Роман Катаев Скачать epub pdf 23 января – день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского , бывшего преподавателем и ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии. По свидетельству современников о. Феофан был «руководителем и отцом академических студентов и обращался с ними, как отец со своими детьми». При его ректорстве академию окончили И.Осинин, заслуженный профессор СПбДА; И.Нильский , расколовед, профессор СПбДА; И.Е.Троицкий , знаменитый церковный ученый, профессор СПбДА; митрофорный протоиерей А. Парвов, канонист, профессор СПбДА, председатель Учебного комитета; протоиерей Н. Верховский, духовный писатель; учился епископ Енисейский и Красноярский Акакий (Заклинский). 13 июня 1857 года на место знаменитого богослова и церковного историка, будущего митрополита Московского и Коломенского, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Винницкого Макария (Булгакова) был назначен настоятель посольской церкви в Константинополе архимандрит Феофан (Говоров). Георгий Васильевич Говоров родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Выпускник Ливенского духовного училища, Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, он был определен в 1841 году, по окончании академии, профессором Новгородской семинарии, а 1844 году переведен Санкт-Петербургскую академию бакалавром нравственного и пастырского богословия. По своей «религиозной склонности», как отмечает профессор И. Чистович , он в 1847 году отправляется в Иерусалим в Русскую Духовную Миссию. После прекращения действия миссии в 1855 году возвращается в академию бакалавром церковного законоведения, но опять ненадолго: через полгода его переводят ректором Петрозаводской духовной семинарии, а 21 мая 1856 года он назначается настоятелем посольской церкви в Константинополе. В новой должности ректора столичной академии архимандрит Феофан проявил себя человеком высоких духовных качеств. При ректоре Феофане студенты вздохнули после тяжелого режима ректора Макария – отметил составитель биографического словаря студентов академии А. Родосский .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Часть I. Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника Глава 1. Детство, учеба и первые шаги на учебно–воспитательском поприще Детские годы и учение в Ливенском духовном училище, Орловской семинарии и Киевской духовной академии Великий учитель русской Церкви святитель Феофан Затворник , в мире Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, был священником Владимирской церкви этого большого села. Всю жизнь он отличался истинным благочестием. Как выдающийся среди духовенства деятель, отец Василий скоро был замечен епархиальной властью и назначен на важную и ответственную должность благочинного. Находясь на этой должности в течение тридцати лет, он заслужил одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных 4 . Отец Василий был человеком прямого и открытого характера, добросердечный и гостеприимный, так что дом его посещали многие духовные и светские лица. Мать будущего святителя, Татьяна Ивановна, происходила из семьи священника. Она имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце, была сострадательна и всегда готова прийти на помощь всякому нуждающемуся. В семье отца Василия было три дочери и четыре сына. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. На седьмом году Георгия начинают учить грамоте. Один из жизнеописателей епископа Феофана Иван Крутиков (сын Анны Васильевны Говоровой) рассказывает, как это было. Отец Василий в присутствии родных отслужил молебен пророку Науму. Дал наставления отроку, как надо учиться, посадил его за стол с другими братьями, вручил азбуку, прочитал по ней несколько букв и заставил мальчика повторить. Впрочем, отец Василий только руководил обучением да прослушивал заданные уроки, а учила детей мать. О способностях отрока И. Н. Корсунский пишет: «Еще в детстве он (Георгий. – А. г.) обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, доискивающийся первопричины явлений, быстроту соображения, живую наблюдательность и другие качества, приводившие нередко в удивление окружающих. Еще более возвысился, дисциплинировался и укрепился ум его школьным образованием» с. 274–275].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

23 января — память святителя Феофана, затворника Вышенского 22 2007 р. 16:13 «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас» — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского. В приведенном выше кондаке святителю обращается внимание на то, что его имя — Феофан — происходит от греческого слова «теофания», то есть «Богоявление» — «Богоявлению тезоименитый». Интересно, что храм в келье святого был устроен в честь Богоявления, скончался он в день праздника Богоявления, да и образ Богоявления писал чаще, чем остальные иконы. Родился Феофан, в миру — Георгий Васильевич Говоров, 10/23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем — в Орловской семинарии, и, наконец, в Киевской духовной академии. В 1841 г. в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем были служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии, поездка в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в качестве настоятеля посольской церкви. Именно во время этих поездок по Востоку иеромонах Феофан основательно изучил аскетические творения Отцов Церкви, что очень пригодится ему впоследствии, как для собственного монашеского делания, так и для того, чтобы наставлять всех стремящихся к духовной жизни. 1-го июня 1859 г. состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовской епархии. Его служение на нашей земле продолжалось недолго, всего три года, но и за краткое это время святитель успел приобрести всеобщую глубокую любовь своей паствы. Кроме выдающихся человеческих качеств — таких, как необыкновенная кротость, редкая деликатность, заботливое внимание к нуждам и потребностям каждого человека, архипастыря отличал большой организаторский талант во всех сферах церковной жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204361...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Священномученик Филумен Святогробец Священномученик Филумен, в миру Софоклис Хасапис, родился на Кипре 15 октября 1913 года. Когда ему было 14 лет, он вместе со своим братом Александром стал насельником кипрского монастыря Ставровуни, по преданию, основанного святой царицей Еленой. Прожив в монастыре несколько лет, братья переехали на Святую землю в Иерусалим и поступили в греческую Святогробскую школу в Иерусалиме. Во Святом Городе киприоты приняли монашеский постриг с именами Филумен и Елпидиос. Однако вскоре их земные пути разошлись. Иеромонаха Елпидиуса пригласили в Александрйискую православную Церковь, а Филумен остался служить в юрисдикции Иерусалимского патриархата, и вся его оставшаяся жизнь была неразрывно связана со Святой Землей. В 1939 году он окончил семинарию и нес различные послушания в Иерусалимской Патриархии. Началась Вторая мировая война. В это непростое для всего мира время Филумен вел обычную монашескую жизнь. Несколько лет подвизался в долине Кедрон в лавре святого Саввы - удивительной обители, в которой по сей день нет электричества. В ноябре 1944 его рукоположили во иеромонаха. В течение более чем 30 лет он был настоятелем нескольких монастырей и храмов Святой Земли - в Яффе, Рамалле, иерусалиме. В том числе в монастыре Архангелов в Иересалиме , в котором в середине XIX века, при архимандрите Порфирии (Успенском) и иеромонахе Феофане (Говорове) располагалась первая Русская Миссия. Перед последним назначением архимандрит Филумен подвизался в монастыре на территории храма Гроба Господня в Иерусалиме, поэтому и был впоследствии назван Святогробцем. В мае 1979 года архимандрит Филумен был назначен игуменом монастыря при колодце Иакова городе Сихем в Самарии, который находился вблизи мусульманских и иудейских поселений, также претендовавших на это место. Спустя 30 лет после этого назначения Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III вспоминал в Первосвтительском слове, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.

http://pravicon.com/info-3664

Е.В. Тростникова О святителе Феофане Затворнике Мы не раз говорили о том, что притча по самой сути – дело устное, и уж во вторую очередь литературное, письменное. Но один из чудеснейших русских святых XIX века и один из ярчайших наших церковных писателей, святитель Феофан (Говоров, 1815–1894), недаром получил прозвание «Затворника Вышенского». Через 7 лет епископского служения, в 1866 году, он попросил увольнения на покой в Вышенскую пустынь Тамбовской (ныне Рязанской) епархии, чтобы отдаться своим ученым трудам, – как он писал митрополиту, «чтобы был и плод трудов, – не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». В 1872 году епископ-старец ушел в затвор: затворился в отдельном флигеле, прекратил всякие сношения с людьми (принимал только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника), перестал ходить в монастырский храм на богослужение (но в устроенной им келейной малой церкви служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет ежедневно). В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни архипастыря. В свободное от духовных подвигов время он занимался учено-литературными богословскими трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях, и таким образом нес служение старца. То, что другие старцы передают прежде всего устным словом, святитель Феофан передавал письменным – в книгах и в письмах, которых он писал от 20 до 40 в день. В одном из своих писем святитель говорит: «Писать – это служба Церкви нужная». Главной темой многочисленных произведений святителя является спасение во Христе. Одна из самых знаменитых его книг, которая заслуживает стать настольной для любого православного христианина, так и называется – «Путь ко спасению». И несколько иначе, в форме писем к духовной дочери, то же последовательное наставление в духовной жизни изложено в книге «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться». В этих живых, проникнутых любовью и мудростью письмах-наставлениях старец нередко прибегает к притчам. В другом известном творении святителя – «Мысли на каждый день года», мы также постоянно сталкиваемся с притчами. Читать далее Источник: Притчи православных старцев/Составитель Е.В. Тростникова. - Издательство Борисова, 2012. - 232 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pritch...

Однако первое место среди всех архивов святителя Феофана Затворника по объему, а главное, по значению содержащихся в нем материалов занимает личный фонд святителя, находящийся в Архиве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Во многом благодаря усилиям заместителя председателя Научно-редакционного совета, заместителя председателя Издательского Совета игумена Евфимия (Моисеева), а также игумена и братии Свято-Пантелеимонова монастыря, прежде всего духовника этой святой обители иеромонаха Макария (Макиенко) и главного библиотекаря Русика монаха Ермолая, Научно-редакционный совет обладает сегодня обширной и притом уникальной, можно сказать непревзойденной коллекцией рукописей святителя, которая постоянно пополняется новыми материалами. Второй по значению группой архивов, где обнаружен также, можно сказать, «личный фонд» святителя Феофана, стали архивохранилища города Киева, в первую очередь, Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского и Центральный государственный исторический архив Украины. В первом из этих архивов документы святителя Феофана были собраны в конце XIX — начале XX века благодаря неутомимой деятельности его почитателя и исследователя, профессора Киевской духовной академии протоиерея Иоанна Королькова. За отчетный период было организовано три командировки в эти архивы, в результате чего в Научно-редакционный совет передано 1604 листа откопированных писем святителя Феофана и к нему, его статей и дипломатических донесений, мемуаров и записок о святителе. Среди рукописных материалов, хранящихся в Киеве, — письма святителя Феофана к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву, переписка с полковником С.А. Первухиным, письма к Бурачкам (автографы и копии), письма к родственникам и духовным чадам, донесение настоятеля русской посольской церкви в Константинополе архимандрита Феофана архиепископу Иннокентию Херсонскому по греко-болгарскому вопросу, воспоминания о святителе Феофане и семье Говоровых его племянника Крутикова, аттестат воспитанника Орловской духовной семинарии Егора Говорова (будущего святителя Феофана) за 1837 год, учебные ведомости, ведомости о поведении и другие документы студента Киевской академии Егора Говорова.

http://patriarchia.ru/db/text/1841187.ht...

Владыка лично вел огромную переписку с духовенством, побуждая его расширять дело «воспитания и обучения в духе христианского благочестия и любви». Особенно много трудов положил он для воссоединения с православной церковью старообрядцев, которые даже в середине XIX века составляли заметную часть населения в Заонежье и на Каргополье. Блестящий полемист, архиепископ Аркадий стремился к тому, чтобы и простой священник мог показать всякому, кто противится учению Церкви, несостоятельность его взглядов. Деятельным помощником архипастыря зарекомендовал себя ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит св. Феофан (Говоров), занимавший этот пост в 1855–1856 годах. При нем в семинарии был открыт миссионерский класс. О. Феофан также собрал в ее библиотеке старопечатные книги, рукописи старообрядцев и другую литературу, необходимую для подготовки миссионеров 11 . При архимандрите Феофане в Олонецкой семинарии и начал учиться Павел Казанский. Семинария одной из беднейших епархий находилась тогда в очень стесненных условиях. Из-за отсутствия общежития воспитанники жили на квартирах, рассеянных по всему городу. И даже кафедральным собором в Петрозаводске служил тесный невзрачный храм, построенный еще за 30 лет до открытия епархии. Лишь 27 апреля 1860 года состоялось освящение места под постройку нового собора. Сам архиепископ Аркадий начал в тот день первым копать ров для фундамента, а вслед за ним «жители всех сословий, полов и возрастов дружно принялись за выемку земли» 12 . Одновременно с Павлом Казанским в семинарии учились его двоюродные братья Феодор и Владимир Игнатьевичи. Феодор Казанский (около 1838 – 27 июня 1889) 13 впоследствии священствовал, как и его отец, в Бадогском приходе Вытегорского уезда. Владимир (13 июля 1839 14 – ноябрь I860 15 ) умер еще семинаристом. Отпевали его в кафедральном соборе. Павел Казанский окончил курс семинарии по II разряду в 1861 году. В выпускном классе он составил «Объяснение Евангелия в Неделю Фомы». Лучшей оценкой сочинения может служить тот факт, что ректор семинарии архимандрит Виталий (Вертоградов; † 24 ноября 1866), определенный в 1864 году епископом в Томск, взял эту рукопись с собой 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый номер журнала увидел свет в июле 1861 г. Заботился Преосвященный Феофан и о народном образовании. В течение 1860–1863 гг. в епархии были открыты десятки церковно-приходских школ. Содержались они на средства жертвователей. Сам святитель «при всяком удобном случае приглашал к пожертвованиям на великое и богоугодное дело народного образования» 205 . Были разработаны «Правила относительно сельских приходско-церковных училищ», верховное наблюдение за которыми возлагалось на ректора духовной семинарии, а заведование ими стало обязанностью приходских священников. В «Правилах» предлагался один из способов содержания училищ: «Уговорить прихожан избрать из среды себя надежного попечителя училища, на котором и будет лежать удовлетворение с помощью прихожан всех материальных нужд училища» 206 . Дело народного образования не всегда встречало понимание среди крестьян. Благочинный Усманского благочиннического округа протоиерей Иоанн Спиридонов сообщал в своем отчете следующее: «Для распространения грамотности и религиозно-нравственного просвещения при всех церквах ведомства моего священниками заведены приходские школы. Но эта великая со стороны священников благу общему жертва не вызвала достодолжного сочувствия со стороны их прихожан. Они приняли это за явление более частное и несостоятельное» 207 . При святителе Феофане был учрежден крестный ход с чудотворной Вышенской иконой Божией Матери. Указ Святейшего Синода об этом последовал 4 июня 1862 г. В нем говорилось: «Его Преосвященство, Епископ Тамбовский и Шацкий Феофан, донося Святейшему Синоду о желании жителей г. Моршанска переносить с подобающей торжественностью Казанскую икону Божией Матери из Шацкой Вышенской пустыни в г. Моршанск, в память двукратного избавления их от свирепствовавшей в 1853 и 1859 гг. в г. Моршанске холеры, – ходатайствовал о разрешении учредить крестный ход с означенной иконою ежегодно к 15 числу июля месяца, с тем, чтобы пребывание ея в г. Моршанске, в Троицком соборном храме, продолжалось не менее месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Стоит отметить, что в обучении и воспитании, которое осуществлялось начальными духовными школами того времени, были как преимущества, так и недостатки. Однако мудрое отцовское решение и таланты преподавателей Ливенского училища сыграли положительную роль, и личность будущего святителя испытывала на себе главным образом влияние первых, а не последних. Благодаря сильным сторонам современной ему системы начального духовного образования, Георгий Говоров еще в отрочестве помимо знаний усвоил целостность мировоззрения, приобрел систематичность мышления и закалил свой характер. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. Душеполезное чтение.1897. Ч. 1. С. 50. Эта дата указывается в исследовании архимандрита Георгия (Тертышникова) «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника» ) «Светильник земли русской. Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника»//Богословские труды. М., 1990. С. 152. Письмо иерея П. Виноградова к Володковой Марии Антоновне от 19 ноября 1903 г.//АРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 42. Ед. хр. 4012. Л. 133. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. С. 50. Крутиков Николай. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 16 об. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. С. 51. Ср. также упоминание святителя Феофана о своем детстве из его позднего письма, в котором он увещевал вдову своего покойного друга Степана Онисимовича Бурачка, Ольгу Степановну Бурачок, возгревать в себе страх Божий: « Я не помню, прошлый раз писал я Вам, чтоб страх Божий возгреть. Если не писал, так вот рецепт: страх Божий. В школе, помню, до прихода учителя мы на головах ходили. Но как только учитель показывался, все по местам и ни гу-гу! То же сделает и страх Божий, когда появится в душе. Все там в струнку встанет » (Письмо епископа Феофана к Ольге Степановне Бурачок от 1 октября 1877 года//ИРЛИ. Ф. 34 (С. О. Бурачок). 481. Л. 7—8 об. (4 с. или 2 разворота). [Скопированы отчасти Бурачком (1991—1992) и сверены А.М. Гупало (9.10.1996)).

http://bogoslov.ru/article/5052886

В своих речах и особенно во вступительном своем слове, из текста: «на Моисеовом седалище седоша книжницы и фарисеи», он обидел память старой Петроградской академии, как бы зачеркнул все ее прошлое. Между тем, родная академия гордилась этим прошлым, в особенности эпохой Преосв. Макария (Булгакова) , славного ее ректора и выдающегося духовного писателя, богослова и церковного историка. А нужно при этом заметить, что большинство преподавателей Петроградской академии того времени были питомцами именно Макарьевского периода. «Новый ректор, – говорили тогда (мне пришлось слышать это впоследствии от других, так как при вступлении о. И. Л. Янышева в должность ректора я служил в Московской академии), – сам еще ничего не сделал, а между тем осмелился так отнестись ко многим славным, во всяком случае, именам, к историческим традициям академии и установившемуся укладу ее жизни. Посмотрим, что он сам даст академии». В частности, и относительно академической дисциплины взгляды нового ректора резко расходились со взглядами старейших представителей академической преподавательской корпорации. Для них идеалом в этом отношении были строгие Макарьевские времена. Они вздыхали о строгом Макарьевском режиме, расшатанном при преемниках Преосв. Макария – Феофане (Говорове), Нектарии (Надеждине), Иоанникии (Рудневе) и Иоанне (Соколове) , в период от 1857 до 1866 г., и мечтали об его восстановлении. Новый же ректор, сам воспитанник тех же Макарьевских времен, далеко не был их поклонником и являлся поборником совсем другого строя студенческой жизни, несравненно большей свободы. Были еще и некоторые другие обстоятельства, содействовавшие усилению недоразумений между новым ректором и академическими профессорами, но об этом будет сказано далее. Ближайший его помощник, инспектор академии архимандрит Хрисанф (Ретивцев) 312 , мало был способен к улаживанию означенных недоразумений, напротив, по своему характеру и положению, в каком очутился, был склонен содействовать их усилению. По-видимому, он был далеко не чужд ревности монаха, подчиненного лицу из белого духовенства, да и личный его характер располагал его к тому же.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010