Изменение имени в Библии всегда предшествует какой-то особой миссии. Связь между именем и персональной идентичностью была гораздо более крепкой в древних культурах, чем в наше время. И сегодня ещё в некоторых обществах Азии, Африки и Океании личное имя зависит от среды, часто кратко описывает семейную ситуацию, а также особую роль, какую носитель имени призван исполнять. Имя Иисус – теофорное, содержит в себе как составляющую имя Божие, hvhy. В русском переводе нет разницы между написанием имени «Иисус» в приложении к Иисусу Навину и написанием имени Иисуса Христа, в то время как в европейских языках эта разница сохраняется. К примеру, в английском сын Навин – Joshua, а Христос – Jesus; в итальянском сын Навин – Giosuè, Христос – Gesù. Большинство исследователей находят, что в еврейском языке имя yehôšû‘a является древней формой имени уšû‘а. В том и другом случае это имя содержит в себе тетраграмму hvhy, которая является именем Божиим. В теофорных именах тетраграмма представлена в сокращенном виде. Если она стоит в начале теофорного имени, то сокращается до форм vhy, vy, vh и даже y 14 . В многотомной Еврейской Энциклопедии, изданной в начале XX века в Санкт-Петербурге, мы читаем: «Ioшya (Ieroшya), ivwvhy, обыкновенно iwvhy, соответствует ivwy, от которого более краткая форма iwvh… В Септуагинте " Ihsoàj... у Бен-Сиры (41:6) соответствует ivwy – имени, весьма распространенном после изгнания» 15 . Следует сказать несколько слов о тетраграмме. После магистерской диссертации архимандрита (в последствие – архиепископа) Феофана (Быстрова) , посвященной исследованию тетраграммы и увидевшей свет почти сто лет тому назад 16 , кажется бесспорным, что только тетраграмма является именем Божиим в собственном смысле, Его собственным именем. Другие «имена», прилагавшиеся к Богу в Ветхом Завете – Элогим, Эль, Адонай, Шаддай, Цебаот, Гиббор и другие – не являются Его собственными именами, а лишь антропоморфными (и потому не представляющими особого труда при переводе на греческий и другие языки) обозначениями Бога человеком. Всевышний, Всемогущий, Всесильный, Творец, Господин, Царь, Воевода, Отец – так нарекали люди Того, Кто являлся им, Кому они служили. «До торжественного провозглашения тетраграммы как собственного (курсив мой. – Арс.) для Ветхого Завета имени Божия у евреев были в употреблении имена la и ,yhla…» 17 . Но однажды Он Сам Себя назвал: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (hyha rwa hyha)» ( Исх. 3:14 ) 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Обитель считать надобно домом Божией Матери; всех сестер – святыми, одну себя грешною. Эта мысль одна быть в вас долженствует. Если же мысль противная придет надобно воображать, как живут на небесах: там зависти, подозрения, или чего сему подобного – нет! – Там нет никаких противностей, никакого противоречия; там все повинуются манию Создателя! Настоятельницу надобно почитать. Которые почитают ее, тех сердца касается благодать Божия; а которые пренебрегают этой обязанностью; от тех благодать Божия отступает, и враг берет таковых во власть свою. Пренебрежение значит гордость, а гордым Бог противится. Ежели хотите в обители жить, как должно: то надобно соблюдать скромность, благопристойность, почтение к старшим. Кто с разумом живет, тому многое будет воздаяние. Вот у нас в России и игуменьи есть Святые например, две Евфросинии: Суздальская и Полоцкая. – А кто не исполняет Его волю, – какое прещение, какая казнь того ожидают? Угодить Господу Богу легко и удобно: слушай начальницу и исполняй всякое послушание с усердием. Сын Божий образ нам дал: Сам послушлив был, даже до смерти. Ни в чем к себе снисходительною быть не должно, ни в чем себе не надобно верить. Если какая-нибудь мысль начнет вас беспокоить, смущать, скажите ей: не верю тебе окаянной, не верю: анафема тебе и лживому мудрованию твоему. Не теряйте времени в празднословии и не принимайте мыслей, противных образу жизни монашеской, а ежели приняли, то тут же сознайтесь: Господи! согрешила, – прости! За укорение не сетуйте, а будьте благодарны, что вас предостерегают; а если и побранят, – не сердитесь. Зачем терять время в неудовольствиях? Вместо того, чтобы время посвящать Богу, мы посвящаем его своим страстям. После будем сожалеть, – но потерянного времени не возвратим. Благодать Божия печется об нас, а мы пребываем как пни нечувствительные; враг ослепляет нас и делает подручными себе, и мы непрестанно грехи ко грехам прибавляем и тем прогневляем Всещедрого Отца нашего, столь много возлюбившего нас. Должно всегда просить Господа Бога, чтобы Он просветил наши очи телесные и душевныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

Востав поутру, не принимайте ни каких помыслов, а первое сотворите молитву к Богу, потом к Пресвятой Богородице, – читайте, что в ум придет, и ничем еще не занимаясь соберите в уме своем грехи свои, да с ними и повергнитесь пред иконою Христа Спаса нашего с умиленною душею, моля Его, чтоб сохранил вас от падения; просите также и Пресвятую Богородицу, чтоб и Она защитила вас от врага и покрыла вас честным Своим покровом; содеянные вами грехи представляя, просите Пресвятую Богородицу, чтобы Она испросила вам прощение и отпущение оных у Сына Своего Христа Бога нашего. Без молитвы никуда из кельи вашей не выходите; прежде чем выйдете прочитайте: «Богородице Дево радуйся:» «Достойно есть:» с умиленным чувством, с поклонением; и за водою в коридор не молясь не выходите: также и на ночь прочтите трижды: «Богородице Дево и Достойно есть» и спите спокойно. Немощи наши требуют успокоения: сон во упокоении немощи моея или трудов многотрудные плоти. Как нет никаких помыслов, то есть, не допустить их, то умилительные молитвы приходят в память сами собою. Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте; на каждый свой вздох, что вздохнули, то в уме и вообразите молитву к Ней. Иногда повторяйте Архангельское благовестие, а иногда милости Ее просите, чтобы Она умилостивила к вам Сына Своего, предстала бы вам в помощь в час смертный. Во время душевных волнений ив смущений ваших читайте краткие молитвы: Господи помилуй! Сыне Божий, помилуй мя грешную! Пресвятая Богородице, помози ми! Не остави мене! Умоли Сына Твоего о мне грешной! Во время скорби, вместо ропоту и дерзкого обвинения других, молитесь и сознавайтесь, что за грехи ваши достойно страждете. Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: мне велено молиться, хотя и не хочется! Все силы употребляйте молиться насильно; не поддавайтесь врагу, потому что враг препятствует молитве; он ничего так не боится, как крестного знамения и молитвы. Если вы противитесь ему, – это значит борьба – и борьба Богу приятная.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

Письмо ваше с просфорою, с Отцом Диаконом посланное, я получил; получил же и пред сим присланное ваше письмо, но не ответствовал потому что скоро мне должно быть в вашей обители. Но как, Ваше Преподобие, скучаете от нахождения неприятных мыслей, которые отвлекают вас от любви Божией и детской приверженности в Нему; то сим на письма ваши отвечаю. Хотя вас мысли отвлекают от полезного делания для спасения и угождения Господу, но не скучайте пребывать в полезном делании, то есть, в памяти Божией, и почаще повторяйте: что ты делаешь? Где ты живешь? В земном небе, и что помышляешь? Угодно ли Господу твое душевное жертвоприношение? Се удаляющиеся от Господа погибнут ( Пс. 72:27 ); потом говорите себе: обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения ( Пс. 114:6, 7 ). Итак понемножку когда себя увещевайте, когда пожурите. Не удивительно, что мысли бесполезные вас беспокоят, потому что они вход имели в душу вашу свободный, и по прежней привычке вас посещают. А вы положите начало сих гостей не принимать: ежели будут усиливаться, просите Господа со слезами, чтоб Он Божественною Своею силою подал вам силы на прогнание сих мысленных татей, которые расхищают душевное ваше сокровище. Не отчаивайтесь в милости Божией, не унывайте, не смущайтесь, говоря с Пророком и Царем Давидом: вскую прискорбна еси душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой ( Пс. 41:6 ). Должно главное иметь намерение, чтобы Господа Бога Предвечного и всех тварей Творца всесовершеннейшего, имеющего престол небо и подножие землю, вездесущего, и вся исполняющего с крайним благоговением хвалить, славословить и благодарить за неизреченные и неизчетные Его к нам милости. Господь Бог по неведомым Своим судьбам привел вас в Святую обитель на служение Себе, и вы Ему себя поручили, и имя ваше написано на небесах. Сколь Он к вам и ко всем нам грешным милосерд! По маловременной жизни обещал жизнь вечную, но гдеж? Во Царствии Своем небесном, где водворяются все небесные и бесплотные Силы, Херувимы и Серафимы прославляющие Господа. Все Святые и ныне насыщаются видением Лица Божия, доброты неизреченные, угодившие Господу. Мы смотря на все видимые творения, и ничего совершенно не постигаем; но в будущей жизни увидим по слову Павлову: их же око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже у готова Бог любящим Его. Не много нам здесь пожить, не много потрудиться; Господь не многого от нас требует; пречистыми Своими устами сказал Он: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Желая вам онаго, пребуду усердный ваш доброжелатель, Архимандрит Феофан. Матери Игумении и прочим Божие благословение да будет, и от меня нижайший поклон.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

Итак советую вам не полезное сие предприятие оставить; а я на 18 число хотел приехать и постричь вас. Что ж вы печетесь о племяннице? Бог знает, и без вашего старания, что ей полезно, и приведет ее в служение сие. От Бога вся возможна. Ты о себе имей попечение, чтоб враг не порадовался и не поругался над тобою. Должно учиться познавать сети вражии и его вредные предлоги и искушения. Он и Христа Сына Божия искушал; но Христос Сын Божий от Писания ему ответствовал: не искусиши Господа Бога твоего ( Мф. 4:7 ). Так и нам должно последовать учению Христа Спасителя нашего. Нужно тебе видеться с М... П... а враг предлагает все способы. Ты противу того скажи: увижусь после, ежели Господь благоволит; я предала себя Господу, и без Его благоволения не могу сего исполнить. Враг будет предлагать тебе, что неотменно надобно в Москву ехать для племянницы больной, Е.., а ежели не приедешь, то она умрет в мирской жизни. А ты напротиву того скажи: Господь приведет ее и без меня, ежели Ему угодно, послужить Ему, а ежели умрет, то намерение ее приимет и вчинит ее в число праведных, – чего она желала. Итак должно со всех сторон нападающего врага побеждать: несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф. 6:12 ). Горняя мудрствуйте, а не земная; умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе ( Кол. 3:2, 3 ). Итак советую вам предприятие сие оставить, яко неугодное Богу. И не дайте порадоваться врагу. Вам кажется, что вы не можете перенести столь неприятную остановку. Ты поручила себя Господу; к Нему прибегни и помолись: Господи Боже мой! помози мне тяжкое сие искушение перенести. И Господь поможет тебе. А в Москву отпиши: хотя бы я и хотела приехать в Москву и вас видеть, но ныне никак невозможно. Итак, желая вам спокойствия душевного, пребуду Вашего Преподобия усердный вам доброжелатель Архимандрит Феофан. 1824 года, Сентября 14-го. Препочтеннейшая мать Игумения! Радуйтеся о Господи с сестрами вашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

810 А сила и решительность возражений Епископа Феофана против «Слова о смерти» и «Прибавлений» к нему, в значительной мере, на наш взгляд, объясняется весьма основательными предположениями критика о возможных вредных выводах и дальнейших умствованиях мало опытных в богословствовании людей в приложении к пониманию существа Божия. С этой точки зрения утверждения автора «Слова о смерти» и «Прибавлений» к нему представляются Епископу Феофану опасными, потому что если слово «дух» одинаково, и даже в одном и том же месте прилагается и к Богу и к Ангелам и к душам, то, когда в отношении к сим последним дается ему значение только тонкотелесности невидимой, – мысль неопытная удобно может перенести такое значение и на Божеское естество. Чтобы не впасть в такое опасное заключение, новое учение не дает никакого руководства, не указывает никакого критерия для различения значения слова «дух» при употреблении его в отношении к Богу, и в отношении к душам и Ангелам. 811 Если к существу Ангелов и духов заключат из являемости их в вещественных образах, то, справедливо замечает критик, необходимо будет заключить, что и Бог – тело, ибо и Бог являлся телесно. 812 Помимо же этих, естественно возможных последствий, тонко-вещественного понимания природы духовного мира, Преосвященный Феофан находит беспрепятственным принятие тонко-вещественной оболочки духов. Было и есть, говорит он, два мнения об образе бытия души и Ангелов: одни думали и думают, что души и Ангелы суть духовные существа, облеченные тонкой вещественной оболочкой; другие полагали и полагают, что души и Ангелы суть чистые духи, не имеющие никакой оболочки. По первому мнению, – в составе человека, духовное существо посредствуется в союз с этим грубым телом, телом тонким, эфирным, – и то, что выходит из тела по смерти человека, будет дух, облеченный эфирной, или вообще вещественной тонкой оболочкой; равно и Ангел, являющийся или сам в себе сущий в своей области, тоже будет дух; облеченный подобной же оболочкой. Это образ представления бытия души и Ангелов самый удобный для понятия, совершенно мирящийся со всеми сказаниями о явлениях Ангелов и душ, и легко решающий все, относящиеся сюда вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Если бы критиком взглядов Игнатия Брянчанинова был писатель светский, в духовно-христианской жизни не утверждённый и опытно её не познавший, мы, конечно, могли бы всецело возложить на него ответственность по поводу возникшего недомыслия, памятуя настойчивое заявление Владыки Игнатия о необходимости опытно подвижнического изучения путей спасения и высказанное им в предисловии «Прибавлении» к «Слову о смерти» указание, что последнее написано «с аскетической целью», т. е. тем самым, для ограниченного и особо восприимчивого в отношении подобных вопросов круга читателей. Но коль скоро возражение идет со стороны одинаково опытного, в духовной жизни, аскета-подвижника, возникшее недомыслие приобретает более серьезный смысл и требует более серьезного к себе отношения. Современник Преосвященного Игнатия по времени жизни, 803 Святитель Феофан Затворник имеет с ним немалое сходство в характере личности, в строе жизни, содержании и предметах духовно-аскетических писаний. Оба названные Святителя со дней юности и до смертного часа сохранили одинаковую склонность к духовно-созерцательной жизни; чуждаясь мира в его греховных сторонах, оба были готовы служить благу и душевному спасению человеческому; тот и другой подвижники сходны между собой со стороны любви к природе, ласки в отношении к людям, простоты жизненной обстановки, значения родственных связей, нестяжательности, аскетического образа жизни и постоянной склонности к отшельничеству. В жизни того и другого подвижника главным содержанием было совершение душевного спасения, уяснение христианской жизни и способов настроиться на нее; к этой, главнейшей их жизненной цели направлено было их доброделание внешнее и делание душевное; оба поддерживали и воспитывали свое христианское душенастроение непрестанным чтением молитвы Иисусовой, памятованием о смерти, вечных мук грешника, сознанием везде присутствия Божия, испытанием своей совести. То же ближайшее сродство замечается и в духовно-аскетическом характере и содержании литературных творений Епископов Игнатия и Феофана, и, за исключением вопроса о природе духов, кажется, – нет других вопросов и предметов православно-христианского ведения, в которых Святители-подвижники, не были бы согласны между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

XVII и XVIII века являются для нашего вопроса менее благоприятными, представляя меньшее количество литературных памятников, в которых выражались бы поиски человеком идеала и определение жизненных основ. Века эти, являясь и по существу, и, в особенности, для русской жизни временем накопления знания и устроения сообразно с ним внешнего быта, для целей идейной поэзии являются, однако, мало выразительными. В Петровскую эпоху постепенно улучшается наскоро сложенная Петром Великим государственная машина, подыскиваются к ней достаточно умелые машинисты, сообразно с продуктами деятельности машины перестраивается вся жизнь от великого – до мелочей, от дворца до нищей хаты. Идет через окно – в Европу практическое, по преимуществу, знание, являются его приверженцы, проводники и популяризаторы, просвещенные и для своего, времени крайне либеральные люди, вроде поклонников Декарта, Бекона и Вольфа – Феофана Прокоповича и Татищева. Земное счастье выдвигается на первый план пред вечным: таковы запросы времени. Но и в эту эпоху мы видим людей, которые, при всей склонности к лучшему строению внешней жизни, болея душою за ее несовершенства и вырабатывая проекты ее улучшения, подобно новгородскому крестьянину Ивану Посошкову, скорбят, что жизнь отошла от Евангелия, и ищут средств для устроения жизни душеполезной. Конечно, за весь Петровский переход мы не можем отметить такого количества произведений по вопросам религизно-нравственным, как в первые периоды. Интересы мирской жизни за этот период выдвигаются на первый план, идеалы древней Руси и интересы религиозно-нравственные вытесняются внешним строением жизни, образуются кружки ревнителей старины в простом народе, в купечестве и в дворянстве, не говоря уже о духовенстве. Наряду с этими кружками любителей и охранителей старины образуются кружки прогрессивные с идеалами общественного служения. Жизнь осложняется, борьба усиливается и временно мирские начала заполняют внимание русского человека. Еще более характерным в этом отношении является Екатернинский период.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Sokolov...

1. Арсений Суханов . Исследование Действит. Чл. Сергея Белокурова . Часть I. Био-графия Арсения Суханова . Главы I-IV IV. Смесь 1. Glagolitica. Wurdigung neuentdeckter Fragmente von Dr. V. Jagic. Mit zehn Tafeln. Отдельный оттиск из Denkschriften Akademie der Wissenschaften in Wien, Philosophisch-historische Klasse Band XXXVIII. В. Щепкин 2. К истории просвещения на Руси в XVII в. (Челобитная сибирца Андрея Незго-ворского, приехавшего из Тобольска в Киев «книжного ради учения», об отпуске его в Москву. 1661 года. Сообщил В. Эйнгорн Разбор летописного сказания о призвании Варягов. А.Ф. Малинин 4. К вопросу о Десятнях. Действит. Чл. А.Н. Зерцалова Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1891 год. Книга вторая I. Материалы исторические 1. Иерусалимский патриарх Досифей в его сношениях с русским правительством (1669–1707 гг.). Сообщил Н.Ф. Каптерев II. Материалы историко-литературные 1. Собрание сочинений Юрий Крижанича вып. 2-й: 1674 год. Толкование истори-ческих пророчеств. (С 2-мя фотокопиями). С предисловием М. И. Соколова 2. Рукописи Сербского письма XIII-XVIII века, находящиеся в библиотеках Мос-ковской губернии. Архим. Леонида III. Материалы иностранные 1. Летопись византийца Феофана. В переводе (1846 г.) с греческого проф. В.И. Оболенского IV. Исследования 1. Осада Ревеля (1570–1571 гг.) герцогом Магнусом королем Ливонским, голдов-ником царя Ивана Грозного. Действит. Члена А. Сумикова 2. Арсений Суханов . Исследование Действит. Чл. Сергея Булорукова. Часть I. Био-графия Арсения Суханова . Главы V-VI и приложения с фототипическими снимками Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1891 год. Книга третья I. Материалы исторические 1. Две «скаски» Вл. Атласова об открытии Камчатки. Сообщил Действ. Чл. Н.Н. Оглоблин II. Материалы историко-литературные 1. Сведения о рукописях, содержащих в себе Хождение в Св. землю русского игу-мена Даниила в начале XII в. – Труд Н.В. Рузского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ежели мысль будет приходить: как рассталась с своим имением! – напротиву того сказать: требует того необходимость; расставаясь с имением, должно расстаться и с бесполезным попечением и заботою; должно и помолиться Господу Богу: отврати очи мои, еже не видети суеты, представляющейся в мыслях моих. Теперь вам будет спокойнее, а для содержания вашего не будет недостатка; довольны будете. От матери Игумении и матери Феофании и я получил письмо о бытии их пред лицем Царя и Цариц. Любящим Бога вся поспешествуют во благое ( Рим. 8:28 ). Советую и вам совершенно прилепиться к Создателю своему любовию, и ничего временного, данного нам от великих Его щедрот, не предпочитать любви Его. Любовь же Божию приобрести, кроме смирения и смиренномудрия, не возможно. Постарайтесь научаться смирению и смиренномудрию; а от кого научиться сему мудрому художеству? От Самого Спасителя. Он благоизволил сказать: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим ( Мф. 11:29 ). Посему кроткий и смиренный всегда в покое, а гордый и тщеславный в спокойстве быть не может. Итак, желая вам препровождать жизнь угодную Господу, подобно Ангелу Божию, пребуду, Вашего Преподобия усерднейший вашего спасения желатель Архимандрит Феофан. Сестрам поклон и чтоб блюли ум от помыслов суетных. Марта 12 дня, 1823 года. Преподобнейшая мать! Милость Божия да будет с тобою! Письмо ваше, артос и просфору я получил. В письме вашем упоминаете, что худо живете; на сие вам отвечаю: с каким расположением вы вступили в обитель, я помню, с усердным, чтоб угодить Господу и работать Ему со страхом и трепетом и со смирением провождать жизнь. Должно оное вспомнить; вы знаете, что гордость свержена с небес и быть там уже никогда не может; она в пропасти адской, однако владычествует и на земли. Бойтесь, яко яда смертоносного, гордости; зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( 1Петр. 5:5 ). Христос Сын Божий нам сказал, чтобы мы научились от Него кротости и смирению: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010