Митрополит Гавриил, человек большого ума и образованности, строгий подвижник, великий милостивец, был самоотверженно предан православию и смело говорил всем правду. Постоянно опасаясь за ревность к Церкви опалы, он, отправляясь во дворец или в Синод, всегда клал несколько земных поклонов пред иконою и говорил: «Дай Бог, чтобы сегодняшний день так прошел». Когда о. Феофан предлагал ему улучшить скудную митрополичью трапезу, он говорил: «Надо привыкать; может быть, со временем, и этого не будет». Так и случилось. За несколько месяцев до смерти митрополит был уволен императором Павлом без пенсии. Митрополит Гавриил не вкушал пищи до 3 часов, в те дни когда служил; плакал, терзался, когда кого-нибудь считал обиженным собою; у него было положено по 50 руб. в день на милостыню, кроме того он раздавал 300 руб. в месяц в тюрьмах. Этою милостынею заведывал о. Феофан. Однажды митрополиту донесли, что келейник ежедневно устраивает для кого-то обеды. Оказалось, действительно, что о. Феофан устраивает трапезу для неимеющих дневного пропитания. С этой поры митрополит стал еще более доверять своему келейнику. Но не хозяйственные поручения составляли главную часть службы о. Феофана. Когда митрополит близко узнал его, он стал во многих делах спрашивать его совета, поручал ему секретные дела, в особенности же сделал его помощником своим в трудах по устроению и обновлению монастырей, большинство которых, после введения штатов, находилось тогда в самом печальном состоянии. Во-первых, они были лишены средств к существованию, так как обеспечение недвижимою собственностью, которая постепенно составилась у обителей из пожертвований разных лиц на помин души и по усердию, было отобрано Екатериною Второю в казну; во-вторых, настоятелями назначались ученые монахи, большею частью из Киевской академии, которые, проходя в то же время должности учебно-воспитательные, не имели времени заниматься монастырями, и, не получив сами иноческого воспитания, не могли иметь влияния на братию. Ревнуя о восстановлении падавшего монашества, служа сам примером иночества, издав в поучение иноков такой ценный памятник, как перевод на русский язык «Добротолюбия», митрополит искал духовных старцев, которые могли бы посвятить себя самоотверженно делу внешнего и внутреннего обновления обителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

В храме Святых Апостолов приготовили усыпальницу, и сын лег рядом со своим отцом Львом VI Мудрым, которому оставался преданным всю свою жизнь 421 . 391 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 54. C. 285. 394 «Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей». Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 14, 15. C. 274. 397 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 10, 11. C. 272, 273. 398 Соколов И.И. Лекции по истории Греко-восточной Церкви. От Торжества Православия до падения Константинополя в 1453 г. В 2 т. Т. 1. C. 279, 280. 401 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 40. C. 280, 281. 403 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 264, 265. 409 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 268, 269. 410 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 31, 32. C. 278. 411 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 288, 289. 414 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 41. C. 281. 415 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 298, 299. 416 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 44, 47. C. 282. 419 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 49. C. 283. 420 Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи. В 7 т. Т. 5. М., 2008. C. 364. 421 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 51, 52, 54. C. 284, 285. Читать далее Источник: История Византийских императоров : в 6-и том./А.М. Величко, Москва : Вече, 2015./Т. 4. От Василия I Македонянина до Михаила VI Стратиотика. - 480 с. ISBN 978-5-4444-2761-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ревнитель благочестия XIX века епископ Феофан Затворник . Харбин, 1938. Типография Св.-Троицкого монастыря. Джорданвилль, 1971, с.18). 12 Воспоминания Вышенского инока о Преосвященном Феофане. – Прибавление к Церковным ведомостям, 1894, март, с.328. 14 Воспоминания Вышенского инока о Преосвященном Феофане. – Тамбовские епархиальные ведомости, с.112. 15 КрутиковИ.А. Святитель Феофан, затворник и подвижник Вышенской пустыни. – Душеполезное чтение, 1898, ч. 3, с. 782. 19 Некоторое время духовником епископа Феофана был отец Иосиф, о чем сообщает сам Святитель в своих письмах. “Мой духовник о.Иосиф. Возьмите его. – Он старец сильной веры, но без всяких мудрований” (Собрание писем святителя Феофана, вып.8, с.222). 24 СоколовП., прот. Слово при погребении епископа Феофана. – В кн.: ХитровМ.И., прот. Указ. соч., с. 207. 39 “В алтаре, близ жертвенника, на стене можно видеть висящий мешочек, весь наполненный записочками к преосвященному с просьбами помянуть в своих молитвах у Престола Божия” (В келлии Затворника. – Душеполезное чтение, 1894, ч.1, с.700). 43 Крутиков И. А. Преосвященный Феофан, затворник и подвижник Вышенской пустыни. М., 1895, с.132. 45 Приготовление к затвору и затворническая жизнь Преосвященного Феофана – Душеполезное чтение, 1894, ч.2, с.538. 47 Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? 6-е изд. М., 1914, с.251–252. 48 Ян Прышмонт. Епископ Феофан – русский православный писатель по нравственному богословию. – Богословские труды. Варшава, 1978, с.211–229. На нем. яз. 50 Святитель Феофан “хорошо понимал математические науки и занимался естественными науками, потому основательно знал арифметику и географию и свободно чертил географические карты” (КрутиковИ. Указ. соч., с. 28). 52 Бронзов А., проф. Отзыв на кн.: СмирновП. А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана, Вышенского затворника. Шацк, 1905. – Странник, 1905, т.2, с.593. 53 Епископ Феофан. О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха. 1-е изд. М., 1887, с.50. 54 Тамбовские епархиальные ведомости, 1867, 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

239 . Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника. В память 100–летия со дня рождения святителя. Изд. 2–е. М., 1915. 240 . Смолич И. Русское монашество: возникновение, развитие и существо (988–1917). Вюрцбург, 1953 (нем. яз.). 241 . Соколов П., прот. Слово при погребении преосвященного епископа Феофана// Хитров М. И. Преосвященный Феофан Затворник Вышенской пустыни. С. 207. 242 . Сперанский А. И., свящ. Речь, произнесенная на торжественном собрании «Общества распространения религиозно–нравственного просв–щения в духе Православной Церкви» в память преосвященного Феофана//Прибавление к Церковным ведомостям. 1894. Февраль. 8. С. 255–260. 243 . Страхов Н. Христианское учение о браке и противники этого учения. Харьков, 1895. 244 . Титов Ф. И. Суждение преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, о греко–болгарском вопросе и состоянии Православной Церкви на Востоке//Труды Киевской Духовной академии. 1895. Май. С. 52–53,55. 245 . Он же. Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. Т. 1. Киев, 1895. С. 57. 246 . Титлов Б. Епископ Феофан//Русский библиографический словарь, издаваемый Русским историческим обществом. СПб., 1913. С. 386–394. 247 . Письма игумена Тихона, подвижника Вышенского//Душеполезное чтение. 1907. Январь. С. 20–22. 248 . «У Троицы» в академии 1814–1914 гг. Юбилейный сборник исторических материалов. Издание бывших выпускников МДА. М., 1914. 249 . Тышкевич С. Моралисты в России. Рим, 1951 (франц. яз.). 250 . Он же. Предисловие//Епископ Феофан. Путь ко спасению. Брюссель, 1962. 251 . Указ Святейшего Синода 826 о возведении архимандрита Феофана в сан епископа Тамбовского 15 мая 1859 г. ЦГИАЛ. Ф. 796. Оп. 1140. Ед. хр. 604. л. 29. 252 . Указ Святейшего Правительствующего Синода от 26 июля 1863 года. Об увольнении Иустина, епископа Владимирского, от управления епархиею и о перемещении на кафедру Владимирской епархии Феофана, епископа Тамбовского//Тамбовские епархиальные ведомости. 1863. 18. С. 176. 253 . Устав Общества православного братства при церкви Богоявления Господня в слободе Мстере Владимирской губернии Вязниковского уезда//Владимирские епархиальные ведомости. 1865. Январь. 3. Неоф. часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Основами его суждений по данным вопросам были поведания Слова Божия, твореня Св. Отцов Церкви, духовно-аскетическая литература й собственный духовно-жизненный опыт, т. е. по предметам, источникам и целям своей литературной деятельности Епископ Феофан и Епископ Игнатий друг другу сопутствуют. 806 Собрание писем Святителя Феофана. М. 1898 года, изд. Афонского русского Пантелеймонова монастыря, вып. I, стр. 222. 808 «Сон о Преосвященном Игнатии–мудреный. Что Преосвященный угодил Богу,–в этом нет сомнения» (Собр. писем святителя Феофана, вын. II, стр. 54). Делая возражения против учения Игнатия Брянчанинова о природе души и ангела, Преосвященный Феофан остается в неизменно глубоком уважении к Святителю Игнатию. «Долгом считаю предъявит, что, восставая против показанных статей, я не касаюсь лица автора, которого глубоко уважаю, и буду вести реч с одним его учением», пишет он в своей критике («Домашняя беседа», 1869 г., стр. 6). Приведенные слова Преосвященного Феофана в отдельном издании опущены (Проф.– протоиерей И. Н. Корольков, цитиров. статья, «Труды Императорской Кевской дух. Академии» за 1915 г-, январь, стр. 149). 809 Письма Святителя Феофана, вып. II, стр. 4., письмо. 205, от 28 окт. 1869 г. В письме под 298 (стр. 156) Епископ Феофан говорит: «Обратите внимание на «Душа и тело... это духовный револьвер, игрушечка... что ни страница, то выстрел. Можете поупражняться в стрелянии и навыкнуть стрелять». 810 Въ этом отношении заслуживают внимания письма под 106 и 185 (Письма Свят. Феофана, вып. I, стр. 97–100; вып. II, стр. 203 –213). 814 Напр. в таком смысле рассматривается весьма сильное свидетельство св. Афанасия Великого по вопросу о духах. В писаниях св. Афанасия, говорит Епископ Феофан, о естестве ангелов почти ничего не говорится. В жизнеописании св. Антония говорится, «что удивительного, если они пользуясь тончайшими паче человеческого телами и увидев вступивших в путь, предваряют их в шествии и возвещают о них». Употребленное здесь слово–пользуясь–дает нам право видеть у св. Афанасия ту мысль, что демоны не суть тело и не носят тела, а только временно пользуются им, когда нужно. Но если понять и так, что они постоянно пользуются сим тончайшим телом,–все таки надобно отличать пользующегося от того, чем он пользуется,–и, следовательно, все таки у св. Афанасия та мысль, что падшие ангелы суть духи, лишь облеченные тончайшими телами. А если падшие духи таковы, то таковы же и непадшие, ибо падшие не переменили естества. Как ни понимайте это место, оно все таки против нового учения (Там же, стр. 72–73). Употребляющееся у св. Мефодия выражение: «души суть тела разумные» представляются понятиями несочетаемыми и противоречивыми; противоречие устраняется лишь при условии понимания тела в смысле субстанции (стр.96).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Тамбов, 1904. Кротков А. «Святитель Феофан затворник и нравоучит., изречения из его творений». М. 1899. Хитров прот. «Преосв. Феофан затворник Вышенский ». м. 1905. Хитров М. «Житие Преосв. Феофана затворника Вышенского ». м. 1905. Дмитриевский A.A. «Епископ Порфирий Успенский (по поводу 100– летия со дня рождения). СПБ, 1906, стр.54, 56. Мальцев Н. «Психология нравственного влияния одной личности на другую». Опыт православно-христианского решения вопроса на основании морально-психологических данных в произведениях епископа Феофана и Ф.М. Достоевского». Казань, 1902. «Прав.Собес.» 1908, апрель, стр.118–130. Ключарев А. «Преосвященный Феофан затворник и его пастырская деятельность». «Прав.Собесед.» 1904, сент.-окт., нояб. -«- 1905, июль-авг. -»- 1910, май. Корольков И. Н. прот. «Суждения епископа Феофана о переводе Священного Писания на русский язык». ТКДА 1915, сент., стр.142. Корольков И. Н. «Преосвященный Феофан бывш. епископ Владимирский прот. и полковник С.А.Первухин в их взаимнойпереписке». Киев, 1915· Бобров А. прот. «Мудрые советы ищущим спасения по письмам преосвященного Феофана из Вышенского затвора». Сергиев Посад, 1913. Бровкович Никанор архиепископ. «Минувшая жизнь» т.1. Одесса, 1913, стр.27. Кедров Д. «Пути Промысла Божия в событиях недавнего прошлого». Изд.2-е, стр.85–86. Чт. в Общ. Люб.Дух. Просв. 1894, X, стр.739–740. Шабатин И.Н. проф. (Никита Волнянский) «Епископ Феофан (Говоров) затворник и его духовное наследие». «ЖМП» 1948, 5, стр.43–55. «Воспоминания Вышенского инока». «Тамб. Еп.Вед.» 1894, 4–6. -«- 1895, 39. -»- 1897, 43. «Приб. к «ЦВ» 1894, 10, стр.328–337. «Воспоминания А.Г Говорова о Феофане (Говорове), епископе Владимирском». «Душеп.Чт.» 1894, 3–8, II. Михайлов П. «Изображение нравственно-христианской жизни по сочинениям Преосвященного Феофана затворника ». (Кандидатское сочинение). Указ. на лит. см. «Прав.Собес.» 1897, янв., стр.19 (отчет). Соколовский А. «Епископ Феофан, как толковник Св.Ап.Павла». (Кандидатское сочинение). Указ. на лит. см. «Прав.Собес.» 1897, дек., стр.18 (отчет).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сия вера отеческая Архиепископ Феофан (Быстров). Сия вера отеческая/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 285 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая». В книгу вошли избранные проповеди и наставления духовным чадам архиепископа Феофана (Быстрова; 1873-1940) - одного из главных идеологов Русской Православной Церкви Заграницей. Приводим предисловие из книги: Предисловие Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Такую эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике высокопреосвященного Феофана, архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1973 году, но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей апостольскому и отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту святого Православия против ересей, — тем святым отцам, которых Святая Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем не созвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего отступления, владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество вскоре по окончании им курса Санкт-Петербургской Духовной академии, в 1898 году, как раз через два года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины.

http://pravoslavie.ru/6070.html

В.Г. Добронравов Предисловие Память о строителе иеромонахе Клеоне сохраняется и чтится в Введенской пустыни до настоящего времени. Богомольцы, посещающие пустынную обитель, считают всегда своим долгом помолиться у его могилы, отслужить, по нем панихиду. У надгробного камня почившего строителя всегда теплится лампада, и нередко возжигаются благочестивыми чтителями свечи. Нам приходилось наблюдать, с каким живым любопытством богомольцы расспрашивают о жизни и деяниях старца Клеопа и с каким глубоким и благоговейным вниманием выслушивают сообщаемое им иногда довольно скудные сведенья. Посему издание возможно полного жизнеописания иеромонаха Клеопы является насущной потребностью для обители, которой управлял в течение нескольких лет, особенно в виду приближающегося двухсотлетия ее существования. Первоисточником сведений об иеромонахе, Клеопе служат „Записки о. Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря», бывшего келейника Митрополита С.-Петербургского Гавриила. О. Феофан (в мире Феодор Соколов) в 1774–75 г. поступил из Санаксарской пустыни послушником в Введенскую Островскую пустынь, когда строителем ее был иеромонах Клеопа, и оставался здесь до 1777 года. Таким образом, о. Феофан в течении двух слишком лет жил под руководством старца Клеопы и имел возможность хорошо познакомиться с ним. Свои воспоминания о Клеопе и характеристику его о. Феофан внес в свои „Записки, в которых он описывает свою жизнь 1 . Сведение о. Феофана, как современника Клеопы и свидетеля-очевидца, имеют, конечно, весьма важное значение, но это значение их ценно главным образом для характеристики нравственного настроения о. Клеопы, для характеристики его, как инока-подвижника. Что же касается фактических подробностей жизни о. Клеопы, то в сведениях о. Феофана есть значительные пробелы и неточности. Покойный профессор Московской Духовной Академии Н. И. Субботин в своей статье „Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова-Новоезерского монастыря " 2 , излагая биографию Феофана, обработал и его сведение об иеромонахе Клеопе, но не привнес в них ничего нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 Преосвященный епископ Феофан – магистр Богословия, окончил курс в Киевской Духовной Академии в 1841 г. 1-го июня 1859 г. хиротонисан в епископа Тамбовского и Шацкого. С 22 июля 1863 года по 17 июня 1866 года состоял епископом Владимирским и Суздальским, когда, согласно прошению, уволен в Вышенскую пустынь, Тамбовской епархии, где 6-го января 1894 года и скончался. 2 Казанский храм Вышенской пустыни, где совершено погребение почившего архипастыря может вместить в себе до 6000 человек и он был полон молящихся. 3 Разумеется Преосвященнейший Иероним – тогда епископ Тамбовский и Шацкий, а ныне архиепископ Литовский и Виленский, по благословению коего и сказана эта речь после пения «со святыми упокой». 4 В погребении почившего святителя участвовали в общем числе более 50 священно-иереев, в рядах коих были: о. Архимандрит Аркадий, настоятель Вышенской обители; о. Ректор Тамбовской Духовной Семинарии, протоиерей Павел Ильич Соколов; о. Ключарь Тамбовского Кафедрального Собора, протоиерей Μ.Г.Озеров; о. духовник преосв. Феофана, иеромонах Амвросий и священники-депутаты от Московской Духовной Академии. 5 Автор речи этой был тогда воспитанником Владимирской Духовной Семинарии. Было 1-е сентября 1863 г. 6 Слово при вступлении на Владимирскую паству: Владимирские Епархиальные Ведомости. 1865 год, 1-й ч. неофиц. 8 Инструкция Преосвященнейшего Феофана, епископа Владимирского и Суздальского для проповедания слова Божия от 27 нояб. 1864 г.: Влад. Епарх. Вед. 1865 г. 1-й § 19-й. 15 Преосвященнейший Феофан каждую проповедь предварительно произнесения писал на почтовой бумаге большого формата; влагал в папку, покрытую темно-малиновым бархатом с крестом на лицевой стороне; произносил без омофора и митры, не отрывая глаз от тетради. 16 Автор этой речи определен во священника Преосвященнейшим епископом Феофаном в 1866 г. к Ризположенской церкви, что на Золотых воротах в г. Владимире, «на место отца, служившего на сих воротах», как изображено в резолюции Преосвященнейшего Владыки Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Скворцов. Патр. Адриан. Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII в. (1913) (также в: Прав. соб. 1912–1913). В предисловии к новому изданию «Православного исповедания» Петра Могилы Адриан писал, что иностранцы, подобно «волкам в овечьей шкуре», проникли на Русь. Соколов. Отношение протестантизма к России в XVII в. С. 139. Уже известный нам монах Евфимий (противник Медведева), принадлежавший к самому тесному окружению Адриана, писал ему, что лютеране и кальвинисты ведут пропаганду против православной Церкви. «Врагов у Церкви много, а защитников не видно»,— такими словами заканчивает Евфимий свое послание. Описание. 3. 2. 310. С. 496. В нашу задачу не входит подробная характеристика Духовного регламента. Хотим только подчеркнуть принципиальный момент. Когда Духовный регламент стал законом, Русская Церковь как поместная Церковь стала частью Русского государства, а Св. Синод государственным, но не церковным учреждением. Лишь в учении и богослужении Русская Церковь сохранила единство с Вселенскими Восточными Церквами. Для Русской Церкви важно было не то, что Петр Великий заменил патриархат коллегиальным управлением, а то, что возникла совершенно новая система отношений между государством и Церковью: «Русская Церковь» превратилась в «Православную Церковь в России», то есть поставлена была под контроль государства и стала управляться на основе государственного законодательства. Ср.: Темниковский Е. Один из источников Духовного регламента, в: Сборник Харьков. ист.-филолог. общ. 18 (1909). С. 5; он же. Положение Императора Всероссийского в Русской Православной Церкви в связи с общим учением о церковной власти (1909). С. 15; а также упомянутую выше работу П. Верховского и мою статью в: Kyrios. 5 (1940/41). S. 66 и след. Ср.: Stupperich. Op. cit. Гл. 2. Об этом сочинении Феофана см.: Гурвич Д. «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники (1915). О Феофане см. также: Самарин Ю. Стефан Яворский и Феофан Прокопович, в: Собр. соч. 5 (1880) (1-е изд. 1844 — с купюрами, ибо цензура тогда не пропустила некоторых мест); Карташов А. К вопросу о православии Феофана Прокоповича, в: Сборник в честь Д. Ф. Кобеко (1913); Koch H. Die russische Orthodoxie im Petrinischen Zeitalter (1929); Флоровский Г. Пути русского богословия (1937). Особенно с. 89 и след. До сих пор сохранила свою ценность старая работа: Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом (1862); по биографии Феофана: Чистович И. Феофан Прокопович и его время (1868) и Титлинов Б. Феофан Прокопович, в: РБС.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010