Предо мной неотвязно стоит воспоминание, а вместе и предзнаменование грядущих событий и свершений. Это портрет наш, писанный нашим общим другом М. В. Нестеровым (в этом году также отшедшим из этой жизни) майским вечером 1917 года, в садике при доме о. Павла. Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей, сделанный третьим другом, но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали для художника одно и то же постижение, но по-разному, одно из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. И у самого художника явилось сначала сомнение об уместности первого образа, настолько, что он сделал попытку переделать портрет, заменив ужас идиллией, трагедию благодушием. Но тотчас же обнаружилась вся фальшь и невыносимость такой замены, так что художнику пришлось восстановить первоначальное узрение. Зато образ о. Павла оказался им сразу найденным, в нем была художественная и духовная самоочевидность, и его не пришлось изменять. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к победному свершению, которое ныне созерцаем... Он обрёл себе своё место упокоения. Такова христианская вера и христианское упование. Но мир как будто бы опустел без него для знавших его и любивших, став унылым и скучным, и зовёт за собой из мира ушедший. «И взглянул я, – говорит тайнозритель – и вот великое множество людей, которого никто не может перечесть... стояло пред престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... Это те, которые пришли от великой скорби... они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его... и отрёт Бог всякую слезу с очей их»... ( Откр.7:9–17 ). И верим, в их лике зрится иерей Божий Павел, мученик и исповедник Имени Христова. [март–апрель 1943 г.] Комментарий 4 . IV. 1943 г. прот. С. Булгаков писал матери Феодосии: 36 «...за это время я испытал большое потрясение и горе, хотя оно и было, конечно, умерено в своей непосредственности расстоянием времени в четверть века. Я получил несомненное подтверждение вести о кончине своего друга, могу сказать: Друга, о. Павла Флоренского. Он скончался, очевидно, в Соловках, где он находился в ссылке (в течение последних 10 лет своей жизни). Последние дни я, с надрывом бессилия сказать о нём что-либо достойное величия этого человека, набрасывал заметки его памяти, которые, может быть, будут прочитаны в собрании его памяти, у нас устрояемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Предсказывая эти беды, пророк Михей презирал всякие земные почести, не боялся сильных мира сего, слушая только Господа и надеясь, что Бог, вначале наказав Свой народ, потом спасет его. Несомненно, «Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3: 12), но после этого испытания Господь примирится со Своим народом и будет вечно царствовать в обновленном Сионе: «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор… и потекут к ней народы» (Мих. 4: 1). Вернувшиеся из изгнания иудеи, «оставшийся» Израиль, а также народы многие, все поднимутся к дому Славы Божией. И «перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их» (Мих. 4: 3–4). Эта новая эпоха всеобщего мира и согласия начнется в Вифлееме – доме Ефрафы, меньшем между тысячами иудиными, во времена, когда родит Та, Которая должна родить, чтобы произвести на свет Царя-Мессию, Которого происхождение из начала от дней вечных (см.: Мих. 5: 1–3). Ясно и четко объявляя о предстоящем рождении Мессии, пророк говорит, что именно Он будет пасти обновленное стадо силою Господа, ибо Он будет велик до окраин страны. В этом новом Сионе духовный Иерусалим, обозначающий Церковь, границы которой простираются до края света, соберет все народы из Ассирии и городов Египетских, и от Тира до реки Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы (Мих. 7: 12), потому что Богу будет угодно еще раз явить Свою милость. Пророк Михей заканчивает книгу, предсказывая милосердие Мессии: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7: 19). Неизвестно, умер пророк Михей своей смертью или же был убит иудеями, которых обличал. Известно лишь, что он был похоронен около родного селения. Его мощи, вместе с мощами пророка Аввакума, были обретены в царствование Феодосия Великого по откровению, полученному епископом Елевферопольским, и в честь пророка Михея был построен храм.

http://pravoslavie.ru/55589.html

Пресвятая Владычице Богородице, святителю отче Николае, святителю отче Алексие, преподобие отче Сергие, преподобие отче Феодосие, преподобие отче Серафиме, преподобие отче Пимене, преподобие отче Феодоре, святый Алексие, человече Божий, пение приносяще Владыце, не престайте о моей немощи, о сообитании и братстве, яко да вкупе поживше, улучим вкупе и обожение. Благословение Господне да пребудет над всеми вами! Осень 1930 г. Письмо шестое Страдальцам моим бездомным шлю благословение Господне на вхождение в Великий пост ! Чувствую, что давно уже ждете от меня слов утешения, но уста мои сомкнулись, и во мне самом уны дух и смутилось сердце. Небо наше земное заключилось для нас. Как же не плакать, как не сетовать, как не скорбеть? Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния ( Иоил.1:13 ). Созданная по образу Божию человеческая природа в радости и особенно в страданиях стремится быть вместе с подобными себе. Не добро быти человеку единому; сотворим ему помощника по нему ( Быт.2:18 ), – сказано Творцом еще в начале человеческой истории. Сам Господь наш Иисус Христос в скорби своей смертельной, молясь в саду Гефсиманском до пота кровавого Отцу Своему и укрепляемый ангелом, по человечеству ищет подкрепления у близких, любимых, с которыми совершал путь Своего земного служения: Прискорбна есть душа Моя до смерти; пождите зде и бдите со Мною ( Мф.26:38 ). Грешный и малодушный, подкрепляемый постоянно вашими молитвами, вашим горением, вашим сослужением в храме, ныне одинокий и оторванный, особенно чувствую свое ничтожество и тесноту. К тоске по храму прибавилась бесконечная тоска по вас и сознание своей великой вины перед каждым. Страдания ваши и лишения стояли неотступно перед глазами моими. Я не находил ни в чем успокоения себе. Подобно Езекии, как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня ( Ис.38:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Приложение к беседе 12 А. О происхождении иночества По примеру великого пустынножителя пророка Илии, удостоившегося видеть славу преображения на Фаворе, и по примеру Иоанна Предтечи, большего из всех рожденных женами, по словам Самого Христа, начали уединяться первые отшельники христианства, чтобы, вдали от искушений и напастей языческого мира, молитвенно созерцать Господа, подобно ангелам на небесах. Они последовали совету апостола Павла, который, предвидя скорби истинных христиан, представил сам себя в пример отречения от мира: Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. Λ я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. ( 1Кор.7:29–33 ). Таковы были Антоний Великий , Пахомий, оба Макария, и другие основатели жития иноческого в пустынях Египта; таковы, и в каменистых ущельях Палестины, Иларион, Евфимий, Феодосий, Савва, не считая прочих великих отшельников. Святые мужи эти отличались не только глубоким знанием вещей божественных и великим благочестием, но и, по выспренности своего духа, но подчиненного внешним впечатлениям, они имели ясный взгляд на предметы и разум благих советов, некоторые же еще и дар чудес и сверхъестественную силу исцелений и прозрение будущего. К ним, как к избранным друзьям Божиим, стекались из далеких стран народы, привлекаемые свойственным каждому уважением ко всему священному и великому, и многие последовали их примеру. Между такими подражателями некоторые имели истинное расположение к иноческой жизни, но это, не совсем ясное в них чувство требовало еще образования и развития, ибо внутреннее их духовное богатство не могло само достигнуть совершенства; получив же однажды направление, они уже твердою стопою шли по новому, выспренному пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Крещение. И. Айвазовский. 1890-е гг. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского Крещение Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. Исполнение правды 3 мин., 18.01.2018 В праздник Крещения Господня  на утрене читается отрывок из Евангелия от Матфея. О чем хотел рассказать нам евангелист попыталась понять богослов и филолог Марина Андреевна Журинская.  Иоанн крестил людей в Иордане крещением покаяния и говорил: Идущий за мною сильнее меня (Мф 3:11). Пришедшему же к нему Христу он сказал: мне надобно креститься от Тебя . И получил ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду . Самое время подумать о том, что же это такое в данном случае — «всякая правда». Ясно, что это не иерархия духовной значимости. Про Предтечу Христос говорит далее Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф 11:11; ср. Лк 7:28, где Господь называет Иоанна пророком). Но насколько же больше величие Сына Божия! И тем не менее исполнение «всякой правды» состоит в том, чтобы Он крестился от Иоанна. Здесь возникает соблазн порассуждать о примере смирения и провести неприятные аналогии. Однако делать этого не стоит не потому, что неприятные, а потому что все это не по делу. Актом величайшего Божественного смирения, «кеносиса» (умаления) было Его воплощение. Ему предшествовал акт величайшего в истории человеческого смирения, основанного на всецелом доверии к Богу: Благовещение, явление ангела Деве Марии с вестью о том, что она станет Матерью Бога, и ее согласие. Так осуществлялось Домостроительство, то есть забота Бога о мире, направленная на наше благо. Читайте также: Как родился праздник Крещения Господня Христос, совершенный Бог, пришел к нам и стал совершенным Человеком, чтобы спасти мир. Но для того, чтобы всякий человек имел свою часть в спасении, необходимо было еще одно условие. Именно оно. Непостижимым для нас, таинственным образом Христос в Крещении взял на себя грехи мира, Сам оставаясь безгрешным. Тем самым Он уравнял нас (вместе со всеми нашими грехами) с Собой, и отныне стал Первым из людей, что помогло Ему в дальнейшем стать Первенцем из мертвых, то есть Первым воскресшим, Победителем смерти. Точнее, помогло-то это нам — надеяться на то, что мы последуем за Ним в воскресение и в жизнь будущего века. И таково было воздействие святости Сына Божия на природу мира, что в день Крещения Господня все воды рек земли становятся великой агиасмой, святыней.

http://foma.ru/ispolnenie-pravdyi-mf-315...

Святой, сойдя с коня, сказал: «Где бы ты хотела поставить столб твой?» Женщина ответила: «По правую сторону храма». Святой перстом написал на столбе, что он должен быть поставлен при втором столбе по правую сторону храма. Потом сказал ей: «Теперь ты сама помоги мне». И вместе с женщиной бросили столб в море. Этим сон закончился. На другой день столб оказался близ строящейся церкви, в том месте, где и указал святой. Царь и народ, видя такое чудо, ужаснулись и прославили Бога. Они поставили столб по правую сторону храма, как и было написано перстом великомученика (112, 639–640). Инок Киево-Печерского монастыря, именем Никон, был взят половцами в плен и содержался в оковах. Три года каждый день с бранью вязали его, бросали в огонь, резали ножами, заковывали руки и ноги, ставили жечься на солнце, морили голодом и жаждой, так что он иногда день, иногда два и три оставался без всякой пищи. И за все это он благодарил Бога и молился Ему. Зимой же выбрасывали его на снег и на мороз. Все это делали окаянные половцы, желая получить с него хороший выкуп. Он же сказал им: «Христос избавит меня от рук ваших; я уже получил извещение об этом: явился мне брат мой Евстратий, которого вы продали жидам на распятие. Осудятся они со сказавшими: возьми, возьми распни Его ( Ин. 19, 15 ); кровь Его на нас и на детях наших ( Мф. 27, 25 ). Вы же вечно будете мучиться с Иудою, как предатели, нечестивые беззаконники. И вот что сказал мне святой Евстратий: «На третий день ты будешь в монастыре, ради молитв святых Антония и Феодосия и других черноризцев, спасшихся с ними». Половчанин подумал, что блаженный хочет бежать, и обрезал ему икры, чтобы он не смог ходить. И строго стерегли его... Вдруг в шестом часу он сделался невидим, и всем слышен был голос: «Хвалите Господа с небес!» Один христолюбец заказал блаженному Алипию написать икону к празднику Успения Божией Матери. Через несколько дней Алипий разболелся, икона же не была еще закончена. Боголюбец начал докучать ему, но блаженный сказал: «Сын мой, не приходи ко мне, не докучай мне, положись в своей печали на Господа, и Он сделает, как Ему угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сидящему там отроку явился кажник, одетый в светлую одежду, прекрасен лицом, и сказал отроку: «Не скончаются дела тех, кто делает ради Бога, но оставь их и иди обедать». Отрок же сказал ему, что скоро придут начальники. Сказал же кажник: «Иди, скажи им, старающимся исполнить дело. Отрок же сказал, что не может оставить деньги, а то погибнет. Сказал же ему он: «Иди же быстро и скажи им, как вскоре придут и я клянусь, чадо, как святая София есть слово Божие, не уйду отсюда, пока не возвратишься, велено мне здесь быть и хранить то, что от слова Божия. Услышав же это, пошел отрок к отцу своему, и к прочим строителям, оставив ангела Господня хранить наставление. Поведал отрок отцу своему и всем прочим, взял отец его и привел к церкви Иустиниану и к бывшим там в церкви. И услышал царь это от отрока, и созвал всех кажников своих и показал каждого из них и сказал ему: «Кто из них?» Отрок же сказал, что ни один из этих не подобен тому кажнику, потому что в белых ризах был он. Сказал отрок и от лика его исходил огонь. Понял царь, что это был ангел Божий, и прославил Бога и возрадовался несказанно, потому что благословил Бог на дело его. И когда увидел Слово Божие, имел немалую печаль о церковном наречении. Оттуда принято таковое наименование о церкви да именуется Святая София, слово Божие, сказанное ангелом Господним. Царь Иустиниан помышлял, как к тому зданию не возвратить отрока, чтобы зранил святой ангел ту церковь , по клятве его, до скончания века. Так и сделал, богатством многим, почетным саном наградил отрока, на остров окрестный его послал советом и волею отца и отрока. Было же это на правой стороне, где ныне хранится икона Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Воздвигнув на горнем месте высокие столпы и комары, скорбел царь, что не имел больше золота. Стоял он на горнем месте и хотел воздвигать верх в день субботний в 4 часа. Явился ему кажник в белых ризах и сказал ему: «Что скорбишь, владыко создатель рассвета, вели прийти некоторым вельможам своим, и я дам золота, сколько ты хочешь. Дал ему царь главного начальника Ивасилида строителя, и Феодосия Патрикия, ковника и слугу, с двумя десятками сосудов под одним облогом. С этим кажник отошел от золотых ворот, и я вился в трех лицах посланным. Слезли с коней, сзошли с кажником в палаты. Вынул медный ключ, светлый открыл одно здание, и было там насыпано много золота. Взял кажник лопату и дал им 180 кентариев. Они же взяли золото и пошли к царю, а кажника оставили там. Приняв это золото с удивлением, казал им царь: в какое место ходили?» Они же рассказали ему все. И пошел царь на то место с принесшими золото, и не нашли не одного здания. Удивился царь и понял, что это был ангел Божий, и это дар его и прославил Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там нет древа познания добра и зла, но только — древо жизни. Уже не от ребра твоего жена, но все мы едино от ребра Христова. Если помазанные людьми не получают никакого вреда от змей, то и тебе не приключится ничего, доколь ты сохранишь помазание, дающее тебе силы схватить и задушить змия, наступать на змей и скорпионов. Но, как велики дары, так велико и наказание: изгнанному из рая нельзя жить против рая и нельзя возвратиться туда, откуда изгнан. Что же будет? Геенна и червь неумирающий. Но, да не будет, чтобы кто–нибудь из нас подвергся этому наказанию. Будем, живя добродетельно, стараться делать угодное (Богу); будем угождать Богу, чтобы мы могли избежать наказания и сподобиться вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 7 « Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой–нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим » (Кол. 2:16–19).   Об обрядовых постановлениях. — В крещении бывает и рождение и истление. — Суетность богатства и причиняемое им иногда бесчестие. — Гнев императора Феодосия против антиохийцев. — Порицание роскоши.   1. Сказав сначала загадочно: « Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас по преданию человеческому » (ст. 8), и еще прежде: « Это говорю я для того, чтобы кто–нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами » (ст. 4), и тем предрасположив душу их и сделав ее внимательною, упомянув потом о благодеяниях (Божиих) и тем еще более усилив внимание, наконец, (Павел) начинает обличение, и говорит: « Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой–нибудь праздник, или новомесячие, или субботу ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Тебе верою чтущым присно проси велия милости.   Кондак, глас 2: Трудами живот нетрудный достигла еси, кровию же Копронима удавила еси мученице, сквернаго врага Христовы церкве, всеблаженная Феодосие: и с вышними радуешися воинствы, чтущыя память твою покрывающи. Память святого юродивого Иоанна, устюжского чудотворца Блаженный Иоанн родился от благочестивых родителей, — от отца, по имени Саввы, и матери Наталии, — в окрестностях великого города Устюга [ 1 ], в селе, носившем название Пухово и расположенном по ту сторону реки, называемой Сухоною, где находился древний город Устюг. С юных лет он обнаружил необыкновенное воздержание. По средам и пятницам он ничего не ел, а в прочие дни питался только хлебом и водою, при чем ночи всегда проводил без сна в молитве и всегда ходил с грустным и жалостным лицом, так что те, кто видел его, думали, что он не в полном уме. Так блаженный отрок поступал всегда, и мать его много раз убеждала его изменить такой образ жизни, говоря: — Дитя мое, не изнуряй тела своего неупотреблением пищи; такое суровое воздержание может причинить тебе болезнь. — Не принуждай меня к этому, мать моя, — отвечал на это отрок, — воздержание избавит меня от грехов. — Какие же грехи, дитя мое, — спрашивала мать, — имеешь ты, будучи в таких юных годах? Одна благодать Божия в тебе и никаких грехов мы не видим у тебя. На это отрок отвечал матери: — Мать моя! перестань говорить такие слова, послушай, что говорит Писание: пусть никто из людей не хвалится тем, что он безгрешен; без греха — Один только Бог (Рим.3:10,23; 1 Иоан.1:8,9). И еще: пища и питие не приблизят нас к Богу (1 Кор.8:8). Посему не будем питать тела своего, чтобы оно не стало врагом нашим. Такими словами уговаривал блаженный Иоанн мать свою. Хотя сам он был и неграмотен, но научен был данною ему благодатию Святого Духа, как сказал пророк: «Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою» (Пс.70:15–16). После сего отец блаженного из села Пухова переселился в находившийся тоже в окрестностях Устюга город, по имени Орлец [ 2 ], на реку Юг и здесь скончался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ты не хочешь признаться сам себе в том, что дьявол ставит на тебя сети. Ибо это он внушает тебе такие мысли – что нет никакой пользы от чтения. Чтобы, при великом твоём нерадении и забвении Божественных заповедей, повредить и искоренить в тебе все праведные мысли, из которых в своё время родились бы праведные деяния. Этот мысленный змей, ибо Наас 97 толкуется – змей, угрожал некогда израильтянам, что всякому из них выколет правый глаз – то есть истребит всякий добрый помысел. Чтение же богодухновенных Писаний приносит многие блага. Поэтому, если хочешь сохранить душевные очи и победить злого советника – подразумеваю живущего в тебе аммонитянина Нааса, и сделать душевные очи зоркими, найди путь ко всякому благу – то есть не ленись быть внимательным к святому чтению. 189. Счетчику Пуллиону Когда мы занимаемся благими помыслами, чистыми по природе своей, – тогда мы в раю, свободны от страстей, пребываем в молитве и возносимся в поднебесье. А когда склоняемся ко злу – изгоняемся из божественного рая, облекаемся в кожаные ризы страстей, огрубев от грехов. Но если снова отрезвившись трудолюбием утончим грубость страстных риз – воспаряем, подобно орлам, называясь уже не плотскими, а духовными, как написано: а рожденное от Духа есть дух ( Ин. 3:6 ). Об этом и говорит нам апостол Павел: Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас ( Рим. 8:9 ), поэтому, последовав его совету, следует: отложить прежний образ... ветхого человека ( Еф. 4:22 ). Потому что даже будучи во плоти: не по плоти воинствуем ( 2Кор. 10:3 ), стремясь умом взойти на небеса, потому что: Наше же жительство – на небесах ( Флп. 3:20 ). 190. Комиту Сократу Христос Спаситель без какого-либо затруднения воскресит тела умерших быстрее, чем ты успеешь чихнуть. Скажи мне, что труднее: сделать статую, которой прежде не было, или разбившуюся привести в прежний вид? Поэтому ясно, что Бог, создавший нас из ничего, сможет и падших нас восставить. 191. Кормчему Вусирию Вспомни, что упоминаемая в Евангелии вдова долгие годы ходила к неправедному судье, говоря: защити меня от соперника моего ( Лк. 18:3 ). Но он не хотел сделать это и всё время откладывал. Соперником же может быть не только демон, но и плотское мудрование. Впоследствии судья, вынужденный настойчивостью, помог вдове. Господь наш рассказал эту притчу, укрепляя нас, чтобы не отчаивались мы, когда молимся о чём-либо и чего-либо просим. Ибо сам Человеколюбец Господь знает время, когда услышать нас и подать просимое. И когда будет воля Его, отомстит за угнетаемых и обижаемых. Как написано: когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?» ( Пс. 41:11 ), – это говорили демоны и расслабленному, лежавшему при Овчей купели, когда он каждый год обманывался в своём ожидании. 192. Чтецу Феодосию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010