл к Еп. Феофану, рассказываю плача. А он, поджав рукой правую щеку, сострадательно молчит, не говоря ни слова. Так и промолчал до конца моего посещения, а я – утешился и поехал домой утешать мать… Один его знакомый юноша проиграл в карты 300 рублей. И пришёл к нему с просьбой дать ему взаймы. Ни слова не говоря, Еп. Феофан дал ему эти деньги. И конечно, не требовал никогда назад. Был он именинник. Любящие его студенты поручили мне спросить у него, какую бы книгу он хотел иметь? Он ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В1760 году юноша был принят послушником в колыбель русского иночества – в древнюю Свято-Успенскую Киево–Печерскую Лавру. Семнадцать лет он провел в испытаниях, а затем, как весьма одаренный, был отдан под начало к легендарному подвижнику Досифею (как выяснилось впоследствии – то была суровая подвижница, достигшая высочайших духовных вершин, и скрывавшая себя под видом старца – Ред.), находившемуся тогда в затворе уже третье десятилетие. Старец Досифей никуда не выходил из своей кельи и никого к себе в келью не принимал. Желавшие получить от него благословение и наставление могли беседовать с ним через маленькое оконце его кельи. Особый дар слова в нем соединялся с прозорливостию. Под присмотром этого богомудрого наставника Феофан начал быстро совершенствоваться в духовной жизни. Скоро в Феофане возгорелось желание посетить Святую землю, Когда Феофан просил у старца Досифея благословения на дальний путь, тот ответил: «Нет тебе пути ни в Иерусалим, ни в Святую Гору; тебе предлежит в свое время другой путь; а теперь, если желаешь, ступай в Молдавию; это будет тебе на пользу» (7, с. 101). Старец Досифей велел Феофану идти на Подол (нижнюю часть города Киева), и, отыскав там двух молдавских иноков, привести их к нему. Один из этих иноков был Софроний, друг и спостник великого исихаста, преподобного Паисия (Величковского) . Исполнив все поручения, данные ему преподобным Паисием, он собирался отправиться в обратный путь, и старец Досифей попросил взять с собою его ученика. Молдавские иноки охотно взяли с собою Феофана. Нелегок показался Феофану этот путь из– за притеснений со стороны турок и разных лишений, так что он даже раскаивался в том, что покинул Киев. Близ Нямецкой обители встретил путников сам преподобный Паисий и приветствовал Феофана следующими словами: «Чадо Феофане! Не вотще [напрасен] бысть к нам путь твой; он уготовил тебе мзду [награду] свою» (1, с. 138). Феофан сначала жил в Нямецком монастыре; потом ходил в другие обители, изучая чиноположение и монашеские уставы, нравы и обычаи иноческого жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молился про себя, молча, а не вслух. Забастовка Когда я был ещё студентом академии, повсюду в Санкт-Петербурге в учебных заведениях начались забастовки. Поднялось движение и в нашей Духовной академии. Большинство, около 200 человек, хотели бастовать, а наше меньшинство, около 50 человек, не желало. Однажды подошёл ко мне товарищ курсом старше и спросил меня: – Неужели вы будете учиться на костях товарищей? Так и спросил, надеясь вызвать во мне чувство дружбы. Я ему сказал: – Буду! А в душе моей возникло сомнение: по-братски ли я действую? И немедленно я направился за советом к о. Феофану. Как раз в этот момент отворилась из кабинета инспектора дверь, и из неё вышел ректор академии Еп. Сергий от какого-то совета с инспектором. Столкнувшись со мной, он, по обычному, шутливо сказал мне: «Вон, иди к авве!». Так уже многие звали Архим. Феофана… Точно догадался Еп. Сергий: зачем я иду к инспектору. Я вошёл в кабинет и рассказал о. Феофану о коллизии во мне разных чувств: долга и товарищества. Он опять стал говорить мне серьезно и, вероятно, из св. отцов, как нужно предпочитать долг перед дружбой и когда он – важнее товарищества. Сказал мне, что в последнем действует не христианская любовь, а скрытое самолюбие показаться пред товарищами, как им желательно. Значит, здесь действует не сила, а слабость. Я ушёл опять вполне удовлетворённым и твёрдым. Забастовка кончилась речью Еп. Сергия против неё, во «второй» аудитории (самой большой). Имело своё значение и наше меньшинство. По-видимому, роль сыграл здесь и о. Феофан. О молитве Шли мы из лаврского собора св. Александра Невского после утрени в Великую пятницу. Было уже утро: светло. Еп. Феофан от поста, должно быть, даже шатался; но был радостен. Я спросил его: – Вот, не всё понимаю в храме, особенно чтение кафизм! Он ответил: – Читайте про себя молитву Иисусову. Дневник его Он вёл дневник. Мне удалось почитать его. И я запомнил только две вещи. а) Чем дальше он вёл его, тем увеличивались выписки из Свв. отцов; так что в конце его Еп. Феофан выписывал одни выдержки из них. Но очевидно, они отвечали каким-то его личным переживаниям. А каким именно – теперь совершенно не помню.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Понятно, что Феофан не мог дать хода письмам Макария, а на самого его взглянул как на своего личного врага. Потому-то так ожесточенно отнеслись к Макарию киевские консистористы, между которыми конечно не мало было сторонников Феофана; потому-то Феофил Кролик, чудовский архимандрит, друг Феофана, всеми средствами, и убеждениями и насилием, старался, как заявлял Макарий, не допустить его с его письмами до Петербурга. А когда Макарий все-таки, убежав из под стражи, отправился в С.-Петербург, Кролик, располагая конечно средствами более быстрого сообщения с Петербургом, дал знать о том Феофану (на что есть прямое указание в деле), который, без всякого сомнения, и подготовил Макарию столь неприятную встречу на ижорской заставе. Раз, попавши в руки Феофана, в синодальную тюрьму, Макарий уже не мог выбраться из нее благополучно. Несмотря на совершенную свою невинность и совершенную справедливость, как увидим, своих заявлений относительно малороссийского церковного быта, несмотря на очевидное сочувствие и отчасти покровительство ему и в синоде, и в сенате, и в верховном тайном совете, и в полициймейстерской канцелярии, никто не мог ничего для него сделать, так как он был «неспокойный чернец», который подлежал юрисдикции церковного правительства, «утеклец», который за свою «ханжинскую бродню» должен был быть подвергнут суду синода, т. е. Феофана. Напрасно доказывал Макарий, что в его письмах содержится «государственная важность»: отступления от чинопоследований православной церкви на юге подлежали юрисдикции синода, а не высших государственных учреждений, к которым пробовал апеллировать Макарий. Иногда мелькал для узника слабый луч надежды на помощь со стороны гражданских властей, – это те моменты в борьбе Феофана с его врагами, когда шансы успеха склонялись на сторону последних. Но один ловкий оборот со стороны Феофана, шансы эти опять склонились на его сторону, и опять потеряна надежда: просьбы Макария на имя Петра II, на имя верховного тайного совета о рассмотрении его дела, о защите против Феофана, передаются на рассмотрение самому Феофану, который, понятно, не дает пощады своему малосильному противнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Архив Пн Останки духовника царской семьи архиепископа Феофана (Быстрова) возвращены в Россию 25 июля 2022 г. 17:48 23 июля 2022 года останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) прибыли из Франции в Санкт-Петербург для перезахоронения. В аэропорту «Пулково» гроб с телом архиерея встретили представители общественной организации «Лествица» и дальние родственников владыки.  После оформления таможенных документов машина направилась в Александро-Невскую лавру , где останки архиепископа Феофана встретили православные верующие. Все желающие приложились ко гробу. Гроб был перенесен в крипту Свято-Троицкого собора, где покоятся митрополиты Ленинградские Антоний (Мельников) и Елевферий (Воронцов). Заупокойную литию по архиепископу Феофану отслужил насельник Лавры иеромонах Алексий (Степанов). Один из инициаторов возвращения останков на Родину Павел Дубров назвал возвращение останков архиепископа Феофана историческим и пока до конца не оцененным событием. «Я много лет веду музыкальную передачу " Лаврские встречи " на телеканале " Союз " , — рассказал иерей Анатолий Першин. — Однажды в нашу студию пришла семья из Латвии — Андрей Курасин и Ирина Извекова, руководители молодежной организации " Лествица " . От них я и услышал историю про владыку Феофана, " нового затворника " , духовника царской семьи. Они выступили инициаторами перевоза останков на Русскую землю. Мы на этой передаче рассказали на весь мир об этом событии. Есть предание, что когда владыка вернется, в России произойдут важные изменения. При перевозе останков были очень большие трудности, несмотря на благословения Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия . В последний момент обнаружились какие-то несовпадения в документах, таможня могла не пропустить. Мы молились здесь, в беседке, святым царственным страстотерпцам, и все формальности были улажены. Это — чудо, которое произошло на наших глазах. Ирина с Андреем едут в Россию, но пока запаздывают. Слава Богу, все закончилось благополучно».

http://patriarchia.ru/db/text/5946566.ht...

Скачать epub pdf Содержание О благодати Божией вообще Об условиях спасительного действия благодати в верующем христианине О внимании души верующего христианина к благодатным посещениям Божиим О благодатных дарах Святого Духа Об исполнении Духом Святым О неодолимости Церкви О единстве и общении церковном     О благодати Божией – выписки из творений свт. Филарета (Дроздова) (1783–1867) сделанные архиеп. Феофаном Полтавским (Быстровым) (1873–1940), с его редакцией и возможными вставками Имя архиепископа Феофана Полтавского в России любимо и почитаемо, в то время как его богословские труды, написанные в основном в пору его жизни за границей, почти неизвестны. Впервые публикуемая работа святителя Феофана «О благодати Божией» – малая часть его обширного богословского наследия, но эта небольшая книжка свидетельствует о ее авторе как об истинном подвижнике благочестия последнего времени († 1940). По природе святости он является достоянием всей Русской Церкви как в России, так и за ее пределами. Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в 1873 году под Петербургом в семье сельского священника. Из-за бедности большой семьи он рано был отдан родителями в Духовное училище при Александро-Невской лавре. Именно в лавре, где жили тогда духоносные старцы, прошло его духовное возрастание. В 1895 году после блестящего окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии В. Д. Быстров был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. В скором времени он принял монашество, а в 1905 году архимандрит Феофан был назначен в Академии инспектором. Вскоре, по установленному чинопорядку, он впервые был принят Государем Императором Николаем II. Однако совсем не по чину после беседы с Государем отцу Феофану было предложено стать духовником Царской Семьи. Уже за границей владыка Феофан вспоминал с великим умилением, как он свершал по будним дням во дворцовом храме Литургию, а Государыня Императрица и четыре Великие Княжны сами пели на клиросе всю Литургию и исоведовались всегда со слезами. Свою горячую любовь к Царской Семье владыка Феофан пронес через всю жизнь и долго не мог поверить в страшную участь, постигшую дорогих ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

6 октября 1905 года ректор академии Преосвященный Сергий (Страгородский) был назначен архиепископом Финляндским и Выборгским и сдал свои дела по академии. Ректорскую должность принял архимандрит Сергий (Тихомиров) , до тех пор бывший ректором С.-Петербургской духовной семинарии на протяжении шести лет. 6 ноября он был хиротонисан во епископа Ямбургского. В том же 1905 году архимандрит Феофан (Быстров) , удостоенный степени магистра богословия, был возведен в звание сначала экстраординарного, а затем и ординарного профессора по кафедре Библейской истории и утвержден в должности инспектора академии 13 . С конца 1905 года до весны 1908-го архимандрит Феофан был помощником по управлению академией ректора ее Преосвященного Сергия (Тихомирова) . В 1907/08 году профессорским стипендиатом по кафедре Библейской истории был работавший под руководством профессора-архимандрита Феофана очень близкий по духу к своему руководителю и сохранявший верность и преданность ему до конца своей жизни иеромонах Вениамин (Федченко). 21 марта 1908 года епископ Сергий (Тихомиров) , согласно прошению, получил назначение на должность помощника начальника Российской духовной миссии в Японии 14 . На освободившуюся должность ректора «баллотировкой совета (академии) был избран, но не получил утверждения» находившийся в отставке с 1906 года б. экстраординарный профессор по кафедре патристики протоиерей Тимофей Александрович Налимов 15 . Поэтому обязанности ректора пришлось выполнять в течение почти года (с марта 1908 до февраля 1909) инспектору академии архимандриту Феофану 16 . В 1908 году 20 декабря (ст. ст.) скончался всенародно почитаемый пастырь и подвижник протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский. 22 декабря траурный поезд с телом почившего прибыл в С.-Петербург. В числе встречавших на Балтийском вокзале во главе с архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским) были и возглавители духовных школ: и. о. ректора, инспектор академии, архимандрит Феофан (Быстров) и ректор семинарии архимандрит Вениамин (Казанский), мученически окончивший жизнь в 1922 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Блаженная вдруг вскочила на скамейку, схватила портрет Государя Императора Николая II, висевший на стене, и швырнула его на пол, а затем быстро схватила и портрет Государыни Императрицы Александры Федоровны и бросила туда же. Затем приказала келейнице вынести портреты на чердак. Это было за шесть лет до революции 1917 года, когда Государь отрекся от престола и началась великая разруха. Возвратившись в Таврическую (Крымскую) епархию, Владыка счел необходимым довести до сведения Государя Императора то, что открыл Господь блаженной Христа ради юродивой Паше Саровской и что она показала без слов, одними действиями. Епископ Феофан попросил у Государя аудиенцию. «Когда я, – вспоминал Владыка Феофан, – пересказывал Государю все действия блаженной Христа ради юродивой, Государь стоял молча, наклонив голову. Он ни слова не сказал по поводу сообщенного мною. Ему, видимо, было очень тяжело слушать это пророчество прозорливой. Только в самом конце он поблагодарил меня. И это провидение дивной рабы Божией, данное ей Богом, сбылось через шесть лет. Но Государь был заранее предупрежден многочисленными пророчествами Преподобного Серафима Саровского , старцами Оптинскими, Глинским старцем, схиархимандритом Иллиодором, прозрениями отца Иоанна Кронштадтского и многими прозрениями ясновидцев российских. Этим и должно объяснить усвоенную Государем свою полную обреченность. » Об аудиенции у Государыни было сказано прежде. Она произошла в том же году вскоре за Высочайшей аудиенцией у Государя. Горечь от разговора с Государыней была очень сильная, но она тонула в великой скорби от грядущих и страшных потрясений в России. Второе предсказание дивной рабы Божией блаженной монахини Параскевы, или Паши Саровской, как было сказано выше, относилось лично к Владыке Феофану и потому имело частный характер... Блаженная бросила какой-то комок белой материи на колени Преосвященному. Когда он развернул его, то увидел саван. «Значит, смерть!.. Но да будет воля Божия!» – подумал Владыка. Но в этот момент Паша подбежала и вырвала саван из рук, – при этом она быстро повторяла своим бормочущим говорком:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010