«Божественная благодать устроила быть во всем мире пяти патриархам: Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому (PG 120 col. 757). Тело человека ведóмо одною главою. Оно имеет много членов, которые все управляются пятью только чувствами Тело же Христово, т.е. Церковь верных, сложенное из различных народов, словно членов, и управляемое пятью чувствами, т.е. названными великими престолами, водимо одною Главою — Самим Христом (col. 760)». Патриарх Константинопольский Иоанн X Каматир в 1200 году в послании Папе Иннокентию III отмечал, что в соборных определениях нет оснований для притязаний римских епископов: «Мы находим там только перечисление [Церквей] и благочинный порядок, по которому одна какая-нибудь называется первой, а другая некая второй, потом третья, и т.д. Но ни из священных апостольских постановлений, ни из их канонов мы не знаем кафолических неких Церквей, объемлющих остальные и являющихся матерью для Лишь позднее в силу известных исторических катастроф, значительного ослабления и умаления древних Патриархатов, оказавшихся в тяжелом положении, а также с учетом столичного положения Константинопольской кафедры возводится в принцип фактическое неравенство между Патриархом Константинопольским и остальными Восточными Патриархами. Поздневизантийский период и особенно период османского владычества отмечены нередкими злоупотреблениями своим положением со стороны Константинопольских Патриархов. Неудивительно, что практически все высказывания Константинопольских Предстоятелей, которые приводит в своем письме Патриарх Варфоломей, относятся именно к этой исторической эпохе. Попутно стоит заметить, что, цитируя в этой связи высказывание Патриарха Константинопольского «Каллиста в связи с делом [Патриарха] Тырновского Германа Патриарх Варфоломей допускает странную ошибку: Тырновского Патриарха с таким именем история не знает, а в Патриаршество Каллиста I кафедру в Тырново занимал Патриарх Феодосий II. Однако каноническая аномалия, вызванная трагическими событиями прошлого, не может возводиться в ранг канона. Характерно, что даже в оттоманскую эпоху, когда Восточные Патриархи нередко не только подолгу проживали в Стамбуле, но также и избирались и поставлялись в этом городе, сохранялось представление о равенстве всех Патриархов, что нашло отражение, в частности, в полемике с инославием.

http://patriarchia.ru/db/text/5444176.ht...

О личности и трудах митрополита Киприана есть исследования авторов XIX в. и современных, но их мнения предвзяты, и лишь исследователи, придерживающиеся исихастских взглядов, дают непредвзятую оценку великим трудам святителя. Он не только противостал центробежным силам, разделявшим митрополию «всея Руси» на национальные части, но и выдвинул особые, «чрезвычайные проекты» с. 301], связанные с будущностью русского народа, всего славянства и других православных народов, о чем речь пойдет дальше. Наиболее значительные даты и события, связанные с жизнью и деятельностью святителя Киприана в последний период его служения, известны из истории. К сожалению, ранний период жизни святого известен мало. Я заострю внимание на отдельных фактах, в связи с идеями исихазма и воплощением их святителем Киприаном. Время рождения святителя установить трудно – предположительно, начало 1330-х гг. Сам он о своем происхождении и национальности, по исихастскому обыкновению, не упоминал, но из других источников известно, что он был болгарином. Из «Надгробного слова» митрополиту Киприану, составленного игуменом Григорием Цамблаком (впоследствии митрополит) [см.: 16, с. 25–32], явствует, что святитель – уроженец города Тырнова, тогдашней столицы Болгарии. Из того же «Слова» мы узнаем, что на иноческий путь он вступил рано и что его братом по монашеству (а также духовно близким человеком; скорее всего, и родственником) был будущий Тырновский патриарх и известный церковный деятель Евфимий. Св. Евфимий подвизался в Килифаревском монастыре преподобного Феодосия Тырновского и был ближайшим сподвижником этого великого исихаста. Значит, святитель Киприан вступил на монашеский путь также в Килифареве под руководством преподобного Феодосия, который задал исихастское направление всей дальнейшей жизни и трудам своего ученика. Образ преподобного Феодосия Тырновского Святитель Киприан прошел обучение в известной Тырновской книжной школе, начало которой положил преподобный Феодосий в Килифаревской обители. Об этой выдающейся исихастской школе на славянской почве существует ряд работ. Я упомяну только, что процесс образования в ней совершался в неразрывной связи с монашеским подвижническим воспитанием на основе старческого руководства и молитвенного делания. Просветительная литературно-переводческая деятельность афонских и балканских, в том числе тырновских, исихастов в XIV в. способствовала тому, что на Русь перешло большое количество сочинений нравственно-аскетического и мистико-созерцательного характера (святых Симеона Нового Богослова , Григория Синаита , Иоанна Лествичника , Исаака Сирина и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pre...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИСЕЛКОВ Васил Славов (17.11. 1887, г. Котел - 10.04.1973, София), болг. филолог-славист и переводчик. Окончил Софийский ун-т по специальности слав. филология. В 1914 г. защитил докт. дис. «Христианство и книжность болгарских славян» в Загребском ун-те. До 1924 г. преподавал болг. язык и лит-ру в школах Сливена, Котела, Карнобата и Ямбола. В 1924-1925 гг. стажировался в Вене. В 1926-1950 гг. преподавал болг. язык и лит-ру в Софийской ДС. Исследовательские интересы К. сосредоточены на истории болг. книжности XIV-XV вв.: обзор результатов его исследований представлен в кн. «Исследования и очерки по древнеболгарской литературе» (Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956). К. перевел на болг. язык и издал пространные жития (т. н. Паннонские легенды) св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (Панонските легенди, или Пространните жития на славянските просветители Кирил и Методий. Ямбол, 1923. София, 19332,19403, 19424, 19465; Просторните жития на св. братя Кирил и Методий. София, 19455). Он считал, что Паннонские легенды являются не древними оригинальными произведениями, а поздними (ок. XV в.) компиляциями «староболгарских», рус., лат. и греч. источников, составленными одним из болг. церковных деятелей времен тырновского царства (Славянските просветители Кирил и Методий. 1945. С. 58; За авторство на пространните жития Кирил и Методий. 1961). К. перевел на болг. язык и издал Житие прп. Феодосия Тырновского, выдвинув предположение, что оно было написано не К-польским патриархом Каллистом, а Владиславом Грамматиком в XV в. (Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. София, 1926). К. издал Жития св. Иоанна Рильского и св. Параскевы и переводы неск. бесед Косьмы Пресвитера о ереси богомилов, написал монографии о жизни видных деятелей Болгарской Православной Церкви: о патриархе Евфимии Тырновском, свт. Софронии Врачанском и др. Изд.: Житие на св. Параскева: Увод и текст//Българска историческа б-ка. София, 1930. Год. 3. Т. 1. С. 190-217; Патриарх Калистовата грамота от 1355 г.//ДК. 1932. Кн. 50. С. 210-221; Козма, презвитер. Беседа против богомилите. София, 1934, 19382, 19423; Григорий Цамблак, митр. Патриарх Евтимий: Похвало слово. София, 1935; Безименното житие на св. Иван Рилски//ИИД. 1937. Кн. 14/15. С. 130-146; Св. Иван Рилски: Жития. София, 1940; Презвитер Козма и неговите творения: Беседа против новопоявилата се богомилска ерес и Поучение според божествените книги. София, 19435; Беседа против богомилите, или Слово от Козма презвитера срещу еретиците: Спор и поучение от Божествените книги/Пред.: И. Христов. Карнобат, 1998.

http://pravenc.ru/text/1841127.html

«Евфимиева пещера – это одна из самых замечательных не столько в природном, сколько в историческом отношении пещер в регионе Велико Тырново, да и во всей Болгарии. При этом она неизвестна в достаточной степени ни широкой публике, ни спелеологам. Возможно, причиной тому – ее труднодоступность. Пещера находится в непосредственной близости от северного (заднего) входа в Патриарший монастырь Святой Троицы рядом с Велико Тырново. Хорошо различимый треугольный вход в пещеру находится почти в центре цепи отвесных скал, он немного повернут к северо-западу и располагается на высоте около 20 метров, причем к нему ведет хорошо оформленный, но заросший и небезопасный кулуар (ложбина в склоне, направленная вниз по линии тока воды. – Ф.К.). Пещера является самой северной из трех сходных по местоположению и происхождению пещер, находящихся над хозяйственным двором монастыря. Она представляет собой частично влажную, двухэтажную, наклоненную на +3 м пещеру диаклазного происхождения. Впечатляет, что в народном сознании сохранялась память об этой пещере, так как на протяжении вот уже многих веков передается предание о жизни в ней святого Феодосия Тырновского, а потом и его ученика, святого Евфимия Тырновского (об этом см. «Археологические и исторические заметки» Васила Берона, «Тырновскую хронику» академика Ивана Радева и др.). В результате экспедиций 1980-х годов, предпринятых студентами-историками Великотырновского университета, подтвердились рассказы о пещере и было локализовано ее местонахождение. Монахи монастыря Святой Троицы с уверенностью говорили, что именно в этой пещере обитал святой Евфимий Тырновский, прежде чем стать Болгарским патриархом. Отсюда и название пещеры. Евфимиева пещера стоит в одном ряду с такими болгарскими святынями, как пещера святого Иоанна Рыльского около Рыльского монастыря. Пещера впервые была открыта и нанесена на карту членами ПК «Дервент» при ТД «Академик» в июне 1978 года. По инициативе ТД «Академик», к 2006 году предполагается реализовать проект по ознакомлению посетителей монастыря с этой исторической достопримечательностью» (Евгений Коев. ПК «Дервент» при ТД «Академик-ВТУ». В. Тырново, 2005).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Киприан Болгарин «Отче Киприане, ты воистину был светилом земли Русской. Ибо как в добродетели был неподражаем блаженный Киприан, так и в словесных наставлениях был неповторим. Впрочем, его наше отечество вскормило, вам же Бог его даровал; и ему вы многим услаждались, мы же лишились. И вы им украшались, а мы вожделенно сокрушались о нем; и вы с нем преуспевали, ибо возрастали в заповедях Господних». Такие слова употребил в своем Похвальном слове о жизни и подвиге митрополита Киприана его племянник и духовный последователь Григорий Цамблак. Эти слова древнеболгарский писатель произнес 16 сентября 1409 года в Успенском соборе Московского Кремля, по поводу третьей годовщины блаженной кончины святителя Киприана. Кто он – Митрополит Киприан и почему семь веков спустя мы обращаемся к его имени и его делу? Писатель, выдающийся церковный и общественно-политический деятель, внесший большой вклад в распространение христианской и болгарской духовной культуры и литературы, болгарин, руководивший долгое время Русской Православной Церковью – вот кто такой Киприан Болгарин, митрополит Киевский, Московский и всея Руси. Он много путешествовал и часто менял подданство, его мировоззрение отличалось широтой, а знания были многообразны. Киприан родился в 1330 году в древней болгарской столице Велико Тырново. Его жизнь и деятельность условно можно разделить на два периода. Первый связан с Болгарией и Грецией – с 1330 по 1372 год. Об этом периоде его жизни существует очень мало сведений. К сожалению, мы мало знаем о родителях, годах детства, юношества и молодости святителя Киприана. Не известен нам и его день рождения, как и его светское имя. Этот период документирован недостаточно. В посвященных ему произведениях, согласно канонической традиции, мирская жизнь святого игнорировалась. Доподлинно удалось установить, что он выходец из знатного тырновского рода Цамблаковых. Он и его племянник Григорий Цамблак являются наследниками упомянутого в синодике царя Бориса великого примикюра Цамблака. С этой фамилией связан и Болгарский патриарх Евфимий Тырновский. Киприан и Евфимий учились вместе у Феодосия Тырновского в Килифаревском монастыре. Там они познакомились с учением исихазма, там проявилась одаренность будущих выдающихся церковных деятелей Болгарии и России. В 1363 году Феодосий Тырновский вместе с четырьмя своими учениками, среди которых были Евфимий и Киприан, отправились в Константинополь.

http://pravoslavie.ru/2570.html

В научном наследии З., главное сочинение к-рого - незавершенная «История Болгарского государства в средние века» (София, 1918-1940. Т. 1-3) и сохранившиеся материалы к ней, освещается проблематика, связанная с Крещением Болгарии, с деятельностью учеников св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, с организацией и развитием Болгарской Православной Церкви в средние века, с политикой К-польской Патриархии и Охридской архиепископии в Болгарии IX-XII вв., с визант. и болг. церковно-историческими и житийными произведениями средних веков и раннего Нового времени. З. издал Жития св. Наума Охридского (Словенското житие на св. Наум от XVI в.//Списания на Българска акад. на науките. София, 1925. Кн. 30. С. 1-28), св. Иоанна Рильского (Георги Скилица и написаното от него житие на св. Иван Рилски//ИБИД. 1933. Кн. 13. С. 49-80), св. Феодосия Тырновского (Житие и жизнь прп. Феодосия//СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 1-41) и др. В своих трудах З. исходил из приоритета государственности в деле исторического развития нации. Ему принадлежит обоснование периодизации болг. истории как последовательной смены «царств», разделенных большими периодами визант. и османского владычества. Он подчеркивал ведущую роль Церкви в сохранении самобытности болгар, находившихся под властью османов, исследовав труды и деятельность выдающихся представителей Болгарской Церкви свт. Евфимия, патриарха Тырновского, архим. Паисия Хиландарского, иером. Спиридона и свт. Софрония, еп. Врачанского. З. много сделал для создания болг. университетской медиевистики и византинистики, научной школы Софийского ун-та и академического сообщества болг. историков, профессиональной исторической и археологической периодики. Соч.: Избрани произведения. София, 1972-1984. Т. 1-2; История на българската държава през средните векове. София, 1918. Т. 1. Ч. 1; 1927. Т. 1. Ч. 2; 1934. Т. 2; 1940. Т. 3. Лит.: Сб. в чест на В. Н. Златарски. София, 1925. С. 5-14; Ников П. В. Н. Златарски//ИБИД. 1936/1937. Т. 14/15. С. 1-27; Ангелов Д. Златарски В.//КМЕ. Т. 1. С. 722-726; Гюзелев В. Българската медиевистика// Он же. Апология на Средновековието. София, 2004. С. 110-125.

http://pravenc.ru/text/199899.html

Удивителен Божий Промысл о нем! Он был духовным преемником великих святых-исихастов – Григория Синаита и Григория Паламы, верным послушником их ближайших учеников – преподобного Феодосия Тырновского, основателя движения исихазма в славянских странах, и святейшего патриарха Константинопольского Филофея. Будущий святитель родился в Болгарии, в столичном городе Тырнове около 1330 года. В молодые годы он подвизался в Килифаревском монастыре под духовным руководством преподобного Феодосия Тырновского. Братия жила в этом монастыре по уставам и заветам преподобного Григория Синаита, проходя целостный путь христианского подвижничества в соответствии с учением исихазма. Под духовным руководством богомудрого старца Феодосия Килифаревский монастырь стал не только духовным центром для всей Болгарии, но и очагом научно-культурного просвещения. Преподобный Феодосий, просвещеннейший человек своего времени, влиявший на политику болгарских царей, направлявший их деятельность в спасительное русло, был усердным собирателем древних рукописей, переводчиком с греческого на болгарский, литературным редактором. При своей обители преподобный основал ставшую вскоре знаменитой Тырновскую книжную школу. В этой школе духовное воспитание, основанное на принципах исихазма, научно-богословское образование и литературный навык получили вместе со святым Киприаном такие выдающиеся деятели православного возрождения, как святой патриарх Болгарский Евфимий и кир Дионисий, переводчик творений святителя Иоанна Златоуста. В последний год жизни обстоятельства вынудили преподобного Феодосия покинуть Болгарию и свою святую обитель и уехать в Константинополь с четырьмя ближайшими учениками. В их числе был и святой Киприан. Он присутствовал при кончине своего великого учителя, выслушал и принял как руководство к действию его духовное завещание – изложение основных правил жизни исихастов. После этого святой Киприан отправился на Афон, в эту высшую школу духовного подвижничества, и некоторое время усердно подвизался там. О том, что он приобрел известность своими монашескими подвигами на Святой Горе, свидетельствует тот факт, что святитель чествуется в лике всех афонских святых, а подробное житие его помещено в «Афонском патерике». Из него мы узнаем, что именно на Святой Горе будущий святитель принял монашеский постриг, жил в пустынной келии и имел своим основным занятием переписывание древних рукописей и книг и перевод святоотеческих писаний. Этот плодотворный период его жизни был продолжением того богословского и литературного научения, которое он прошел в школе преподобного Феодосия в Болгарии. Ум его и сердце еще больше обогатились премудростью духовной и многими важными и полезными сведениями, которые впоследствии дали ему возможность сделаться на Руси одним из главных восстановителей духовного просвещения, в значительной степени оскудевшего за время татаро-монгольского ига.

http://pravoslavie.ru/3655.html

Для Ув. 70 были написаны особые статьи на 2 мая (перенесение мощей свв. Бориса и Глеба) и 24 июля (их мучение). 411 В Тырновском прологе под 2 мая только указано заглавие «Страсть святою мученику Рускую царю Бориса и Гл ба». В Хлуд. 189 память 2 мая не вошла, а под 24 июля читается текст, характерный для сербских Прологов РГБ ОР, ф. 256 (Рум.), 319 (XIV в.) и Лесневского 1330 г. (Белград, САНУ, бр. 53). 412 В русских Прологах он не встречается. В Хлуд. 189, Рум. 319, Лесневском и Тырновском прологах есть память св. княгини Ольги. Редакция отличается от русской, 413 но, возможно, составлена на ее основе. Под 15 апреля встречается память праправнука Владимира Мстислава Владимировича Великого (Ув. 70, Хлуд. 189, Рум. 319, Лесневский), который, как уже говорилось, потом не почитался святым. 414 В южнославянских Прологах есть также память преп. Феодосию Печерскому , которая отличается от обеих известных в древнерусской письменности редакций. 415 Источник южнославянских прологов определить довольно сложно. Чтения св. Глебу 5 сентября и Мстиславу происходят из 1-й редакции. Память св. Ольге читается во 2-й редакции, память св. Владимиру неизменно входила в обе, но именно ее нет. Видимо, в основу общего источника южнославянских Прологов лег какой-то особый список времен активного формирования текста 2-й редакции. Случайно в нем отсутствовала память св. Владимира или была изъята намеренно, выяснить невозможно. 4. Младшие виды и редакции Проложного жития ПрЖ-2 дало начало целой группе переработок, которые встречаются не только в поздних списках Пролога 2-й редакции, но и в минеях и сборниках. 416 Вторая редакция ПрЖ-2 встречается в составе особой подборки после Краткой редакции «Памяти и похвалы» (так называемого Древнего жития) Иакова Мниха: РГБ, ОР, ф. 256 (Рум.), и ф. 304 (Тр.), 792 (1572 г.), РНБ, ОР, F 1.257, Пог. 949 и Соф. 1419 . 417 Заглавие: «Похвала благов рному князю Владимеру, нар ченному во святомъ крещении Василию». Начало: «Сеи бысть сынъ Святославль отъ племени Варяжьска...». Конец: «...ея же трапезы сподобимся и мы, недостойнии кающеся о съгр шенияхъ своихъ». Отличается небольшими добавлениями: после «обрящу учителя» добавлено «да иже могущаго ми испов дати о истинн и в р », «свя- щенници» вместо «прозвутеры»; «украсивъ сребромъ и златомъ» вместо «удививъ» о церкви Богородицы; известия о том, что св. Владимир прожил 28 лет после крещения. Третья редакция ПрЖ-2 известна в одном списке РГБ ОР, ф. 310 (Унд.), 1306. Ее выделение представляется сомнительным, так как она отличается очень незначительно. ПрЖ-3 А. А. Шахматов назвал переработку ПрЖ-1. Она встречается в ряде списков Пролога 2-й редакции. Старший список: упомянутый двухтомный Пролог начала XV в., мартовское полугодие, ГИМ, 1406 г. 418 Кроме того, этот текст был включен в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. См., например: РНБ, ОР, Соф. 1323 , лл. 113–113 об. Заглавие: «Успение блаженнаго и великаго князя Владиммира, крестившего землю Рускую».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через это общение духовная генеалогия преподобного Андрея восходит к обеим главам афонского исихазма, так как митрополит Киприан был учеником святого патриарха Филофея, ученика святителя Григория Паламы, и родственником (как предполагают) святителя Евфимия, патриарха Тырновского, ученика святителя Феодосия Тырновского, ученика святого Григория Синаита. Возношение «ума и мысли» к «невещественному и Божественному свету» от созерцания святых икон («возведение чувственного ока») — эта совершенно исихастская характеристика была неслучайно дана святым Иосифом Волоцким преподобному Андрею и его «сопостнику» Даниилу. Ей, вероятно, найдется не очень много аналогий в русской агиографии. Несомненно, инок Андрей хорошо знал и святого митрополита Фотия, заменившего умершего митрополита Киприана в 1409 г. Это следует со всей очевидностью хотя бы из того, что Андрей и Даниил к приезду Фотия расписывали в 1408 г. кафедральный митрополичий собор во Владимире. Фотий также принадлежит к числу высокообразованных, духовных и деятельных иерархов, ему принадлежит ряд посланий, которые инок Андрей, несомненно, знал. «Всех превосходящий в премудрости зельне», по выражению преподобного Иосифа, инок Андрей хорошо знал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Ему, несомненно, были известны творения святого Дионисия Ареопагита, переведенные на славянский язык в XIV b. афонским монахом Исаией по поручению высшей церковной власти в связи с исихастскими спорами. Ему были близки и творения святого Григория Синаита, доступные русскому читателю. В круг чтения просвещенного человека и, несомненно, святого Андрея входили «Богословие» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Палея толковая» и другие творения православных писателей и отцов Церкви. В 1408 г., как сообщает летопись, преподобный Андрей и Даниил расписывают Успенский собор во Владимире. Под этим годом летописи указывают: «Того же лета мая 25-го начата бысть расписываться великая и соборная церковь Пречистая Володимирская повелением великого князя, а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублев».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Большинство опубликованных П. канонов является его переводами или переработками древних произведений, но нек-рые он составил самостоятельно, напр. каноны новопрославленным св. равноап. Николаю (Касаткину) , архиеп. Японскому (пам. 3 февр., с акростихом «Японие спасаися Православием Парфении»: Минея (МП). Т. 6. С. 79-94), прп. Аляскинскому Герману (Зырянову; пам. 13 дек., с акростихом «Германа России и Америки похвалу пою П(арфену)»: Там же. Т. 4. Ч. 1. Дек. С. 469-482), тропарь прав. Иоанну Кронштадтскому (Сергиеву: Письма разных лиц к свт. Афанасию (Сахарову). М., 2013. Кн. 1. С. 56). Двум канонам можно приписать его авторство на основании упоминания в акростихах имени Партений или его слав. перевода «Девий»: прп. Феодосию Тырновскому, с акростихом «Богоданному воспе[в]ает Девии похвалу» (пам. 27 нояб.: Минея (МП). Т. 3: Нояб. Ч. 2. С. 458-473), свт. Евфимию Тырновскому, с акростихом «Сеющии слезами радостию пожнут Девии» (пам. 20 янв.: Там же. Т. 5: Янв. Ч. 2. С. 183-197), и частей канона равноап. Мефодию (пам.: 6 апр.: Там же. Т. 8: Апр. Ч. 1. С. 120-127). Из своих переводов П. опубликовал тексты Литургии ап. Иакова (Божествената литургия на св. ап. Иаков, брат Божий. София, 1948; перевод с нем. языка при сопоставлении с греч. изданием 1931 г. и переводом еп. Филиппа (Гарднера), изданным в Словении в 1938), Литургии свт. Иоанна Златоуста (Божествена литургия на св. Йоан Златоуст за православния христианин. София, 1949), канона прп. Симеону Новому Богослову прп. Никодима Святогорца (пам. 12 дек.: Минея (МП). Т. 7: Март. Ч. 1. С. 308-340) и «Лавсаика» ( Паладий, еп. Еленополски. Лавсаик или Животопис на св. отци. София, 1939, 20142). В 1981 г. за научные достижения был награжден почетным знаком Болгарской АН и орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени. Похоронен на Центральном кладбище Софии. Соч.: Добросамарянството без маска. София, 1942, 20032; Добросамарянство и православие. София, 1943; Божествената литургия на св. ап. Иаков, брат Божий. София, 1948; Българска святост//ДК. 1954. Год. 34. N 6. С. 10-15; Православие и католицизм//Там же. 1954. N 7/8. С. 4-19 (То же: Orthodoxie et catholicisme//ВРЗЕПЭ. 1954. 20. С. 228-237); Свети патриарси в България и от български произход//Десет години Българска патриаршия. София, 1963. С. 71-77.

http://pravenc.ru/text/2579089.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010