Преподобного Лампада чудотворца Преподобный Лампад подвизался в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес. Жил в Х веке. Преподобных Феодосия и Афанасия Череповецких Ученики преподобного Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря на том месте, где ныне город Череповец (Новгородской губернии); из-за разорением монастыря поляками в начале XVII века о них сохранилось только скудное известие в одной вкладной книге. Преподобный Афанасий скончался в 1382 году. Мощи преподобных почивают под спудом в Воскресенском городском соборе (монастырь упразднен в 1764 г.) 60 День шестой Святых мучениц Марина и Марфы и других с ними Марин и Марфа, знатные персияне, с сыновьями своими, Авдифаксом и Аввакумом, пострадали в Риме, куда прибыли на Богомолье, при императоре Клавдии II, в 269 году. Марин и сыновья обезглавлены, а Марфа утоплена. Мощи их ныне находятся в церкви святого Иоанна Кущника в Риме. С ними пострадали и еще многие другие, захваченные на молитвословии. Преподобных Фомы Малеина и Акакия, упоминаемого в Лествице Преподобный Фома был прежде воином, славился силою и храбростью; потом оставил мир и все в нем и удалился на горный мыс Малею (восточная часть Афона), где вел подвижническую жизнь, сияя добродетелями и чудесами. Скончался в Х веке. Преподобный Акакий, упоминаемый в «Лествице» Иоанна Лествичника , был учеником некоего Синайского старца, весьма грубого и злонравного, часто наносившего ему раны и огорчения. Пожив у старца девять лет в терпении и послушании, скончался молодым еще около 550 года. Когда же зверонравный тот старец донес некоему великому подвижнику о смерти Акакия, то он не поверил и, придя к могиле (уже чрез пять дней по погребении), возгласил: «Брат Акакий! умер ли ты?» И послышался ответ: «Не умер я, отец; послушливому невозможно умереть». Тогда покаялся тот старец в своей жестокости и, уединившись близ гроба Акакиева, провел там остальную жизнь в слезах (см.: «Лествица»). День седьмой Страдание святого Евангелла, епископа Томисского, Епиктета пресвитера и Астиона

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Образ Пресвятой Богородицы " Фёдоровская " написан местными иконописцами в XVIII веке. Икона украшена медной чеканной посеребренной ризой, изготовленной во 2-й половине XIX века устюженским мастером М. И. Богдановым. Особым почитанием верующих пользуется образ Пресвятой Богородицы " Скоропослушница " . Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие почитаются как основатели Воскресенского монастыря и ученики преподобного Сергия Радонежского. Аналойная икона этих святых, написанная мастерами Троице-Сергиевой лавры, является одной из самых любимых прихожанами собора. Образ святителя Николая Чудотворца с Деисусом и избранными святыми в клеймах привезён в собор в 1960-х годах из николаевской Судбицкой пустыни на реке Шексне, где пользовался почитанием всех шествовавших по реке и многочисленных паломников. Он является уникальным произведением древнерусской живописи конца XV-haч. XVI веков, единичные аналоги которому имеются в собраниях Владимиро-Суздальского и Вологодского музеев. В клеймах написаны образы святых святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Алексия, Ионы, Григория Богослова, Петра, митрополита Московского, пророка Илии, святителя Афанасия Александрийского, преподобного Сергия Радонежского, священномученика Власия Севастийского. Образ преподобного Кирилла Новоезерского с видом основанного им монастыря представляет большой интерес для изучения монастырской архитектуры русского Севера. Икона написана местными мастерами в конце XVIII века. В настоящее время она хранится в ризнице, происхождение её неизвестно. Любимы и почитаемы прихожанами образы Пресвятой Богородицы " Тихвинская " , " Казанская " , " Смоленская " , святого великомученика и целителя Пантелеймона. В Воскресенском соборе находятся частицы мощей святых, просиявших на земле Вологодской: преподобномученика Ефросина Синозерского, преподобных Феодосия Тотемского и Филиппа Ирапского, святителя Антония Вологодского, почивающие в ковчежцах в специально устроенной резной раке, а также частица мощей преподобного Александра Свирского - основателя Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, что ныне находится в Ленинградской области.

http://sobory.ru/article/?object=00242

В Великом Устюге молитвенно отпраздновали 720-летие со дня преставления праведного Прокопия Устюжского 22 июля 2023 г. 10:41 21 июля 2023 года, в день памяти праведного Прокопия, Устюжского чудотворца, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва возглавил Божественную литургию в Прокопьевском кафедральном соборе города Великого Устюга Вологодской области. Богослужение было совершено в памятный день — 720-ю годовщину со дня преставления праведного Прокопия Устюжского, первого Христа ради юродивого на Руси. Главе Вологодской митрополии сослужили епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий , епископ Североморский и Умбский Тарасий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , а также секретарь Великоустюжского епархиального управления иерей Димитрий Рыжков, настоятель храма Святой Троицы города Тотьмы протоиерей Георгий Титов, благочинный Тотемского округа иерей Серафим Розин, настоятель Спасо-Суморина мужского монастыря Великоустюжской епархии иеромонах Феодосий (Писарев), настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира города Красавино протоиерей Михаил Волков, настоятель архиерейского подворья «Михаило-Архангельский монастырь» иеромонах Иоаким (Угдужеков), настоятель Георгиевского храма Великого Устюга иерей Феодор Фомин, настоятель Спасской Леденгской церкви в селе имени Бабушкина иерей Иоанн Алешин, настоятель Казанского храма города Никольска иерей Александр Мелков, настоятель Александро-Невского храма села Кич-Городок иерей Олег Викторов, руководитель службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев, клирики Прокопьевского собора иерей Андрей Игнатьев и иерей Вячеслав Бураков, духовенство епархии; диакон Антоний Зажигин и диакон Георгий Хоботов. Песнопения исполнил хор Прокопьевского кафедрального собора под управлением регента Людмилы Фоминой. За богослужением молились глава Великоустюгского округа А.В. Кузьмин, казаки Великоустюжского станичного казачьего общества во главе с атаманом С.Н. Аксеновым, меценат В.М. Перевалов. Во время Литургии были вознесены особые прошения о Российском воинстве. Владыка Савва возгласил молитву о Святой Руси.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Андрея игумена, Новгородскаго (XII) Авраамия Мирожскаго (†1158) Герасима Вологодскаго (†1178) Никиты столпника, Переяславскаго (†ок. 1186) Варлаама Хутынскаго (†1192) Кирилла игумена, Новгородскаго (†после 1196) Авраамия игумена, Ярославскаго (†после 1219) Авраамия (†до 1224) и Ефрема (XIII) Смоленских Антония Дымскаго (†1224) Константина и Космы Косинских (†ок. 1240) Елиссея Лавришевскаго (†ок. 1250) Феодора Каменскаго (†ок. 1260) Ксенофонта Робейскаго (†1262) Киприана Устюжскаго (†1276) Петра, царевича Ордынскаго (†1290) Михаила, верижника Вязниковскаго (†1333) Макария пустынника, Новгородскаго (XIII †XIV) Вассиана Крестомировскаго (нач. XIV) Сергия и Германа Валаамских (†ок. 1353†) Авраамия Галичскаго (†1375) Варлаама (†1377) и Гедеона (XIV) Серпуховских Кирилла Челмогорскаго (†1378) Сильвестра Обнорскаго (†1379) Леонтия Стромынскаго (†ок. 1380) Пахомия Нерехтскаго (†1384) Афанасия и Феодосия Череповецких (†ок. 1388) Лазаря (†1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких Елеазара, Назария и Евмения Мурманских, Олонецких (XV) Димитрия Прилуцкаго (†1392) Сергия (†1392) и Никона (†1426), игуменов Радонежских и всея России чудотворцев Кирилла и Марии схимонахов, Радонежских (†до 1337) Стефана Московскаго (XIV †XV) Митрофана игумена-старца, Радонежскаго (†до 1392) Василия Сухаго, Радонежскаго (†до 1392) Иакова посольника, Радонежскаго (XIV) Онисима вратаря и сына его Елиссея диакона, Радонежских (XIV) Симона, архимандрита Смоленскаго, Радонежскаго († до 1392) Исаакия молчальника, Радонежскаго (†1388) Макария Радонежскаго (†после 1392) Илии келаря, Радонежскаго (†1384) Симона екклисиарха, Радонежскаго (†после 1392) Михея Радонежскаго (†1385) Нектария вестника, Радонежскаго (XIV) Александра-Пересвета (†1380) и Андрея-Осляби (XIV), схимонахов-воинов Радонежских Варфоломея и Наума, Радонежских (XIV) Иоанникия Радонежскаго (XIV) Игнатия Радонежскаго (†после 1392) Епифания Премудраго, Радонежскаго (†ок. 1418 † 1422) Мефодия Пешношскаго (†1392) Саввы (†1392) и Иакова (XIV) Стромынских

http://pravoslavie.ru/2368.html

Афанасию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 7 По имени своему за труды велия/и всегдашнее зде умерщвление плоти в затворе/безсмертную ныне на Небеси/жизнь наследовавый,/молим тя прилежно:/молися о нас,//яко да и мы тояжде сподобимся получити. Перевод: Согласно имени твоему (Афанасий от греч. θανσιος – бессмертный), за труды великие и постоянное твое умерщвление плоти в затворе, бессмертную сейчас на Небесах жизнь наследовавший, молим тебя усердно, молись о нас, чтобы и нам удостоиться ее получить. Афанасию и Феодосию Череповецким, глас 5 Яко всехвальнии ученицы/великаго покровителя и заступника земли Русской,/Богоноснии отцы наши Афанасие и Феодосие,/от юности вашея крест Христов на рамена вземшии,/усердно Тому последовали есте/и добре потрудилися в Сергиевой обители./Отонудуже Божиим изволением прибывша,/благочестно во граде нашем Череповце подвизалися есте,/и обитель Воскресения Христова устроиша,/молитвою и трудом Богу угодивше,/от Него венец славы Небесной прияли есте,/и ныне святыми своими телесы/в соборнем храме под спудом почивающе,/духом же вкупе с преподобным Сергием/у Престола Всевышняго предстоя,/о нас молитеся прилежно/избавитися нам от всех бед и скорбей//и спастися душам нашим. Ахиле, диакону Печерскому, в Дальних пещерах, глас 8 Постническое житие облобызав/и многими труды от младых ногтей себе обложив,/на степень диаконства произведен быв, всечестне,/в коем служил еси в церкви Божия Матере непорочне,/Ейже молися,//во еже спастися душам нашим. Перевод: Постническую жизнь возлюбив и многие труды с младых ногтей на себя возложив, в диаконский сан был возведен, всеми почитаемый, в нем послужил ты в церкви Божией Матери непорочно, Ее же моли о спасении душ наших. Боголепу, отроку, схимонаху Черноярскому, Астраханскому, глас 4 От юности посвящен быв Господеви,/преподобне отче Боголепе,/мира сего красоту оставил еси,/желая древнему Отечеству наследовати,/сохраняй град сей и люди,/с верою притекающия ко гробу твоему целебному,/просяще помощи и заступления,/да вси воспоим ти://радуйся, отче Боголепе.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Выражая надежду на скорое возрождение в Сирии мирной жизни, Комиссия отметила особую ценность многовекового опыта мирного сосуществования в этой стране, как и в России, представителей разных народов и религиозных общин. В данной связи сиро-яковитская сторона, подчеркнувшая важную роль государственного руководства и всего гражданского общества РФ, в том числе Русской Православной Церкви, в процессе ближневосточного урегулирования, выразила желание в ближайшее время наладить регулярные контакты с Рабочей группой по оказанию помощи населению Сирии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Комиссия обсудила перспективы организации межцерковного студенческого обмена и развития других форм сотрудничества в академической и молодежной сферах. Была отмечена важность участия представителей Сиро-Яковитской Церкви в научно-богословских конференциях, проводимых Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Сиро-яковитская сторона также планирует приглашать богословов из Русской Православной Церкви к участию в проводимых ею научных форумах, в том числе в зарубежных епархиях. Были намечены возможные шаги по координации двустороннего взаимодействия в медийной сфере. Избраны секретари Комиссии: со стороны Русской Православной Церкви  С.Г. Алферов, со стороны Сиро-Яковитской Церкви  диакон Имад Суриани. В завершение заседания был принят совместный меморандум. Об итогах встречи будет доложено Священным Синодам Русской Православной Церкви и Сиро-Яковитской Церкви. 9 декабря, в день памяти небесных покровителей Череповца преподобных Афанасия и Феодосия, члены Комиссии присутствовали на торжественной Литургии в кафедральном соборе, освященном во имя этих святых. Богослужение возглавили епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий . Вечером того же дня участники заседания посетили приуроченный к празднику концерт, который прошел в Камерном театре Череповца. Перед началом музыкальной программы епископ Флавиан, глава города М.П. Гусева, игумен Арсений (Соколов) и архимандрит Жак Якуб выступили со словами приветствия.

http://patriarchia.ru/db/text/5083043.ht...

Феодосий, первый архиепископ Астраханский, 18-го Декабря 1606-го года скончавшийся на дороге ив Москвы домой в городе Царицыне, в 1608-м году погребенный в Казани, в Спасо-Преображенском монастыре, в 1617-м году перенесенный в Астрахань и положенный в кафедральном Успенском соборе (Преосв. Платона Любарского Сборник древностей Казанской епархии, стр. 197; Строева Списки иерархов). Феодосий Глушицкий, подвижник Дионисиева Глушицкого монастыря (Ист. Uep. III, 702 нач.). Феодосий и Афанасий Череповецкие, основатели упраздненного Череповецкого Воскресенского монастыря, который находился в городе Череповце Новгородской губернии, неизвестно когда жившие до половины XV века (Ист. Uep. VI, 656 ). Феофан Говоров, епископ Владимирский, скончавшийся на покое в Вышенской пустыне Тамбовской губернии, Шацкого уезда, 6-го Января 1891-го года. См. о нем Е. ПоселянинаРусских подвижников XIX века. Феофан Новоезерский, архимандрит и подвижник Кириллова Новоезерского монастыря, находящегося в Кириловом уезде Новгородской губернии, скончавшийся 3-го Декабря 1832-го года. См. о нем у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Феофил Омучский. См. Иаков и Феофил. Феофил и Иаков Порховские, основавшие в конце XIV (будто бы) века упраздненную Феофилову Успенскую пустыню, которая находилась в Порховском уезде Псковской губернии (Ист. Uep. VI, 848  fin.). Ферапонт Мовзенский. Уединенный подвижника Буйского леса Костромской губернии, а потом подвижник Благовещенского Монзенского монастыря, который близь места его подвигов основан был преп. Адрианом (см. в этом же списке выше) и который по его – Ферапонта имени назывался Ферапонтовым (упразднен в 1764-м году), скончавшийся в 1598–1599-м году (Ключевск. Древнерусские жития святых, стр. 329; книжка: Святые угодники Божии и подвижники Костромские, стр. 117). Ферапонт Островский. См. Афанасий. Фома, юродивый Сольвычегодский, погребенный в Введенском монастыре города Сольвычегодска Вологодской губернии (о самом Фоме-у преосв. Сергия в Полном месяцеслове, т. П, прилож. 3-е; о почитании его памяти-у Ратшина, стр. 62 и в Географическо-статистическом словаре Семенова под сл. Сольвычегодск).  II. Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На богослужении, в частности, присутствовали губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, мэр Череповца Е.О. Авдеева. По окончании литургии Святейший Владыка посетил кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, осмотрел строящийся духовно-просветительский центр Череповецкой епархии «Преображение», побывал в деревянном храме святой великомученицы Варвары, покровительницы всех горняков, на призаводской площади Фосфорного комплекса АО «Апатит» череповецкого химического кластера компании «ФосАгро». Далее Предстоятель Русской Церкви ознакомился с интерактивно-познавательным центром «Зеленая планета», а также Азотным комплексом АО «Апатит» группы предприятий «ФосАгро» в Череповце, где совершил освящение закладного камня в основание храма-часовни во имя святой великомученицы Екатерины на территории производственной площадки «Аммиак 3». В тот же день Его Святейшество прибыл в Вологодскую епархию, в Кирилло-Белозерский монастырь, где вознес молитву у раки, устроенной над местом захоронения преподобного Кирилла Белозерского. Также были осмотрены территория и строения Малого Ивановского монастыря, находящаяся на реставрации церковь Иоанна Предтечи на холме, место первого поселения Кирилла и Ферапонта Белозерских. По прибытии на Архиерейское подворье Вологодской митрополии «Ферапонтов монастырь», расположенное на территории исторического Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря, Предстоятель Русской Православной Церкви побывал в храме преподобного Мартиниана и в Богородице-Рождественском соборе, где осмотрел фрески Дионисия, а также музейную экспозицию в трапезной палате собора, посвященную истории Ферапонтова монастыря. 17 июня 2018 года, в празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на соборной площади Вологодского кремля. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий, духовенство Вологодской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5236824.ht...

а) Назначить на должность игумении Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря города Пскова монахиню Рафаилу (Позигунову). б) Назначить на должность игумении Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря села Творожково Струго-Красненского района Псковской области монахиню Магдалину (Бусыгину). 5. В связи с прошением Преосвященного епископа Сочинского и Туапсинского Германа освободить игумению Анастасию (Михалко) от должности игумении Троице-Георгиевского женского монастыря села Лесное города Сочи Краснодарского края и назначить на эту должность монахиню Дросиду (Сорокопуд). 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Великолукского и Невельского Сергия освободить архимандрита Макария (Швайко) от должности игумена Успенского Святогорского монастыря. 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана открыть мужской монастырь Троице-Благовещенская Евфросино-Синоезерская пустынь деревни Пустынь Чагодощенского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря иеромонаха Феодосия (Белова). 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Вяземского и Гагаринского Сергия освободить игумена Амвросия (Федуковича) от должности наместника Свято-Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра Сычевского района Смоленской области. 9. В связи с прошением Преосвященного епископа Скопинского и Шацкого Феодорита назначить на должность наместника Свято-Духова мужского монастыря города Скопина Рязанской области иеромонаха Игнатия (Долотова).   ЖУРНАЛ 172 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Аргентинская и Южноамериканская епархия Иерея Сергия Малашкина, в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности клирика Аргентинской и Южноамериканской епархии и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.   ЖУРНАЛ 173 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Митрополита Американского и Канадского Тихона.

http://patriarchia.ru/db/text/5553804.ht...

6 Точный возраст Преподобного на момент кончины неизвестен. 7 В 1920 году состоялось кощунственное вскрытие мощей Преподобного Сергия большевиками. Вплоть до 1946 года мощи хранились в музее, размещенном на территории Лавры. В 1946 году они были возвращены Церкви. 8 По разным источникам, речь идет о Куликовской битве или о битве на реке Воже. В XV-XVI веках Воскресенская Череповецкая обитель, основанная Феодосием и Афанасием, имела статус домового митрополичьего монастыря, обладала большими земельными угодьями. В годы Смуты обитель была сожжена поляками, вся братия перебита. В дальнейшем монастырь несколько раз горел и отстраивался заново. При Екатерине II обитель была упразднена, Воскресенский и Троицкий соборы стали приходскими храмами. В начале 1930-х годов Троицкий собор был снесен большевиками, Воскресенский обезглавлен. Сразу после войны изуродованный храм был возвращен верующим. После празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году его восстановили. Сейчас храм является действующим. «Точно птички райские, разлетелись птенцы Сергиевы из родного гнезда Радонежского по всему Востоку и Северу Русской земли и прославили Господа своею дивною жизнью; будто звезды по небу полуночному, рассыпались они по лицу родной земли и ярко горят по всему необъятному пространству ее пределов северных...» — писал иеромонах Никон (Рождественский), автор одного из самых популярных житий Преподобного Сергия. Монашеская традиция, основанная на Руси Преподобным Сергием, продолжалась не только в его учениках, но и в подвижниках последующих веков. Наследниками Радонежского старца могут считаться старцы XVIII и XIX столетий. Это и преподобный Паисий Величковский, и святитель Тихон Задонский, и преподобный Серафим Саровский, и святитель Игнатий (Брянчанинов), и святитель Феофан Затворник. Все они являются великими учителями русского исихазма. Народное почитание Преподобного Сергия Радонежского как подвижника и чудотворца началось на Руси задолго до того, как появилась традиция соборной канонизации святых. И двести-триста лет назад, так же как и сегодня, получали верующие помощь от Преподобного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010