Жизнеописания Сборники Содержание Вступление Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу.       Благоверный князь Александр Невский Память его празднуется 23 мая/5 июня (Ростов), 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. Пением церковных песнопений он услаждал свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал телесные силы. Сделавшись взрослым, Александр стал княжить в Великом Новгороде. Он княжил мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение. Приближенных он поучал такими словами: “От Бога мы получили власть над людьми Божиими и в страшный день Суда должны будем дать отчет в пользовании этой властью. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию”. В то время началось великое нашествие татар на Русь. Они разрушали города и села, убивши жителей или уводили их в плен, а тех, кто оставался, заставляли платить огромную дань. До Новгорода татары не дошли, но, пользуясь бедственным положением Руси, на нее напали немцы и шведы. У благоверного князя Александра было очень мало войска, но много упования на милость Божию и на заступницу христиан Богородицу Марию. Он сказал своим воинам: “Не в силе Бог, а в правде” — и, молясь Господу и возлагая на Него всю свою надежду, одержал много побед над врагами, за одну из которых был назван Невским. Так благоверный князь Александр с Божией помощью спас Русь от немецкого владычества, и она никогда не забывала и не забудет этого великого земного подвига его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Закрыть itemscope itemtype="" > Похоже, епископ Флавиан (Митрофанов) действительно под следствием Тревожные слухи вокруг правящего архиерея Череповецкой епархии, видимо, имеют под собой основание 23.03.2020 10185 Вчера, в Крестопоклонное воскресенье Великого поста, глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) совершил Литургию в кафедральном соборе Афанасия и Феодосия в Череповце, сообщает сайт митрополии . Митрополиту Игнатию сослужили клирики Вологодской митрополии. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора. По окончании Литургии митрополит Игнатий обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом о том, что Господь через Крест дает нам Спасение, что посредством страдания Христа на Кресте, Его смерти и Воскресения мы имеем возможность войти в вечную жизнь, и о том, что каждому из нас Господь дает крест по силам. Митрополит Игнатий пообщался с прихожанами и преподал всем благословение. Вот, собственно, кратко суть сообщения на сайте митрополии. Обычная новость о богослужениях правящего архиерея. Удивительно, что сайт Череповецкой епархии не сообщает о Литургии, которую совершил глава митрополии в их кафедральном соборе. Еще более удивляет, что в новости на сайте митрополии не сообщается о сослужении митрополиту Игнатию правящего архиерея епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана (Митрофанова). Сослужили только клирики. Любой человек, имеющий элементарные знания о церковной практике, понимает, что происходит что-то из ряда вон выходящее. Либо епископ Флавиан смертельно болен, либо есть какая-то другая причина его отсутствия на богослужении. Вездесущий протодиакон Андрей Кураев опубликовал на своей странице в «Живом журнале», как он сообщает, присланную ему из Вологды версию происходящего: «Вологодский митрополит Игнатий приехал в Череповец, где отслужил литургию в кафедральном соборе Афанасия и Феодосия. Местный епископ Флавиан Митрофанов присутствовал, но не служил и не причащался. Более того, на службе поминали только митрополита, без Флавиана. Что опровергает версию о том, что он просто болеет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/23/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Нестор летописец Память 27 октября/9 ноября 08.11.2023 79 Время на чтение 3 минуты Нынешний день св. Владимира Мономаха. Живо изображает он бедствия, которые терпела Россия от междоусобий князей и набегов суровых половцев; но особенною любовию и горячим одушевлением дышит его повествование о крещении земли русской и распространении веры христианской и христианского просвещения, о подвигах святых угодников Божиих. Преподобный Нестор участвовал в открытии мощей пр. Феодосия, и, кроме летописи, написал еще житие святых князей Бориса и Глеба и житие преп. Феодосия. Он почил около 1115 года. Мощи его покоятся в пещере св. Антония. II. В день памяти преп. Нестора, горячо любившего свое отечество – Россию, побеседуем о том, откуда проистекает эта любовь, где ее основание и начало. Великое, братие, дело – любовь к отечеству. Она – источник любви, согласия и всякого порядка в народе, на ней созидается внутренний мир и благоденствие народа, она и щит и забрало для народа от врагов внешних. А знаете ли, где начало этой животворной отечественной силы? Откуда наша любовь к отечеству раждается, чем питается, и от чего возрастает? Ученые пусть рассуждают об этом, как хотят; мы, христиане, скажем прямо и решительно, что начало и жизнь любви к отечеству есть вера христианская Православная христианская вера наша, братие, – вот святый божественный источник любви нашей к нашему православному отечеству и к нашему православному Царю. а) Возьмите прошедшие времена. Каким и внутренним, а особенно внешним бедствиям ни подвергалось отечество наше! Каких ни имело сильных и многочисленных врагов! Однакож все враги, время от времени, были низлагаемы, несмотря на то, что предки наши не обладали большим искусством в воинском деле, – и отечество всегда торжествовало победу и возвращало в пределы свои благоденствие и мир. Кто же одушевлял народ, кто вооружал людей на защиту отечества от врагов? Вера православная. Вера побуждала отцев наших и любить отечество, и стоять за отечество, до смерти. «Постоим», говорили одни, «за святую Софию». «Постоим», говорили другие, «за дом Пречистыя». «Постоим», говорили все, «за веру православную, за Русь святую». Видите ли, братие, что было дорого для отцев наших, что они с такою ревностию отстаивали от врагов? Дорога им была вера святая и церковь Божия. По вере и многочисленной затем святыне, любезно было им и отечество. Его и именовали они не иначе. как «Русь святая».» И подлинно «святая» по святой православной вере, «святая» по множеству святых обителей и храмов, «святая» по множеству святых чудотворных икон, «святая» по " множеству святых многоцелебных мощей угодников Божиих.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Признание в любви О вечере памяти Кобзаря Василия Александровича Жданкина (СПб, 16.10.2019) 14.11.2019 852 Время на чтение 11 минут Конечно, главный итог жизни человека подводят на Небесах. Наши итоги – они наши. Но в этот день все, собравшиеся в концертном зале Александро-Невской лавры на вечер памяти, были единодушны. Единодушны в любви к воину Христову, выдающемуся Кобзарю Василию Жданкину. Зал был переполнен, сидели на дополнительно принесённых стульях, стояли в проходе. Братья и сёстры пришли отдать долг великому современнику, носителю и защитнику духа русского мира. Василия Жданкина Господь благословил прекрасным голосом, величайшим исполнительским мастерством, умом, мужественной и чистой душой. Через старцев Господь благословил его говорить людям правду. Во всеуслышание произносить то, что хранит сердце каждого русского человека. Благовествовать историческое и культурное единство русского мира. Вечер был организован стараниями Ирины Валентиновны Болдышевой. Он собрал друзей со всей России: из Омска, Костромы, Москвы, Петербурга и даже из Сербии. Многие знали Василия Жданкина десятилетиями. Участвовали в общих концертах, ездили по России, вместе жили, отдыхали, общались в быту, где особенно видны личностные качества человека. Воспоминаниями и размышлениями делились братья и сёстры: священники, музыканты, политические деятели, писатели. Каждый со своей стороны видел Василия Жданкина и независимо составлял суждение в соответствие со своим душевным и духовным опытом, но во всех словах сияло удивительное единство в оценке личности. Все видели силу, праведность, искренность, великий талант и огромный вклад в дело единения Русского мира. Тепло сердец слушателей и аплодисменты согревали каждого выступавшего. Вечер начался литиёй. Служили иерей Сергий Рысев и протодиакон Владимир Василик в сопровождении детского хора имени преподобного Иоанна Дамаскина. «Вечную память» пропел весь зал. А завершило службу пасхальное: «Христос Воскресе!». На сцену поднялся Владыка Феодосий (Гажу), давний друг Василия Жданкина. Будучи игуменом монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, он регулярно приглашал Кобзаря на Царские дни, затем уже как епископ к своей новой пастве – в столицу Кирзизии Бишкек, и в последние годы – в Омскую митрополию. Владыка Феодосий приехал отпевать Василия Жданкина в Почаевскую лавру.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/14/...

Заседание Священного Синода. 25 декабря 2012 г. 27 декабря 2012 г. 17:25 Священный Синод утвердил документы, регулирующие богослужебную, административную и социальную сферы, а также образовал новые епархии На заседании Священного Синода, которое прошло 25-26 декабря в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, были образованы новые епархии Русской Православной Церкви. В пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия , выделенная из состава Владикавказской епархии (ЖУРНАЛ Епископом Махачкалинским и Грозненским избран игумен Варлаам (Пономарев), настоятель Спасо-Преображенского монастыря города Мурома Владимирской епархии. Епархиальному архиерею Владикавказской епархии дан титул " Владикавказский и Аланский " . В границах Тамбовской области учреждена Тамбовская митрополия , включающая в себя Мичуринскую, Тамбовскую и Уваровскую епархии. Главой митрополии определено быть Преосвященному Тамбовскому и Рассказовскому Феодосию, на Уваровскую кафедру избран игумен Игнатий (Румянцев), исполняющий обязанности игумена Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии. Временное управление Мичуринской епархией поручено Преосвященному Феодосию (ЖУРНАЛ 124). Одобрив " Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору " (ЖУРНАЛ 130) к употреблению в тех случаях, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении, члены Священного Синода напомнили архипастырям и пастырям о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся. Важно " обращать внимание последних на то, что в отсутствие появления или обострения тяжелых заболеваний и травм участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании " , — подчеркнул Синод.

http://e-vestnik.ru/news/svyashchennyy_s...

Книга 7 Глава 1 О том, что, по смерти царя Аркадия, который оставил восьмилетнего сына Феодосия, всем управлял префект Анфемий По смерти царя Аркадия, случившейся в первый день месяца мая, в консульство Васса и Филиппа, брат его Гонорий управлял западными странами, а под властью сына его, Феодосия Младшего, которому было тогда восемь лет, находились страны восточные 381 . Здесь дело управления лежало на префекте Анфемии, внуке Филиппа, который при Констанции изгнал из Церкви епископа Павла и вместо него ввел Македония. Анфемий со всех сторон окружил Константинополь великими стенами и, как в мнении, так и на самом деле, был человеком между современниками умнейшим, ничего не предпринимал необдуманно, но советовался со многими друзьями, что следовало делать, особенно же софистом Троилом, который, при своей мудрости, не уступал Анфемию и в знании дел общественных. От того-то Анфемий почти во всем поступал по совету Троила. Глава 2 О константинопольском епископе Аттике, какого он был нрава В то время, как царь был на восьмом году своей жизни, Аттик уже третий год сиял на епископской кафедре Константинополя. Он, как мы предварительно сказали, при великом образовании, был муж благочестивый и мудрый. От того-то и церкви при нем значительно умножились. Своим благоразумием он не только держал в союзе правоверных, но изумлял и еретиков, и никак не решался мучить их; если же иногда и стращал, то после в отношении к ним опять выказывал свою снисходительность. Не пренебрегал он также и наукой, ибо много занимался сочинениями древних и просиживал над ними ночи, от того философы, или софисты не удивляли его. Да и в разговорах бывал он приятен и привлекателен, и обнаруживал сострадание к скорбящим, словом, по Апостолу, был всем вся. Прежде, еще в пресвитерстве, заучивал на память им же предварительно составленные слова и сказывал их в церкви, а впоследствии с трудолюбием приобретши и смелость, говорил уже без приготовления самые торжественные проповеди . Впрочем слова его были не таковы, чтобы могли заставлять слушателей заносить их на бумагу. Но довольно о его нраве, качествах и образовании. Теперь расскажу о том, что достопамятного случилось в его время. Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Книга III Отделение I. О Соборах, относящихся к Иерархии Российской Церкви Глава I. О древних Греческих Соборах, приемлемых Российской Церковью Статья I. О Вселенских Греческих Соборах 1 . HUKEЙCKUЙ I, бывший в Вифинии в 325 году, Мая 20 (а по Кормчей – в 318 году), во время Константина Великого , Греческого Императора, на суемудренного Ария. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 5, 19, 20 и 81. 2 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ I, Фракийский, 381 года в Мае бывший при Греческом Императоре Феодосии Великом на духоборца Македония. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 6, 18,19, 20 и 85. 3 . ЕФЕССКИЙ в Ионии, в 431 году после Пятидесятницы (а по Кормчей – в 5915 году или от Р. Х. в 407 году), при Греческом Императоре Феодосии младшем, на суемудренного Нестория. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 7, 18, 20, 89. 4 . ХАЛКИДОНСКИЙ в Вифинии Натольской, 451 года (а по Кормчей – 5945 года или от Р. Х. 437 года), при Греческом Императоре Маркиане, на Единоестественников или Монофизитов. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 9, 18, 20, 93. 5 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ II во Фракийской Романии в 553 году или, вернее, в Мае 554 года (а по Кормчей – в 6047 году, или от Р. Х. в 539 году), при Греческом Императоре Иустиниане, на Оригена и его единомышленников. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 11, 19, 20, 173. 6 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ III 680 года, с 7 Ноября по 16 Сентября (681 года, а по Кормчей – 6076 года, или от Р. Х. 568 года), там же, при Греческом Императоре Константине Погонате или Брадатом, на Монофелитов и Мононергитов. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 12, 19, 20, 174. 7 . HUKEЙCKUЙ II, в Вифинии Натольской бывший. В 786 году в Константинополе собран, но в 787 году переведён в Никею и там, начавшись в Октябре, кончился в Ноябре (а по Кормчей – в 6306 году или в 898 году от Р. Х.), при Греческом Императоре Константине и матери его Ирине, на иконоборцев. Смотри Кормчую чacmь I, листы 14, 19, 20 и 208. Статья II. О поместных Греческих Соборах 1. AHTUOXIЙCKUЙ в Сирии, бывший в 265 году при Греческом Императоре Аврелиане на Павла Самосатского, Епископа Антиохийского. Смотри Кормчую чacmь I, листы 16, 20 и 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Краткие церковно-исторические сведения Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге Время их жизни и деятельность (указаны по годам их кончины). До Миланского эдикта Свящ.-муч. Климент, третий еп. Римский 101 Свящ.-муч. Игнатий Богоносец , ап. Антиохийский 107 Мученик Иустин Философ 165 Свящ.-муч. Поликарп, кп. Смирнский 167 Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский 202 (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около 220 Тертуллиан , пресв. Карфагенский около 223 Ориген , уч. Александрийский 254 Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский 258 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) – 325 г., по поводу ереси Ария – при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов – 318. Второй (Константинопольский 1-й) – 381 г., по поводу ереси Македония – при архиеп. Константинопольском Григории Богослове , папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов – 150. Третий (Ефесский) – 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском , папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов – 200. Четвертый (Халкидонский) – 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов – 630. Пятый (Константиноп. 2-й) – 553 г., по вопросу «о трех главах,» связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов – 165. Шестой (Константиноп. 3-й) – 680 г., по поводу ереси монофелитов; при патр. Контантиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов – 170. Седьмой (Никейский второй) – 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константине Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов – 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), целебник. Рассказ о Д. помещен среди рассказов о др. Киево-Печерских подвижниках в «Повести временных лет» под 6582 (1074/75) г. в статье о кончине игум. Киево-Печерского мон-ря прп. Феодосия . О Д. (видимо, на основе летописного рассказа) говорится также в Житии прп. Феодосия (кон. XI - нач. XII в.), написанном прп. Нестором Летописцем. Возможно, краткое сообщение о Д. находилось в составе несохранившегося Жития прп. Антония Печерского кон. XI в. (Древнерус. патерики. С. 42; см.: Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 23-24, 67-69). Рассказ о Д. входил во все редакции Киево-Печерского патерика, начиная с древнейшей (рубежа XIII и XIV вв.; см.: Шахматов А. А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись. СПб., 1897. С. 5; Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб., 1902. С. 27-32). Отдельное Житие Д., созданное на основе летописной и житийной традиции, впервые появилось на польск. языке в издании патерика: Sylvestr (Kosov), metr. Patericon, abo ywoty ss. oyców Pieczarskich. K., 1635. S. 68-69; на церковнослав. языке - в Киево-Печерском патерике (К., 1661. Л. 142 об.-144 об.). Успение прп. Дамиана. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10) Успение прп. Дамиана. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10) Д. был священником («санъмь прозвутеръ»). По рассказу ПВЛ, он не вкушал ничего, кроме хлеба и воды. За монашеские подвиги и добродетельную жизнь он сподобился дара чудотворения и по благословению прп.

http://pravenc.ru/text/168750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 19.11.1675, Москва), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской . Ученик Е. инок Чудовского монастыря Евфимий писал, что Е. был «родом белорусец». В «Оглавлении книг, кто их сложил», составленном, по-видимому, Евфимием Чудовским, о происхождении Е. записано: «Из Малыя России». В предисловии к переводам Е. сочинений святителей Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия Александрийского, прп. Иоанна Дамаскина (М., 1665) сказано, что книга создана «труды и тщанием... иеромонаха Епифания, Киевския страны». Полагают, что образование буд. инок получил в Киевской братской школе, где выучил греч. язык. Возможно, Е. побывал в каком-то католич. учебном заведении, т. к. вспоминал, что одно время он читал только «латинские» книги и «вмале не прельстихся латинскаго мудрования лестию». Монашеский постриг Е. принял в Киево-Печерском мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Живя в обители, он преподавал в Киево-Могилянской коллегии , предположительно греч., лат. и церковнослав. языки. В 1648 г. царь Алексей Михайлович просил Черниговского еп. Зосиму прислать в Москву иеромонахов Арсения Сатановского и Дамаскина (Птицкого) , о к-рых было известно, что они знают греч. и лат. языки, для исправления церковнослав. Библии по греч. тексту. Поездка не состоялась. В мае 1649 г. царь обратился с такой же просьбой к Киевскому митр. Сильвестру (Коссову) . В ответ в Москву 12 июля 1649 г. прибыли Е., Арсений Сатановский и старец Феодосий - доверенное лицо Киевского митрополита. На встрече с царем Феодосий выступил с речью, в к-рой превозносил знания и способности Е. Помимо исправления текста Библии предполагалось, что Е. также будет учить «славяно-российского народа детей еллино-греческому наказанию» (об этом сообщается в кн. «Остен», составленной, по-видимому, Евфимием Чудовским ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 427)). Первоначально киевских монахов поселили на дворе Посольского приказа, затем они перешли в незадолго до этого устроенный Андреевский монастырь в Пленницах (мон-рю посвящены вирши Е. «На основание Андреевской обители»: ГИМ. Син. 979. Лист, приклеенный к л. 3). Летом 1650 г. Арсений Сатановский и Е. побывали в нижегородском Дудином монастыре . По ходатайству киевских монахов 30 авг. 1650 г. царь дал Киевскому братскому мон-рю грамоту, в к-рой разрешал приезд старцев обители в Москву за милостыней через каждые 2 года. Примерно с 1652 г. Е. жил в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре .

http://pravenc.ru/text/190087.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010