12. ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА ХРИСТА В НАЗАРЕТСКОЙ СИНАГОГЕ     (Лук. 4:16-30)    Это событие у св. Евангелиста Луки значится в самом начале проповеди Господа, но перед этим говорится кратко: «И разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем». В виду этого, а также и из самого повествования об этом событии видно, что Господь пришел в Назарет далеко не в самом начале Своего общественного служения, как можно было бы подумать, а много позже, уже после многих чудес, совершенных Им в Капернауме, о которых мы говорили выше. С другой стороны, Евангелисты Матфей и Марк как будто бы относят это событие к значительно более позднему времени, но такие авторитетные толкователи Евангелия, как напр., Еп. Феофан Затворник, считают, что посещение Господом Назарета, о котором говорит св. Матфей в гл. 13:53—58 и св. Марк в гл. 6:1—6 отлично от посещения, о котором повествует св. Лука. И действительно, при всем сходстве, видны в этих повествованиях и очень существенные различия. Вообще надо сказать, что вполне точную бесспорную хронологическую последовательность евангельских событий установить почти невозможно, ибо у каждого Евангелиста своя система изложения, в согласии с поставленной целью, и точная хронология не была предметом их главной заботы.    Войдя в Назаретскую синагогу, Господь стал читать то место книги пророка Исайи, где пророк от лица имеющего придти Мессии, говорит образно о цели Его пришествия. Устами пророка Мессия говорит, что Он послан Богом возвестить всем нищим, бедным, несчастным, что для них наступает Царствие Божие – Царство любви и милосердия. Евреи не сомневались, что пророчество это относится к Мессии, а потому, когда Господь Иисус Христос сказал, что «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами», им ничего не оставалось, как признать Его Мессией. И многие действительно готовы были принять Его, Как Мессию, зная о совершенных Им дивных чудесах. Но среди находившихся в синагоге несомненно были и враждебно настроенные к Господу книжники и фарисеи, имевшие превратное представление о грядущем Мессии, как о земном Царе, национальном вожде еврейского народа, который покорит под власть евреев все народы земли, а книжников и фарисеев, как своих приближенных, поставит во главе управления. Учение Господа о царстве нищих и сокрушенных сердцем было для них совершенно неприемлемо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

12). Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. «Законом свободным он называет нелицеприятие, ибо действующий по лицеприятию не свободный, но раб, потому что кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет.2:19 ) (блж. Феофилакт). 13). Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. «Если в суде над бедным будешь сострадающим и мягким, не устрашишься суда Божия» (св. Иларий Арльский). «Действие милосердия сходно с тем, что производит древесное масло на борющихся на поприще. Борцы, намазанные маслом, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным даст нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов» (блж. Феофилакт). «Тот, кто сам впадает в грех , находится в опасности, но тот, кто (сверх того) убеждает других, (что это не грех) и отвлекает от благочестия, тому суд без милости» (прп. Ефрем Сирин ). 14). Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? «Подобны бесплодной смоковнице такие, кто разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют, – держат только в уме предметы веры. Также и те, кто по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны и дела добрые делают лишь когда другие видят… Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ). «Не думай, брат, что спасешься одной верой. И Сам Господь говорит: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Итак, хороша вера, если стяжаешь и дела» (прп. Симеон Новый Богослов . Слова, 48). 15–16). Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? «Одними благочестивыми словами не поможешь нагому и голодному; если не оденешь его и не накормишь, слово веры не будет иметь своей спасающей силы. Оно мертво без дел любви, любви возрождающей и животворящей» (св. Беда). «Если кто делом не докажет, что он верен Богу, то такого не нужно и называть верным, ибо не тот верен, кто просто называет себя Господним, но тот, кто любит Господа так, что за веру в Него готов и на смерть» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

136. Авва Пимен сказал: если придет к тебе брат и ты увидишь, что тебе нет пользы от прихода его, то разыщи в ум своем и узнай, какой у тебя был помысл прежде прихода его, и увидишь, в чем причина бесполезности. Впрочем, если ты сделаешь это со смиренномудрием и вниманием, будешь непорочен пред ближним своим, неся на себе бремя грехов своих. Если человек со стыдением – искренностию будет сидеть с кем, то не падет, ибо Бог всегда пред лицом его. А как я смотрю – от такого сидения приобретает человек страх Божий. 137. Опять сказал: потому мы находимся в таких трудах, что не принимаем участия в брате нашем так, как Писание заповедало нам принимать. Или не видим, как жена хананейская, последуя за Спасителем, вопияла и умоляла об исцелении дочери своей, – и Спаситель принял ее и утешил. 138. Авва Пимен рассказал: сидели некогда старцы и вкушали, а авва Алоний прислуживал им. Старцы стали хвалить его, а он ничего не отвечал на то. Некто наедине спросил его: почему ты ничего не отвечал старцам, когда они хвалили тебя? Авва Алоний сказал ему: если б я отвечал им, это значило бы, что я принимаю похвалу. 139. Опять сказал: земля, на которой заповедал Господь приносить жертву, есть смиренномудрие. 140. Авва Петр рассказывал: пришли мы, семь отшельников, к авве Сисою, когда он жил в Клисме, и просили сказать нам слово. Он сказал: простите меня, я человек простой. Но я ходил к авве Ору, который был в болезни восемнадцать лет, и авве Афре, и положил им метание, чтоб они сказали мне слово. Авва Ор говорит: что я скажу тебе? Поди и делай то, что видишь. Бог есть Бог того, кто ищет все большего и большего или нудит себя на все. Авва Ор и авва Афре были из одной страны, но мир между ними был великий до самого исхода из тела. Авва Афре имел великое послушание, а авва Ор – смиренномудрие. Пробыл я у них несколько дней, наблюдая за ними, и видел великое чудо, которое совершил авва Афре. Кто-то принес им небольшую рыбу, и авва Афре хотел приготовить ее для старца. Он имел в руках нож и резал рыбу, когда позвал его авва Ор, тогда он оставил нож в рыбе, не дорезав ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

13). Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. «Пока эта жизнь не сменится новой, Вечной жизнью, пока не откроется для человечества новое небо и новая земля, – до тех пор всегда будут нужды, бедность, горе и болезнь» (св. Тихон Московский. Вегетарианство). «Поскольку же мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда, то надо искать правды, чтобы она жила в нас и мы с ней могли по смерти жить в Царствии Божием; надо одушевляться любовью к добру; надо творить благие дела» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 15 августа 1850 г.). «Приготовление к этому обновлению мира начато почти с первых дней бытия неба и земли и действует незримо для взора чувственного, но зримо для взора веры» (свт. Феофан Затворник . Созерцание и Размышление). «Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по сущности и веществу; ибо Бог однажды создал вещество и образовал его во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотой неувядающей» (блж. Феофилакт). 14–15). Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним не оскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, «Павел написал об этом, когда сказал: благость Божия ведет тебя к покаянию ( Рим.2:4 ). Если же долготерпение Божие ведет к покаянию, а покаяние для нас спасительно, то очевидно, что долготерпение Божие служит к нашей же пользе и спасению» (блж. Феофилакт). «Павел в посланиях своих написал, что Петр достоин порицания (см. Гал.2:11–14 ), а Петр в своих посланиях признал, что Павел в тех послания, которые написал, достоин восхищения. Несомненно, что если бы не читал Петр послания Павла, то не хвалил бы. Если же читал, то нашел, что там о нем самом говорится, что он достоин порицания. Следовательно, друг истины хвалил даже то, что он порицался и был рад тому, что другим не нравилось» (свт. Григорий Двоеслов . Беседы на пророка Иезекииля, Иез.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

13 и ближние мои встали вдали, и теснились ищущие душу мою, и ищущие мне зла говорили пустое и козни весь день измышляли. 14 Я же как глухой не слышал, и как немой, не отверзающий уст своих; 15 и стал как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения. 16 Ибо я на Тебя, Господи, уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой. 17 Ибо я сказал: «Пусть не злорадствуют обо мне враги мои!», ибо когда колебались ноги мои, они надо мной величались. 18 Ибо я к ударам готов, и страдание моё всегда предо мною. 19 Ибо беззаконие моё я возвещу и позабочусь о грехе моём. 20 Враги же мои живут, и укрепились более меня, и умножились ненавидящие меня неправедно. 21 Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, ибо я ко благу стремился. 22 Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня, 22 обратись на помощь мне, Господи спасения моего! Читайте также — Утренние молитвы Однако далеко не всегда болезни являются наказанием за грехи. Иеромонах Дмитрий (Першин) пишет: «Страдание может иметь свою цель, и даже более высокую, чем участь страдальца. Бог попускает сатане поразить тело Иова проказой для того, чтобы отучить ветхозаветный Израиль от привычки объяснять скорби кого-либо его же грехами и, кроме того, приоткрыть тайну и меру Своей любви, которая будет явлена на Голгофе. Страдания, которые обрушились на Иова, перевернули его душу. Утратив детей, имущество и здоровье, этот ветхозаветный страстотерпец вдруг как-то иначе начал постигать Самого Бога: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя», — говорит потрясённый Иов Творцу» (Иов 42:5)». Святые отцы указывали несколько духовных причин болезни человека. «Неужели, скажешь, все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности… Случаются болезни и для нашего испытания в добре», — учил святитель Иоанн Златоуст. Он же, вспоминая историю праведного Иова, объясняет: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив». «Посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин», — говорил святитель Феофан Затворник.

http://pravmir.ru/molitvy-o-zdravii/

13). Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. «Полагают удовольствие во вседневной роскоши, то есть в каждодневном услаждении горла полагают истинную цель и любимое удовольствие… Смысл же такой: они, говорит, не имеют ничего, свойственного чистоте, но пристают к чистому обществу, как пятна на чистой одежде. Они и пиршествуя с вами, делают это не по любви и общению с другими, но, потому что находят это время удобным для обольщения женщин. Ибо сердце их не приучено ни к чему другому, как только к любостяжанию, то есть к разврату или к корысти» (блж. Феофилакт). 14). Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают не утвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. «В греховном состоянии чувства предаются не интересам познания и не совершенствованию души, но преимущественно в угодность страстям. В сем занятии они, как управляются страстями, так и обратно, сами питают их. Поэтому, очи называются исполненными блудодеяния и непрестанного греха» (свт. Феофан Затворник . Начертание христианского нравоучения, 1). 15). Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, «Оставив прямой путь, – то есть Христа, Который сказал: Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.4:6 ) (св. Иларий Арльский). Через любовь «к разврату и к корысти, оставив путь, могший привести их ко спасению, они заблудились от него и подверглись тому же, чему и Валаам, сын Восоров, потому что и он по любви к подаркам возлюбил и награду неправедную» (блж. Феофилакт). 16). Но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. «Те, кто переступает через заповедь Бога, – безумцы и неразумные животные разумнее их, потому что соблюдают закон своей природы» (св. Иларий Арльский). «Валаам спешит достигнуть своего предположения, но его желание задерживается бессловесным животным. Ослица, на которой он ехал верхом, остановившаяся, видит пред собой Ангела с мечом в руке, заграждавшего ей путь, которого Валаам не видит (см. Числ.22:21 и далее). Так, часто и немощная плоть наша, под тяжестью скорбей и страданий, в этом испытании указывает на посещение Божие, которого душа, управляющая ей и не прозревает… Об этом апостол Петр говорит (здесь) и действительно, безумие человека обличается бессловесным подъяремником, когда гордость ума его вразумляется удрученной плотью» (свт. Григорий Двоеслов . О пастырском служении, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

14). И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. " По воле Его, – то есть, кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан. В этом случае он говорит подобно святому Иакову: просите и не получаете, потому что просите не на добро« ( Иак.4:3 ) (блж. Феофилакт). 15). А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него. «Когда мы знаем, что Он слушает нас, – знаем это из опыта. Богоугодные наши молитвы являются самым замечательным и самым твердым нашим убеждением! Тут уже нет места колебаниям, сомнениям, нерешительности… Это евангельское правило: соблюдай волю Божию, чтобы и Он исполнил твою волю. Если хочешь того, что хочет Бог для тебя и для других, тогда несомненно Бог исполнит каждое желание твоей молитвы. Живешь ли ты согласно Евангелию? – Если да, то Господь исполнит каждое прошение твое» (прп. Иустин Попович) . 16). Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. «Если увидишь преткновение брата своего не к смерти, не уничижай его, чтоб не впасть в руки врагов своих» (прп. Исайя Отшельник). «Грех смертный, – который душу убивает, лишая благодати. А грех не к смерти такой есть, который не убивает, а помучает или засоряет душу. коль скоро совесть обличает, кайся скорее и разрушительная сила греха сим пресечется. И нет греха, который бы мог противостоять действию искреннего покаяния» (свт. Феофан Затворник ). «Грех к смерти есть только тот, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда… Те, которые помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: пути злопомнящих в смерть» ( Притч.12:26 ) (блж. Феофилакт). 17). Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. «Мы можем узнать, что есть неправда, только когда узнаем, что есть правда. Что же есть правда? – Это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть все то, что не Он, все, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Поэтому и вера во Христа есть служение правды ( 2Кор.3:9 ). Кто не служит Христу, тот служит неправде. Как каждая неправда есть грех, так и каждый грех есть неправда» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, 16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, — потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. 17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. 18 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. (Ис 65:11-18) Методический материал Вопросы на осознание текста Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для связи с жизнью Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для личного размышления Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно  в комментариях Прочтите толкования Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий Святитель Василий Великий Святитель Феофан Затворник   Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий 5:3. Древние авторы и ораторы иногда «обрамляли» раздел текста, начиная и завершая его одной и той же фразой. Таким образом, перечисленные в этом разделе блаженства связаны с дарами Царства (5:3, 10). Многие евреи считали, что Царство может быть установлено только в великой битве, силой оружия; Иисус же обещает царство «нищим духом», «кротким» (5:5) и «миротворцам» (5:9). В иудаизме нищета и благочестие нередко объединялись; понятие «нищий» может означать как фактическую нищету (Лк 6:20), так и полную зависимость от Бога, часто порождаемую нищетой («нищие духом», как здесь). 5:4. Обычно плач был связан либо с «покаянием, либо с тяжелой утратой; сочетание с «утешением» указывает на то, что здесь подразумевается последнее. Плач может означать сокрушение по поводу тяжких грехов Израиля, но в данном контексте, вероятно, выражает страдание от притеснений. «Утешение» было одним из благословений, которые Бог обещал послать во времена, когда Он восстановит Свой страждущий народ (Ис 40:1; 49:13; 51:3,12; 52:9; 54:11; 57:18; 61:2; 66:13).

http://bible.predanie.ru/evangelskoe-cht...

160. Также говорил: один брат, из числа живших со мною и от меня получивших схиму, которого я старался научить всякой добродетели и которому ради немощи его снисходил иногда, так как он был нежного сложения, однажды говорит мне: авва мой! Я сильно люблю тебя. Я ответил ему: я еще не встречал человека, который бы любил меня так, как я его люблю. Вот ныне ты говоришь, что любишь меня, и я верю, но, если случится с тобою какая-либо неприятность, ты не останешься таким. Меня же, чтобы мне ни пришлось потерпеть от тебя, ничто не может уклонить от любви к тебе. Прошло немного времени, и он (не знаю, что с ним сделалось) начал говорить на меня многое, даже до срамных слов, и я все то слышал. Тогда я сказал сам себе: это прижигатель Иисусов и послан уврачевать мою тщеславную душу, – тогда появился обычай лечить болезни прижиганием. Через таких людей, при трезвении и внимании, можно снова обрести то, что теряем чрез тех, кои ублажают нас, он есть истинный благодетель мой. Так я поминал его как врача и благодетеля, а тем, кои извещали меня о его речах, говорил: он знает только явные мои пороки и то не все, но лишь часть некую, те же, которые сокровенны, – неисчислимы. По прошествии времени встречается он со мною в Кесарии, подходит и, по обычаю, обнимает и целует меня, а я – его, как если бы между нами ничего не было. После таких наговоров, без сомнения, он так обнимал меня, ибо я не показал никакого подозрения, ни малого следа оскорбления, хотя все слышал. Тогда он пал мне в ноги и, обняв их, сказал мне: прости мне, отче мой, ради Господа, что я наговорил на тебя много нехорошего. Я же поцеловал его и ласково произнес: помнит ли боголюбие твое, как некогда ты говорил, что сильно любишь меня? Я же ответил, что еще не находил никого, кто бы любил меня так, как я люблю его, и что ты не останешься таким же, если случится с тобою какая-либо неприятность, – меня же ничто не может уклонить от любви к тебе? Да уверится в том сердце твое: ничто не утаилось от меня из сказанного тобою, но и где и кому – все я слышал и никогда не сказал, что это не так, и никто не мог склонить меня произнести о тебе что-нибудь худое; напротив, я утверждал, что все сказанное – истинно и что говоришь ты сие от любви, желая привлечь меня к себе. Никогда также не забывал я поминать тебя в молитвах моих. Покажу тебе еще более верный знак любви: некогда сильно заболел глаз мой; вспомнив о тебе, я сотворил знамение честного креста и сказал: Господи Иисусе Христе! Исцели меня ради молитв его, – и тотчас я был исцелен. Вот, что говорил он брату!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

161. Блаженный еще часто говорил: не знаем мы, люди, как сделать, чтоб нас любили и почитали, но потеряли разум свой. Если кто-либо немного потерпит на брате своем, когда тот гневается или скорбит из-за него (на него), то брат, скоро придя в себя и узнав, как тот потерпел, самую душу свою положит за него. При сем припомнил блаженный такой случай: один брат имел авву весьма кроткого, которого за великую добродетель и чудеса, какие он творил, вся страна почитала как ангела Божия. Однажды, по действию врага, брат сей подошел к старцу и при всех начал крайне злословить его. Старец стоял и только смотрел на уста его, затем сказал: благодать Божия в устах твоих, брат мой! Тот еще более стал бесноваться и говорил: знаю я, глупый, ты говоришь это для того, чтоб казаться кротким. Но старец сказал на это: поистине, брат мой, то, что ты говоришь, справедливо. Некто после спросил его: неужели ты не смутился, старец Божий? Он отвечал: нет, ибо почувствовал в душе своей, что она была как бы покрываема Христом. И по истине, должно благодарить таковых и почитать их: тому, кто страстен, – считать врачами, исцеляющими раны души его, а тому, кто бесстрастен, – благодетелями, доставляющими ему царство небесное. 162. Говорил опять блаженный: когда я был в Тирском монастыре, прежде перехода моего оттуда, пришел к нам один добродетельный старец, и мы начали читать достопамятные сказания о святых старцах, ибо блаженный любил прочитывать их и почти дышал ими, отчего и собрал из них плод всякой добродетели. Так мы дошли до повествования о старце, к которому пришли разбойники и сказали: мы положили взять все из келлии твоей. На что старец ответил: возьмите все, что вам покажется, дети. Они забрали все и ушли, оставив одну сумку. Обнаружив сумку, старец взял ее и погнался вслед их, крича: дети! Возьмите то, что вы забыли в келлии нашей. Тогда, удивившись незлобию старца, они возвратили ему все, и, раскаявшись, сказали друг к другу: истинно, это человек Божий. Когда мы прочитали об этом, старец сказал мне: знаешь, авва, это сказание много принесло мне пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010