Первое упоминание о мученике Панкратии на Востоке относится к началу IX века: в одном из своих посланий в связи со спорами вокруг иконопочитания цитату из Мученичества (греч. — historia martyriou) приводит Феодор Студит (1-ая четверть IX века). Современные и последующие (в хронологическом отношении) упоминания о святом как на Западе, так и на Востоке относятся к IX веку (Мартиролог Беды-Флора, Малый римский Мартирололог , каноны утрени Феофана Начертанного и Иосифа Песнописца ). При этом ни в одном из выше процитированных или упомянутых текстов Панкратий ни разу не называется епископом. И только в календаре из неаполитанской церкви во имя святого Иоанна Крестителя, датируемом IX веком, имеется определенное указание на него как на епископа . Впрочем, в каноне утрени, составленном в IX веке гимнографом Феофаном Начертанным, хотя и нет прямого наименования Панкратия епископом, однако через все сочинение проходит тема его пастырского служения . Что касается Жития святого мученика, то, судя по тексту канона, оно уже существовало на рубеже VIII-IX веков примерно в том виде, какой дошел до нас в разных версиях, незначительно отличающихся друг от друга. Как и в Житии, в нескольких местах Феофанова канона упоминается разрушение молитвой святого идольских храмов и возведение христианских церквей . В третьем тропаре третьей песни, втором тропаре четвертой песни и первом тропаре девятой песни богослужебного текста содержится указание на Панкратия как на ученика Петра и как на посланника первоверховного апостола в западные провинции империи. К этому нужно добавить еще восхваление многочисленных чудес, проповеднической деятельности святого и обращение многих ко Христу . Кроме того, в каноне, подобно Житию, мученик представлен в качестве истового иконопочитателя . Понятно, что почти все вышеприведенные подробности канона и Жития довольно сложно согласовать друг с другом. Ведь если допустить, что Панкратий и в самом деле был учеником апостола Петра, то есть жил в I веке нашей эры, то совершенно невероятными с исторической точки зрения выглядят его деяния по разрушению языческих святилищ и строительству церквей. (Как хорошо известно, первые христианские церкви появляются не ранее рубежа II-III веков ). Относительно же разрушения святилищ, то возможность для такого рода «священного вандализма» не по разуму рьяные христиане получают не ранее, чем на рубеже III-IV веков. Ну а об явном и ревностном иконопочитании святого Панкратия в Житии и говорить не приходится, так как это нужно расценивать в качестве наиболее вопиющего анахронизма, присутствующего в тексте.

http://bogoslov.ru/article/953691

Попрание апостольского есть уже дело пагубное; тогда как принятие в уважение не апостольского (непосредственно), но согласного во всем с апостольским и проникнутого духом его, никакого вреда причинить не может. Опасение законное одно, как бы не принять чего противного апостольскому. Но за этим блюдет сама Церковь , имея постоянным законом отвергать всякое предание, которое, являясь под именем апостольского, было бы противно апостольскому учению». «Апостолы, насаждая христианство на земле, не теорию преподавали, а жизнь заводили. Пришедши в какое-либо место, преподавали людям христианское учение, здравые о всем понятия, давали заповеди, какими добродетелями следует украшать свое сердце, заводили порядки жизни, как держать себя вовне, или определяли христианское поведение, пред лицем верующих и неверов, установляли, как следует Богу молиться в общем собрании и частно дома, как совершать таинства, как поддерживать принятое учение, и назначив лица, которые за всем этим наблюдали бы, а иное и исполняли, и освятив их, отходили в другое место. Христианская жизнь во всем своем объеме тотчас и начиналась. Так и в другом, и в третьем месте и во всех; так один апостол, так и другой, так и все. И во всех концах земли, куда только достигли красные ноги благовестников, водворялись христианские порядки жизни нравственно-религиозные, семейные, церковные, общественные, все в одном духе, и по одному чертежу, не на земле составленному, а начертанному на небеси, подобно чертежу скинии. Отсюда – какой Церковь вышла из рук апостольских и явилась во всем мире, такой она есть по воле и определению Самого Бога, и такой она должна быть, чтобы содевать спасение гибнущего человечества. Вот и видим повсюду, с первых времен, в церкви Божией мирян и освященные лица, диаконов, священников, епископов, на которых лежало проповедывать слово, освящать таинствами, благодать подающими, и руководить в жизни; видим установленные семь таинств и чины молитв и богослужений: вечерню, утреню и обедню; видим, что у христиан не все дни были равны, но иные отлагались исключительно на молитву и удовлетворение религиозных потребностей, и что не подряд было мясоястие, а были дни, и многие, в которые определено соблюдать строгое воздержание, и притом не одновременно, а на все времена; видим, что среди христиан во всех частных церквах были особые ревнители, которые все оставя и от всего отрекшись, посвящали себя исключительно на молитву и богомыслие, со строгим воздержанием и измождением плоти, в той неложной уверенности, что этим путем скорее искоренят в себе страсти, взойдут к чистоте и сподобятся ощутительного богообщения, всем христианам обетованного, силой и действием всеосвящающей благодати, которой и руководимы были в сем претрудном пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается 15 сент., но богослужебное последование в этот день описано лишь для памяти св. отцов VI Вселенского Собора, совершающейся в неделю по Крестовоздвижении ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 34). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в день памяти Н. (15 сент.) служба ему, состоящая из канона, цикла стихир-подобнов и седальна, соединяется со службой отдания праздника Крестовоздвижения, причем последняя имеет приоритет (см.: Пентковский. Типикон. С. 283). Такое же по составу богослужебное последование Н., но с дополнительным седальном содержится и в рукописных слав. Минеях студийской традиции: напр., ГИМ. Син. 159, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 8; также см.: Ягич. Служебные минеи. С. 0126-0136). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., 15 сент. совершается отдание праздника Крестовоздвижения, поэтому служба Н. соединяется со службой отдания; состав богослужебного последования Н. тот же: канон 4-го гласа авторства Феофана Начертанного, цикл стихир-подобнов того же гласа и седален (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 275-276). В афонской редакции Студийского устава - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. и в южноиталийской редакции - Мессинском Типиконе 1131 г. 15 сент. служба Н. соединяется со службой попразднства Крестовоздвижения (согласно этим Типиконам, отдание праздника Крестовоздвижения совершается 21 сент.); в Мессинском Типиконе богослужебное последование Н., уже известное по др. Типиконам, дополнено самогласной стихирой (см.: Arranz. Typicon. P. 26; также см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 234). В Иерусалимском уставе 15 сент. служба Н. также соединяется со службой попразднства Крестовоздвижения. В одной из древнейших редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.,- указываются отпустительный тропарь Н. Ο μρτυς σου Κριε (      ) и 3 самогласные стихиры; также Н. назначаются на литургии прокимен Пс 31. 11, Апостол - 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий Пс 91. 12, Евангелие - Мф 10. 16-22, причастен Пс 111. 6 ( Lossky. Typicon. P. 168-169). Такие же указания (но без одной самогласной стихиры Н. на стиховне утрени) даны 15 сент. в Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 42а - 42б) и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г., причем в последнем по 3-й песни Н. назначается кондак.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Скачать epub pdf 1 Приведем два примера таких исследований на материале православной гимнографии. Четырнадцать лет назад выдающийся русский филолог М. Ф. Мурьянов (1928–1995) опубликовал найденный им церковно-славянский текст Службы на обретение мощей священномученика Климента Римского , принадлежащий, как доказал Мурьянов, перу равноапостольного Кирилла, просветителя славян. См.: Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. С. 69–143. Подробнее о творчестве М. Ф. Мурьянова и библиографию его работ см.: Philologica. 1996. Vol. 3. 5/7. С. 47–50, 57–67. Примером исторического исследования может служить реконструкция жизненного пути преподобного Иосифа Песнописца, предпринятая протоиереем Владимиром Рыбаковым: Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280–306; Сб. 27. 1986. С. 81–106. 2 Хронология написания этих статей такова: «Преподобный Косьма Маиумский и его каноны» (1980), «Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве» (1981), «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца» (1981, 1984), «Святой Герман, патриарх Константинопольский, как гимнограф церковный» (1981), «Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии» (1982), «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви» (1983), «Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной» (1983), «Жизнь и творения преподобного Феофана Начертанного» (1984), «Труды русских песнотворцев в Киевский период» (1986), «Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев» (1987). Читать далее Источник: Церковные песнотворцы/Монахиня Игнатия. - Москва : Изд-во Моск. подворья Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 2005 (Ярославль : Ярославский полиграфкомбинат). - 463 с. - (Серия : Библиотека журнала " Альфа и Омега " ). ISBN 5-7789-0168-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. сообщается об общем каноне О. Г. и свт. Василию, его автором назван Феофан Начертанный. Единый канон из совр. богослужебных книг некогда, судя по всему, разделяется на 2 канона в соответствии с тематикой: 1-й канон О. Г. авторства Стефана (Савваита (?) - известны 2 Стефана Савваита: старший ( 794) и младший ( 807) - о проблеме идентификации см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 119) и 2-й канон свт. Василию авторства прп. Иоанна Дамаскина, хотя в древнейших редакциях Иерусалимского устава речь шла об общем каноне:                        . (см.: Миркович. Типикон. Л. 76а). Не вызывает сомнений, что в рукописях речь идет о том же каноне, к-рый помещен в совр. богослужебных книгах,- 2-го гласа, ирмос Δετε, λαο (    ). Канон О. Г. действительно имеет определенное сходство с др. канонами Иоанна Дамаскина, к тому же последний написал каноны для Рождества Христова и Богоявления, поэтому можно признать более вероятной атрибуцию тропарей канона, посвященных О. Г., палестинским гимнографам -Иоанну Дамаскину и (или) его родственнику и соратнику Стефану Савваиту. Указание на авторство Феофана в Евергетидском Типиконе можно объяснить тем, что ему, вероятно, принадлежит 2-й канон (или его часть), посвященный свт. Василию, к-рый он составил на те же ирмосы, что и канон О. Г. (не исключено, что было неск. редакций этого совмещенного канона О. Г. и свт. Василию). По рукописям известен еще один общий канон О. Г. и свт. Василию - авторства прп. Андрея, архиеп. Критского, без акростиха, 3-го гласа, ирмос: Θαυμαστς ν δξ (    ), нач.: Η Χριστο μεθορτος κα γενθλιος λαμπρ μρα (Христов попраздничный и рождения светлый день...) со 2-й песнью (Ταμεον. Σ. 141). Наряду с каноном к древнейшей гимнографии О. Г. относятся также 2 самогласные стихиры на «Господи, воззвах» (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 7); подобная стихира из цикла стихир на хвалитех (Там же. С. 24) и седален (Там же. С. 12). И в совр. Минее, и в рукописях эти тексты не имеют атрибуции, но велика вероятность, что они принадлежат кому-то из выдающихся церковных песнотворцев.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

С. 194, посл. абз. с переходом на С. 195 – Автор пишет, что у свт. Филофея (Коккина) в Гомилии на Успение есть описание «состояния Богородицы после того, как ангел принес Ей пальмовую ветвь от Древа жизни», как состояния исихастской практики умного делания. До него эту традицию начал Иоанн Геометр . С. 196, посл. абз. – Завершая подраздел, Д. И. Макаров подводит некий итог о свт. Филофее, что он «подчеркивал связь аскетики, опыта откровения и проистекающего из него реального познания Бога – в полном соответствии традициям предшествующей аскетики (Пс.Макария, свв. Диадоха , Исаака Сирина , Симеона Нового Богослова и др.)». Глава 12. Богородица как Вершина земной и небесной иерархий. Феофан Никейский и Пс.- Дионисий Ареопагит . С. 202, предпосл. абз. – Автор монографии здесь говорит о важнейшей части учения Пс. Дионисия Ареопагита – об учении о феофании, которое сильно повлияло на воззрения как свт. Филофея (Коккина), так и его ученика Феофана Никейского . По причине значимости, которую указывает автор, считаем важным привести эту мысль Пс.Дионисия полностью по тексту монографии: «всепремудрое же Богословие то видение, которое являло в себе как в запечатлении (ν μορφσει), начертанное Божественное подобие Неизобразимого, справедливо – оттого, что оно возводит (κ τς... ναγωγς) созерцающих к Божеству, – называет Богоявлением (θεοφνειαν), так как благодаря ему происходит божественное осияние (θεας λλμψεως) созерцающих, которые священным образом посвящаются (μυουμνων) в нечто из Божественного». Однако, в рассуждениях свт. Филофея «всегда подразумевается» под высшей целью «устремления очищенного ума» – «безобразное созерцание Света Господня, Света Фаворского» (строки 4–8). С. 204, строки 6–10 – Д. И. Макаров подводит итог данному подразделу: «началом Боговидения, о котором с опорой на Дионисия говорят св. Филофей Коккин и Феофан Никейский , является живой опыт жизни в Церкви, участия в церковных Таинствах». 12.7. Прочие имена: Богородица как Ангел и Архангел, Воевода, Епископ и Око премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Всё это определяет догматическую и литургическую сущность молитвословия, хотя иногда и отвергается начисто нашей богослужебной практикой. Каталог святых обычно пропускается, и текст молитвословия сокращается иногда настолько, что остаются только начальная и заключительная фразы. Можно привести факты, когда отход от указаний Устава не сокращает, а удлиняет продолжительность совершения богослужений. В практику, например, вошло пение молитвословий «Сподоби, Господи, в вечер сей», «Ныне отпущаеши» и стихов перед шестопсалмием «Слава в вышних Богу, и на земли мир» и «Господи, устне мои отверзеши». В последнем случае не только затягивается чтение шестопсалмия, но и вокальные прелюдии находятся в полном противоречии с намерением составителя исследования обеспечить психологическую сторону чтения шестопсалмия – «беседы души человеческой с Богом», как Церковь называет шестопсалмие, – достижение глубокой сосредоточенности молящихся при слушании чтения псалмов шестопсалмия. Пение, которое мы слышим перед псалмами, несет в себе некий элемент развлечения. Основа молитвенной сосредоточенности рушится, и восстановить ее не удается до самого конца чтения. Бесспорно, трудности уставного богослужения существуют, так как существующий Устав при его составлении предназначался для монастырей, а не для приходских храмов. Но при решении их нужно помнить, что православное богослужение оказывает большое воздействие на религиозное настроение молящихся, и именно в уставном служении особенно сильное. Православное богослужение привлекает молящихся словом. Преподобные Савва Освященный († 532) и Феодор Студит († 829) вместе с продолжателями начатого ими дела – составления Устава использовали богатства древней христианской литературы. Что может сравниться с канонами святителя Андрея, архиепископа Критского († 712), святителя Космы, епископа Маиумского († ок. 787), святителя Феофана, епископа Никейского († 850), создавшего «венец» в честь своего брата преподобного Феодора Начертанного, исповедника († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

22. Суббота. Ап. от 70-ти Кодрата (с 21 сентября) . Сщмч. Фоки, еп. Синопийского. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера, отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (службу зри 22 января) . Прп. Ионы Яшезерского . Службы ап. Кодрата (с 21 сентября) и сщмч. Фоки не имеют праздничного знака, совершаются вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я . На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 4-й – 3, и священномученика, глас 1-й – 3. «Слава» – священномученика, глас 4-й: «Измлада был еси...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Щитом веры...», 3-й – тот же, 4-й: «О земных всех...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Обрадованная, ходатайствуй...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Радуйся, двере Господня...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-10-05/

Клименту принадлежат каноны Пресвятой Богородице, великомученице Ирине, священномученикам Клименту Римскому и Мефодию Патарскому, мученикам Лонгину сотнику, Акиндину, Кодрату, Панхарию, святителям Николаю Мирликийскому, Проклу Константинопольскому и Евстафию Вифинскому, преподобным Мартиниану и Никите Медикийскому, каноны на смерть священника, на смерть монахини, молебный канон. В современных Минеях помещены составленные Климентом каноны пророку Божию Моисею, архистратигам Михаилу и Гавриилу, преподобному Иоанну Лествичнику, семи отрокам Эфесским, святым праотцам, канон Недели 4-й Великого поста, в основу содержания которого положена евангельская притча о богаче и Лазаре. Под пером святого Климента сложился гимнографический жанр канона, состоящего из 9-ти песен Святой Климент был исповедником иконопочитания во времена гонений иконоборцев на православных, поэтому почти во всяком его творении независимо от его основной темы упоминаются иконы, которые он обозначает кроме слова «икона» разными другими словами: типос, морфи, идос. Его каноны содержат больше реалий, исторических, географических, биографических, чем это обычно бывает в произведениях такого жанра. Под пером святого Климента сложился в основных чертах и обрел устойчивый вид гимнографический жанр канона, состоящего из 9-ти песен, с «феотокион» (тропарем, посвященным Божией Матери) в конце каждой песни. Правда, в канонах Климента, в отличие от окончательно выработанной формы этого жанра, 2-я песнь не опускается, что позже стало особенностью великопостных канонов. Помимо канонов святой Климент стал творцом песнопений, включенных в Постную Триодь: трипеснцев и стихир-подобных на будние дни Великого поста, а также стихир в Неделю о блудном сыне. Преподобная Кассия Песнописица В IX столетии церковная поэзия обогатилась творениями учеников и последователей Климента: Иосифа Песнописца, преподобноисповедника Феофана Начертанного и еще нескольких выдающихся гимнографов. Среди них самой яркой звездой сияет преподобная Кассия, которая по-другому в источниках именуется Кассианой и Икасией.

http://pravoslavie.ru/144078.html

Первое тысячелетие стало временем формирования и развития христианского богослужения. Начавшись с евхаристической трапезы, носившей импровизированный и спонтанный характер, христианское богослужение уже во – веках приобрело характер развернутого культового действа со своим ритуалом и своими литургическими текстами. Христианский литургический церемониал значительно обогатился в константиновскую и послеконстантиновскую эпоху, когда Церковь вышла из катакомб. В – веках на развитие богослужения на христианском Востоке оказала значительное влияние деятельность монахов-гимнографов, в том числе преподобных Андрея Критского (– века), Иоанна Дамаскина ( век), Космы Маиумского ( век), Феодора и Иосифа Студитов (– века), Феофана Начертанного ( век), Иосифа Песнописца ( век) 83 . Эти авторы, так же как и многие другие, чьи произведения вошли в богослужебные книги, но имена не сохранились для истории, были не только «профессиональными» поэтами-песнописцами, но и выдающимися богословами, сумевшими облечь богатство православной догматики в поэтические формы. Они обогатили богослужение многочисленными текстами, которые в Православной Церкви до сего дня составляют основу суточного, седмичного и годичного круга богослужения. В то же время на протяжении всего первого тысячелетия сохранялось центральное значение евхаристической Литургии как главного богослужения, вокруг которого выстраиваются все остальные, будь то утреня, вечерня, полунощница, повечерие, третий, шестой и девятый часы. В течение первого тысячелетия сформировался годичный круг церковных праздников. Главным из них с самого начала существования Христианской Церкви был и остается праздник Воскресения Христова, называемый также Пасхой в память о еврейском празднике, с которым по времени совпало распятие и воскресение Христа. Вторым по значению церковным праздником стало Рождество Христово, которое до века носило название Богоявления. После века праздник Богоявления был отождествлен с воспоминанием о крещении Христа в водах Иорданских и стал праздноваться отдельно от Рождества Христова. Помимо праздников, посвященных различным событиям из жизни Христа, в первом тысячелетии сформировались богородичные праздники, такие как Рождество Богородицы, Сретение, Благовещение, Успение. Ввиду постоянного увеличения числа святых многие дни церковного календаря стали посвящаться их памяти: к концу первого тысячелетия каждый день церковного календаря был посвящен памяти того или иного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010