25/8 Преподобной Евфросинии Александрийской (V). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1595). Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Преподобных Афанасия, Железный посох (1388) и Феодосия (XIV) Череповецких, учеников преподобного Сергия Радонежского. Тропарь преподобной Евфросинии Александрийской, глас 8 В Тебе, мати, Известно спасеся... (общий преподобной жене). Кондак, глас 2 Вышнюю жизнь возжелевши получити,/дольнюю сладость тщательно оставила еси 14 ,/и самую себе смесила еси посреде мужей, краснейшая,/Христа бо ради Жениха твоего/о обручнице привременном небрегла еси. Величание Ублажаем тя,/преподобная мати Евфросиние,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4 Иже добродетелей подвижник,/яко истинный воин Христа Бога,/на страсти вельми подвизался еси 15 в жизни временней,/в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником;/темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/Егоже действием светло украшен еси./Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай стадо, еже собрал еси мудре,/и не забуди, якоже обещался еси,/посещая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш. Ин тропарь, глас 8 От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/мужески в пустыню вселился еси,/и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./Тем быв в Троице вселение,/чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/и исцеления всем подая обильно./Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже В чистоте жития источник слез твоих,/исповедания трудовныя поты совокупил еси,/и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне,/омывавши сугубстве, творящим любовию память твою,/скверны обоямы душевныя и телесныя./Сих ради, чада твоя суще, вопием ти:/моли, отче, Святую Троицу о душах наших. Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Похоже, епископ Флавиан (Митрофанов) действительно под следствием Тревожные слухи вокруг правящего архиерея Череповецкой епархии, видимо, имеют под собой основание 23.03.2020 10185 Вчера, в Крестопоклонное воскресенье Великого поста, глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) совершил Литургию в кафедральном соборе Афанасия и Феодосия в Череповце, сообщает сайт митрополии . Митрополиту Игнатию сослужили клирики Вологодской митрополии. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора. По окончании Литургии митрополит Игнатий обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом о том, что Господь через Крест дает нам Спасение, что посредством страдания Христа на Кресте, Его смерти и Воскресения мы имеем возможность войти в вечную жизнь, и о том, что каждому из нас Господь дает крест по силам. Митрополит Игнатий пообщался с прихожанами и преподал всем благословение. Вот, собственно, кратко суть сообщения на сайте митрополии. Обычная новость о богослужениях правящего архиерея. Удивительно, что сайт Череповецкой епархии не сообщает о Литургии, которую совершил глава митрополии в их кафедральном соборе. Еще более удивляет, что в новости на сайте митрополии не сообщается о сослужении митрополиту Игнатию правящего архиерея епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана (Митрофанова). Сослужили только клирики. Любой человек, имеющий элементарные знания о церковной практике, понимает, что происходит что-то из ряда вон выходящее. Либо епископ Флавиан смертельно болен, либо есть какая-то другая причина его отсутствия на богослужении. Вездесущий протодиакон Андрей Кураев опубликовал на своей странице в «Живом журнале», как он сообщает, присланную ему из Вологды версию происходящего: «Вологодский митрополит Игнатий приехал в Череповец, где отслужил литургию в кафедральном соборе Афанасия и Феодосия. Местный епископ Флавиан Митрофанов присутствовал, но не служил и не причащался. Более того, на службе поминали только митрополита, без Флавиана. Что опровергает версию о том, что он просто болеет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/23/po...

Ольга Ходаковская ЧАСТЬ I ГЛАВА 1. ОТ ДОБРОГО ДРЕВА В России священнические династии столетиями проживали в границах одного уезда, тесно переплетаясь между собой, храня родные предания и умножая традиции искренней религиозности, семейности и патриотизма. Церковная среда, её монастырская и приходская составляющие, может быть, не так активно заявляла о себе в истории, как это было с другими сословиями: разночинцами и дворянством, но она проникала в ствол России, питала её духовно и культурно. Прежде чем рассказать о двух священнических династиях, из которых вышел епископ Пимен, обратимся к истории и географии уголка России, ныне относящегося к Вологодской области. Её историческое название − Белозерский край. Мы начнём ходить по одной земле и дышать одним воздухом с ним, его уроженцем. Особенно пристально предстоит всмотреться в два места подле тракта, ведущего на север и соединяющего города Череповец и Кириллов. Одно из них – Васильевское-Романово, другое – Новая Для епископа Пимена каждый уголок здесь представал до боли дорогим и родным. Его любовь к родному пепелищу и отеческим гробам начиналась здесь. Об истории Белозерского края и о прошлом приходов в Новой и Васильевском-Романове В родословной епископа Пимена заложен мощный пласт поколений духовенства Белозерья. Не без основания можно говорить о его кровной связи со всеми церковно- и священнослужителями, жившими прежде на этой земле и историей Белозерского края в целом. Когда-то здесь селились финоугорские племена «весь», но они ассимилировались славянами, с началом татаро-монгольского нашествия бежавшими сюда со средней и верхней Волги. Белозерье было самостоятельным княжеством, а во времена Ивана Третьего (с 1486 г.) стало уездом Московского государства. Край имел репутацию оплота московского единодержавия и самодержавия. Система расселения на этих территориях, которую застал XIX век, начала складываться в XIV веке. Именно тогда в Череповецком урочище на месте впадения реки Ягорбы в Шексну поселились два отшельника – Феодосий и Афанасий, ученики св. Сергия Радонежского. Созданный ими Череповецкий Воскресенский монастырь появился не на пустом месте. Место было обжито задолго до появления учеников преподобного и обезлюдело после эпидемии чумы, накануне прошедшей по Белозерскому краю. Со временем вокруг монастыря выросла монастырская слобода, ставшая в 1780 году городом Череповцом. По соседству поднялись пустыни – Филиппо-Ирапская, Леушинсая, Воронинская, Выксинская, Антониевская на Чёрных озерках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Скачать epub pdf Сентябрь 25 Сергий, игумен Радонежский, преподобный чудотворец – преставление «Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, преподобного Сергия в земли нашей Рустей» – так начинает сказание блаженный Епифаний о житии преподобного спустя 26 лет после его смерти. Велико значение преподобного как верного служителя Святой Троицы в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и нравственного воспитания русского народа. Около 70 монастырей только было открыто преподобным, его учениками и учениками его учеников. В 1992 году исполнилось 600 лет со дня преставления преподобного Сергия, столпа Российстей Церкви, воспитавшего поколение святых и объединившего духом Православия полуязыческие племена северной и средней России в целое великорусское племя; преподобный – носитель крепкого, народного, русского, православного духа. Преподобный Сергий стал игуменом всея России и возбранным воеводой Русской земли. Это почувствовали у гроба его многие миллионы душ человеческих как у очага благодатного огня, забывая суету земную и духом переносясь в родную древность, в леса Радонежские, Древнюю Русь, воспевая: «Радуйся, от чрева матерня освященный и прежде рождения прославивый Святую Троицу». Великий печальник и заступник земли Русской родился от родителей Кирилла и Марии, добрых и богоугодных. Они строго хранили церковные уставы, помогали бедным. Их сын – краса Православной Церкви и опора родной земли – был избранник Божий. В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во чреве матери – перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем знамение, что он будет служителем Святой Троицы. Мы знаем, что пророка Иеремию Бог от чрева матери предызбрал и освятил, также пророка Исаию. А Предтеча Иоанн еще во утробе матери узнал Господа, и матерь его с радостью пророчески возопила: Прииди Мати Господа Моего ко мне ( Лк. 1, 44 ). Господь досточудно еще до рождения преподобного явил ему Свою благодать и Божественное промышление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Валаам поздравит череповецких металлургов духовными песнопениями Череповец, 16 июля 2007 г. Одним из центральных событий празднования Дня металлурга в городе Череповец стал концерт клиросного хора Валаамского подворья. Концерт состоялся 15 июля после Божественной литургии в Храме Рождества Христова, сообщает " Русская линия " . В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как этот храм, разрушенный после революции, был заново отстроен по инициативе Череповецкого металлургического комбината. Череповецких металлургов и Валаамский монастырь связывают более 6 лет сотрудничества. Генеральный директор " Северстали " Алексей Мордашов входит в Попечительский совет по восстановлению Валаамского монастыря, который возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За прошедшие годы при поддержке компании были осуществлены реставрационные работы в Спасо-Преображенском соборе, храме Валаамской иконы Божией Матери, заложен новый скит во имя равноапостольного Великого князя Владимира. При содействии Попечительского совета в Валаамский монастырь привозилась с Афона стопа Андрея Первозванного. В выходные жители города Череповца смогли познакомиться с уникальными традициями знаменного церковного пения, которые возрождает братия Валаамской обители и участники клиросного хора Валаамского подворья в Санкт-Петербурге. В репертуар коллектива входят старинные распевы: знаменный, греческий, болгарский, сербский, киевский и другие, а также лучшие образцы русской духовной музыки 18-20 веков и народные песни. Особое настроение концерту придал отмечаемый накануне, 14 июля, праздник Валаамской иконы Божьей Матери – написанной в конце 19 века Валаамским иноком Алипием и глубоко почитаемой в обители. Для участников хора была подготовлена насыщенная экскурсионная программа. Они познакомились с памятниками культуры и храмами Череповца, в том числе, посетили Соборную горку памятника Афанасия и Феодосия, побывали в промышленных цехах комбината: увидели работу доменной печи и листопрокатного производства. Было запланировано посещение Кирилло-Белозерского музея заповедника, Горицкого монастыря и Ферапонтовского монастыря, где создан музей уникальных, чудом сохранившихся до наших времен фресок Дионисия.

http://pravoslavie.ru/23162.html

В Неделю Торжества Православия в Воскресенском кафедральном соборе Вологды для поклонения верующих изнесены мощи праведного Александра Вологодского 6 марта 2023 г. 11:25 5 марта 2023 года митрополит Вологодский и Кирилловский Савва и епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий совершили чин Торжества Православия в Воскресенском кафедральном соборе Вологды. Во время богослужения для поклонения верующих были вынесены мощи праведного Александра Вологодского, после обретения пребывавшие в алтарной части собора. Преосвященным архиереям сослужило духовенство города Вологды и Череповецкой епархии . Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора города Вологды под управлением регента А.П. Бурдиной. Во время пения тропаря праведному Александру Баданину мощи святого были изнесены на середину храма. Владыка Савва совершил троекратное каждение, затем была оглашена резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о почитании святых мощей праведного Александра Вологодского. На середине храма, перед иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, архиереи в сослужении сонма духовенства совершили чин Торжества Православия. По окончании богослужения митрополит Савва и епископ Игнатий обратились друг к другу со словами приветствия. Глава Вологодской митрополии предложил передать частицу изнесенных мощей в кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, владыка Игнатий с радостью принял это предложение. «Череповчане ездили в Вологду, чтобы помолиться на могиле святого праведного Александра, а Вы, владыка Савва, предоставляете нам возможность поклониться мощам глубоко чтимого нами святого, не покидая родной город», — сказал епископ Игнатий. Далее состоялось награждение потрудившихся во время обретения святых мощей праведного Александра Баданина. В завершение торжества все присутствовавшие на богослужении получили на молитвенную память иконку святого Александра Вологодского. Александр Николаевич Баданин (1846-1913) стал священником сравнительно поздно, на 46-м году жизни. До этого служил преподавателем в Солигаличском (Костромской губернии), Вологодском и Тотемском духовных училищах, преподавал русский и церковнославянский языки, священную историю, гимнастику.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке по Вологодской митрополии июня 2018 Поездка началась с посещения Череповецкой епархии. В канун празднества всем преподобным отцам Вологодским, 16 июня, Предстоятель возглавил в Череповце Божественную литургию на площади перед кафедральным собором преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. Среди молящихся были губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, другие представители органов власти. В проповеди Предстоятель отметил, что посещение Череповца дает возможность соприкоснуться с местами Святой Руси, которые вошли в историю благочестия как Северная Фиваида. В отличие от Южной Фиваиды, Востока, Афона, где древние монастыри созидались в условиях теплого климата, Северная Фиваида явила миру не только силу духа иноков, но и силу их несокрушимой воли, двигавшую их в опасные безлюдные места с суровым климатом. Затем Святейший Патриарх и сопровождавшие его лица посетили деревянный храм великомученицы Варвары, покровительницы всех горняков, на призаводской площади комплекса " Апатит " череповецкой компании " ФосАгро " . Обращаясь к сотрудникам производства, Его Святейшество подчеркнул, что технологии и деньги эффективны лишь в руках человека, у которого есть внутренний нравственный закон, через который он не может переступить, - он не будет воровать, небрежно относиться к тем орудиям труда, а будет честно работать. Предприятию " Апатит " была вручена патриаршая грамота. При посещении интерактивно-познавательного центра " Зеленая планета " в Череповце Святейший Патриарх осмотрел музейную, рассказывающую о городе, в котором проживает несколько поколений российских химиков. Также представлены макеты заводских храмов, на примере которых можно познакомится с особенностями деревянного церковного зодчества Русского Севера. В тот же день Предстоятель совершил закладку Екатерининского храма на территории предприятия " Апатит " в Череповце. Обращаясь к участникам события, он напомнил житие мученицы, отметив, что сегодня никто не принуждает людей отказываться от веры, но они часто отказываются от нее сами, когда перед ними возникают ложные цели и ценности. Если подлинная религиозность станет частью народной жизни, многое изменится к лучшему.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Носовское. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Иоакима и Анны. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1788 и 1814. Адрес: Вологодская область,Череповецкий район, п/о Ясная Поляна с.Носовское. Координаты: 59.181782, 37.902126 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ведомость о церкви за 1921 год Церквей две, обе каменные. Первая – Воскресения Христова, однопрестольная, построена в 1788 году тщанием прихожан. Вторая – Богоотец Иоакима и Анны, построена в 1824 году тщанием прихожан, два придела: Николая Чудотворца (левый) и пророка Илии (правый). Колокольня каменная, построена отдельно от церквей в 1795 году тщанием прихожан. Утвари достаточно. По штату: священник и псаломщик. Кружечных доходов за 1921 год – 72.000 рублей. Земли состояло: усадебной с церковным погостом – 2 десятины 1676 кв. сажен, пахатной – 12 десятин, сенокосной – 15 десятин, всего – 51 дес. 1676 кв. сажен. В настоящее время на причт имеется только 12 десятин, качество земли низкое. В приходе две школы: Носовская 2-классная и Данская 1-классная, в настоящее время занятия не ведутся. Преосвященный посетил приход в последний раз в 1902 году. Сторожка каменная. От местного благочиния в селе Ильинском 12 вёрст. Ближайшие церкви: Покровская Дементьевская – 3 версты, Благовещенская г. Череповец – 5 вёрст. 4 часовни в деревнях: Большой Двор, Шалаево, Данское, Новец. В наше время Воскресенская церковь представляет собой руины, но внутри еще видны остатки фресок. Колокольня в 11 пролетов высотой не сохранилась, но во время войны она еще существовала и использовалась как наблюдательный пункт. Церковь Иоакима и Анны в настоящее время является действующей. Приход Носовский, V класса Первоначальное основание прихода относится к XVII веку. В 1668 году по благословлению патриарха Иосифа II-ro был открыт приход Носовский. До этого времени прихожане сей церкви принадлежали Череповской слободе, к Феодосиевскому приходу, что ныне Благовещенская церковь в г. Череповце и были крепостные Череповецкого Воскресенского монастыря, куда были пожертвованы князем Андреем Михайловичем Можайским - внуком Калиты, около 1488 года. Первая церковь в приходе была устроена во имя св. и праведных Богоотец Иоакима и Анны деревянная; в таком виде она существовала до 1770 годов, а приход назывался Богоиоакимовским. В 1770 году или несколько позже пожар истребил ее до основания, а на место ее дозволено грамотою Вологодского епархиального архиерея Иринея в 1775 году перевести деревянную церковь Леонтиевскую из села Богородского с переименованием в Богоиоакимовскую. Церковь эта по ветхости заменена в 1814 году каменною. Название прихода Воскресенского произошло со времени построения летнего храма Воскресенского в 1788 году. В настоящее время в приходе два храма: один летний холодный, устроенный во имя Воскресения Христова однопрестольный, а другой зимний, теплый Богоиоакимовский, с приделами в честь святителя Николая и пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=35519

Череповец. Кафедральный собор Афанасия и Феодосия Череповецких. Череповецкий Афанасие-Феодосиевский кафедральный собор Собор. Действует.   Престолы: Афанасия и Феодосия Череповецких Год постройки:Между 2009 и 2014. Архитектор:И.Н. Орлов Ссылки:   Адрес: Россия, Вологодская область, г.Череповец, Макаринская роща, д. 1 Координаты: 59.115545, 37.983277 Проезд:От ж/д и автовокзала на автобусе до остановки " Макаринская роща " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца В результате проведения конкурса на эскизный проект строительства православного храма был утвержден и согласован с Вологодской епархией эскизный проект храмового комплекса в Макаринской роще (автор проекта Игорь Орлов). По своим очертаниям храм этого проекта напоминает Благовещенский собор, благоустроенный И.А. Милютиным в первые годы на посту городского головы и взорванный после революции 1917 года. По замыслу архитектора Игоря Орлова, храм органично вписан в существующий рельеф высокого правого берега реки Шексны. Кафедральный собор искусно сочетает в себе современные технологии и старину русского севера. Высота строения классического церковного стиля составляет тридцать пять метров. Храм Афанасия и Феодосия в Череповце — пятиглавый, с куполами-луковками и крестами. Самый большой крест достигает шести метров в высоту, имеет массу 750 килограмм, кресты на малых куполах храма в высоту — 4 метра, весом — 250 килограмм каждый. Высота креста, установленного на колокольне, составляет 2,5 метра. Пять глав собора увенчаны куполами из нержавеющей стали, выполненными с применением новейшей технологии: напылением нитрида титана. Масса малого купола — 3,5 тонны. Купола и кресты изготовлены мастерами ООО «Вертикаль» города Трехгорный Челябинской области. Колокольня состоит из 12 колоколов. Сверху установлен прямоугольный шатёр высотой 12 метров, весом 14 тонн. 12 колоколов изготовлены на Московском колокольном заводе «Литэкс». Самый крупный колокол имеет массу 4500 кг, второй по величине – 2000 кг, третий – 850 кг.

http://sobory.ru/article/?object=16400

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010