А.В. Абрамов, А.А. Доценко Обзор третьего тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского» (Книга 2) Источник Аннотация. Вторая книга третьего тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, затворника Вышенского » посвящена служению святителя Феофана Затворника на Владимирской земле с начала января 1865 года до конца июля 1866 года, когда завершилось служение епископа Феофана на Владимирской кафедре и состоялся его уход на покой в Вышенский монастырь. В статье проводится обзор проповеднической, административной, пастырской деятельности святителя Феофана в рассматриваемый период. Говорится о его переписке с святителем Игнатием (Брянчаниновым) в связи с дискуссией двух святителей о природе ангелов, а также о переписке святителя Феофана с другими лицами по различным вопросам. Вторая книга третьего тома «Летописи…» посвящена служению святителя Феофана Затворника на Владимирской земле с начала января 1865 года до конца июля 1866 года, когда завершилось служение епископа Феофана на Владимирской кафедре и состоялось его прощание с Владимирской паствой и отправка на покой в выбранный им Вышенский монастырь. Вторая книга третьего тома «Летописи…» включает в себя именной указатель по обеим частям третьего тома «Летописи…», поэтому их изучение должно носить комплексный характер и рассматриваться в совокупности как одно целое исследование. Об этом свидетельствует и общее для обоих томов предисловие в начале первой книги третьего тома «Летописи…», анализирующее обе части книги вместе, охватывая целиком период служения епископа Феофана на Владимирской кафедре. По количеству использованных источников во второй книге третьего тома указана та же библиография, представленная девятью архивами и четырьмя периодическими изданиями, отличием только является одно дополнение в библиографию по второй книге третьего тома в рубрике отдельные издания, дополненной книгой Попов А.В. «Православные русские акафисты». М., 2013. По количеству страниц вторая часть третьего тома «Летописи…» получилась более объемной, чем первая, и насчитывает 800 страниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Выступление председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Климента на презентации проекта Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_88630.html 09 сентября 2011 Выступление председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Климента на презентации проекта Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1618389.html Официальный сайт РПЦ МП 7 сентября 2011 года в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки прошла презентация проекта первого научного издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Мероприятие возглавил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех гостей и участников презентации проекта первого научного и просветительского издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. В 2015 году исполняется 200 лет со дня рождения этого великого подвижника веры и благочестия и замечательного духовного писателя, благодаря трудам которого и в наши дни миллионы людей в нашей стране и за рубежом обретают веру в Бога, становятся на путь спасения. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот славный юбилей будет отмечаться на общецерковном уровне. Одной из основных задач в ходе подготовки к празднованию является выпуск первого научно-просветительского издания Полного собрания творений святителя Феофана. Для осуществления этого проекта сформирован специальный Научно-редакционный совет. В состав совета вошли известные отечественные филологи, текстологи, богословы, историки, представляющие как церковную, так и светскую науку современной России. Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о том, почему именно личность святителя Феофана Затворника и его творения привлекли к себе наше особое внимание.

http://religare.ru/2_88630_1_21.html

из Афонского архива святителя Феофана Затворника ЖМП 3 март 2012 /  16 марта 2012 г. 01:01 Афонский архив святителя Феофана Затворника Ядром архивной коллекции Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника является личный фонд святителя, находящийся в Архиве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон (АРСПМ).  О том, что на Афоне в Новом Руссике находятся рукописи святителя Феофана, исследователям было известно еще при начале работы над изданием. На это указывали и некоторые дореволюционные биографы, рассматривавшие жизнь и труды святителя Феофана, изучение которых началось после его смерти в 1894 году. Однако не было достоверной информации о том, какие именно документы святителя хранятся на Афоне, невозможно было оценить объем, а главное, ценность этой коллекции, определить сохранность рукописей. Ситуация изменилась после двух экспедиций сотрудников Издательского Совета в Свято-Пантелеимонов монастырь, состоявшихся в мае и октябре 2011 года. Первую экспедицию возглавил автор этих строк, вторую – заместитель Председателя Издательского Совета игумен Евфимий (Моисеев). После получения благословения священноначалия русской обители на Афоне членам экспедиций были переданы цифровые копии рукописей святителя Феофана. С некоторыми наиболее важными манускриптами удалось ознакомиться непосредственно. Первое, что хотелось бы отметить, это хорошее состояние рукописей, а также разработку подробной аннотированной описи личного фонда, сделанную с учетом достижений современной археографии. В этом великая заслуга священноначалия обители, а также заведующего библиотекой и архивом монастыря монаха Ермолая.  Сразу после того, как перед глазами исследователей предстали первые архивные сокровища из фонда святителя Феофана, возник закономерный вопрос: каким образом этот фонд, аккумулирующий в себе, очевидно, значительное количество рукописей из затворнической кельи святителя в Вышенском монастыре, оказался на Афоне? Известно, что святитель тесно сотрудничал с издательством Пантелеимонова монастыря, особенно в последние годы жизни. После его смерти часть прав на наследство получил его племянник А. Г. Говоров, но в 1896 году он умер, и наследство перешло к его четырем детям, которые через своего опекуна диакона Василия Сахарова продали рукописи творений святителя Феофана и право на их издание Свято-Пантелеимонову монастырю за 10000 рублей серебром1. Еще до заключения этой сделки о намерении опекуна детей А. Г. Говорова продать архив святителя Феофана Руссику по причине их тяжелого материального положения говорится в письме принявшего заведование делами А. Г. Говорова после его смерти священника Михаила Хитрова насельнику Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаху Владиславу (Попову)2, проживавшему в то время на подворье обители в Москве.

http://e-vestnik.ru/docs/afonskiy_arhiva...

митрополита Калузького Боровського Климента на «Духовна спадщина святителя Феофана, Затворника Вишенського» 29 2013 р. 20:46 26 января 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений на тему «Духовное наследие святителя Феофана Затворника». Семинар открылся пленарным заседанием, на котором с докладом выступил глава Издательского Совета  митрополит Калужский и Боровский Климент . Ваше Преосвященства! Уважаемые преподаватели и студенты учебных заведений! Дорогие братья и сестры! Рад приветствовать всех участников и гостей семинара духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского». Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что семинар, посвященный жизни и творчеству святителя Феофана Затворника, стал постоянным. Первый семинар был проведен в июне 2011 года на месте подвига святителя, в Свято-Успенском Вышенском монастыре Скопинской епархии благодаря помощи и поддержке Рязанской митрополии и, в частности, настоятельницы Вышенского монастыря игумении Веры. Второй состоялся в Московской духовной академии и Издательском Совете Русской Православной Церкви 22-23 января 2012 года и прошел в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений. Этот семинар стал самым крупным по числу участников — в его рамках с лекциями и докладами выступили более 50 человек. На этих семинарах не раз уже говорилось о том, какое значение для освоения духовного наследия святителя Феофана Затворника и для отечественной патристики в целом имеет серьезная научная подготовка будущих специалистов и исследователей — начиная с первых курсов семинарий и вплоть до завершающих этапов обучения в духовных академиях. Как показывает практика, опыт изучения русской святоотеческой традиции, приобретенный в процессе этих семинаров, может быть передан наиболее адресно и усвоен наиболее эффективно. Участвуя в семинарах, студенты не только обогащаются новыми знаниями по данной теме, но приобретают знания и по методологии, позволяющей им развивать свою научную деятельность в соответствии с общими принципами и направлениями современной патристики.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210306...

В.В. Каширина Научная конференция «Жизнь и труды Святителя Феофана – в истории и современности» (Москва, 21 июня 2016 г.) «Главная задача – познакомить как можно больше современных читателей с жизнью и духовным наследием святителя Феофана» Климент, митрополит Калужский и Боровский, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского В прошлом году исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося аскета, богослова, экзегета, духовного писателя, подлинного учителя христианской жизни и нравственности – святителя Феофана, Затворника Вышенского . Его перу принадлежит большое количество как самостоятельных, так и переводных произведений, а кроме этого, он оставил значительное эпистолярное наследие. Большая часть его трудов относится ко времени пребывания на покое в Свято Успенском Вышенском монастыре. Своё литературное наследие он завещал всему православному русскому народу. В каждой строке его произведений просматривается неиссякаемый источник духовного подъёма, обращённый внутрь души человека и приводящий в Царствие Небесное. Литературное наследие святителя Феофана является актуальным и для современного право славного христианина. Я убеждён, что оно останется таковым и в будущем. Представленный первый том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского » охватывает период до 1859 г. Он был подготовлен к выпуску Научно-редакционным советом по изданию трудов святителя Феофана при Издательском совете Русской Православной Церкви к 200-летию со дня рождения сего дивного угодника Божия. Подготовленная «Летопись» – это не просто памятное, юбилейное издание, а плод кропотливого пятилетнего труда церковных и светских учёных, приложивших немало усилий, чтобы осуществить этот масштабный проект. При работе над первым томом «Летописи» архивной группой был проработан большой массив не известных ранее архивных документов. Благодаря новым материалам, собранным в архивах России, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в Иерусалиме и Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, удалось уточнить множество фактов биографии святителя Феофана, обнаружить новые идеи и темы в его творчестве, открыть не известные ранее широкому читателю произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Аннотация. Известный исследователь духовного наследия Феофана Затворника архим. Георгий (Тертышников) называл затвор святителя «центром» его духовной жизни, где «явились во всей силе его великие труды и подвиги». Духовному подвигу святителя в затворе посвящено стихотворение прп. Варсонофия Оптинского «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника ». В этом стихотворении святой говорит о святом, прославляет его подвиги, назидается его творениями и молитвенно чтит его память. В стихотворении рефреном проходит слово «блажен», которое свидетельствует о высокой духовной жизни подвижника. Стихотворение имеет четыре части, выделенных самим автором. Несколько раз прп. Варсонофий называет затвор святителя – таинственным, сокрытым от людей, но ведомым Богу. Цель затвора, как и богоугодной жизни вообще, о чем писал и святитель в своих творениях, – это Богообщение. Основное значение литературных трудов святителя Феофана прп. Варсонофий видит в духовном пробуждении людей, возвращение их под «кров родной из области духовного изгнанья». По мнению известного исследователя духовного наследия святителя архим. Георгия (Тертышникова), «время затвора – важнейший период, можно сказать, центр жизни преосвященного Феофана, ибо именно тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги…» с.82]. Стихотворение прп. Варсонофия Оптинского «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника » († 6 января 1894 года), посвященное духовным подвигам святителя, – это «венок на могилу» вышенского подвижника, в котором содержится оценка его подвигов, данная оптинским духоносным старцем, носителем оптинской духовной традиции, прославленным ныне в лике святых. В этом стихотворении святой говорит о святом, прославляет его подвиги, назидается его творениями и молитвенно чтит его память. В Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни прп. Варсонофий написал несколько стихотворений, посвященных памяти великих русских подвижников, своих современников: «Памяти в Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха отца Амвросия», «Памяти старца Оптиной пустыни иеросхимонаха отца Анатолия, преемника и носителя старческих заветов после кончины старца иеросхимонаха отца Амвросия» (25 января 1894г.) и «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника » (+6 января 1894 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

«Начертание христианского нравоучения. Общие рассуждения и положения о нравственно-христианской жизни» — учебник по нравственному богословию, составленный святителем Феофаном Затворником. «Начертание наше имеет две части: в первой содержатся общие рассуждения и положения о нравственной и нравственно-христианской жизни; а во второй излагается сама жизнь христианина, как ей следует быть, или предлагаются правила жизни христианина как христианина и как лица, находящегося иногда в разных состояниях и положениях», — как пишет сам Феофан Затворник. «Начертание христианского нравоучения» имеет следующие разделы: Основы христианской жизни; Характеристические черты христианской деятельности как нравственной; Последствия и плоды доброй христианской жизни и жизни, противоположной ей; Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина, как христианина; Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина по тем положениям и отношениям, в каких приходится ему бывать в настоящей жизни. «В “Начертании христианского нравоучения” изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не всё, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас — действительная жизнь в духе Христовом», — начинал Феофан Затворник свою знаменитую книгу «Путь ко спасению», как бы продолжение «Начертания христианского вероучения». Группа Вконтакте Facebook группа Начертание христианского нравоучения Святитель Феофан Затворник Начертание христианского нравоучения. Общие рассуждения и положения о нравственно–христианской жизни " В «Начертании христианского нравоучения» изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. " Свт. Феофан Затворник Часть 1 Введение 1) Христианство есть домостроительство нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог сделал для спасения человека, с другой — тому, что должен делать сам человек, чтобы улучить спасение.

http://predanie.ru/book/86160-nachertani...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: Интернет-издание Вэб-Центра " Омега " ( www.wco.ru/biblio ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Святитель Феофан Затворник      Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894), был епископом Тамбовским, затем Владимирским, впоследствии оставил епископскую кафедру и жил в Вышенской пустыни затворником. Выдающийся духовный писатель, святитель Феофан составил толкования на воскресные Евангелия, на послания апостола Павла, на 118-й псалом. Значительное место в его наследии занимают труды по нравственному богословию. Известная нескольким поколениям православных читателей книга " Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? " обращена к мирянам, ищущим спасения во Христе. Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза Святитель Феофан Затворник Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? 1 Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза      После того как пред отъездом Вашим в Москву мы условились вести беседу о нужных для Вас вещах письменно, мне естественно было ожидать, что по прибытии на место Вы дадите знать о себе и новой для Вас обстановке. Ждал и жду, но вот сколько уже времени ничего не дожидаюсь. Что сделалось? Уж здоровы ли Вы? Храни Вас Матерь Божия. Или намерение переменили?! Всяко бывает - и это возможно. На этот случай и пишу теперь, чтоб, если так есть и тут участвует какая-либо опаска обо мне - что-де обременять не след или другое что,- Вы выбросили ее из головы. Писание к Вам, и притом о таких предметах, не будет для меня тяготою - напротив, составит немалое удовольствие, внося некое разнообразие в обычные мои занятия. Скажу нечто большее: что если не состоится задуманное нами, то я буду себя чувствовать так, как чувствует себя понесший какой-либо убыток или потерявший нечто. Как это, не стану Вам объяснять, но повторяю, что сие так будет и что сему так и быть должно. Вот и приходится не совет Вам давать, а прошение прилагать: пишите. Хоть большой мудрости нечего Вам от меня ожидать, но один уже пересмотр всего достодолжного доставит Вам немалую пользу, оживив в памяти Вашей всю эту область и сосредоточив на ней внимание, может быть, с возгрением и особой энергии. А в этом последнем какое благо! Ибо если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1147...

А.В. Абрамов, А.А. Доценко Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы религиозно-нравственного воспитания детей и юношества в мыслях, высказанных святителем Феофаном затворником . Идеи святителя Феофана об образовании и воспитании до сих пор актуальны, так как обращены на духовное развитие не только личности ученика, но и учителя, а также родителей. Он считал, что образование должно развивать не только ум, но и облагораживать сердце. Святитель Феофан христианскую любовь полагал началом воспитательных мер, а храм Божий и богослужение – лучшей средой и средством доброго воспитания. Он верил в силу христианской любви и придавал огромное значение ее нравственному воздействию. Разбору тех или иных аспектов, связанных с воспитанием в учении святителя Феофана затворника , посвящено большое количество публикаций, среди которых можно вспомнить хотя бы статью из прошлого выпуска «Феофановских чтений» иерея Николая Антипенко, в которой рассматривается тема аскетического делания в жизни подростка по трудам святителя Феофана затворника [см.: 1, c. 100–108]. Из специальных диссертационных исследований, связанных с темой воспитания в учении святителя Феофана затворника , можно отметить кандидатскую работу Александра Игнатова, в которой он проанализировал педагогические воззрения и практику духовного воспитания святителя Феофана. В своем диссертационном исследовании а. Игнатов пришел к выводу, что святитель Феофан «воплотил в себе лучшие черты русского педагога: глубокую любовь и постоянное желание помочь ученику, высокое профессиональное мастерство…» с. 4]. В учении святителя Феофана затворника важное место занимает учение о воспитании, которое он называл «святым делом», и сам непосредственно принимал активное участие сначала в качестве наставника в различных духовных учебных заведениях, а впоследствии, когда он ушел в затвор – через свои многочисленные письма, где было немало ответов на вопросы, связанные напрямую или косвенно с воспитанием. В воспитании святитель Феофан выделял христианскую любовь, как начало воспитательных мер, а храм и богослужение, как лучшее место и средство для христианского воспитания. Он придавал большое значение силе христианской любви и ее нравственному воздействию. На вопрос о лучших способах воспитания он отвечал: «Полюбите детей, и они вас полюбят» с. 78]. «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь» с. 21]. Святитель Феофан считал, что нравственное воспитание должно быть религиозным, что именно такое воспитание соответствует самой природе человека, а воцерковленность служит лучшим средством для этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В Издательском Совете состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» 29 января 2013 г. 17:47 26 января 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника». Семинар проводится на регулярной основе с июня 2011 года. На форум собрались профессора, преподаватели и студенты из 17 духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви, а также светских вузов и академических организаций России — богословы, историки, филологи, философы, педагоги, изучающие жизнь, деятельность и духовного наследия Вышенского Затворника. Возглавил семинар председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . Почетным гостем стал епископ Скопинский и Шацкий Владимир . В мероприятии приняли участие настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря игумения Вера (Ровчан), заведующий библиотекой и архивом Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов), преподаватель МДА иеромонах Феоктист (Игумнов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина игумен Лука (Степанов), преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии архимандрит Зосима (Шевчук), проректор Тамбовской духовной семинарии по учебной работе иерей Виктор Лисюнин, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Легеев, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии В.Н. Духанин, заместитель председателя Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН профессор М.И. Щербакова, профессор МПГУ Е.В. Николаева, преподаватели и студенты Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Минской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Екатеринодарской, Сретенской, Николо-Угрешской семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , отделения теологии Рязанского государственного университета, Курского государственного университета и Арзамасского государственного университета.

http://patriarchia.ru/db/text/2750993.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010