Было же исключительно провидением Божиим, что Церковь Христова начало свое получила от людей бесславного положения, чтобы тем более просияла чудное Ее могущество. В противном случае, если бы сначала обратились правители, то выглядело бы, что остальной народ, следуя, по обыкновению, примеру Царей, воспринял их веру, так что обращение народов приписывали бы не божественному могуществу, но человеческим силам. И тогда было бы сомнительным это исключительное деяние Божие. Поэтому сначала были призваны и последовали бедные, незнатные и простые. Император Константин уже через 300 лет после рождения Христа первым прибег ко Христу. А каковы были первые Христиане, послушай Павла, 1Кор.1:26–29 . Посмотрите, братия, на призвание ваше: не много мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал безумное мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное избрал Бог, и ничего не значащее, чтобы упразднить значащее. Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. Как видишь, здесь он также раскрывает провидение Божие. И в той же главе, ст. 17. Не послал меня Бог крестить, но благовествоватъ, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Это означает не что иное, как только то, что Бог обеспечил Своему слову, чтобы оно не опиралось на человеческое искусство и авторитет. Иначе бы выглядело, что люди согласились с истиной, не столько побужденные Его внушением, сколько склоненные человеческими средствами, так что упразднилось бы могущество креста, то есть, сама сила Божия, (подаваемая) по заслугам страдания Христова, а именно, она была бы сокрытой и неизвестной. Но где исключено все, что у людей принято считать какой-либо побудительной причиной, и даже в противоположность всякому разумному основанию, посредством незначительных лиц и речей, посредством презренных первых, – как призывающих, так и призванных, – произошла столь великая перемена во всем мире, что все власти, будучи побеждены, отданы Христу, и бесчисленная эта толпа богов изгнана отовсюду, за исключением разве что каких-то неизвестных уголков мира. Кто теперь не согласится, сколь бы ни был он тупоумен, что все это совершено Богом? Так божественная премудрость посредством мудрейшего безумия восторжествовала над безумнейшей премудростью мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

В одной из проповедей своих сочинитель Духовного Регламента, Феофан Прокопович, еще при жизни Петра называл его в лицо и всенародно «Христом»; – конечно, и это тоже риторика второго христианского imperium Romanum, Византии: «христос» тут с маленькой буквы, в смысле «помазанника Божьего». Но под этою несколько жуткою для нас игрою слов не скрывается ли очень глубокая, старая для Европы, новая для России религиозно-политическая мысль о совершенном подчинении «Кесареву» «Божьего», церковного государственному – та самая мысль, которою проникнут и Духовный Регламент? Раскольники XVIII века вспомнят этот стих Ломоносова о «боге России» и с ужасающею искренностию, до мученических кровей, до самосожжений в срубах, поверят, будто бы Петр действительно, подобно «нечестивейшему из царей Навуходоносору», делал себя Богом, говорил: «Бог есмь аз!» и что, следовательно, тот, кого сочинитель Духовного Регламента, только играя словами, называл «христом», уже без всякой игры слов, в самом страшном, точном смысле, есть Антихрист. И в этой чудовищной легенде о Петре-Антихристе выразит народная мистика свой самый глубокий, испытующий вопрос об отношении русского самодержавия к русскому православию – идеи «Человекобога» к идее «Богочеловека». «– Ты Христос, Сын Бога Живого», – не постиг тайны Воскресения, тайны Второго Пришествия. Когда Иисус открыл ученикам Своим, что должно Ему пострадать, умереть и воскреснуть – «Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! – Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое» (Матфея XVI). И самый сильный оказался все-таки слабым, и Петр – камень – недостаточно твердым: «Прежде, нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды». Сколько раз и церковь Петра отрекалась от Господа в веках и народах, думая «не о том, что Божие, но что человеческое», смешивая царства от мира и не от мира сего. Последнее, самое страшное и еще неведомое отречение Петра не предсказано ли в этом, столь таинственном, пророчестве в последних на земле словах Иисусовых, сказанных тотчас же после завета: «паси овец моих»: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Иоанна XXI).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

В этот день Императрица Византийская нашла в земле тот крест, на котором был распят Христос, отрыла его и вместе с Патриархом воздвигла его высоко перед народом. До того времени крест был скрыт под грудою мусора и таким образом был невидим для людей. Что же для нас есть дорогого в кресте? Ведь не то – из какого он дерева сделан, даже не форма его, а дорога память о том, что на нем пострадал и умер Христос Спаситель, который пришел нас ради грешных и ради нашего спасения. Подумаем, что сделал для нас Христос, когда пришел на землю. Ему не нужно было надевать на себя эти кожаные одежды тела, эти цепи, приковывающие каждого из нас к земле. Он мог оставаться и радоваться на небе в общении с Богом Отцом и со Святыми Ангелами, благоговейно любящими Его и, однако, из любви к грешному человечеству, Он пришел на землю, чтобы показать людям, что есть путь и истина и жизнь. Идя на землю, Он знал, что Архиереи и книжники, которые должны были проповедывать Его народу, будут гнать Его, смеяться над Ним и, наконец, назовут Его, Сына Божия, Веельзевулом. Он знал, что Его оклевещут, предадут суду и, наконец, распнут; распнут за богохульство! будут бить Его; плевать Ему в лицо и всячески издеваться над Ним... Все это Он знал и однако пришел сюда, подставил щеку Свою под удары и претерпел все до конца, чтобы Его язвами мы исцелились. Вот что дорого для нас в кресте! Если после всего этого мы не следуем за Христом и не исполняем Его св. волю, разве мы честно празднуем наши праздники, разве мы искренно молимся Господу Богу! Нет, мы тогда не христиане, а грубые язычники, которым и молитвы и таинства и празднования и все в суд и во осуждение! А как часто бывает, что люди успокаиваются на том, что пошли в церковь , поставили свечу или принесли какое-либо пожертвование, таким людям Господь устами пророка Исаии говорит: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня. Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование. Новомесячия и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня, Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды... Тогда прийдите и рассудим, говорит Господь» (Исаия I гл. 12 по 18 ст.) ( Ис.1:12–18 ). Если так говорил Пророк людям ветхого завета, то как бы сказал он это нам, когда 18 веков прошло со дня пришествия в мир Христа Спасителя, а мы поступаем не лучше евреев времен Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Когда собирался Младший Братский Кружок, он и там оставался таким же, не отдавался той братской радости, которая светилась в них и объединяла их. В продолжение двух дней, он не приходил ко мне и не сказал мне ни слова о том, что было у него на душе. Когда я спросил, что с ним, он отвечал, что и сам не знает, почему ему ужасно неприятно и почему он не мог поговорить ни со мной, ни с кем-либо из братьев по кружку. «Меня как будто что-то отталкивало, не позволяло подойти к кому бы то ни было, я все думал о себе, о том, что мне заявили». Конечно, это была вспышка гордости, которая в нём иногда проявляется – и которая в тот раз затмила свет его души и вытеснила на время любовь. Я долго говорил с ним, – объяснил подробно ему, что могла сделать с ним его обидчивость, что она могла совсем отдалить его от всех – и сделать его одиноким, живущим особняком. Оба мы заплакали. Он очень жалел о том, что допустил себя пасть до подобного настроения. После того, он несколько раз приходил благодарить меня и всё просил извинения, что оскорбил меня своим равнодушием. Подобного не было больше ни разу, но я думаю, что он способен поддаваться дурному чувству, потому что он ещё ребенок в этом отношении, – характер его не установившийся, не окрепший. Во всяком случае он мальчик с доброй волей и со многими добрыми задатками, которые в нем разовьются и окрепнут со временем. Трудолюбие, доброта, простота сердца и откровенность – главные черты его характера. Со мной он по-прежнему в очень хороших отношениях и много раз выражал мне горячую любовь. Он любит Братство и радуется, что имеет возможность поступить в него, эта мысль восхищает его. И можно надеяться, что он выйдет из школы способным поступить в него. Характеристика, читанная одному из членов Старшего Братского Кружка 20 июля 1888 г. Дорогой о Христе Брат наш, возлюбленный Илья! Вот что мы, как искренние братья, находим нужным тебе высказать. Помни, Илья, что вечный дух имеет много свойств. Таинственны и чудны эти свойства; не забывай их всех для одного; не нарушай гармонии души; холодными расчетами ума не ледени святых порывов вдохновенья.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

М. Б. К. составляет для воспитанника первую ступень на пути согласования жизни с верою, вполне естественно, что и вступление в него есть духовное торжество, все сотканное из молитв. Начинается оно неизменно чтением 15–17 стихов XVIII гл. Ев. от Матфея, содержащих в себе программу братских отношений, осуществление которой М. Б. К. и ставит себе целью. Согласно этим Евангельским стихам, вновь поступающему подробно разъясняются принимаемые им на себя, по отношению к новым братьям, обязанности. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» – так должны поступать и члены М. Б. К., стараясь дружеским объяснением с глазу на глаз улаживать всякое возникающее недовольство и даже охлаждение взаимных отношений. «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» – так и члены М. Б. К. при неуспешности единоличных стараний, должны прибегнуть к помощи одного или двух братьев по кружку, или старшего друга уклоняющегося от добра, чтобы вовремя образумить, уговорить, убедить брата согрешающего и таким образом не дать порочной наклонности, при содействии злой воли или апатичной разнузданности, стать привычкою и, может быть, важною помехою в будущем для согласования мыслей, симпатий и жизни с верою. «Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Церковь – собрание верующих. «Где будет двое или трое собраны во Имя Мое, там буду и Я посреди их». Святой Климент Александрийский называет малою церковью каждую верующую семью, тем более может быть назван малою церковью и М. Б. К., состоящий из детей во имя Христа собравшихся в тесную братскую семью, одушевленную верою и любовью. Когда ничто не действует и член М. Б. К. продолжает выказывать настроение, несоответствующее характеру и целям кружка, его призывают в общее собрание кружка, стараются общими силами поколебать в нем злую волю и если теряют всякую надежду на то, что дальнейшее пребывание его в кружке не будет ложью, решают удалить его из кружка до тех пор, пока не получат право без лжи вновь назвать его братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Об этом монаршестве антихристовом и Златоуст вспоминает во втором послании к фессалоникийцам в главе второй в беседе четвертой. Здесь Златоуст антихристово царство сравнивает с царством Мидийским, Вавилонским, Персидским, Македонским, Римским и говорит, что антихристово царство последует Римскому, как Римское Греческому, Греческое Персидскому, Персидское Ассирийскому. Потому что эти царства были монархиями; ясно, что и антихристово царство будет монархией и никем не будет свергнуто, только одним Христом на суде грядущем. Согласно с этим говорит и Кирилл святой в поучении 15 о том, что антихрист станет владеть Римской монархией. Эту свою мысль он подтверждает теми же вышеприведенными словами из главы 17 апокалипсиса: «И десять рогов, которые видел, есть десять царей, они, имея свою волю и силу и власть, отдадут их зверю». В–четвертых, следует знать, что антихрист с бесчисленным своим воинством будет подвергать гонениям всех христиан во всей вселенной. Это война Гога и Магога. Об этом написано у Иоанна святого в главе 20 апокалипсиса: «И когда окончится тысяча лет и выйдет сатана из темницы своей, выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на войну. Их же число – как песок морской. И выйдут они на широту земли и окружат стан святых и город возлюбленный. И ниспадет огонь от Бога с небес и пожрет их. И дьявол их льстивый будет ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Этими словами описывается последнее гонение антихриста на христиан и кончина его погибельная. По широте и разнообразию интересов, масштабу деятельности и следам, оставленным в русской культуре XVIIXVIII вв., Стефан Яворский – одна из интереснейших личностей. Поэт, пишущий стихи на латинском, русском, украинском и польском языках и увенчанный за них званием «лавроносного поэта»; оратор, философ, ученый–богослов, крупный церковно–политический деятель, преподаватель Киево–Могилянского коллегиума и Славяно–греко–латинской академии, реформатор учебного процесса в них, один из первых организаторов «школьного театра», яростный борец с протестантством и расколом. После смерти Стефан Яворский усилиями своих противников был превращен в реакционера и «паписта». В XIXXX вв. он был известен в церковных кругах, а его вклад в развитие русской литературы, философии, логики, психологии до недавнего времени оценивался отрицательно. (Лишь несколько упоминаний о нем как главе «реакционных иерархов», противнике Феофана Прокоповича дается в кн.: Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. М., 1946. С. 57–58; такими же характеристиками наделили его и советские историки философии в 50–х годах. См.: История философии: В 4 т. М., 1957. Т. 1. С. 471, 480.)

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Предметом первого знания служит бытие возможное безотносительно к его осуществлению в действительности 80 . Предмет второго есть бытие действительное, которое Бог как бы созерцает своими глазами. Предмет третьего знания есть то, что не было и не будет, но было бы, если бы исполнилось известное условие. Поэтому звание третьего рода иначе называется еще условным (conditionata). “Средним” оно называется потому, что оно есть как бы среднее между первым и вторым знанием. Предмет его не есть только возможное, потому что он должен был осуществиться при исполнении данного условия, и не есть действительное, потому что он никогда не осуществился и не осуществится вследствие неисполнения условия, и таким образом есть нечто среднее между возможным и действительным 81 . Так как это знание некоторыми отвергается, то автор усиленно старается защитить его. Он доказывает, что предметы среднего знания существуют, указывая на два места св. Писания – 1Цар. 23:11 и след. и Мф. 11:21. В первом месте мы находим следующее: Давид, будучи в городе Кеиле и узнав, что Саул намерен напасть на город, спросил Бога, предадут ли его жители Кеиля в руки Саула, и получил ответ: «предадут». Тогда Давид бежал из города, вследствие чего и город не подвергся нападению Саула и Давид не был предан в руки своего врага. Здесь два обстоятельства – нападение Саула на Кеиль и выдача Давида жителями Кеиля зависели от условия: если бы Давид остался в городе; но так как это условие не исполнилось, то не осуществились и оба обстоятельства. Во втором месте Писания читаем: Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись“. Здесь обращение к Богу тирян и сидонян обусловливается совершением среди них чудес: если бы, говорить Спаситель, между ними совершены были чудеса, то они непременно обратились бы к Богу. Из этих примеров Писания видно, что предметы среднего знания существуют; следовательно, существует и среднее знание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Пусть они будут говорить, что не могут познавать этого и пытаться убедить себя самих в этой слепоте, тем не менее, согласно приведенным словам Павла, и они – безответны. Здесь же исследуется Христианское Богословие, которое ведет речь о сокровенных и неведомых делах премудрости Божией, то есть о тех, кои мы не можем постигать естественными силами. §31. IV . Может быть истинное, хотя частное, а именно, предназначенное отдельному человеку, Божие откровение о тайных божественных предметах, тем более, что такие откровения обещаны Богом. И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать ( Иоиль.2:28–29 и Деян.2:17–18 ). Отсюда исторические книги о житиях Святых наполнены многими частными откровениями. И нельзя сказать, что у этих частных откровений частное также и применение, и что эти откровения относились только к тем лицам, которым что-либо открывалось. Известны откровения под именем МЕФОДИЯ, Епископа Патарского и Мученика, о пришествии Антихриста, где рассказывается много чудесного. Записала свои откровения БРИГИТТА, знаменитая некогда у Латинян монахиня, где исчисляется также раны и удары Христа, сколько и какие перенес Он в Своем страдании; кроме того, есть откровение о том, что Греция не избавится от Турецкого ига, если не пожелает принять на себя иго царства Понтифика. Записал хотя и туманные, тем не менее, определенные откровения о преемстве Пап некий епископ Малахия. Имеются также откровения Катерины Сиенской, Матери Терезы, жены прославленной, Марии (Магдалины) де Пацци, Гертруды и других мужей и жен. Если они истинны, поскольку они должны хотя бы в какой-то мере быть истинными, следовательно, божественные предметы могут отыскиваться не только из Священного Писания, но есть и другие начала познания истины. Отвечаю. Никто не сомневается, что ныне есть и могут быть частные откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Сколько сейчас людей, которые причащаются? Ответ: 2-4%. Пусть даже 5-7%, но этого явно недостаточно. Я стоял в храме на Рождество Христово - 60-70 человек причащалось вместе со мной и моим сыном. (Иногда мне удается причащаться и в трех поколениях, вместе с внуком). Для сравнения: у меня есть старинная фотография часовни у Патронного завода Ленина . И там возле часовни тысячи людей стояли. Какой бы царизм ни был, но люди тогда не были испорчены так, как сегодня. Людей испортили и развратили, когда начались петровские преобразования в сфере духовности по наваждению Феофана Прокоповича. Именно тогда начали мостить те ступеньки, которые привели к 1917, а потом и к 1991 году. Наше бывшее, довоенное руководство системы образования совсем не признавали ничего этого. - Помню, как люди ходили в ГОРОНО на счет введения в школе предмета «Православная этика», им не удавалось это решить на официальном уровне. Была глухая стена в этом вопросе... - Да, и мне пришлось задолго до войны доказывать некоторым высокопоставленным чиновникам от образования, что нужно обязательно вводить в школы «Закон Божий». В ответ они в отношении меня вертели указательным пальцем у виска (мою персону даже хотели поместить на «излечение» в психоневрологический диспансер). А в институте последипломного педагогического образования сотрудникам не разрешалось употреблять слово «духовность» в документах, статьях и лекциях. Все это было под запретом. Но я настойчиво задавал руководству вопрос: «А какое главное имя Бога?». Не знали чиновники этого имени. А оно гениально простое: «Бог есть любовь» - утверждает Евангелие. Они, чиновники, не пускали к детям Бога-Любовь. Тогда альтернативой этому: дьявол-ненависть. Вот и дозапрещались, допрыгались, доскакались. Не послушались Евангельских наставлений Иисуса Христа: «Иисус сказал: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него...; А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мар.10:14,15; Матф.18:6). Чтобы никого не утопили в глубине морской, потому мы вот тут с вами по этим всеми схемам и разбираемся. Сейчас я вам покажу еще несколько разработанных для моих лекций опорных схем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Христос же был посланник Божий» (legatus Dei), каковым и признаваем был со стороны народа, и посему мог употреблять означенный способ выражения. Как посланник Божий, Христос говорит: «учение Мое не Мое, но пославшего Меня» ( Ин. 7:16 ), показывая этим, что презирающие Его учение презирают чрез это самого Бога (§ 274). Как посланник Божий, Он говорит, что не знает» дня последнего суда ( Mp. XIII, 32 ): это не то значит, что Он действительно не знал дня последнего) суда (что Он знал его это видно из того, что Он ясно указал все признаки приближения своего будущего пришествия), но это значит то, что «по обязанности поклонничества Ему не должно было открывать дня суда, так как это не было поручено Ему Отцем» (§ 276). Другой способ выражения – чрез аккомодацию состоит в том, что говорящий на время соглашается со слушателями в том, в чем на самом деле он не должен с ними соглашаться. «Когда мы знаем, что слушатели наши имеют неправильное мнение о каком-либо предмете, то прежде чем совершенно опровергнуть это мнение их, мы можем (обыкновенно так и делаем) чрез молчаливую уступку или утверждать вместе с ними то, что не должно утверждать, или отрицать то, что не должно быть отрицаемо“ 319 . Так поступает и Христос. Приспособляясь к понятию о Нем юноши, как о простом человеке, Он говорит, ему: «зачем ты называешь Меня благим? никто не благ,, как только, один Бог» (Μф. 19:17) 320 . Применяясь к понятию о Нем слушателей, как о посланнике Божием, Он говорит им: «не ищу воли Моей» ( Ин. 5:30 ), «верующий в Меня не в Меня верует, но в пославшего Меня» ( Ин. 12:44 ) и проч. Что лежит в основе выражений подобного рода (т. е. выражений по способу аккомодации)? Смысл такого образа выражения состоит в том, что Христос хотел постепенно научить своих слушателей слову Божию. Конечно, он мог всего Себя разом, вдруг открытьнароду и ученикам, но провидению Его, угодно было иначе. Желая постепенно (sensim) приобрести слушателей для Бога, Он многое скрывал от них, откладывая откровение оного до другого более благоприятного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010