В 1764 г. К. м. был упразднен. Указом Казанской духовной консистории от 11 дек. того же года игум. Иосиф, иеромонахи Аарон, Паисий, иеродиак. Михаил и мон. Алексий были переведены в штатные Свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы и в казанский в честь Преображения Господня мон-ри ; лишь один из жадовских насельников, престарелый иером. Аарон, остался жить при Казанской ц. Для совершения богослужений к храму были командированы священник и 2 причетника, содержание которых обеспечивали доходы от молебнов перед чудотворным образом. Некоторое время Казанская ц. оставалась самостоятельной приходской, затем была причислена к Никольскому храму с. Жадовка. Согласно описанию Т. Г. Масленицкого, к 1783 г. на территории бывш. обители стояли 2 ветхие деревянные келии. По свидетельству еп. Симбирского свт. Феодотия (Озерова) , земля, принадлежавшая монастырю, «неизвестно по какому случаю выпущена была из виду, и во время генерального межевания половина оной перешла в общее владение жадовских разночинных обывателей, а другая причислена была к соседней Новой деревне» (Там же. С. 15-16). Указом от 19 июня 1817 г. Казанский архиеп. Амвросий (Протасов) упразднил монастырский храм, а всю утварь и иконы передал в жадовскую Никольскую церковь. Ее настоятель свящ. Стефан Иванов намеревался разобрать Казанский храм, а кирпичи и др. материалы перенести в Жадовку и использовать для приходских нужд. Однако указ архиерея не был исполнен: и работники, собиравшиеся разобрать церковь, и сопровождавший их свящ. Иванов внезапно ослепли, а когда прозрели, устрашились гнева Божия и оставили свои намерения. Указом архиеп. Амвросия от 8 марта 1822 г. Казанский храм стал самостоятельным и приходским с. Жадовки, а Никольская ц. приписной. Но вопреки его распоряжению местное духовенство предпочитало жить в Жадовке и служить в приписном сельском храме чаще, чем в монастырском. В июле 1845 г. неск. симбирских помещиков, «движимые благочестивым усердием к явленной иконе Божией Матери», обратились к еп. Симбирскому Феодотию (Озерову) с просьбой о восстановлении постоянного богослужения в Казанской ц.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

Временно в пустынь назначены были священник и церковнослужители из вдовствующих, которые служили в приходах рядом с ней. Вскоре в закрытую обитель были направлены на постоянное служение священник и два причетника, Казанский храм обращен в приходской, но спустя несколько десятков лет он был приписан к Жадовской сельской церкви. В 1817 г. архиепископ Казанский Амвросий (Протасов) повелел закрыть Казанский храм вовсе, а утварь передать в приходскую церковь села Жадовки. Исполнение этого распоряжения Владыки Казанская Консистория 17 июля 1817 г. предписала Карсунскому духовному правлению, но до 1822 г. церковь оставалась в прежнем положении. В этом году по просьбе прихожан пустынский каменный храм получил статус приходского, а деревянный сельский - приписного к нему. Однако, исходя из того, прихожане бывшего пустынского храма проживали в Жадовке, то и местное духовенство более внимания уделяло исправлению треб в селе, а для служения молебнов пред Чудотворным образом Пресвятой Богородицы для приезжавших в бывшую обитель богомольцев времени не оставалось. Приписной сельский храм фактически был действующим, а монастырский вновь оказывался в запустении. В июле 1845 г. окрестные с бывшей обителью помещики обратились к епископу Симбирскому Феодотию (Озерову) с просьбой об учреждении в церкви Казанской иконы Божией Матери постоянного богослужения. Решением Симбирской духовной консистории, утвержденным епископом Феодотием 23 января 1846 г., причт села Жадовки был оставлен при своем приходском храме, а церковь бывшей обители " впредь до дальнейшаго о ней распоряжения, для беспрерывнаго в ней Богослужения и удовлетворения народному усердию служением молебнов " была причислена к Симбирскому архиерейскому дому. Указом консистории от 6 февраля 1846 г. в бывшую пустынскую церковь был командирован иеромонах Августин, принявший по описи у священника села Жадовки Иоанна Смирнова имущество церкви бывшей пустыни. Августин просил " для исправления при сей церкви Богослужений, а равно и для соблюдения в оной целости и опрятности, командировать сюда одного диакона, двух послушников и трех штатных служителей " . Просьба была исполнена, в пустыни вновь начались регулярные богослужения, и начало возрождаться монашеское общежитие.

http://sobory.ru/article/?object=22306

В 1764 году пустынь была упразднена, церковная собственность конфискована в казну, монашествующим велено было перейти в другие монастыри. Из Указа Казанской духовной консистории: " в симбирской Жадовской пустыне игумен Иосиф, иеромонахи Аарон, Паисий, иеродиакон Михаил, монах Алексий ...оных распределить в показанныя Свияжской Богородицыной и в Спасоказанской Преображенской монастыри и велеть им явиться в Духовной Консистории в немедленном времени " . Временно в пустынь назначены были священник и церковнослужители из вдовствующих, которые служили в приходах рядом с ней. Вскоре в закрытую обитель были направлены на постоянное служение священник и два причетника, Казанский храм обращен в приходской, но спустя несколько десятков лет он был приписан к Жадовской сельской церкви. В 1817 году архиепископ Казанский Амвросий (Протасов) повелел закрыть Казанский храм вовсе, а утварь передать в приходскую церковь села Жадовки. Исполнение этого распоряжения Владыки Казанская Консистория 17 июля 1817 года предписала Карсунскому духовному правлению, но до 1822 года церковь оставалась в прежнем положении. В этом году по просьбе прихожан пустынский каменный храм получил статус приходского, а деревянный сельский - приписного к нему. Однако, исходя из того, прихожане бывшего пустынского храма проживали в Жадовке, то и местное духовенство более внимания уделяло исправлению треб в селе, а для служения молебнов пред Чудотворным образом Пресвятой Богородицы для приезжавших в бывшую обитель богомольцев времени не оставалось. Приписной сельский храм фактически был действующим, а монастырский вновь оказывался в запустении. Возрождение и расцвет обители [ править править код ] В июле 1845 года окрестные с бывшей обителью помещики обратились к епископу Симбирскому Феодотию (Озерову) с просьбой об учреждении в церкви Казанской иконы Божией Матери постоянного богослужения. Решением Симбирской духовной консистории, утвержденным епископом Феодотием 23 января 1846 года, причт села Жадовки был оставлен при своем приходском храме, а церковь бывшей обители " впредь до дальнейшаго о ней распоряжения, для беспрерывнаго в ней Богослужения и удовлетворения народному усердию служением молебнов " была причислена к Симбирскому архиерейскому дому.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Богороди...

В июле 1845 г. несколько симбирских помещиков обратились к еп. Симбирскому Феодотию (Озерову) с просьбой о восстановлении постоянного богослужения в церкви, где «находится икона Казанской Божией Матери, издревле прославляемая многими чудотворениями» ( Скала. 2000. С. 18). Осенью 1846 г. К. Ж. и. была ненадолго привезена в Симбирск (ныне Ульяновск), где находилась сначала в архиерейском доме, а затем в городских храмах. Почитание иконы горожанами оказалось настолько значительным, что в 1847 г. симбирское дворянство обратилось к священноначалию с прошением ежегодно приносить в Симбирск «с торжественной почестию... чтобы все жители могли насладиться лицезрением древней святыни». Прошение было удовлетворено. Указом имп. Николая I от 15 июля того же года повелевалось ежегодно 15 мая приносить чудотворный образ на месяц в Симбирск, а затем возвращать в пустынь. Святыня торжественно выносилась из мон-ря в сопровождении неск. монахов за 7 дней до прибытия в город. По пути следования крестного хода с К. Ж. и. в селах и деревнях жадовские иеромонахи служили молебны. За день до прибытия в город крестный ход останавливался в с. Баратаевка. Из Симбирска навстречу иконе выходили все городское духовенство и братия Покровского мон-ря во главе с архиереем, встреча происходила у специально выстроенной каменной часовни на Московском тракте. В Симбирск крестный ход вступал по особому церемониалу: впереди шли жандармы во главе с начальником команды, затем - роты гарнизонного батальона и батальона кантонистов, воспитатели и воспитанники гимназии и семинарии, за к-рыми следовали почетные мещане, купцы, дворяне. Замыкали шествие духовенство с гражданским губернатором и чиновниками. За процессией следовали простые богомольцы в сопровождении гарнизонного батальона и полиции. С особой торжественностью К. Ж. и. прибывала в Симбирск в 1848 г. (в этот год праздновали 200-летие города), после того как край постигла «эпидемическая болезнь». Моления перед иконой сопровождались множеством исцелений, по признанию очевидца, «жители Симбирска с радостным сердцем стремились встретить чудотворную икону, казалось, солнце завидовало их радости» ( Гуркин. 2005. С. 19-23). На церемонию прощания с К. Ж. и. и выноса ее из города собралось более 10 тыс. паломников. Известно «Слово на день принесения в г. Симбирск чудотворного образа Казанской Божией Матери из Жадовской пустыни», написанное в 1849 г. Невоструевым. В 1849 г. Симбирский еп. Феодотий пожертвовал в Жадовскую обитель точную копию К. Ж. и., «мерой и подобием» повторяющую явленный образ. Этот список, украшенный старинным окладом, находился в Тихоновском приделе монастырского Казанского храма, а во время пребывания чудотворной иконы в Симбирске помещался на ее место.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Служба на 20 июня (ЗМ_июнь II: 161–181). В распоряжении авторов ЗМ имелись два рукописных текста службы – Дополнительная минея святителя Афанасия (Сахарова) и рукопись, присланная из Казани, содержание которой неизвестно. В надписании указано, что автором службы является свт. Димитрий Ростовский . Служба на 4 декабря (ЗМ_декабрь II: 170–187). В распоряжении авторов ЗМ имелся текст, помещенный в Дополнительной минее святителя Афанасия (Сахарова) . Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 182–186; Лозинский Р Р, прот. Русская литургическая письменность. Пути исторического развития и анализ богословского содержания. Тула, 2018. С. 198,200, 267, 269–274, 355, 481, 509. Православная энциклопедия. Т. 13. С. 466. Служба преподобной матери нашей Евфросинии Полоцкой Преосвященный Василий (Лужинский) 61 , епископ Полоцкий, представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет в 1855 г. 62 рукопись под заглавием: «Служба преподобной матери нашей Евфросинии Полоцкой». Цензурный комитет поручил эту рукопись просмотреть своему члену, архимандриту Иоанну (Соколову) , который по просмотре запиской донес Комитету, что «означенная служба не заключает в себе ничего противного вере и духу Православной Церкви, равно как и известному житию преподобной Евфросинии, написана правильным церковнославянским языком и проникнута истинным благочестием, почему и может быть одобрена к печатанию; но по существующим постановлениям предварительно должна быть представлена на благоусмотрение Святейшего Синода». Цензурный комитет, заслушав мнение цензора и имея в виду § 76 Устава духовной цензуры «мнением положил рукопись под названием “Службы преподобной матери нашей Евфросинии Полоцкой” предоставить ...на благоусмотрение Святейшего Синода с прописанием мнения цензуры», что и сделал 4 июня 1855 г. Святейший Синод, заслушав донесение Комитета от 8 июня, приказал «поручить рассмотреть присутствующему в Святейшем Синоде преосвященному епископу Симбирскому Феодотию (Озерову) 63 , для чего и препроводить оную к нему, преосвященному при указе, с тем, чтобы по рассмотрении, представил о ней Святейшему Синоду свое мнение с заключением и возвращением самой рукописи».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Феодор , муч. варяг в Киеве, 12 июля. Феодор пр. печерский, 11 авг. Феодор Ярославич, благов. князь, 5 июня. Феодор , кн. смоленский, 19 сент. и 5 марта. Феодор , кн. муромский, 21 мая. Феодор болярин черниговский, 20 сент. Феодосий (данный Богу или Богом, греч.), преп. антиохийский, 11 янв. Феодосий Великий, киновиарх палестинский, 11 янв. Феодосий , муч. с Мануилом , 27 марта. Феодосий , столпник едесский, 9 июля. Феодосий , пр. игумев. печерокий, 3 мая и 14 авг. Феодосий , пр. тотемский, 28 янв. Феодосия (дар Богу, греч.), мученица емисская, 20 марта. Феодосия , дева тирская, 29 мая и 3 апр. Феодосия дева, преподобномуч. цареградская, 29 мая. Феодотия (Богом данная, греч.), муч. римская, 4 июля. Феодотия , муч. никейская, 17 сент. Феодотия , с тремя чадами, муч. вифинская, 29 июля и 22 дек. Феодотия дева, муч. александрийская, 31 янв. Феодотия , муч. с Александром еп. и др., 22 окт. Феодотия преп., мать Космы и Дамиана , 1 ноября. Феодот (Богом данный, греч.) и Феодотия , мучч. римской, 4 июля. Феодот , отец муч. Маманта, 2 сент. Феодот , муч. анкирский, 7 июня, 7 ноябр. и 18 мая. Феодот , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодот , иуч. фракийский, 15 сент. Феодот священномуч., еп. киринейский, 2 марта. Феодот , муч. кизический, 29 апр. Феодот , руч. с Максимом и др., 19 февр. Феодох (Богоприимец, греч.), муч. мелитинский, 7 нояб. Феодулия (у греков Феодула, раба Божия, греч.), муч. аназарвская, 5 февр. Феодул (раб Божий, греч.), муч. трипольский, 18 июня. Феодул , муч. критский, 23 дек. Феодул , муч. атталийский, 2 мая. Феодул чтец, муч. селунский, 5 апр. Феодул , муч. палестинский, 16 февр. Феодул , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодул , муч. с Терентием , 28 окт. Феодул , их 40 муч. севастийских, 9 марта. Феодул , муч. с препод. Агапитон синадским, 18 февр. Феодул епарх, 3 дек. Феодул преп. из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Феодул преп., сын преп. Нила постника, 14 янв. Феозва (Феосевия-Богочестивая, греч.), диаконисса, 10 янв. Феоктирист (вернее Феостирикт, утвержденный на Боге, греч.), муч. 29 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Феодосий, преп. Тотемский, ум. 1568. 28 янв. Феодосия, мученица Амисская при Максимиане, с Александром и др. 20 марта. Феодосия, дева Тирская, муч. Кесарийская (в Палест.) в 307 году. 29 мая. Феодосия дева, преподобномуч. Цареградская при Льве Армянине. 29 мая. Феодотия, муч. Римская при Траяне. 4 июля. Феодотия, муч. Никейская при Александре Севере. 17 сентября. Феодотия, с тремя чадами, мученица Вифинская при Диоклетиане. 29 июля и 22 дек. Феодотия дева, муч. Александрийская в 311 году, с Киром и Иоанном. 31 янв. Феодотия муч., с Александром еп. и др. 22 окт. Феодотия преп., мать Космы и Дамиана. 1 ноября. Феодот и Феодотия, мучч. Римские при Траяне. 4 июля. Феодот, отец муч. Маманта, скончавшийся в темнице Кесарийской, в Каппадокии, ок. 260 года. 2 сентября. Феодот, муч. Анкирский ок. 304 года. 7 июня, 7 ноября и 13 мая. Феодот, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феодот и Асклиада, мучч. Фракийские при Максимиане. 15 сент. Феодот священномуч., еп. Керкирский, при Ликинии, ум. 320. 2 марта. Феодот, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апреля. Феодот муч., с Максимом и др. 10 февр. Феодох, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном. 7 ноября. Феодула преп. В субб. сырную. Феодулия, мученица Аназарвская при Диоклетиане. 5 февр. Феодул, муч. Трипольский при Веспасиане, с Леонтием. 18 июля. Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпей и другие, десять мучч. Критских при Декии. 23 дек. Феодул, муч. Атталийский, в Памфлии, при Адриане, с Еспером и др. 2 мая. Феодул чтец, муч. Солунский 303 года, с Агафоподом диаконом. 5 апреля. Феодул, муч. Палестинский, с Памфилом пресв. и др. от Фирмилиана. 309 года. 16 февр. Феодул, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феодул муч., с Терентием и Неонилой и др. 28 окт. Феодул, из 40 муч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Феодул, муч. при Ликинии, с преп. Агапитом Синадским. 18 февр. Феодул епарх, преп. времен Феодосия В. 3 дек. Феодул преп., из числа избиенных в Синае н Рапое в 5 в. 14 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Особенность этого канона, как сказано выше, составляют анафематствования иконоборцам. Из них пять лиц поименованы: Феодот, Антоний, Феодор, Иоанн и Лизик. Замечательно, что лица поименно анафематствованные на VII Вселенском Соборе и потом– в синодике чина Православия (см. печатные Постные Триоди XVII в.), как-то: лжепатриархи Анастасий, Константин, Никита, не упоминаются в каноне. В тропарях канона возглашается анафема, а иногда проклятие упомянутым иконоборцам нескольким вместе и особо тому или другому. Так, Феодор вместе с Лизиком, Иоанном и Антонием именуются отвратниками веры (песнь I, троп. 4), Феодор и Феодот вместе с Иоанном и Антонием предаются проклятию за непочитание начертания плоти Владыки – Спасителя. 48 Феодот иконоборец, называемый в каноне безумным (песнь 3, троп. 5), происходил из знатной фамилии. Хитрый и вкрадчивый, он был в душе иконоборцем прежде, нежели сделался доверенным лицом императора Льва Армянина. По сказанию историка Кедрина, Феодот хитростию склонил императора к иконоборству. 49 Император, обманом свергнув с патриаршего престола Никифора за защиту им икон, поставил патриархом Феодота. Бывши патриархом, он председательствовал на созванном Львом Армянином в 815 году гнусном соборе, произнесшем анафему защитникам икон и VII Вселенскому Собору (Autoris incerti Hist. Leonis Arm. См. ChronographiaTheoph. Paris, 1655, p. 442). Феодор иконоборец, проклинаемый в каноне вместе с Феодотом, Иоанном, Антонием за непочитание начертания плоти Владыки Спасителя, именуется отвратником веры (см. выше), называется также безбояшиком (по киевскому изданию – безумным (песнь 1, троп. 4) и хульником (песнь 3, троп. 5). Жизнь его неизвестна. В книге: «Древний и новый феатрон» (составлена протоиереем Андреем Иоанновым, С.-Петербург, 1809 г.), патриархи Феодот и Феодор почитаются за одно лицо. Там сказано: «Феодор или Феодот, прозванием Кассигер, зараженный иконоборческою ересью, поставлен патриархом от императора Льва Армянина 1-го апреля 815 года, умер в 821 году» (стр. 105). В «Историческом списке епископов и патриархов константинопольских» (СПб., 1862 г.) указан во времена иконоборства патриарх Феодот Мелискинский по прозванию Касситер (815 г.), и нет Феодора. В каноне чина Православия Феодор и Феодот – два разных лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. 31 мая. ПРАВМИР. Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был «корчемником», имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук. Во время гонения императора Диоклитиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали. В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу-Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Не придавайте, мол, значения речам моим… 5 июля Обращение сестры о. Феодота из раскола в Православие. У одного из монастырских друзей моих, о. Феодота, живет в городе Уральске родная сестра, Александра. Она старше своего брата лет на десять. Сестра вышла замуж за раскольника и лет двадцать тому назад и сама уклонилась в раскол, в секту, именуемую «старушечья». Секта эта, как сказывал мне о. Феодот, с Церковью не общается, священства не признает и заменяет его «благочестивыми» старухами. Лет пять тому назад муж Александры, ярый раскольник, отправился на заработки в Сибирь, и с той поры о нем не стало ни слуху ни духу. Об этом о. Феодот знал от третьих лиц; сама же Александра с братом уже давно прекратила всякое общение. И вот, в конце прошлого мая она внезапно приехала в Оптину. — Посмотреть, — сказала она, здороваясь с братом, — спасаешься ли ты, или погибаешь. Оптина произвела на нее такое сильное впечатление, что у нее, как мне говорил о. Феодот, «открылись источники слез», и она решила воссоединиться с Православною Церковью, поговеть и причаститься Св. Таин, которых в безумии своем была лишена столько лет. — Я все двадцать лет, — говорила Александра брату, как скованная была, а последние годы стала ровно каменная. И мучило это меня, и камнем лежало на сердце, а поделать с собой ничего не могла, хотя и сознавала, что это у меня от моего отпадения от Церкви. А тут еще и хозяйка моя, раскольница, все пугала меня «лицевыми книгами». — Что это за книги? — спросил ее о. Феодот. — А это такие раскольничьи книги с картинками. На картинках изображена Православная Церковь, как престол антихристов, а священники ее — как эфиопы или мурины . В книгах этих есть, например, такая картинка: священник помазывает народ елеем, а рука его в это время обвивается страшным змием; сам же священник изображен с копытами вместо ног и с хвостом, торчащим из спины. — Неужели ты и у меня, — засмеялся о. Феодот, — и хвост, и копыта видишь?.. Ну, — сказал сестре своей о. Феодот, — живи, смотри, ко всему присматривайся, молись, ходи на могилки к старцам, а там уж сама как знаешь, так поступай: у тебя самой свой разум есть.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010