Глава X. Победа Св. Марка Ефесского. Кончина Св. Марка Ефесского. Слова умирающего Св. Марка Ефесского к собранию друзей, особое обращение его к Георгию Схоларию и ответ последняго Святителю. Освобожденный от заточения по распоряжению Императора, св. Марк Ефесский с большим трудом вернулся в Константинополь в конце 1442 года. Он уже был известен всему православному миру своей борьбой за Православие; силою своего исповедничества он уже был прославленный герой Веры. Иоанн Евгеник так говорит о сем в своем синаксаре: “Поскольку не было никакой возможности приблизиться к Афону, то страстотерпец с трудом вернулся из изгнания в отечество, уже как совершенный новый исповедник, всеми почитаемый и справедливо так именуемый, перед которым все преклонялись”. Но в то же время он уже был совершенно больной и измученный человек, смертный недуг уже быстро приближал его к концу жизни и борьбы, ради получения вечного блаженства и венца за эту доблестную борьбу и исповедничество. И хотя уже едва-едва живой телом, он до самого конца продолжал свою пламенную борьбу за “совершенство Православия”. Как прошли эти последние полтора-два года жизни св. Марка, источники нам ничего не говорят. Если его послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове было написано в этот период его жизни, то мы видим, что жизнь св. Марка текла в непрестанном страдании и гонении со стороны приверженцев Унии, и в то же время в неустанной борьбе за Истину и за души тех, которые по тем или иным соображениям отступили от Православия. Впрочем, это явствует и из других источников. Так, Великий Ритор Мануил говорит, что св. Марк подъял велии труды в Константинополе и многих возвратил в лоно Православной Церкви. Что св. Марк был в немилости у сильных мира сего за свое непреклонное отношение к Унии, свидетельствует ряд фактов. Во-первых, мы знаем, что Константинопольский патриарх, Григорий Мамма, – который был во время последних двух лет жизни Святителя упорным ушатом, в полноте сил и рвения к делу Унии, и в то же время можно считать его личным противником св. Марка Ефесского , – что он во время Флорентийского Собора поносил имя Святителя и ему же принадлежат “опровержения” Окружного Послания и Исповедания Веры св. Марка Ефесского . Во-вторых, мы видим, что при кончине св. Марка около него нет ни одного представителя Двора, ни одного высокопоставленного лица, кроме его духовного сына – сановника Георгия Схолария. В Константинополе в это время господствовали униаты. Патриарх, как мы сказали, был ревностным униатом; архиереи патриархата или подражали ему (как напр. тот митр. Афинский, о котором говорит св. Марк в послании к иеромонаху Феофану на Евбейском острове, или Мефонский епископ Иосиф) или же были запуганными пассивными участниками Унии. Открытых ревнителей Православия в Константинополе в это время было мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Скачать epub pdf Содержание О благодати Божией вообще Об условиях спасительного действия благодати в верующем христианине О внимании души верующего христианина к благодатным посещениям Божиим О благодатных дарах Святого Духа Об исполнении Духом Святым О неодолимости Церкви О единстве и общении церковном     О благодати Божией – выписки из творений свт. Филарета (Дроздова) (1783–1867) сделанные архиеп. Феофаном Полтавским (Быстровым) (1873–1940), с его редакцией и возможными вставками Имя архиепископа Феофана Полтавского в России любимо и почитаемо, в то время как его богословские труды, написанные в основном в пору его жизни за границей, почти неизвестны. Впервые публикуемая работа святителя Феофана «О благодати Божией» – малая часть его обширного богословского наследия, но эта небольшая книжка свидетельствует о ее авторе как об истинном подвижнике благочестия последнего времени († 1940). По природе святости он является достоянием всей Русской Церкви как в России, так и за ее пределами. Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в 1873 году под Петербургом в семье сельского священника. Из-за бедности большой семьи он рано был отдан родителями в Духовное училище при Александро-Невской лавре. Именно в лавре, где жили тогда духоносные старцы, прошло его духовное возрастание. В 1895 году после блестящего окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии В. Д. Быстров был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. В скором времени он принял монашество, а в 1905 году архимандрит Феофан был назначен в Академии инспектором. Вскоре, по установленному чинопорядку, он впервые был принят Государем Императором Николаем II. Однако совсем не по чину после беседы с Государем отцу Феофану было предложено стать духовником Царской Семьи. Уже за границей владыка Феофан вспоминал с великим умилением, как он свершал по будним дням во дворцовом храме Литургию, а Государыня Императрица и четыре Великие Княжны сами пели на клиросе всю Литургию и исоведовались всегда со слезами. Свою горячую любовь к Царской Семье владыка Феофан пронес через всю жизнь и долго не мог поверить в страшную участь, постигшую дорогих ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Жизнеописание В детстве еще мать его видела во сне: стоит он в алтаре на архиерейском возвышении и благословляет народ. Так после и сбылось. Биографию его кратко беру из 9 «Церковных Ведомостей». «Архимандрит Феофан – в миру Василий Дмитриевич Быстров. 37 лет, родился в 1872 году (В ночь под Рождество), сын священника села Подмошье, Санкт– Петербургской епархии и воспитанник местных учебных заведений. В 1892 году, по окончании курса учения в духовной семинарии, поступил в Санкт–Петербургскую академию первым по экзаменационному списку». Далее я немного возвращусь к его прошлому. Во время обучения в семинарии он на переменах поступал по–товарищески: помогал всем усвоить уроки. За это товарищи подарили ему золотой нагрудный крест большой величины, вершка полтора–два длины. Я сам видел его: Быстров, видимо, ценил этот дар. В семинарии он добросовестно изучал все предметы, но этому он не радовался: школьные занятия не увлекали его. Поступил в Санкт–Петербургскую академию. Здесь он начал основательно заниматься изучением философских наук – думал найти в них смысл жизни. Но они разочаровали его: философы каждый по–своему решали этот вопрос и к единству не приходили. Тогда он обратился к святым отцам и вполне удовлетворился ими. Он, – как никто другой из современников, – знал святоотеческую литературу. Об этом мы все знали. Об этом свидетельствовал, передавая ему духовную дочь свою, и митрополит Антоний (Храповицкий) , что он лучше всех знает отцов. Действительно, он был напитан ими. Особенно он любил, кажется, творения епископа Игнатия (Брянчанинова) . Это объясняется, вероятно, тем, что оба они искали основания для веры. Его епископ Игнатий нашел в творениях святых отцов, вследствие их единства; а это единство объяснял он Единым Духом Святым, воодушевлявшим их. Здесь – истина! За ним последовал епископ Феофан. С другой стороны, и по характеру духовной жизни они были сродны, видя путь христианский – в покаянии, по преимуществу. Наконец, нравился епископу Феофану и строгий литературный стиль епикопа Игнатия; этим они оба отличались от епископа Феофана Затворника , который иногда допускал (находя это, очевидно, нужным) упрощенность языка (даже вульгаризмы).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вестник ПСТГУ Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви Источник Публикуемый документ – письмо известного подвижника благочестия епископа (впоследствии архиепископа) Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову) . Причина появления письма – звучавшие со стороны архиепископа Вениамина обвинения в ереси в адрес митрополита Антония (Храповицкого) . Епископ Серафим, будучи противником учения митрополита Антония об искуплении, тем не менее высказался против подобных обвинений. Епископ Серафим приводит в своем письме ряд интересных фактов, характеризующих отношение праведного Иоанна Кронштадтского к архиепископу Феофану (Быстрову) и Г. Распутину. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) является одним из наиболее почитаемых в Болгарии и в России подвижников благочестия и одним из наиболее авторитетных апологетов православия. Иерарх родился в 1881 г., окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 г. за сочинение «Учение о смирении по Добротолюбию» удостоен ученой степени кандидата богословия. В 1908 г. был рукоположен во иеромонаха, затем преподавал в Пастырском училище в Житомире, в Калужской и Костромской духовных семинариях. С 1912 г. о. Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Вместе с отступавшими войсками генерала А. И. Деникина архимандрит Серафим уехал на юг России. В соответствии с решением Высшего Церковного Управления на юге России, в день Покрова Пресвятой Богородицы 1920 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В ноябре того же года архипастырь покинул Россию, а в 1921 г. возглавил русские приходы в Болгарии. В том же году иерарх был переименован Патриархом Тихоном во епископа Богучарского. В 1938 г. за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» удостоен ученой степени магистра богословия и был включен в состав Ученого комитета при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). В 1944 г. архиепископ Серафим перешел из ведения Архиерейского Синода в подчинение Московского Патриархата. Скончался архипастырь в день Торжества православия 26 февраля 1950 г. В 2010 г. имя архипастыря было включено в святцы Русской православной Церкви заграницей (РПЦЗ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Письма Скачать epub pdf Предисловие Настоящее собрание писем Архиеп. Феофана Полтавского является самым полным из известных. В него вошли все уже опубликованные письма, но ряд писем – 7, 11, 15, 62 – публикуются впервые. Основой для собрания писем послужило Джорданвилльское издание 1976 г., которое начиналось следующим введением: «Высокопреосвященнейший Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский получил свое монашеское имя в память глубоко почитавшегося им приснопамятного святителя Феофана, Вышенского Затворника. В них обоих чрезвычайно много общего, сродного по духу. И Архиепископ Феофан, подобно святителю Феофану Затворнику , был таким же глубоким богословом и вместе с тем непоколебимым и пламенным ревнителем Православия, неподкупным и бескомпромиссным стражем Правды Божией, столь многими попираемой в наши лукавые дни. И он выше всякого другого дела ставил духовную жизнь – «умное делание», как говорили наши благочестивые предки, и неуклонное последование Святым отцам. И у него было множество духовных чад, разбросанных не только по всей России, но и в силу печальной катастрофы, постигшей нашу Родину, по всему земному шару. Если бы была возможность собрать все письма Владыки Феофана к его духовным чадам, они составили бы целые объемистые сборники огромной духовной ценности. Здесь мы можем предложить вниманию читателей только немногие из этих писем, которыми мы имеем счастие располагать, и отрывки из других писем, имеющие общий интерес». Письма расположены в хронологическом порядке. К большому сожалению, адресатов Архиеп. Феофана по большей части установить не удалось. Источники и примечания помещаются после каждого письма. Источник не указан для тех писем, которые взяты нами из первого издания: Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского. Jordanville , NY , 1976 . Джорданвилль, 1976 Р. Вершилло 1. Выдержки из писем к М.А. Новоселову «Новые данные, открывающиеся из деятельности Г. еще более подтверждают, что он заблуждается более и более и подпадает под власть бесовскую, помрачился окончательно и упорствует в неправде всяческими неправдами».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

«СИЯ ВЕРА АПОСТОЛЬСКАЯ, СИЯ ВЕРА ОТЕЧЕСКАЯ, СИЯ ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ: СИЯ ВЕРА ВСЕЛЕННУЮ УТВЕРДИ». (К столетию со дня рождения Архиепископа Феофана Полтавского.) ТАКУЮ эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике Высокопреосвященного Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1972 г., но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей Апостольскому и Отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним Отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту св. Православия против ересей, – тем св. Отцам, которых св. Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем несозвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего Отступления, Владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану, Вышенскому Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество, вскоре по окончании им курса С.-Петербургской Духовной Академии, в 1898 году, как раз через 2 года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины, последовавшей 6-го февраля 1940 года во французском городе Mosnes. Главнейшие этапы жизни блаженно-почившего Архиепископа Феофана были таковы: Родился он – в миру Василий Димитриевич Быстров – 1-го января 1872 года в семье сельского священника в селе Подмошье С.-Петербургской губернии. В 1892 году, по окончании курса учения в С.-Петербургской Духовной Семинарии, поступил первым по экзаменационному списку в С.-Петербургскую Духовную Академию. В Академии, переходя с курса на курс также первым студентом, в 1896 году окончил академическое образование первым магистрантом и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сия вера отеческая Архиепископ Феофан (Быстров). Сия вера отеческая/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 285 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая». В книгу вошли избранные проповеди и наставления духовным чадам архиепископа Феофана (Быстрова; 1873-1940) - одного из главных идеологов Русской Православной Церкви Заграницей. Приводим предисловие из книги: Предисловие Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Такую эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике высокопреосвященного Феофана, архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1973 году, но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей апостольскому и отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту святого Православия против ересей, — тем святым отцам, которых Святая Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем не созвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего отступления, владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество вскоре по окончании им курса Санкт-Петербургской Духовной академии, в 1898 году, как раз через два года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины.

http://pravoslavie.ru/6070.html

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава тринадцатая. Слава Господня в жизни Святителя. Благодатные знамения Господь благоволил отметить жизнь Святителя Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского, некоторыми чрезвычайными благодатными знамениями. Но сам Архиепископ рассказывал только о некоторых случаях, тех, в которых, очевидно, усматривал преимущественное прославление имени Господа Бога, единственного Совершителя всего сверхъестественного, чудесного. Поэтому о многих этих событиях Архиепископ умолчал, боясь, что люди припишут ему какие-то достоинства. Нет впрочем никакого сомнения, что нам известны только некоторые события, – малое из многого, – которые случайно дошли до нас. И можно быть уверенным, что сокрытых гораздо больше, чем тех, о которых мы получили известия. ... Вот глубоко верующие родители одного юноши, жившие в Полтаве, духовно близкие к Архиепископу Феофану, пожаловались ему, что единственный их сын, которого они очень любили, совсем отбился от рук. Часто, если и приходит домой, то поздно ночью и в нетрезвом виде, в церковь уже совсем не ходит, а был богомольным мальчиком. И они просили Владыку молиться о погибающем сыне. И вскоре случилось так, что сын вернулся ночью сильно пьяным, буянил в доме, скверно ругался, а на утро не встал. Приключилась ему какая-то непонятная для докторов болезнь. Он ничего не ел и не говорил, метался в постели, как помешанный, и сильно ослабел от очень высокой температуры. Родители потеряли надежду на его выздоровление. Они опять бросились к Архиепископу и умоляли помолиться о нем. Состояние юноши было крайне тяжелым. И вот то ли во сне, то ли наяву, видит он какого-то монаха, и тот строго так говорит: «Если не исправишься, не оставишь путь греха, которым ты идешь, то непременно умрешь». Больной со слезами умолял старца, обещая, что непременно исправится. И после этого ему стало легче: он начал есть, а затем вернулась к нему и речь. Непонятная болезнь оставила его, и он начал быстро поправляться. И как только встал на ноги, первым делом отправился в собор, горячо молился и со слезами каялся. После службы со всеми богомольцами он подошел под благословение Архиерея. И каково было его изумление, когда в Архиерее он узнал того старца, который говорил с ним ночью и кому он дал обещание исправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Фантазировать — вредно? Как не давать воображению управлять нами 13 августа, 2015 Как не давать воображению управлять нами Психолог и психотерапевт Анастасия Бондарук – о том, как пользоваться фантазией с пользой для себя и не давать воображению управлять нами. Многих людей сегодня волнует вопрос о пользе и вреде фантазирования. Действительно, в фантазии можно «уйти», они способны поглотить, привести к тому, что человек может возомнить о себе. Однако фантазия может перерасти в проект, произведение искусства и даже может быть использована в науке. Например, в своих дневниках инженер-физик Никола Тесла писал: « Я не спешу приступить к практической работе. Когда у меня рождается идея, сразу же начинаю развивать её в своем воображении: меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение… Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему ». Так в чём полезность и вредность фантазии? Если мы обратимся к трудам отцов Церкви, то встретим высказывание святителя Феофана Затворника:  «Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала и большею частию по готовым или известным уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную – и движения беспорядочные – самовольные…». В практике духовничества работа с образом, фантазией широко использовалась. Вспомним расхожий совет наставника для послушника. Звучал он примерно так: «Если тебе понравилась какая-либо девушка, представь ее лежащей в гробу. Тело ее покрыто струпьями…». Да, для современника звучит немного пугающе, но суть примера в том, что воображение как таковое не считалось чем-то душевредным. Душевредным считалось его неправильное использование. Образы часто встречаются и в Евангелии – образ смоковницы, образ жемчужины как символа Царства Небесного. Это то, что мы можем назвать полезными образами по святителю Феофану Затворнику. Интересно пишет о работе фантазии преподобный Никодим Святогорец в своём труде «О хранении чувств»:  «…Так, например, если кто-то ест лимон, а рядом стоит другой и смотрит на него, то у этого другого начинает выделяться слюна. Но то же испытывает и тот, кто только представит себе лимон в своём воображении?..».

http://pravmir.ru/voobrazhenie-mezhdu-tv...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Дополнения: К главе 3. Профессора Духовной Академии Нет никакого сомнения, что профессор по кафедре Древней истории христианской Церкви, Василий Васильевич Болотов , был, безусловно, самым выдающимся профессором и ученым С.-Петербургской Духовной Академии. По дару от Господа он владел очень многими языками, не только новыми, но и древними и притом изучил их самостоятельно и в кратчайший срок. Он всех удивлял и поражал своими знаниями, ничего общего не имевшими с его профессорской специальностью, например, в высшей математике или в астрономии. А что касается своей специальности, то масштаб знаний можно понять из следующего примера. Один путешественник, востоковед, посетивший с научной целью древнейшую христианскую страну Абиссинию, по возвращении в Россию, хотел поделиться своими впечатлениями и научными сведениями с профессором Болотовым. Профессор, как глубоко религиозный и церковный человек, регулярно бывал на богослужении в храме. Об этом узнал путешественник и ожидал его в воскресный день у храма. Когда профессор вышел, востоковед представился ему и, сообщив, что он недавно прибыл из путешествия по Абиссинии, начал ему рассказывать о том, что он видел там. Но оказалось, что профессор знает обо всем этом несравнимо шире, чем сам путешественник. Он знал, где и какие археологические памятники находятся. Знал все памятники письменности на камнях, пергаменте, папирусе. Знал их содержание, так как прекрасно знал древние языки, и многие надписи цитировал наизусть. Сам путешественник признавался Владыке Феофану: – Я просто онемел от удивления. Ведь профессор Болотов никогда не бывал в Абиссинии, а знал все археологические подробности местных памятников. Подумайте только о том, что он цитировал мне многие надписи и сопровождал все это такими историческим пояснениями, что далекие события оживали во всех подробностях и вставали с поразительной реальностью, как в пересказе очевидца... Я быстро превратился только в благодарного и восторженного слушателя. Мне было страшно неудобно, что я такому человеку хотел рассказать что-то новое, чего он не знал. А профессор Болотов оказался как бы жителем тех мест и тех далеких времен. Он знал все в таких мельчайших подробностях, о которых я и понятия не имел... И мне пришлось во всем откровенно признаться профессору и просить его извинить меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010