Вот еще одна из тех сторон, которые сначала не бросаются в глаза, но для ума беспристрастного составляют красноречивое доказательство века и подлинности книги. Возражают на это, что писатель времен Маккавейских не мог, будто, назвать Сирию из боязни Антиоха, но такая предосторожность была бы бесполезна во времена этого царя, потому что Сирия и сам Антиох и без названия так ясно изображены в книге, что относительно их не могло быть никакого сомнения. Но, что особенно замечательно: в то время, как Сирия оставлена без названия, Египет, цари которого, в противоположность царям сирийским, названы царями южными, поименован буквально в стихах 8, 42 и 43. Причину этого легко понять. Это не только потому, что Египет был древней могущественной монархией, столь известной израильтянам, но особенно потому, что во время Даниилова видения он составлял еще царство независимое, даже цветущее, которое уже 10 лет спустя было покорено Камбизом и присоединено к Персидскому царству. Что касается названий: Царь Южный и Царь Северный, то они выражают положение этих государств относительно Палестины. Во всех пророчествах и даже во всей Библии положение стран определяется относительно Палестины (срав. Дан.6:10 ); притом в третий год Кира, когда Даниил получил это откровение, возвращение иудеев в отечество уже началось. Итак, способ выражения, каким глава 11-я указывает на различные языческие государства, носит в себе печать эпохи Даниила. 109 Киттим – из сынов Иавана, сына Иафетова ( Быт.10:4 ; 1Пар.1:7 ), и отсюда – народ от него происходящий – Киттеи или Китийцы. Под ними, во-первых, разумеется Тирская колония на острове Кипре ( Ис.23:1: 12 ), и потом и весь остров Кипр ( 1Мак.15:23 ; 2Мак.4:29, 10:13, 12:5 ). А потом имени Киттим дают и более обширное значение, разумея под ним и другие острова и прибрежные земли Средиземного и Эгейского морей, особенно северные. Так у пророков имя это поставляется вместе с другими родственными землями или островами и говорится не об одном острове, а о многих островах Китийских ( Иер. 2:10 ; Иез. 27:6 ); Иосиф Флавий, Иероним и Епифаний, епископ Кипрский, под Киттийцами разумеют и жителей Кипра и жителей других прибрежных земель и островов (Иез.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

1. Симониане. Основатель сей секты и первый патриарх всех еретиков есть Симон волхв. Он родился в Самарии, в Александрии учился философии 394 , а по возвращении в отечество, прославился магией и выдал себя за кого-то великого 395 . Имел в сем предшественником иудейского фанатика Досифея, своего соотечественника, но затмил его. Крестился от Филиппа и хотел купить дар Святого Духа у Петра, вероятно почитая христианство за высшую степень волхвования; будучи же обличен в сем заблуждении, хотя показал вид раскаяния, но после с новой ревностью обратился к волхвованию, стараясь ложными чудесами привлечь последователей. Он учил, что мир создан не Богом, но Ангелами; что он, Симон, явился на горе Синае в лице Отца; во времена Тиверия – в образе Сына и сошел на Апостолов под видом Святого Духа; что он есть Мессия; что, посольку Ангелы худо правили миром, то он сошел на землю, казался человеком и страждущим; что верующие в него и Елену, или Селену, (которая была тирская любодеица, его помощница) свободны; что сия свобода все позволяет; что нет воскресения мертвых. Иустин пишет, что ему в Риме посвящена была статуя 396 . Последователи его предавались разврату и суеверию. Изображение его и Селены чтили поклонением, жертвами и каждением. 2. Менандриане. Менандр, единоплеменник и ученик Симона, утверждал также, что он есть спаситель, посланный от верховной недоведомой силы; что его магия доставляет искусство побеждать Ангелов, сотворивших мир, и что крещение в него делает бессмертными. 3. Николаиты. Их наименование Ириней производит от Николая – одного из семи диаконов 397 , но вызывает недоверие, когда предание унижает такого мужа, которого Священная История представляет исполненным Духа Святого. Ересь их состояла в разрешении идоложертвенных и любодеяния, поэтому уподобляются они Валааму и Иезавели 398 . Апостолы Петр и Иуда уже обличали их преступления, хотя их и не называли 399 . 4 . Керинфиане. Керинф был иудей, учившийся в Александрии 400 . Осмелился поставить себя соперником Апостолов Петра в Иудее и Иоанна в Азии. Он говорил, что мир создан без ведома Бога; что Иисус родился от Иосифа и Марии; что Христос сошел на Иисуса по крещении в виде голубя, возвестил недоведомого Отца, сотворил чудеса и снова отлетел перед страданием 401 . К сим грезам присовокупляют грубый хилиазм, или мнение о тысячелетнем чувственными удовольствиями блаженном царствовании Иисуса Христа 402 . С меньшей доверенностью о нем утверждают, что он производил закон Моисея от злого начала, и, однако, почитал нужным обрезание; уважал Иуду предателя и порицал мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

28. – Дидрахма серебряная 29. – Статир или тетрадрахма 629 31. – Динарий Л. Антестия Гракула серебряный 32. – Динарий Августа серебряный 33.– Асс Фабио Бутео бронзовый 34. – Ассарий бронзовый 35. – Кодрант Сервилия бронзовый 637 36. – Самая маленькая бронзовая монета времени Августа 638 37. – Маленькая бронзовая монета времени Иоанна Гиркана 639 монета медная, представляла половину кодранта, как изъясняет св. Марк (12:42), восьмую часть асса, немного менее 1 сантима. Динарий вдовицы, хотя называется евангелистами 640 λεπτν, minutum, не должен быть иностранною монетою, греческою или римскою, но был, вероятно, самою маленькою монетою Иоанна Гиркана, 641 или другою аналогичною (135–107 до P. X.). Иудеи были обязаны уплачивать в храм годовую подать в размере одного полусикля, 642 и в уплату ее принималась лишь иудейская или тирская монета. 643 Отсюда происходит то, что у входа во храм находились менялы, 644 для доставления монеты иудейской в обмен на монету греческую или римскую. 171. – Меры длины и поверхности I. Меры длины в Ветхом Завете. – Евреи, как и все другие народы древности, первоначально пользовались для измерения длины различными частями человеческого тела. – 1. Можно считать за единиду их меры локоть, амма (’ammäh, по-египетски meh), равняющийся длине руки от локтя по кисть или расстоянию от локтя до оконечностей среднего или третьего перста. 645 Исчисление его достоверно не известно. 646 – 2. Локоть подразделяется на две пядени или больших пяди, церет (zeret, LXX: σπιϑαμ, spithama), слово, которое значит длань руки и означает расстояние, заключающееся между двумя протянутыми пальцами, большим и мизинцем. 647 – 3. Церет подразделяетея на три тефаг (tefah, tofah у Иезекииля), palmus, малая пядь, меру ширины руки или четырех перстов, как переводит иногда Вульгата ( Исх.25:25; 37:12 ; 3Цар.7:26 ; 2Пар.4:5 , ср. Иер.52:21 ; Иез.40:5,43; 43:13 ). Тефаг употребляется метафорически для обозначения чего-либо очень краткого: Ты дал мне дни, как пяди. ( Пс.38 (евр. 39):6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

пастырь действительно переходил труженнически из Олимпа в Патары для посещения братии: «за несколько дней пред сим, пишет он в сочинении о воскресении, ходил я в Патары, желая видеть Феофила». 708 К тому же, древние писатели одно и то же сочинение о воскресении приписывают и епископу патарскому, и епископу олимпийскому, т. е. дают видеть в Мефодии патарском и олимпийском одно и то же лицо. 709 По собственным словам его видно, что сочинения его – праздник дев и о воскресении наносили ему неприятности 710 ; но как и чрез кого это было, неизвестно. Так «ревностный поборник истины», как называет его св. Епифаний 711 , жил не без скорбей. Но и того было мало ему. Как истинный пастырь, св. Мефодий по любви к Господу и для назидания пасомых, запечатлел веру свою мученическим подвигом. Об этом свидетельствуют все древние, хотя и не определяют с точностью время мученической смерти его. Бл. Иероним пишет: «он увенчался мученичеством в конце последнего (Диоклитианова) гонения, или, как другие утверждают, при Декие и Валериане». 712 Но что Мефодий пережил время Валериана, это показывают как сочинения его против Оригена , так особенно сочинение его против язычника Ποрфирия, который писал πосле Валериана и не прежде 270 г. 713 В гонение Диоклитианово церковь тирская, как известно, прославилась твердостью своих мучеников. 714 Без сомнения, много значила в этой славной особенности твердость пастыря тирской церкви, св. Мефодия. Местом мученического подвига его была Халкида восточная 715 ; и, по всей вероятности, переселился он на небо не раньше 310 года. 716 Мефодий, пишет бл. Иероним, с блистательным и ясным красноречием написал несколько книг против Порфирия, также пир десяти дев, превосходное сочинение против Оригена о воскресении, против него же – о Пифонисее и свободном произволе, объяснение на книгу Бытия и Песнь песней и множество других сочинений, которые читаются повсюду». 717 Сочинения Мефодия действительно отличаются блистательным и ясным красноречием. Но кроме того, отличием их служит диалектическая тонкость в исследовании предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковный историк Евсевий, современник этого гонения, в своей истории рассказывая подробно о всех ужасах, сопровождавших преследование христиан в разных областях и городах римской Империи, как то: Фригии и Египте, в Фиваиде и Александрии, говорит в частности о Тире Финикийском, что здесь между прочим, после ужасных бичеваний христиан, выпускали на них пантер, медведей, диких кабанов и быков, разъяренных каленым железом, и что в это время церковь Тирская прославилась твердостью своих мучеников 12 . Гонители, ослепленные зверской яростью, полагали, что они достигнут совершенного истребления христианского имени и восстановят почитание языческих богов; но со стороны Христианства всюду выступали новые и новые поборники его и скорее жертвовали своею жизнью, нежели отказывались от содержимого ими вероучения. Между этими святыми поборниками веры Христовой в тогдашнее время занимает славное место и Св. Мефодий, управлявший церковью в пределах Тира Финикийского; ревность его, как истинного пастыря, без сомнения много содействовала достославной твердости Тирской церкви, доколе и сам он, по любви к Господу и для назидания пасомых, не запечатлел веру свою мученическим подвигом. Впрочем, деятельность этого святителя в сане Епископа среди столь тяжких обстоятельств Церкви не изложена в каком-либо письменном памятнике и, конечно, не без воли Божией, осталась неизвестной для верующих чад Церкви и чтителей памяти Св. Мефодия, равно как до нас не дошло почти никаких известий и о всех обстоятельствах его жизни, предшествовавших епископству, напр. месте и годе его рождения, месте воспитания, времени вступления в служение Церкви и пр., кроме общего замечания в Менологие греческого Императора Василия (X век.), повторенного в синаксаре греческой Минеи (20 июня), что «этот блаженный муж, с детства посвятив себя Богу, сделался божественным сосудом и вместилищем божественнаго Духа; посему, получив изволением Божиим от божественной благодати священство, прекрасно и богоугодно пас вверенное ему стадо, просвещая общество церковное кроткими речами».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Фотина (Светлана, Фотиния) – светлая [греч.] – Палестинская – см. Светлана Палестинская – (Светлана) Самаряныня, Римская, мц.: Мр. 20 Фотиния – см. Светлана Палестинская Фото Римская, мц.: Мр. 20 Х Хариесса Коринфская, мц.: Мр. 10; Ап. 16 – милая [греч.] Харита Римская, мц.: Ин. 1 – любезная [греч.] Харитина – благодатная [греч.] – Амисийская (Понтийская), мц.: Окт. 5 – Литовская, Новгородская, княжна, игумения: Окт. 5 Белорус.; Новг. Хиония – снежная [греч.] – Аквилейская, мц.: Ап. 16 – (Архангельская), исп.: Окт. 4 Новомуч. – Кесарийская (Палестинская), мц.: Ил. 16 Хрисия, Хриса – золотая [греч.] – Могленская – см. Злата – Римская, дева, мц.: Ян. 30 Христина – Христова – Владимирская, княгиня, мц., супруга князя Мстислава Георгиевича: Влад. – Кесарийская (Каппадокийская), мц.: Ф. 6 – Лампсакийская, мц.: М. 18 – Персидская, мц.: Мр. 13 – Тирская, мц.: Ил. 24 Христодула Антиохийская, исп.: С. 4 – Христова раба [греч.] Ц Цецилия – см. Кикилия Ш Шушаника (Сусанна) Ранская (Грузинская), княгиня, вмц.: Ав. 28 [груз.] Ю Юлия – см. Иулия Юния – см. Иуния Я Яздундокта – см. Снандулия   Вы прочитали статью Календарь женских именин.Читайте также:   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 3 955 308 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 февраля, 2023 11 октября, 2022 30 августа, 2022 16 февраля, 2022 10 ноября, 2021 29 января, 2021 16 декабря, 2019 17 августа, 2019 26 января, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/imeniny-zhenskie-imena...

Мотес полагает, что это отгороженное пространство с седалищами для священнодействующих и жертвенником, или престолом по средине, было не что иное как абсид, т. е. имело форму выступающего полукруга, и находит оправдание для своего мнения в самом тексте описания Евсевия 175 . Существование транзепта также можно предполагать с вероятностью. По описанию Евсевия в боках здания были устроены обширные помещения (εξδρας αι οιες μεγιστες), имевшие сообщение с средней залой (μεσον οιον) и назначавшейся для людей, имевших нужду в очищении и омовении водою и Духом. Что это были за помещения, какое место занимали он в общей системе постройки?.. Цестерман 176 , реставрируя план тирской базилики, располагает эти экзедры по бокам здания во всю длину его, параллельно боковым кораблям, так что онв имеют вид сплошных пристроек к внешним стенам базилики. Мотес и Гюбш 177 напротив, вводят их в непосредственную связь с средним кораблем базилики и полагают, что эти экзедры суть не что иное, как концы поперечного корабля или транзепта, выдававшиеся наружу и что следовательно в тирской базилике был транзепт. Предположение это очень вероятное; не совсем только мирится с тем указанием Евсевия, по которому упомянутые экзедры должны были служить помещением для ожидающих крещения. Так как транзепт есть ближайшая к алтарю часть, то едва ли здесь могло быть отведено помещение для оглашенных. Но затруднение это может быть устранено, если предположить, что транзепт не примыкал здесь непосредственно к абсиду, а пересекал продольные корабли в верхней их части, как в Вифлеемской базилике, или даже в средней части. Вообще вероятнее всего, что тирская базилика имела устройство сходное с тем, какое имели и другие, современные ей христианские здания этого рода, как напр. базилика Петра в Риме, базилика Вифлеемская и другие. Неизвестно, долго ли она существовала и можно ли еще в настоящее время отыскать какие-либо ее остатки. В Тире существуют развалины базилики, но средневековой постройки 178 . Базилика гроба Господня в Иерусалиме была едва ли не самым замечательным храмом из построенных при Константине не только на востоке, но и во всем христианстве, и потому стоит особенного внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

1129 Например, в Нью–Йорке, Бруклине и Филадельфии больше церквей, чем в гораздо более древних городах – Берлине, Вене и Париже. В Нью–Йорке их около трехсот, в Берлине и Париже – не более чем по пятидесяти. Это благородный триумф принципа добровольности в религии. 1132 Последнее, по утверждению Амвросия, Epist. 54, было принято в Риме и, конечно же, везде, где существовали такие реликвии. 1136 Hist. Eccl., x, 2–4. Евсевий говорит здесь об освящении церквей вообще, после окончания гонений, а потом, в с. 4, приводит oratio panegyrica, произнесенную, возможно, им самим, в которой тирская церковь описывается подробно, но высокопарно. 1139 Нот. vi, in Gen., §2: κκλησαν ποησν σου την οκαν και γαρ κα τ.εβυνος ε και της τν παιδων κα. της οετν σωτηρας. 1141 De incomprehensibili: Ενταθα εστ τι πλον, οον ομνοια κα συμφωνα κα της αγπης σνδεσμος κα α τν ερων εχα. 1143 Иногда нартекс опять же делился на два помещения, верхнее, для стоящих на коленях (locus substratorum), то есть для катехуменов, которые могли участвовать, стоя на коленях, в молитвах после проповеди (отсюда genuflectentes, γονυκλνοντες, припадающие), и нижнее, граничащее с внешним притвором, для простых слушателей, иудеев и язычников (locus audientium). 1146 B Чис. 19:2 и далее; 31:19 и далее (см. также Евр. 9:13 ) уже упоминается вода очищения или «отделения» (LXX: δωρ ραντισμου), приготовленная с добавлением пепла сожженной рыжей телицы и очищавшая все, что было осквернено прикосновением к мертвому телу. Позже иудеи придерживались очень строгих правил на этот счет: никто не мог войти в храм или синагогу или совершать какой-либо акт поклонения, молитвы или жертвоприношения, не очистившись водой, 1Цар. 16:5 ; 2Пар. 30:17 , поэтому синагоги строили рядом с источником воды. Фарисеи очень мелочно и педантично относились к этим омовениям; см. Мф. 15:2 ; Мк. 7:3 ; Лк. 11:38 . Тот же самый обычай символического очищения перед поклонением мы находим у древних египтян, персов, брахманов (которые считали, что вода из Ганга обладает спасительным воздействием), греков и римлян, а также у мусульман. У входа в каждую турецкую мечеть стоит большой сосуд, используемый в этих целях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Ну и поскольку мы уже сейчас потихонечку будем подходить к концу, нельзя не сказать еще об одном центре Антиохийской Церкви — о городе Тир. Тирская митрополия — это в числе епархий Антиохийского Патриархата, была первой по чести. Этот византийский подход к иерархии, который, конечно, на сегодняшний день в Православной Церкви почти не присутствует, только на Востоке. Когда есть иерархия — не просто архиепископы, митрополиты, епископы, — нет, есть иерархия, какой митрополит важнее всего в силу древности своей кафедры в конкретном патриархате. То есть после Антиохийского Патриарха, главный иерарх церкви фактически — это митрополит Тира. Когда после арабских завоеваний некоторое время будут вдовствовать кафедры — в Антиохии Патриаршей, в Александрии, Тирский митрополит и будет оберегать православные общины и фактически играть роль Местоблюстителя Патриарха для всех православных и в Египте, вместо Александрийского, и в Северной Сирии. Периодически они будут принимать такую же роль в Иерусалиме, когда там будут проблемы с патриархом. Величайший христианский город, древнейший финикийский город изначально, основанный финикийцами на северной части ливанского побережья. Мы смотрим на то, что остается от его памятников. Город будет разорен, все его соборы уничтожены мамлюкским султаном аль-Ашрафом, уже когда он будет уничтожать последние города крестоносцев на северо-ливанском побережье в 1291 году. А город был великолепный. В кафедральном соборе, который изначально строился еще при Константине Великом, перестраивался даже, там была могила Оригена — великий неканонизированный богослов. Там, на основе этого старого, обветшавшего ранневизантийского собора, крестоносцы, когда займут город, они его берут в 1124 году, они начнут возводить новый собор, и это будет крупнейший готический собор в континентальном Леванте, собор Пресвятой Девы Марии. Когда крестоносцы потеряют Иерусалим, именно в Тире, именно в этом соборе будут совершать коронации иерусалимских титулярных королей — правителей, лишившегося Святого града Иерусалимского королевства. Помимо этого, православные будут сохранять невероятно-значимое присутствие. То есть два крупнейших собора: это собор Пресвятой Девы Марии, который теперь латинский кафедральный. И рядом будет располагаться, в другой части города, православный византийский храм Пресвятой Богородицы, который будет кафедральным храмом для православных. В этом храме пройдет собор Антиохийской Церкви, и митрополит Тира, архиепископ Тира, Кирилл III, будет избран Патриархом при крестоносцах в 1187 году, то есть за четыре года до уничтожения города. Тирские церкви тоже будут стерты с лица земли. Община там фактически вымрет на некоторое время, потом, на побережье вернутся православные, даже община достигнет определенного достатка в период османского правления. Но на сегодняшний день большая часть византийских христиан Тира принадлежат Греко-Католической Церкви, а православное присутствие там очень-очень небольшое. Тоже забытый, уничтоженный город.

http://foma.ru/750-let-nazad-byila-unich...

В превосходнейшем творении св. Мефодия о Воскресении (полемическом против Оригена ) находятся ясные указания на то, что автор означенной книги имел пребывание в Патаре и Олимпе, где и вразумлял заблуждающих о воскресении. После епископствования в означенных двух Ликийских городах, находившихся под управлением одного Архиерея по причине бедственного положения Христиан того времени, когда тяжесть гонений в особенности падала на предстоятелей Церкви, – св. Мефодий был еще Епископом в Тире, о чем ясно свидетельствует блаж. Иероним. Как истинный пастырь словесного стада Христова св. Мефодий, из любви ко Господу и для назидания своих пасомых, твердость веры своей во Христа Спасителя и Богочеловека запечатлел собственною кровью. Он, как и преемник его на кафедре Тирской, Епископ Тираннион, пострадал за Христову веру во время десятого гонения на Церковь от Диоклетиана. Подражая в любви ко Господу Иисусу своих блаженных Архипастырей, и вся Церковь Тирская прославилась непоколебимою твердостью своих мучеников во время означенного гонения, жестокого и продолжительного, когда – по свидетельству Евсевия «в иной раз на один день приходилось до ста убитых мужей.» Св. Церковь , благодарная священно-мученику Мефодию, как одному из великих своих Пастырей-Учителей, совершая его св. память 20-го Июня, прославляет его, как богомудрого святителя, ясно проповедавшего Божие вочеловечение и посрамившего заблуждения Оригеновы. Называет его также священнотаинником святой Троицы, проповедником божественных, превышающих ум повелений, утверждением для православных, обличителем же злославных 54 . В мире людей ученых также господствует глубокое уважение к сему святителю, как к Учителю Церкви. Известный немецкий писатель книги: история Христианской письменности, Мёлер превозносит великими похвалами св. Мефодия Патарского за достоинства Его творений. Между творениями св. Мефодия осталась книга: «Разговор десяти дев.» В ней прославляется девство устами христианских девственниц, стремившихся к достижению венцов небесных путем ангелоподобной жизни. Чтобы более успеть в святой цели, с какою писано это творение, св. Мефодий в конце разговора приложил песнь, от лица разговаривавших дев, Христу Богу, имея в виду, что девственники и девственницы христианские воспевая сию песнь, более станут входить умом в блаженное состояние соединившихся со Христом через святой подвиг девства и таким образом будут иметь более одушевления к сему великому подвигу. Высокая мысль Мефодиевой песни есть сретение девами Жениха небесного, грядущего, по обетованию Своему, в полунощи 55 . По этой мысли, песнь могла служить возбуждением к духовному бодрствованию не для одних подвижников девственной жизни, но и для всякого православного христианина. Выписываем её всю, потому что хотя она и не вошла в церковно-богослужебное употребление, но мысли и выражения её встречаются в богослужебных гимнах позднейших песнотворцев Православного Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010