Об этом мы скажем несколько слов еще. В книге Иова смерть называется царем ужасов. Этим означается, что она есть самое ужасное явление на земле, ибо посредством нее люди низводятся в темную область ада. Поэтому все люди мира сего страшатся ее. Напротив, истинный христианин спасен Иисусом Христом и от страха смерти. Этому научает нас известное уже изречение апостола: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оныя, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти, чрез всю жизнь были подвержены рабству». Так, во Христе все верующие и благочестивые освобождены от страха смерти, ибо она служит для них не вратами в ад, как прежде, но вратами в Небесное Царство. Вот почему они вместе с апостолом называют смерть приобретением для себя. Много примеров неустрашимости перед смертью представляют нам святые мученики. Об одном из таковых примеров мы расскажем здесь. В царствование Диоклитиана был осужден на смерть за исповедание христианской веры святой Феодот Анкирский. Сопровождаемый сродниками и народом он бодро и со светлым лицом шел на место казни. Пришедши туда, он повергся на колени и излиял к Богу следующую молитву: «Господи, Иисусе Христе! Благодарю Тебя, что удостоил меня, раба Твоего, быть гражданином небесным и участником Твоего Царствия, даровав мне силу победить змея и стереть главу его. Но умоляю Тебя, сотвори верным чадам Твоея Церкви облегчение от надлежащей скорби, да скончается на мне гонение, от нечестивых на святую веру возгвигаемое. Даждь мир царству благодати». Затем, обратившись к своим рыдающим сродникам, сказал: «не плачьте о мне, братия мои, но паче прославьте Господа, укрепившего меня на сей священный подвиг; совершив оный, я буду иметь дерзновение молить о вас Бога». Сказав это, святой мученик Феодот преклонил под меч главу свою. Так святой Феодот твердо верил, что Христос разорил ад и лишил его силы удерживать в себе души людей, соединенных со Христом, а потому и бодро встретил смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Потом, нет никакого сравнения между следующими двумя предметами: призвать одного и размножить его и сделать множество чрез призвание многих. Далее, освободить от не­приятелей и против их воли возвратить пленника домой – не одно и то же, что привести (человека) из своей страны в чу­жую, так как освобожденные были возвращены тотчас. Та­ким образом, им должно было убедиться, что Он легко совершит то, что было малым, после того, как Им было сделано великое. Утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай . Акила и Симмах говорят: как предмет удовольствия; Феодотион: как сад. И степь его, как сад Господа . Акила: поля его; Симмах: листья его; Феодотион: Аравию его. Радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение. Акила: глас хвалы; Симмах: глас песней; Феодотион: глас псалмов и благословений. События будут та­ковы, что они (опять) могут благословлять Бога, хвалить Его, и вместе с тем извлекать (отсюда) весьма большую пользу для своих нравов.   4. Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов . Почему Он повторяет первые слова (в ц.сл. тексте слово " послушайте " повторяется два раза)? Потому что Он говорит о великих вещах, которые совершатся: ибо от Меня произойдет закон . Он опять слегка касается будущего. Пола­гать законы есть дело более прочего необходимое, и это отли­чает нас от лишенных разума. Что пользы иметь дар слова, когда мы лишены правильного разума? Страсти, которым мы подвергаемся, делают ум пустым, и потому происходит то, что способность говорить, которою нам следовало отличаться среди прочих, мы изменяем в болтливый нрав неразумных животных. Но у тех гнев тотчас успокаивается, у нас же упорствует ненависть. У них не бывает зависти, у нас же она всегда воспламенена. Таким образом, законодатель и за­кон – это первая и великая помощь. Потому иноплеменники, а также завоеватели городов считали законодателей большими благодетелями, чем своих родителей. Это справедливо и за­служенно, так как последние дают жизнь, а те учат, как проводить честную жизнь, – вследствие чего происходят защита и твердость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Убедившись в необходимости терпения, он взял листок бумаги и написал: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, буду терпеть». Он положил листок в свой пояс, помолился и вошел в монастырь. И здесь, как и в прежних монастырях, он вскоре встретил неудовольствие от некоторых братьев. Но когда это огорчало его, инок брал листок и вновь читал: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, буду терпеть». Это успокоило его, и он, несмотря ни на какие неприятности от братьев, никогда более не помышлял о перемене монастыря и своим терпением приобрел большую пользу для души и всеобщее уважение братии. Побеждай зло добром Инок Феодот, наслышавшись о преподобном Кирилле, пришел в его обитель и решил навсегда остаться в ней. Но, спустя немного времени, он, сам не зная за что, до того возненавидел преподобного, что не хотел ни видеть его, ни даже слышать его голоса и уже помышлял оставить обитель. Он боролся с лукавым помыслом и исповедал его всеми уважаемому старцу. Старец, утешая его, говорил: «Терпи, брат, для Бога, потому что мы обет дали Христу, нашему Владыке, все терпеть из любви к Нему. Верь, что этот помысл тебе от врага, ибо что ты находишь в нашем настоятеле достойного ненависти? Это Ангел Божий. И так говорю тебе: если послушаешь лукавого помысла и уйдешь отсюда, то погибнешь». Утешившись немного, Феодот сказал: «Потерплю еще лето». Но вскоре опять начал смущаться тем же помыслом, потому что враг не переставал возбуждать в нем ненависть к преподобному Кириллу. Борясь все лето с лукавым помыслом и не имея покоя, он решил, наконец, исповедать смущение мыслей самому преподобному. Придя к нему в келью и взглянув на его святое лицо, он устыдился седин его и от стыда ничего не мог сказать. Когда же хотел уходить, то преподобный остановил его и сказал: «Поскольку ты сам не хочешь исповедать мне своих помыслов, то я скажу их тебе». И тотчас начал открывать ему все, что он имел в тайне сердца своего. Услышав это, инок испугался и удивился прозорливости святого и, упав к ногам его, просил прощения. Тогда преподобный Кирилл, утешая его, сказал: «Не скорби, брат Феодот! Все обманулись во мне, почитая меня добрым, один ты правильно судил обо мне, почитая меня злым и грешным, ибо кто я? Грешный и непотребный!» Инок, видя такое смирение в преподобном, умилился, заплакал и раскаялся, что неправедно ненавидел праведного мужа. Преподобный же, видя раскаяние Феодота, простил его и, отпуская, сказал: «Иди с миром, брат, в свою келью, такая брань больше не восстанет на тебя». С того времени инок нашел покой в своем сердце и возымел к святому большую любовь.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

— Я не помню, владыка, — отвечал исцеленный, — того времени, когда я говорил или слышал. Игумен сказал тогда за него: — Вот уже двадцать лет, владыка, как мы его постригли, а пострижен он был восьми лет и до сегодня был глух и нем; теперь же исцелился твоими молитвами. Всех охватил, при виде чуда, благоговейный страх и все благодарили Бога, давшего им епископа-чудотворца. В этом монастыре святой Григорий оставался до утра, и на утро отправился в Акрагант. Остававшиеся дома жители города, услыхав, что идет новый епископ, спрашивали друг друга: кто же избран: Савин, Крискент, или Евпл? — и, узнав, что никто из этих трех не удостоен епископства, а избран один странник, именем Григорий, были очень удивлены, а услыхав, что он — чудотворец и уже исцелил глухонемого, прониклись благоговением. Всё население города вышло на встречу и приняло от него благословение, и он, благословляя, возлагал на всех руки. Вышла, между прочим, и мать его Феодотия вместе с другими пожилыми женщинами, еще не знавшая, что новый епископ — ее сын. Но, взглянув на него, она сейчас же узнала его и сказала: — Воистину, это — сын мой, который пропадал и нашелся (Лк.15:24). Григорий же, увидев мать, воскликнул: — Здравствуй, госпожа Феодотия, мать моя! — Благословен Бог, — отвечала она с великою радостью — избравший тебя пасти людей Его и сподобивший меня увидеть тебя, милый сын мой! Затем все с пением вошли в храм. И когда святой Григорий совершал Божественную литургию, некоторые из достойных видели благодать Святого Духа, сошедшую на него в виде голубя и осенявшую его, подобно тому, как это было и при его посвящении. К церкви было принесено множество больных, и святой Григорий возвращал им здравие, возлагая на них руки, так что все изумлялись и говорили: — Действительно, он подобен святому Григорию, Неокесарийскому чудотворцу. И была в городе великая радость. Вступив в управление паствою, Григорий много заботился о нищих, исцелял больных и изгонял бесов. Отец его Харитон почти не выходил из церкви, в посте и молитвах служа Богу день и ночь; точно также и мать его Феодотия, отложив все житейские заботы, радела только о своем спасении, служила больным и бедствующим от нищеты, питая и одевая их на свои средства. Таким образом, Григорий, вместе с своими родителями, был украшением Церкви Христовой и служил для всех примером добродетельной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

111 . С Евр.: «Откровения Твои я принял, как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего». 112 . С Евр.: «Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих на век, до конца». 113 . С Евр.: «Вымыслов человеческих ненавижу, а закон Твой люблю». 119 . Преступающыя непщевах вся грешныя земли. Вместо: преступающыя непщевах, говорит св. Афан., Феодотион сказал: «вменил ни во что», а Симмах: «почел изгарью». С Евр.: «Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли». По LXX: «Разгадал я нечестивых земли, потому возлюбил откровения Твои». 120 . Пригвозди страху Твоему плоти моя. «Поскольку тело и члены его противятся душе, то умоляю и их пригвоздить страхом Твоим, дабы, став мертвыми для греха, следовали руководству души» (Св. Афан.). «Сказано: пригвозди, – говорит бл. Феод., – вместо: утверди. И так утверди, говорит пророк, в чистоте плоти моя». С Евр.: «Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь». 122 . Восприими раба Твоего во благо. С Евр.: «Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые». Симмах перевел: «приими меня в доброго раба Тебе»; – Феодотион: «поручись за меня». Т.е. «верь обещанию раба Твоего, Сам будь поручителем в моем обещании, что постараюсь исполнить законы Твои» (Бл. Феод.). 123 . Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея. С Евр.: «Истаевают очи Мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей». «Сказал: исчезосте, означая усиленное желание. Непрестанно, говорит пророк, ожидаю от Тебя спасения и исполнения обетования» (См. ст. 81 и 82. Бл. Феодорит). 126 . Время сотворити Господеви, разориша закон Твой. «Время, Владыко, восстать на помощь обиженным, потому что враги совершенно попрали закон Твой» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «будет же некогда время и Тебе, Боже, сотворить суд и правду над раззорившими закон Твой». 128 . С Евр.: «Все повеления Твои, все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу». 129 . С Евр.: «Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя». 130 . С Евр.: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

23. Глава 21.   1. Пророчество о пустыне приморской. — Как бури на юге носятся, идет он от пустыни, из земли страшной . Акила говорит: колесница пустыни. Симмах и Феодотион говорят: вихрь. Акила говорит: как туча в полдень; Симмах и Феодотион: как буря от полудня. Акила говорит: блуждать в пустыне.   2. Грозное видение показано мне ...   (Далее в кодексе недостает нескольких листов) 24. Глава 28.   Ст. 16. Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится . Видишь ли ты, что для этого было необходимо пришествие Христово? Видишь ли не­обходимость воплощения? Вот , говорит, Я полагаю , а не кто-либо из пророков. В основание на Сионе : так как целое здание было низвержено, то поэтому Он полагает основание в глубину, по­добно тому, как, в случае совершенного разрушения какой-либо стены, если кто-либо желает ее воссоздать, он опускает большие камни в самую глубину. А что здесь Он предсказал никоим образом не о камне или о каком-либо другом не­одушевленном предмете, это ясно из следующего: верующий в него не постыдится . Конечно, Он не камням повелел веро­вать, но, как ясно, возвестил об Искупителе, как и Па­вел говорит: положил основание (ср. 1Кор.3:10-11). Этим словом Он не то желает обозначить, что Сын сотворен, нет, никоим образом, но – что Тот, Кто был от начала, есть Христос и основание евангелия, на котором создана цер­ковь. На Иисусе поставлено все, как на основании, по Его соб­ственному свидетельству: Аз есмь корень, а вы ветви (ср. Ин. 15:5). Он, рожденный из самого корня, не имевши ничего общего с людьми, по Своему милосердию восхотел стать по­добным людям и стать основанием зданий человеческих; верующие исходят из Него, как ветви. Почему же Он называется основанием? Потому, что тот, кто не будет созидать на этом основании, никогда не сможет войти в здание, и кто начинает не с него, тот ниспровер­гнется. Он называется камнем крепким и устойчивым, по­тому что крепко держит всех, прилепляющихся к нему,– многоценным, честным, который ни прославить по его заслу­гам никто не может, ни взвесить его стоимость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

6–7. «Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь» ( Ис.54:6 ). Симмах и Феодотион говорят: «притесненную». Хотя от начального возраста ты была такою, что ненавидела мир, но, говорит, не будет того, чтобы Я всегда имел к тебе ненависть; ты была ненавидима лишь на время. Любовь бывает трудной относительно женщин, ненавидимых в цветущем возрасте, потому что каждая женщина, какова она ни есть, подходяща для того, чтобы ее любили от юности; потому пророк здесь говорит: «и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» ( Ис.54:6, 7 ). Акила говорит: «совокуплю тебя»; Феодотион говорит: «соберу тебя». Такая женщина, вместо того, чтобы быть любимою, скорее пребывает в забвении. Но ты будешь пользоваться Моим великим милосердием. То, что Я оставил тебя на некоторое время, есть знак любви и причина великой милости. Часто бывает милосердие тогда, когда прогневавшийся отлагает свой гнев. 8. «В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь» ( Ис.54:8 ). Симмах говорит: «во время мало была ярость твоя». «Но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя» ( Ис.54:8, 9 ). А другие говорят: «как во дни Ноя», – потому что Он сохранил всю человеческую породу, сохранивши немногих от гнева. Каким же образом Он освободил ее? Потоп истребил всех, но праотцы были освобождены. Бог делает известным для всех, что, подобно тому, как Он освободил тех от потопа, так и этих освободит от плена. Не изменил ли Я гнева на милость? Как было тогда с теми, так будет теперь с вами. 9. «Как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя» ( Ис.54:9 ). Однако Он не поклялся, но, чтобы убедить их, говорит: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются» ( Ис.54:10 ). Однако, горы не переставлены и холмы не передвинуты со своих оснований; но этими словами пророк обозначает смятение и замешательство. «А милость Моя не отступит от тебя», говорит, в том, что Я не попущу не только потопа, но также никакого иного замешательства или движения на всем круге земном, но что он всегда будет пребывать твердо. Теперь Я клянусь относительно твоего плена, что Я не потерплю более быть тебе мучимым твоими неприятелями. Хотя и было совершено столько беззаконий прежде потопа, однако милость Моя оставила семя человеческое (для продолжения рода). «А милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь». Акила говорит: «союз».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

80. К пресвитерам монахам: Аффонию, Феодоту, Херею и ко всему вашему братству 52 Личное свидание с любимыми, конечно, всего более способно утешить любящих. Так блаженный Павел, постоянно и непрерывно носивший в своем сердце всю совокупность верующих и не забывавший о них ни на одно мгновение ни в заключении, ни в узах, ни даже среди произнесения оправдательных речей, как это выразил он, сказав: «я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования» («за еже имети ми в сердцы вас, во узах моих и во ответе и извещении благовестия») ( Флп.1:7 ), при всем том с живейшим усердием желал личного с ними свидания, как это видно из его слов: «Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше» («мы, же... осиротевше от вас ко времени часа лицем, а не сердцем, лишше тщахомся лице ваше видети многим желанием») ( 1Фес. 2:17 ). То же самое чувствуем теперь и мы, горячо желая личного свидания как с видевшими, так и с не видавшими нас никогда. Но так как это пока невозможно (потому что и дальность расстояния препятствует, и время года, и опасность со стороны разбойников, да и помимо всего этого неудобно нам отлучаться из своего местопребывания и предпринимать далекие путешествия), то, прибегая к другому средству, мы письменно воздаем вам должное приветствие, прежде же всего умоляем вас и просим, как величайшей милости, непрестанно поминать нас в молитвах своих и со всеусердием, со слезами припадать к человеколюбивому Богу с мольбой о нашем смирении. Вы, избежавшие водоворота житейских дел, освободившиеся от копоти и шума свирепствующих в мире бедствий и управившие свои души, как бы в своего рода тихую и необуреваемую пристань, в приют этого доброго любомудрия; вы, превратившие ночи в дни священными всенощными бдениями и среди ночей видящие яснее, чем другие видят днем, – вы скорее всех можете оказать нам помощь – вашими молитвами. Мы можем воспользоваться ими, несмотря на такое дальнее расстояние наше от вас, и нет такого далекого места, равно как и времени, которое могло бы помешать этого рода помощи дойти до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

LXX: И вот муж, одетый в подир (то есть в одежду, доходящую до пят) и препоясанный поясом по чреслам своим, и дал в ответ слово, говоря: я сделал, как Ты повелел мне. Это тот муж, которому было повелено пройти посреди Иерусалима и сделать знак на челах людей воздыхающих и скорбящих о всех беззакониях их. Итак, говорит, что он исполнил повеления Господни и поставил знак буквы тав на челах тех, кои скорбели. Шесть же мужей, которым повелел Господь, говоря: пройдите чрез город, следуя за ним, и поражайте, и никого не милуйте, убивая насмерть, нисколько от этого не отказываются. Ибо они исполнили определение не радостное, а скорбное, которое подтверждается не словом, а делом. И в этом месте вместо ποδρη, то есть одежды, доходящей до пят (malari), как перевели LXX, Феодотион поставил само слово еврейское baddim, Симмах: льняная одежда, Акила – особая или стола (stola) 27 . Также вместо пояса поставили Симмах [писчие] дощечки, Акила – прибор писца, Феодотион – κστυ. Глава X Иез.Х:1–2 . И видел я, и вот на тверди, бывшей над головою херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто похожее на престол показалось над нею. И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди среди колес, которые под херувимом, и наполни руки твои горящими угольями, которые между херувимами, и высыпь на город. О тверди, бывшей над херувимами, и о камне сапфире, имевшем подобие престола, и о колесах, следовавших за животными, достаточно будет выше сказанного, и читатель пусть довольствуется тем толкованием. Что же касается повеленного теперь одетому в льняные одежды, вместо чего LXX в этом месте перевели стола, взять горящие уголья и высыпать или рассыпать на город, то это, как мне кажется, показывает, что после умерщвления и избиения многих, и после трупов умерших на улицах берутся горящие уголья, чтобы наказать или очистить Иерусалим, подобно тому, как у Исаии написано: освятил (или освятит) его огнем горящим и пояст яко сено вещество ( Ис. 10:17 ). Это те уголья, которых, как приводящих в запустение грехи и пороки для уврачевания языка от лжи, желает пророк, когда был спрошен: что дастся тебе или что приложится тебе к языку льстиву! Стрелы сильного изощрены, со угльми пустынными ( Пс. 119:3–4 ). И многое подобного рода мы можем найти в Священных Писаниях, о чем мы часто говорили. То только нужно заметить, что для Исаии, который согрешал относительно лишь языка и сказал, что он имеет нечистые уста, берется клещами для очищения его один уголь. Здесь же, так как город был полон беззакония и, – после наказания, – трупов умерших, берутся многие горящие уголья и не одной рукой, а обеими, чтобы очистился весь Иерусалим. Однако и таким образом следует понимать это, что не для очищения [только], но для наказаний и мучений должны быть взяты горящие уголья, чтобы быть высыпанными на Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Вместо льняных, как перевел Акила, Феодотион поставил baddim, LXX висонныя, Симмах ξαρετα, то есть особыя. Вместо же переведенного нами по еврейскому [тексту] вот муж Симмах поставил как бы муж. Ибо он не был мужем, но имел подобие мужа.    И чресла его опоясаны золотом очищенным (obryso).    Вместо этого в еврейском читается ophaz, что Акила перевел так: и чресла его были в препоясании цвета φαζ.    Ст. 6. И тело его, как хризолит.    Вместо хризолита, одного из двенадцати камней, находившихся на наперснике (logio) первосвященника, в еврейском стоит Tharsis, что Феодотион и Симмах перевели тем же словом (Фарсис), LXX же перевели чрез море согласно с тем, что мы читаем в Псалме: духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския (Псал. 47:8), то есть морские. И Иона хотел бежать не в Тарс, киликийский город, как большею частию полагают, понимая это буквально, и не в страну Индии, как думает Иосиф , но вообще в море.    Ст. 7. И только я один, Даниил, видел видение, а люди, бывшие со мною, не видели, но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться.    И апостол Павел, по Деяниям (гл. 9), испытал нечто подобное, так что он один видел видение, между тем как другие не видели его.    Ст. 10. Но вот коснулась меня рука и поставила меня на колена мои. Ангел является в образе человека и простирает в лежащему пророку руку, чтобы он, видя своего рода тело, не страшился.    Ст. 11. И сказал он мне: Даниил, муж желании, и проч. . Называется мужем желаний сообразно с тем, что посредством настоятельных молитв, сокрушения тела и продолжительных пощений он желает познать будущее и уразуметь тайны Божии. Вместо мужа желаний Симмах перевел муж вожделенный, потому что Бог любит каждого святого, обладающего душевною красотою.    Ст. 12. И сказал он мне: не бойся, Даниил, ибо с первого дня, как ты расположил сердце твое к уразумению, смиряя себя пред Богом (или Господом) твоим, слова твои услышаны, и я пришел по словам твоим.    В двадцать четвертый день первого месяца, то есть нисана, по окончании трех седмиц, то есть двадцать одного дня, он видит это видение и слышит от ангела, что с первого дня, как он начал молиться и смирять себя пред Богом, слова его были услышаны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010