(VI Всел. 27; VII Всел. 16; Гангр. 21.) Толкование Ко всему прочему евстафиане также учили своих последователей носить изорванную и нищенскую верхнюю одежду, не ради истинного, но ради лицемерного подвижничества, чтобы, представляясь благодаря этой одежде святыми и праведными, они пользовались похвалой у многих. Евстафиане также учили осуждать тех, которые с благоговением и страхом Божиим (т. е. не ради хвастовства перед теми, у кого нет такой одежды, и не ради плотской любви или роскошного украшения тела) носят виры [ 113 ] и вообще одеваются так, как принято и для всех привычно. Поэтому настоящее правило анафематствует евстафиан и подобных им за то, что они превозносятся над братьями. Смотри также VI Всел. 27. Правило 13 Если женщина ради мнимого подвижничества переменит одежду и вместо обычной женской одежды наденет мужскую, да будет анафема. (VI Всел. 62.) Толкование Многие женщины, научившись от евстафиан, снимали обычную приличествующую женщинам одежду и надевали мужскую, полагая, вероятно, что от этого они станут праведными и святыми. Поэтому настоящее правило анафематствует тех женщин, которые делают это ради мнимого и лицемерного, а не ради истинного подвижничества [ 114 ] . Смотри VI Всел. 62. Правило 14 Если женщина оставит мужа и захочет жить уединенно из-за того, что гнушается браком, да будет анафема. (Апост. 5:51; VI Всел. 13; Гангр. 21.) Толкование Это также соответствовало учению евстафиан: они учили женщин оставлять своих мужей и, наоборот, мужей – оставлять своих жен и удаляться от них из-за отвращения к браку. Поэтому настоящее правило поступающих так предает анафеме [ 115 ] . Смотри также Апост. 5:51. Правило 15 Если кто-то бросит своих детей и не будет их воспитывать и приводить, насколько от него зависит, к подобающему благочестию, но под предлогом подвижничества станет нерадеть о них, да будет анафема. (Карфаг. 42.) Толкование Если неразумные животные, даже хищники и львы, заботятся о своих детенышах, насколько более должны иметь попечение о своих детях разумные люди? Поэтому и божественный Павел в одном месте говорит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим.5:8 ). А в другом месте: Отцы, воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ). И еще говорит о вдове: «Если она воспитала детей» 116 – и о старицах, чтобы они учили молодых любить мужей, любить детей ( Тит.2:4 ). Но еретик Евстафий и его приверженцы, не внимая этим апостольским заповедям, учили родителей отказываться от своих детей и предаваться подвижничеству. Поэтому настоящее правило анафематствует тех родителей, которые отказываются от своих детей, не воспитывают их и не учат благочестию и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Увы! в этом отношении, в наше время, по крайней мере, заграницей, больше всего грешат те, которые прежде отличались наибольшей религиозностью и духовным тактом и чуткостью – женщины. В летнее время года жутко бывает видеть с каким безстрашием входят они в храмы Божии, не только не одетые прилично, как того требует святыня храма, а даже полураздетые, с непокрытой головой, вопреки ясному повелению Слова Божия, требующего, чтобы женщины покрывали свою голову, как это искони было принято у нас на Святой Руси, и как этого правила придерживаются заграницей даже римо-католики, и протестанты и всякие сектанты, в прямой укор нам, православным. (См. 1 Коринф. 11, 3–15). А уж вхождение в храм женщин с юбками выше колен или в мужских брюках – полное неприличие, которого могут не чувствовать и не замечать только те, для кого правила приличия совсем перестали существовать. Слово Божие прямо повелевает женщинам-христианкам приносить молитвы Богу  «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием»   ( 1Тим. 2, 9 ). Еще в Ветхом Завете было повелено Богом:  «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всякий делающий сие»   (Второзак. 22, 5). То же самое повелевают и наши церковно-канонические правила:  «никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную»   (Правило 62-ое Шестого Вселенского Собора и правило 13-ое Гангрского Собора). Женщины-христианки должны всегда помнить, что храм Божий это не бал и не театр, куда приходят светские «дамы» для того, чтобы показать свои «наряды» и привлечь на себя общее внимание. Храм – это дом молитвы, и в нем все должно быть направлено к тому, чтобы помогать друг другу не разсеиваться, не отвлекаться ничем, а наоборот – сосредотачиваться в молитве. И вообще, христианкам во всякое время надо чаще приводить себе на ум наставление св. Апостола:  «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткаго и молчаливаго духа, что драгоценно пред Богом»  ( 1Петр. 3, 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Что в христианстве одинаково возможны и брак, и безбрачие, на это ясно указывает Сам И. Христос, когда в ответ на слова апостолов, «лучше не жениться», говорит: не все вмещают слово сие, но кому дано, и далее: кто может вместить, да вме- стит ( Мф.19:10–12 ). Смысл слов Спасителя очевидно такой: кому дано, кто может вместить, тот пусть избирает для себя безбрачное состояние, кто же не может вместить, кому этого не дано, – пусть вступает в брак. Совершенно то же учение излагает и ап. Павел, когда говорит: безбрачным и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я (апостол проводил безбрачную жизнь). Но если не могут воздержаться, пусть вступят в брак ( 1Кор.7:7–9 ). Несколько далее, похваляя безбрачие апостол считает необходимым оговориться: впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит (25–28). Трудно с большей ясностью выразить ту мысль, что в христианстве считаются одинаково допустимыми и брак, и безбрачие. И церковь , вопреки утверждению гр. Толстого, очевидно ничуть не изменила основам христианского вероучения, когда изрекла словами отцов Гангрского собора: «мы и девство, со смирением соединенное, чтим и брачное честное сожительство почитаем» 1330 . Сказанное, однако, не исключает того, что при сравнении достоинства безбрачия с брачным состоянием, наряду с допущением того и другого, первому все же отдается в христианстве предпочтение, и именно – как состоянию более благоприятному для достижения высших степеней нравственного совершенства. Отчасти это можно видеть уже из слов Спасителя о том, что некоторые избирают себе безбрачие для царства небесного, и из тона речи в выражении: «кто может вместить, да вместит». Заключающуюся здесь мысль яснее раскрывает ап. Павел, когда в 7 гл. 1 посл. к Коринфянам говорит: хорошо человеку не касаться женщины (1 ст.), желаю, чтобы все люди были как и я (т. е. в безбрачии), или еще: выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше (8 ст. ср. 25–26. 38). Но он не оставляет без разъяснения того, в каком смысле или отношении безбрачие поставляется им выше брака. Именно, брачная жизнь связывает человека многими заботами, которых не знают безбрачные: неженатый – как равно и незамужняя – заботятся об угождении Богу, а же-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Посему оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». По словам Господа Иисуса, это сказал Адам не от себя, но его устами говорил Бог ( Мф.19,4–6 ). Ими было установлено нерасторжимое таинство брака, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В Новом Завете этот союз преображается в священнодействии Венчания. Заметим, что если брак был установлен Самим Создателем еще в раю до падения, то пусть умолкнут все, кто считает его чем-то скверным или нечистым. По священным правилам Гангрского Собора (ок. 340–376 г.г.) они должны быть преданы анафеме! Однако должно помнить, что это Господне повеление, вложенное в нашу природу, действует и при незаконном плотском общении, когда блудники также становятся друг с другом в одну плоть. Апостол Павел учит нас: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею? Ибо сказано: “два будут одна плоть”. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех , какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор.6,15–18 ). Поэтому, всякий, совершающий этот страшный грех, выпадает из Церкви Божией и попадает в антицерковь блуда, от чего да избавит нас Бог! «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Как и сейчас не стыдятся маленькие дети, в которых грех еще не раскрылся; как не стыдятся не ведающие греха звери и ангелы. В них нет разрыва между душевной и телесной жизнью, порождающей стыд. Облачен был Адам в нетленную славу Создателя Своего и посему не видел наготы своей, которую узрел после падения. До греха человек вовсе не смотрел на себя как на нечто немаловажное, и поэтому и не стыдился. Как пишет святой Макарий, «враг, обольстив Адама чрез жену, как чрез нечто подобное, отнял у него славу, какою был он облечен. И таким образом, человек явился обнаженным, и узнал свое безобразие, которого не видел прежде, потому что мысль его услаждалась небесными красотами; ибо, по преступлении, помышления его сделались земными и пресмыкающимися долу, простое и доброе в нем мудрование смешалось с мудрованием плотским и порочным» (23. стр.385).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В Православном Катихизисе о браке сказано: «Что есть Брак? Брак есть таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и Христианскому воспитанию детей» (51: 72. См. раздел «О Браке»). В Великом Каноне Андрея Критского говорится: «Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их некогда в Кане, на браке вкушая пищу плотию и претворяя воду в вино…» (Песнь 9. Читается во вторник первой седмицы Великого Поста). В одном из постановлений Отцов Гангрского поместного собора написано: «Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивую, с мужем своим совокупляющуюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие, да будет под клятвою» (Правило 1. Цит. по 121: 295). Продолжение жизни рода, так же, как и продолжение жизни индивидуума, является одним из основных свойств, заложенных в человеке на уровне инстинктов (инстинкта продолжения рода и инстинкта самосохранения). «Оба эти инстинкты вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно» – говорит протоиерей Серафим Слободской (108: 98). Поэтому вполне естественно и не греховно то, что и действия, направленные на указанное продолжение жизни (соответственно половой акт и, например, питание), сопровождаются чувствами удовольствия, в частности, чувством сексуального удовлетворения. Однако если в контексте брака оставить только данное чувство, то есть превратить секс в самоцель, то тогда такой секс уже будет грехом. Заметим, что это повлечет за собою и другие грехи сексуального характера. Так, например, известная порочность жителей Содома заключалась именно в их гомосексуальном поведении, получившем название «содомского греха». В частности, содомляне добивались гомосексуальной связи с гостями Лота – двумя ангелами в образе людей ( Быт. 19:4–9 ). «Жители Содома добивались гомосексуальной связи с пришельцами. Божье отношение к такому мерзкому, нечестивому поведению стало явным после того, как Он разрушил город. Ср. с Лев. 18: 22, 29; 20: 13 ; Рим. 1: 26 ; 1Кор. 6:9 ; 1Тим. 1: 10 , где всякое гомосексуальное поведение запрещено и осуждается Богом» (50: 41. См. пояснение к словам «познаем их» из Быт. 19: 5 ). Святой апостол Павел по данному вопросу говорит: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах, делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но христианство , которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие – девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования 450 . «Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное» 451 . Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества: «не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:11–12 ). При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» ( 1Кор. 7:32–33 ). Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина 452 . В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели. 2.7. Елеосвящение «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» 453 . Это таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Вывод. Если гормональные контрацептивы приводят к таким страшным заболеваниям, как рак, тромбоз глубоких вен, лёгочная эмболия и бесплодие, не говоря уже о других, менее тяжёлых заболеваниях, и даже несут в себе угрозу жизни и матери, и ребёнка, то ясно, перед риском какой трагедии ставит себя женщина, идя на такой шаг. Брак и монашество – Есть ли сущностное различие между путями спасения в монашестве и браке? – Такого различия нет, ибо спасение любого человека совершается на основании одних и тех же заповедей и по одним и тем же духовным законам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так выразил соотношение между тем и другим: «Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». Правило 10-е Гангрского собора гласит: «Если кто из соблюдающих девство станет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет отлучён». Были случаи, когда даже великим подвижникам Господь указывал поучиться смирению у мирян. Так, преподобный Макарий Великий был послан Богом поучиться к двум замужним женщинам, а преподобный Антоний Великий с этой же целью – к александрийскому сапожнику. И тот, и другой увидели в этих живущих в миру людях пример такого осознания своей греховности, своего недостоинства, смирения, которого даже они сами не имели, и возблагодарили Бога за это научение. Хотя, конечно, возможности освобождения от страстей и достижения духовного совершенства в монашестве и в супружестве различны. Господь объяснил, при каком условии верующий может стать монахом не по форме, а по существу: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 19, 21 ). – Иисус Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ). Из истории христианства мы знаем немало случаев, когда люди отвергались всего, в том числе и семьи, и становились подвижниками. Но священники говорят, что пока с тобой жена, благословения на монашество тебе никто не даст. Как этот вопрос можно решить?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Установлено же правилами Отец наших, таковым год быть в разряде плачущих, два года в числе слушающих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седьмый стоять с верными, и так сподобиться причащения, если со слезами каяться будут (Шестой Вселенский Собор, правило 87). Брак духовенства Если кто о пресвитере, вступившем в брак, рассуждает, что не должно причащаться приношения, когда он совершил литургию, да будет под клятвою (Гангрский Собор, правило 4). Поскольку мы узнали, что в Римской церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые должны быть удостоены рукоположения во диакона или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами, то мы, последуя древнему правилу апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушенным, отнюдь не расторгая союза их с женами и не лишая их взаимного в приличное время соединения. Итак, если кто окажется достойным рукоположения в иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятствием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою... дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ; Мк. 10:9 ). И Апостол учит: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно ( Евр. 13:4 ); также: Соединен ли ты с женой? не ищи развода ( 1Кор. 7:27 ) (Шестой Вселенский Собор, правило 13). Запрет второго брака священников Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни даже вообще в списке священного чина (Апостольское правило 17). Тот, кто взял в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или актрису 19 , не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни даже вообще в списке священного чина (Апостольское правило 18). Запрет брака после рукоположения Повелеваем, чтобы из вступивших в клир безбрачными, желающие вступали в брак одни только чтецы и певцы (Апостольское правило 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие — девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования [ 450 ]. «Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное» [ 451 ]. Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества: «…не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11-12). При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7, 32—33). Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV b.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина [ 452 ]. В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели. 2.7. Елеосвящение «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» [ 453 ]. Это таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

В этих словах Спасителя мы должны выделить два момента: во-первых, этот подвиг является добровольным и, во-вторых, осуществляется только теми людьми, которым дано особое духовное дарование и которые могут его вместить. Призывы безбрачной жизни мы встречаем в Посланиях апостолов. Так, апостол Павел говорит: хорошо человеку не касаться женщины ( 1Кор.7:1 ). В другом месте: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я ( 1Кор.7:8 ). И в дальнейшем апостол поясняет, что для некоторых семейные заботы могут послужить препятствием для личного самосовершенствования человека: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском., как угодить мужу ( 1Кор.7:32–34 ). Идеал девственной жизни был широко распространён в Древней Церкви. Мученик Иустин Философ пишет: «И есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые, из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве; и я готов указать таких из всякого рода» 66 . Профессор П.С. Казанский пишет: «Стремление к девственной жизни так было сильно в первенствующие времена христианства, что нужно было ограничивать даже эту ревность и защищать святость брака» 67 . Необходимо отметить, что подобно тому, как проходил процесс формирования догматического учения Церкви, наблюдался процесс становления и аскетического богословия. Изучая историю подвижничества, мы видим, что наряду с истиной существовали и еретические учения, с которыми боролась Церковь . В аскетике особенно остро встал вопрос об отношении к девству и браку. Гностические секты, отказывающие признавать материю добрым творением Бога, полагали, что человеческое тело и всё, что с ним связано, является злом, и брак, который лежит не только в области психической, но и физической, не может быть совершенной формой христианской жизни. Часто встречались случаи не только отказа от вступления в брак, но и массовые разводы в среде вновь обращённых христиан. Церковь резко отреагировала на искажение истины. На Гангрском Соборе 343 года был принят ряд постановлений, осуждающих отрицательное отношение к браку. Приведём некоторые из них:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010