По переписи 1500 г. видим уже в Вяжицком монастыре церковь во имя святителя Евфимия 137 . «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 .) В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского, спасавшегося в пещере, ежедневно прочитывавшего всю псалтирь и до кончины не снимавшего с себя власяницы и железного пояса. Мощи его в Феодосиевых пещерах в Киевской Лавре. 118 Ркп. житие св. Евфимия, описанное Пахомием. Сочинитель говорит, что пишет он о св. Евфимии „не по своему произволу, а по воле преемника престола его, владыки Ионы, который после него судом Божиим и избранием людей восприял кафедру святой Софии, а при жизни был искренним другом ему: движимый любовью велел он написать житие его. И я при помощи молитв святителя предлагаю слово моё для живущих по Богу, на пользу общую, чтобы не предана была забвению истина и не скрылась бы под тяжестью многих набегающих лет“. Синод. б-ки ркп. 6309 Костомарова напеч. 4 ч. (памяти, стар. лит. СПб. 1862) со списка Софийской б-ки. 121 Ист. акт. 1, 258. Тучков в житии св. Михаила Клопского: „сему чудному Евфимию возведену бывшу на престол, случися тогда нестроение во граде: овии от граждан прилежаху, по древним преданиям, Русским царем, вельможи же града вси и старейшины хотяху латыни приложитися и сих кралю повиноватися. И тако нестроению велику сушу и того ради блаж. Евфимию не совершившуся архиерейства три лета“. Московский боярин грозного царя по страху говорит неправду: нестроения 1431–1433 г. происходили в Москве между кн. Василием и Юрием, почему и опоздали отправить в Царьград св. Иону. 122 Собр. л. III, 113. 239. 141. IV, 112. Ист. иер. III, 635. 636. В Новгородском Софийском соборе сохраняется серебр. артосный панагияр, устроенный, по надписи, в 1435 г. „повелением преосвященного архиепископа великого Новгорода, владыки Евфимия, при князе Юрье Лугвеньевце“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При умножении плевел в народной жизни, священники их не исторгали, тогда как обязаны были разъяснить народу, что подобные связи в сущности простой конкубинат, а не законный брак. Уклонение священников в деятельности от положений закона открывается у Малахии в указании и на лицеприятие, имевшее место на суде. Моисей во многих местах Пятокнижия предостерегает от неправильных действий на суде: «не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого, по правде суди ближнего твоего ( Лев.19:15 ); даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых ( Исх.23:8 ); не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте» ( Втор.1:17 ). Давая такие предписания судьям, Моисей возвышал авторитет судей священников у народа: «приди к священникам... они скажут тебе, как рассудить, и поступи по слову, какое они скажут тебе... и постарайся исполнить все, чему они научат тебя» ( Втор.17:9–10 ); «дерзкий, не слушающий священника на суде, должен умереть» ( Втор.17:12 ). Сознание правды, должно быть присущим каждому человеку, даже грубому язычнику ( Рим.2:14–15 : дело закона (τα το νομο) написано в сердцах), тем более священника; поэтому несправедливый судья – священник прежде всего погрешает пред своей совестью. Амвросий Медиоланский писал императору Феодосию по поводу арианских движений на западе: ничто так не погибельно для священника пред Богом и дурно пред людьми, как не выражать того, что он чувствует (nihil in sacerdote tam periculosum apud Deum tam turpe apud homines, quam quod sentiat non libere pronunciare). Если погрешает по мысли святого отца даже тот, кто, не произнося лжи, умалчивает о сознаваемой им истине, то не тем ли более ответствен тот, кто извращает истину в своих приговорах? Впрочем, сирский перевод данного места пророка дает основание вместо: «лицеприятствует в делах закона», поставить: вы принимаете только поверхность закона, т.е. усвояете его внешним образом, не проникая в глубину мысли Законодателя (латинский перевод с пешито: accepistis in facie legem, чтение вульгаты: accepistis faciem in lege).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

72 . Епископ взволновался и сказал служителю: «Скажи ему: „Если ты не придешь, ты отлучен«». Служитель пришел к нашему отцу и сказал ему таким образом, как епископ указал ему. Мой отец же улыбнулся милостиво и сказал: «Смотри, что этот человек из плоти и крови сказал? Вот сидит у меня Тот, Который сотворил небо и землю! Я не пойду, оставив Его». Тогда сказал Спаситель моему отцу: «О Шенуте, поднимись и ступай к епископу, чтобы он не отлучил тебя, иначе Я не допущу тебя (в царство небесное) из-за завета, который Я установил с Петром, говоря: „То, что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах, и то, что ты разрешишь на земле, будет разрешено на небесах»». 162 И когда мой отец услышал эти слова от Спасителя, он поднялся, вышел к епископу и приветствовал его. И когда они кончили говорить друг с другом, ушел епископ от моего отца апы Шенуте с миром Божьим. Аминь. 73 . Случилось однажды, что мой отец сидел в монастыре. И вот вошел диавол и толпа демонов с ним. И он заговорил с моим отцом с великой угрозой и дурными словами. Мой отец же, когда увидел диавола, узнал (его) сразу, тотчас прыгнул на него, одолел его и схватил, поверг на землю, поставил свое колено на него и закричал братьям, что были поблизости: «Хватайте и этих других, которые следуют за ним!». И вмиг они исчезли, как дым. 163 74 . Случилось однажды, что апа Мартирий из Пбоу 164 направлялся в Константинополь к царю Феодосию, и когда он достиг места напротив монастыря, он сказал: «Я хочу пойти поклониться моему отцу пророку апе Шенуте, пока еще я не прошел на север». Юноша-монах, секретарь старца апы Мартирия, имя которого Иоанн, спросил надменно и сказал: «Какой пророк? Пойдем себе, ибо поистине он не знает (даже), что он ел вечером». И после этого он поднялся и пошел с его отцом по дороге. Когда же он (т. е. Мартирий) приблизился к монастырю, мой отец поднялся, вышел к нему, и они приветствовали друг друга. И тогда он ввел их в монастырь, и, помолившись, они сели. 75 . Тотчас сказал мой отец пророк апа Шенуте таким образом: «Где Иоанн?». Братья же посмотрели друг на друга. После этого он сказал: «Я говорю тебе, Иоанн, секретарь старца апы Мартирия!». Тогда мой отец взял его и сказал ему: «Иоанн, поистине Шенуте не знает, что он ел вечером, и это жалкое тело, которое говорит с тобой теперь, воссядет с апостолами в день суда и будет судить с ними. Впредь смотри, не будь неверующим в Бога и Его служителей». Юноша тотчас повергся к ногам моего отца святого, моля его: «Прости мне, я согрешил». И после этого вышел от моего отца старец апа Мартирий, воздавая славу Богу и дивясь тому, что произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

774. Святой Исаак Сирский. Слово 89. 775.  Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11. 12). 776. Лествица. Слово 7. 777. Ис. 21. 3. 778. О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 779.  Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего (Пс. 37. 7–9). 780. Св. Исаак Сирский. Слово 78. 781. Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 61. 782. Добротолюбие. Ч. 2. 783. Главы 19 и 45. 784. Глава 38. 785. Глава 53. 786. Техническое монашеское слово. 787. Глава 24. 788. Заглавие 24 главы. 789.  Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои (Притч. 22. 28). 790.  …горе одному (Еккл. 4. 10). 791. Глава 14. 792. Слово 55. 793. Патерик Алфавитный и «Достопамятные сказания» об Арсении Великом. 794. Слово 41. 795.  Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас (2 Кор. 13. 5). Глава 52. 796. Лествица. Слово 4, гл. 121. 797. Слово 74. 798.  Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то и другое (Мф. 9. 17). 799. Добротолюбие. Ч. 1. 800. Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк. 10. 47). 801. Иов. 2. 8. 802. Мк. 2. 4. 803. Преподобный авва Дорофей. Поучение 10. О еже ити в путь Божий. 804. Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Добротолюбие. Ч. 4. 805. Там же. 806. Там же. 807. Добротолюбие. Ч. 1. 808. О Законе Духовном. Добротолюбие. Ч. 1, гл. 4. 809. Предисловие на главизны блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 810. Слово 1, гл. 3. Слово 2. гл. 15. 811. О молитве, гл. 139. Добротолюбие. Ч. 4. 812. Там же, гл. 9, 10 и проч. 813. Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73. Добротолюбие. Ч. 2. 814. Гл. 13. Добротолюбие. Ч. 1. 815.  …не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

§ 1. Разум невозделанный и долгим временем не очищенный, есть разум неразумный – неправый и неистинный разум. В разуме бывает различие, как и во всех внешних вещах. Бывает разум совершенный – духовный, бывает разум посредственный – душевный, бывает и разум весьма грубый – плотский. § 2. Кто не позаботится самолично пройти тесным путем Евангельским, и будет иметь небрежение об очищении ума, – тот слеп душою, хотя бы и всю внешнюю мудрость изучил, он держится только буквы убивающей, а оживляющего духа не принимает. § 3. Правый и истинный разум не может быть удобно углублен в душу, без великого и долговременного труда и подвига, а насколько умервщляется похоть, настолько возрастает и процветает истинный разум. Но подвиг у всех должен быть сугубый, состоящий из внешнего труда и умного делания: один без другого не совершается. § 4. Все те, которые научились внешнему наставлению, о внутреннем же духовном делании – о просвещении и очищении разума вознерадели, – совершенно обезумели, развратились различными страстями, или впали в пагубные ереси. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим. Ï28). § 9. Ум, будучи очищен и просвещен, может разуметь все внешнее и внутреннее, ибо он духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может ( I Kop. 2:15 ). Философия это наука о познании истины. Но истина лишь одна. «Я семь Путь и Истина и Жизнь», говорит Господь ( Ин. 14:6 ). Этот путь и для философской мысли единственный, кто идет иным – «перелазит инуде». Нагруженный верблюд только на коленях с трудом мог протискиваться сквозь низкие, тесные Иерусалимские врата, именуемые »Игольные уши«, но еще труднее, несмотря на все усилия, мыслителю богатящемуся »лжеименным знанием« ( 1Тим. 6:20 ) войти в Царствие Божие истины и духовной свободы: »Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода« ( 2Кор. 3:17 ). »Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными« ( Ин. 8:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

А если глаз наш поврежден, если не видим ясно, то и все тело наше будет темно. Вы ведь знаете, как выглядят слепые несчастные братья наши: как все тело их точно поникло, как неподвижно держат они голову свою, как осторожны все их движения. И все тело их производит впечатление темного тела, насквозь пропитанного тьмой. Но помимо телесных очей наших есть у нас и очи духовные. Именно о них говорит Господь Иисус Христос. Он говорит, что если очи духовные ясны, не повреждены, светлы, то все существо наше, все тело будет светлым, духовно светлым. Разве не знаете вы, каким светом духовным светились праведники? Разве тела таких великих преподобных, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, как Антоний и Феодосий Печерские и весь сонм великих преподобных, разве тела их были похожи на наши? Разве взгляд их, все их движения, разве речь их и даже походка похожи были на наши? Нет, нет! Они светили людям своим духовным светом. Вот об этом свете и говорит Христос. Он говорил, что если око духовное будет светло, то и все существо будет светло светом духовным. А если духовное око будет темным, поврежденным, не будет различать того, что истинно светло, что велико, что прекрасно, то и все существо наше, не освещенное духовным светом, будет темно. «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Если очи твои духовные темны, если все существо темно, то какова же тьма? Все воспринимаешь духовно не так, как люди преподобные. Толкуешь все темным, злым, Богу неугодным образом, и все окружающее тебя будет для тебя тьмой. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть; не можете служить Богу и маммоне» — это богатство. Не можем служить двум господам одновременно — Богу и благам мира сего, богатству, ибо неизбежно выберем что-нибудь одно. Если превозможет желание служить только Богу, блага земные потеряют для нас всякую привлекательность, всякую сладость, всякую ценность. А если возлюбим то, что любит мир, то будем чужды Богу — совсем чужими Богу, будем чужими всем святым Его, ибо будем служить похотям плоти своей, будем угождать этому второму господину, а не Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

А сколько было чудесных явлений, когда эта благодать удивительным образом проявлялась, когда ребёнка только что крестили, в первые годы – да во всём. Прочитайте жизнеописание Феодосия Кавказского. Как благодать Божия проявлялась в нём с самого его детства, с младенчества, а в три года он покинул уже дом, сев на баржу. Так вот: и благодать Божия была на Нем. Дальше молчок. Если Евангелисты не знают, что было до 12-ти лет, они и не пишут об этом. Но досужая человеческая мысль не мирится с таким провалом. Как же, двенадцать лет – это приличный срок: Он же жил, ходил, говорил, что-то делал. Вот появляется апокрифическое Евангелие «Детство Иисуса», которое восполняет вот этот пробел. Церковь , производя отбор и устанавливая канон, то есть объём книг Священного Писания, отвергла это Евангелие. Отвергла Евангелие Никодима, отвергла Евангелие Иакова, отвергла Евангелие Фомы. Вот не нужно было эти Евангелия уничтожать. Но в пылу религиозной полемики не щадят никого и ничего. Для науки это нужно было бы, так сказать, сохранить. Но в целях, чтобы не проникала ересь и не будоражила мысль людей, вот, поступали таким образом. В 12-летнем возрасте мы видим Его в Храме в праздник Пасхи и слышим первые слова Богочеловека, которые Он произносит и которые опять подчёркивают, что Он сознаёт Свое мессианское достоинство. Смотрите, 48-й стих 2-й главы: « И, увидев его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. [Три дня искали. Вот первое жало, вот первый вонзился в Её сердце, да, меч. Пронзил Её сердце. “Что с Ним?” и “где Он?” И смотрите: никакого извинения, никакого – “ах, простите, я не знал”, “ах, по ошибке” или “я не догадался сказать, предупредить, что я буду здесь” – никаких . Нельзя родителям диктовать Тому, Кто является Богом. Что они слышат в ответ? С властью было сказано:] Зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? [уж если искать, то нужно знать, где. Не по городу и площадям ходить, а идти в Храм. – Разве вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему ?] Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2:48–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Апреля 3-го. Ходил к стоянью в К... церковь . Видел трогательный и глубоко поучительный пример материнского воспитания детей в религиозном духе. Храм Божий — первая и необходимая школа религиозного воспитания детей. Вспомни отроча Иисуса с матерью, ходивших в Иерусалимский храм. Ко всякому дитяти приложимы слова Отрока Иисуса: «Не весте ли, яко в тех, иже Отца Моего, достоит быти Ми»; потому что детям усвояется царствие Божие — «тацех бо есть царство Божие». Божий храм с его благоговейным Богослужением, с священной обстановкой, с усердно молящимися верующими — самая благотворная и могущественная мера воспитания детской души: молитвенное настроение окружающих, и прежде всего матери, сообщается и детям, склонным к подражанию; святые иконы поддерживают молитвенное настроение, а священные песнопения возгревают его («Церковное слово». 1907. 26. С. 403–405). 1891 года, ноября 30-го. Опять, Господи, Ты меня зовёшь! Опять стучишь в двери сердца моего (Апок. 3, 20)! Опять, как отрока Самуила, возбуждаешь душу мою от сна греховного! Душе моя, душе моя, востани, что спиши! (Кондак Великого канона.) Может быть, конец приближается, и навеки уснёшь сном неразумия, нерадения; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог. Не утрудися встать с ложа греховных привычек и принять в храм сердца твоего Стучащего Гостя! Слышу, Пастырю Добрый, Твой взыскующий спасительный голос! Я, заблудшее горохищное овча, но беспомощен лежу; простри, как Петру, благодатную руку помощи, возложи мя на рамена Твоя и принеси на пажить избранного стада Твоего! Но увы мне, Господи! Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Ибо знаю, что не живёт во мне, т. е. в плоти моей, доброе, потому что желание добра есть во мне. Но чтобы сделать оное, того не нахожу. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих! Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти (Рим. 7, 15, 18, 22–24)? Бедный я человек, не могу, как св. апостол, из глубины благодарного сердца воскликнуть: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим!» (Рим. 6, 25). Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил его от закона греха и смерти, я же «живу ещё по плоти и о плотском помышляю». Но, Авва Отче, приими «ходатайство Духа Твоего», укрепи нас, чад Своих, умерщвлять плотского человека силою возлюбившего нас Единородного Сына Твоего Господа Иисуса!

http://bogoslov.ru/article/6172271

Архив Пн Слово архимандрита Феодосия (Гажу) при наречении во епископа Бишкекского и Киргизского 25 ноября 2011 г. 19:00 25 ноября 2011 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодосия (Гажу) во епископа Бишкекского и Киргизского. При наречении архимандрит Феодосий обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! Смотрением Божиего промысла, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода мне предстоит принять жребий архипастырского служения. Это служение очень велико; так же велика ответственность пред Богом за вверенную паству, за которую нужно ежедневно полагать свою жизнь, чтобы привести к Пастыреначальнику Христу. В этот священный и трепетный момент моей жизни, предстоя пред Вами, я вспоминаю слова святого апостола Павла, который говорит в своем послании к Титу, что «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив… не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и поставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:7-9). Обращая свой взор внутрь себя, я вижу свое недостоинство, свою нищету, греховность, немощь, недостаток нравственных и интеллектуальных качеств, неопытность и неподготовленность к столь великому служению. Но твердо веря, что, по словам апостола Павла, «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4), я возношу свой ум к Великому Архиерею и подвигоположнику нашей веры Иисусу, который во исполнение воли Отца Небесного пришел на землю и послужил искуплению рода человеческого. Вверяя Ему свою судьбу, принимаю это определение и назначение мое на архипастырское служение как Его благую волю.

http://patriarchia.ru/db/text/1781417.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Феодосия (Чащина) при наречении во епископа Каинского и Барабинского 24 февраля 2012 г. 20:05 24 февраля 2012 года в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодосия (Чащина) во епископа Каинского и Барабинского. При наречении архимандрит Феодосий обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри! Изволением Божиим, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, избранием Священного Синода Русской Православной Церкви призван я, недостойный, к высокому служению епископа. Со страхом и трепетом взираю я на предстоящее мне служение. Смогу ли я быть достойным сего великого сана? По слову святого апостола Павла, «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, … но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» (Тит. 1:7-9). Со вниманием рассматривая свою жизнь, не нахожу в ней этих великих достоинств, но лишь недостатки и нерадение. Готов вместе с псалмопевцем повторять слова: Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего… И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания Своего (Пс. 151). Ибо верую, что происходящее сейчас не является произволением человеческим, но воля Божия совершается через Священноначалие надо мной. Многие святые, святость которых еще при жизни была явлена через дар рассуждения и чудотворения, убегали в пустыню и в другие страны, когда народ и собор епископов просили их стать их пастырями. Страшились эти высокие духом отцы высоты служения епископского, но, изволением Божиим приняв жребий святительства, твердо, даже до смерти стояли за веру православную. Верую, что та благодать Божия, которая из бедных и малограмотных рыбаков сделала бесстрашных апостолов, соделает и меня немощного достойным епископского служения.

http://patriarchia.ru/db/text/2033179.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010