Кончина святителя последовала на семьдесят девятом году его жизни 6 января 1894 года. Торжественное отпевание почившего совершено Преосвященным Иеронимом, епископом Тамбовским, в Казанском соборе Вышенской пустыни. Мощи святителя были положены в правом Владимирском приделе этого храма. Канонизация святителя Феофана состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви , посвящённом 1000-летию Крещения Руси. В настоящее время мощи святителя почивают в Свято-Успенском Вышенском монастыре в Успенском храме. Святитель Феофан, посвятив себя поискам пути к Вечной жизни, показал этот путь и последующим поколениям в своих богословских трудах. Тропарь,глас 8 : Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/Вышенский подвижниче,/святителю Феофане богомудре,/писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/и всем верным путь ко спасению указал еси,//моли Христа Бога спастися душам нашим.   Кондак, глас 4: Богоявлению тезоименитый,/святителю Феофане,/учении твоими многия люди просветил еси,/со ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,//моли непрестанно о всех нас. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 12 марта, 2022 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 2 августа, 2021 7 июля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

Здесь висят два металлических паникадила: одно прикреплено в главном куполе, другое в притворе. Из-под широкой высокой арки, отделяющей притвор от собора, открывается вся величественная его внутренность и поражает своею аскетическою строгостью и простотой стиля. Повергнемся на землю и в умилении сердца вознесем здесь пламенные молитвы наши к небу: «яко Господь на месте сем в сонме святых»! 2) Почти одновременно с Успенским собором устроена была во второй половине XV века вторая каменная теплая церковь во имя Введения Богоматери. В связи с ней поставлена каменная же обширная трапеза 48 . В этом храме ежедневно совершаются Божественные службы, а в главном Успенском соборе, по причине его сырости, служат только по праздникам и воскресным дням. При архимандрите Феофане эта церковь подверглась существенной переделке по образцу теплой церкви Сергиевой пустыни (что в Стрельне, Санкт-Петербургской епархии). Иконостас устроен в новое время. Стенопись в церкви сделана при архимандрите Феофане, а в притворе – при архимандрите Иакове. Между иконами примечательно Успение Божьей Матери письма пр. Дионисия Глушицкого и образ пр. Кирилла в рост, украшенный царем Иоанном Грозным. Он находится против правого клироса в иконостасе. По своей чистоте, простору, обилию света, стенописи и орнаменту церковь эта, в общем, производит на молящихся тут очень приятное впечатление. Иконостас полукружием окрашен красной краской, и фон его убран приличной резьбой с золотом. В алтаре престол серебряный чеканной работы, с подобающими св. изображениями страданий Господних по сторонам 49 ; над престолом устроена деревянная на резных изящных столбах с позолотой великолепная сень, драпированная малиновым бархатом. Внутренний свод храма сего поддерживается шестью колоннами дорического характера по три колонны в ряде по обеим сторонам трапезы или палаты; колонны окрашены белою под мрамор краской, карнизы их вызолочены. Здесь же в храме находится древнейшая икона Умиления Богоматери, в великолепно украшенной сребро-позлащенной ризе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

…радуйтесь Феофане и Ноно, из них же спасение человеком родися… …Феофане радуйся, Ноно веселися славяще Истиннаго Святаго и Избавителя Иисуса Единаго Господа. Во второй стихире воспета победа над грехом, свершившаяся в Крестной смерти Господа. Не случайно святитель Николай именуется здесь приятелищем чистоты. Мысль эта даётся ещё сильнее в обращении к Святителю: клятве взятие благословению подание… Третья стихира: стяжание Духа Святаго; спасение мира; “сидение одесную Отца”; Господь в Силах; Господь Вседержитель. Передать небошественный смысл этого текста можно действительно только отдельными возгласами, вобравшими духовный восторг поющего спасение мира: …святителю Николае разумнаго света заре церковное светило святительская красота царское украшение богопроповедниче богоходатайный блаженный разум святопрозябший гроздь винограда животного… …О святопомазанная главо о всечестный верх о всеблаженне и преблаженне… Заметим, что богословская интерпретация подобна строго определила и количество стихир. В трёх стихирах последовательно раскрываются три спасительных деяния Христа — воплощение, победа над грехом, победа над смертью. Может быть, в том именно и заключается отличие стихир, написанных на подобен от стихир самогласных, что первые имеют строгую внутреннюю “программу”, раз и навсегда определившую не только их догматический смысл, но даже и количество текста. Во всяком случае, есть основания полагать, что таковым создание стихир на подобен было в древности. И как мы видим, стихиры из “новгородской” службы Рождеству святителя Николая написаны в древнейших, лучших традициях гимнографического творчества. Это говорит о высокой духовной жизни песнотворца, имевшего дерзновение воспеть великого угодника Божия святителя Николая и тем прославить Истиннаго Святаго и Избавителя Иисуса Единаго Господа. IV В заключительном разделе статьи публикуется гимнография Рождеству святителя Николая. Две службы приводятся по следующим спискам: РГБ. Ф. 98. 903, 1957 г. (варианты текста из списка РГБ. Ф. 299. 484. 1, 1723 г. даются в сносках), БАН. Вятское собрание. 66, нач. XVIII в.

http://pravmir.ru/russkie-sluzhbyi-rozhd...

Яко благоговейный сослужитель Божественных Таин, о предложенных честных Дарех Господеви молился еси и, крестообразне руце слагая, святый дискос и святый потир горе возносил еси. Богородичен: П одаждь отпущение грехов нам, Пречистая Богородице, закона Владыку рождшая, страсти нас ради претерпевшаго и спасение нам даровавшаго. Седален, глас 8: Преподобномучениче Феофане блаженне, ты, диаконское служение совершая, усердно о людех молился еси, да тихое и безмолвное житие во благочестии и чистоте поживут и, Ангела мирна, Хранителя душ и телес обретше, христианския кончины живота сподобятся и добрый ответ на Страшнем Судищи Христу Богу воздадут. Помози и нам богоугодне житие скончати и в День страшнаго воздаяния милость улучити. Слава, и ныне, Богородичен: О, Всепетая Богородице Владычице, преподобных Похвало, мучеников Славо, ангелы восхваляемая и человеки воспеваемая, и всего мира Крепкая Помощнице! Избави Церковь Русскую всякаго обстояния, едина Благословенная. Песнь 4 Ирмос: Т ы моя крепость, Господи,/Ты моя и сила,/Ты мой Бог, Ты мое радование,/не оставль недра Отча/и нашу нищету посетив./Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/силе Твоей слава, Человеколюбче. Егда попусти Господь гонение на Церковь Русскую, и разориша безбожнии обитель, идеже ты подвизался еси, святе Феофане, тогда, верою укрепляемь, духом не поколебался еси, но молитвенне взывал еси: силе Твоей слава, Человеколюбче. Исполнися на тебе, преподобномучениче, глагол Господень: аще Мене изгнаша, и вас ижденут. Ты же, уготовав душу свою ко искушению, небоязненне Христу последовал еси, вопия: силе Твоей слава, Человеколюбче. Воли Божией послушлив быв, со смирением крест изгнания восприял еси, доблий страдальче, и, во град Сергиев стопы твоя направив, надежду на Господа возложил еси, взывая: силе Твоей слава, Человеколюбче. Богородичен: С тена необоримая и Покров всемощный новомучеником и исповедником Церкве Русския явилася еси, Пресвятая Дево, темже Тя величаем. Песнь 5 Ирмос: В скую мя отринул еси/от лица Твоего, Свете Незаходимый,/и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго,/но обрати мя и к свету заповедей Твоих/пути моя направи, молюся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нельзя поэтому, признать верным то мнение о Феофане, которое приписывает последнему более гуманный возвышенный взгляд на отношения к расколу, чем тот, какой практиковался в действительности 625 . Такое мнение о Феофане основывается на недоразумении. Дело в том, что в трактате о евангельских блаженствах Феофан действительно рекомендовал кроткое обращение с раскольниками необходимым средством для воздействия на них со стороны миссионеров и пастырей церкви, но мы уже видели, что в другом трактате Феофан сам отступал от рекомендованного им разумного средства. С другой стороны, ниоткуда не видно, чтобы Феофан Прокопович заботился о смягчении строгих административных мероприятий против раскола; особых мнений его по этому вопросу нет; в характере Феофана, напротив, было много чёрствого, жёсткого; недаром впоследствии, в целях самозащиты и мести, он, в ущерб и в поругание своему высокому священному сану, сделался членом и жестоким судьёй тайной канцелярии. Есть известие, что Феофан вёл с Семёном Денисовым богословскую переписку и словесы своими за Выговлян великим персонам возношаше; но это известие остаётся доселе не выясненным. Не выясненным остаётся известие о том, что выговцы с похвалой отзывались о Феофане; для объяснения этих известий нужно иметь в виду высокое положение Феофана и влияние Феофана при дворе как во время Петра, так и после, каковым положением выговцы думали воспользоваться для целей общины, в интересах безопасности. Хотя делами по расколу в Святейшем Синоде заведовала особая канцелярии под управлением Феофилакта Лопатинского, хотя изучение и звание последнего по части раскола было основательнее и документальнее, в сравнении с Феофаном, однако царь и в делах по расколу, как и в делах церковных, оказывал полнее неограниченное доверие и предпочтение к Феофану, как составителю «Регламента», находившемуся в самых близких отношениях к Петру, доходивших до дружества и даже фамильярности; мысли Петра Феофан проводил в Синоде, это факт, признаваемый всеми исследователями эпохи Петра Великого; факт этот подтверждается теми документами синодального архива, из которых видны инициатива, самостоятельность и властность действий Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

10. Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 6-й. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Павла Комельского (Обнорского). Служба свт. Григория, еп. Нисского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (Б). Примечание. Службы прп. Дометиана, еп. Мелитинского, и прп. Маркиана пресвитера могут быть перенесены на повечерие в Неделю вечера . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Феофана, Затворника Вышенского, в соединении со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (А) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 3, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 10 января, в службе свт. Григория Нисского, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре…» , «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. на стиховне утрени в службе свт. Григория Нисского, без стиховных припевов), и литийные стихиры святителя, глас 3-й . «Слава» – святителя, глас 8-й: «Днесь красуется...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, исполнити хотя…» (см. на стиховне утрени в службе свт. Григория Нисского). На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. на стиховне вечерни в службе свт. Григория Нисского). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-23/

В седмицу 34ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33й седмицы. Апостол и Евангелие – дня и святых (1 Кор., 151 зач.; Мф. от полу). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане…». В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), свт. Феофана, глас 1й – 4 (первая стихира – дважды), и свт. Григория, глас 5й – 3. «Слава» – свт. Феофана, глас 1й: «Отче Феофане богомудре…», «И ныне» – праздника, глас 4й: «Трепеташе рука Крестителева…» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория). «Слава» – свт. Феофана, глас 5й: «Преблаженне отче Феофане…», «И ныне» – праздника, глас 4й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. в службе свт. Григория). По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст . Отпуст: «Иже во Иордане…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1й (единожды), тропарь свт. Феофана, глас 8й (единожды). «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. Кафизмы 4я и 5я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3й: «Владыка днесь…» (см. в службе свт. Григория). По 2м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4й: «Богоявления время…» (см. в службе свт. Григория).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас тот же: «Преблаженне отче Феофане…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Примечание. Богородичен для седальнов святителя можно заимствовать из Минеи общей (см., напр., гл. 10, л. 59 об., в седальнах по полиелее), глас 8-й: «Небесную дверь и ковчег...». Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Минее общей, гл. 10, л. 59 об., в седальнах по полиелее): «Небесную дверь и ковчег...». По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен. Примечание. Богородичен для светильна святителя можно заимствовать из Минеи общей (см. гл. 10, л. 62 об.): «С Богом на Тя...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-29/

Во втором отрывке, который продолжает первый после пропуска из 18 строк, описывается домостроительное и промыслительное исполнение всей вселенной Божественной благодатью. При этом подчеркивается достаточность малой части благодати для достижения предельной полноты. Эта часть именуется «каплей», «росой» и «залогом». В конце фрагмента подчеркивается выражение «часть энергии», в то время как «Утешитель не делим». В 1-м Антирретике, излагая ту же самую мысль, свт. Григорий писал о том, что ангелы и люди обоживаются частью Божественной энергии — «но малой некоей частью и словно росой малой по сравнению с тем морем, согласно Златоусту богослову» 2. Начало 14-й гомилии из ряда гомилий свт. Иоанна Златоуста, в которых изъясняется Ин. 1, 16, фрагментарно цитировалось свт. Григорием Паламой в разных его сочинениях — «Феофане», «Диалоге православного с варлаамитом», «Письмах к Акиндину». «Ибо если то, к чему приобщаются, является сущностью и телом, оно и разделяется и не разделяется, намного более когда говорится об энергии, особенно энергии бесплотной сущности, [она в самом деле не претерпевает ничего такового — пропущено свт. Григорием ]» (Ε γρ νθα οσα στ τ μεταλαμβανμενον κα σμα, κα μερζεται, κα ο μερζεται, πολλ μλλον ταν περ νεργεας λγος , κα νεργεας τς ξ σωμτου οσας, οδν εκς τοιοτον παθεν Данное место было дословно воспроизведено в «Феофане» 21, где в предшествовавшей главе в виде краткого комментария-конспекта сформулирована его основная идея: «И часть энергии опять разделяется по Златоустому отцу» Скорее всего, имея в виду начало 14-й гомилии, свт. Григорий писал в «Письме к Акиндину»: «А то, что разделяются (μερζεσθαι) энергии, а не сущности, — утверждает отец Златоуст» Цитированный фрагмент сам по себе несколько невразумителен, поскольку свойства Божественной энергии сопоставляются здесь со свойствами тварной сущности, под которой понимается некое индивидуальное существо Тем не менее, свт. Иоанн использует выражение «энергия бесплотной сущности» и говорит именно о делимости энергии.

http://bogoslov.ru/article/514956

В приложении к кандидатскому сочинению архимандрита Георгия (Тертышникова) даны комментарии: «Иван Гаврилович Переверзев – родной племянник епископа Феофана – был законоучителем Тамбовской мужской гимназии. Жена его Анастасия Филипповна – дочь Тамбовского протоиерея Филиппа Марковича Доброва. Брат ее Александр Добров – известный в Тамбове врач. Епископ Феофан лечился гомеопатией. О своих болезнях он подробно писал Доброву, тот ставил диагноз, и епископ Феофан по гомеопатическому лечебнику сам определял для себя лекарства. Переверзевы сдавали три комнаты со столом семинаристам и гимназистам. Отношение к квартирантам было самое родственное. Анастасия Филипповна много рассказывала квартирантам о епископе Феофане. В 1859–1864 годах он был епископом в Тамбове. В эти годы Анастасия Филипповна часто бывала у него на «Архиерейских хуторах» и с восторгом вспоминала эти посещения. Она говорила, что в частной жизни епископ Феофан был совершенно светский человек, обаятельный собеседник, всем интересовался, любил природу и имел большие познания в естественных науках. У него был свой микроскоп и телескоп. Автор «Очерков по истории Тамбовского края» И. И. Дубасов учился в Тамбовской духовной семинарии при епископе Феофане. В своих воспоминаниях он говорил, что преосвященный Феофан «усердно посещал семинарию, особенно во время экзаменов, присутствовал на экзаменах долго и вел все дело сам, задавая вопросы и задачи... При этом ясно обнаруживалось, что он был весьма силен не только в излюбленных им богословских науках, но и в мирских» (Дубасов И. И. Памяти святителя Феофана. Тамбовские епархиальные ведомости. 1894. Октябрь. 43. С. 875–882). Во время прогулок в лесу и по лугам епископ Феофан беседовал с Анастасией Филипповной о растениях, а по вечерам при звездном небе вел беседы по астрономии. Беседы носили религиозный характер: собеседник чувствовал, что епископ Феофан всегда восторгался премудростью и благостью Творца природы. Обычным восклицанием епископа Феофана при всех случайностях и затруднениях в жизни, по словам Анастасии Филипповны, было «ах, искушение!».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010