Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XVI. «...он сложил с себя царские знаки отличия и публично в церкви оплакивал грех свой...» (Амвросий. На смерть Феодосия, 34) После победы над Максимом император Феодосии стал единым правителем всей Римской империи, самым могущественным ее властителем. Источники весьма противоречиво характеризуют личность этого императора и его политику. Знаменитый позднеримский биограф Аврелий Виктор дает такой его портрет: «Феодосии был спокоен, милостив, общителен; он считал, что отличается от прочих людей только своим одеянием. Он был благожелателен ко всем, особенно к хорошим людям. Он в такой же мере любил людей простых, как и восхищался учеными,.но притом честными, был щедр и великодушен. В отношении наук, если сравнить его с учеными людьми, его образование было посредственным, но он был весьма проницательным и очень любил узнавать о деяниях предков. Он упражнялся физически, но не увлекаясь и не переутомляясь». (Извлечения о жизни и нравах римских императоров, 48). Амвросий Медиоланский характеризует Феодосия как благочестивого, милостивого, миролюбивого, спокойного человека, имеющего в сердце веру и страх перед богом, мягкого по отношению к людям. В то же время епископ отмечает горячность его характера, которую, если кто-либо захочет смягчить, император быстро обращает в милосердие, а если кто-либо разжигает, то Феодосии возбуждается так, что едва может ее удерживать. (Амвросий. Письмо 40, 5; письмо 51; На смерть Феодосия). Арианский церковный историк Филосторгий замечает, что Феодосии был невоздержанным человеком, преданным неумеренной роскоши, но на поприще царя он достиг высших целей земной жизни: одерживал блистательные победы, единовластвовал над римлянами, оставив детям умиротворенное царство. (Филосторгий XI, 2). Резко негативную характеристику дает Феодосию языческий историк Евнапий: «Когда Феодосии стал императором на такой огромной территории, он доказал справедливость старых пословиц, что власть – это великое зло и что человек во всем может быть тверд и постоянен, кроме своего счастья. Ибо едва он стал императором, как стал вести себя как молодой человек, который, став наследником богатства, собранного за долгое время бережливостью и честной жизнью его отца, внезапно вступив в наследование, охвачен страстным желанием промотать его любым способом. Таким образом, в то время мудрый наблюдатель мог бы увидеть, что император использовал каждое злодеяние и крайность, чтобы разрушить государство» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Казаки Феодосии заставили Кашпировского прыгать через забор. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Казаки Феодосии заставили Кашпировского прыгать через забор 20.07.2010 16:03 Версия для печати В ечером в пятницу 16 июля в Феодосии у концертного зала «Звездный» перед выступлением Анатолия Кашпировского появился пикет. Защитники православия, среди которых были представители нескольких христианских общин и казачества, протестовали против массовых сеансов «оккультиста, колдуна и шарлатана». Милиционеры и казаки несколько раз сталкивались друг с другом, а экстрасенсу пришлось пробираться на сцену «огородами». А. Кашпировский собирается продолжить турне по Крыму, казаки намерены ему помешать.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Глава 2. Развитие высшей церковно-правительственной власти от смерти Констанция до вступления на престол Феодосия Великого I. Развитие на востоке высшей церковно-иерархической власти в связи с образованием церковных партий и союзов епископов под влиянием религиозной политики Юлиана отступника С низложением Македония константинопольскую кафедру занял бывший епископ антиохийский Евдоксий. Константинополь становится знаменем церковно-государственной политики. Омойузианство, к которому принадлежало большинство епископов восточно-римской империи, пало. Вследствие ловкой закулисной игры придворной партии восторжествовало омойство. Вера большинства на востоке была принесена в жертву не имевшей корней в догматике голой омейской формуле. Единство церкви было восстановлено. Насколько оно было прочно, это можно было предвидеть из генезиса и это вскоре оправдалось событиями 1625 . Искусственно созданное единство держалось только благодаря сильной воле Констанция. Умер он, и с его смертью рассыпалось с таким трудом построенное здание. На арену истории выступили новые императоры Юлиан (361–63), Иовиан (363–64) и Валентиан I (364–375), или враждебные церкви, или державшиеся в области религии, если так можно выразиться, принципа laissez faire, laissez passer. Особенно важное значение имело кратковременное царствование Юлиана. Освобожденная от всяких оков теологическая мысль пробудилась и забила живым ключом. Эти годы, как и последовавшие затем годы царствования Валета и Феодосия, несмотря на некоторые невзгоды, были весьма счастливы для восточной церкви. Работали, говорит Гарнак 1626 , над великой задачей: восстановить на востоке правую веру. Сражались в почетной борьбе. Грезили о вечном союзе между наукой и верой. Это же время было весьма благоприятно для развития церковного устройства. В эту пору совершается концентрация и внутренняя реорганизация церкви. Вмешательство двора в церковную жизнь прекратилось. Следствием этого явилось выступление вперед догматических партий, чисто как таковых, и возможность без давления со стороны правительства завязать друг с другом враждебные или дружественные отношения соответственно их догматическому положению. На сцену выступили соборы, положившие основание союзам епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

А.А. Половцов Щедрин, Феодосий Федорович Щедрин , Феодосий Федорович – профессор скульптуры Императорской Академии Художеств, выдающийся ваятель; брат Семена Федоровича Щедрина, родился в 1751 г., умер 19 января 1825 г.; отец его был солдатом лейб–гвардии Преображенского полка, и мальчик первоначальной грамоте учился в полковой «счетной комиссии для обучения письма», о чем он упоминает в своем прошении, поданном им в Академию Художеств 26 января 1764 г., т. е. когда ему не было даже полных 13–ти лет, с просьбой принять его в число казенных воспитанников Академии; просьба его была уважена. В 1769 г. он получил за исполнение барельефа по заданной программе первую серебряную медаль, в следующем 1770 г. за барельеф же «Посягательство Рогнеды на жизнь Владимира» был удостоен малой золотой медали и в 1772 г. награжден большой золотой медалью за исполнение двух сюжетов: «Греческий философ Кирилл, показывающий великому князю Владимиру, по изъяснении разных вер, завесу с изображением Страшного Суда» (академическая задача 1771 г.) и «Великий князь Изяслав Мстиславич раненый, которого собственные воины намерены были убить» (по задаче 1772 г.). Выдающиеся успехи Щ. в композиции и лепке побудили Академию оставить его по окончании курса пенсионером и в 1773 г. командировать его за границу. По странной ошибке Щ. был послан сначала во Флоренцию, где в то время не было ни академии, ни художников, в Рим же, куда собственно и отправлялись молодые художники, он попал только в августе 1774 г., да и то пробыл там не более полугода, так как вскоре получил строгий приказ от русской Академии оставить Италию и ехать в Париж. В Риме Щ. вылепил недурную статую «Аполлона, вынимающего стрелу из колчана». Переехав в марте 1775 г. в Париж, он под руководством профессора Габриэля Аллегрена занялся работой над «академической фигурой» и, как он выражается в одном из писем, еще «над чем–то круглым» по собственному эскизу. Это «нечто круглое» оказалось действительно круглой фигурой фауна Марсиаса, за которую парижская академия в конце 1776 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВДОКСИЯ, ИМПЕРАТРИЦА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Элия Евдоксия (лат. Aelia Eudoxia; греч. Αιλα Ευδοξα; + 404 ), императрица Восточной Римской (Византийской) империи (с 9 января 400), жена имп. Аркадия (395-408) Мать Евдоксии - римлянка, отец - Флавий Баутон, франкский полководец при императорах Грациане (375-383) и Валентиниане II (375-392), консул 385 года. После кончины отца Евдоксия воспитывалась в доме главнокомандующего (magister militum) Промота. По сведениям источников, Евдоксия отличалась необыкновенной красотой . Проект брака Евдоксии с имп. Аркадием принадлежал препозиту (praepositus sacri cubiculi) евнуху Евтропию, который стремился разрушить планы могущественного префекта претория Востока галла Руфина, хотевшего женить императора, регентом которого он был, на своей дочери. Неизвестно отношение имп. Феодосия I Великого (379-395), отца Аркадия, к этому проекту, т. к., вероятно, эта идея возникла у Евтропия уже после смерти Феодосия I (17 января 395). Свадьба Аркадия и Евдоксии состоялась 27 апреля 395 года. В этом браке Евдоксия родила пять детей: Флакиллу (Флациллу; 397-403?), Пульхерию (399-453), Аркадию (400-444), Феодосия, будущего императора (401-450) и Марину (403-449). После убийства Руфина (ноябрь 395) фактическая власть в восточной части империи перешла к Евтропию, который в 398 году стал патрикием, а в 399 году - консулом (до него эти титулы никогда не давались евнухам); ему были даже поставлены статуи. На фоне безвольного, вялого и слабого здоровьем имп. Аркадия Евдоксия оказалась у власти наравне с Евтропием и сыграла решающую роль в ссылке и последующей казни евнуха (конец 399). 9 января 400 года Евдоксия была провозглашена августой. До этого наделение императрицы титулом августы было редким явлением (за IV век только две из семи императриц получили этот титул); впервые новый статус жены императора был приравнен к статусу самого императора, извещения об этом (laureatae) были разосланы по всей империи.

http://drevo-info.ru/articles/13679111.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ [греч. Ονριος] Флавий (9.09.384, К-поль - 15.08.423, Равенна), имп. Зап. Римской империи с 17 янв. 395 г. Младший сын имп. Феодосия I Великого и августы Флациллы. С 10 янв. 393 г. соправитель своего отца Феодосия и старшего брата Аркадия. В дек. 394 г. в Медиолане (совр. Милан) по завещанию имп. Феодосия получил в управление зап. часть Римской империи (диоцезы Италия, Африка, Галлия, Испания, Британия, Зап. Иллирик). Из-за молодости Г. первоначально реальная власть была сосредоточена в руках военачальника Стилихона (до 408), занимавшего пост magister militum (главнокомандующего) и женатого на двоюродной сестре Г. Серене. Старшая дочь Стилихона Мария (с 398) была женой Г., после ее смерти (408) он женился на ее младшей сестре Фирманции ( 27 июля 415, Равенна); детей не имел. В период регентства Стилихона империя отражала набеги вестготов, возглавляемых риксом Аларихом. В 395 г. Аларих совершил рейд в Ахайю, где разграбил Коринф, Мегару, Спарту и ряд др. городов. Стилихон c переброшенными из Иллирика войсками в кон. 395 - нач. 396 г. остановил и заблокировал Алариха в Эпире. Однако полного разгрома вестготов не последовало. В результате правительство Аркадия вступило в соглашение с Аларихом и предоставило ему пост magister militum диоцеза Иллирик. Дальнейшие взаимоотношения между имперской администрацией и Аларихом строились на взаимном шантаже: правительство угрожало лишить Алариха офиц. статуса, а он в обмен на свою лояльность требовал все новых контрибуций. В 401-402 гг. вестготы вторглись в Италию, осадили Аквилею и Медиолан, но вскоре были разбиты Стилихоном и вернулись в приграничные районы Иллирика. В 404 г. из-за уязвимости Медиолана столица Зап. Римской империи была перенесена в Равенну. Новая столица, окруженная низменной, частично заболоченной равниной, была труднодоступна с суши и, будучи портовым городом на Адриатическом м., имела прочную связь с Вост. Римской империей и любыми пунктами Средиземноморья.

http://pravenc.ru/text/166141.html

Глава 1. Эпоха святого Константина Великого 1. Граница эпох В историографии присутствуют разные версии хронологической границы между античностью и средневековьем. Один из вариантов периодизации сопрягает начало средневековья с разделением Римской империи по завещанию святого императора Феодосия Великого между его сыновьями Аркадием и Гонорием на две части, и одна из них с этих пор именуется уже историками Западной Римской империей, а другая – Восточно-Римской, или Византийской. Между тем ни императоры, ни их подданные – римляне, или, по-гречески, ромеи, даже и не подозревали о существовании этих новообразований. Хорошо известно, что это только кабинетные топонимы. Сам факт разделения империи в 395 г. представляется фантомом. В порядке управления, но при сохранении имперского единства, единого юридического пространства, империю делили не раз и до Феодосия Великого: соправительство при территориальном размежевании сфер ответственности императоров случалось и до Диоклетиана, Диоклетиан установил режим тетрархии, после кончины святого Константина империя разделена была на три части между его сыновьями, а потом воссоединилась под властью одного из них – Констанция. Не прошло и сотни лет после мнимого раздела империи в 395 г., как в 476-м предводитель варварских полчищ Одоакр низложил западно-римского, как его называют историки, импе­ратора Ромула Августула и, отослав императорские инсигнии в Константинополь, восстановил единство империи. Это вер­но, что власть Зинона над западной частью империи оставалась номинальной, но таковой она была уже и раньше, при 9 послед­них западно-римских императорах, юридически же Одоакр стал всего лишь наместником единовластного с этих пор Римского императора Зинона, имевшего резиденцию в Константинополе, довольствуясь титулом римского патриция. А при святом Юсти­ниане восстановлена была вполне реальная власть императо­ра над западными диоцезами, или Гесперией, как называли эту часть империи греки, и хотя после Юстиниана западные владе­ния были утрачены империей, но не в Италии и не над самим Римом, который еще в течение двух веков управлялся из Ново­го Рима наместниками императоров. Таким образом, поскольку ничего радикально значимого в 395 г. не произошло, эта дата не годится в качестве эпохального рубежа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Имев от природы крепкое телосложение и сохранив свои физические силы от всякого преждевременного расстройства и истощения строгою, воздержною и правильною жизнью, какую всегда вёл от самого раннего детства, в Бозе почивший незабвенный Архипастырь Киева – Высокопреосвященный Митрополит Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), и в глубокой старости был неутомим как в трудах Святительского служения, так и в подвигах иноческой жизни, и выносил эти труды и подвиги с удивительною бодростью, укрепляемый помощью свыше и необычайною силою духа в немощах плоти, изнурённой преклонностью лет. Только с 1853 года, и в особенности, после весьма тяжкой болезни, постигшей его в Декабре месяце 1855 года, он видимо стал изнемогать, подвергаться частым недугам, которые каждый раз встречал как предвестников кончины, но переносил с изумительным терпением и благодушием, и радовался при мысли, что они приближают вожделенный для него час переселения в жизнь вечную. Как зрелый плод сам собою спадает с дерева, готовый для житницы: так и душа Архипастыря, созревшая в подвигах веры и благочестия, естественно стремилась в житницу небесную, подобно душе Псалмопевца, который говорит: имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Когда прииду и явлюся лицу Божию? ( Пс. 41:2–3 ), или душе великого Апостола, который писал: желаю разрешитися и со Христом быти. Мне еже жити – Христос, а еже умрети приобретение есть ( Флп. 1:21–23 ). «Кто это держит меня здесь»? – говорил часто Архипастырь в постигавших его недугах; или же обращался к приближённым своим с такими словами: «не держите меня, отпустите меня; ведь я совсем уже приготовился отойти ко Христу Спасителю. Я не хочу умирать, а хочу вечно жить. Храмина тела моего видимо разрушается. Вот и ноги отказываются ходить и руки делать, и голова работать, а душа радуется, и желала бы хоть сейчас разрешиться. Слава Богу за всё! Довольно было с меня пожить. Уповаю на милость Его, что там будет мне хорошо. Дух мой стремится из уз плоти, и всё земное для меня уже чуждо; от того и тело моё так утончилось и исхудало. Как жених с нетерпением ждёт брачного дня для соединения с невестою, так и я жду и желаю разрешиться от этой жизни. Я также поступил бы со смертью , как Игнатий Богоносец , который, быв приговорён к съедению зверями, говорил: если звери пощадят меня, я нарочно раздражу их».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Содержание Письмо 135 к Евоптию Письмо 147 к Олимпию Письмо 113 к Евоптию Письмо 4 к Евоптию Письмо 105 к Евоптию Письмо 16 к Гипатии     Настоящая публикация представляет собой первый перевод на русский язык избранных писем Синесия Киренского, а именно: 135, 147 (фрагмент), 113, 4, 105, 16. Публикация сопровождается вступительной статьей и комментариями. Публикация представляет собой перевод избранных писем Синесия Киренского, греческого автора конца IV – начала V в. Дата его рождения до сих пор является предметом споров: некоторые ученые приводят 365 г. 1 , большинство же исследователей согласны в том, что Синесий родился не позднее 370 г., вскоре после смерти Юлиана, и жил при императорах Валенте, Феодосии Великом, Аркадии и Феодосии Младшем, пока не исчез с исторической арены около 413 или 414 г. Своим отечеством Синесий считал Спарту и возводил свой род через спартанского царя Эврисфена к Гераклидам 2 . О родителях Синесия ничего не известно, кроме того, что они были людьми обеспеченными и имели репутацию в обществе. Скорее всего, они умерли, когда он был еще ребенком 3 . У Синесия были брат и сестра 4 , к которым он всю жизнь питал нежную привязанность и дружбу. Его сестра Стратоника, чью красоту он воспевает в эпиграмме, была женой Феодосия, придворного императорского двора 5 . Брат Синесия (скорее всего, младший 6 ) Евоптий на протяжении всей жизни был для Синесия одним из самых дорогих и близких людей. На основании того, что под актами Эфесского собора (431) стоит подпись Евоптия, можно предположить, что он стал епископом Птолемаиды после смерти Синесия. Однако, скорее всего, это простое совпадение имен 7 . Детство и юношеские годы Синесий провел в родной Кирене. Ни в одном из своих сочинений Синесий не упоминает имен своих учителей в Кирене, однако его знакомство с творчеством греческих поэтов, философов и риторов указывает на то, что он получил классическое образование. В 393 г. Синесий приехал в Александрию и оставался там вплоть до 395 г. Этот период его жизни является неким ключом к пониманию религиозного самосознания Синесия, т. к. в этот период он не просто становится неоплатоником, но, что более существенно, изучает неоплатонизм под руководством Гипатии. Гипатия также была одной самых близких друзей и наставников Синесия. Он расстраивался, если долго не получал от нее письма, просил помощи в своих научных изысканиях, советовался с ней по поводу своих сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Филипп Шафф (протестант) Глава I. Падение язычества и победа христианства в Римской империи Общая литература J. G. Hoffmann : Ruina Superstitionis Paganae. Vitemb., 1738. Tzschirner : Der Fall des Heiden thums. Leipz., 1829. A. Beugnot : Histoire de la destruction du paganisme en occident. Par., 1835. 2 vols. Et. Chastel (из Женевы): Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. Par., 1850. Ε. V. Lasaulx : Der Untergang des Hellenismus и. die Einziehung seiner Tempelgüter durch die christl. Kaiser. Münch., 1854. F. Lübker : Der Fall des Heidenthums. Schwerin 1856. Ch. Merivale : Conversion of The Roman Empire. New York 1865. §2. Константин Великий. 306 – 337 г. по P. Χ. 1 . Источники этого периода: Лактанций (ум. в 330): De mortibus persecutorum, cap. 18 sqq. Евсевий , Hist. Eccl., 1. ix, χ; а также его хвалебный и весьма пристрастный труд Vita Constantini, в 4 книгах (Εις τον βον του μακαρου Κωνσταντνου του βασιλως) и его Панегирик, или De laudibus Constantini; в изданиях исторических трудов Евсевия: Valesius, Par., 1659 – 1673, Amstel., 1695, Cantabr., 1720; Zimmermann, Frcf., 1822; Heinichen, Lips., 1827–30; Burton, Oxon., 1838. См. также имперские документы в Codex Theodos., 1. xvi, а также послания и трактаты Афанасия (ум. в 373) и, с языческой стороны, панегирик Назария из Рима (321) и «Кесарей» Юлиана (ум. в 363). 2 . Более поздние источники: Сократ : Hist. Eccl., 1. i. Созомен : Η. Ε., 1. i, ii. Зосима (языческий историк и придворный, cornes et advocatus fisci, при Феодосии II): Ιστορα να, 1. ii, ed. Bekker, Bonn., 1837. Евсевий и Зосима представляют крайне пристрастные мнения за Константина и против него. Справедливая оценка его характера должна быть сделана на основании фактов, приводимых обоими, а также на основании следствий его светской и церковной политики. 3 . Современные авторитеты. Mosheim : De reb. Christ, ante Const. M. etc., последний раздел (p. 958 sqq. Английский перевод – Murdock, vol. ii, p. 454–481). Nath. Lardner, во второй части его великого труда Credibility of the Gospel History, см. Works, ed. Kippis, Lond., 1838, vol. iv, p. 3–55. Аббат de Voisin : Dissertation critique sur la vision de Constantin. Par., 1774. Gibbon : I. c, chs. xiv, xvii-xxi. Fr. Gusta: Vitadi Constantino il Grande. Foligno, 1786. Manso : Das Leben Constantins des Gr. Bresl., 1817. Hug (католик): Denkschrift zur Ehrenrettung Constant. Frieb., 1829. Heinichen : Excurs. in Eus. Vitam Const. 1830. Arendt (католик): Const, и. sein Verb, zum Christenthum. Tüb. (Quartalschrift) 1834. Milman : Hist, of Christianity, etc., 1840, book iii, ch. 1–4. Jacob Burckhard t: Die Zeit Const, des Gr. Bas. 1853. Albert de Brogue : L " église et l " empire romain au IV the siècle. Par., 1856 (vols, i, ii). A. P. Stanley : Lectures on the Hist, of the Eastern Church, 1862, Lect. vi, p. 281 sqq. (Am. ed.). Theod. Keim : Der Uebertritt Constantins des Gr. zum Christenthum. Zürich, 1862 (апология в защиту Константина против мнения Буркхардта).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010