Епископы, по апостолу, кроме того, что должны служить для «верных образцами в слове, в вере и в житии», – должны еще подавать в себе самих «пример в любви, в духе и в чистоте». Святитель Феодосий пламенел любовию к Господу и к своим ближним. Любовь к Богу преисполняла все его существо с самых ранних лет: умом он возносился к Творцу, когда пребывал в храмах Божиих и поиноческим обетам слушал в них службы Божии. Дух, или настроение его, от частого обращения к Создателю, все более и более отрешался от мирских сует и забот. Помыслы становились все чище и чище; чувствования приближались к небесному, воля направлялась на предметы свойства неземного. Так постепенно все его существо претворялось: плотские помышления уничтожались, а духовные брали над ними верх; в сердце водворялась чистота, сродная с ангельскою чистотою; мир неземной водворялся в его душе. Так стал он человеком, который был в постоянном общении со Христом Спасителем. Благодать Святого Духа действовала в нем и чрез него претворяла все его существо. По апостолу стал он человеком «духовным», который имеет в себе самые высокие христианские качества: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22–23 ). Благодать Святого Духа претворяла и самый телесный его состав. Тело его, по апостолу, становилос «храмом Святого Духа» ( 1Кор. 6, 19 ); оно готовилось к тому, чтобы, как говорит святый Псалмопевец, «ни одна кость его не сокрушилас» ( Псал. 33 ). Дух Святый оживотворял тело Феодосия Углицкого, – и оно осталось в нетлении. Теперь прошло уже 200 лет со времени кончины угодника Божия Феодосия Углицкого, а телесный состав его пребывает в нетлении и до сих пор, источая многообразные исцеления для притекающих с верою ко гробу его. Как некогда при апостоле Петре «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян. 5, 15 ); или, как свидетельствует книга «Деяний апостолъских», во время двухлетняго пребывания в Ефесе другого апостола, святого Павла, «Бог творил немало чудес руками» его, Павла, «так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян. 19, 11–12 ); как некогда от телесных составов апостоловъ – Петра и Павла – совершились великие чудеса и знамения: так угодно было Господу Богу, чтобы и в наши времена от нетленного телесного состава святителя Феодосия Углицкого тоже совершались многоразличные исцеления и знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святитель Феодосий пламенел любовию к живому Господу и к своим ближним. Любовь к Богу преисполняла все его существо с самых ранних лет: умом он возносился к Творцу, когда пребывал в храмах Божиих и по иноческим обетам слушал в них службы Божии. Дух, или настроение его, от частого обращения к Создателю все более и более отрешался от мирских сует и забот. Помыслы становились все чище и чище; чувствования приближались к небесному; воля направлялась на предметы свойства неземного. Так постепенно все его существо претворялось; плотские помышления уничтожались, а духовные брали над ними верх; в сердце водворялась чистота, сродная с ангельскою чистотою; мир неземной водворялся в его душе. Так стал он человеком, который был в постоянном общении со Христом Спасителем. Благодать Св. Духа действовала в нем и чрез него, и претворяла все его существо. По Апостолу, стал он человеком «духовным», который имеет в себе самые высокие христианские качества: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» ( Гал.5:22 и 23). Благодать Св. Духа претворяла и самый телесный его состав. Тело его, по Апостолу, становилось «храмом Св. Духа» ( 1Кор.6:19 ); оно готовилось к тому, чтобы, как говорит св. Псалмопевец, «ни одна кость его не сокрушилась» ( Пс.33 ). Дух Святой оживотворил тело Феодосия Углицкого, – и оно осталось в нетлении. Теперь прошло уже 200 лет со времени кончины угодника Божия Феодосия Углицкого, а телесный состав его пребывает в нетлении и до сих пор, источая многообразные исцеления для притекающих с верою ко гробу его. Как некогда при Апостоле Петре «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян.5:15 ); или, как свидетельствует книга Деяний Апостольских, во время двухлетнего пребывания в Ефесе другого Апостола – св. Павла «Бог творил немало чудес руками» его, Павла, «так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11 и 12); как некогда от телесных составов Апостолов Петра и Павла совершались великие чудеса и знамения: так угодно было Господу Богу, чтобы и в наши времена от нетленного телесного состава святителя Феодосия Углицкого тоже совершались многоразличные исцеления и знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однажды она принесла масла из лампады святит. Феодосия; больной помазал им свои раны, – и раны, которые доктора находили неизлечимыми, зажили от св. масла. С тех пор он начал поправляться и теперь может ходить даже без помощи палки. 47) Жена священника В. Самбурского, служившего до 1887 г. при мощах св. Феодосия Углицкого, страдала невыносимою внутреннею болезнию; доктора определили день ее смерти и совершенно оставили лечить. Муж больной приготовил все нужное для похорон, в том числе муку и дрожжи. Изморившись, он лег уснуть в другой комнате своей квартиры. Часа чрез два он услышал голос жены, – до этой поры не говорившей несколько дней, – которая допытывалась у сиделки, кто был в комнате? Вошедши в комнату больной и видя жену сидящею в возбужденном состоянии, муж начал ее успокаивать; но она упрямо твердила, что в ее комнате был кто-то сторонний. После этого больная остановила свой взор на образе святителя Феодосия и тут только радостно заговорила: «был тут святитель в подряснике, велел выпить стакан дрожжей; дайте скорей, а то я умру». Дрожжи были принесены, больная выпила их и к вечеру же чувствовала себя настолько лучше, что могла встать с постели. 48) В 1887 году получил исцеление от угодника Феодосия Углицкого сын Черниговского мещанина Егора Александрова Василий, 11-ти лет. Он сильно заболел глазами. Около 4-х месяцев его лечили доктора без всякого облегчения. Наконец на консилиуме решили, что на выздоровление правого глаза можно надеяться, но нужно сделать операцию, а левый признали безнадежным. После этого больной видел во сне нищего, который советовал ему сходить в пещеру святит. Феодосия и помолиться. Проснувшись, они рассказал сон своим родителям. Мать вскоре отвела его в пещеру, просила отслужить панихиду за упокой святителя Феодосия и молебен о здравии болящего Василия. По возвращении домой больной почувствовал свои глаза лучше, начал различать цвета, отказался от операции, и в скором времени глаза его совершенно поправились. 49) В 1888 году получил исцеление от болезни дворянин Василий Петров Оболонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но нс так на самом деле. С большим сожалением приходится сознаться, что, не смотря на такое недавнее время, мы имеем очень мало сведений о новоявленном Угоднике Божием. Домашняя жизнь его, келейные подвиги, его пастырская деятельность и отношения к окружающей среде – до сих пор остаются мало известными. Всякие усилия открыть какие-либо особенные памятники, которые могли бы приподнять таинственную завесу, скрывающую от нас обстоятельства жизни св. Феодосия Углицкого, и пролить яркий свет на темную область, пока остаются тщетными. Это отчасти и понятно. С одной стороны, необыкновенная скромность и христианское смирение Святителя могли быть причиною того, что так мало дошло до нашего времени памятников, касающихся жизни и деятельности его. Истинное смирение не любит говорить о себе; жизнь и дела Святителя были более внутренние, которые весьма ценны в очах Божиих, хотя и мало оставляют видимых следов в истории человечества. А с другой стороны, известно, что Киевский Выдубицкий и Черниговский Елецкий монастыри, места наиболее продолжительного служения Феодосия Углицкого, пережили в своей истории не мало невзгод, во время которых могло быть потеряно многое из хранившегося в их архивах. Все это служит причиною того, что не только в других областях и местностях России о жизни св. Феодосия доселе почти ничего не известно, но даже в Киевской и Черниговской губерниях, местах его преимущественного служения и деятельности, до сих пор не найдено более или менее подробных сведений о ней. О происхождении святителя Феодосия, о его первоначальной жизни можно сказать лишь кое-что на основании предположений и косвенных соображений. Ни год его рождения, ни имя, нареченное ему при святом крещении, ни место родины – не могут быть указаны определенно. С достаточною вероятностью время его рождения можно отнести к началу тридцатых годов ΧVΙΙ столетия. Относительно места его родины существует несколько различных предположений. Одни, основываясь на фамилии, думали, что Святитель происходил из г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отец на это не согласился. Помазали больную руку маслом от лампады святителя Феодосия; опухоль скоро уничтожилась, и скабку вынули. Он в настоящее время жив. в) 5 февраля 1878 года сам он, Стефан М., страшно заболел, так что от боли в пояснице не мог ни ходить, ни лежать. В таком положении он обратился с молитвою к святителю Феодосию, помазал больное место маслом от лампады святителя – и почувствовал облегчение. 43) В 1882 году получила исцеление от св. Феодосия Углицкого дочь Городнянской мещанки Иозефины Заборовской Людмила, 7-лет. Она была одержима падучей болезнию (по словам врачей – хорея), причем не владела правой рукой и ногой около 4-х месяцев. Мать ее Иозефина обратилась с слезною молитвою к Богу и Его угоднику – святителю Феодосию. 5 января 1882 г. ей приснилось, будто она с больною дочерью находится в пещере свят. Феодосия, и когда стали прикладываться к мощам его, она сказала дочери, чтобы та рукой прикоснулась к покрывалу угодника Божия. Это заметил бывший в пещере священник и спросил: «зачем больная прикоснулась к покрывалу угодника?» и когда мать рассказала причину, он одобрил и советовал отслужить молебен с акафистом Богоматери пред Елецкою ее иконою. Проснувшись, она исполнила, что ей приказано было во сне, и дочь ее выздоровела. 44) «Переезжая в ноябре 1884 года из Харьковской губернии на службу в г. Чернигов, я простудился, и у меня образовалась сильная головная боль, сопровождавшаяся сильным раздражением, дурнотою и потемнением зрения. Страдания мои были невыносимы и лишили меня возможности своевременно выполнять возложенные на меня обязанности. Будучи ни в состоянии выносить страдания, я пригласил к себе доктора коллежского советника Навроцкого и просил его излечить мою болезнь. Он определил, что у меня открылся в сильнейшей степени мигрень, для излечения которого в скорости нет положительных средств. Тогда я и жена моя начали усердно посещать нетленные мощи св. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, и молить его молитвами своими пред Господом избавить меня от головной боли.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дифтерит не ограничился этим местом, но распространился на всю полость носа, пробил барабанные перепонки и проник в глаза, которые вследствие отека закрылись. Всюду появились дифтеритические пленки с обильным отделением гноя. Температура тела все время в течение месяца держалась от 40 до 41 градуса. Лицо больного приняло вид бесформенной массы. Истощение тела достигло высшей степени, не смотря на хорошее питание; сердце слабо билось. Все разнообразные медицинские средства не приносили никакой пользы. Тогда я, посоветовавшись с товарищем доктором Рыбальским, лечившим больного совместно со мной, пришел к заключению, что надежды на выздоровление нет никакой, о чем и объявил жене. В отчаянии мать пошла в собор, где ей дали пелену от мощей святителя Феодосия Углицкого. По возращении ее домой, мы возложили на голову младенца пелену, которую он облобызал. Минут через 10 больной попросил посадить его в постели поиграть. С этого дня началось медленное поправление здоровья сына, окончившееся полным выздоровлением. Твердо верую и убеждении, заключает свое показание г. Матвеев, что выздоровление моего сына Виктора произошло только чудотворением от мощей и по молитвам преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского». «2 сентября сего 1896 г., в 12 часов дня, прискакал ко мне верхом на лошади крестьянин деревни Вихарева Амплий Григорьев Краснов с просьбою помолиться о жене его, очень давно мучившейся родами. Просьбу Краснова я исполнил. 3-го сентября рано утром, в 2 часа за полночь, приехал ко мне тот же крестьянин с просьбою исповедать и причастить его жену, так как она находится при последнем издыхании, по причине неразрешения от бремени: «едва ли застанем ее и живою», – добавил он. Мы поехали. Краснов был в отчаянии. «Не знаю, что будет со мною, – говорил он, – если умрет у меня жена. Только что я маленько поправился, построил сарайчик и амбарчик (постройки его на гумне злые люди сожгли), только было поуспокоился – и опять постигает новое горе». – «Не горюй, – говорю я Краснову, – у Господа Бога много милостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Единоверческий священник Терентий Уколов УДОСТОВЕРЕНИЕ. Дано сие от Прочноокопского станичного правления, Лабинского отдела, Кубанской области, старообрядческому наставнику Иоанну Нефедьевичу Горшенину и казакам старообрядцам Петру Михайловичу Короткову и Мартиану Николаевичу Вихлянцеву в удостоверение того, что они, Горшенин, Коротков и Вихлянцев избраны обществом Прочноокопских старообрядцев в качестве депутатов для присутствования, в городе Чернигове на священном торжестве открытия святых кощей святителя Феодосия Углицкого, Архиепископа Черниговского, для убеждения в истинности святых мощей. В том Прочноокопское станичное правление подписом и приложением станичной печати удостоверяет. Сентября 4-го дня 1896 года. Атаман Прочноокопской станицы Е. Лузиков Станичный писарь Ф. Лузиков АКТ. 1899 года апрели 23 дня. Мы, нижеподписавшиеся, казаки Прочноокопокой станицы, Кубанской области, старообрядец, по белокриницкому окружноческому священству, Маркелл (по местному «Мартиан») Николаевич Вихлянцев и бывший старообрядец, потому же окружнеческому священству, а ныне сын Православной Греко-российской церкви, Пётр Михайлович Коротков, – быв сего числа в доме священника Терентия Уколова, по его приглашению, слушали: «Рассказ Мартиана Николаевича Вихлявцева, о теле, Феодосия», напечатанный в старообрядческом заграничном журнале «Слово Правды». Принимая во внимание, что упомянутый рассказ с начала и до конца переполнен лжою на нас и клеветою на св. мощи св. Феодосия и на все совершившиеся в гор. Чернигове чудеса и исцеления от мощей св. Феодосия, – поставили себе в святую обязанность сим актом опровергнуть возведённую на нас Ф. Мельниковым бессовестную неправду следующим истинным, чистосердечным и непринуждённым открытым показанием, – В своём «Рассказе» Ф. Мельников пишет: «по общей просьбе депутатов, рукавички (с руки св. Феодосия) были сняты, причём оказалось: одна рука сохранилась почти в целости, другая же не имела никакого вида, потому что была, как уголь, черна. После осмотра рук депутация упросила показать ноги. Обнажили левую ногу. Если бы не сказали ранее, что это нога, то нельзя бы эту виденную нами ногу признать ногой человеческой: она была, как уголь, чёрная, причём икра ноги почти совсем истлела. Другую же ногу, не смотря ни на какие просьбы депутатов, – осмотреть не позволили и её не обнажили. Депутаты стали просить показать лицо Феодосия, но в этом им тоже было отказано. И духовенство объяснило, что лицо показать не могут, потому что оно не имеет никакого подобия лица человека, что оно обезображено естественным тлением». –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В прессе указаны были два события, толкнувшие терновских сектантов к самозакапываниям: всеобщая народная перепись и открытие мощей Святителя Феодосия Углицкого. Первое событие относится к области политической жизни, второе к церковной. Внешним образом терновские события несомненно связаны с всеобщей народной переписью, однако же по своему внутреннему характеру события эти всецело относятся к сфере религиозной, или церковной, жизни . Правда, трудно указать непосредственную связь терновской эпидемии с церковным торжеством 9-го сентября; но по времени — некоторая связь, по-видимому, существует, и Федор Ковалев положительно указывает на начало сентября, как на время, когда беспокойство и брожение среди терновских раскольников резко обозначилось. Без сомнения, открытие мощей святителя Феодосия Углицкого явилось крупным событием не только в церковной, но и в народной жизни: оно вызвало общее народное возбуждение, выразившееся подъемом духа, паломничеством, усилением надежд и чаяний. Несомненно также, что на раскольников и других диссидентов это церковное торжество не могло не произвести противоположного действия: не могло не напомнить об их обособлении, о мучительном религиозном отщеплении и отделении от великого народного организма, с которым они соединены языком, бытом, обычаями и в то же время резко разграничены в церковном и вероисповедном отношении. При религиозности русского народа это разделение является весьма существенным обстоятельством для народной совести и влечет за собою нечто вроде безмолвного, непрекращающегося суда одной стороны над другой, т. е. православных и старообрядцев . Этот народный суд явно сказался во время открытия трупов погибших сектантов, когда тысячи зрителей своими массами запрудили терновские хутора и когда сотни изумленных лиц, собравшихся на крышах, деревьях, возвышенных местах, устремили взоры свои на страшную картину откапывания трупов. В собравшейся толпе слышались угрозы, раздавались проклятия; в настроении тысяч присутствующих сказывалось строгое осуждение не только терновским сектантам, но и всему расколу . Это осуждение принимали на свой счет не одни терновские обитатели, но и многочисленные представители других раскольнических толков и согласий, присутствовавшие при открытии трупов. Они чувствовали тяжесть события, которое ложилось укором на весь раскол , без различия его партий. Как на подробность, свидетельствующую о таком настроении старообрядцев, можем указать на тот факт, замеченный многими, что окрестные старообрядцы старались всеми мерами загладить и смягчить впечатление терновских событий и во время извлечения из земли трупов и вскрытия помогали полиции, переносили разлагающиеся трупы, до которых никто не хотел прикоснуться. По замечаниям наблюдателей, этим они хотели дать как бы некоторое удовлетворение негодованию и безмолвному осуждению массы, безропотно покоряясь суду народной совести.

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

или за какую вину оставится епископии собором и судом крайнего архиерея. Без сих же вин, идеже есть епископ на престоле своем, епископ на той же престол другий никакоже поставится»... «А в Чернигове, – говорится далее в том же документе, – архиепископ Лазарь Баранович ныне жив и о отрицании того престола, каковые-либо ради вины или изнеможения, писания его к царскому величеству и к святейшему патриарху несть, – только к святейшему патриарху в письме он, архиепископ, написа, чтобы изволил святейший патриарх посвятити его, Феодосия архимандрита, ему – архиепископу ныне быти сослужителя, последи же его смерти чтобы наследник был того престола; а како бы ему он назывался сослужитель: епископ ли, или архиепископ, и на который ныне престол поставити его, того не объявлено... И в гетманском и людей духовных письмах на чье бы место сего архимандрита в архиепископы поставити и когда, где же и како ему жити, не написано... У единые же церкви архиерейского престола двум женихом быти нелепо есть, и правилами возбранено зело, и именоватися обоим «Черниговским архиепископом» непристойно, без именования же коего-либо града епископы не поставляются... Како убо желают, чего не знают?... И чьим ему (Феодосию) именем будити, и како зватися всячески безместно? И грамоту ставленную како ему датя?» Вот какие рассуждения происходили в Москве о поставлении присланного архимандрита Феодосия Углицкого во архиепископы. На первых порах в Москве не признали возможным рукоположить св. Феодосия во архиепископа и постановили, что, если благоугодно архимандриту Феодосию быть в чине архиепископа, то следует нарочно сделать сообщение архиепископу Черниговскому Лазарю и, все ему высказав, взять с него письменное отречение от управления епархией; решено было возвестить о таком постановлении и малороссийскому гетману. По этому делу, надо думать, происходила не малая переписка между Москвою и Черниговым. В продолжении целых двух месяцев, до самого сентября, вопрос о посвящении Феодосия Углицкого в архиепископа находился в неопределенном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подпись под этим решением такова: «Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский и Новгородский, архимандрит Елецкий». В другой раз один житель села Лопазни (Мглинского уезда), по имени Фома Гречушенко, жаловался святителю Феодосию на о. Дионисия, Мглинского наместника, за то, что последний домогался присвоить его отцовское имение и ради этого причинял ему множество неприятностей, намереваясь даже посадить в тюрьму его сына. Больно отозвалась в сердце святителя эта жалоба, и он немедленно постарался защитить обижаемого. Св. Феодосием было послано письмо к Почеповскому протопопу Иоанну Белявскому, в котором (письме) повелевалось ему вразумить и предупредить обидчика. «Призови, пречестность твоя, – писал св. Феодосий Иоанну Белявскому, – того отца наместника (Дионисия) к себе и от нашего пастырского имени вразуми его, чтобы он приостановился и больше не причинял обиды тем убогим людям. Ибо такие оскорбления к Богу взывают об отомщении. Если же тот отец наместник не остановится в том, тогда, пречестность твоя, досмотри, чтобы он немедленно явился до нашей кафедры, когда будут требовать его эти люди. Еще раз приказав это твоей пречестности, посылаем наше архиерейское благословение». По всей вероятности, пастырское распоряжение святителя Феодосия произвело свое действие и заставило смириться Мглинского наместника. Мы привели два примера, наглядно доказывающих сострадание святителя к беспомощным и сирым, его заботливость об угнетаемых и обижаемых людским произволом, а теперь укажем один случай, характерно обрисовывающий способность св. Феодосия давать благоразумные решения даже в трудных и спорных делах и его христианский взгляд на отношения мирские. Однажды в 1695 году св. Феодосий Углицкий гостил, как он сам выражается в своей грамоте, в г. Новгородсеверске. Здесь совершенно неожиданно ему пришлось решать один спор относительно сенокосов, находящихся возле реки Ивота (в Новгородсеверском уезде). К св. Феодосию явились кафедральные подданные, жители села Погребков, и жаловались ему на казаков села Ивота за то, что те отнимают у них принадлежащие им Ивотские сенокосы, прося святителя отобрать у казаков эти сенокосы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010